Дом который построил менделеев
Менделеев в Боблово.
Большая часть информации взята из книги Владимира Потресова «Страна трех гениев: Выбранные места из истории Клинско-Дмитровской гряды» (https://nasledie-rus.ru/podshivka/8103.php).
Существует легенда о покупке Д.И. Менделеевым владения Боблово, рассказывающая о том, что по дороге из Петербурга в Москву на Всероссийскую промышленную выставку Дмитрий Иванович случайно услышал в поезде разговор о продаже имения невиданной красоты неподалеку от Клина. В действительности же все было проще: приобрести имение Менделееву предложил перекупщик из губернского земства полковник Богенгард (иначе: Боггегард),который встретился с Дмитрием Ивановичем на промышленной выставке. Возвращаясь в Петербург, Менделеев уговорил столичного профессора Николая Павловича Ильина поехать посмотреть имение. Шестнадцати тысяч, которые запросил владелец, у Менделеева не было, и он убедил Ильина купить имение пополам, причем свою часть из-за стесненности в средствах выплатил не сразу.
первый дом Д.И. Менделева, тот, которым владел князь Дадиани
Удобство расположения усадьбы — в восемнадцати верстах от Клина, станции на железной дороге Петербург — Москва, возможность летом отдохнуть вдали от столичной суеты — все это говорило в пользу Боблова. Но была еще одна причина. Из всех изящных искусств Менделеев более всего ценил живопись, а «…в Бобловской местности, — как вспоминала жена ученого Анна Ивановна, — есть что-то цельное, законченное, как в произведении талантливого художника; ничего не хотелось бы изменить, прибавить, убавить или переставить. Местность гористая — три больших горы: Бобловская, Спасская и Дорошевская (Доршевская. — В.П.). Между ними в долине извивается река Лотосня (Лутосня. — В.П.) с лугами и лесами. Плавная линия этих холмов с рекой, с широким горизонтом дает какое-то былинное настроение.
река Лутосня в Клинском районе
Я любила ходить по Бобловским окрестностям, и какие разнообразные были эти прогулки, то старый-старый лес Манулиха, то молодой Горшков, то поля, луга, река и мельница, за которой мы купались в Лотосне. Лотосня неширокая река, но довольно глубокая, местами красиво поросшая водяными лилиями, кувшинками и незабудками. Дорога к реке шла Березовой рощей, которой так любовался Архип Иванович Куинджи, когда был у нас в Боблове».
Боблово ассоциировалось у Менделеева с родными сибирскими краями. Он писал: «Эти места напоминают мне Сибирь. Они мне дороги».
Направляясь в имение по тракту Клин — Рогачево, повернув направо у села Покровского, Менделеев въезжал в усадьбу со стороны вязовой аллеи, поредевшей, но сохранившейся до настоящего времени. На почти лысом тогда Бобловском холме, изрезанном тремя оврагами, с южной стороны расположился один только Старый парк, окруженный пахотными полями. Несмотря на ухоженность Старого парка, скрывавшего в зарослях столетних лип особняк, принадлежавший князю Дадиани, он все же выглядел немасштабно по отношению ко всему холму. Продолжением вязовой была березовая аллея, которая ограничивала парк с востока и тянулась к флигелям для слуг. Такая же аллея вела к Оазису — небольшому пруду, окруженному молодым леском — Заповедником. А на восточном склоне холма приютилась деревенька Боблово.
Вязовая аллея на въезде в усадьбу Боблово
С высоты Бобловского холма открывались необъятные дали одного из красивейших мест Подмосковья — Клинско-Дмитровской гряды, всхолмленной, пересеченной оврагами, промоинами, руслами многочисленных речек и ручьев.
Клинско-Дмитровская гряда
Однако желание любоваться «синеющими далями» возникло у помещиков, ранее населявших Боблово, лишь в XVIII веке. Историки братья Смирновы, долгое время проживавшие в Боблове, пришли к интересному выводу: прежние помещичьи постройки возводились не на самом холме, а ниже — в северной части, около Оазиса. Это подтверждается находками остатков фундаментов, выложенных из старинного крупногабаритного кирпича. Кроме того, в зарослях Заповедника и сейчас можно найти множество одичавших садовых цветов и кустарников и даже совершенно несвойственную Подмосковью тую.
Первый дом Менделеева в Боблово, который достался учёному от князя Дадиани
Сразу после приобретения Боблова Менделеев приступил к серьезному ремонту княжеского дома. Многие исследователи, основываясь на воспоминаниях дочери ученого Ольги Дмитриевны и его племянницы Надежды Яковлевны Капустиной-Губкиной, говорят о постройке нового дома на месте прежнего. Однако Дмитрий Иванович производил ремонт строения. «В 1869 г. я нашла в Боблово на месте старого дадьяновского деревянного дома – новый каменный дом, с деревянным верхом, в красивом чуть ли не в голландском стиле с высокой красной железной крышей, с балконами бельведеом и галереей» – вспоминает Надежда Яковлевна Капустина-Губкина, племянница ученого.
Это подтверждается тем, что уже в восьмидесятых годах перед Менделеевым встал вопрос о необходимости постройки нового дома, так как старый совсем обветшал, на что указывают дошедшие до нашего времени фотографии старого — со сломанными дверями и окнами. По воспоминаниям современников, Дмитрий Иванович тогда не только запретил жить в этом доме, но даже заходить в него. А между тем он простоял в таком виде еще более тридцати лет, и только в 1919 году по указанию отдела народного образования при Соголевском Совете депутатов был разобран за ветхостью.
Новый дом выстроили по проекту Дмитрия Ивановича несколько ниже по склону, около Сторожевого дуба.
второй дом Менделеева, построенный по проекту учёного
В начале 1880-х гг. по проекту Д.И.Менделеева был построен более просторный «новый дом», хозяйкой которого стала вторая жена Д.И.Менделеева – Анна Ивановна (урожденная Попова).
«Дом в Боблове, — пишет А.И. Менделеева о новом особняке, — архитектуры особенной: строил Дмитрий Иванович его сам, по своему плану, сделав из картона маленькую модель. <…> Он двухэтажный, с большим подвалом и обширным чердаком. Нижний этаж каменный, верх деревянный, с террасой в длину всего дома. Лестница, ведущая из передней нижнего этажа, из какого-то желтоватого камня, похожего на мрамор. Ставни везде внутренние, железные, обшитые дубом.
Все производило впечатление внушительное и крепкое. Соседка наша по имению говорила, что дом наш напоминает ей замок Рюдольштадт из романа Жорж Санд “Консуэло”».
Сам Дмитрий Иванович со своей библиотекой и лабораторией расположился наверху, а в нижних комнатах — семья, прислуга и многочисленные гости ученого.
В Боблове Менделеев, всерьез увлекшись вопросами строительства, ставил опыты по возведению саманных и опилко-бетонных строений, призванных противостоять вечным российским пожарам.
В 1919 году пожар уничтожил «новый дом» Д.И.Менделеева. Историк И.А. Смирнов, внучатый племянник ученого, вспоминает, что пожар начался в пристройке, затем, по навесу, перекинулся на второй этаж. Благодаря «секрету» (а Д.И. Менделеев построил свой дом с применением негорючих материалов), лаборатория и кабинет, находившиеся на первом этаже, пострадали лишь частично. Сохранившийся архив учёного его сын Иван Дмитриевич вывез в музей-архив при С-Пб университете.
второй дом Менделеева после пожара
Не дожил до наших дней и первый дом Дмитрия Ивановича. Как оказалось впоследствии, дом был слишком сложной конструкции, стоял в непроветриваемой части парка. Он был разобран в 20-е годы ХХ столетия.
Но с особой страстностью Менделеев в Боблове занялся научными опытами по сельскому хозяйству, лесоводству, обработке и производству сельскохозяйственной продукции. И не только наукой занимался Менделеев в Боблове. Здесь он много читал, устраивал выезды на природу — пикники, экскурсии. Не оставалась в стороне и просветительская деятельность. Иногда Дмитрий Иванович записывал тексты народных песен и пословиц. Сетовал на то, что не умел обозначить нотами мелодии песен и подарить Бородину или кому-нибудь из друзей-музыкантов. В его петербургской библиотеке со временем накопились целые сборники крестьянских песен, пословиц, поговорок.
Боблово, 1876 год. Менделеев со своими детьми — Владимиром и Ольгой
При покупке и разделе имения Дмитрию Ивановичу по жребию достался особняк, а профессору Ильину — флигели.
объединённые каменным зданием флигели, доставшиеся Ильину
Но Николай Павлович был недоволен разделом имения, ведь его половина, более компактная и капитальная, не имела уюта, жить, по сути, было негде. Тогда он решил соединить оба флигеля каменным зданием. На первом этаже рядом с кухней разместился большой зал-столовая, комната и лестница на второй этаж, где вышло еще четыре комнаты с балконом на юг. Только стены второго этажа были срублены из дерева, так все здание больше походило на деревенское.
В восьмидесятые годы у Ильина возникли неприятности в Технологическом институте, которые подорвали здоровье профессора, осложнились семейные отношения, и Николай Павлович начал подумывать о продаже имения. А Менделеев к тому времени сильно привязался к Боблову, и сложности, возникшие у Ильина, подвели Дмитрия Ивановича к идее приобрести половину ильинской усадьбы. Его планы предполагали переселить огромную сибирскую семью генерал-полковника Александра Кузьмича Смирнова, состоявшего в родстве с Менделеевыми, в Боблово.
Летом 1881 года в усадьбу из Омска приехала Юлия Яковлевна Капустина-Смирнова, племянница Дмитрия Ивановича и жена А. К. Смирнова. Менделеев срочно отправил ее в Петербург, чтобы она через знакомых уговорила Ильина продать свою часть имения.
Купчая состоялась зимой того же года, после чего: «…все Боблово стало своим», как говорил довольный Дмитрий Иванович. Разрушив пограничные заборы, ученый с удвоенной энергией взялся за реконструкцию Старого парка, выявляя прежнюю планировку, расчищая забытые дорожки.
Часто в Боблово бывал Александр Блок, приезжавший верхом из Шахматова. Неподалеку от границы березовой рощи, посаженной Дмитрием Ивановичем, на поляне, был сенной сарай, в котором, как полагалось в небольших усадьбах, устраивались летние любительские спектакли. Руководила этими спектаклями Н.Я. Капустина-Губкина, «Надька-егоза», как называл ее Дмитрий Иванович.
как выглядел сарай-театр в Боблово
С появлением Блока полудетские, наивные спектакли сменились серьезным репертуаром. «Мы разыгрывали, — вспоминал поэт, — в сарае «Горящие письма», «Букет», сцены из «Горя от ума» и «Гамлета».
О местоположении домов Д.И. Менделеева говорят остатки фундаментов.
В 1987 году в единственном сохранившемся здании в усадьбе Боблово – в доме Н.П. Ильина (после 1892 г. – А.К. Смирнова) открыт музей Д.И. Менделеева.
Источник
140 лет дому, который построил Д.И. Менделеев
Эпиграф: “Будущее не грозит
периодическому закону разрушением, а только
надстройки и развитие обещает (Д.И. Менделеев )”. Слайд №1
Методическая цель: “Развитие
познавательной деятельности и познавательной
активности на уроке химии, путем применения
наглядных средств обучения с элементами
дидактических игр”.
Слайд №2
Образовательная цель: “Изучить
принцип построения, явление периодичности,
периодический закон и периодическую систему,
структуру периодической системы на основе
учения о строении атома”. Слайд №2
Развивающая цель: “Развивать у
студентов мышление на основе исторических
фактов, связывая с современными данными”. Слайд №2
Воспитательная цель: “Воспитывать у
студентов национальную гордость и патриотизм к
своей Родине. Слайд №2
Тип урока – комбинированный. Слайд №3
Принципы обучения – сознательности,
активности, наглядности, системности,
последовательности, прочности, доступности,
научности, связи теории и практики. Слайд
№3
Методы обучения – наглядные,
практические, словесные, проблемного изложения.
Слайд №3
ПЛАН — СТРУКТУРА УРОКА
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний
2.1. Написать химические реакции
Задание по карточкам. Метод — индивидуальный
2.2. Охарактеризовать основные понятия и законы
химии
Метод — фронтальный
2.3. Задания по карточкам
3. Формирование новых знаний
3.1. История открытия периодического закона и
периодической системы
3.2. Предпосылки создания периодического закона
3.3. Открытие периодического закона
3.4. Структура периодической системы:
3.4.1. Формулировка периодического закона
3.4.2. Принцип построения периодической системы
3.4.3. Принцип периодичности
3.4.4. Понятие периода
3.4.5. Понятие группы
3.4.6. Понятие порядкового номера
3.4.7. Характеристика химического элемента
3.4.8. Периодические свойства элементов
3.4.9. Значение периодического закона
4. Применение новых знаний
4.1. Фронтальный опрос
4.2. Самостоятельная работа
5. Обобщение и систематизация знаний
5.1. Химическая викторина
Приложение №2. Слайд №21.
5.2. Химический кроссворд
6. Подведение итогов урока. Домашнее
задание.
Заключительное слово преподавателя.
Слайд №4
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний
2.1. Написать химические реакции.
Задание по карточкам. Метод – индивидуальный.
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 |
К + Н2О = СаО + НСI = NaOH + НСI = Си(ОН)2 = | Na + Cl2 = BaO + H2 SO4 = КОН + НNО3 = Са(ОН)2 = | Ca + H2 = BaO + HCl = Fe(OH)3 + HCl Al(OH)3 = | Mg + Cl2 = Al2O3 +H2 SO4= NaOH + H2SO4 H2SO4= |
Слайд №5
2.2. Охарактеризовать основные понятия и
законы химии.
Метод – фронтальный.
1. Что изучает химия?
“Химия – это наука о веществах, их строении,
свойствах и превращениях”
2. Что изучает неорганическая химия?
“Неорганическая химия – область химии,
которая изучает химические элементы и их
соединения. Неорганических соединений
существует 500 тысяч”.
3. Что такое атом?
“Атом – наименьшая частица элемента в
химических соединениях. Современное
определение: атом — электронейтральная частица,
состоящая из положительно заряженного ядра и
отрицательно заряженных электронов”.
4. Что такое химический элемент?
“Химический элемент – это вид атомов,
характеризующихся определенным зарядом ядра. К
2008 году известно 116 элементов, из которых около 90
существует в природе, остальные получены с
помощью искусственных ядерных реакций. Каждый
элемент имеет определенный символ, который
происходит от латинского названия элемента.
5. Что такое молекула?
“Молекула — наименьшая частица вещества,
обладающая его химическими свойствами.
Современное определение: молекула — наименьшая
электронейтральная замкнутая совокупность
атомов, образующих определенную структуру с
помощью химических связей”.
6. Объясните суть атомно – молекулярной теории.
А. Все вещества состоят из молекул.
Б. Молекулы состоят из атомов.
В. Молекулы и атомы находятся в непрерывном
движении.
Г. При химических реакциях молекулы одних
веществ превращаются в молекулы других веществ.
Атомы при химических реакциях не изменяются.
7. Простое вещество – вещество состоящее из
одного вида атомов. Простых веществ известно
около 1000.
8. Что такое аллотропия?
“Аллотропия – образование одним элементом
нескольких простых веществ (аллотропных форм
элементов)”.
Примеры:
А. Углерод (алмаз, графит, карбин );
Б. Сера (ромбическая, моноклинная, пластическая;
В. Фосфор ( белый, черный, красный ).
9. Что такое химическое соединение?
“Химическое соединение – вещество, состоящее
из двух и более элементов, связанных между собой
постоянными соотношениями. Известно более 10 млн.
химических соединений. Состав химического
соединения является постоянным”.
10. Что такое смесь?
“Смесь – вещество, состоящее из нескольких
соединений не связанных между собой постоянными
соотношениями”.
Примеры:
А. Морская вода;
Б. Смесь воды и растворенных в ней солей.
11. Химическая формула – отражает состав
химического соединения или простого вещества.
Формулы подразделяются на: молекулярные,
эмперические и структурные.
А. Молекулярная формула – указывает простейшее
соотношение между числом атомов разных
элементов в веществе.
Б. Эмперическая формула – формула указывает
простейшее соотношенине между числом атомов
разных элементов в веществе.
В. Структурная формула – формула указывает
порядок соединения атомов в молекуле и число
связей между атомами.
12. Что такое химическая реакция?
“Химическая реакция – превращение веществ,
сопровождающееся изменением их состава и
строения”.
13. Что такое схема химической реакции?
“Схема реакции – это запись химической
реакции с помощью формул исходных веществ и
продуктов реакции”.
14. Что такое химическое уравнение?
“Химическое уравнение – запись химической
реакции с помощью формулы реагентов и продуктов
с указанием их относительного количества
15. Перечислите основные типы химических
реакций и приведите примеры.
А. Разложение: 2 K MnO4=K2MnO4
+ MnO2 + O2
Б. Соединение: Ca CO3 +CO2 +H2O=Ca (HCO3)2
В. Замещение: CuSO4 + Fe = FeSO4+ Cu
Г. Обмена: Fe2O3 + 3H2SO4=Fe2(SO4)3
+ 3H2.
16. Закон сохранения массы (М.В.Ломоносов 1748 г.,
А.Лавуазье 1789 г.) — масса всех веществ вступивших в
химическую реакцию, равна массе всех продуктов
реакции. Закон сохранения массы не выполняется в
ядерных реакциях.
2.3. Задания по карточкам.
1. Найти молярную массу для химического
соединения:
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 |
FeS2 | H2SO4 | Fe2(SO4)3 | K4Fe(CN) 6 |
2. Решить задачу: определить количество
вещества массой 57 г для:
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 |
H2SO4 | HCl | Fe2O3 | NaCl |
3. Задание у доски (четыре студента):
Определить молярную массу и количество вещества для | Доказать закон сохранения масс для реакций | ||
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 1 | Вариант 2 |
NaCl 58,5 г | KCl 74,5 г | 2H2 + O2=2H2O | N2 + 3H2=2NH3 |
3. Формирование новых знаний.
3.1. История открытия периодического закона и
периодической системы.
1 марта 1869 г. вошло в историю мировой науки как
день открытия периодического закона и
периодической системы.
Закон на этом не исчерпан
Но слово в химии сказал
“Опыт системы элементов”
Себя в науке оправдал.
Второй этап уж уровня иного:
Был электрон открыт, протон, нейтрон,
Доказана периодичность строго,
Торжествовал периодический закон.
На основе периодического закона Менделеев Д.И.
объединил химические элементы в одну общую
систему.
Это открытие было результатом его долгих
поисков и напряжённой мысли. Именно в этот день
Менделеев сделал свой первый набросок
периодической системы, над разработкой и
усовершенствованием которой он впоследствии
работал в течение всей жизни. Периодический
закон, открытый Д. И. Менделеевым лёг в основу не
только химии и физики, но и в основу дальнейшего
развития всего естествознания. Приложение
1
3.2. Предпосылки создания периодического
закона.
1. К середине XIX века было 63 элемента.
2. Дано понятие о химическом элементе.
3. Определены молярные массы элементов.
4. Введено понятие о валентности.
5. Введено понятие о химической связи.
6. Первая попытка классификации элементов.
Доберейнер 1817 г. Закон триад.
7. Вторая попытка классификации элементов. Дж.
Ньюленд “ по возрастанию атомных масс”. Закон
октав.
8. Третья попытка классификации. Генрих
“Радикально- круговая таблица”.
9. Четвёртая попытка классификации элементов.
Шанкартуа “Винтовая лестница”.
10. Пятая попытка классификации. Томсон — Бор
“Лестница”. Слайды №6-18.
3.3. Открытие периодического закона
В феврале 1869 г. Д. И. Менделеев сообщает на
заседании Русского химического общества о
первом варианте своей системы, озаглавленной
“Опыт системы элементов, основанной на их
атомном весе и химическом сходстве”.
Обратите внимание, что в таблице имеются четыре
пробела. Недостаёт четырёх элементов с
соответствующими значениями атомных масс и
химическими свойствами. Тем самым, Д. И. Менделеев
предсказывает, что должны существовать еще
неизвестные элементы. В последующем им были
разработаны другие формы периодической таблицы.
3.4. Структура периодической системы:
Другого ничего в природе нет Ни здесь, ни там, в космических глубинах: Все – от песчинок малых до планет – Из элементов состоит единых. Как формула, как график трудовой, Строй менделеевской системы строгой. Вокруг тебя творится мир живой, Входи в него, вдыхай, руками трогай. Ты знаешь газ легчайший водород В соединении с кислородом – это Июньский дождь от всех своих щедрот, Сентябрьские туманы на рассветах. Кипит железо, серебро, сурьма И темнобурые растворы брома, И кажется вселенная сама Одной лабораторией огромной. | Тут мало оптикой поможешь глазу. Тут – мысль пытливая всего верней. Пылинку и увидишь-то сразу- Глубины мирозданья скрыты в ней. Будь то вода, что поле оросила, Будь то железо, медь или гранит,- Все страшную космическую силу, Закованную в атомы, хранит. Мы не отступим, мы пробьем туда дорогу Туда, где замкнут мирозданья круг,- И, что приписывалось раньше богу, Все будет делом наших грешных рук! Стихотворение Приложение №1 |
3.4.1. Формулировка периодического закона.
“Свойства простых тел находятся в
периодической зависимости от заряда атомного
ядра”. Слайд №19
3.4.2. Принцип построения периодической системы.
“Периодическая система построена в порядке
возрастания атомной массы”. Слайд
№19
3.4.3. Принцип периодичности.
“Периодичность — это повторение химических
свойств через каждые семь элементов на восьмой.
Слайд №19
3.4.4. Понятие периода.
А. В периодической системе всего 7 периодов, 1,2,3
малые и 4,5,6,7 большие.
Б. Период начинается с щелочного металла и
заканчивается инертным газом.
В. Период – это расположение элементов по
горизонтали.
Г. Период показывает количество энергетических
уровней.
Д. Количество элементов на периодах: 1-2, 2-8, 3-8, 4-18,
5-18, 6-32, 7-28.
Е. В настоящее время в периодической системе
находится 116 элементов. Слайд №19
3.4.5. Понятие группы.
А. Группа – это расположение элементов по
вертикали.
Б. В периодической системе всего 8 групп, каждая
группа подразделяется на: главную, в которой
происходит заполнение электронов на внешнем
энергетическом уровне и побочную в которой,
происходит заполнение предвнешнего
энергетического уровня.
В. Группа показывает количество электронов на
внешнем энергетическом уровне только в главных
подгруппах.
Г. Группа показывает наивысшую валентность по
кислороду. Слайд №20
3.4.6. Понятие порядкового номера.
Порядковый номер показывает:
А. Заряд ядра атома.
Б. Количество электронов, которые движутся
вокруг атома и несут отрицательный заряд.
В. Количество протонов.
Г. Количество нейтронов, которое равно разности
молярной масс и порядкового номера.
Слайд №20
3.4.7. Характеристика химического элемента.
Стихотворение№1 | Стихотворение №2 |
И каждый знак ее взлелеев Суровым гением своим. Поведал миру Менделеев В природе понятное им. А. Чивиликин | Снег падает. Весь мир заснежен, но вечно движется к весне. Исчислен, разделён и взвешен — вещают знаки на стене. А. Чивиликин Приложение №1 |
3.4.8. Периодические свойства элементов.
А. Радиус атома в группе увеличивается, а в
периоде уменьшается.
Б. Потенциал ионизации – это энергия,
необходимая для отрыва электрона от атома.
В периодах увеличивается, а в группах
уменьшается.
В. Сродство к электрону – это энергия, которая
выделяется при присоединении одного электрона.
Г. Электроотрицательность – это способность
атома притягивать электронную плотность от
других атомов.
3.4.9. Значение периодического закона.
“Периодический закон послужил и продолжает
служить путеводной звездой для тысяч новых
исследований и творческих исканий в области
химических, физических, геологических,
технических и других наук”, сказал академик Бах.
“Периодический закон является, истинным
компасом для исследователей”, писал Рамзай.
140 лет господствует закон, 140 лет он служит
путеводителем в океане знаний. Познание
микромира дало людям Земли, и проникнуть в
большой космос. И в этом есть заслуга
периодического закона.
Пусть зимний день с метелями Не навевает грусть. Таблицу Менделеева я знаю наизусть. Зачем ее, я выучил? Могу сказать зачем. В ней стройность и величие. Любимейших поэм. Без многословия книжного. | В ней стройность, смысл, торжество И элемента лишнего В ней нет ни одного. В ней пробуждения дерева И внешних льдинок хруст. Таблицу Менделеева Я знаю наизусть. Стихотворения Приложение №1 |
4. Применение новых знаний.
4.1. Фронтальный опрос.
А. Дать формулировку периодического закона и
периодической системы.
Б. Что такое группа?
В. Признаки периодичности.
Г. Принцип построения периодической системы.
Д. Что означает порядковый номер?
4.2. Самостоятельная работа.
Дать полную характеристику химических
элементов (письменно индивидуально для каждого
студента свой химический элемент): №3 — 30.
5. Обобщение и систематизация знаний.
5.1. Химическая викторина.
Приложение №2. Слайд №21.
5.2. Химический кроссворд.
Приложение №3. Слайд
№22.
6. Подведение итогов урока. Домашнее
задание.
Заключительное слово преподавателя
“Труд, работа не всякая, а осмысленная,
сознательная, нужная людям”.
“Сами, трудясь, вы сделаете все и для близких, и
для себя, а если при труде успеха не будет, будет
неудача – не беда, пробуйте еще”. Слайд
№23,24.
Д.И. Менделеев
Источник