Дом который построил примус

Несостоявшийся проект на Патриарших: Примус и Булгаков на поломанной лавке

Скульптор Рукавишников рядом с 7-тонной машиной Воланда.

15 лет назад в Москве хотели было поставить ему памятник — но, странное дело, до сих пор в столице нет ему места. Почему?

Прогуливаясь по Москве, где-то в районе Старого Арбата, можно случайно наткнуться на забавный дворик: сквозь прутья забора виден 7-метровый диковинный автомобиль, за рулем которого — громадный грач, а где-то рядом — влюбленная парочка под бронзовым плащом… Между прочим, это и есть Мастер с Маргаритой. Да и автомобиль непростой — на машине Воланда влюбленные умчатся в небеса в финале романа Булгакова. И сам писатель тоже тут — на поломанной скамеечке…

Рассматривать их необязательно через ограду — калитка во дворик мастерской Александра Рукавишникова на Большой Молчановке днем открыта: интересно — заходи. А что, действительно любопытно — столько шума было вокруг этих скульптур…

15 лет назад российский Минкульт провел конкурс, а столичная мэрия отвела победившему проекту вроде бы резонное место — у Патриарших прудов. Речь шла о целом ансамбле: над архитектурной его частью колдовали Андрей Шаров и Александр Кузьмин, над скульптурной — команда Рукавишникова. Но… возбудились тогдашние депутаты Мосгордумы, мобилизовали «общественность», подключили авторитетных деятелей культуры: кто ж не поднимется под лозунгом сохранения девственности «старых уголков Москвы»? Те же депутаты прежде протестовали против бюстов Виктора Гюго, Данте Алигьери и памятника Ивану Сурикову — но все они были установлены. А тут — сработало.

Сама задумка, впрочем, давала повод для кривотолков. Главным камнем преткновения стал 12-метровый примус, который по задумке должен был венчать композицию, — его признали сразу дьявольщиной. Распустили слухи, что пруд осушат, а если не осушат, то под ним все равно выроют парковку… В общем, скульптор Рукавишников попятился: не будет, мол, примуса.

Но и без примуса решили от греха подальше проект на Патриарших свернуть. Подумали-подумали и нашли место на Воробьевых горах: они тоже фигурируют в романе. Но рядом оказался Андреевский монастырь — и «оскорбленные чувства верующих» опять победили.

Короче говоря, с тех пор памятники Булгакову и его героям лежат у скульптора во дворе. Самого скульптора крикуны не очень-то пытались выслушать. Вот и спрашиваю его теперь: в чем все-таки была задумка?

— Не могу, как автор, говорить о скульптуре, но архитектурный проект был шедевром, — вздыхает Рукавишников. — Например, пандус, по которому должны были съезжать инвалиды к нижнему уровню, представлял собой кухонный шкаф. Ограждение пруда разрывалось на месте, где по роману погиб Берлиоз, — кусок трамвайных рельсов и его голова…

Тот самый примус, из-за которого разгорелся сыр-бор.

— А зачем вам нужен был зло­счастный 12-метровый примус?

— Этот примус как символ эпохи был придуман, чтобы нечистая сила не влияла на психосферу Москвы, чтобы туда попрятать всех чертей, Азазелло и компанию. Вечером примус подсвечивался бы оранжевым светом изнутри… Но примус ушел, его нет и не будет. Вместо него попросили сделать машину с грачом. Потом отказались и от нее…

— У вас и без примуса с машиной хватало всевозможных штучек…

— Памятник, как и роман, состоит из трех основных линий. Это Иисус Христос (Иешуа), Понтий Пилат с собакой — библейская линия. Потусторонние силы в виде всей воландовской компании. И москвичи — в лице самого Булгакова. Иешуа должен был идти по воде в окружении руинированной колоннады. Круг диаметром около 10 метров не замерзал бы даже зимой, от пара деревья покрывались бы инеем — сказочная атмосфера. Искусственную луну имитировал прожектор, врезанный в газон…

— Макет вашего Булгакова стоит в музее на Большой Садовой. Почему под ним поломанная лавка?

— Булгаков был денди, но фигура хорошо одетого человека не передавала бы эпоху, поэтому лавку решили частично разломать — в парках такое случается. Булгаков на лавочке (под него даже подготовили место, которое сейчас пустует) смотрел в спину Иешуа: «Бог впереди, а я в пути».

— Часть скульптур — у вас во дворе мастерской на Большой Молчанковке, а где сейчас остальные?

— Почти все хранятся в моих мастерских в Солнечногорске. А во дворике еще год назад стояли и Коровьев с Бегемотом — но работники булгаковского дома на Большой Садовой уговорили меня отдать их на время, чтобы хоть что-то люди видели…

— Так люди же как раз видеть ничего не хотели!

— Тогда разбросали, например, листовки с карикатурами, изображавшими стоянку машин вместо пруда с 70-метровым примусом, сидящим сверху сатаной и призывами «Хотите ли вы такое?». Я бы тоже под таким подписался. Кто-то протестовал искренне, кому-то приплачивали, дежуришь ночью с машиной — 100 долларов, без машины — 50…

Читайте также:  Построил дом хочу продать какой налог

— А все-таки где, по-вашему, должен был бы стоять памятник?

— Не мы же изначально выбирали Патриаршие. Наивные люди обвиняли нас, мне звонили многие артисты… Но мы всего лишь выиграли конкурс, объявленный на это место. По мне, так идеально, если бы он стоял на природе у какого-нибудь озера. Нужна вода и два уровня, чтобы соблюсти все, что было. И чтобы это была Москва, потому что в романе речь идет о ней.

— Ну и что, по-вашему, ждет памятник?

— Мне уже не раз предлагали приобрести памятник. Но продавать я права не имею… Другого памятника в Москве не будет, потому что мы выиграли конкурс на его установку. Да и нашего памятника полноценного уже не будет… Чиновники что-то обещают. Я за все эти годы устал от этого. Не знаю, мог бы кто-то отдать Булгакову больше сил, чем я?

МЕЖДУ ПРОЧИМ

Работы скульптора Александра Рукавишникова хорошо известны многим москвичам. Перед цирком на Цветном бульваре стоит его Юрий Никулин в автомобиле. На Ваганьковском кладбище — памятник Высоцкому. Около Ленинки — памятник Достоевскому… А после скандала с «примусом на Патриарших», по словам самого скульптора, его завалили заказами японцы, китайцы, корейцы: всем почему-то захотелось обзавестись своими бронзовыми примусами.

Источник

Почему «Дом, который построил Джек»-гениальное кино

С начала режиссерской карьеры Ларса фон Триера, западные кинокритики соревнуются в том, кто изящнее растопчет его картины в своих рецензиях. Режиссера это не задевало, более того, когда его картины хвалили, он обязательно подливал масло в утихающий огонь хейта. Например, в 2011-ом критики нехотя признали, что «Меланхолия»-это прекрасная авторская картина, и почти отдали ей золотую Пальмовую Ветвь Каннского кинофестиваля. Режиссер-триумфатор дает пресс-конференцию, на которой журналист-идиот задает глупый вопрос о насилии и национальной принадлежности (Триер датчанин). Ларс шутит про нацизм, и бросает фразу «Я понимаю Гитлера…», которую тут же вырывают из контекста.
После этого инцидента Триер получил бан в Каннах, и семь лет его картины на фестивале не показывались. Режиссер времени не терял, и бесил тех, кто давал ему деньги на новые картины, снимая «Нимфоманку», которую не могли пустить в прокат из-за хронометража 5,5 часов, наполненного чрезмерно эротическими сценами.

«Нимфоманка» мне категорически не понравилась. Несмотря на то, что студия смягчила ее и разбила на две части, картина осталась довольно глупой, скучной и безумно претенциозной. Понятно, что речь в фильме идет не о сексе и женщине, которая в нем нуждается, а о творчестве и режиссере, который без него не может. Ясно, что это не героиня не способна получить оргазм, а Триера задолбала профессиональная пресса, которая уничтожает всякое удовольствие от процесса создания и выпуска картины. Возможно, если я пересмотрю дилогию, она вызовет другие эмоции, ведь со знакомства с ней прошло уже 4 года, но на данный момент позиция такова: «Нимфоманка»-картина, которую можно понять и при этом ненавидеть.

«Стоп! Скандалы, интриги, «Нимфоманка». Статья про дом Джека. При чем тут все это?»
При том, что когда в 2018-ом Канны по-дружески махнули рукой на поступки Триера, и добавили картину в премьер-лист фестиваля, режиссер привез ленту, с показа которой ушло около 100-а зрителей. Критики вновь запели любимую песню об ужасающей жестокости, чрезмерной претенциозности и других смертных грехах датчанина, но в кой-то веки назвали его фильм скучным. К комментариям по поводу жестокости можно было отнестись прохладно. В конце концов, это Триер снял «Антихриста». Но скуку ему еще не приписывали, и казалось, что если «Нимфоманка» показалась критикам веселее, чем «Дом, который построил Джек» не стоит и пытаться смотреть.
Как выяснилось, зря.

Заранее: в фильме прекрасная актерская игра. Мэтт Диллон пугающе естественнен в роли убийцы, а Бруно Ганц идеален на роли Верджа. Далее будет не об актерской игре и постановке, а смысловом и сюжетном наполнении ленты.

ОСТРОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ

«Дом, который построил Джек»

Картина начинается на загородной трассе, по которой едет красный фургон Джека-инженера, который хотел учиться на архитектора, но выбрал другую специальность по совету матери. Джек долгое время занимается стройкой своего дома, но постоянно ошибается с выбором материалов. Погруженный в глубокие думы, главный герой натыкается на женщину, которая проколола колесо, и сломала домкрат. После непродолжительной совместной поездки до ближайшего автосервиса, в течении которой женщина в шутку говорит, что Джек похож на маньяка, сломанный инструмент оказывается в ее голове, а будущий серийный убийца прячет тело жертвы в своей морозильной камере.

По ходу картины, герой идет куда-то и разговаривает с неким Верджем. Джек, который за 12 лет убил 61-ого человека, рассказывает собеседнику о пяти «инцидентах», которые одновременно объясняют его философию и являются главными шедеврами манька, считающего убийства искусством.

Изначально, Триер хотел снять про Джека сериал, но позже объявил, что история станет его последним полнометражным фильмом, после чего он перейдет к съемке короткометражек. Возможно это послужило причиной, по которой над режиссером сжалились в Каннах, но то, почему фильм пропустили на фестиваль менее интересно, чем то как прошла премьера. Да, как я уже сказал, с нее ушли около ста человек, а критики назвали «Дом, который построил Джек» невообразимо скучным и жестоким фильмом, просмотр которого был самым тяжелым в их жизни. [НО]Зрители досмотревшие фильм до конца, аплодировали стоя, когда пошли финальные титры.

Читайте также:  Как построить второй этаж дома дешево

Так же разительно отличались и реакции в киношном YouTube, в котором одни блогеры называли фильм гениальным, а другие кричали «я все понял, и мне это противно!». Я не люблю, когда кто-то утверждает, что противники той или иной картины не смогли ее раскусить, но в случае с фильмом Ларса фон Триера, фраза «я понял и мне противно» значит «я ничего не понял».

Кино-критик Макс Филлипс пишет: «Это, возможно, скучнейший фильм о серийных убийцах среди всех скучных фильмов о серийных убийцах».
В течении просмотра у меня были мысли о том, что фильм невыносимо скучный. Промежуток между 20-ой и 50-ой минутами очень похож на получасовой отрывок из «Высшего общества», когда приходится вставлять в глаза спички, чтобы не уснуть или не выключить фильм. Разница в том, что в картине Клер Дени полчаса, действительно, ничего не происходит, а герой фон Триера за это время успевает жестоко убить человека и пофилософствовать. Оба фильма относятся к жанру, от которого получают удовольствие только терпеливые: режиссер рассказывает историю достаточно скучно, чтобы спровоцировать отвержение работы у одних зрителей, но достаточно стильно и аккуратно, чтобы заинтересовать тех, кто хоть и зевает, но досмотрит до конца. В этом их принципиальное отличие от «Ромы» Куарона, который начинает нудить уже в начале ленты, ничего не предлагая зрителю. Дени и фон Триер дарят нам 10 интересных минут, которые покажут, что картина может быть классной, 30 скучных, по ходу которых некоторые зрители уйдут, а после удивляют тех, кто остался верен ленте и постановщику.
Я понимаю кому может не нравится «Дом, который построил Джек». Моя девушка не оценила бы фильм фон Триера, потому что не любит, когда в картине, какой бы глубокой та не была, полчаса не происходит ничего интересного. Нам обоим понравилась «Власть», мы вместе смотрели «Громкую связь», она любит «Зеленую книгу» и «Достучаться до небес», и считает, что фильм классный, когда хорошие мысли сочетаются с интересным действием. Я тоже, но иногда заставляю себя вытерпеть авторскую безнадегу, в надежде на грандиозные события дальше.
Не стану спорить:»Джека» можно забросить из-за накатившей в определенный момент тоски, но и скучным его не считаю. Разные зрители воспримут картину по-разному.
Дэвид Фид из «Rolling Stones» пишет: «В этой картине два садиста, и один из них попал на экран».
Сейчас будет противоречие похлеще реакции аудитории в Каннах. В картине Джек убивает мать и ее сыновей, одному из которых, применяя познания в таксидермии, добавляет улыбку на вечно грустное лицо. Также главный герой убивает женщину, с которой ради убийства завел роман, отрезает ей груди (еще при жизни), одна из которых вскоре станет его кошельком.
Даже, когда я все это пишу, становится мерзко, но в процессе просмотра я так и не увидел ту жестокость, о которой кричит аудитория. Вернее, не увидел жестокости, которая стоила бы того, чтобы не досматривать фильм. Да, крови много. Да, убийства. Но называть фон Триера жестоким за этот фильм-все равно, что поставить режиссеру клеймо извращенца за «Нимфоманку», ведь каждое убийство несет какой-то посыл. Далее мы их частично разберем

Что все это значит

Только ленивый не сказал, что Джек и его история переплетаются с самим Ларсом фон Триером. Картину показывали в Каннах вне конкурса, от пресс-конференции режиссер отказался. Оценить работу может только постановщик (читай «Джек») и его внутренний голос-проводник (читай «Вердж»), поэтому в хронометраж добавили даже те мысли, которыми обычно творцы напыщенно делятся в разговорах с журналистами.

В морозильной камере Джека есть дверь, которую он не может открыть. Мало того, что он владелец помещения, он еще и инженер, считающий себя архитектором, а дверь все равно не поддается. По сути, он творец, который пытается расширить границы мира, который он создал и которого добился, но сделать этого не может. Очевидно? Ну, да.

Второй инцидент-убийство начинается у входной двери, где Джек долго убеждает женщину впустить его в дом, представляясь то полицейским, то страховым агентом. Когда после обещания увеличить пенсию, его все-таки пускают в дом, маньяк говорит хозяйке дома насколько унизительно постоянно проситься, уговаривать и надеяться на то, что тебя пустят во внутрь. Он не принимает ее извинения и душит женщину, что, как мне кажется, прямо отражает взаимоотношения режиссера с Каннами: его долгое время не пускали на фестиваль, а когда он несколько раз «переобувшись» и притворившись добрым, вошел, аудитория получила 2,5 часа жестокости и убийств.
Более того, когда в конце герой спускается в Ад с Верджем-американской версией Вергилия из «Божественной комедии» Данте (сам Данте, естественно,-Джек-Триер), путешествие героев заканчивается на восьмом кругу, где, согласно тексту, томятся притворщики, поддельщики и фальсификаторы, коим является и сам режиссер.

Ларс фон Триер

Читайте также:  Дом первого класса построит иск алгоритм в барнауле

По ходу действия, в картине несколько раз появляется канадский пианист Гленн Гульд, исполняющий «Партиту № 2» Баха. Кадры игры Гленна на своем инструменте, Джек использует как одно из доказательств того, что каждое его действие-это искусство.
Вообще, ничего не понятно до момента, пока не начнешь присматриваться к движениям пианиста, и не узнаешь его биографию. Играя, Гульд постоянно мычит, цокает и подпрыгивает, что роднит его с фон Триером, не способным спокойно творить и наслаждаться признанием масс, но готовым вечно провоцировать, подскакивать и вызывать у общественности самые неоднозначные реакции. В определенный момент жизни Гленн оградил себя от публики, закрылся в лаборатории и искал лучшее звучание для своей музыки. Также и датский режиссер закрылся в своем доме под Копенгагеном, где в процессе длительного запоя постигал творческий дзен. Кто-то увидит мычание и странные повадки Гульда, не услышав его музыку, кто-то сделает выводы о Триере по шутке о Гитлере, боязни передвижения и иным фобиям режиссера, так и не оценив его творения. Правильно ли это? Каждый решает сам.

Сам образ Джека довольно интересен, ведь представляя публике серийного убийцу, фон Триер наделяет его качествами чуть ли не всех психопатов сразу, что не удивительно, учитывая то, какой ресерч по историям маньяков режиссер провел перед написанием сценария. В чертах Джека виден и его тезка «Потрошитель» и Патрик Бэйтман из «Американского психопата» и Синяя Борода из одноименной сказки Шарля Перро, который убивал своих жен, а их тела прятал в каморке за закрытой дверью(!). Несмотря на сходство со всемирно известными убийцами, чаще других режиссер в картине цитирует себя. Вывод о том, кто тут главный психопат, напрашивается сам собой.
То, в чем обвиняют безумца-Триера, Вердж вменяет его герою. Женоненавистничество-все жертвы женщины (но в отличие от мужчин, женщины в картине-личности), национализм-герой повторяет «гениальный» эксперимент нацистов. Более всего герой и режиссер схожи в безумии одного и предубеждениях о другом.
Конец картины является точной копией сюжета «Божественной комедии», с покадровым повторением культовых произведений искусства, посвященных Данте и Вергилию. «Дом, который построил Джек» отличается от произведения Данте тем, что на 8-ом кругу, Джек пытается выбраться из Ада по скале, но срывается и падает в пристанище притворщиков. Так и режиссер остается на Каннах тем, кто обманул руководство и зрителей, а потом ушел от полнометражных работ.

Джек и Вердж

Данте и Вергилий

Кстати, помните, чем главный герой убил первую жертву? Домкратом («Jack», англ.). Домкрат-орудие Джека, Джек-орудие режиссера.

Вернемся к сцене убийства женщины с детьми. Немаловажной деталью, которую тяжело понять тем, кто смотрел картину в России, являются красные кепки надетые на всех членов семьи. Ларс фон Триер не раз выступал с нападками на Дональда Трампа, называя его Крысиным Королем и вдохновением для образа Джека, а в англоязычной версии картины, в начале играет видеообращение режиссера, которое он заканчивает словами «Never Tramp again!». Думаю, после этого, красные кепки, как и вся сцена, обретают новый недвусмысленный посыл.

Кепка сторонников Дональда Трампа «Сделаем Америку снова великой»

«Дом» и зачем все это

По ходу все картины, Джек переживает из-за того, что не может достроить свой дом. Выбирает не те материалы, меняет их, но снова ошибается и опять все приходится менять.
Герою не дают закончить его последний эксперимент, совершить пятый инцидент. Но Вергилий напоминает «творцу» о том, что для него действительно важно-о доме. Правильный материал подобран, дом Джека состоит не из дерева, кирпича или бетона, а из тел, которые герой складывал в свою морозильную камеру. Поэтому из груди жертвы он сшил кошелек, и поэтому люк в ад появляется, когда он складывает трупы в единую крепкую конструкцию-дом, который построил Джек-Ларс состоит из мучений и издевательств. Признание картины режиссера-не похвалы «Меланхолии», а зрители, уходящие с премьеры «Дома, который построил Джек».
Джек сложил свой дом и уходит за Вергилием, фон Триер построил свой, и уходит в закат.

Понравилась статья-ставь «Палец вверх», зови друзей, знакомых и всю семью

Apologies to Matt Damon, we ran out of time????

Источник