Дидактическая игра кто построил этот дом в старшей группе
Тема «Кто построил этот дом?»
Постучали и открыли.
Проходите все сюда.
Беседа » Такие разные дома»
Посмотрите, как выглядел старинный дом.
(Дети рассматривают).
Воспитатель:
Из чего он построен? (ответы детей) Дома строили из дерева. Деревянный дом был теплый. Бревна плотно лежали друг на друге – даже щелочки не увидишь. Такой дом строили всей семьей, а семьи были большие: жили все вместе дедушка, бабушка, папа, мама, дети. Та часть дома, которая выходила на улицу была «лицом». Дом смотрел на улицу окнами, в старину их называли глаза дома.
Вопрос:
Для чего нужны окна? (ответы детей) Правильно, через них в дом входил солнечный свет, и можно было видеть, что делается на улице. Окна украшали наличниками – резными узорами, чтобы дом выглядел нарядными.
Вопрос:
Давайте посмотрим, из чего состоит узор? (из цветов, листьев, квадратов, кругов, волнистых линий)
Воспитатель:
Были у окошек и ставенки. Ставни – небольшие «дверцы» на окнах, их тоже украшали резьбой. С улицы каждый мог видеть: открыты ставни – значит, хозяева уже встали, а закрыты – значит, еще спят или ушли куда-то.
У дома была крыша со скатом (показать ладошками), чтобы вода стекала, и не задерживался снег. Крышу дома украшали, вырезанные из дерева: голова коня, петушок, солнышко.
Крыльцо – «распахнутые руки» дома. Оно связывает его с улицей, соседями.
Хозяин выходил на крыльцо своего дома и приглашал соседей в гости:
«Вы, соседи, проходите,
Чаем с медом угоститесь».
Стоит перед нами дом, светится на солнце. Сколько в нем красоты, как талантливо все придумано!
Вопрос:
В каком доме вы хотели бы жить? Почему? (Ответы детей)
Воспитатель:
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Что забыл нарисовать художник?»
Для этой игры можно верхнюю картинку с избой сделать в виде пазла, с вырезанными окошками, крыльцом и крышей, которые собраны в одно изображение
Игра «Что забыл нарисовать художник?»
Воспитатель показывает карточку, на которой нарисован дом без окон.
Вопросы:
Что забыл нарисовать художник? (окна).
Давайте вспомним, как в старину называли окна? (глаза дома)
Чем украшают окна, чтобы дом выглядел красивым? (Наличниками)
Зачем в старину нужны были ставни?
Карточка — дом без крыльца.
Вопросы:
Что не нарисовал художник у этого дома? (крыльцо)
Как в старину люди называли крыльцо? (руки дома)
Карточка – дом без крыши.
Вопросы:
Чего не хватает у дома? (крыши)
Какие были в старину крыши? (двускатные)
Почему они были такими? (чтобы не задерживался снег, стекала вода)
Воспитатель:
Со временем человек стал строить другие дома. Давайте посмотрим, как выглядят современные дома (рассматривание макетов).
Вопрос:
Из чего строят дома сейчас? (из кирпича)
Воспитатель:
Давайте посчитаем, сколько этажей у дома?
Воспитатель:
Современные дома многоэтажные, много больших окон, есть балконы, лоджии.
Вопросы:
Для чего нужны балконы, лоджии? (Люди выходят на них, чтобы посмотреть на улицу, на балконах выращивают цветы, чтобы было красиво). Как называется вход в дом? (подъезд)
Воспитатель:
В современных домах живет много людей. Они следят за порядком в подъезде, сажают около дома деревья, цветы, чтобы воздух был чистый, и всем было приятно, жить в таком доме. Давайте сами построим дом.
Идеи для аппликаций и конструирования из готовых картонных треугольников, прямоугольников и квадратов:
Игра «Будем вместе строить дом»
(Воспитатель читает загадки, дети отгадывают и выкладывают геометрические формы согласно тексту).
Пришел квадрат к квадрату
Помочь родному брату.
И построили вдвоем
Два квадрата новый …
(дом)
На квадрат кладем квадрат
Получается одно
В доме светлое …
(окно)
Треугольник видит — дом,
— Можно поселиться в нём?
И залез повыше,
Дом накрыл он …
(крышей)
Прямоугольник на крыше
Буквой П. стоит всех выше.
Кольцами дымов клубы
Валят дружно из …
(трубы)
Прискакали линии
Черные и синие
И построили на спор
Вокруг домика … (забор)
В небо покатился круг,
Согревая всех вокруг
И лучом в оконце
Постучалось …
(солнце)
Если дети умеют считать до 6, игру можно заменить вариантом с игральными кубиками- мозаика «Строим дом»
Воспитатель предлагает полюбоваться построенными домами.
У нас получилась целая улица. Давайте придумаем ей название (ответы детей). Выбираем название. Дети узнали, что в нашем городе «дома бывают разные: старинные и новые, высокие и низкие, зеленые и красные, деревянные, кирпичные, всем нам нужные — живут в них люди дружные».
«Будем вместе строить дом» и справа решение задачи: как сложить домик из трёх треугольников? |
Идеи для лепки:
печатные настольные дид.игры с цветными карточками(6 карточек) «Мы построим дом»: нам подходит по возрасту «Строим дом» и «Я полез на крышу»- обсуждаем убранство дома , и в игре «Из чего сделан стол ?» обсуждаем материалы.
Источник
Конспект дидактической игры по ознакомлению с окружающим «Строим дом» материал по окружающему миру (старшая группа) на тему
Деятельность детей
Деятельность воспитателя
примечание
Дети встают в круг.
Рассматривают куклу.
Слушают аудиозапись.
Ответы детей: «Построить кукле дом»
Дети садятся на стулья.
Ребята, подойдите ко мне и встаньте в круг.
У нас в группе появилась новая кукла Марина, посмотрите, какая она красивая, умеет говорить, послушайте, что она вам хочет сказать.
Ребята, чем мы можем помочь кукле?
А сейчас пройдите и сядьте на стульчики за столом.
Показывает куклу.
Включает магнитофон с аудиозаписью просьбы куклы о постройке дома.
Стулья стоят стола, на котором разложены карточки
Дети отгадывают. Отгадавший ребёнок находит нужную карточку и рассказывает, какую работу выполняет рабочий:
-Экскаваторщик работает на экскаваторе и роет яму под будущее здание.
— Каменщик строит стены дома из кирпича.
-Кровельщик делает крышу.
-Электрик проводит электричество в дом.
-Слесари-сантехники
Устанавливают ванны, унитазы, раковины, батареи, подводят воду в квартиры и тепло.
Штукатур выравнивает стены и потолки специальным раствором.
Маляр красит в доме стены, потолки.
Столяр-плотник ставит в доме двери, окна.
Ответы детей: «Да, нужна»
Дети отгадывают. Отгадавший ребёнок находит нужную карточку.
(бульдозер, экскаватор, подъёмный кран, грузовик, бетономешалка, каток)
Ребята, давайте с вами вспомним, рабочие каких строительных специальностей нам нужны для постройки дома для куклы. А чтобы вам было легче вспомнить, отгадайте загадки и подберите нужную картинку:
-Работает на экскаваторе и роет яму под будущее здание. Кто это?
Из кирпича мы строим дом, Чтоб смеялось солнце в нём, Чтобы выше, чтобы шире Были комнаты в квартире. Кто это?
-Чтобы в доме было сухо и тепло, Чтобы снег зимою в дом не занесло, Чтоб не мокли люди в доме под дождём, Он железом кроет дом. Кто это?
-Если фаза замыкает, Если рвутся провода, Непременно приглашают Люди в дом его тогда. Кто это?
— Окна настежь, двери настежь, В доме ржавые замки. Кран течёт, у крана насморк Дуют в доме сквозняки. Если вызвать докторов, Будет снова дом здоров. Есть такие доктора, Доктора-профессора, Доктора-волшебники: ….. (слесари-сантехники)
-Кто в доме делает стены и потолки гладкими?
-Есть у мастера сноровка – Водит кистью очень ловко. Тянет следом за собой Ленту краски голубой. Кто это?
-Мастер он весьма хороший, Сделал шкаф нам для прихожей. Он не плотник, не маляр. Окна, двери делает… (столяр)
Молодцы, ребята, подобрали всех рабочих, которые построят дом. Скажите мне, а нужна нам какая-нибудь техника, чтобы построить дом?
Какая техника нам нужна, попробуйте отгадать:
-Там, где строят новый дом, Ходит воин со щитом. Где пройдёт он, станет гладко, Будет ровная площадка. Что это?
-К нам во двор забрался крот, Роет землю у ворот. Сотни рук он заменяет, Без лопаты он копает. Что это?
-Длинной шеей поверчу — Груз тяжёлый подхвачу. Где прикажут, положу, Человеку я служу. Что это?
С утра до вечера Он старательно фырчит,
Кирпичи на стройку мчит.
Грузы развозить привык
Сильный, мощный…
— К стройке подъехала бочка большая,
Крутится медленно, что-то мешая.
В бочку строитель цемент насыпает,
Щебня, песка и воды добавляет.
Ловко замесит для всех – ей не жалко –
Что за машина?
— На строительстве дорог
Мы легко его найдём —
Неказист и невысок,
Но с тяжёлым колесом! Что это?
Воспитатель загадывает загадки о строительных специальностях
Воспитатель загадывает загадки о строительных машинах
Ответы детей
Какие вы у меня молодцы! Отгадали все загадки, нашли все картинки. Теперь сможем построить для куклы Марины дом. Понравилась вам наша игра? Чем понравилась?
Закончить нашу игру я хочу стихотворением С. Баруздина
«Кто построил этот дом»
На улице Садовой
Дом построен новый.
В нем столько светлых окон
Считать, не сосчитать,
А крыша так высоко,
Что птицам не достать.
В доме десять этажей,
В доме тысячи людей.
Кто построил этот дом,
Дом, в котором мы живем?
Архитектор строит дом,
Дом многоэтажный.
Строит дом карандашом
На листе бумажном.
На стройке жаркая пора,
Сигнал уже пробил.
Сегодня каменщик с утра
К работе приступил Кладёт кирпич за кирпичом —
Растёт этаж за этажом,
И с каждым часом, с каждым днём
Всё выше новый дом. Чтобы в доме было сухо и тепло, Чтобы снег зимою в дом не занесло, Чтоб не мокли люди в доме под дождём, Кровельщик железом покрывает дом.
Из училища на стройку
К нам приехал паренёк.
Он уверенно и бойко
Штукатурит потолок.
Штукатурку лепит к стенам
Маленькой лопаткою,
Чтобы были эти стены
Ровные и гладкие.
Летят опилки белые,
Летят из-под пилы:
Это плотник делает
Рамы и полы. Красить комнаты пора – пригласили маляра. Но не с кистью и ведром наш маляр приходит в дом: Вместо кисти он принёс механический насос.
Читает стихотворение.
Источник
Игры и упражнения на тему «Дом»
Тематическая подборка игр и упражнений, тема: «Дом»
Автор: Давыдова Светлана Алексеевна.
Цели:
Учить детей четко понимать и различать понятия «высокий», «низкий».
Закрепить умение считать до трех, сравнивать совокупности «один-много».
Формировать пространственное образное мышление.
Познакомить с геометрической фигурой «квадрат».
Упражнять в четком произнесение звуков и звукоподражании.
Развивать у детей понимание и использования в речи предлогов на, в, под, из.
Учить детей согласовывать числительные с существительными.
Продолжать учить рисовать пальчиками, оставляя отпечаток в нужном месте; лепить из пластилина приемом «прямое раскатывание»; наклеивать детали изображения в нужное место.
Развивать речевое внимание, тонкие движения мелкой моторики.
Оборудование:
Картинка-фон «небо и земля», фигурки солнца, облаков, домиков, цветов.
Картинки с изображением одного и двух домиков, карточки-цифры «1» и «2».
Картинка-фон с изображением подъемного крана, детали в виде блоков с дверью и окнами, крыши; клеящие карандаши.
Парные картинки с изображением домиков.
Построенные из конструктора одно-, двух- и трехэтажный домики.
Деревянные шпатели. Разноцветные прищепки.
Крупный строительный материал, различные атрибуты для полосы препятствий.
Картинка-схема домика, детали этих домиков из цветного картона.
Рисунок домика с пустыми окнами, желтая пальчиковая краска.
Лист бумаги с нарисованными двумя вертикальными линиями, пластилин.
Развивающая игра «Подбери ключ к замку».
Картинка с изображением трех домиков. Фигурки жирафов, бегемотов и змеек.
Аудиозаписи: «Есть в лесу из бревен дом», «Я хочу построить дом».
Содержание:
Пальчиковая игра «Новый дом»
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Молоток бери мой друг!
(Дети ударяют кулачком о кулачок, чередуя руки)
Мы построим новый дом,
(Есть окошко в доме том.
Большие пальцы складываются полочкой, остальные соединяются «крышей»)
Есть еще одно, повыше.
(Поднять вверх руки, не меняя положения пальцев)
Есть труба вверху на крыше.
(Поднимают вверх сжатый кулак с вытянутым вверх указательным пальцем)
Дом готов, зовем гостей:
Приходите поскорей!
(Показывают приглашающий жест рукой)
Дидактическая игра «Домик на горе»
— На картинке нарисовано небо и земля.
— Покажите небо. Покажите землю. Возьмите в руки домик и приложите его к картинке. В какую част картинки вы приложили домик, к небу или к земле? Почему?
Давайте выложим на картинку солнышко и облака. Куда вы выложите солнышко и облака? На небо.
Пусть у нас вокруг дома растут красивые цветы. Где вы разложите цветы? Вокруг дома, на травку.
Сколько у вас домов? Один дом. Сколько цветов? Много цветов. Сколько солнышек? Одно солнышко. Сколько облаков? Два облака.
Дидактическая игра «Сколько домиков?»
Сосчитайте домики на картинке и обозначьте цифрами.
Аппликация «Построим дом»
Кран подъемный,
Всех он выше!
Он на дом поставил крышу.
Стены тоже ставил он!
Вот и все — построен дом!
— Давайте построим дом. Выложите первый этаж с дверью. Сверху выложите второй этаж с окнами. Еще выше расположите крышу. Получился новый дом, сколько дверей (окон, этажей) в нем?
Парные картинки «Домики»
— Вот картинки потерялись. Найдите точно такую же картинку. (Дети находят точно такую же картинку как у них. Картинки раскладываются на ковре, а их пары раздаются детям).
Дидактическое упражнение «Высокий-низкий домик»
— Перед вами домики. Давайте их сосчитаем. Один, два, три. Приглядитесь, какой из домиков самый высокий? А какой самый низкий? Сосчитайте, сколько этажей в самом высоком домике? Сколько этажей в самом низком домике? Сколько этажей в среднем домике?
— Сейчас я накрою платочками все три домика, а вы отгадаете, где какой домик спрятан. Под каким платочком спрятан самый низкий домик? Самый высокий? Средний домик?
Игра с прищепками «Красивый забор»
— Вот дощечки, а вот прищепки. Давайте сделаем из них красивый забор для наших домиков.
Динамическая пауза «На стройке»
— Нам нужно перенести на стройку строительный материал. Поможете?
Дети переносят крупный строительный материал из одного места в другое, преодолевая препятствия (пеньки, «лужи» и т. п.)
Конструирование «Выложи домик»
— На картинках нарисована схема домика, который вы сами выложите-построите. Берите детали и выкладывайте их в нужном месте на схеме. Где нарисована треугольная крыша — туда приложите цветной треугольник, там где находится квадратное окно — приложите квадрат.
(В архиве с занятием есть картинки с подобным заданием для самых маленьких деток, там домики одноэтажные).
Упражнение «Какие звуки вы слышите дома?»
Как свистит чайник? С-с-с.
Как звенит будильник? З-з-з.
Как капает вода из крана? Кап-кап-кап.
Как папа работает дрелью? Ж-ж-ж.
Как гудит пылесос? У-у-у.
Как гости стучат в дверь? Тук-тук-тук.
Рисование пальчиками «Зажги огни в окнах домов»
— Наступил вечер, стало темно. Нужно включить свет и тогда загорятся ярким светом окна в домах. Окунайте пальчик в желтую краску и приставляйте к окошку.
(Для самых маленьких в архиве есть упрощённая картинка).
Музыкальная пальчиковая игра «Есть в лесу из бревен дом»
(Проводится под аудиозапись).
Ручной труд «Лестница»
— Нам нужно починить старую лесенку, у которой сломались ступеньки. Берите пластилин. Раскатывайте две тонкие колбаски, положите их рядом друг с другом и приделывайте к ним ступеньки (спички).
Вверх по лесенке шагаем
Все ступеньки посчитаем:
Раз, два, три, четыре, пять —
Очень весело считать!
Раз, два, три, четыре, пять —
Очень весело шагать!
Дидактическая игра «Подбери ключик к замочку»
Дети подбирают ключики к замкам одинакового цвета и открывают их.
Домик на лужочке,
Все двери на замочке.
Ключики все подберем
И избушку отопрем.
Дидактическая игра «Чей домик?»
На картинке изображены три домика — высокий, пониже и низкий. Детям раздаются три фигурки — жираф, бегемот и змея.
— Дети, подумайте, кто в коком домике живет? В каком домике живет жираф? В самом высоком домике. Почему вы так решили? А в каком домике живет бегемот? Бегемот живет в домике пониже. Почему? Теперь подумайте и скажите — какой домик подойдет для змеи? Для змеи подойдет домик самый низкий. А почему?
Музыкально-ритмическое упражнение «Я хочу построить дом»
Дети сами выбирают себе музыкальные инструменты и с их помощью «подыгрывают» звучащей музыке. (Проводится под одноимённую аудиозапись).
Скачать тематическую подборку игр и упражнений на тему «Дом»
PS
В этом разделе есть материал на эту же тему, но оформленный в виде занятий для детей 1-2 и 2-3 лет. Там используются многие (но не все) игры из этой тематической подборки, а также есть некоторые другие, нетематические элементы занятия (приветствие и др.).
Источник
НОД в старшей группе на тему «Путешествие на стройку»
Цель: закрепить знания дошкольников
по теме “Строительство”.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Формировать представления о видах домов, этапах
строительства домов, строительных профессиях; - Продолжать расширять представления
дошкольников об окружающем мире;
Коррекционно-развивающие:
- Развивать речевое дыхание;
- Развивать зрительное внимание;
- Способствовать развитию артикуляционной, общей
моторики; - Формировать коммуникативные навыки,
диалогическую речь.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать чувства сотрудничества,
взаимопонимания, доброжелательности,
самостоятельности, инициативности,
ответственности.
Оборудование: карточки.
Ход непосредственно
образовательной деятельности: Слайд 1
Организационный момент Слайд 2
“На лужайке дом стоит, ну а путь к нему открыт,
Мы вам дверцы открываем, в этот домик
приглашаем”.
— Ребята, посмотрите, пожалуйста, кто живет в
этом домике на лужайке? (Винни-пух) Слайд 3
— Винни-Пух хочет сделать для своего друга
Пяточка сюрприз, построить ему дом, но не знает,
как это сделать. Вы согласны придти на помощь
Винни-Пуху, давайте поможем ему узнать, как, из
чего и кто строит дома.
Беседа по теме.
— Кто строит дома? (Строители) Слайд 4
— Из чего строят дома? (Из кирпичей, из плит,
дерева, глины) Слайд 5
— Где строят высокие дома, а где низкие дома?
(Высокие в городе, низкие в деревне) Слайд 6
— Из каких частей состоит каждый дом? (фундамент,
стены, окна, двери, лестницы, балконы, этажи,
крыша, крыльцо) Слайд 7
— Для чего при строительстве домов используется
экскаватор (для того, чтобы вырыть котлован для
фундамента) Слайд 8
— А теперь Винни-Пух хочет спросить вас: как
называется дом царя (дворец), Кощея Бессмертного
(замок), Бабы – Яги (избушка на курьих ножках); как
называется домик, где жили мышка – норушка,
лягушка – квакушка (Теремок)? Слайд 9
Дидактическая игра “Какой дом?”
(образование прилагательных от существительных,
сложных слов):
— Ребята, давайте поиграем с Винни-Пухом в игру
“Какой дом?” Слайд 10
- Дом из 2 этажей (какой?) – двухэтажный;
- Из 3 этажей (какой?) – трехэтажный;
- Из 4 этажей (какой?) – четырехэтажный;
- Из 5 этажей (какой?) – пятиэтажный;
- Из 6 этажей (какой?) – шестиэтажный.
- Дом из дерева (какой?) – деревянный; Слайд 11
- Из кирпича – кирпичный;
- Из глины – глиняный;
- Из камня – каменный;
- Из стекла – стеклянный;
- Изо льда – ледяной;
- Из снега – снежный;
- Из бетона – бетонный;
- Из бумаги – бумажный.
Дидактическая игра “Знакомство с
профессиями”.
— Мы с вами попали на стройку. Посмотрите,
сколько здесь людей трудится. У каждого свое
занятие, свое дело. Как же эти люди называются?
(строители). Слайд 12
— Правильно, ребята. Люди, которые работают на
стройке, называются строителями. У каждого из них
своя профессия. Вот человек управляет
экскаватором. Как его называют? (экскаваторщик).
Что он делает на стройке? (роет котлован для
фундамента). Слайд 13
- Этот человек управляет краном. Как его называют?
(Крановщик) Что он делает? - Этот человек проводит электричество в дома. Как
его называют? (Электрик) - Этот человек стеклит окна. Как его называют?
(Стекольщик) - Этот человек штукатурит окна. Как его называют?
(Штукатур) - Этот человек красит рамы, крыльцо, подъезды. Как
его называют? (Маляр) - Этот человек проводит в доме сварку. Как его
называют? (Сварщик)
Вот видишь, Винни-Пух, как много людей строит
дом.
Дидактичкая игра “Строим дом”
Винни-Пух: “Ребята, я понял, как
строить дом.
Это дом окно на крыше, а фундамент еще выше.
Дверь под крыльцом, крыша над антенной.
Труба за окном, а под дверью стены”
— Ребята, а все ли правильно сказал Винни-Пух?
— Давайте исправим его ошибки. Давайте и мы
построим себе дом. Я буду строить большой дом, а
вы маленький. В моем доме все предметы будут
большими, а в вашем — маленькие. Если вы правильно
будете называть их, они будут появляться на
экране.
- У меня стены, а у вас — стеночки;
- У меня дверь, а у вас — дверока;
- У меня окно, а у вас — окошечко;
- У меня ступени, а у вас — ступеньки;
- У меня крыльцо, а у вас — крылечко;
- У меня кирпичи, а у вас — кирпичики;
Воспитатель: У меня получился дом, а у
вас — домик.
Винни-Пух: наверное, вам тесно в таком
маленьком домике жить всем вместе. Надо вам
построить дом большой.
Физминутка.
Получили мы подарки, кирпичи, бруски и арки.
Из коробки мы берем, строим мы красивый дом.
Строим быстро, строим скоро, без цемента, без
раствора.
Дом растет все выше, выше. Есть карниз, труба и
крыша.
Дом построен! У ворот ждет детсадовский народ.
Новоселье затевайте, пойте, прыгайте, играйте!
Составление предложений по картинке
“Назови жилища”. Слайд 14
Воспитатель: Как можно назвать эти
жилища? Пусть каждый житель дом отыщет (белка,
муравей, рыбка, поросенок, скворец, мышка). И
скажет пусть про домик свой, из чего он и какой?
Дидактическое упражнение “Чего не стало?”
(образование существительных единственного
числа родительного падежа). Слайд 15, 16
Воспитатель: посмотрите внимательно и
запомните, какие жилища на экране (замок, дом,
хижина). Закройте глаза (исчезает одна картинка)
откройте. Назовите, пожалуйста, чего не стало?
Итог занятия: Слайд 17
Ребята, посмотрите, пока мы с вами играли,
Винни-Пух построил дом для своего друга Пяточка.
И Пятачок решил угостить своих друзей за такой
красивый дом, чаем с конфетами! Слайд 18
Источник