Дом который построил барто

Необычные дома Москвы: как жилой дом стал героем стихотворения Агнии Барто

ул. Серафимовича д. 5/6, фото Соколов Д.С.

Одним из главных детских поэтов нашей страны, безусловно, является Агния Львовна Барто. На ее великолепных стихах выросло не одно поколение жителей России. При этом большинство поклонников стихов талантливой поэтессы даже не догадываются, что Агния Львовна оказалась единственной писательницей, кто в своих произведениях оживил и заставил ходить жилой московский дом, существующий на самом деле.

«Дом переехал»

Дело в том, что в 1930-е годы в Москве переезжали с места на место, как отдельные дома, так и целые улицы, что являлось поистине уникальными инженерными операциями. «Дом стоял на этом месте, он пропал с жильцами вместе» — эти строки Агния Львовна Барто посвятила дому по адресу ул. Серафимовича д. 5/6, расположенному в непосредственной близости от Московского Кремля. В 1937 году данный жилой пятиэтажный дом помешал строительству Большого каменного моста. По популярной практике тех лет здание решили не сносить, а передвинуть. Таким образом, дом, воспетый в стихотворении поэтессы, оказался восьмым зданием столицы, передвинутым с места на место. Уникальность операции заключалась в том, что дом решили двигать не только без отселения жильцов, но и без отключения его основных коммуникаций. В здании продолжали работать телефон, газ, водоснабжение и электричество. Мало того, перемещение происходило ночью. Сделано это было специально, чтобы жильцы ничего не почувствовали. Строители не обманули. В доме, конечно, никто не спал, но по описанию очевидцев, переезд дома прошел практически незаметно. Будто корабль в полный штиль он снялся с фундамента и плавно переместился на свое новое месторасположение. Вверх на высоту 1,87 метра было поднято и перемещено 7500 тонн бетона и кирпича. Задача невероятная, но, тем не менее, она была благополучно решена.

Технология перемещения московских зданий

Тверская на прогулке

При этом интересно отметить, что в истории европейского градостроительства Москва занимает первое место по количеству перемещенных зданий. Это не удивительно. В частности в мире невозможно найти вторую такую улицу, как Тверская (бывшая ул. Горького), которая была бы расширена на несколько метров за счет не сноса, а переноса зданий. В тридцатые годы во время масштабного строительства и расширения Москвы власти неожиданно заметили, что Тверская улица слишком узкая и местами неровная. Решено было немного «подровнять» центральную улицу города. Как это сделать? Конечно, расширить путем переноса домов по уникальной технологии, разработанной советскими инженерами. В первую очередь дома опоясывали специальной металлической рамой прямо по линии предполагаемого среза фундамента. Затем для придания конструкции жесткости ее укрепляли поперечными и диагональными стальными распорками. Под металлическую раму аккуратно укладывали рельсовые пути и ходовые балки, чтобы дом, срезанный со своего фундамента, плавно перекатился на свое новое место. После завершения подготовительных работ, дом срезали с фундамента, поднимали на домкратах и опускали на балки. После этого здание с помощью специальных катков, будто на санках перемещалось на нужное место. Благодаря этой уникальной технологии переехало большинство домов на Тверской улице. Примечательно, что современный облик Тверской, который многие москвичи считают историческим, таковым на самом деле не является. Немало домов, чьи фасады когда-то украшали улицу, были «перевезены» во дворы. Фактически в своем стихотворении «Дом переехал» А.Л. Барто стала одной из немногих литераторов, кто главным героем своего произведения сделал не человека, а дом, имевший реального прототипа, оставив напоминание потомкам об уникальных инженерных технологиях, которыми обладали московские строители XX века. Причем, не смотря на свое необычное «путешествие» дом по адресу ул. Серафимоича д. 5/6 и сегодня находится в прекрасном техническом состоянии, а в его квартирах живут люди.

Читайте также:  Построить дом брусовой работа

Соколов Д.С.

Источник

Агния Барто — Дом переехал: Стих

Возле Каменного моста,
Где течет Москва-река,
Возле Каменного моста
Стала улица узка.

Там на улице заторы,
Там волнуются шоферы.
— Ох,— вздыхает постовой,
Дом мешает угловой!

Сёма долго не был дома —
Отдыхал в Артеке Сёма,
А потом он сел в вагон,
И в Москву вернулся он.

Вот знакомый поворот —
Но ни дома, ни ворот!
И стоит в испуге Сёма
И глаза руками трет.

Дом стоял
На этом месте!
Он пропал
С жильцами вместе!

— Где четвертый номер дома?
Он был виден за версту! —
Говорит тревожно Сёма
Постовому на мосту.—

Возвратился я из Крыма,
Мне домой необходимо!
Где высокий серый дом?
У меня там мама в нем!

Постовой ответил Сёме:
— Вы мешали на пути,
Вас решили в вашем доме
В переулок отвезти.

Поищите за углом
И найдете этот дом.

Сёма шепчет со слезами:
— Может, я сошел с ума?
Вы мне, кажется, сказали,
Будто движутся дома?

Сёма бросился к соседям,
А соседи говорят:
— Мы все время, Сёма, едем,
Едем десять дней подряд.

Тихо едут стены эти,
И не бьются зеркала,
Едут вазочки в буфете,
Лампа в комнате цела.

— Ой,— обрадовался
Сёма,—
Значит, можно ехать
Дома?

Ну, тогда в деревню летом
Мы поедем в доме этом!
В гости к нам придет сосед:
«Ах!»— а дома… дома нет.

Я не выучу урока,
Я скажу учителям:
— Все учебники далеко:
Дом гуляет по полям.

Вместе с нами за дровами
Дом поедет прямо в лес.
Мы гулять — и дом за нами,
Мы домой — а дом… исчез.

Читайте также:  Как построить дом для майнкрафт по шагам

Дом уехал в Ленинград
На Октябрьский парад.
Завтра утром, на рассвете,
Дом вернется, говорят.

Дом сказал перед уходом:
«Подождите перед входом,
Не бегите вслед за мной —
Я сегодня выходной».

— Нет,— решил сердито Сёма,
Дом не должен бегать сам!
Человек — хозяин дома,
Все вокруг послушно нам.

Захотим — и в море синем,
В синем небе поплывем!
Захотим —
И дом подвинем,
Если нам мешает дом!

Анализ стихотворения «Дом переехал» Барто

Стихи «Дом переехал» Агнии Львовны Барто – смесь смелой фантазии, новаторских строительных технологий и искрометного юмора.

Стихотворение датируется 1938 годом. Поэтессе в эту пору исполнилось 32 года, она автор нескольких сборников, привлечена к общественной работе и участвует в творческих командировках в дружественные зарубежные страны. Вместе с мужем А. Щегляевым поэтесса воспитывает двух детей. В жанровом отношении – странное происшествие и гимн созидательному труду, поэтический рассказ, рифмовка перекрестная, тавтологическая (например, в 1 строфе), смежная. Поэтесса решила выступить популяризатором советских технологических достижений. Передвижение домов в столице, причем, вместе с коммуникациями и без выселения жильцов, началось как раз в 1930-е годы. Впрочем, сама технология существовала и раньше, просто не практиковалась так широко. В первом четверостишии названа причина таинственного исчезновения дома: «стала улица узка». Герой стихотворения, мальчик Сема, в это время отдыхал в круглогодичном пионерском лагере-санатории «Артек» (открыт в 1925 году в Крыму). Интересно, что мальчик уже путешествует один, более того, родители ему забыли (или не смогли) сообщить, что дом, что называется «переехал». Таких чудес в стране, где «партия – наш рулевой!» Сема явно не ожидал. Он почувствовал себя не только бездомным, но и сиротой. Герой обращается к представителю закона и порядка, регулировщику: где высокий серый дом? Постовой невозмутим: «вы мешали на пути». Оказывается, теперь Сема проживает не в центре, а в переулке. Мальчику кажется, что его подводят уши, а то и едет крыша («может, я с ума сошел?»). Но правда превосходит все ожидания. Уже десять дней дом потихоньку движется на новое место обитания. Сема-фантазер, почти как Емеля из известной сказки, тут же придумывает, как в доме будет кататься по городу. Игра слов: дома нет (в прямом и переносном смысле). Можно будет даже учителям приврать, что дом отбился от рук и ушел вместе с учебниками в неизвестном направлении. «Октябрьский парад» (в честь годовщины революции). Более того, дом наконец-то сможет, как всякий трудящийся, брать выходные. Впрочем, это уже слишком. «Человек – хозяин дома». Неразбериха ни к чему. «Все вокруг послушно нам»: мироощущение юного жителя прогрессивной советской страны. Строчки-рефрены, обилие топонимов (Москва-река, Крым, Ленинград), композиционный стык в финальной строфе, синтаксический параллелизм, парентеза (говорят, кажется), уменьшительные суффиксы в словах, числительные, междометия: ой, ах, ох.

Читайте также:  Как построить дом из газоблоков своими руками проекты

Произведение «Дом переехал» А. Барто – картинка советской жизни, один удивительный день из жизни мальчика Семы.

  • Следующий стих → Агния Барто — Его семья
  • Предыдущий стих → Агния Барто — Докладчик

Читать стих поэта Агния Барто — Дом переехал на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник

.

Дом который построил барто
, . , .


.
,
.
 

Дом который построил барто

, ,
:
— , ,
!
 

Дом который построил барто

,
:

.
 

,
,
,
.
 

:
.
, , :
.
 

,
.
,
.
 

! ,
.
.
.
,
.
 

, !
, !

.

.

:

,

!

, !
, !

!
 

Дом который построил барто


.

.

, ,
,
.

. — , ! —
. —

!

!

!

:
— —
!
,
.

,
:
,
.


.

!

.

-,
!

,

:
— .

,
, !
.
?


,

.

,
:
— , —
!

:
— — ,
!


,
,
!

:
— , ?

!
— ,
.

,
,
,
!

,
.
( ,
, .)

,
:
— !

!

,
,

.
 

,
.
,
— ,

.

:
— ?

.

:
— !

!

,
.
,
.

: — ?
, ,
.
:
!
 

Дом который построил барто

— , ,
?
;

.


,

.
.

— , ,
?
,
.


,

.
.

— , ,
,
,
,
— ea.


,

.
.

— , ?
?
.
-, .
.

,
,
,
:

!
:
. —
— .


:
— , !
!
:
. —
.

:
— , !
!
,
. —
.

— ,
.
.
 

,
, .

,
, .

,
,
,
,
,
,
,
.

,

.

,

.

,
,
.

,
,
.

,
,

!
 

Дом который построил барто


,

.

.

, ,


:

.

?
, …
,
!



, ,
.

Дом который построил барто

.
,
.
!
—!
 

,

.

, !
— , -,
, .

,
,
,
.

— , ,
,
,
.
 

,

.

,

.

.

.

,

.


, ?

:
— .
 

Дом который построил барто

,
,
.
: — ? —
:
— .

,
!
,
, , !

, ,
.
:- ,
.
!

-! — .-
?

,
, .
?
!

:
— ,
.
— , — , —
!
, !
, !

? ,
, .
 

:
, .
,

,
.
,
:
,
.
,

, ,
!
 

Дом который построил барто

,
,

.


,
,

.

!

.

,
, .

.
, —
,
.
 

, ,
.

, ,
?
, .
.

» ,
, ?»
 

— ! — .-
.
,
.
 

,
?
,
?

,

, ,
.


,
-,

.

,
:
« ?»

,
,

.

.
.

.

,
.
,
.
 

Дом который построил барто

,
.


.

,
,
, ,
.

,
,

.

: ?
?
,
,
.

.

,
.
,
,
.


.
,
.

, ,
.
,
.
 


:  – !
,
!

 – , ! –
. –
— ,
!

:
 –  …

.

:
 –  :

?

.
 

Дом который построил барто

, ,
.
— ?
— !

, ,
– ,

.

,
:
«, –
-.
, ,
— .»

, …
,

.

, ,
.
— ?
— !

.
?
, , .


, ?
, ,
?

, ,
.
— ?
— !

— -.

.

.

: « ,
».
: «
— -»
: « ,
».

, ,
.
— ?
— !

—!
.
—!
.
—,
!
-! — ?
—!
!
—!
?

Источник