Дидактическая игра построим дом
Игры и упражнения на тему «Дом»
Тематическая подборка игр и упражнений, тема: «Дом»
Автор: Давыдова Светлана Алексеевна.
Цели:
Учить детей четко понимать и различать понятия «высокий», «низкий».
Закрепить умение считать до трех, сравнивать совокупности «один-много».
Формировать пространственное образное мышление.
Познакомить с геометрической фигурой «квадрат».
Упражнять в четком произнесение звуков и звукоподражании.
Развивать у детей понимание и использования в речи предлогов на, в, под, из.
Учить детей согласовывать числительные с существительными.
Продолжать учить рисовать пальчиками, оставляя отпечаток в нужном месте; лепить из пластилина приемом «прямое раскатывание»; наклеивать детали изображения в нужное место.
Развивать речевое внимание, тонкие движения мелкой моторики.
Оборудование:
Картинка-фон «небо и земля», фигурки солнца, облаков, домиков, цветов.
Картинки с изображением одного и двух домиков, карточки-цифры «1» и «2».
Картинка-фон с изображением подъемного крана, детали в виде блоков с дверью и окнами, крыши; клеящие карандаши.
Парные картинки с изображением домиков.
Построенные из конструктора одно-, двух- и трехэтажный домики.
Деревянные шпатели. Разноцветные прищепки.
Крупный строительный материал, различные атрибуты для полосы препятствий.
Картинка-схема домика, детали этих домиков из цветного картона.
Рисунок домика с пустыми окнами, желтая пальчиковая краска.
Лист бумаги с нарисованными двумя вертикальными линиями, пластилин.
Развивающая игра «Подбери ключ к замку».
Картинка с изображением трех домиков. Фигурки жирафов, бегемотов и змеек.
Аудиозаписи: «Есть в лесу из бревен дом», «Я хочу построить дом».
Содержание:
Пальчиковая игра «Новый дом»
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Молоток бери мой друг!
(Дети ударяют кулачком о кулачок, чередуя руки)
Мы построим новый дом,
(Есть окошко в доме том.
Большие пальцы складываются полочкой, остальные соединяются «крышей»)
Есть еще одно, повыше.
(Поднять вверх руки, не меняя положения пальцев)
Есть труба вверху на крыше.
(Поднимают вверх сжатый кулак с вытянутым вверх указательным пальцем)
Дом готов, зовем гостей:
Приходите поскорей!
(Показывают приглашающий жест рукой)
Дидактическая игра «Домик на горе»
— На картинке нарисовано небо и земля.
— Покажите небо. Покажите землю. Возьмите в руки домик и приложите его к картинке. В какую част картинки вы приложили домик, к небу или к земле? Почему?
Давайте выложим на картинку солнышко и облака. Куда вы выложите солнышко и облака? На небо.
Пусть у нас вокруг дома растут красивые цветы. Где вы разложите цветы? Вокруг дома, на травку.
Сколько у вас домов? Один дом. Сколько цветов? Много цветов. Сколько солнышек? Одно солнышко. Сколько облаков? Два облака.
Дидактическая игра «Сколько домиков?»
Сосчитайте домики на картинке и обозначьте цифрами.
Аппликация «Построим дом»
Кран подъемный,
Всех он выше!
Он на дом поставил крышу.
Стены тоже ставил он!
Вот и все — построен дом!
— Давайте построим дом. Выложите первый этаж с дверью. Сверху выложите второй этаж с окнами. Еще выше расположите крышу. Получился новый дом, сколько дверей (окон, этажей) в нем?
Парные картинки «Домики»
— Вот картинки потерялись. Найдите точно такую же картинку. (Дети находят точно такую же картинку как у них. Картинки раскладываются на ковре, а их пары раздаются детям).
Дидактическое упражнение «Высокий-низкий домик»
— Перед вами домики. Давайте их сосчитаем. Один, два, три. Приглядитесь, какой из домиков самый высокий? А какой самый низкий? Сосчитайте, сколько этажей в самом высоком домике? Сколько этажей в самом низком домике? Сколько этажей в среднем домике?
— Сейчас я накрою платочками все три домика, а вы отгадаете, где какой домик спрятан. Под каким платочком спрятан самый низкий домик? Самый высокий? Средний домик?
Игра с прищепками «Красивый забор»
— Вот дощечки, а вот прищепки. Давайте сделаем из них красивый забор для наших домиков.
Динамическая пауза «На стройке»
— Нам нужно перенести на стройку строительный материал. Поможете?
Дети переносят крупный строительный материал из одного места в другое, преодолевая препятствия (пеньки, «лужи» и т. п.)
Конструирование «Выложи домик»
— На картинках нарисована схема домика, который вы сами выложите-построите. Берите детали и выкладывайте их в нужном месте на схеме. Где нарисована треугольная крыша — туда приложите цветной треугольник, там где находится квадратное окно — приложите квадрат.
(В архиве с занятием есть картинки с подобным заданием для самых маленьких деток, там домики одноэтажные).
Упражнение «Какие звуки вы слышите дома?»
Как свистит чайник? С-с-с.
Как звенит будильник? З-з-з.
Как капает вода из крана? Кап-кап-кап.
Как папа работает дрелью? Ж-ж-ж.
Как гудит пылесос? У-у-у.
Как гости стучат в дверь? Тук-тук-тук.
Рисование пальчиками «Зажги огни в окнах домов»
— Наступил вечер, стало темно. Нужно включить свет и тогда загорятся ярким светом окна в домах. Окунайте пальчик в желтую краску и приставляйте к окошку.
(Для самых маленьких в архиве есть упрощённая картинка).
Музыкальная пальчиковая игра «Есть в лесу из бревен дом»
(Проводится под аудиозапись).
Ручной труд «Лестница»
— Нам нужно починить старую лесенку, у которой сломались ступеньки. Берите пластилин. Раскатывайте две тонкие колбаски, положите их рядом друг с другом и приделывайте к ним ступеньки (спички).
Вверх по лесенке шагаем
Все ступеньки посчитаем:
Раз, два, три, четыре, пять —
Очень весело считать!
Раз, два, три, четыре, пять —
Очень весело шагать!
Дидактическая игра «Подбери ключик к замочку»
Дети подбирают ключики к замкам одинакового цвета и открывают их.
Домик на лужочке,
Все двери на замочке.
Ключики все подберем
И избушку отопрем.
Дидактическая игра «Чей домик?»
На картинке изображены три домика — высокий, пониже и низкий. Детям раздаются три фигурки — жираф, бегемот и змея.
— Дети, подумайте, кто в коком домике живет? В каком домике живет жираф? В самом высоком домике. Почему вы так решили? А в каком домике живет бегемот? Бегемот живет в домике пониже. Почему? Теперь подумайте и скажите — какой домик подойдет для змеи? Для змеи подойдет домик самый низкий. А почему?
Музыкально-ритмическое упражнение «Я хочу построить дом»
Дети сами выбирают себе музыкальные инструменты и с их помощью «подыгрывают» звучащей музыке. (Проводится под одноимённую аудиозапись).
Скачать тематическую подборку игр и упражнений на тему «Дом»
PS
В этом разделе есть материал на эту же тему, но оформленный в виде занятий для детей 1-2 и 2-3 лет. Там используются многие (но не все) игры из этой тематической подборки, а также есть некоторые другие, нетематические элементы занятия (приветствие и др.).
Источник
Конструирование. «Дидактические игры.» 2 младшая группа
Конструирование. Дидактические игры.
Построим дом
Цель: Составление домов разных размеров. Учить детей подбирать двери, окна, крыши соответствующие величине данного дома.
Материал: Части домов различного размера для составления 5-ти зданий, отличающихся по величине.
Ход: Комплекты деталей выкладываются в беспорядке. Ребенок подбирает подходящие детали. Количество составляемых домов зависит от возможностей ребенка.
Чего не хватает?
Цель: Развивать у детей внимание, наблюдательность, логику и доказательную речь.
Материал: Карты с изображением различных построек, в которых отсутствует какая – либо деталь. Геометрические фигуры для «починки» построек.
Ход игры: Ребенку предлагается изображение предмета или строения (дом, машина…), у которойотсутствует та или иная деталь. Ребенок старается догадаться, какой детали не хватает, и объяснить, почему она необходима. Затем «починить» предмет.
Собери и построй
Цель: Закреплять умение детей узнавать и называть геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал). Выкладывать из геометрических фигур различные предметы.
Материал: кубик с наклеенными геометрическими фигурами, геометрические фигуры, вырезанные из картона; контурные образцы построек.
Ход:Вариант 1.Ребенок бросает кубик, называет фигуру, которую видит на верхней грани и берет такую же картонную любого цвета. Из фигур, набранных за несколько ходов, ребенок составляет любое изображение.
Вариант 2. Ребенок выбирает фигуру по цвету. Форма, в этом случае может быть любой. Например: На верхней грани кубика выпал зеленый треугольник. Ребенку предлагается выбрать любую фигуру зеленого цвета. Из набранных фигур также составляется постройка.
Какая постройка рассыпалась?
Цель: Развитие внимания; логического мышления. Умение узнавать и называть геометрические фигуры.
Материал: Карточки с составленными из геометрических фигур постройками (горка, дом, ворота идр.); и теми же геометрическими фигурами, но размещенными в хаотичном порядке.
Ход игры:Взрослый показывает ребенку карточку с разбросанными по полю геометрическими фигурами(фигуры наклеены) и предлагает найти карточку с постройкой из таких же фигур. Сначала на выбордается две карточки с постройками, затем, когда дети начинают легко справляться с заданием,количество карточек увеличивается.
Мастерская форм
Цель: Закреплять у детей знания геометрических форм. Выкладывать геометрические фигуры ипредметы по условиям.
Материал: Счетные палочки, геометрические фигуры.
Ход:Детям предлагается выложить из палочек геометрические фигуры по образцам. Образцами
являются различные прямоугольники, квадраты, треугольники.
Обводилки
Цель: Знакомить детей с возможностью геометрических фигур «превращаться» в различные предметы. Развитие воображения. Развития словаря. Подготовка руки к письму.
Материал: Геометрические фигуры. Цветные карандаши.
Ход: Взрослый рассказывает детям какую-нибудь историю или сказку (тема выбирается взрослым). Затем детям дается геометрическая фигура (или несколько), предлагается обвести ее и дорисовать так, чтобы получился герой истории или предмет.
Узнай предмет
Цель: Узнавать схематично изображенный предмет. Строить предмет из деталей конструктора.
Материал: Схематичные изображения различных предметов
Ход: Ребенку показать картинку со схематично изображенным предметом. Ребенок называет предмет, говорит из каких геометрических фигур его можно составить и составляет его.
Архитектор
Цель: Развивать умение составлять сериационный ряд. Упражнять ребенка в умении создавать план постройки.
Материал: Деревянный конструктор, детали разной длины ; лист бумаги, простой карандаш.
Ход: Детали разложить в беспорядке. Предложить детям разложить их по порядку: от самой маленькой до самой большой или от самой большой до самой маленькой.
Счастливый остров
Цель: Развитие воображения. Умение работать в команде. Закрепление названий геометрических фигур.
Материал: Конструктор .Разноцветные геометрические фигуры и их части.
Ход: Взрослый определяет тему. Дети совместно создают постройку. Постройка должна
соответствовать характеру темы.
Скреплялки
Цель: Формировать представление о форме волшебных кирпичиков.
Оборудование: разные виды крупного конструктора, мешочек.
Ход:Дети по очереди достают конструктор из мешочка, внимательно рассматривают,
а потом пытаются скрепить их друг с другом.По дорожке
Цель: Учить детей подбирать необходимые детали по величине, помогать их
обследовать, развивать мелкую моторику рук, память, воображение.
Оборудование: иллюстрации с изображением фруктового сада, детали
лего-конструктора, игрушка медведя.
Воспитатель предлагает детям сходить в сад и нарвать малины мишке. Но
чтобы добраться до ягод нужны дорожки. Предлагает построить.
Собери кирпичики
Цель: Закреплять знание основных цветов.
Оборудование: кирпичики лего 2 цветов.
Воспитатель раскидывает на ковре кирпичики лего, ставит коробочки,
распределяет, кирпичики какого цвета нужно положить в коробочку. Дети
выбирают цвет, который будут собирать. По команде «Начали! » дети собирают
кирпичики.
Наведи порядок
Цель: Закреплять знания основных цветов. Способствовать развитию интереса,
внимания, быстроты, мелкой моторики рук.
Оборудование: набор лего-конструктора, подносы.
Дети собирают рассыпанные детали конструктора и складывают на подносы
разного цвета.
Чего не стало?
Цель: развитие внимания, памяти.
Оборудование: кирпичики LEGО, пирамидка, мяч.
Дети сидят вокруг стола, перед ними выставляется пирамидка, кубик, мячик.
Затем накрываем платком и незаметно убираем одну игрушку. Дети отгадывают
чего не стало.
Помоги Пете построить забор
Цель: формировать представление о высоте предметов (высокий -низкий,
развивать воображение, мелкую моторику рук.
Оборудование: кирпичики LEGO крупного и среднего размера. Игрушечный
домик.
Предлагаем детям помочь Пете построить забор вокруг дома из высоких и
низких кирпичиков.
Кормушка для уточек
Цель: Закреплять умение передавать характерные особенности кормушки
средствами конструктора, называть и показывать детали из которых состоит
постройка, развивать воображение, речь.
Оборудование: кирпичики LEGO, картинки с изображением уток, игрушки
птиц.
Воспитатель загадывает загадки о домашних птицах, читает стихи и обращает
внимание детей на то, что уточка, которая пришла к ним в гости проголодалась.
Для того чтобы ее накормить нужно построить кормушку.
Угадай?
Цель: Развивать зрительное внимание, ориентировку в пространстве,
формировать представления о цвете и форме предметов.
Оборудование: кирпичики LEGO, игрушечные предметы мебели, ширма.
Педагог показывает детям мебель и детали конструктора. Затем закрывает
игрушки ширмой, меняет положение деталей, например, на стол. После чего
опять показывает игрушки и просит угадать, что изменилось.
Зайка спрятался
Цель: развивать внимание, наблюдательность, зрительное и слуховое
восприятие, тактильную чувствительность у детей.
Оборудование: кирпичики LEGO и кирпичики, на которых есть картинки зайца,
мешочек.
Дети по очереди достают кирпичики из коробочки или мешочка и внимательно
смотрят, есть ли на нем картинка.
Встречаем гостей
Цель: учить конструированию мебели, учить скреплять две детали одной
деталью, развивать навыки конструирования.
Оборудование: кирпичики LEGO, игрушки кукол.
Воспитатель разыгрывает сюжет прихода кукол в гости к детям. Но не всем
куклам хватило стульчиков. Предлагает смастерить стулья.
Теремок
Цель: развивать слуховое восприятие, воображение, навыки конструирования,
фантазию, творческие способности.
Оборудование: кирпичики LEGO. Картинка с изображением теремка, игрушки
зверей из сказки.
Воспитатель читает детям сказку «теремок». После прочтения сказки
предлагает всем вместе выстроить большой теремок для всех зверей.
Цветочки для мамы
Цель: развивать конструкторские навыки, творчество, умение самостоятельно
выполнять последовательность действий, мелкую моторику рук.
Оборудование: кирпичики LEGO, картинки с цветами.
Веселые зверюшки
Цель: закрепить знания детей дошкольного возраста о диких и домашних
животных.
Оборудование: кирпичики лего, фигурки животных.
Воспитатель рассматривает дидактические картинки на тему: «Дикие и
домашние животные, насекомые». Делает акцент на том, где какое животное
обитает. Дети рассматривают фигурки диких и домашних животных,
заготовленных воспитателем заранее: зайчик, собака, гусеница, жираф,
червячок. Далее предлагается из конструктора Лего построить этих весёлых
зверюшек.
По дорожке в лес
Цель: Формировать представления о ширине предметов; учить сравнивать
предметы по ширине; развивать координацию движений.
Оборудование: конструктор Лего, картинка с изображением леса.
Педагог вместе с детьми выкладывает из конструктора узкую и широкую
дорожку и по ним предлагает пойти в лес.
Весёлый колокольчик
Цель: развивать координацию движений, слуховое восприятие.
Оборудование: кирпичик LEGO, колокольчик.
Педагог закрывает глаза. Дети стоят в кругу, по сигналу колокольчика они
быстро передают кирпичик друг другу. Когда колокольчик замолкает и педагог
откроет глаза, ребенок, у которого оказался кирпичик, выходит в круг.
Найди свой домик
Цель: закреплять названия цветов; развивать внимательность, быстроту
движений.
Оборудование: кирпичики LEGO двух-трёх цветов, контейнера или бумага двух-трех
цветов.
Воспитатель обыгрывает сценку о заблудившемся конструкторе и предлагает
детям помочь найти всем кубикам свои домики.
Источник
Конспект дидактической игры по ознакомлению с окружающим «Строим дом» | Материал по окружающему миру (старшая группа) на тему:
Деятельность детей
Деятельность воспитателя
примечание
Дети встают в круг.
Рассматривают куклу.
Слушают аудиозапись.
Ответы детей: «Построить кукле дом»
Дети садятся на стулья.
Ребята, подойдите ко мне и встаньте в круг.
У нас в группе появилась новая кукла Марина, посмотрите, какая она красивая, умеет говорить, послушайте, что она вам хочет сказать.
Ребята, чем мы можем помочь кукле?
А сейчас пройдите и сядьте на стульчики за столом.
Показывает куклу.
Включает магнитофон с аудиозаписью просьбы куклы о постройке дома.
Стулья стоят стола, на котором разложены карточки
Дети отгадывают. Отгадавший ребёнок находит нужную карточку и рассказывает, какую работу выполняет рабочий:
-Экскаваторщик работает на экскаваторе и роет яму под будущее здание.
— Каменщик строит стены дома из кирпича.
-Кровельщик делает крышу.
-Электрик проводит электричество в дом.
-Слесари-сантехники
Устанавливают ванны, унитазы, раковины, батареи, подводят воду в квартиры и тепло.
Штукатур выравнивает стены и потолки специальным раствором.
Маляр красит в доме стены, потолки.
Столяр-плотник ставит в доме двери, окна.
Ответы детей: «Да, нужна»
Дети отгадывают. Отгадавший ребёнок находит нужную карточку.
(бульдозер, экскаватор, подъёмный кран, грузовик, бетономешалка, каток)
Ребята, давайте с вами вспомним, рабочие каких строительных специальностей нам нужны для постройки дома для куклы. А чтобы вам было легче вспомнить, отгадайте загадки и подберите нужную картинку:
-Работает на экскаваторе и роет яму под будущее здание. Кто это?
Из кирпича мы строим дом, Чтоб смеялось солнце в нём, Чтобы выше, чтобы шире Были комнаты в квартире. Кто это?
-Чтобы в доме было сухо и тепло, Чтобы снег зимою в дом не занесло, Чтоб не мокли люди в доме под дождём, Он железом кроет дом. Кто это?
-Если фаза замыкает, Если рвутся провода, Непременно приглашают Люди в дом его тогда. Кто это?
— Окна настежь, двери настежь, В доме ржавые замки. Кран течёт, у крана насморк Дуют в доме сквозняки. Если вызвать докторов, Будет снова дом здоров. Есть такие доктора, Доктора-профессора, Доктора-волшебники: ….. (слесари-сантехники)
-Кто в доме делает стены и потолки гладкими?
-Есть у мастера сноровка – Водит кистью очень ловко. Тянет следом за собой Ленту краски голубой. Кто это?
-Мастер он весьма хороший, Сделал шкаф нам для прихожей. Он не плотник, не маляр. Окна, двери делает… (столяр)
Молодцы, ребята, подобрали всех рабочих, которые построят дом. Скажите мне, а нужна нам какая-нибудь техника, чтобы построить дом?
Какая техника нам нужна, попробуйте отгадать:
-Там, где строят новый дом, Ходит воин со щитом. Где пройдёт он, станет гладко, Будет ровная площадка. Что это?
-К нам во двор забрался крот, Роет землю у ворот. Сотни рук он заменяет, Без лопаты он копает. Что это?
-Длинной шеей поверчу — Груз тяжёлый подхвачу. Где прикажут, положу, Человеку я служу. Что это?
С утра до вечера Он старательно фырчит,
Кирпичи на стройку мчит.
Грузы развозить привык
Сильный, мощный…
— К стройке подъехала бочка большая,
Крутится медленно, что-то мешая.
В бочку строитель цемент насыпает,
Щебня, песка и воды добавляет.
Ловко замесит для всех – ей не жалко –
Что за машина?
— На строительстве дорог
Мы легко его найдём —
Неказист и невысок,
Но с тяжёлым колесом! Что это?
Воспитатель загадывает загадки о строительных специальностях
Воспитатель загадывает загадки о строительных машинах
Ответы детей
Какие вы у меня молодцы! Отгадали все загадки, нашли все картинки. Теперь сможем построить для куклы Марины дом. Понравилась вам наша игра? Чем понравилась?
Закончить нашу игру я хочу стихотворением С. Баруздина
«Кто построил этот дом»
На улице Садовой
Дом построен новый.
В нем столько светлых окон
Считать, не сосчитать,
А крыша так высоко,
Что птицам не достать.
В доме десять этажей,
В доме тысячи людей.
Кто построил этот дом,
Дом, в котором мы живем?
Архитектор строит дом,
Дом многоэтажный.
Строит дом карандашом
На листе бумажном.
На стройке жаркая пора,
Сигнал уже пробил.
Сегодня каменщик с утра
К работе приступил Кладёт кирпич за кирпичом —
Растёт этаж за этажом,
И с каждым часом, с каждым днём
Всё выше новый дом. Чтобы в доме было сухо и тепло, Чтобы снег зимою в дом не занесло, Чтоб не мокли люди в доме под дождём, Кровельщик железом покрывает дом.
Из училища на стройку
К нам приехал паренёк.
Он уверенно и бойко
Штукатурит потолок.
Штукатурку лепит к стенам
Маленькой лопаткою,
Чтобы были эти стены
Ровные и гладкие.
Летят опилки белые,
Летят из-под пилы:
Это плотник делает
Рамы и полы. Красить комнаты пора – пригласили маляра. Но не с кистью и ведром наш маляр приходит в дом: Вместо кисти он принёс механический насос.
Читает стихотворение.
Источник