Дом который построил горин
Читать
Григорий Горин
Дом, который построил Свифт
Театральная фантазия в двух частях
Действующие лица
Джонатан Свифт
Доктор Ричард Симпсон.
Эстэр Джонсон – сестра милосердия.
Ванесса Ваномри – сестра милосердия.
Патрик – дворецкий.
Судья Бигс.
Губернатор.
Епископ.
Первый лилипут.
Второй лилипут.
Великан Глюм.
Некто.
Лапутянин.
Рыжий констебль.
Черный констебль.
Горожане, актеры, члены Опекунского совета, музыканты.
Время и место действия: 1745 год, Дублин.
Распределяя работу своего мозга, я счел наиболее правильным сделать господином вымысел, а методу и рассудку поручить обязанности лакеев. Основанием для такого распределения была одна подмеченная у меня особенность: я часто испытываю искушение быть остроумным, когда уже не в силах быть ни благоразумным, ни здравомыслящим…
Джонатан Свифт
Пролог
Дублин. Площадь перед собором святого Патрика. Печальный перезвон колоколов… Несколько горожан остановились, опустили головы, мужчины сняли шляпы. Из кареты выглянул молодой человек в дорожном костюме. Это – Доктор Симпсон.
Доктор. Эй, господа, скажите, что случилось? По ком вдруг колокол печально зазвонил? Кто умер?
Первый горожанин. Умер Свифт.
Доктор. Кто?
Второй горожанин. Мистер Свифт. Декан собора Святого Патрика…
Первый горожанин (печально). Заступник наш и добрый покровитель Обиженных, убогих и несчастных…
Доктор. Как жаль… Когда случилось это?
Первый горожанин. Сегодня, как обычно, в пять часов…
Доктор (вздрогнул). Что значит «как обычно»?
Первый горожанин. Как обычно…
Доктор. Ты думаешь, болван, что говоришь?!
Горожанка
Ах, сударь, вы издалека, наверное?
Не знаете характера декана.
Он – очень пунктуальный человек,
Во всем порядок любит, аккуратность,
И если переходит в мир иной,
То ровно в пять, хоть проверяй часы…
Доктор. Так жив он?
Первый горожанин. Кто?
Доктор. Декан!
Первый горожанин. Как «жив», когда вам говорят, что «умер».
Горожанка
Уж и в газетах было извещенье,
И колокол собора затрезвонил…
Первый горожанин. Да вот он сам идет.
Доктор. Кто?!!
Первый горожанин. Свифт. Хоть у него спросите…
Молча проходит Свифт. На нем – черная сутана с белым пятном четырехугольного жабо – традиционное одеяние служителей англиканской церкви.
Доктор. Простите, мистер Свифт!
Свифт остановился.
Я – доктор Симпсон. К вам сюда приехал из Лондона… По просьбе Опекунского совета… Чтоб, оказав вам помощь и леченье, избавить от душевного недуга… И вдруг мне эти люди говорят, что вы… простите… умерли…
Свифт молча кивнул.
Забавно! Но, извините, сэр, все это – бред! Навязчивая, глупая идея, которую мы мигом излечим, коль вы в леченье будете послушны… Вы слышите, о чем я говорю?
Свифт молча пошел прочь.
Ответьте, сэр! Скажите мне хоть слово…
Свифт уходит.
Первый горожанин (усмехнулся). Ну, доктор, вы – неверящий Фома!
Горожанка
Уж и в газетах было извещенье,
И колокол трезвонит целый час,
А вы хотите говорить с покойным…
Доктор (теряя терпение). Послушайте, кто вы такие?
Первый горожанин. Мы?!
Второй горожанин. Мы – гости сэра Свифта!
Горожанка
Нас в дом его любезно пригласили,
Чтоб вместе с ним его же помянуть…
Доктор (усмехнулся). Ах, вот как? Значит, вы безумны тоже?
Горожанка
Конечно, сударь.
Вы-то разве – нет?
Горожане с интересом разглядывают Доктора.
Доктор (отшатнулся). Подите прочь! (Прыгнул в карету.)
Карета отъехала. Горожане провожали ее недоуменными взглядами.
Первый горожанин. Какой-то странный доктор…
Все засмеялись. Звук колокола усиливается.
Часть первая
1. Гости дома Свифта
Звон разбитого стекла. Камень, брошенный с улицы, влетел в одну из зал большого дома Джонатана Свифта. Множество окон и дверей, в глубине – крутая лестница, уходящая куда-то вверх. Появился дворецкий Патрик, человек средних лет, с бесстрастным лицом, стал сметать разбитое стекло. Следом в залу вошла сестра милосердия и домоправительница мисс Ванесса. Подошла к бюро, достала журнал.
Ванесса (записывая). «5 октября. В доме Джонатана Свифта разбито оконное стекло…»
Патрик (мрачно). Осмелюсь добавить, четвертое за неделю…
Ванесса (записывая). «Четвертое за неделю»… Честно говоря, Патрик, после воскресной проповеди декан ожидал большого успеха… И камень мелковат…
Патрик (поднимая камень). Смею не согласиться, мисс Ванесса. Для меня этого булыжника вполне достаточно… (Убрал камень в сундучок.)
Ванесса. В доме много гостей?
Патрик. Как обычно, мисс Ванесса.
Ванесса. Кто именно?
Патрик. Я не всех знаю… Великан Глюм… Какие-то люди с летающего острова… Лошади…
Ванесса (поправляя). Гуингнмы, Патрик. Я же объясняла…
Патрик. Извините, гуингнмы… Потом, этот… который живет вечно…
Ванесса. Мистер Некто?..
Патрик. Да. И лилипуты, мисс… Под ногами все время шмыгают лилипуты… Мешают работать…
Ванесса. Направляйте всех в сад. Я хочу, чтобы мистер Свифт мог спокойно здесь выпить чай…
Патрик. Я объясняю, но разве они слушают… В окна заглядывают, в двери лезут… И лилипуты, мисс, все время шмыгают лилипуты… У лакеев тоже есть нервы!
Ванесса. Я это помню! Особенно когда плачу вам жалованье…
Ванесса уходит. Патрик готовит чай: выкатил столик, зажег спиртовку. В одной из дверей появляется печальная фигура, одетая довольно странно английский котелок, сюртук, внизу что-то среднее между юбкой и туникой. На ногах – обувь, напоминающая древнегреческие сандалии. Это – мистер Некто.
Некто. Добрый вечер, Патрик.
Патрик. Добрый вечер, сэр. Всех просили спуститься в сад…
Некто. А может быть, сейчас утро?
Патрик. Вполне может быть, сэр. Просили спуститься…
Некто. Тогда – доброе утро!
Патрик. Доброе утро, сэр. (Пытается его выпроводить.)
Некто (упираясь). А число? Какое число?
Патрик. Пятое октября.
Некто. А год?
Патрик (теряя терпение). Вы спрашивали об этом уже утром!
Некто. Да?.. Не помню. А утром какой был год?
Патрик. Тысяча семьсот сорок пятый!
Источник
Дом, который построил Свифт (киносценарий)
Содержание:
Часть первая 1
1. ГОСТИ ДОМА СВИФТА 1
2. ЛИЛИПУТЫ 3
3. ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ 4
4. БОЙ С ВЕЛИКАНОМ 5
5. ВСЕ ЭТО — ТЕАТР 6
6. НЕКТО 7
Часть вторая 9
7. ОПЕКУНСКИЙ СОВЕТ 9
8. ГУЛЛИВЕР 10
9. ЛАПУТЯНЕ 11
10. ПОСЛЕДНЯЯ СМЕРТЬ ДЖОНАТАНА СВИФТА 12
Григорий Горин
Дом, который построил Свифт
Идет съемка фильма, и этого не скрывают. Шум голосов, отдельные команды, звуки настраиваемых инструментов. Рука художника рисует на полотне шутливый портрет человека в старинном парике.
— Кто это? — спросил чей-то женский голос.
— Свифт!
— Свифт? — растерянно засмеялись. — Не похож!
— Похож! — категорически заявил режиссер. — Нам не нужно портретного сходства. У нас не биографический фильм. Музыка!
Вступила музыкальная увертюра. Сквозь портрет стала видна старинная карета, в которой сидел человек в дорожном камзоле, шляпе…
— Поехал, доктор!
Карета тронулась. Доктор занялся завтраком: почистил крутое яйцо, съел.
— Едет! — комментирует режиссер. — Оглядывается по сторонам. Колокол!!
Печально зазвонил колокол.
— Дублин! — скомандовал режиссер…
Возникла дублинская площадь перед собором Святого Патрика. Звук колокола усилился. Несколько горожан остановились перед собором, опустили головы, мужчины сняли шляпы.
Доктор Симпсон (так звали человека в дорожном камзоле) выглянул из кареты, недоуменно осмотрел печально стоявших людей.
— Эй, господа, скажите, что случилось? — спросил он, обращаясь ко всем сразу. — По ком вдруг колокол печально зазвонил? Кто умер?
— Умер Свифт, — вздохнул один из горожан.
— Кто?
— Мистер Свифт. Декан собора Святого Патрика, — пояснил он и печально продолжил: — Заступник наш и добрый покровитель обиженных, убогих и несчастных.
— Как жаль… Когда случилось это? — спросил доктор, выйдя из кареты.
— Сегодня, как обычно, в пять часов, — сказал горожанин.
— Что значит «как обычно»?
— Как обычно, — невозмутимо сказал горожанин.
— Ты думаешь, болван, что говоришь?! — закричал доктор. Его тронула за рукав горожанка:
— Ах, сударь, вы издалека, наверное?
Не знаете характера декана.
Он очень пунктуальный человек
Во всем порядок любит, аккуратность,
И если переходит в мир иной,
То ровно в пять, хоть проверяй часы…
— Так жив он? — совсем растерялся доктор.
— Кто? — Горожане тупо смотрят на него.
— Декан!
— Как жив, когда вам говорят, что умер, — заговорили горожане наперебой. — Уж и в газетах было извещенье. И колокол собора затрезвонил… Да вот он сам идет…
— Кто?!
— Свифт. Хоть у него спросите…
Раздались громкие аплодисменты. Сопровождаемый пестрой свитой шутов и юродивых от здания собора показался высокий человек в черной сутане с белым пятном четырехугольного жабо. Глаза его закрывала черная повязка.
Доктор с изумлением наблюдал за ним:
— Он слеп?
— Напротив, сэр! — зашептал один из горожан. — Декан прекрасно видит… Но часто видит все наоборот. Поэтому он и прикрыл глаза, чтоб взглядом никого не беспокоить.
Горожанин засмеялся. Доктор сделал несколько решительных шагов к Свифту. Свифт остановился, за ним вся свита.
— Простите, мистер Свифт! Я доктор Симпсон. К вам сюда направлен из Лондона. По просьбе Опекунского совета. Чтоб, оказав вам помощь и леченье, избавить от душевного недуга. И вдруг мне эти люди говорят, что вы… простите…
Свифт снял повязку, открылись его глаза — веселые и печальные одновременно. Глаза эти стали рассматривать доктора в упор. Доктор чуть отступил:
— …что вы… простите… умерли!
Свифт кивнул, как бы подтверждая случившееся. Толпа засмеялась, Доктор остался серьезным:
— Но, извините, сэр, все это — бред! Навязчивая глупая идея, которую мы мигом излечим. — Он полез в карман, достал бумагу. — Вот письмо, подтверждающее мои полномочия. Здесь подпись губернатора, сэра Уолпа.
Свифт взял протянутое письмо. Сложил его раз, другой. Загнул конец. Получился симпатичный бумажный голубь. Свифт посмотрел в небо и, размахнувшись, направил голубя к облакам.
Голубь взлетел и начал совершать круги над площадью.
Из толпы вылез карлик, вынул огромный пистолет, прицелился, пальнул. Крылья голубя раскрасились оранжевыми языками пламени. Все восторженно зааплодировали…
Свифт еще раз глянул на разгневанное лицо доктора, надел на глаза повязку и пошел прочь, сопровождаемый свитой. Оставшиеся на площади горожане обступили доктора. Доктор неприязненно озирался.
— Послушайте, кто вы такие?
— Мы — гости сэра Свифта! — зашумели горожане. — Нас в дом его любезно пригласили, чтоб вместе с ним его же помянуть…
Доктор усмехнулся:
— Ах, вот как? Значит, вы безумны тоже?
— Конечно, сударь! — согласились горожане. — Вы-то разве нет?
Доктор не успел ответить. Грохотнул гром, и с неба хлынул обильный дождь.
Безумные горожане обрадованно запрыгали, затанцевали, подставляя лица струйкам дождевой воды и как бы приглашая доктора присоединиться к их танцу.
— Подите прочь! — пробормотал доктор и, расталкивая прыгающих горожан, поспешил к карете.
Скоро карета уже стремительно неслась по улицам Дублина навстречу титрам фильма, спускавшимся с небес на землю…
Часть первая
1. ГОСТИ ДОМА СВИФТА
Неожиданно громовой раскат закончился звоном разбитого стекла. Камень, брошенный с улицы, влетел в одну из комнат большого дома, принадлежащего Джонатану Свифту. Любопытные лица прильнули к стеклам, но тут же со смехом отпрянули, — в комнате появился дворецкий Патрик, мужчина средних лет с бесстрастным лицом. Бросив негодующий взгляд на окна, он взял веник и совок, начал сметать осколки стекла.
Следом за ним в комнату вошла домоправительница Ванесса. Подойдя к бюро, достала оттуда журнал, перо…
— «Пятое октября. В доме Джонатана Свифта разбито оконное стекло», записала она.
— Осмелюсь добавить: четвертое за неделю, — сказал Патрик.
— «…Четвертое за неделю…» Как вы думаете, Патрик, кто это мог сделать?
— Наверное, йеху… Или кто-то из гостей.
— В доме много гостей? — спросила Ванесса.
— Как обычно, — пожал плечами Патрик.
— Кто именно?
— Я не всех знаю… Великан Глюм… Потом этот человек с летающего острова… Лошади…
— Гуигнгнмы, — поправила Ванесса, тщательно произнося это сложное слово. — Гу-игн-гнмы… Я же объясняла.
— Да. Да. Гу-инг-мы, — повторил Патрик. — Потом этот, который живет вечно…
— Мистер Некто?
Патрик равнодушно посмотрел на нее, потом скосил глаз в сторону окна: похоже, кто-то подглядывал за ними. Патрик перевел взгляд на Ванессу:
— И лилипуты, мисс! Под ногами все время шмыгают лилипуты. Очень мешают работать!
— Направляйте всех гостей в сад! — сказала Ванесса, отложила перо и двинулась к выходу.
— Очень мешают работать! — сказал Патрик и кивнул в сторону окон, где появились чьи-то любопытные глаза. Появились и исчезли. — А ведь у лакеев тоже есть нервы!
— Я это помню, Патрик, — холодно ответила Ванесса, — особенно когда плачу вам жалованье…
Она вышла. Патрик проводил ее недобрым взглядом, затем стал готовить чай: выкатил столик, зажег спиртовку.
В этот момент в одной из дверей появилась странная фигура в довольно нелепом одеянии: черный английский котелок, сюртук, внизу что-то среднее между юбкой и туникой. На ногах были надеты древнегреческие сандалии.
— Добрый вечер, Патрик! — произнес он, застенчиво улыбаясь. — Я — Некто.
— Не смею спорить, сэр, — сказал Патрик довольно равнодушно. — Всех гостей Просили пройти в сад.
— А может быть, сейчас утро? — доверчиво спросил Некто.
— Вполне может быть, сэр. — Патрик начал теснить гостя к дверям.
— А число? — упирался Некто. — Какое число?
— Пятое октября.
— А год?
— Вы спрашивали об этом уже утром.
— Да? Не помню. А утром какой был год?
— Тысяча семьсот сорок пятый!
— До рождества Христова или после?
Патрик, явно потеряв терпение, подошел к Некто, вытолкнул его в одну из дверей. Через секунду Некто появился из другой двери. В третью дверь сильно постучали. Патрик открыл дверь и увидел два огромных башмака.
— Ланцелот! — раздался чей-то крик сверху. Патрик посмотрел наверх и увидел в окне чью-то голову. — Ланцелот!
Патрик вздохнул, пошел вверх по лестнице:
— Так и будем стучать целый день, сэр?
— Мне нужен рыцарь Ланцелот! — сказала голова на третьем этаже и сердито топнула башмаком на первом. — Где Ланцелот?!
— Не знаю! — проворчал Патрик, задернул штору наверху, захлопнул дверь внизу.
— Ланцелот? — удивился Некто, все еще стоявший, к неудовольствию Патрика, в комнате. — Откуда Ланцелот? Разве мы в средневековье, Патрик?
Источник
Дом, который построил Горин
Писатель Александр КАНЕВСКИЙ вспоминает о своем друге и коллеге
15 июня 2000 года, через три месяца и три дня после шестидесятилетия, скоропостижно скончался писатель и драматург Григорий Горин (Офштейн). Автор этих воспоминаний долгие годы дружил с Григорием Израилевичем, и кончина соратника потрясла его… Эта глава из романа «Смейся, Паяц!» посвящена именно Горину.
Мой переезд из Киева в Столицу он приветствовал. Когда же, спустя десять лет, я сообщил, что покидаю Москву и еду в Израиль, он удивлённо поднял брови:
— Так зачем тебе нужна была эта репетиция? — потом, после секундной паузы. — Что ты там будешь делать?
— То, что и здесь, — бодро ответил я. — Писать книги, пьесы, меня будут переводить.
Он грустно вздохнул. На меня смотрели его выразительные глаза, мудрые и печальные.
— Они тебя не поймут.
— Почему?
— Мы воспитывались на разных сказках.
Как часто я вспоминаю эту фразу.
Как рано он ушёл!
Как невосполнимо! Цитирую режиссёра Марка Захарова: «Горин — это явление. Причём, не случайное, не какой-нибудь метеорит, промелькнувший однажды… Горина надо осмыслить, как некую закономерность, которая впитала в себя весёлость целого, не очень складного и не слишком удачливого поколения…»
Как много цвета ушло бы из палитры Российского искусства, если бы не было таких театральных и телевизионных шедевров как «Тиль», «Тот самый Мюнхгаузен», «Дом, который построил Свифт», «Обыкновенное чудо», «Формула любви», «Забыть Герострата»… Не говоря о спектакле по его последней пьесе «Шут Балакирев», до премьеры которого он не дожил всего несколько недель. Шут о Шуте — спектакль-реквием.
Но это о Горине, который уже стоит на пьедестале. А я помню его ещё мало известного, худенького, безбородого, когда, окончив Мединститут, он работал на «Скорой помощи», бегал по редакциям и, как сам шутливо рассказывал, «угрожая скальпелем, требовал публикаций»… Я помню, как вместе с Аркадием Аркановым, он писал сценки и монологи для эстрады, оттачивая своё мастерство.
Горин на «отлично» окончил эту школу, взяв у неё самое лучшее и счастливо избежав распространённого порока эстрады: диктата репризы над смыслом. До сих пор десятки его монологов читают сотни артистов, благословляя автора за постоянный успех. Стоит хотя бы вспомнить ставший уже хрестоматийным монолог «Хочу харчо!».
Его рассказы постоянно публиковались в «Литературной Газете» в «Клубе «Двенадцать стульев» и всегда вызывали повышенный интерес читателей. Они были смешны, остры и печальны. Его шутки вызывали резонанс во всех слоях общества, на всех его уровнях.
А потом он решительно и бесповоротно ушёл в драматургию. Он писал такие пьесы, которые невозможно было не ставить. Театры хватали их прямо «с кончика пера», ещё тёплыми, потому что пьесы Горина были обречены на успех. С постановки Марком Захаровым его пьесы «Тиль» началось второе рождение театра «Ленинского Комсомола». Этот спектакль имел большое значение и в моей жизни.
Мы тогда ещё жили в Киеве. Когда моей Маше исполнилось четыре года, я повёл её в кукольный театр. Через десять минут скучнейшего действия Маша запросилась домой, через двадцать минут — расплакалась, к финалу — заснула. Честно говоря, и я дремал вместе с ней. Потом я сводил её в ТЮЗ, на спектакль «для самых маленьких». Отсидев первую картину, я понял, почему театр призывал на этот спектакль «самых маленьких» — потому что дети постарше не оставили бы это издевательство безнаказанным. Когда же я в третий раз предложил дочке пойти в театр, она горько разрыдалась, замахала руками, приговаривая: «За что? Я же себя хорошо вела!»
Это была катастрофа: дочь писателя ненавидела театр! Чтобы спасти положение, когда ей исполнилось лет двенадцать, я повёз её в Москву. «Тиль» шёл тогда с оглушительным успехом, билеты были проданы на месяцы вперёд. Я позвонил Грише, объяснил ситуацию и взмолился: выручай! Гриша понял и какими-то правдами и неправдами добыл мне два билета. Дочь очень неохотно согласилась пойти и то, только потому, что второй билет я отдал её подруге, которая мечтала стать актрисой. После спектакля они обе вышли ошарашенные и потрясённые. Именно тогда у дочери зародился интерес к театру. Когда мы переехали в Москву, она ходила на все премьеры «Ленкома», по несколько раз смотрела телеспектакли о Мюнхгаузене и Свифте — пьесы Горина стали её любимой настольной книжкой. А её подруга, Леночка Яралова, дочка моего друга Игоря, поступила в школу-студию МХАТа, служила в «Современнике», переехала вместе с родителями в Израиль, и сегодня она популярная актриса Израильского кино, театра Телевидения. И это тоже влияние Григория Горина!
В Москве у меня был свой театр «Гротеск». Там выступали Аркадий Арканов, Леонид Якубович, Лев Новожёнов, Семён Альтов, Виктор Веселовский… А вот Горина я никак не мог заполучить:
— У меня плохая дикция, я стесняюсь, — упорствовал он.
Когда на телеэкраны взлетела передача «Белый попугай» с ведущими Никулиным и Гориным, я спросил у Гриши:
— Как же ты всё-таки решился?
— Я прикинул, — объяснил он, — что все эпиграммы о моей дикции уже написаны, и понял, что можно рискнуть.
Передо мной лежат три его книги с дарственными надписями. Первую — он подарил мне ещё в Киеве: «Коханому Сашеньке от друга-Москаля с любовью!»
Вторую — в Москве: «Эта книга украдена из библиотеки Григория Горина. Стыдно!» А третью — уже в Израиле, когда я выпускал журнал «Балаган»: «Дорогому Сашеньке Каневскому, который пытается переделать мировой бардак в Балаган. Удачи тебе!»
Он был талантлив во всём, даже в коротких посвящениях!
Григорий Горин. Фото из семейного архива
Я часто прилетал из Тель-Авива в Москву, непременно бывал у него. Он работал над сценарием о царе Соломоне и дал мне несколько уже готовых эпизодов для публикации в «Балагане». Потом театр «Гешер» заказал ему по этому сценарию пьесу. Он написал и привёз её сдавать. В это время в «Гешере» был поставлен спектакль «Кфар» («Деревушка»). И я, и Гриша были на просмотре. После первого акта я вышел таким же потрясённым, как моя дочь после «Тиля». И Горин был в восторге:
— Слушай, выше этого уже невозможно прыгнуть. Я не стану сдавать пьесу — я увезу её в Москву и буду ещё работать и работать!
И он не сдал. Но, к великому сожалению, и не завершил её. Не успел. Он ушёл из жизни всего через несколько месяцев после своего широко отмеченного шестидесятилетия.
Ненавижу юбилеи — они репетиции похорон!
И снова вспоминаю высказывание Марка Захарова о Горине: «…Печальный философ, умеющий обернуться ковёрным и шутить уморительным образом о премудростях мироздания»… Да, он был истинный Шут, с огромным сердцем, необъятной добротой и вечной тревогой. Все его герои родились в его душе, наполнены его кровью. И философ Свифт, и влюблённый Волшебник, и бунтарь Тиль, и самый правдивый человек Мюнхгаузен — всё это он, Григорий Горин, смешной и мудрый, печальный и ироничный. Это он завещал нам устами своего героя: «Серьёзное лицо — это ещё не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!»
Несмотря на всё возрастающую популярность, Гриша до конца своих дней оставался открытым, тактичным и удивительно контактным человеком.
Могила Г.Горина на Ваганьковском кладбище. Фото: Сергей Семёнов (Wikipedia)
В одной из его ранних сценок автор пьесы смешался с толпой зрителей, расходящихся после премьеры, и слышит отзывы о спектакле, и неожиданные, и обидные, и противоречивые. И завершается эта сценка коротким монологом Драматурга:
— В висках стучит! Боль в сердце! Жар в крови!.. И всё-таки, да здравствуют премьеры! Будь славен зритель — главный мой судья! Твой приговор хочу услышать я… Прошу не снисхожденья — высшей меры!..
Григорий Горин навсегда приговорён к высшей мере нашей благодарности и любви!
Памятная доска Григорию Горину, расположенная на ул. Тверской, дом 17 в Москве. Фото: Wikipedia, Щербаков4
Источник