Дом который построил смит

Особняк Смита: дом, который убил своего создателя

На протяжении более тридцати лет пятиэтажная шаткая деревянная конструкция с длинной лестницей и беспорядочными балконами возвышалась на вершине холма посреди долины Вапити, недалеко от города Коди (штат Вайоминг, США). Дом был плодом любви и бурного воображения эксцентричного инженера по имени Фрэнсис Ли Смит, который построил его в одиночку.

Смит потратил двенадцать лет на строительство бревенчатого дома, используя древесину, спасённую от пожара, который произошёл на Горе Гремучих Змей. После того как пожар повредил деревья на склоне горы, полусгоревший лес стал доступным для всех, кто хотел помочь очистить гору. Смит, заручившись помощью нескольких человек, вырубал деревья и отвёз их в долину, чтобы начать строить дом своей мечты.

Смит, будучи родом из Коди, поселился в доме вместе со своей женой и двумя детьми, когда был завершён первый этаж, однако строительство не прекратилось. Ночь за ночью Смит работал над своим домом при свете одной лампочки до тех пор, пока его безумная увлечённость не разрушила брак и, в конце концов, не забрала его жизнь.

Дом не был комфортным и уютным. В нём не было водопровода и электричества, не считая небольшого генератора. Дровяная печь на нижнем этаже была единственным источником тепла. Она также использовалась для приготовления пищи. Семейный обеденный стол представлял собой большой пень. Стульями служили пеньки поменьше. Зимой вся семья спала в спальных мешках на полу возле единственного источника тепла в доме – печи. Летом мистер Смит спал в гамаке. Иногда его детям приходилось ночевать в отдельном домике, похожем на собачью будку, на крыльце. Семье приходилось делить особняк со множеством диких животных. Еноты, скунсы, дикие кошки, совы и прочие живые существа укрывались в строении или под полом.

Спустя несколько лет жена Смита пресытилась такой нищей жизнью и развелась с ним. Она забрала детей и переехала в другой город. Дети продолжали навещать отца и иногда ночевали в доме.

Когда семья покинула его, удручённый Смит продолжил строительство дома, добавляя деталь за деталью, без чертежей или планов. Хаотичная конструкция дома Смита напоминает знаменитый особняк Сары Винчестер в Сан-Хосе (штат Калифорния), который вдова оружейного магната строила на протяжении 38 лет.

В 1992 году Смит потерял жизнь из-за своей одержимости: он упал с балкона во время выполнения работ и скончался от полученных травм на месте. Его тело обнаружили лишь спустя два дня.

После его смерти особняк был заброшен. Деревянная конструкция медленно начинает гнить и разрушаться. Вандалы также нанесли определённый ущерб. Вот уже несколько лет дочь Смита Санни Ларсен пытается собрать деньги на его реконструкцию. В начале сентября этого года дом был выставлен на продажу по цене 750 тысяч долларов.

Санни Ларсен, дочь Фрэнсиса Ли Смита и текущая владелица его особняка

Источник

Дом, который построил Смит, или Роман о Владивостоке в письмах

Если бы существовала книга рекордов Владивостока, этот дом в Почтовом переулке, 5 попал бы туда непременно.

Если бы существовала книга рекордов Владивостока, этот дом в Почтовом переулке, 5 попал бы туда непременно.

И не только потому, что он сегодня, пожалуй, один из самых старых в городе – по приблизительным подсчетам, ему около 120 лет. В этих древних стенах было написано несколько тысяч писем – своеобразный роман-эпопея о Владивостоке — навсегда влюбленной в него женщиной Элеонорой Лорд Прей.

А построил этот двухэтажный дом с видом на Золотой Рог в 80-х годах прошлого века американец Чарльз (Карл) Смит. Жажда приключений привела его сначала на Камчатку, где он успешно торговал мехами и довольно быстро сколотил неплохое состояние. Перебравшись во Владивосток, Смит построил собственный большой дом и открыл на первом этаже магазин, где можно было приобрести американский товар на любой вкус: револьверы, граммофоны, велосипеды, пишущие машинки, шоколад, консервы. Зимой перед магазином можно было увидеть даже тигра, отстреленного на охоте. Мороз сохранял его долгое время.

Дела быстро шли в гору, вскоре Смиту, ставшему к тому времени купцом 2-й гильдии, потребовался помощник. В июне 1894 года Смит вернулся во Владивосток не один, с ним вместе проделали нелегкое многомесячное морское путешествие молодожены Фредерик С. и Элеонора Прей. Фредерик, приходившийся братом жене Смита Саре, заключил контракт на пять лет. По правде сказать, его не очень прельщало стоять за прилавком магазина, ведь по профессии он был ювелиром. И довольно искусным. Фредерик выполнял частные заказы для семьи Линдгольна, русских морских офицеров.

Читайте также:  Построить дом из сруба киров

Но, как говорится, человек предполагает, а судьба располагает. Спустя четыре года после приезда Преев во Владивосток, в 1898 г. умер Чарльз Смит. Он был похоронен на Покровском кладбище. Фредерик и Элеонора не могли бросить в беде и в деле Сару, которая после смерти мужа стала владелицей магазина и пяти кирпичных домов в Почтовом переулке. Преи, жившие в доме по соседству, перебрались в дом Смитов. Это нисколько не стеснило Сару. Дом был просторным и уютным. По всему чувствовалось, строили его с толком и с любовью. Он и сегодня поражает своим обликом и какой-то особой задушевностью. В этом мы смогли убедиться, когда пришли сюда (с разрешения хозяев) вместе с Биргиттой Ингемансон, доцентом Вашингтонского государственного университета (г. Пуллман). Несколько лет назад она совершенно случайно познакомилась с внучкой Элеоноры Прей – Патрицией Д. Сильвер, которая живет в Америке, во Флориде. Сейчас по ее просьбе Биргитта помогает готовить к изданию книгу, основанную на письмах г-жи Прей. В ней предстанет Владивосток прошлого: его уклад жизни, люди, события давно минувших дней. Рукопись, по планам, должна быть закончена через год. Сначала эта книга выйдет на английском, затем ее собираются перевести на русский язык.

Следует заметить, что Б. Ингемансон, специалист по русской литературе, сама давно влюблена во Владивосток, где впервые побывала 10 лет назад, и собирается написать свою книгу о нашем городе.

…Почтовый переулок, в прошлом имевший более экспрессивное название Содомский, находится в нескольких метрах от Светланской. Но здесь так тихо, зелено и уютно, что возникает полное ощущение пригородной идиллии. Несколько кирпичных зданий, спрятавшихся за широкими спинами почтамта и малого ГУМа, – все, что от него сегодня осталось…

Толкаем незапертую калитку и по тропинке в окружении ромашек идем в дом Смитов, вернее, в верхнюю его деревянную половину (здание построено в двух уровнях). Сейчас здесь находится квартира 10, где живут две семьи. С порога попадаем в другой век. В правом углу камин, украшенный искусным чугунным медальоном в стиле модерн дельфинами, цветами и фруктами. На потолке – затейливый плафон, едва проступающий сквозь густой набел.

— Камин реставрировал сам, — рассказывает Николай Дубелев, он живет здесь вот уже 40 лет. — Потрудиться пришлось изрядно, но восстановить удалось только внешний облик, с дымоходом не справился, нужен старый специалист.

Биргитта достает копии старинных фотографий (у внучки Прей сохранилось около 20 семейных альбомов, два из них она передала в музей им. В. Арсеньева), и мы начинаем наше маленькое путешествие по старому дому.

— Вот в этой северной спальне у Преев 26 июня 1906 года родилась дочь – Доротея, — рассказывает Биргитта.- Своим появлением на свет она сняла с дома печать “неудачника” (ходили разговоры о том, что здесь не может быть детей, действительно, ни у Смитов, ни у управляющего делами малышей не было). Доротея росла подвижным, резвым ребенком. Она любила лошадей и танцы. Русскому языку ее обучила няня Анастасия, деревенская женщина.

— А здесь западная спальня, — продолжает Биргитта.- Отсюда когда-то открывался восхитительный вид сразу на бухту Золотой Рог и на Амурский залив. Элеонора Прей многие свои заметки в дневник, которые впоследствии становились письмами, делала именно здесь, удобно устроившись на просторной террасе.

Увы, до наших дней она не дожила. Вид с перспективой тоже не сохранился – его “замуровала” стена новостроек. Зато уцелел оригинальный механизм, с помощью которого можно распахнуть окно.

Сидя за чайным столом, который гостеприимно накрыла для нас Валентина Дубелева, невольно представляем себе комнату совсем в другом убранстве, тем более что на старом снимке сохранился ее прежний облик.

В соседней комнате была малая гостиная с цветастыми обоями, экзотическими цветами, удобными мягкими креслами, низким чайным столиком с инкрустацией.

Но настоящим украшением дома считалась большая гостиная на первом этаже. В углу стояло пианино, рядом с входной дверью — роскошный камин (он сохранился и поныне, сейчас здесь в квартире № 1 живет семья Березиных). Посредине комнаты располагался круглый стол, покрытый нарядной скатертью.

Кстати, о скатерти. Несколько лет назад, в один из своих приездов во Владивосток, Биргитта по просьбе Патриции Д. Сильвер передала музею им. В. Арсеньева оригинальный подарок — белую льняную скатерть из гостиной Смитов. В этом доме существовал довольно любопытный обычай. Гости, а здесь бывало немало именитых горожан: Линдгольм, Бринер, братья Пьянковы, Даттан, Альберс, — оставляли на скатерти свои автографы, которые Элеонора Прей позже “закрепляла” вышивкой. Так до наших дней сохранился живой росчерк давно ушедших людей.

Читайте также:  Как построить ваш дом

Г-жа Прей любила Владивосток всем сердцем, несмотря на то, что пережила вместе с ним русско-японскую войну 1904-1905 гг., первую мировую, революцию, интервенцию. Здесь, на Покровском кладбище, в 1923 году она похоронила своего мужа Фредерика (позже прах Смита и Прея был переправлен в Америку). Она категорически отказалась покинуть город, ставший для нее родным, даже когда в 1916 году Сара Лорензовна Смит отправилась в Шанхай вместе с Доротеей для того, чтобы девочка могла учиться в американской школе (Сара там работала).

Г-жа Прей устроилась бухгалтером в торговый дом “Кунст и Альберс” и продолжала работать там вплоть до 1930 года, пока компанию окончательно не закрыли. Только тогда, когда Элеоноре Прей не на что стало жить, она покинула Владивосток и этот необыкновенный дом, откуда она могла видеть море с трех сторон.

Прей перебралась в Китай, где через несколько лет была интернирована. Но даже в лагере она продолжала вести свой дневник.

Сегодня бывший дом Смитов переживает далеко не лучшие времена. Крыша течет, деревянный второй этаж с каждым годом становится все трухлявее, дряхлеет каменная красота. Ни городские коммунальные службы, ни научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры краевой администрации никак не участвуют в его судьбе.

— Было время, когда в этом дворе жили почти полсотни пацанов, — вспоминает Николай Дубелев, — у нас была одна из лучших в городе баскетбольных команд. Помню, на чердаке соседнего дома мы обнаружили как-то ящик со старинным сервизом, а дядя Леня в погребе — даже несколько бутылок старого вина. Вообще о доме ходило немало легенд, одна из них — будто здесь есть тайный подземный ход, где спрятаны сокровища. Думаю, мы, пацаны, в пору своего детства непременно бы его нашли. Хотя мы не только лазили по крышам и гоняли голубей — сколько деревьев ребята нашего двора насадили, чтобы зазеленела сопка – теперь они все идут под нож бульдозера, а следом появляется очередной коттедж — отнюдь не шедевр архитектурного творчества. Думаю, старому Смиту такое соседство не понравилось бы…

В статье использованы фотодокументы из архива Патриции Д. Сильвер. Публикуются впервые. Автор благодарит Биргитту Ингемансон за помощь в подготовке материала.

Автор:
Тамара КАЛИБЕРОВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»

Источник

«Дом, который построил Свифт»: самое фантасмагоричное кино Захарова

«Дом, который построил Свифт»: самое фантасмагоричное кино Захарова

Этот человек проповедует молча. Даже с амвона. Придет, встанет перед прихожанами… и молчит. И те молчат… И всё! Ирландцам почему-то сразу не нравится губернатор и раздражает нищета.

Ирландское правительство, пристально наблюдая за поведением радикального автора Джонатана Свифта (Олег Янковский), присылает к нему на дом в качестве надсмотрщика молодого врача (Александр Абдулов), идеально подходящего для работы с писателем-сатириком: книжек не читает, чувством юмора не обладает, политических воззрений не имеет. Красота, да и только.

А сам декан Свифт, в окружении верных слуг, влюбленных в него женщин, толпы лицедеев и сумасшедших, притворяющихся нормальными, а также нормальных, притворяющихся сумасшедшими (кто есть кто, разобрать невозможно), готовится к своей кончине. Очередной. Она назначена на пять часов вечера. Как и обычно. Вы тоже приглашены.

«Дом, который построил Свифт»: самое фантасмагоричное кино Захарова 1

Описывать происходящее в этом театрализованном фильме по сценарию Григория Горина или хотя бы его краткое содержание — занятие неблагодарное. Это разумная, добрая и вечная шизофреническая фантазия, во время просмотра которой можно двинуться умом, но это очень хорошо. Все, что надо, сразу встанет в голове на место, и человек узнает о себе, кто он такой: лилипут, великан, среднего роста или даже Гулливер. А, может, вообще какое йеху, фильм неплохо выявляет наличие йеху в организме.

Они, йеху, часто приписывают фильму претензию на глубинный смысл, но это, разумеется, полная чушь. В глубинном смысле нуждаются только неглубокие вещи, так болото, как говорил писатель Андрей Белый, притворяется глубиной.

В фильме же все обстоит предельно просто и ясно (особенно, если немножечко спятить). Речь идет о понимании и непонимании обывателем гениального художника и тех вечно актуальных вещах, которые художник отчаянно пытается до обывателя донести, иногда не без успеха:

Декан перестал пользоваться словами. Они искажают смысл. Особенно в наше время. Мы заврались: думаем одно, говорим другое, пишем вообще непонятно что…

Грустный юморист Горин, по чьей пьесе поставлен фильм, вообще регулярно размышлял о подобных вещах в своих произведениях, экранизированных режиссером Захаровым. О чем еще мог говорить человек, который был интеллигентом, врачом и писателем в Советском Союзе тех времен, когда нужно было выбирать, что держать открытым, — рот или глаза?

Читайте также:  Как построить каркасный дом женщине

«Дом, который построил Свифт»: самое фантасмагоричное кино Захарова 2

Но бог с ним, со ртом или даже с глазами. Периодически вступающий закадровый голос велит нам оторваться от земли и поднять голову к небу, то есть расти над собой:

Подняться к небу, вот работа!

Подняться к небу, вот это труд!

Никаких рецептов, как подняться к звездам, фильм не дает, перед нами, в конце концов, театрализованная фантасмагория, танец над реальностью, а не инструкция по пользованию жизнью. Может быть, нужно не бояться открывать рот. Может быть, решиться открыть глаза. Может, прочитать пару умных книжек или посмотреть хорошее кино. Так или иначе искать свою лестницу в небо, как барон Мюнхгаузен из другой смешной и грустной картины Захарова по сценарию все того же Горина.

Горин с Захаровым раз за разом предупреждали: если в небо вы подниметесь, окружающие решат, что вы — сумасшедший и для них опасны. Жизнь была трудной, станет еще труднее. Но расти над собой необходимо.

Поняли, да?

Ну, слава богу! Наконец-то… Мисс Джонсон! У нас радость! Доктор тронулся!

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Писатель и журналист. Пишет тексты про людей. Двигает магический реализм и фантастический натурализм в массы.

Показать комментарии

Источник

Фильм «Дом, который построил Свифт»

Субъективный отзыв о фильме.

Субъективный отзыв о фильме.

Фильм «Дом, который построил Свифт» — самый неизвестный фильм Марка Захарова. Наверное, не самым известным и самым непопулярным этот фильм стал только по одной причине: фильм самый авангардный и самый экспериментаторский. Я снимаю шляпу перед руководителями советского телевидения по одной простой причине. Ну кто бы сейчас запустил такой фильм в производство? Очень дорого, совсем на непонятную тему, да и сам сюжет очень уж необычен. А тут взяли и запустили. Вроде как в советские годы любили снимать про заграницу, да еще триста лет назад. А тут еще и фильм про Свифта, который, вроде как, передовой писатель. А если не передовой, то просто детский.

Но фильм совсем не имел успеха и приему у публики. Слишком уж необычным был юмор у этого фильма.

При этом сохранились фирменные черты режиссерского стиля Захарова. Много музыкальных номеров, много песен, много пробегов, много отличных и тонких диалогов. Но зрители всего этого не приняли. Слишком уж сложным и неоднозначным получился фильм. И только спустя многие годы фильм находит все новых и новых почитателей. А юмор и сатира этого фильма так и просто на все времена.

Неоднозначна и фигура главного героя Джонотана Свифта — выдающегося английского сатирика, который по злому умыслу, или иронии судьбы, занесен сейчас в детские писатели. И известны два путешествия Гулливера из четырех. Но сам писатель этому очень бы удивился. Его мизантропия и сатира точно не для детей. писатель вообще смотрел на людей, как на источник зла. И это совсем уж вечная тема. Но и на загадочных островах его герой не находил утешения.

По сюжету главного героя хотят объявить сумасшедшим. И в который раз это не получается. Более того, что выясняется, что никакого Свифта и в помине уже нет. А его роль играет актер. Это подчеркивает и то, что роль Свифта исполняет Олег Янковский, который никак не выглядит семидесятилетним человеком, а выглядит на сорок. Актеру здесь досталась очень сложная роль. Ему пришлось играть только глазами и мимикой, поскольку его персонаж заговорил только в самом финале. Финал довольно трагичный, но нет смерти для героя, для него есть только путешествие. А доктор, который должен объявить его сумасшедшим, становиться на сторону героя.

В конечном итоге, сам весь наш мир напоминает бедлам, напоминает сумасшедший дом, и не все ли мы можно сказать сумасшедшие. А уж тем более, сумасшедших можно считать писателей, которые выламываются из привычной картины мира, хотя бы потому что пишут. Это сейчас писать легко, стучи себе по клавишам, и все, а тогда писательство было трудом, в том числе и физическим.

Фильм про то, что проповедовать иногда можно можно и молча. Так даже лучше получается. Что окружающий нас мир иногда совсем не такой, каким он кажется. И тут Горин с этой идеей совсем уж опередил братьев Ноланов, у которых черная дыра находилась за книжным шкафом. А здесь эта черная дыры, можно сказать, находиться по всюду. И ходить нужно осторожно, потому что ненароком можно наступить на лилипутов.

Как всегда, актеры играют блестяще, даже те, кто не стал большой звездой. Но они все классные актеры.

Нужно отметить и работу художника — оформителя. Как всегда у Захарова эта работа выше всяких похвал.

Мне фильм понравился, но не могу сказать, что это кино для всех. И не могу сказать, что это совсем кино. Все же режиссура Захарова имеет ярко выраженную театральную природу, а то, что хорошо на подмостках, не всегда уместно на съемочной площадке. Но в этом Захаров определил того же Триера с его попытками поместить театр в кино. И театральность в данной картине иногда просто выпирает из всех щелей. Да и сам сюжет не выглядит цельно. Он распадается на отдельные номера. Вот номер с лилипутами, вот номер с великаном, вот номер с констеблем. Особенно, это заметно в первой части.

Источник