Дом который построил мельников
Дома Мельникова — 14 знаменитых построек архитектора
Практически все реализованные творения «советского Гауди» — архитектора Константина Мельникова — находятся в Москве.
Мельников — гений архитектуры, человек из будущего, нарушивший все градостроительные нормы, существовавшие в первой половине XX века. Он смог опередить свое время на 50 лет. Это русский Гауди, представивший гениальные вещи в обществе, в котором было запрещено воображать, — так о нем отозвались архитекторы разных эпох, поколений и стран.
Судьба построенных зданий, как и самого архитектора-авангардиста, очень сложная, если не сказать во многом трагичная. Проект «РБК-Недвижимость» предлагает посмотреть, что представляют 14 выдающихся проектов Константина Мельникова. Среди них павильон «Махорка», саркофаг Ленина, клубы и гаражи, здание рынка и, конечно, знаменитый собственный дом — предмет долголетних судебных споров между наследниками, а теперь причина скандала между внучкой и недавно созданным госмузеем Константина и Виктора Мельникова.
О современных «плясках» вокруг наследия архитектора «РБК-Недвижимость» дополнительно расскажет в следующем материале.
Павильон «Махорка»
Первый проект Мельникова — рабочий поселок — был реализован на территории ЗиЛа в абсолютно классических формах, а первая постройка, благодаря которой архитектор стал известен, — в 1923г. в рамках Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки на территории нынешнего парка им. Горького и Нескучного сада.
Архитектор Иван Жолтовский занимался разработкой генплана выставки, Алексей Щусев был главным архитектором. Они-то и собрали самых разных архитекторов — именитых и молодых, среди которых был Константин Мельников, представивший на выставке павильон табачной промышленности «Махорка» — деревянный, с винтовой лестницей. В отличие от пожеланий заказчика цикл производственных работ был организован по вертикали. Павильон впервые представлял новаторские принципы архитектора-авангардиста. В то время Мельникову было 23 года. И это стало первым проектом, давшим, по сути, путевку в мир архитектуры, рассказывает первый замдиректора музея архитектуры им. А.В. Щусева Павел Кузнецов.
Саркофаг Ленина
Немногие знают, что по проекту Константина Мельникова был сделан первый саркофаг для тела В. И. Ленина, где вождь пролежал с 1924г. до Великой Отечественной войны в здании мавзолея, спроектированном Алексеем Щусевым.
Как пишет в своей рукописи Мельников, «архитектурная идея моего проекта состояла из четырехгранной удлиненной пирамиды, срезанной двумя противоположно наклонными внутрь плоскостями, образовав при пересечении строго горизонтальную диагональ. Таким образом, стеклянный верх саркофага получил естественную прочность от прогиба. Найденная конструктивная идея исключила необходимость обрамлять стыки стеклянных частей саркофага металлом. Получился кристалл с лучистой игрою внутренней световой среды, намекавшей сказку о спящей царевне». Однако проект пришлось упростить.
Сейчас саркофаг на хранении в разобранном состоянии находится в музее Ленина в Горках. Считается, что благодаря участию Мельникова в этом проекте позже его не коснулись репрессии. Но власть все же нашла способ поступить с ним в духе времени, запретив ему профессиональную деятельность.
Дом Мельникова в Кривоарбатском переулке
Константин Мельников спроектировал и построил экспериментальный дом-мастерскую в Кривоарбатском переулке, 10, в 1927-1929гг. Прорыв в видении пространства и реализации эксперимента связан в том числе и с тем, что здесь проектировщиком и заказчиком являлось одно лицо — сам архитектор.
Фото: Konstantin Kokoshkin / Russian Look
В настоящее время между собственниками дома ведутся имущественные споры
Здание состоит из двух кирпичных цилиндров разной высоты, напоминающих в плане цифру «8». Стены собраны таким образом, что дом не нуждается в дополнительных несущих конструкциях. Перекрытия между этажами деревянные, сделаны по принципу решетки и работают как мембраны, обеспечивая прочность дома. Вход окружен окнами и расположен со стороны фасада, выходящего в Кривоарбатский переулок. Инсоляция дома осуществляется практически весь световой день за счет огромного окна-экрана над входом и шестиугольных окон по периметру цилиндра.
Долгое время после окончания строительства это было одно из немногих высоких зданий в районе Арбата. По словам заместителя директора Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых Елизаветы Лихачевой, Виктор Мельников (сын Константина Мельникова) в свое время рассказывал, что в 1942г. дом испытал на себе взрывную волну от попавшей в Вахтанговский театр немецкой бомбы. Так как дом был одним из высоких зданий, волна шла напрямую, практически не встречая препятствий. Дом «подпрыгнул» и встал обратно за счет своей уникальной конструкции, правда, уже без единого стекла.
Во время Великой Отечественной войны были сожжены необычные кровати — дом надо было отапливать, а дров не было. В это время Константин Мельников сложил свою знаменитую супрематическую печь и выживал за счет того, что соседям на Арбате строил печи-голландки.
Дальнейшая судьба мемориальной обстановки дома складывалась не только под влиянием Константина Мельникова, но и его сына Виктора, художника. В доме проведены две реставрации — в 1970-х и в 1990-х годах. Впрочем, у некоторых экспертов проведенные работы вызывают нарекания, но о качестве можно будет судить только после проведения нового научного исследования состояния дома и фундамента. В итоге, согласно завещанию Виктора Мельникова, дом должен стать государственным музеем отца и сына Мельниковых.
Клуб «Каучук» в Хамовниках
Объект культурного наследия регионального значения «Клуб завода «Каучук» построен Мельниковым в 1927-1929гг. Клуб расположен в Москве на улице Плющиха, дом 64/6, строение 1.
Фото: wiki / NVO
Трехэтажное здание с полуподвалом представляет собой сектор круга с прямоугольным одноэтажным спортивным залом с большими остекленными плоскостями, цилиндрическим вестибюлем и лестничными маршами, а также зрительным залом с треугольной сценой, оркестровой ямой и кинооператорской рубкой в центре первого яруса.
Клуб Дорхимзавода на Бережковской набережной
Клуб Дорогомиловского химического завода
Клуб Дорогомиловского химического завода (Дорхимзавода) сооружен на территории завода на Бережковской набережной по проекту Константина Мельникова.
Основой и центром клуба выступает театральный зал с двумя уровнями балконов (бельэтаж и первый ярус), которые соединены между собой двумя симметрично расположенными боковыми лестницами. С промежуточных площадок лестниц можно попасть в помещения фойе, вестибюля, библиотеку с читальным залом и на открытые террасы боковых фасадов. За счет большого количества остекленных поверхностей фасадов внутренние помещения клуба освещались обильным и ровным естественным светом. Столовая и кухня для рабочих были построены отдельно и соединены с основным корпусом переходом.
Работы по реставрации клуба проводились в период с 2003-го по 2007г. К началу реставрационных работ здание представляло печальное зрелище.
Дворец культуры им. И. В. Русакова
Фото: Konstantin Kokoshkin / Russian Look
Фото 1931г.
Дом культуры им. И. В. Русакова (первоначальное название клуб Русакова Союза Коммунальников), в котором сейчас находится Театр Виктюка, — здание рабочего клуба на пересечении улиц Стромынка и Бабаевская в Москве, построенное в 1929г.
Это здание является всемирно известным памятником архитектуры советского авангарда. В 1999г. Дом культуры им. Русакова включен в списки объектов истории и культуры, охраняемых международной организацией ЮНЕСКО. В 2005г. Центральный банк РФ тиражом 10 тыс. штук выпустил серебряную памятную монету «Дом культуры имени И. В. Русакова» номиналом 3 руб. В 1996г. клуб был передан в аренду Театру Романа Виктюка, однако ни одного спектакля там не было сыграно из-за плохого состояния здания и неприспособленности под нужды современного театра. На сцене шли только репетиции. В настоящее время здание находится на реставрации и должно открыться до конца года.
Клуб «Буревестник» в Сокольниках
Клуб расположен по адресу Рыбинская ул., д. 17, стр. 1. Проект реализовывался с 1928-го по 1930г. Здание клуба в плане представляет несколько прямоугольников разного размера. Справа от фасада находится пятилепестковая четырехэтажная башня с огромными полукруглыми окнами.
Фото: wiki / Moreorless
«У Мельникова все постройки с изюминками, с технологическими новшествами, часто опережающими свое время. Например, клуб «Буревестник» и клуб фабрики «Свобода» включали идею бассейна и спортзала. Это были трибуны спортзала для проведения соревнований, затем пол мог раздвигаться, и зрители оказывались на трибунах бассейна. Клуб «Буревестник» — гениальный, красивый проект, но во время строительства выяснилось, что в этом районе не было водопровода и канализации», — комментирует первый замдиректора музея архитектуры им. А.В. Щусева Павел Кузнецов.
В 2002г. под видом реставрации здание было переделано, а внутреннее содержание сильно искажено.
Клуб фабрики «Свобода»
Клуб фабрики «Свобода» — одно из немногих зданий московского авангарда, имеющее статус памятника архитектуры регионального значения. Здание, построенное в 1929г. для рабочих Государственной мыльно-косметической фабрики «Свобода», расположено по адресу: Вятская ул., д. 41А. Как и в истории с клубом «Буревестник», в процессе строительства оказалось, что в этом районе Москвы нет водопровода и канализации. Проект пришлось упростить. Но изменения в истории этого здания не закончились: оно подвергалось переделкам в 1950-е гг., значительно искажено при очередной псевдореставрации в 2000-х гг.
Подмосковный клуб фарфорового завода в Ликино-Дулево
Фото: wiki / Moreorless
Единственный клуб, построенный Мельниковым вне столицы, — дворец культуры Дулевского фарфорового завода, который находится в городе Ликино-Дулево Орехово-Зуевского района Подмосковья.
«Постройка, которая напоминает звезду и чем-то витрувианского человека Леонардо да Винчи, — комментирует Павел Кузнецов. — Там была сцена, которая открывалась на сосновый бор и превращала зал в летний театр. Спектакли могли смотреть не только те, кто присуствовал в помещении, но и те, кто был на улице». Первый замдиректора музея архитектуры им. А.В. Щусева добавляет, что администрация Ликино-Дулево намерена отреставрировать этот объект.
Бахметьевский гараж
Фото: Alexei Boitsov / Russian Look
Здание гаража спроектировано двумя выдающимися архитекторами Константином Мельниковым и Владимиром Шуховым в 1927г., расположено в Москве на улице Образцова, д. 19а. Изначально строение в виде параллелограмма было задумано как гараж для английских автобусов. Практически всю свою историю оно работало по прямому назначению — там располагался автобусный парк. В начале 2001г. земельный участок гаража постановлением правительства Москвы был передан Марьинорощинской еврейской общине в безвозмездное пользование для организации учебно-воспитательного и спортивно-досугового комплекса. В 2008г. на территории парка открылся культурный центр «Гараж» Дарьи Жуковой, после переезда которого в парк Горького здесь сейчас действует Еврейский музей и Центр толерантности.
Гараж на Новорязанской улице
Фото: retromap.ru/
В этом проекте в 1926-1929гг. Константин Мельников снова сотрудничал с Владимиром Шуховым, который разработал металлические конструкции перекрытий гаража. Здание расположено на Новорязанской улице, д. 27, и является памятником архитектуры регионального значения. В плане оно напоминает подкову. История здания связана с автобусным парком.
Гараж «Интуриста» на Сущевском валу
Фото: Konstantin Kokoshkin / Russian Look
Гараж Госплана
Гараж построен по проекту Мельникова в соавторстве с архитектором Владимиром Курочкиным в 1934г. по адресу Сущевский Вал, д. 33. Здание признано памятником архитектуры регионального значения. На фасаде хорошо видны любимые простые геометрические фигуры Мельникова.
Гараж Госплана на Авиамоторной
Как и здание гаража «Интуриста», гараж Госплана построен по проекту Мельникова в соавторстве с архитектором Владимиром Курочкиным в том же 1934г. Здание расположено на Авиамоторной улице, д. 63. Сейчас это станция техобслуживания автомашин «Вольво». Гараж представляет собой прямоугольное в плане здание. Главным элементом фасада является огромное круглое окно. В ночь на 16 января 2014г. здание горело, разрушения произошли внутри, но фасад остался цел.
Ново-Сухаревский рынок
Здание конторы
Проект Ново-Сухаревского рынка был поручен Мельникову, по его словам, «купцами НЭПа» — частными предпринимателями. Рынок был крупнейшим на тот момент в Москве и насчитывал 2 тыс. палаток. Архитектор предложил новый принцип их расстановки: сблокированные палатки объединены в ряды, создававшие пилообразные фасады. Это экономило пространство, отделяло продавцов друг от друга и позволяло комфортно себя чувствовать покупателю.
В настоящее время от Ново-Сухаревского рынка осталось только административное здание, которое является памятником архитектуры регионального значения. Сам рынок просуществовал недолго и в 1930г. был переведен на новое место.
Подготовила Елена Лыкова
Источник
Дом Мельникова: как из кирпича можно построить архитектурное чудо
В центре Москвы, в Кривоарбатском переулке стоит очень необычный дом. Многие из нас никогда не видели его «живьем», только на фотографиях, хотя он считается одной из главных достопримечательностей столицы: туристы со всего мира приезжают посмотреть на это архитектурное чудо. Это здание построил русский архитектор Константин Мельников в 1927–29 годах. Времена были тяжелые, денег на строительство было мало, пришлось максимально экономить на материалах. Мельникову удалось достать нужное количество кирпича и соорудить из него необыкновенную постройку с круглыми стенами – шедевр, который кажется ультрасовременным даже сегодня.
Фото: blogs.getty.edu
Кто такой Константин Мельников
Константин Мельников был необыкновенной личностью. Он родился в простой семье, его родители были из крестьян, но талант мальчика смогли увидеть и оценить. Образованием юного вундеркинда занялся выдающийся ученый и педагог Михаил Чаплин. После нескольких лет серьезных занятий Мельников смог поступить в Московское училище ваяния и зодчества, после окончания которого стал работать в архитектурно-планировочной мастерской Строительного отдела Моссовета.
Несмотря на тяжелое экономическое и политическое положение в стране, это было время необычных идей и свежих архитектурных решений. В начале 20-х годов Мельников становится профессором ВХУТЕМАСа и начинает возводить замечательные объекты по всей Москве. В 1927 году случается невероятное – архитектору разрешают построить свой собственный дом в Кривоарбатском переулке.
Фото: wikimedia.org
Особняк в центре советской Москвы
В СССР по понятным причинам нельзя было построить себе особняк, да еще и в самом центре столицы, но Мельникову это позволили. Неизвестно, было ли это признанием его заслуг, – он считался едва ли не главным архитектором советского авангарда и был автором саркофага для мавзолея Ленина – или просто строительным экспериментом. Правительство хотело проверить, можно ли будет в будущем использовать эту идею для возведения домов-коммун.
Так или иначе, проект был реализован, и в центре Москвы появилось здание из двух цилиндров с окнами, напоминающими по форме соты, и большой мастерской хозяина на последнем этаже. Над входом архитектор, вместо таблички со своим именем (ведь это был особняк, а не квартира), написал: «Константин Мельников архитектор».
Фото: blogs.getty.edu
Замок из кирпича
Почему архитектор выбрал кирпич, а не железобетон, который тогда был самым востребованным материалом? Возможно потому, что железобетона не хватало, а Мельников не хотел «обременять» советскую власть. А может, он со своими крестьянскими корнями просто любил обыкновенный кирпич – материал надежный и прочный, который наверняка выбрали бы для своего дома его отец и дед. Сейчас кирпич покрыт штукатуркой, но по старым фотографиям видно, что Мельников использовал именно его. Интересно, что внутри дома он даже устроил печь – видимо тоже сказалось происхождение архитектора.
Фото: are.na
На кирпиче, впрочем, Мельников тоже сэкономил – благодаря эллипсовидным стенам его понадобилось меньше, чем если бы дом был прямоугольным, к тому же уложили его определенным образом, со сдвигом, чтобы в стенах было множество проемов: часть из них была превращена в окна, а часть засыпана строительным мусором. Это позволило значительно удешевить стоимость постройки – по свидетельствам современников, с участка Мельникова не было вывезено ни одной тачки мусора.
Крыша была покрыта железом, поверх которого установили решетчатый деревянный настил. Над частью террасы Мельников установил козырек – площадку под ним семья использовала для отдыха на свежем воздухе.
Фото: wallpaper.com
Что у него внутри
Особняк на самом деле очень компактный – гораздо меньше, чем кажется по фотографиям. Так что удивительно, как архитектору удалось устроить внутри так много разных комнат: большую гостиную и большую спальню (сразу на всех четырех членов семьи – у четы Мельниковых было двое детей), кухню, столовую, учебные комнаты и даже рабочую комнату хозяйки дома.
Фото: divisare.com
Мельников, в отличие от многих современников, дожил до старости и даже сохранил дом за собой. После его смерти здание перешло по наследству детям.
Другие материалы канала
???? Интересные и необычные виды кирпичной кладки
???? Почему английский шеф-повар Джейми Оливер продал свой дом в Лондоне и уехал в деревню
???? 6 проектов частных домов, построенных знаменитыми архитекторами
Источник