Дом который построил бен
Дом, который построил Тил — Википедия
Дом, который построил Тил | |
---|---|
And He Built a Crooked House | |
Жанр | фантастический рассказ |
Автор | Роберт Хайнлайн |
Язык оригинала | английский |
Дата написания | 1940 |
Дата первой публикации | февраль 1941 |
«Дом, который построил Тил» (англ. And He Built a Crooked House, другие названия: «И построил он себе скрюченный домишко», «И построил он дом…», «Дом четырёх измерений») — научно-фантастический рассказ американского писателя Роберта Хайнлайна, впервые опубликованный в Astounding Science Fiction в феврале 1941 года[1]. Был перепечатан в сборнике «Fantasia Mathematica» (под редакцией Клифтона Фадимана) в 1958 году. А также в сборнике Хайнлайна «Неприятная профессия Джонатана Хога» в 1959 году. Рассказ о математически настроенном архитекторе по имени Квинтус Тил, у которого возникла блестящая идея, как сэкономить на стоимости недвижимости, построив дом в форме развёртки тессеракта. Название перефразировано из детского стишка «Кривой человек был (англ.)русск.».
Сюжет[править | править код]
Квинтус Тил, выпускник-архитектор из Лос-Анджелеса, мечтает построить дом в топологии Пикара — Вессио. Во время разговора с другом, Гомером Бэйли, он демонстрирует модели из зубочисток и глины, представляющие проекции четырёхмерного тессеракта, четырёхмерный эквивалент куба, и убеждает Бейли строить дом по его проекту. Дом был построен в форме «перевёрнутого двойного креста» (с восемью кубическими комнатами, расположенными в виде стойки из четырёх кубов, и ещё четырьмя кубами, окружающими второй куб от основания). Ночью перед тем, как Тил собирался показать свою постройку Бейли и его жене Матильде, в районе дома дома происходит землетрясение. Утром они увидели вместо прежнего дома нечто вроде одной кубической комнаты.
Внутри обнаруживается, что верхние этажи — совершенно нетронуты, но кажется, что лестница замкнута сама на себя, и они заперты в многомерном лабиринте, где все двери и окна ведут в другие комнаты. В какой-то момент они удивлённо смотрят в прихожую и наблюдают свои собственные спины. Тил понимает, что в результате землетрясения дом превратился в настоящий тессеракт.
Пытаясь переместиться из одной комнаты в другую через распашное окно, Тил падает на улицу и приземляется в кустарнике. Проводя дальнейшие исследования дома, они обнаруживают, что окна оригинальной верхней комнаты не соединяются там, где они математически «должны». Одно даёт головокружительный вид сверху на «Крайслер-билдинг», а другое — перевёрнутый вид морского пейзажа. Третье окно смотрит на место без пространства, без цвета, даже чёрного. Четвёртое окно выходит на неземную пустынную сцену. В этот момент дом встряхивает ещё одно землетрясение, и они в панике вываливаются через открытое окно. Исследователи оказываются в пустыне, в окружении кривых деревьев, без признаков дома или окна, через которое они прыгнули. От водителя проходящего мимо грузовика они узнают, что находятся в «Национальном парке Джошуа-Три».
Вернувшись домой, они обнаруживают, что постройка исчезла. «Несомненно, от последнего толчка дом провалился в другой сектор пространства», — замечает Тил.
В рассказе Квинтус Тил указывает адрес 8775[2] Lookout Mountain Avenue в Голливуде (34°06′33″ с. ш. 118°23′05″ з. д.HGЯO), что через дорогу от «the Hermit, the original Hermit of Hollywood». Этот адрес находится через дорогу от собственного дома Хайнлайна на момент написания истории.
Отзывы[править | править код]
Считается, что это для многих читателей было первым знакомством с четырехмерной геометрией в понятной форме.
Карл Саган в 1978 году назвал книгу «Дом, который построил Тил», «как пример того, как научная фантастика» может передать и объяснить знания, неизвестные или недоступные для читателя». («…as an example of how science fiction «can convey bits and pieces, hints and phrases, of knowledge unknown or inaccessible to the reader»)[3].
См. также[править | править код]
- «Флатландия» — многомерная сатирическая новелла, викторианской эпохи.
- «Искажённый (англ.)русск.» — эпизод Star Trek: Voyager, в котором корабль подвергается подобным странным изменениям физической конфигурации, в результате столкновения с неким энергетическим полем.
Ссылки[править | править код]
Примечания[править | править код]
- Список публикаций произведения «Дом, который построил Тил» в ISFDB (англ.)
- Дом, который построил Тил на сайте «Лаборатория Фантастики»
- «—And He Built a Crooked House—» on the Internet Archive
Источник
Новый амерканский суперсериал от создателей «Во все тяжкие». Они не подвели. Это бомба.
Новогодние подарки продолжаются. 7 января стартовал показ нового американского сериала «Койот».
И опять юг США. Опять незабываемая атмосфера одного из самых культовых сериалов всех времен и народов «Во все тяжкие» — жара, пески, мексиканские наркокартели; безжалостные «сикарио», стреляющие без предупреждения; продажные полицейские на службе у преступников; не очень молодой хороший человек, который вынужден заниматься не очень хорошими делами и его юный друг, который хочет ему помочь.
Возвращаемся в те же самые места, где творил свои черные дела простой учитель химии Уолтер Уайт, ставший неуловимым наркопроизводителем Хайзенбергом, и его обаятельнейший подручный, мелкий наркодилер Джесси Пинкман.
Одним из режиссеров фильма является Мишель Макларен, которая участвовала в съемках культовых «Во все тяжкие», «Лучше звоните Солу», «Ад на колесах», «Игра престолов» и др.
Только теперь Уолтера Уайта зовут Бен Клеменс. Он 32 года честно отслужил в пограничной охране и таможне США, отлавливая на американо-мексиканской границе нелегальных мигрантов из Мексики. Бен уходит на заслуженную пенсию. Но спокойной жизни на берегу океана ему не видать.
Бена играет Майкл Чиклис. Да, да, тот самый Майкл Чиклис, он же Вик Мэки, командир «ударного отряда» одного из отделов полиции Лос-Анджелеса, главный герой не менее культового американского сериала начала 2000-х «Щит».
Как вы помните, в самой последней 88 серии этого семисезонного сериала отчаянный коррупционер и убийца, «оборотень в погонах» Вик Мэки обводит вокруг пальца прокуроров, агентов ФБР и ускользает от заслуженного электрического стула. Было это в далеком 2008 году. И вот в 2020 г. порядком уже забытый Майкл Чиклис возвращается. Возвращается в одновременной реинкарнации Вика Мэки и Уолтера Уайта.
Майкл Чиклис все такой же лысый, но сильно располнел и без слез на него смотреть нельзя. Солидный животик, одышка, артрозные конечности. Но все еще держится.
Майкл Чиклис все такой же лысый, но сильно располнел и без слез на него смотреть нельзя. Солидный животик, одышка, артрозные конечности. Но все еще держится.
Майкл Чиклис все такой же лысый, но сильно располнел и без слез на него смотреть нельзя. Солидный животик, одышка, артрозные конечности. Но все еще держится.
Да, поначалу внешний вид Майкла Чиклиса даже раздражает. Кажется, что вот-вот его герой просто свалится, так тяжко ему двигаться от ожирения и одышки. Но потом постепенно привыкаешь и понимаешь, что это так специально и задумано. Его герой не супермен, а обычный, не очень молодой человек, попавший, как говорится «в трудную жизненную ситуацию».
Не успел Бен Клеменс, гроза незаконных мексиканских мигрантов, выйти на пенсию, как к нему обратилась вдова его бывшего напарника Хави. Что с этим Хави пока не говорится, но понимаешь, что его уже нет в живых. Вдова просит продать дом, который Хави построил в соседней Мексике. И Бен не может ей отказать. Он отправляется в некий мексиканский город Пуэрто-Либре, где Хави строил дом. И лучше бы он туда не ездил.
Мексика — страна наркокартелей, смелых «десперадо» и безжалостных «сикарио», красивых женщин и ностальгических мелодий, типа, «Беса ме мучо». Вместо построенного, по словам жены Хави, «Тадж -Махала», Бен находит загаженный трейлер и недостроенный сарай на берегу океана. И очень этим удивлен. Он решает достроить сарай, но мексиканская реальность не дает ему заняться мирным трудом.
Потребовалась помощь беременной мексиканской официантке из местной забегаловки Елене. Только один раз Бен зашел перекусить в забегаловку, а через пару часов обнаружил в своей машине Елену, которая стала умолять его помочь ей сбежать в США от своего парня, который ее постоянно избивает.
А парень не простой. племянник местного главаря наркокартеля. Подсылает убийц, чтобы убить Бена.
Вот такая милая и очаровательная молодая женщина Елена. Но это мексиканская женщина. И ее лучше не злить.
Вот такая милая и очаровательная молодая женщина Елена. Но это мексиканская женщина. И ее лучше не злить.
Вот такая милая и очаровательная молодая женщина Елена. Но это мексиканская женщина. И ее лучше не злить.
И не мог Бен не помочь Елене. Старый пограничник знает все способы, как нелегально проникнуть в США. Напрямик, через пустыню, убегая от погони, посланной главой наркокартеля.
Старая добрая пустыня из «Во все тяжкие»
Старая добрая пустыня из «Во все тяжкие»
Старая добрая пустыня из «Во все тяжкие»
Старая добрая пустыня из «Во все тяжкие»
Помог Бен пробраться Елене в США. В этом ему содействовал его бывший напарник Герет Кокс.
Герет — это такая реинкарнация Джесси Пинкмана. Обаятельный, простодушный, но очень смелый парнишка. Даже внешне Джордж Пуллар похож на Аарона Пола.
Но картель идет по следам Бена. Вот и обернулась доброта и сочувствие Бена огромными для него проблемами. Девушку он спас, но чего это ему стоило. Ему пришлось иметь дело с очень непростыми парнями из наркокартеля.
Это Эль-Картин. Глава картеля нового типа. Образованный, учился в колледже в США, умный, дипломатичный, обаятельный. Не отмороженный неграмотный беспредельщик, типа Эль Чапо или Эскобара, а вполне культурный , и от этого более опасный.
Это Эль-Картин. Глава картеля нового типа. Образованный, учился в колледже в США, умный, дипломатичный, обаятельный. Не отмороженный неграмотный беспредельщик, типа Эль Чапо или Эскобара, а вполне культурный , и от этого более опасный.
Это Эль-Картин. Глава картеля нового типа. Образованный, учился в колледже в США, умный, дипломатичный, обаятельный. Не отмороженный неграмотный беспредельщик, типа Эль Чапо или Эскобара, а вполне культурный , и от этого более опасный.
В итоге в фильме завязывается множество сюжетных линий. Бен и картель — как-то ведь надо Бену спасаться от всесильных мексиканцев, которые и на территории США творят, что хотят.
Бен и Герет, которого Бен использует втемную в своем противоборстве с наркокартелем.
Куда-то надо девать беременную Елену.
Отношения внутри картеля между Эль Картином и его братом Мазо. Очень интересная сюжетная линия борьбы старого и нового во внутри- картельном строительстве.
Да еще и наклевывается роман между Беном и хозяйкой мексиканской забегаловки. Бен разведен и вполне себе еще ничего.
Пока прошло 6 серий, но чувствуется огромный потенциал этого сериала. Смотреть рекомендуется всем почитателям «Во все тяжкие».
Посмотрите рекламный трейлер. Сериал вполне соответствует ему.
Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.
Источник
Читать
Хайнлайн Роберт
Дом, который построил Тил
Роберт Хайнлайн
Дом, который построил Тил
Американцев во всем мире считают сумасшедшими. Они обычно признают, что такое утверждение в основном справедливо, и как на источник заразы указывают на Калифорнию. Калцфорнийцы упорно заявляют, что их плохая репутация ведет начало исключительно от поведения обитателей округа Лос-Анджелес. А те, если на них наседают, соглашаются с обвинением, но спешат пояснить: все дело в Голливуде. Мы тут ни при чем. Мы его не строили. Голливуд просто вырос на чистом месте.
Голливудцы не обижаются. Напротив, такая слава им по душе. Если вам интересно, они повезут вас в Лорел-каньон, где расселились все их буйнопомешанные.
Каньонисты — мужчины в трусах и коричневоногие женщины, все время занятые постройкой и перестройкой своих сногсшибательных, но неоконченных особняков, — не без презрения смотрят на туповатых граждан, сидящих в обыкновенных квартирах, и лелеют в душе тайную мысль, что они — и только они! — знают, как надо жить.
Улица Лукаут Маунтейн — название ущелья, которое ответвляется от Лорел-каньона.
На Лукаут Маунтейн жил дипломированный архитектор Квинтус Тил. Архитектура Южной Калифорнии разнообразна. Горячие сосиски продают в сооружении, изображающем фигуру щенка, и под таким же названием (1). Для продажи мороженого в конических стаканчиках построен гигантский, оштукатуренный под цвет мороженого стакан, а неоновая реклама павильонов, похожих на консервные банки, взывает с крыш:
«Покупайте консервированный перец». Бензин, масло и бесплатные карты дорог вы можете получить под крыльями трехмоторных пассажирских самолетов. В самих же крыльях находятся описанные в проспектах комнаты отдыха. Чтобы вас развлечь, туда каждый час врываются посторонние лица и проверяют, все ли там в порядке.
Эти выдумки могут поразить или позабавить туриста, но местные жители, разгуливающие с непокрытой головой под знаменитым полуденным солнцем Калифорнии, принимают подобные странности как нечто вполне естественное. Квинтус Тил находил усилия своих коллег в области архитектуры робкими, неумелыми и худосочными. — Что такое дом? — спросил Тил своего друга Гомера Бейли. — Гм!.. В широком смысле, — осторожно начал Бейли, — я всегда смотрел на дом как на устройство, защищающее от дождя. — Вздор! Ты, я вижу, не умнее других. — Я не говорил, что мое определение исчерпывающее. — Исчерпывающее! Оно даже не дает правильного направления. Если принять эту точку зрения, мы с таким же успехом могли бы сидеть на корточках в пещере. Но я тебя не виню, — великодушно продолжал Тил. — Ты не хуже фанфаронов, подвизающихся у нас в архитектуре. Даже модернисты что они сделали? Сменили стиль свадебного торта на стиль бензозаправочной станции, убрали позолоту и наляпали хрома, а в душе остались такими же консерваторами, как, скажем, наши судьи. Нейтра, Шиндлер? Чего эти болваны добились? А Фрэнк Ллойд Райт? Достиг он чего-то такого, что было бы недоступно мне? — Заказов, — лаконично ответил друг. — А? Что ты сказал? — Тил на минуту потерял нить своей мысли, но быстро оправился. — Заказов! Верно. А почему? Потому, что я не смотрю на дом как на усовершенствованную пещеру. Я вижу в нем машину для житья, нечто находящееся в постоянном движении, живое и динамичное, меняющееся в зависимости от настроения жильцов, а не статичный гигантский гроб. Почему мы должны быть скованы застывшими представлениями предков? Любой дурак, понюхавший начертательной геометрии, может спроектировать обыкновенный дом. Разве статистическая геометрия Евклида — единственная геометрия? Разве можем мы полностью игнорировать теорию Пикаро-Вессио? А как насчет модульных систем? Я не говорю уж о плодотворных идеях стереохимии. Есть или нет в архитектуре место для трансформации, для гомоморфологии, для действенных конструкций? — Провалиться мне, если я знаю, — ответил Бейли. — Я в этом понимаю не больше, чем в четвертом измерении. — Что ж? Разве мы должны ограничивать свое творчество… Послушай! — Он осекся и уставился в пространство. — Гомер, мне кажется, ты высказал здравую мысль. В конце концов почему не попробовать? Подумай о бесконечных возможностях сочленений и взаимосвязи в четырех измерениях. Какой дом, какой дом!.. Он стоял не шевелясь, и его бесцветные глаза навыкате задумчиво моргали. Бейли протянул руку и потряс его за локоть. — Проснись! Что ты там плетешь про четвертое измерение? Четвертое измерение — это время. И в него нельзя забивать гвозди. Тил стряхнул с себя руку Бейли. — Верно, верно! Четвертое измерение — время. Но я думаю о четвертом пространственном измерении, таком же, как длина, ширина и высота! Для экономии материалов и удобства расположения комнат нельзя придумать ничего лучше. Не говоря уже об экономии площади участка. Ты можешь поставить восьмикомнатный дом на участке, теперь занимаемом домом в одну комнату. Как тессеракт… — Что это еще за тессеракт? — Ты что, не учился в школе? Тессеракт — это гиперкуб, прямоугольное тело, имеющее четыре измерения, подобно тому как куб имеет три, а квадрат два. Сейчас я тебе покажу. Они сидели в квартире Тила. Он бросился на кухню, возвратился с коробкой зубочисток и высыпал их на стол, небрежно отодвинув в сторону рюмки и почти пустую бутылку джина. — Мне нужен пластилин. У меня было тут немного на прошлой неделе. — Он извлек комок жирной глины из ящика до предела заставленного письменного стола, который красовался в углу столовой. — Ну, вот! — Что ты собираешься делать? — Сейчас покажу. — Тил проворно отщипнул несколько кусочков пластилина и скатал их в шарики величиной с горошину. Затем он воткнул зубочистки в четыре шарика и слепил их в квадрат. — Вот видишь: это квадрат. — Несомненно. — Изготовим второй такой же квадрат, затем пустим в дело еще четыре зубочистки, и у нас будет куб. Зубочистки образовали теперь скелет куба, углы которого были скреплены комочками пластилина. — Теперь мы сделаем еще один куб, точно такой же, как первый. Оба они составят две стороны тессеракта. Бейли принялся помогать, скатывая шарики для второго куба. Но его отвлекло приятное ощущение податливой глины в руках, и он начал что-то лепить из нее. — Посмотри, — сказал он и высоко поднял крошечную фигурку. — Цыганочка Роза Ли. — Она больше похожа на Гаргантюа. Роза может привлечь тебя к ответственности. Ну, теперь смотри внимательнее. Ты разъединяешь три зубочистки там, где они образуют угол; и, вставив между ними угол другого куба, снова слепляешь их пластилином. Затем ты берешь еще восемь зубочисток, соединяешь дно первого куба с дном второго куба наискось, а верхушку первого куба с верхушкой второго точно таким же образом. Он проделал это очень быстро, пока давал пояснения. — Что же это собой представляет? — опасливо спросил Бейли. — Это тессеракт. Его восемь кубов образуют стороны гиперкуба в четырех измерениях. — А по-моему, это больше похоже на кошачью колыбельку — знаешь игру с веревочкой, надетой на пальцы? Кстати, у тебя только два куба. Где же еще шесть? — Дополни остальные воображением. Рассмотри верх первого куба в его соотношении с верхом второго. Это будет куб номер три. Затем — два нижних квадрата, далее — передние грани каждого куба, их задние грани, правые и левые — восемь кубов. Он указал пальцем на каждый из них. — Ага, вижу! Но это вовсе не кубы. Это, как их, черт… призмы: они не прямоугольные, у них стенки скошены. — Ты просто их так видишь: в перспективе. Если ты рисуешь на бумаге куб, разве его боковые стороны не выходят косыми? Это перспектива. Если ты смотришь на четырехмерную фигуру из трехмерного пространства, конечно, она кажется тебе перекошенной. Но, как бы то ни было, все равно это кубы. — Может, для тебя, дружище, но для меня они все перекошены. Тил пропустил его возражение мимо ушей. — Теперь считай, что это каркас восьмикомнатного дома. Нижний этаж занят одним большим помещением. Оно будет отведено для хозяйственных нужд и гаража. Во втором этаже с ним соединены гостиная, столовая, ванная, спальни и так далее. А наверху, с окнами на все четыре стороны, твой кабинет. Ну, как тебе нравится? — Мне кажется, что ванная у тебя подвешена к потолку гостиной. Вообще эти комнаты перепутаны, как щупальца осьминога. — Только в перспективе, только в перспективе! Подожди, я сделаю это по-иному, чтобы тебе было понятнее. На этот раз Тил соорудил из зубочисток один куб, затем второй — из половинок зубочисток и расположил его точно в центре первого, соединив углы малого куба с углами большого опять-таки посредством коротких кусочков зубочисток. — Вот слушай! Большой куб — это нижний этаж, малый куб внутри — твой кабинет в верхнем этаже. Примыкающие к ним шесть кубов — жилые комнаты. Понятно? Бейли долго присматривался к новой фигуре, потом покачал головой. — Я по-прежнему вижу только два куба: большой и маленький внутри его. А остальные шесть штук в этот раз похожи уже не на призмы, а на пирамиды. Но это вовсе не кубы. — Конечно, конечно, ты же видишь их в иной перспективе! Неужели тебе не ясно? — Что ж, может быть. Но вот та комната, что внутри, вся окружена этими… как их… А ты как будто говорил, что у нее окна на все четыре стороны. — Так оно и есть: это только кажется, будто она окружена. Тессерактовый дом тем и замечателен, что каждая комната ничем не заслонена, хотя каждая стена служит для двух комнат, а восьмикомнатный дом требует фундамента лишь для одной комнаты. Это революция в строительстве. — Мягко сказано! Ты, милый мой, спятил. Такого дома тебе не построить. Комната, что внутри, там и останется. Тил поглядел на друга, едва сдерживаясь. — Из-за таких субъектов, как ты, архитектура не может выйти из пеленок. Сколько квадратных сторон, у куба? — Шесть. — Сколько из них внутри? — Да ни одной. Все они снаружи. — Отлично! Теперь слушай: у тессеракта восемь кубических сторон, и все они снаружи. Следи, пожалуйста, за мной. Я разверну этот тессеракт, как ты мог бы развернуть кубическую картонную коробку, и он станет плоским. Тогда ты сможешь увидеть сразу все восемь кубов. Работая с большой быстротой, он изготовил четыре куба и нагромоздил их один на другой в виде малоустойчивой башни. Затем слепил еще четыре куба и соединил их с внешними плоскостями второго снизу куба. Постройка немного закачалась, так как комочки глины слабо скрепляли ее, но устояла. Восемь кубов образовали перевернутый крест, точнее — двойной крест, так как четыре куба выступали в четырех направлениях. — Теперь ты видишь? В основании — комната первого этажа, следующие шесть кубов — жилые комнаты, и на самом верху — твой кабинет. Эту фигуру Бейли рассматривал более снисходительно. — Это я по крайней мере понимаю. Ты говоришь, это тоже тессеракт? — Это тессеракт, развернутый в три измерения. Чтобы снова свернуть его, воткни верхний куб в нижний, сложи вот эти боковые кубы так, чтобы они сошлись с верхним, и готово дело! Складывать их ты, конечно, должен через четвертое измерение. Не деформируй ни одного куба и не складывай их один в другой. Бейли продолжал изучать шаткий каркас. — Послушай, — сказал он наконец, — почему бы тебе не отказаться от складывания этого курятника через четвертое измерение — все равно тебе этого не сделать! — и не построить взамен дом такого виде? — Что ты болтаешь? Чего мне не сделать? Это простая математическая задача… — Легче, легче, братец! Пусть я невежда в математике, но я знаю, что строители твоих планов не одобрят. Никакого четвертого измерения нет. Забудь о нем! Так распланированный дом может иметь свои преимущества. Остановленный на всем скаку Тил стал разглядывать модель. — Гм… Может быть, ты в чем-то и прав! Мы могли бы получить столько же комнат и сэкономить столько же на площади участка. Кроме того, мы могли бы ориентировать средний крестообразный этаж на северо-восток, юго-восток и так далее. Тогда все комнаты получат свою долю солнечного света. Вертикальная ось очень удобна для прокладки системы центрального отопления. Пусть столовая у нас выходит на северо-восток, а кухня — на юго-восток. Во всех комнатах будут большие панорамные окна. Прекрасно, Гомер, я берусь! Где ты хочешь строиться? — Минутку, минутку! Я не говорил, что строить для меня будешь ты… — Конечно, я! А кто же еще? Твоя жена хочет новый дом. Этим все сказано. — Но миссис Бейли хочет дом в английском стиле восемнадцатого века. — Взбредет же такое в голову! Женщины никогда не знают, чего хотят. — Миссис Бейли знает. — Какой-то допотопный архитектуришка внушил ей эту глупость. Она ездит в машине последнего выпуска, ведь так? Одевается по последней моде. Зачем же ей жить в доме восемнадцатого века? Мой дом будет даже не последнего, а завтрашнего выпуска — это дом будущего. О нем заговорит весь город. — Ладно. Я потолкую с женой. — Ничего подобного! Мы устроим ей сюрприз… Налей-ка еще стаканчик! — Во всяком случае сейчас рано еще приступать к делу. Мы с женой завтра уезжаем в Бейкерсфилд. Наша фирма должна вводить в действие новые скважины. — Вздор! Все складывается как нельзя лучше. Когда твоя жена вернется, ее будет ждать сюрприз. Выпиши мне сейчас же чек и больше ни о чем не заботься. — Не следовало бы мне принимать решение, не посоветовавшись с женой. Ей это не понравится. — Послушай, кто в вашей семье мужчина? Когда во второй бутылке осталось около половины, чек был подписан. В Южной Калифорнии дела делаются быстро. Обыкновенные дома чаще всего строят за месяц. Под нетерпеливые понукания Тила тессерактовый дом что ни день головокружительно рос к небу, и его крестообразный второй этаж выпирал во все четыре стороны света. У Тила вначале были неприятности с инспекторами по поводу этих четырех выступающих комнат, но, пустив в дело прочные балки и гибкие банкноты, он убедил кого следовало в добротности сооружения. Наутро после возвращения супругов Бейли в город Тил, как было условлено, подъехал к их резиденции. Он сымпровизировал бравурную мелодию на своем двухголосом рожке. Голова Бейли высунулась из-за двери. — Почему ты не звонишь? — Слишком долгая канитель, — весело ответил Тил. — Я человек действия. Миссис Бейли готова?.. А, вот и миссис Бейли! С приездом, с приездом! Прошу в машину! У нас сюрприз для вас! — Ты знаешь Тила, моя дорогая! — неуверенно вставил Бейли. Миссис Бейли фыркнула. — Слишком хорошо знаю! Поедем в нашей машине, Гомер. — Пожалуйста, дорогая. — Отличная мысль, — согласился Тил. — Ваша машина более мощная. Мы доедем скорее. Править буду я: я знаю дорогу. — Он взял у Бейли ключ, взобрался на сиденье водителя и запустил двигатель, прежде чем миссис Бейли успела мобилизовать свои силы. — Не беспокойтесь, править я умею! — заверил он миссис Бейли, поворачиваясь к ней и одновременно включая первую скорость. Свернув на бульвар Заката, он продолжал: — Энергия и власть над нею, динамический процесс — это ведь как раз моя стихия. У меня еще ни разу не было серьезной аварии. — Первая будет и последней, — ядовито заметила миссис Бейли. — Прошу вас, смотрите вперед и следите за уличным движением. Он попытался объяснить ей, что безопасность езды зависит не от зрения, а от интуитивной интеграции путей, скоростей и вероятностей, но Бейли остановил его: — Где же дом, Квинтус? — Дом? — подозрительно переспросила миссис Бейли. — О каком доме идет речь, Гомер? Ты что-то затеял, не сказав мне? Тут Тил выступил в роли тонкого дипломата. — Это действительно дом, миссис Бейли, и какой дом! Сюрприз вам от преданного мужа. Да. Сами увидите! — Увижу, — мрачно подтвердила миссис Бейли. — В каком он стиле? — Этот дом утверждает новый стиль. Он новее телевидения, новее завтрашнего дня. Его надо видеть, чтобы оценить. Кстати, — быстро продолжал Тил, предупреждая возражения, — вы почувствовали этой ночью толчки? — Толчки? Какие толчки? Гомер, разве было землетрясение? — Очень слабое, — тараторил Тил, — около двух часов ночи. Если бы я спал, то ничего бы не заметил. Миссис Бейли содрогнулась. — Ах, эта злосчастная Калифорния! Ты слышишь, Гомер? Мы могли погибнуть в кроватях и даже не заметить этого. Зачем я поддалась твоим уговорам и уехала из Айовы? — Что ты, дорогая! — уныло запротестовал супруг. — Ведь это ты хотела переехать в Калифорнию. Тебе не нравилось в Де-Мойне. — Пожалуйста, не спорь! — решительно заявила миссис Бейли. — Ты мужчина, ты должен предвидеть такие вещи. Подумать только землетрясение! — Как раз этого, миссис Бейли, вам не надо бояться в новом доме, вмешался Тил. — Сейсмически он абсолютно устойчив. Каждая его часть находится в точном динамическом равновесии с любой из остальных. — Надеюсь! А где ж этот дом? — Сразу за поворотом. Вот уже виден плакат. Он показал на дорожный знак в виде большущей стрелы, какими любят пользоваться спекулянты земельными участками.
Источник