Дом который построил эрмитаж
Эрмитаж: история строительства Зимнего дворца, владельцы, архитекторы, экспонаты музея.
Зимнему дворцу на главной площади Петербурга уже более 250 лет. Величественное и нарядное здание в стиле барокко построил в 1762 году архитектор Бартоломео Растрелли. Портал «Культура.РФ» подготовил 10 фактов об императорской резиденции и музее Эрмитаж, который находится во дворце.
Пять Зимних дворцов. Зимний на Дворцовой площади — самый известный императорский дворец, но не единственный. Всего их было пять. Первый и второй «зимние дома» Петра I стояли у Зимней канавки — канала, который соединяет реки Мойку и Неву. Третий дворец — Анны Иоанновны — у Адмиралтейства; четвертый находился на Невском проспекте. Пятый дворец, известный сегодня всему миру, по замыслу Елизаветы Петровны должен был стать воплощением мощи российской монархии.
Выше не строить. Высота Зимнего дворца — 23,5 метра. В 1844 году Николай I издал указ: он запретил строить в Санкт-Петербурге гражданские здания выше 11 саженей — 23,43 метра. И хотя Зимний дворец в указе напрямую не упоминался, он оставался самым высоким зданием Северной столицы.
Город в городе. Зимний дворец стал гигантским дворцовым комплексом, который можно назвать городом в городе. В здании были жилая зона и парадные залы, две церкви, театр и музей. Здесь же находились подсобные помещения: аптека с лабораторией и квартиры служащих, кухни и кладовые, конюшни и манеж.
Парадные залы. Часть парадных залов Зимнего выходила на Неву, часть располагалась в центральной части дворца. Георгиевский зал — его также называют Большим тронным — был создан при Екатерине II в 1795 году по проекту Джакомо Кваренги. Мраморный барельеф «Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона», расположенный над троном, выполнил скульптор Франческо дель Неро по рисункам Василия Стасова. В Георгиевском зале проходили все официальные встречи и церемонии.
Фрески из Папского дворца. Лоджии Рафаэля появились в Зимнем дворце через 30 лет после его постройки, когда в Европе и России входил в моду классицизм. В двухэтажном корпусе, возведенном в 1792 году Джакомо Кваренги, разместилась галерея с копиями фресок из Папского дворца в Ватикане. Строительство велось по личному указу Екатерины II.
Ошибка архитектора. В 1826 году Огюст Монферран по приказу императора построил в царской резиденции новые апартаменты. Считается, что архитектор совершил ошибку при проектировании системы отопления. Из-за нее в декабре 1837 года во дворце случился пожар, который не могли потушить двое суток. Здание, от которого остался только остов, восстанавливали почти два года, работами руководил архитектор Василий Стасов. Обновленный Зимний был точной копией старого дворцового комплекса — и внешне, и внутренне.
Подарок для царя. Малахитовая гостиная — единственный зал, интерьер которого сохранился до наших дней полностью. Гостиная служила связующим звеном между парадными залами дворца и комнатами императрицы. Роскошный зал украшен знаменитым уральским малахитом — ценным зеленым минералом. Более двух тонн малахита подарили царской семье для отделки дворца горнозаводчики Демидовы.
«Жилище отшельника». Так дословно переводится слово Эрмитаж. В прошлые века «жилищем отшельника» называли уединенные уютные помещения для приятного времяпрепровождения в кругу близких и друзей. В 1760-е годы архитекторы Юрий Фельтен и Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот построили рядом с дворцом Малый Эрмитаж. Здание стало так называться, потому что Екатерина II устраивала в нем спектакли и увеселительные вечера — «малые эрмитажи». Здесь хранилось ее первое собрание живописи, которое стало позже основой музейной коллекции.
Дворцовые коты. Коты появились во дворце в 1745 году, когда императрица Елизавета Петровна издала Указ о высылке ко двору котов. Животные получили почетный статус «охранников картинных галерей». В наши дни в Эрмитаже живут около 60 котов. В подвале у них есть специально оборудованное помещение с мисками, подстилками для сна, лотками. У котов есть свой ветеринар. Все животные привиты, стерилизованы и проходят обследования в лучших лечебницах Петербурга. В музее есть даже официальный праздник — День эрмитажного кота, его отмечают в конце апреля или начале мая. В этот день всех желающих пускают в кошачью обитель, а под Иорданской лестницей проходит выставка детских рисунков.
Один из крупнейших музеев мира. Зимний дворец входит в музейный комплекс Эрмитаж — один из самых крупных музеев мира. Здесь хранится самая большая коллекция полотен Рембрандта за пределами Нидерландов. Всего в Эрмитаже более трех миллионов экспонатов, для сравнения — в Лувре их около 300 тысяч. Если осматривать все 350 залов музея, то придется пройти не меньше 20 километров, а если уделять хотя бы минуту каждому экспонату — на прогулку по Эрмитажу уйдет несколько лет.
Источник
История Эрмитажа: от 18 века до наших дней
Доброго времени суток, дорогие друзья! Сегодня я хотел бы обратить ваше внимание на историю главного музейного комплекса страны — Эрмитажа.
Итак, начнём.
Эрмитаж считается одним из самых старых и крупнейших музеев России. Расположенный в Санкт-Петербурге и входящий в ансамбль Дворцовой площади, Эрмитаж является главным символом этого города. На сегодняшний день он входит в список самых больших и знаменитых музеев мира по количеству экспонатов. Название «Эрмитаж» с французского переводится, как «место уединения», ведь изначально это здание планировалось сделать укромным уголком отдыха для императорской семьи. Но обо всем поподробнее.
Фото из открытых источников
Екатерина II и создание Эрмитажа
Официальной датой основания Эрмитажа считается 1769 год. Екатерина II в свое время ввела моду на коллекционирование. Императрица очень любила скупать картины художников со всей Европы, и в итоге их количество было так велико, что понадобилось построить новое здание для хранения предметов искусства. С помощью знатоков живописи Екатерина II активно скупала великие произведения западноевропейских художников. Первая экспозиция насчитывала около 225 полотен голландских и фламандских живописцев, приобретённых в Берлине. В 1769 году была выкуплено целое собрание из 600 картин, принадлежащих министру Саксонии. В 1781 году началось коллекционирование графики. Собрание Эрмитажа также пополнилось различными античными скульптурами и статуями.
Фото из открытых источников
Продолжение истории Эрмитажа
После смерти императрицы Екатерины II развитие Эрмитажа не остановилось. Императоры Александр I и Николай I продолжали покупать отдельные произведения искусства для поддержания коллекции главной сокровищницы столицы. Например, Александру I было подарено камео Гонзага от французской императрицы Жозефины Богарне, а благодаря Николаю I Эрмитаж стал открыт для посещения не только императорской семье. В 1852 году он приобрел статус публичного музея, однако для входа нужно было приобрести нужный пропуск. В 1852 году для большей публики было построено здание Нового Эрмитажа, куда перенесли часть экспонатов из Зимнего дворца. Позже началась закупка археологических раскопок и коллекций отечественных коллекционеров.
Фото из открытых источников
СССР и современная Россия
После революции и прихода к власти большевиков Эрмитаж несколько изменился. Коллекция музея пополнилась за счет собраний императорской семьи. Однако, большое число экспонатов из главного музея Петербурга сменило местопребывания. Например, знаменитая Бриллиантовая комната была перевезена в Москву и отдана Московскому Кремлю. Во время правления Сталина многие картины были распроданы по всему миру, и в итоге Эрмитаж навсегда потерял более сорока произведений искусства. Когда началась Вторая мировая война, все музейные экспонаты были благополучно перевезены и спрятаны на Урале. Из подвалов Зимнего дворца сделали бомбоубежища, но в самом Эрмитаже иногда даже проводили лекции знаменитые российские искусствоведы. После окончания Второй мировой войны сокровища музея чудом без потерь были успешно возвращены, но некоторые, конечно, требовали реставрации. На сегодняшний день Эрмитаж имеет несколько зданий по всему центру Санктa-Петербурга:
— Зимний дворец
— Малый Эрмитаж
— Большой Эрмитаж
— Новый Эрмитаж
— Эрмитажный театр
Искренняя любовь к культуре и искусству российских императоров и императриц послужила обогащению коллекции музея. Эрмитаж и по сей день считается мировым наследием и сокровищницей самых знаменитых творений бессмертных творцов.
На мой взгляд, просто необходимо хотя бы раз побывать в таком историческом месте.
А вы бывали в Эрмитаже?
Если вам понравилась статья, ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал. Впереди много интересного!
Источник
Эрмитаж не мог быть так построен! Абсурд официальной версии.
Я много лет занимаюсь абсурдом разных официальных версий, но до недавнего времени Эрмитаж (Зимний Дворец) меня не интересовал. Всегда знал, что Зимний Дворец строился 6-8 лет, но не интересовался его размерами. А тут…
Я посетил Будапештский парламент — и был потрясен сроками его строительства. Красивый и большой – но в разы меньший, чем петербургский #Эрмитаж, он строился целых 20 лет. И это — в конце 19 — начале 20 века, в условиях безграничного финансирования Австро-Венгрией, в ее лучшие «блестящие годы»! С применением самых передовых по тем временам технологий и оборудования, в патриотическом рабочем угаре и избытке умелых строителей и инженеров. И – аж целых 20 долгих лет строительства!
Будапештский Дворец
Вот данные по Будапештскому Дворцу:
- Срок проектирования – 10 лет.
- Срок строительства – 20 лет.
- Площадь внутренних помещений – 18000 м2
- Подъездов – 13
- Лестниц – 29
- Отделка – светло-серый камень, редкие породы древесины
- Общее количество профессиональных мастеров – тысячи, рабочих – до ста тысяч.
Спасибо, что дочитали — теперь официальная версия строительства Зимнего дворца покажется Вам совсем абсурдной и нелепой.
Построен Зимний Дворец был до Екатерины — при Елизавете!
«Веселая царица была Елизавет
Поет и веселится, порядка только нет!»
В конце правления Елизаветы в России не было не только порядка – в стране не было вообще почти ничего. Государство измождено бесконечными войнами со шведами, за австрийский престол, семилетней войной с Пруссией. Состояние России граничит с нищетой, царят воровство и фальшивомонетничество, из-за войн жутко растет «расход» мужского населения, безумные траты на балы и бюрократию…
И в это тяжелое время (читаем официальную версию):
«В 1752 году Елизавета выкупает очередные соседние участки для расширения дворцового здания. Растрелли предложил увеличение дворцовой территории вширь, за счет новых корпусов, однако Елизавета требовала расширения строения и вверх. Дебаты архитектора и императрицы привели к решению о сносе имеющегося (третьего) дворца и о строительстве на его месте нового.»
Вот так! Плевать им на нищету! Зачем расширять?! Строим с нуля и только грандиозное! Как? Какими механизмами, силами? Вспоминаем про десятки лет и сотню тысяч строителей Будапештского Дворца…
Теперь посмотрим на Эрмитаж новым взглядом:
«Возведение очередного дворцового сооружения начали в 1754 году. После окончания строительства пятого варианта Зимнего дворца в 1761 году, предыдущий за ненадобностью, разбирают (1762 г)».
Во как! Будапештский дворец проектировали (в конце 19 века) 10 лет. Наш Зимний – 2 года (1752-1754)! Дворец на Дунае построили за двадцать лет. Наш Зимний – за шесть-восемь!
А теперь – главное: несравнимы не только сроки и силы строительства. Несравнимы их размеры. 18 тыс м2 – площадь Будапештского дворца, и 60 тыс (!) м2 – Эрмитажа (Зимний Дворец — более точное название, но тут это не важно)!
Дословно:
«По императорскому повелению Елизаветы Петровны, архитектор Растрелли возводит трехэтажное — самое высокое на тот момент (около 24 метров) – архитектурное сооружение в Петербурге, площадь которого была около 60 тыс. кв.метров. Дворец, состоящий из четырех корпусов, замыкался в форму каре, образуя внутренний двор. Такая дворцовая планировка была свойственна западной архитектуре того времени.»
Источник – вполне авторитетный, по сути краткая калька с сайта Эрмитажа (Путеводитель по России)
Там же: «Зимний Дворец со всех сторон поражал роскошью, великолепием, архитектурным декором с меняющимся ритмом колон. Дворец состоял из более тысячи комнат, имел более ста лестниц и около полутора тысяч окон».
Еще раз: Зимний Дворец площадью 60 тыс м2 строится за 6-8 лет! И это за полтора века (!) до строительства Дворца в Будапеште, площадь которого – «всего» 18 тыс м2.
Зимний дворец
Зимний дворец
Сравниваем площади:
- Зимний – 60 000 м2. Строили 7-8 (!) лет. Срок проектирования – 2 года.
- Будапештский — 18 000 м2. Строили 20 лет. Срок проектирования – 10 лет.
Количество залов
- Зимнего Дворца (включая комнаты) – 1084.
- В Будапештском – 200 залов и комнат.
Лестниц
- В Зимнем – 117.
- В Будапештском – 29.
Печей
- В Зимнем – 450.
- В Будапештском – несколько десятков.
Отделка
- В Зимнем – мрамор, гранит, драгоценные и полудрагоценные камни, десятки монолитных колонн в рост залов (до 12 метров высоты).
- В Будапештском парламенте – ценные породы дерева, на экскурсиях в нём хвалятся двумя (!) монолитными колоннами, подаренными друзьями-шведами (обе — 4 м высоты).
Все эти данные взяты исключительно с официальных источников – российских и венгерских. Да, потом #Зимний достраивался и переделывался – но приведены параметры того дворца, который был построен в 1762 г!
Кстати о проекте Растрелли (Франческо-Бартоломео): проекта в российских хранилищах… нет. Особо любопытным выдают за проект эскизы и чертежи. Но строить по ним, подгонять детали стройки и тд было невозможно. Есть еще одна версия: Растрелли — масон, масонам нельзя было оставлять «врагу» готовые чертежи…
Интерьеры Зимнего
А теперь у меня вопрос: Вы в это верите? Не в Будапештский Дворец (там все документально) – а в Зимний?! Вы верите в то, что, не обладая механизмами, применяя исключительно ручной труд, в срок в три раза (!) меньший построили здание в три раза (!!) большее? Да ещё с куда более роскошной отделкой?
Вы скажете – вот же здание, стоит!
Не спорю, сам там бывал неоднократно. Только этот Зимний – подобно Александровской колонне, подобно Исаакиевскому и Казанскому соборам – имеют совсем другую историю.
Зимний НЕ МОГЛИ так построить: за несколько лет полуголодные полумастера! Это всё жуткий миф, в который мы почему-то верим. Миф, который сыпется немедленно, как только призываешь арифметику и сравниваешь со строительством куда более скромных аналогов.
Но кто тогда построил #Зимний? Какими силами? Какими механизмами?
С коллегами мы готовим отдельный портал, на котором не будем стеснены форматом, рамками, размерами статьи. Там мы подробно поговорим о тех загадках истории, которые на нашем канале и вскрываем. Там будут выложены все наши исследования – и выводы иногда будут поразительными…
Источник
Эрмитаж: как появился и почему так назван
Если простого обывателя спросить, какие музеи в Санкт-Петербурге он знает, даже не сомневаемся, что первым он вспомнит Эрмитаж. Сей факт, не удивителен, ведь в этом огромном комплексе из пяти зданий насчитывается более трех миллионов экспонатов! К тому же, на сегодняшний, день Эрмитаж входит в 20-ку лучших музеев мира!
Сегодня мы с вами поговорим о истории его создания и, конечно же, об интересном названии, которое он носит.
Фасадный вид Государственного Эрмитажа
Летопись Эрмитажа началась в 1754 году, когда императрица Елизавета Петровна решила построить на берегу Невы Зимний дворец. Выбранное ею место для строительства уже давно было занято постройками флотских чиновников, поэтому его пришлось срочно выкупать за деньги государственной казны.
Дочь Петра I — российская императрица Елизавета Петровна
По замыслу императрицы, новая царская резиденция должна была иметь внушительные размеры – для того, чтобы весь мир сразу понимал силу и мощь Российской империи. Поэтому на возведение дворца выделили аж 900 тысяч рублей, а к созданию проекта привлекли самого Франческо Бартоломео Растрелли.
Архитектор Зимнего дворца — Франческо Бартоломео Растрелли
В 1761 году Елизавета умерла и завершить свою задумку не успела. В этот период строительство дворца полностью перешло под надзор ее преемника — Петра III. Но и он его достроить не успел, так как был задушен заговорщиками в своей постели. Окончательно резиденцию достроили при Екатерине II в 1764 году. Именно тогда, в день святой Екатерины, и появился Эрмитаж.
Российская императрица Екатерина II
Интересный факт: многие считают, что Зимний дворец и Эрмитаж – одно и то же. На самом деле, это не совсем так. Зимний дворец — резиденция российских императоров, а Эрмитаж — всемирно известный музей.
Кстати, размеры музея совсем не соотносятся с его названием. Сейчас расскажем почему…
В переводе с французского слово «Эрмитаж» обозначает «место уединения», «приют отшельника» или «келья». Мода на кельи-эрмитажи впервые появилась во дворцах французских королей. Так назывались небольшие павильоны, на первом этаже которых располагались слуги, а на втором — хозяева и гости. Слуги при помощи специального устройства отправляли яства наверх, тем самым оставляя знатных особ в уединении.
Российский музей получил такое название из-за того, что висящими там картинами изначально могла любоваться лишь Екатерина II и ее гости, простым гражданам вход в музей был закрыт. При этом, к каждому знатному посетителю приставлялся камер-лакей, который рассказывал о картинах и тщательно следил за тем, чтобы гость их не испортил. Попасть в музей долгое время не мог даже Александр Сергеевич Пушкин. Только в 1832 году его друг Василий Жуковский, служивший наставником у сына Николая I, обеспечил поэта бессрочным пропуском.
Первые экспонаты музея Екатерина получила из личной коллекции господина Гоцковского в уплату долга. Это были около трехсот картин голландско-фламандских художников. После чего, войдя в азарт, она стала дополнять коллекцию новыми полотнами и скульптурами. Именно благодаря российской императрице мы сегодня можем увидеть произведения Рафаэля, Джорджоне, Тициана, Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Пуссена, Ватто и многих-многих других.
Зал Фламандской и Голландской живописи XVII века
При Николае I коллекция музея настолько разрослась, что в 1852 году для новых экспонатов был открыт Императорский Эрмитаж, который вскоре открыл свои двери для всех желающих. К 1880 году музей ежегодно посещали уже около 50 тысяч человек. Сам император любил гулять по музею в полном одиночестве — в этот момент к нему было запрещено обращаться по любым вопросам.
После революции 1917 года нарком просвещения Анатолий Луначарский объявил Зимний дворец и Эрмитаж государственными музеями.
В годы блокады Ленинграда экспонаты музея были эвакуированы в Свердловск и вернулись в город лишь в 1945 году.
Если понравилась статья — подписывайся и ставь «лайк»!
Источник
Эрмитаж, самый посещаемый музей России
Эрмитаж. Самый посещаемый музей России
7 декабря празднует День Рождения самый большой и знаменитый музей нашей страны – Государственный Эрмитаж. Его фонды насчитывают около 3 миллионов экспонатов и являются одними из богатейших во всём мире, а на их осмотр уйдёт более 10 лет, если на каждый предмет тратить всего 1 минуту. Дата 7 декабря выбрана неслучайно – это день Святой Екатерины, небесной покровительницы создательницы музея.
Зимний Дворец – Главное здание Эрмитажа
Годом основания Эрмитажа считается 1764, поскольку именно тогда императрица Екатерина II приобрела первые картины, послужившие началом знаменитой коллекции. Среди них были полотна таких прославленных мастеров, как Рембрандт, Рубенс, ван Дейк, Йорданс, а также других голландских и фламандских художников. Поначалу картины размещались в покоях Зимнего Дворца, являющегося сейчас главным зданием музея. Екатерина была большой поклонницей искусства, поэтому её коллекция довольно быстро разрасталась, и, когда была завершена постройка нового корпуса дворца – Малого Эрмитажа, картины и скульптуры были перенесены туда.
Малый Эрмитаж
Слово «эрмитаж» происходит от французского «место уединения». Императрица решила назвать новые покои именно так, потому что использовала их как место отдыха и встреч с близкими друзьями. Этот Эрмитаж был не первым, построенным в России. Строение с самой ранней датой постройки находится в Петергофе и было сооружено по указу Петра I. И петровский, и екатерининский Эрмитажи имеют много общих черт, кроме своего назначения. В обоих зданиях были подъёмные столы, сервировавшиеся в помещении, расположенном ниже, и поднимавшиеся к венценосным особам и их гостям с помощью специальных механизмов. Собственно, от Малого Эрмитажа за музеем и закрепилось его современное название.
Часы «Павлин» находятся в Павильонном зале Малого Эрмитажа
Вместе с Малым Эрмитажем был создан и Висячий сад. Закрытый от ветра со всех сторон высокими стенами, сад имеет особый микроклимат, позволяющий высаживать различные сорта цветов. Аллеи сада украшены скульптурами и фонтанами. После реконструкции 2012 года он открыт для посещения и радует глаз своими яркими красками с весны до поздней осени.
Висячий сад Малого Эрмитажа
Однако собрание произведений искусства увеличивалось настолько быстро, что ещё до окончания постройки Малого Эрмитажа, Екатерина решила приступить к строительству ещё одного здания, названного Большим Эрмитажем. Сейчас в нём находится множество произведений итальянских мастеров эпохи Возрождения, включая знаменитые «Мадонну Литту» и «Мадонну Бенуа» Леонардо да Винчи, «Юдифь» Джорджоне, «Кающуюся Марию Магдалину» и «Данаю» Тициана. Одним из главных украшений Большого Эрмитажа являются Лоджии Рафаэля с копиями фресок Папского дворца Ватикана.
Лоджии Рафаэля Большого Эрмитажа
За время своего царствования Екатерина II собрала порядка 4 тысяч картин, а её внуки, Александр I и Николай I, продолжили дело своей бабки, значительно расширив эту коллекцию. После Отечественной войны 1812 года, а также Заграничных походов 1813-1814 годов собрание пополнилось большим количеством новых экспонатов, причём не только картинами и скульптурами, но и военными трофеями. К последним относится мундир маршала Нея, прозванного Храбрейшим из храбрых. В промежутках между делами, связанными с решением многочисленных вопросов по послевоенному устройству Европы, Александр I не забывал пополнять своё собрание. Например, в 1815 году он приобрёл большую часть коллекции Жозефины Богарне, включая знаменитые мраморные статуи Кановы, а камею Гонзага, ставшую самой известной камей Эрмитажа, бывшая императрица подарила сама в 1814 году, в знак особой признательности за обеспечение безопасности её семьи при вхождении союзных войск в Париж.
Камея Гонзага
Несомненно, самым грандиозным объектом в Эрмитаже, связанным с наполеоновскими войнами, является Военная галерея, состоящая из 332 портретов, выполненных английским живописцем Джорджем Доу.
Военная галерея Зимнего Дворца
Николай I решил открыть музей для широкой публики, что и сделал в 1852 году в здании Нового Эрмитажа, первом здании в России, специально построенном для размещения в своих стенах художественного музея, посетить который могли все желающие. Новый Эрмитаж знаменит своими атлантами – десятью пятиметровыми фигурами, поддерживающими его портик. Именно они «держат небо на каменных руках» в песне А.Городницкого, которая в 2018 году стала официальным гимном Эрмитажа.
Атланты Нового Эрмитажа
Также во время правления Николая I был создан самый большой экспонат музея, а именно Александровская колонна, воздвигнутая в 1834 году на Дворцовой площади архитектором Огюстом Монферраном, построившим Исаакиевский собор. Колонна имеет высоту 47,5 метров, а её гранитный ствол весит более 600 тонн и держится благодаря силе тяжести без каких-либо дополнительных опор. В 2009 году монумент передали в ведение сотрудников Государственного Эрмитажа.
Александровская колонна и Здание Главного Штаба
События, связанные с революцией, значительно повлияли на Эрмитаж и состав его фондов. С одной стороны, за счёт национализации частных собраний, например, князей Юсуповых, графов Строгановых и Шереметьевых, коллекция музея обогатилась, но с другой, продажа картин в 1929-1934 годах с целью получения средств для развития промышленности и выполнения других задач государственной политики нанесла коллекции непоправимый урон. Эрмитаж лишился полотен Рубенса, Рембрандта, Тициана, ван Эйка, Ватто, ван Дейка, Рафаэля, Боттичелли и многих других мастеров.
Рафаэль. Святой Георгий и дракон. Ранее принадлежала Эрмитажу, сейчас находится в Национальной галерее искусства, Вашингтон
Кроме живописных произведений, были распроданы образцы ювелирного, нумизматического и мебельного искусства. Вместе с этим Бриллиантовая комната Эрмитажа была перенесена в Оружейную палату Московского Кремля, став основой для Алмазного Фонда, и также пострадала от распродаж, проведённых советским правительством. Из-за них страна лишилась почти всех знаменитых Яиц Фаберже, а в Эрмитаже почти 100 лет не было ни одного, пока в 2014 году в дар музею не было передано «Ротшильдовское» яйцо.
«Ротшильдовское» яйцо Государственного Эрмитажа. Никакого отношения к династии Романовых не имеет
Великая Отечественная война не нанесла почти никакого урона эрмитажной коллекции, поскольку её большая часть, порядка 2 миллионов экспонатов, была эвакуирована. Однако здания и интерьеры страдали от погодных условий и авианалётов, но сотрудники всеми силами старались сохранить их, а также оставшуюся в Ленинграде часть собрания, и не прекращали вести научную деятельность.
Зал Эрмитажа после эвакуации коллекции
В подвалах Эрмитажа было организовано 12 бомбоубежищ, а сам музей не функционировал. За всё время войны в его здания попали 32 снаряда и 2 авиационные бомбы. Снова музей был частично открыт уже в ноябре 1944 года, но восстановительные работы продолжались ещё долгое время.
От артиллерийских снарядов одним из первых пострадал портик Нового Эрмитажа
В 1981 году Эрмитажу был передан дворец А.Д. Меншикова, в котором разместилась экспозиция, посвящённая петровской эпохе. После опалы светлейшего князя в его дворце располагался Первый кадетский корпус, в котором учились такие выдающиеся полководцы, как генерал-фельдмаршал П.А. Румянцев-Задунайский и генералиссимус А.В.Суворов, а также блистательный актёр Ф.Г. Волков – основатель первого театра в России.
Меншиковский дворец
Несмотря на это выставочных площадей всё равно не хватало, в 1989 году количество экспонатов, находившихся в запасниках, было невероятно велико. Поэтому в 1993 году Эрмитажу было передано восточное крыло Главного штаба для размещения коллекции.
Здание Главного Штаба
Сейчас в нём располагаются произведения художников Франции второй половины XIX века, импрессионистов и постимпрессионистов; мастеров XX века, таких как Матисс и Пикассо, а также одно из авторских повторений «Чёрного квадрата»; постоянная экспозиция, посвящённая деятельности Министерства иностранных Дел Российской империи, включающая личные вещи канцлера А.М. Горчакова и перо, которым был подписан Парижский мир 1856 года; предметы, изготовленные фирмой Карла Фаберже, в частности миниатюрная копия императорских регалий; выставка, посвящённая искусству эпохи ампир, а также деятелям того периода, в рамках которой постоянно экспонируются личные вещи императора Александра I и парадные костюмы и мундиры Евгения Богарне. Также именно в Здании Главного Штаба хранится знаменитое полотно А.-Ж. Гро «Наполеон на Аркольском мосту».
Копии императорских регалий, изготовленные Карлом Фаберже
Площади Главного Штаба ситуацию с нехваткой места практически не решили, и с 1990 года начинается строительство фондохранилища «Старая Деревня», в котором находятся и реставрационные помещения. «Старая деревня» хранит коллекции мебели, одежды, карет, шпалер, витражей, декоративно-прикладного искусства различных стран и многие другие экспонаты, включая подарки, как российским императорам, так и городу Санкт-Петербургу. В фондохранилище регулярно проводятся экскурсии и лекции по различным искусствоведческим направлениям.
Зал карет в «Старой деревне»
В 2014 году Здание Биржи, в котором ранее располагалась экспозиция Центрального военно-морского музея, было передано Эрмитажу. Сейчас оно закрыто на реставрацию, но в скором времени там планируется открыть музей русской гвардии и геральдики.
Здание Биржи
Кроме музейных залов, Эрмитажу принадлежит здание Запасного дома, где находятся реставрационные мастерские и исследовательские лаборатории; и Эрмитажный театр, где регулярно проводятся концерты и ставятся балеты, оперы и спектакли.
Сцена Эрмитажного театра
Конечно, больше всего видна работа реставраторов и экскурсоводов музея, ведь посетители приходят в музей полюбоваться предметами искусства и старины. Но специалисты других профилей также прикладывают большие усилия для сохранности и правильного экспонирования коллекций Эрмитажа.
Одна из реставрационных лабораторий Эрмитажа
Например, сотрудники Отдела главного энергетика, занимающиеся музейным освещением, разработали лампы нового типа, дающие прекрасную освещённость при использовании светильников начала XX века. Стандартные не подходили: нужно было либо отказаться от родных осветительных приборов, поскольку мощные лампочки перегревались, из-за чего светильники стремительно портились, либо пожертвовать удобством посетителей, потому что лампочки меньшей мощности были слишком тусклыми. Изобретённая электриками Эрмитажа новая конструкция решила обе проблемы, сохранив светильники и нисколько не ухудшив восприятие гостями музея его экспонатов.
Советская лестница, для которой сотрудниками Эрмитажа были изобретены лампы нового типа
Ещё одной достопримечательностью Эрмитажа являются его сотрудники, занимающие одну из старейших должностей музея. Речь о знаменитых эрмитажных котах. Считается, что первый кот был привезён в Зимний дворец ещё Петром I не только до основания музея, но ещё и до постройки его современного здания. С тех пор коты жили во дворце, занимаясь ловлей крыс и мышей.
Сотрудник музея
За всё время существования Эрмитажа усатые служители были в нём постоянно, исчезнув только на время блокады. Зимой 1941-1942 годов все коты или погибли, или были съедены. Без них залы музея наводнили грызуны, от которых не спасали ни яды, ни ловушки. После снятия блокады по всей стране был проведён сбор котов, многие жители без колебаний отдали своих домашних любимцев ради спасения Ленинграда от крыс и мышей. Из завезённых в город 5 тысяч котов в Эрмитаж попало около 200, быстро избавив парадные залы и подвалы от вредителей. Сейчас в музее живёт около 50 котов, у них есть собственный пресс-секретарь, благотворительный счёт и праздник – День Эрмитажного кота.
Во время «Дня Эрмитажного кота» проводятся тематические конкурсы. Одним из них является конкурс детского рисунка
Количество животных постоянством не отличается и очень быстро возрастает, поэтому музей регулярно проводит акцию «Хочу домой!», во время которой отдаёт котов желающим, предварительно убедившись, что новый владелец будет хорошо заботиться о своём питомце. Всем забравшим кота из Эрмитажа выдаётся сертификат «Владелец Эрмитажного кота».
На территории Эрмитажа установлены знаки «Осторожно, кошки!», чтобы водители техники были внимательны и не задавили животных
Эрмитаж постоянно открывает новые филиалы и выставочные центры в других городах, как в России, так и за рубежом. Уже успешно функционируют отделения музея в Казани, Выборге и Амстердаме, а в скором времени готовится открытие центра «Эрмитаж-Урал» в Екатеринбурге.
Центр «Эрмитаж-Амстердам»
Ежегодно Эрмитаж с размахом отмечает свой День Рождения. Открытие новых выставок, праздничные концерты, тематические лекции и семинары начинаются ещё в конце ноября, а завершаются традиционно 9 декабря в день Святого Георгия. Во время этих мероприятий Эрмитаж продлевает время своей работы, а в один из дней организует свободный вход.
Эрмитаж является одним из самых знаменитых музеев мира. Хорошо ли Вы знаете другие музеи мира? Проверьте свои знания в викторине «Знаменитые музеи мира» на сайте Центра «Эрудит»
Источник