Дом дебаркадер построил сам
Водный мир: Петербуржец Даниил Афонин с женой и пятью детьми живет в плавучем доме, созданном из старого дебаркадера
Вложений плавучий дом требует огромных. Но и перспективы дает немалые — свежий воздух, простор, тишина и уют.
Фото: Олег ЗОЛОТО
Вот уже пять лет многодетная семья Афониных живет, пожалуй, в самом необычном доме Северной столицы. Пристанищем им стал старинный, еще советских времен, дебаркадер – плавучая платформа на реке Ждановка. Глава семейства Даниил Афонин когда-то своими руками вернул полузатопленное и обветшалое судно к жизни – и с тех пор постепенно превращает его в жилище мечты.
ПО ЗАВЕТАМ ПЕТРА I
До того, как переехать на Ждановку, супруги Афонины, Даниил и Анна, жили с тремя детьми в обыкновенной квартире на Васильевском острове. В один прекрасный момент жилплощадь для дружного семейства стала тесновата, и на семейном совете было принято решение искать вариант попросторней.
Решение перебраться на дебаркадер далось семье Афониных нелегко. Зато теперь они абсолютно счастливы.
Фото: Олег ЗОЛОТО
— Мы долго думали, что это может быть, — рассказывает Даниил. – Другая квартира? Загородный дом? Все варианты были хороши – и в то же время в каждом мы находили какие-то существенные недостатки. Я даже ходил в часовню к блаженной Ксении Петербургской и просил ее нам помочь.
И чудо действительно случилось: в интернете наш собеседник случайно наткнулся на объявление о продаже старого дебаркадера.
— Я до этого часто бывал за границей: в Германии, Нидерландах, в других странах, где дома на воде – самое обычное дело, — продолжает Даниил. – В Гамбурге, например, есть целый район плавучих домов. А в Амстердаме кроме большого плавучего квартала существует даже плавучий цветочный рынок! И меня всегда удивляло: ведь Петербург практически полностью построен на воде. Еще Петр I хотел, чтобы главным средством передвижения по нему были лодки. А культуры «водной жизни» у нас практически нет.
Вот таким дебаркадер «Святитель Николай» был пять лет назад — старым, ржавым и совершенно не пригодным для жизни. Фото: из личного архива Даниила Афонина
ТРУДНОЕ РЕШЕНИЕ
Конечно, решение перебраться на Ждановку далось Даниилу нелегко. При мысли о том, сколько в старый дебаркадер придется вложить денег, сил и нервов, начинала кружиться голова. Впечатление усилилось, когда наш герой увидел свое будущее жилье.
Дебаркадер тогда стоял возле Леонтьевского мыса, перед местом, где Ждановка впадает в Малую Невку – тогда там как раз строили новый жилой комплекс. И представлял собой зрелище, мягко говоря, безрадостное.
— Как мне рассказали позже, сама бетонная платформа была построена еще в шестидесятых годах прошлого века, — вспоминает Даниил. – Сначала на ней располагалась небольшая деревянная надстройка – бранд-вахта или, говоря по-простому, пожарная станция. Потом, она, по иронии судьбы, сгорела, платформу продали, и новый владелец решил превратить ее то ли в плавучий офис, то ли в мини-гостиницу. Но что-то там у него не задалось, и дебаркадер, сменив несколько стоянок, встал на «вечный прикол» возле стройки.
На то, чтобы привести дебаркадер в порядок, у Даниила ушел год. Фото: из личного архива Даниила Афонина
За долгие годы простоя будущий плавучий дом обветшал, местами заржавел, по недосмотру бывших владельцев получил пробоину в дне и частично затонул. С другой стороны – перспективы «водный образ жизни» сулил очень хорошие: все свое, вокруг природа и в то же время без пяти минут центр города, никаких соседей и шума. Да и когда русский человек боялся авантюр?
— Мы съездили на дебаркадер с женой, посмотрели, собрали семейный совет, — вспоминает наш герой. – И решили – будем восстанавливать.
ДОМ-КОРАБЛЬ
Плавучая платформа обошлась нашему герою недешево – за те же деньги, отмечает он, можно было бы купить небольшую квартиру в центре города. Но Даниила, всерьез загоревшегося идеей создать в Петербурге первый плавучий дом, это не остановило: чтобы дебаркадер не ушел другим покупателям, он даже влез в большие долги. Потом, правда, все уладилось – и в этом он тоже склонен видеть настоящее проявление чуда.
У каждого из пятерых детей Афониных — своя отдельная каюта с санузлом.
Фото: Сергей ВОЛЧКОВ
Трудности начались с первых дней. Дебаркадер нужно было оттащить от стройки и переставить в место поспокойнее. Поэтому первое, что сделал Даниил – одолжил у приятеля гидрокостюм с маской и собственноручно обследовал дно Ждановки в трехстах метрах от Леонтьевского мыса. Потом отбуксировал туда судно и вплотную занялся ремонтом.
Даниил устроил в каютах теплый пол, установил в трюме котел для обогрева
Фото: Олег ЗОЛОТО
На то, чтобы приспособить внутренние помещения под жилье, ушло чуть больше года. За это время Даниил устроил в каютах теплый пол, установил в трюме котел для обогрева, обшил стены, счистил ржавчину и покрасил корпус снаружи. О сне и отдыхе, разумеется, пришлось забыть: ремонт герой нашей статьи совмещал с основной работой, да и семья, разумеется, тоже требовала внимания.
В доме на воде есть все не только для жизни, но и для творчества — например, старинное пианино 19-го века.
Фото: Олег ЗОЛОТО
— Самым сложным, впрочем, оказались даже не сами работы, а согласование нашего дебаркадера со всеми возможными инстанциями, — констатирует он. – Поскольку практики жизни на воде в Петербурге – да и, можно сказать, вообще в России – до сих пор толком нет, процесс получился долгим и не всегда гладким. Но все в итоге сложилось благополучно, и нам официально разрешили остаться на новом месте.
Только вот с названием не сложилось: Даниил не успел его поменять. Хотя и сама семья Афониных, и их многочисленные друзья, и недавно появившиеся соседи (о чем чуть позже!) называют свой дом корабль «Святитель Николай».
Жилая площадь в доме на воде — почти 1 000 квадратных метров.
Фото: Олег ЗОЛОТО
УЛИЦА «РЕЧНАЯ»
Сейчас от старого, полузатопленного, проржавевшего и дырявого дебаркадера остались только воспоминания. В распоряжении семьи Афониных – более чем комфортный, уютный и светлый дом общей площадью почти в 1 000 квадратных метров. Электричество поступает от городской сети, вместо канализации – огромный металлический бак-септик, полностью занимающий одно из 10 трюмных помещений. У каждого из пятерых детей – своя отдельная каюта и санузел, основной коридор выводит в большую кают-компанию с кухней, диваном, общим обеденным столом и настоящим дровяным камином. Три открытые палубы, деревянный понтон с пришвартованной лодочкой – одним словом, живи и радуйся. И даже огромные затраты, с которыми оказалась связана жизнь на воде, этого впечатления совершенно не портят.
Многодетная семья Афониных живет, пожалуй, в самом необычном доме Северной столицы
Фото: Олег ЗОЛОТО
— Если говорить про коммуналку, то нам она обходится где-то в 30 тысяч, — констатирует Даниил. – В сильные морозы – до 50. Самая большая статья расходов, как и везде, отопление: зимой, например, я оптом закупаю 25 тонн пеллет для котла, иначе может не хватить.
К тому же, отмечает наш собеседник, кроме стандартных расходов на тепло, воду и электроэнергию ему приходится закладывать в бюджет расходы специфические. Септика, например, семье из семи человек хватает в среднем на месяц, потом нужно вызывать машину и откачивать нечистоты. Кроме того, каждый месяц Афонины проводят анализ воды – берут из Ждановки пробы и отправляют в местное отделение Комитета по природопользованию.
Даниил Афонин сделал себе небольшую мастерскую
Фото: Олег ЗОЛОТО
Но несмотря на это ни сам Даниил, ни его супруга, ни тем более дети, которым на реке вообще раздолье, ни о чем не жалеют.
— Нам тут хорошо, — констатирует наш собеседник. – Просторно, уютно. Место, опять же, хорошее – рукой подать до школы, детского садика, магазинов, центра. К тому же, мне кажется, реки вообще имеют какую-то особую энергетику. Кому-то рядом с рекой становится страшно, а вот нам – наоборот. Скажу вам даже по секрету – нам однажды предложили наш дебаркадер продать. Пообещали столько, что на эти деньги можно было бы купить загородный дом. Но мы отказались. Зачем?
Вот так дебаркадер выглядит сейчас. Оцените разницу!
Фото: Олег ЗОЛОТО
С годами у Афониных даже появились соседи. Сначала друг Даниила с его же подачи построил себе плавучий дом на понтоне. Потом откуда-то приплыла на стареньком отреставрированном буксире интеллигентная пожилая пара. Так теперь все вместе и живут – еще пара-тройка таких же авантюристов, и в Петербурге можно будет открывать еще одну, совершенно уникальную улицу.
Источник
«У меня свой дом на воде в Петербурге» Особенности круглогодичной жизни на дебаркадере в черте города: неожиданные проверки, расходы на отопление, прогулки по Неве и свежесть залива
В Петербурге, городе на воде, вся жизнь на реках и каналах в большинстве своем до сих пор ограничивается туристическими прогулками на корабликах. Из-за бюрократических запретов и препятствий нет кафе и баров на дебаркадерах, первые плавучие гостиницы на Неве разрешены лишь этой весной, но перспективы их все равно туманны, а регулярная жизнь в черте города на собственных судах — удел горожан-энтузиастов (см. наш материал «У меня свой катер в Петербурге»).
Полноценное жилье на воде — тоже большая редкость, в городе всего несколько домов на дебаркадерах, это пока совсем микроскопическое сообщество. Один из его лидеров — предприниматель Даниил Афонин — уже несколько лет круглый год живет с большой семьей в собственном доме-дебаркадере на Ждановской набережной в двух шагах от только что построенного моста Бетанкура. Он рассказал нам, как стремился к жизни на воде, как строил дом и как все удивительно устроено.
В 2012-м году мы жили в небольшой трехкомнатной квартире. У нас было три дочки, но я продолжал мечтать о сыне. Супруга сказала: если хочешь сына, решай вопрос с жильем. Каких-то серьезных накоплений у нас тогда не было, кредиты, ипотеки и прочие хомуты даже не рассматривались. Тогда я пошел на Смоленку к Ксении Блаженной (Часовня святой блаженной Ксении. — Прим. ред.). Пришел и говорю: «Ксенюшка, пожалуйста, помоги мне вопрос разрулить, видишь, жена мне что говорит, а?».
Я тогда постоянно просматривал всякие листинги в интернете и подумывал о плавучей платформе для постройки, вот мне попался этот дебаркадер. Приехал смотреть: махина оказалась большим недостроем. Продавал его флотский человек, у которого было небольшое хозяйство в виде нескольких технических судов и прочих плавсредств. Они с компаньонами строили себе плавучий офис, мини-ресторан и мини-отель — три в одном. Но как-то дело подзатянулось, время шло, и стройка встала. Дебаркадер был затоплен и имел довольно унылый вид; было видно, что деньги вкладывались, но все уже стало ветшать и плесневеть. Я сильно сомневался, смогу ли я потянуть, как тогда казалось, такой огромный проект.
Привез жену Аню и мою маму советоваться. Они сказали, что не представляют, как это можно привести в человеческий вид, но обе уверили, что готовы поддерживать меня во всех начинаниях. Тылы прикрыты, рви в бой! Мой младший брат, с которым мы росли вместе и всю жизнь друг другу помогаем, тоже очень скептически отнесся к покупке. Ну, раз ты такой умный, говорю, займи мне денег!
Стоил этот дебаркадер примерно столько, сколько стоила очень хорошая квартира. Моему удивлению не было предела, когда мне удалось сторговать приличную сумму. Я горел, и продавец почувствовал это, проникся моей страстью и уступил — я до сих пор очень благодарен ему за поддержку и помощь советами по восстановлению. Удивительно, но постепенно все стало получаться, долги раздали и потихоньку отстраивались. Мама очень помогла, да и брат, как обычно, не бросил и подставил плечо, ему отдельная благодарность! Пока приводил в порядок жилую зону, Аня носила моего долгожданного Серафима. Из роддома я его привез уже в нашу каюту. Так что теперь нас шестеро. Ксенюшка помогла.
Раньше здесь была деревянная надстройка, брандвахта, а по-простому «пожарка» — для несения противопожарной службы на воде. По иронии судьбы она сгорела, осталась только основание из железобетона. Наш дом стоит на платформе, это постройка середины 60-х годов, 35 на 10 метров. Три этажа, трюмы, верхняя и нижние палубы. Жилая зона включает в себя четыре спальных каюты, в каждой свой душ и туалет, кухня-гостиная с камином, гардеробная, куча кладовок, и верхняя палуба с гамаками, батутом и барбекю. В ремонт мы продолжаем вкладывать — у нас не доделана спа-зона и спортзал. Хотим сделать семейную баню для себя и своих друзей.
Ориентировались на разные примеры. Лет десять назад мы покупали яхту моему брату в Голландии, там-то я первый раз и побывал на старинной барже, переделанной под жилье. А окончательно вдохновил нас мой приятель Сергей. Я был восхищен самой идеей и тем, что он реализовал ее у нас: он первый в нашем городе стал этим заниматься, сделал симпатичный дом на воде, а потом появился итальянец Джулиано ди Капуа, дебаркадер которого стоит на Васильевском острове у съезда с ЗСД.
В городе нас, владельцев дебаркадеров, немного: Сергей, Джулиано, мой друг — и теперь сосед — художник Денис Александров и мы. Так что назвать это модой сложно: это сугубо индивидуальная и отчасти героическая история.
В других странах все просто и прозрачно. Арендуется причальная стенка, ты подключаешься к уже готовой розетке и крану с водой и платишь ежемесячно по счетчику. Я все это изучил в Амстердаме, видел в Гамбурге и Париже. Там это модно и красиво, такое жилье на семью из трех человек стоит порядка 300–400 тысяч евро. Содержание чуть дороже, чем квартира, но в целом доступно. Все уже налажено — бери, подключайся и плати.
У нас, конечно, все сложнее. Законность нахождения на этом месте определяется наличием договора водопользования. Чтобы получить этот участок воды, нужно пройти сложную процедуру. Причем без гарантии долгосрочной аренды — этот договор может прекратиться в любой момент. По закону ты можешь заключить этот договор аренды на 25 лет, а по факту каждый год его надо снова перезаключать.
Для того чтобы арендовать кусок воды, ты должен собрать большое количество документов, заплатить фирме, которая придет и специальным прибором замерит координаты участка в своей системе координат для оформления заявки. Эта заявка потом согласовывается между профильными комитетами Смольного, и только после этого начинается процесс подготовки аукциона.
В итоге я обошелся без посредников и собрал все документы самостоятельно. Как только проведение аукциона согласуется между всеми ведомствами, город объявляет об этом на сайте комитета по природопользованию, организуется аукцион — и вот дальше начинается ад. Тут же подается несколько заявок от людей, которые просто занимаются тем, что перепродают свое участие. Они приходят на все подобные аукционы и не дают тебе заключить договор, фактически вымогая деньги за свое отсутствие. Что происходит? Стартовая цена аукциона — 5 рублей 70 копеек. А шаг аукциона — семь копеек. И ты не можешь сказать: так, прекратите этот бред, я ставлю 100 тысяч рублей — вы просто сидите и только делаете шаг за шагом. На аукцион отводится пятнадцать минут раз в неделю или даже реже, он может длиться годами. В итоге я походил так четыре месяца и казалось, что все уже безнадежно. Но вдруг случилось очередное чудо: женщина, которая постоянно выступала моим оппонентом на аукционе, опоздала и зашла через две минуты после того, как торги закончились. Я выиграл: в результате аукцион обошелся мне в 64 рубля.
Дальше неизбежны проверки. Если ставить дебаркадер на озере в пригороде, то сразу к тебе никто не придет. А к нам в Петербурге кто только не приходит за сезон: проверяют все мыслимые и немыслимые документы. Недавно была просто дичайшая ситуация: в семь часов утра к нам пришли почти все возможные органы, включая ФСБ, Следственный комитет, ГИМС, Речной и Морской регистр, транспортную прокуратуру. Настоящий паноптикум. Они уехали от нас только в пять вечера, открыв дело на моего соседа Дениса Александрова, который просто сдал свое жилье на дебаркадере гостям-иностранцам на пару-тройку дней. Придрались к тому, что в его плавучем доме были просроченные спасательные жилеты и круги, а также не было ограждений на палубе. С ограждением понятно, но вот спасательный круг есть, жилеты тоже есть, только бирка на них устарела. Ага, попался!
Обслуживание нашего дома зимой обходится примерно в 80 тысяч рублей в месяц, летом — в 25 тысяч. Львиная доля — это отопление. У нас своя котельная. Топливо — пеллеты, опилки, прессованные в гранулы. В холодный месяц может уходить до пяти-семи тонн пеллет. Зимой всегда тепло, все ходят босиком по теплому полу. Пеллеты позволяют полностью автоматизировать процесс, это в разы дешевле, чем электричество. Котлом можно управлять прямо с телефона: регулируется температура и прочие параметры.
Дети гуляют на верхней палубе, мы катаемся на катке, я делаю им горку и купил много лыж. Когда осенью резко приходит мороз, то вода застывает на глазах. Уровень воды в Петербурге зависит от направления ветра. Если ветер подул с залива, то вода прибывает сверху на лед, и он получается идеально гладким. Однажды на коньках мы доехали до ЗСД по такому идеальному льду — сплошное зеркало. Корабли, вмерзшие в лед, смотрятся немного мистически, как заколдованные или захваченные в плен.
А вот в прошлом году ударил мороз, когда вода стояла высоко, река тут же замерзла. Через несколько дней ветер изменился и подул в залив, уровень воды довольно сильно упал — и этот толстый лед начал проседать, мороз крепчал, а лед стал трещать так, как будто великан бил кувалдой по дебаркадеру или машина в него врезалась. Мощный спецэффект. И так несколько дней. Но повредить он ничего не может, тут все еще советскими судостроителями просчитано .
Требуется постоянное наблюдение за состоянием дебаркадера. Мы привязаны к берегу, и после шторма нас может немного подвинуть, отнести, трос может порваться — за этим важно следить. У нашего соседа Дениса легкий хаусбот, и его один раз штормом развернуло и подвинуло на берег, вода после шторма упала, и одним боком он сел на мель. Неделю Дэн жил с креном, ждал, пока ветер переменится и вода прибудет. У него дом более чувствителен к волнам: когда несознательные капитаны не снижают ход и валят на полном, все ходит ходуном. А нас не качает практически: вес сооружения больше 350 тонн.
Коммуникации — тоже большой и сложный вопрос. Каждый решает его индивидуально. Скажу лишь, что в одном вопросе мне повезло: у нас уже был смонтированный двадцатитонный септик в одном из трюмов, который по мере наполнения приезжает машина и откачивает. Электричество подключено официально, это было не просто, но опять Бог помог.
Есть четкие правила безопасности. Дети одни на нижнюю палубу не выходят, а если выходят, то есть железное правило — выходить только жилетах. То же самое относится ко всем гостям.
Вообще, дети очень много проводят времени на палубах, у них уже есть своя лодочка с электромоторчиком, на которой они катаются под присмотром. Летом, когда тепло, любят спать на верхней палубе в гамаках. Это такой рычаг воздействия — если провинился, не будешь спать в гамаке. Часто зовут друзей, тут им раздолье. Периодически штормит, и дуют сильные ветра, но при нашей массе и тихом месте это особенно не волнует. К нам часто приходят гости, пару раз в неделю точно. Тут воздух великолепный, практически Финский залив, летом не душно даже в жару, от залива всегда свежесть.
Наш дом стоит под охраной, есть сигнализация, он никогда не остается без людей — здесь всегда кто-то живет, а если мы уезжаем, то селим кого-то из родителей. Это такое хозяйство, которое подразумевает постоянное присутствие человека.
Никаких случаев, чтобы к нам заходили с улицы, не было. Максимум — подходят люди с берега и смотрят с интересом. Они видят, что есть камеры, написано, что это частная собственность, висит табличка, что есть питбуль.
Сейчас есть несколько предложений по строительству домов на воде. Есть небольшие компании, которые делают маленькие дома — не как наш, у нас это штучный продукт, а такой, как мы построили нашему соседу.
Их покупают и ставят на озера. Стоит это доступно — можно уложиться в сумму от двух до пяти миллионов рублей. Это уже полностью готовая конструкция. Я видел опытные образцы на бумагах: делаются небольшие пилотные проекты, а потом строят уже под индивидуальный заказ.
Можно купить платформу и заказать в другом месте каркас. Так и было с моим соседом Денисом: мы его дом на воде нарисовали вместе на бумаге, я продумал инженерию, а он — архитектурное решение. Все вместе с нуля ему стоило около трех-четырех миллионов. У него две спальни, кухня-гостиная, туалет и душ, общая площадь порядка 70–80 метров. Получился очень хороший теплый дом-термос. У нас много стекла и большие теплопотери, а у Дениса холодной зимой на отопление уходит всего 3500 рублей. Еще нужно платить за электричество, но в тысяч шесть-семь он укладывается.
Какой-то коллективный опыт постепенно накапливается. У нас есть единомышленники, есть сообщество «Водный Петербург»: кто-то уже построил дом на воде и спокойно живет, кто-то только присматривается, кто-то уже наелся всем этим и продает свой дебаркадер с жильем. Я понимаю, что это может быть очень красивая история, очень подходящая Петербургу. Все было бы по-европейски. Тут даже сильно помогать не надо, просто не мешали бы.
Источник