Дом который построил свифт спектакль нижний новгород
Всё смешалось в доме Свифта | Нижегородский театр «Комедия»
Театр «Комедiя» 10 марта в рамках областного театрального фестиваля «Премьеры сезона» представил свою новую работу – спектакль «Дом, который построил Свифт» в постановке Вадима Данцигера.
Пьеса, написанная более 30 лет назад блестящим мастером иронии Григорием Гориным, до сих пор не теряет ни свежести, ни актуальности. А всё потому, что эта пьеса написана про самое главное – про нас. Да, про каждого из нас и наш выбор.
Театр в театре
Действие этой театральной фантазии происходит в доме одного из самых загадочных писателей конца XVII — начала XVIII веков Джонатана Свифта, который населяют вымышленные персонажи из его произведений. Сюда прибывает психиатр доктор Симпсон и тут же попадает в круговорот мистерии, которую разыгрывают лилипуты, великаны, йеху, гуигнгнмы и прочие «неодномерные» люди. Здесь правда настолько тесно переплетается с вымыслом, что невольно вспоминается фраза Шекспира о том, что весь мир – театр, да и вообще вся история рассказана ярким и выразительным языком, представляя «театр в театре».
Приём «двойной игры» требует высокого актерского мастерства
И здесь сразу хочется отметить актёрские работы, потому что приём «двойной игры», заданный автором в пьесе, – это далеко не простая форма существования на сцене, требующая от артистов достаточно высокого мастерства.
Дворецкий Патрик в исполнении Игоря Михельсона с первых минут задаёт тот иронично-философский тон, которым пронизана вся постановка. Гротеск и лёгкость, юмор и трагедия, трезвый, холодный ум и полное безумие – всё перемешалось и в этой роли, и в образе, который блестяще создал актёр. Это явная удача спектакля.
Очень выразителен Александр Калугин в роли господина Некто, который живёт вечно. Именно этот персонаж говорит о том, что всё уже когда-то было и всё повторяется вновь и вновь, от века к веку, от эпохи к эпохе.
Эта неопределённость и одномоментность существования очень интересно отражена в костюмах: шотландские килты, строгие сюртуки, сутана Свифта, больничная пижама, смирительная рубашка и галантные галстуки – всё смешалось в этом доме, как и в этом мире, как и в душе каждого из нас.
Дом Свифта полон мистификаций и вымысла
Философия в «Комедiи»
Одним из самых больших вкладов в идею всего спектакля является, конечно же, сценография художника Бориса Шлямина, который нашёл предельно лаконичный и точный образ всей постановки. Многоуровневая конструкция-трансформер не только расширяет игровое пространство сцены, выступая то в роли стакана чая, в котором проживается трагедия двух лилипутов-эмигрантов, то становясь трибуной для злободневных выступлений и острой критики, а то и вовсе становясь камерой заключения для провинившихся неизвестно в чём бродячих актёров. И эта индустриальная, а подчас и военизированная конструкция, постоянно двигаясь, то расширяя, то предельно сужая сценическое пространство, как будто ведёт свой собственный разговор со зрителем. О скоротечности жизни, о постоянных переменах, о мучительных внутренних метаниях.
Кстати, о зрителях. Этот спектакль публика приняла весьма и весьма неоднозначно. Кто-то удивился некоторым режиссёрским ходам, кто-то восторгался актёрским ансамблем, кто-то оценил мультимедийные технологии и музыку, а кто-то захотел перечитать «Путешествия Гулливера», ведь именно им, Гулливером, и возомнил себя доктор Симпсон, окончательно сойдя с ума в этом доме, полном мистификаций, розыгрышей и вымысла. И, по иронии судьбы и авторов постановки, только сойдя с ума, он понял себя, понял эту жизнь и всё устройство этого безумного мира. Мира, в котором возможно абсолютно всё. И всё зависит только от одного – от твоей личной готовности поверить в это.
Этот проект, безусловно, неординарный, требующий от зрителя определённой подготовки и эрудиции. И совершенно ясно одно – такого глубокого философского спектакля на нижегородской сцене не было давно. Осталось только пожелать театру и всей постановочной группе успеха в традиционном ежегодном областном театральном фестивале-конкурсе, итоги которого будут подведены 19 марта.
Елена МИНСКАЯ
Источник: Сайт «Патриоты Нижнего»
Источник
Высокое безумие: Размышления о спектакле «Дом, который построил Свифт» в постановке Вадима Данцигера | Нижегородский театр «Комедия»
В спектаклях, поставленных Вадимом Данцигером в Нижнем Новгороде, есть нечто общее, схожие темы и образы, выводящие на поверхность глубинные мысли и проблемы об утрате обществом нравственных ориентиров. Уже в «Мещанах» нижегородского театра драмы, первом театральном эксперименте режиссера с творчеством Горького, присутствует ощущение переходной эпохи, этический слом, крушение традиционных ценностей — все то, что делает мир семьи разобщенным и обреченным на гибель. А в «Третьей правде» социальный конфликт и преступление становятся поводом для того, чтобы устами героев поговорить о судьбе простого человека, праве собственности, сословном неравенстве. Здесь впервые возникает важная для режиссера тема личной ответственности художника и творчества как ответа на социальную несправедливость и моральное убожество, которая впоследствии прозвучит в «Опере нищих» и станет центральной в постановке «Дом, который построил Свифт», осуществленной уже в театре «Комедiя». Эти три спектакля близки друг другу еще и чисто эстетически: их объединяет особая художественная рефлексия, которая в приближении делает главным героем самого режиссера, настолько важна его позиция по отношению к реальности для понимания выработанного им театрального языка.
Современный мир по Данцигеру лишен какой-либо иерархии ценностей, в нем отсутствует единый стержень, призванный организовывать смысловое пространство. Все смешалось и существует рядом друг с другом: герои прошлого и современники, исторические сюжеты и вымысел, религиозные представления и политические убеждения. Этот мысленный постмодернистский хаос и есть сознание человека нашей эпохи, которое, не отдавая себе отчета, совмещает то, что в прежние времена казалось несовместимым. Постмодернистское мировосприятие не знает иронии, ведь для ее эффекта необходимо умение видеть парадокс, противоречие или саму комическую несовместимость. Ирония становится исключительной прерогативой и главным инструментом художника, творца, который существует в качестве наблюдателя как бы над миром, вне постмодернистского сознания. Его задача — показать своему зрителю или читателю абсурдность бытия, заставить удивиться тому, что всегда было привычным.
В своих спектаклях Вадим Данцигер создает художественный мир, существующий на грани пародии. Это мир, в котором реальность не просто постепенно раскрывается перед нами через сюжетное действие, а вольно или невольно разыгрывается самими персонажами. При этом режиссер и литературный материал выбирает соответствующий. В постановке по пьесе Ольги Михайловой «Третья правда, или История одного преступления» нарушаются пространственно-временные связи, а идеи и заочная полемика Толстого со Столыпиным, напротив, обретают событийную плотность. По сути два мыслителя становятся действующими лицами своеобразного «вторичного» сюжета. Другой спектакль поставлен по произведению Джона Гея «Опера нищего», которое, кстати, изначально создавалось драматургом как пародия на современные ему итальянские оперы, — здесь мы видим уже полноценный «театр в театре». Ну и, наконец, «Дом, который построил Свифт» Григория Горина — пьеса, населенная и реально существовавшими людьми, включая Джонатана Свифта, и персонажами его произведений. Режиссер словно берет на вооружение причудливую образность великого ирландского сатирика, иносказательность его текстов в качестве основы собственного спектакля-притчи, где совмещаются различные временные и смысловые пласты, а герои наделяются чертами наших современников. Именно эта постановка стала самой яркой и в каком-то смысле самой хулиганской в нижегородской театральной трилогии Вадима Данцигера.
Спектакль, в котором все поставлено с ног на голову, подобно перевернутому собору на заднике сцены, сбивает с толку, погружает в мир бреда, больного воображения. Здесь образы XVIII века соседствуют с современными нам реалиями: костюмами, музыкой, предметами. На всем, что окружает декана Свифта, лежит отблеск его сумасшествия, даже гости дома, персонажи его произведений, кажется, тоже порождены душевной болезнью писателя. Попавший в этот дом психиатр доктор Симпсон, а вслед за ним и зрители, так и не могут до конца решить, где фантазия, а где реальность, где искусная актерская игра, а где настоящая драма живого человека, — настолько все перепуталось. В этом мире молчание красноречивее слов, ведь выучиться молчать намного сложнее, чем научиться говорить. Здесь камень, брошенный в окно сатирика, становится символом признания его таланта, необъяснимое с точки зрения официальной логики явление объявляется галлюцинацией, а творческое самовыражение считается безумием.
Где-то далеко за всем этим комическим смешением понятий в спектакле вырисовывается образ жестокого тоталитарного государства, в котором сатирику, будь он уличен в здравомыслии, грозит не один пожизненный срок. Поэтому мнимое безумие Свифта — своего рода «охранная грамота», защищающая его от политического преследования за едкую критику общества, а лилипуты, великан, Некто и прочие — всего лишь актеры, доводящие до театрального абсурда важные проблемы современности.
Если в пьесе Григория Горина псевдоисторический сюжет прозрачно намекал на факты и идеологемы советской эпохи, то в постановке Вадима Данцигера мы обнаруживаем отсылки к событиям нашего времени. Так, проницательный зритель без труда поймет, о чем речь, когда увидит на сцене губернатора, заснувшего во время заседания опекунского совета; членов совета, демонстрирующих публике больничные листы, чтобы избежать ответственности; лилипутов-иммигрантов, путающихся под ногами у коренного населения; горожан-демонстрантов, жаждущих расправы с великаном; или совершенно неполиткорректную делегацию из нашего будущего, целиком одетую в паранджи. Впрочем, режиссера вряд ли разумно упрекать в неполиткорректности. Вадим Данцигер — большой хитрец, заведомо объявивший свой спектакль фантасмагорией, где образы, как и в сумбурно-гротескном мире Свифта, порождены свободным творческим бредом, который идеологически «правильному» сознанию проще списать на сумасшествие, чем принять как опасную правду. А какой спрос с безумца?
Здесь безумство — это свобода писателя, произносящего слово истины. В этом смысле герой пьесы декан Свифт напоминает булгаковского Мастера, заключенного в клинике профессора Стравинского, а его смерть или уход — это поступок жизнетворчества, реализация предназначения художника, его особого мессианства, идея которого у Данцигера, кстати, проявилась еще в «Третьей правде» в образе Толстого. Искусство внутренне освобождает человека, но и требует от него жертвы, вроде той, которую в спектакле по-своему приносит практически каждый герой: Джонатан Свифт, доктор Ричард Симпсон, сестра Ванесса, лилипут Флим, великан Глюм, рыжий констебль и даже лапутянин, посвятивший свою жизнь исследованию творчества великого ирландца и разочаровавшийся в нем.
Вообще история, разыгрывающаяся в художественном пространстве спектакля, приобретает почти сакральное значение. Для этого художник-постановщик спектакля Борис Шлямин создал удивительные по своей смысловой емкости декорации дома Свифта: как бы незавершенные монтажные конструкции, напоминающие внутренний каркас готического храма. А высокая круглая площадка в центре — это и кафедра собора, и клетка для заключенных под стражу, и сцена для нарочито театрализованных диалогов, и, наконец, жертвенник, голгофа для погибающих здесь героев.
Создатели спектакля много внимания уделили и цветовому оформлению: за счет использования большого количества бокового и верхнего света «картинка» кажется объемной. Кроме того, художник по свету Сергей Скорнецкий для каждой мизансцены подобрал свой цветовой код, соответствующий музыкальной теме, что добавляет действию динамики. События предстают в последовательной смене освещения — от холодных голубых оттенков, создающих ощущение нереальности, сна, фантазма, до теплых желто-оранжевых, задающих драматическое напряжение. А яркий красный свет навязчиво сопровождает в спектакле мотив смерти.
Несмотря на серьезность своей проблематики, спектакль ни на секунду не перестает быть комедией. По замыслу режиссера, для смеха нет запретных тем. Ирония может быть сколь угодно жестокой, но она разрушает догмы, стереотипы и условности мышления, делая мир со всеми его противоречиями живым и цельным. Поэтому сложно себе представить более подходящую для постановки этой пьесы площадку, чем театр комедии. Нужно отдать должное нижегородскому театру за смелость и готовность к эксперименту, который, скорее всего, приведет в недоумение публику, жаждущую развлечения. При этом «Дом, который построил Свифт» — значительный этап развития для труппы, которая именно в этом спектакле продемонстрировала все свои возможности.
В постановке нет ни одной плоской роли, режиссер в полной мере использовал фактурность актеров, соединив их в блестяще сыгранный ансамбль. Декан Свифт в исполнении Дмитрия Крюкова предстает в разных ипостасях — от забавного шизофреника, наслаждающегося впечатлением, которое он производит на окружающих, до трагической фигуры одинокого философа в финале пьесы. На это работает даже необычная, не от мира сего внешность актера с его глубокими выразительными глазами. Доктор Симпсон — казалось бы, единственный в пьесе носитель здравого смысла, тем эффектнее его перевоплощение, переход к сумасшествию, который одновременно является и прозрением, что с точностью передано Евгением Пыхтиным. Яркий эксцентрик Игорь Михельсон наполнил образ своего персонажа, дворецкого Патрика, многочисленными шутками и гэгами, из-за него мы смотрим на дом Свифта как на мир, наполненный искренним весельем. Валерию Кондратьеву удалось соединить в образе великана Глюма черты и опустившегося забулдыги, и талантливого актера, страстно играющего человека, отвергнутого обществом. А Некто Александра Калугина с его необычным скрипучим голосом и неизменным клетчатым костюмом — образ бывшего интеллигента, на плечах которого навечно остался то ли груз столетий, то ли беспамятство похмелья. Не менее ценны для художественной системы спектакля и другие актерские работы, позволяющие на протяжении всего действия следить за сложной комбинаторикой перевоплощений: жестокий лапутянин и черный констебль (Руслан Кутлыев), рыжий констебль и губернатор (Дмитрий Заботин), лилипуты и члены опекунского совета (Дмитрий Кальгин и Дмитрий Ерин), а Эстер (Юлия Палагина) и Ванесса (Алена Щеблева) — это и безумные обитательницы дома Свифта, и сестры милосердия, и образы женщин, в которых писатель был когда-то влюблен.
Спектакль «Дом, который построил Свифт» получился необыкновенно своевременным. Он дает зрителям хороший повод задуматься о том, что происходит с нашим обществом, о свободе творчества, об искажении общечеловеческих ценностей, выработанных всей мировой культурой, о нечувствительности к пошлости и слепой вере в ложно понятые патриотические идеи. Если вспомнить, что сегодня в нашей стране по идеологическим соображениям запрещают книги и театральные работы, громят выставки современного искусства, а человека на полном серьезе судят за атеистический комментарий в социальной сети, то ирония в этой постановке театра «Комедiя» не выглядит слишком забавной. Но тем ценнее безжалостная сатира, обращенная прямо в зрительный зал: кто же мы, пришедшие на спектакль, — свободно мыслящие люди, или йеху, способные бросить камень в окно художника?
Источник
ом, который построил Свифт. Нижний Новгород
Дом, который построил Свифт
Пьеса «Дом, который построил Свифт» была написана Григорием Гориным в 1980 году, на стыке времен, после оттепели, но до перестройки. Именно в такие «смутные времена» человеку свойственно мучиться сомнениями и муками выбора, пытаться найти свое место в жизни – или отказаться от него. Вымышленные персонажи из произведений Свифта – лилипуты, великаны, йеху, гуигнгнмы – населяют дом, который построил Свифт. Реальность здесь тесно переплетается с вымыслом, предметы из одного превращаются в другой, и уже невозможно понять, где настоящие события, а где мистификация или фантазия сатирика.
Для лечения к Свифту присылают психиатра, доктора Симпсона. Именно ему предстоит вместе со зрителями пережить все удивительные события в этом доме для того, чтобы понять и постичь одинокого гениального художника.
Пьеса основан на реальных фактах из жизни Джонатана Свифта, хотя и далека от биографической точности, поэтому имеет подзаголовок «Театральная фантазия».
«Дом, который построил Свифт» — о поисках каждого человека в установленном внешнем устройстве и внутри себя. О таких забытых понятиях, как нравственность и сострадание, любовь и прощение. В эпоху смут и социальной неопределенности, когда люди забыли, что такое хорошо и что такое плохо, творчество Горина как никогда актуально. Драматург, а вслед за ним и театр, показывают, сколько мужества и стойкости требуется человеку, чтобы не потерять себя, противостоять давлению власти, чтобы жить по совести.
•Выдающийся британский писатель Джонатан Свифт — один из самых загадочных писателей конца XVII — начала XVIII столетий. Его жизнь полна контрастов и парадоксов: Свифт — автор знаменитой книги «Путешествие Гулливера» и острых сатирических памфлетов, но в то же время — священнослужитель, декан (настоятель) Собора Святого Патрика в Дублине. Он был одной из ключевых фигур в политической жизни Британии XVII-XVIII веков, национальным героем Ирландии — а в конце жизни его объявили сумасшедшим. Он оставил человечеству свои произведения – а деньги и дом завещал в пользу душевнобольных.
•Григорий Израилевич Горин — русский писатель-сатирик, драматург, сценарист, телеведущий. Подобно Чехову, он был врачом и не понаслышке знал о том, какова цена человеческой жизни. Григорий Горин: «Антон Павлович Чехов писал: «Медицина – моя жена. Литература – моя любовница». Я тоже долго метался между этими двумя дамами сердца, пока не возникли новые увлечения мужского и среднего рода – Театр и Кино! Эта компания завладела мной полностью, не оставляя времени ни на рассказы, ни на то, чтобы лечить других, ни на то, чтобы лечиться самому…»
Им написано 19 пьес, 16 киносценариев, множество рассказов. За многие годы реплики его героев разошлись на цитаты. Горин всегда обращается к вечной теме человеческого выбора, показывает, как меняются нравственные нормы и ценности в различных обстоятельствах. Горин никогда не укладывался в какое-либо направление, не писал «о герое современности», не был писателем «новой волны» или автором «производственных» пьес. Особая, сатирически-философская манера его письма, выраженная «эзоповым» языком, перекликается с мудрыми «сказками» Евгения Шварца.
Горин пишет пьесы-параболы: чем меньше внешние формы происходящего в них напоминают современность, тем больше это происходящее похоже на нашу жизнь.
Автор — Г. Горин
Режиссёр — Вадим Данцигер
В ролях: Дмитрий Крюков, Евгений Пыхтин, Юлия Палагина, Алена Щеблева, Игорь Михельсон, Валерий Еруков, Валерий Кондратьев, Александр Калугин, Антон Судеев, Дмитрий Ерин, Дмитрий Заботин, Руслан Кутылев, Максим Михалев, Ольга Бубнова.
16+
Продолжительность спектакля — 2 часа 30 мин. с антрактом
Источник