Дом который построил свифт великан
Фильм «Дом, который построил Свифт» .
Фильм «Дом, который построил Свифт» — самый неизвестный фильм Марка Захарова. Наверное, не самым известным и самым непопулярным этот фильм стал только по одной причине: фильм самый авангардный и самый экспериментаторский. Я снимаю шляпу перед руководителями советского телевидения по одной простой причине. Ну кто бы сейчас запустил такой фильм в производство? Очень дорого, совсем на непонятную тему, да и сам сюжет очень уж необычен. А тут взяли и запустили. Вроде как в советские годы любили снимать про заграницу, да еще триста лет назад. А тут еще и фильм про Свифта, который, вроде как, передовой писатель. А если не передовой, то просто детский.
Но фильм совсем не имел успеха и приему у публики. Слишком уж необычным был юмор у этого фильма.
При этом сохранились фирменные черты режиссерского стиля Захарова. Много музыкальных номеров, много песен, много пробегов, много отличных и тонких диалогов. Но зрители всего этого не приняли. Слишком уж сложным и неоднозначным получился фильм. И только спустя многие годы фильм находит все новых и новых почитателей. А юмор и сатира этого фильма так и просто на все времена.
Неоднозначна и фигура главного героя Джонотана Свифта — выдающегося английского сатирика, который по злому умыслу, или иронии судьбы, занесен сейчас в детские писатели. И известны два путешествия Гулливера из четырех. Но сам писатель этому очень бы удивился. Его мизантропия и сатира точно не для детей. писатель вообще смотрел на людей, как на источник зла. И это совсем уж вечная тема. Но и на загадочных островах его герой не находил утешения.
По сюжету главного героя хотят объявить сумасшедшим. И в который раз это не получается. Более того, что выясняется, что никакого Свифта и в помине уже нет. А его роль играет актер. Это подчеркивает и то, что роль Свифта исполняет Олег Янковский, который никак не выглядит семидесятилетним человеком, а выглядит на сорок. Актеру здесь досталась очень сложная роль. Ему пришлось играть только глазами и мимикой, поскольку его персонаж заговорил только в самом финале. Финал довольно трагичный, но нет смерти для героя, для него есть только путешествие. А доктор, который должен объявить его сумасшедшим, становиться на сторону героя.
В конечном итоге, сам весь наш мир напоминает бедлам, напоминает сумасшедший дом, и не все ли мы можно сказать сумасшедшие. А уж тем более, сумасшедших можно считать писателей, которые выламываются из привычной картины мира, хотя бы потому что пишут. Это сейчас писать легко, стучи себе по клавишам, и все, а тогда писательство было трудом, в том числе и физическим.
Фильм про то, что проповедовать иногда можно можно и молча. Так даже лучше получается. Что окружающий нас мир иногда совсем не такой, каким он кажется. И тут Горин с этой идеей совсем уж опередил братьев Ноланов, у которых черная дыра находилась за книжным шкафом. А здесь эта черная дыры, можно сказать, находиться по всюду. И ходить нужно осторожно, потому что ненароком можно наступить на лилипутов.
Как всегда, актеры играют блестяще, даже те, кто не стал большой звездой. Но они все классные актеры.
Нужно отметить и работу художника — оформителя. Как всегда у Захарова эта работа выше всяких похвал.
Мне фильм понравился, но не могу сказать, что это кино для всех. И не могу сказать, что это совсем кино. Все же режиссура Захарова имеет ярко выраженную театральную природу, а то, что хорошо на подмостках, не всегда уместно на съемочной площадке. Но в этом Захаров определил того же Триера с его попытками поместить театр в кино. И театральность в данной картине иногда просто выпирает из всех щелей. Да и сам сюжет не выглядит цельно. Он распадается на отдельные номера. Вот номер с лилипутами, вот номер с великаном, вот номер с констеблем. Особенно, это заметно в первой части.
Источник
«Дом, который построил Свифт»: самое фантасмагоричное кино Захарова | Блоги | Мир фантастики и фэнтези
Этот человек проповедует молча. Даже с амвона. Придет, встанет перед прихожанами… и молчит. И те молчат… И всё! Ирландцам почему-то сразу не нравится губернатор и раздражает нищета.
Ирландское правительство, пристально наблюдая за поведением радикального автора Джонатана Свифта (Олег Янковский), присылает к нему на дом в качестве надсмотрщика молодого врача (Александр Абдулов), идеально подходящего для работы с писателем-сатириком: книжек не читает, чувством юмора не обладает, политических воззрений не имеет. Красота, да и только.
А сам декан Свифт, в окружении верных слуг, влюбленных в него женщин, толпы лицедеев и сумасшедших, притворяющихся нормальными, а также нормальных, притворяющихся сумасшедшими (кто есть кто, разобрать невозможно), готовится к своей кончине. Очередной. Она назначена на пять часов вечера. Как и обычно. Вы тоже приглашены.
Описывать происходящее в этом театрализованном фильме по сценарию Григория Горина или хотя бы его краткое содержание — занятие неблагодарное. Это разумная, добрая и вечная шизофреническая фантазия, во время просмотра которой можно двинуться умом, но это очень хорошо. Все, что надо, сразу встанет в голове на место, и человек узнает о себе, кто он такой: лилипут, великан, среднего роста или даже Гулливер. А, может, вообще какое йеху, фильм неплохо выявляет наличие йеху в организме.
Они, йеху, часто приписывают фильму претензию на глубинный смысл, но это, разумеется, полная чушь. В глубинном смысле нуждаются только неглубокие вещи, так болото, как говорил писатель Андрей Белый, притворяется глубиной.
В фильме же все обстоит предельно просто и ясно (особенно, если немножечко спятить). Речь идет о понимании и непонимании обывателем гениального художника и тех вечно актуальных вещах, которые художник отчаянно пытается до обывателя донести, иногда не без успеха:
Декан перестал пользоваться словами. Они искажают смысл. Особенно в наше время. Мы заврались: думаем одно, говорим другое, пишем вообще непонятно что…
Грустный юморист Горин, по чьей пьесе поставлен фильм, вообще регулярно размышлял о подобных вещах в своих произведениях, экранизированных режиссером Захаровым. О чем еще мог говорить человек, который был интеллигентом, врачом и писателем в Советском Союзе тех времен, когда нужно было выбирать, что держать открытым, — рот или глаза?
Но бог с ним, со ртом или даже с глазами. Периодически вступающий закадровый голос велит нам оторваться от земли и поднять голову к небу, то есть расти над собой:
Подняться к небу, вот работа!
Подняться к небу, вот это труд!
Никаких рецептов, как подняться к звездам, фильм не дает, перед нами, в конце концов, театрализованная фантасмагория, танец над реальностью, а не инструкция по пользованию жизнью. Может быть, нужно не бояться открывать рот. Может быть, решиться открыть глаза. Может, прочитать пару умных книжек или посмотреть хорошее кино. Так или иначе искать свою лестницу в небо, как барон Мюнхгаузен из другой смешной и грустной картины Захарова по сценарию все того же Горина.
Горин с Захаровым раз за разом предупреждали: если в небо вы подниметесь, окружающие решат, что вы — сумасшедший и для них опасны. Жизнь была трудной, станет еще труднее. Но расти над собой необходимо.
Поняли, да?
Ну, слава богу! Наконец-то… Мисс Джонсон! У нас радость! Доктор тронулся!
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Писатель и журналист. Пишет тексты про людей. Двигает магический реализм и фантастический натурализм в массы.
Показать комментарии
Источник
Цитаты из книги «Дом, который построил Свифт» Григорий Горин, страница 5
Цитаты 55
Можно убивать непониманием. Ежесекундно, планомерно, не нарушая закона.
+26Masha_Uralskaya_LiveLib
Можно убивать непониманием. Ежесекундно, планомерно, не нарушая закона.
Когда кого-то не уважаешь, можешь нарваться на ответное чувство.
+19Masha_Uralskaya_LiveLib
Когда кого-то не уважаешь, можешь нарваться на ответное чувство.
Сатирикам принято бить стекла! В этом специфика жанра! Поэтам бросают цветы, обличителям — булыжники! Это их слава и гонорар… Сатирик, который перестал возмущать, — кончился. Его жизнь потеряла смысл!
+16Masha_Uralskaya_LiveLib
Сатирикам принято бить стекла! В этом специфика жанра! Поэтам бросают цветы, обличителям — булыжники! Это их слава и гонорар… Сатирик, который перестал возмущать, — кончился. Его жизнь потеряла смысл!
Всякий знает, как трудно взбираться наверх, но обратный путь всегда тяжелей.
+15Masha_Uralskaya_LiveLib
Всякий знает, как трудно взбираться наверх, но обратный путь всегда тяжелей.
Бывает время, когда и диагноз — это донос.
+13Masha_Uralskaya_LiveLib
Бывает время, когда и диагноз — это донос.
Мисс Джонсон! У нас — радость! Доктор тронулся!..
+13Mapleleaf_LiveLib
Мисс Джонсон! У нас — радость! Доктор тронулся!..
Можно обмануть друзей или слуг, но не женщину, которая вас любит.
+11Masha_Uralskaya_LiveLib
Можно обмануть друзей или слуг, но не женщину, которая вас любит.
Он нанял актеров, чтобы те несли людям его мысли: власти оказались хитрей — они наняли зрителей!
+10Masha_Uralskaya_LiveLib
Он нанял актеров, чтобы те несли людям его мысли: власти оказались хитрей — они наняли зрителей!
Актеры, сэр… Что от них можно ждать хорошего? Импровизация. Каждый в душе — Гамлет!
+10Masha_Uralskaya_LiveLib
Актеры, сэр… Что от них можно ждать хорошего? Импровизация. Каждый в душе — Гамлет!
Я убедился, что существующее определение «человек — разумное животное» фальшиво и несколько преждевременно. Правильней формулировать: «человек — животное, восприимчивое к разуму».
+8Masha_Uralskaya_LiveLib
Я убедился, что существующее определение «человек — разумное животное» фальшиво и несколько преждевременно. Правильней формулировать: «человек — животное, восприимчивое к разуму».
— Сколько вам лет, сэр?
— Тридцать. Какое это имеет значение?
— Предыдущему доктору тоже было тридцать. Ушел от нас — семидесяти… А проработал всего неделю…
+7Masha_Uralskaya_LiveLib
— Сколько вам лет, сэр?
— Тридцать. Какое это имеет значение?
— Предыдущему доктору тоже было тридцать. Ушел от нас — семидесяти… А проработал всего неделю…
Время изменилось. Кто сейчас реагирует на намеки и подтексты, которыми так славился декан. Все всё давно понимают, и уже ничто никому не смешно. Атрофировалась совесть!
+7Masha_Uralskaya_LiveLib
Время изменилось. Кто сейчас реагирует на намеки и подтексты, которыми так славился декан. Все всё давно понимают, и уже ничто никому не смешно. Атрофировалась совесть!
“Человек слабее смерти потому, что у нее есть преимущество: она знает час своего прихода, а человек — в неведении…”
+6deeplook_LiveLib
“Человек слабее смерти потому, что у нее есть преимущество: она знает час своего прихода, а человек — в неведении…”
Представитель оппозиции заявил, что Англия — демократическая страна, и если в ней нельзя свободно жить, то умирать каждый может, когда ему вздумается!
+6Masha_Uralskaya_LiveLib
Представитель оппозиции заявил, что Англия — демократическая страна, и если в ней нельзя свободно жить, то умирать каждый может, когда ему вздумается!
Смерть боится казаться смешной! Это — ее уязвимое место… Того, кто над ней смеется, обходит стороной…
+6Mapleleaf_LiveLib
Смерть боится казаться смешной! Это — ее уязвимое место… Того, кто над ней смеется, обходит стороной…
“Декан перестал пользоваться словами. Они искажают смысл! Особенно в наше время. Мы заврались: думаем одно, говорим другое, пишем вообще непонятно что… Декан сделал шаг вперед: он изъясняется мыслями! Это высший способ общения разумных существ — минуя уши, не разжимая рта. Напрямую!”
+4deeplook_LiveLib
“Декан перестал пользоваться словами. Они искажают смысл! Особенно в наше время. Мы заврались: думаем одно, говорим другое, пишем вообще непонятно что… Декан сделал шаг вперед: он изъясняется мыслями! Это высший способ общения разумных существ — минуя уши, не разжимая рта. Напрямую!”
Можно обмануть друзей или слуг, но не женщину, которая по-настоящему Вас любит…
+4Mapleleaf_LiveLib
Можно обмануть друзей или слуг, но не женщину, которая по-настоящему Вас любит…
“Принимают хорошо, но смеются мало… Люди разучились понимать условное искусство!”
+3deeplook_LiveLib
“Принимают хорошо, но смеются мало… Люди разучились понимать условное искусство!”
“Прочтите книгу декана.
Доктор. Она скучная…
Патрик (как непослушному ребенку). Не скучная! Не капризничайте!.. Ну хорошо, вот вам детское издание… (Достал книгу с полки.) Адаптированное… Ну, хоть картинки полистайте… Картиночки!!! Ну?!!”
+3deeplook_LiveLib
“Прочтите книгу декана.
Доктор. Она скучная…
Патрик (как непослушному ребенку). Не скучная! Не капризничайте!.. Ну хорошо, вот вам детское издание… (Достал книгу с полки.) Адаптированное… Ну, хоть картинки полистайте… Картиночки!!! Ну?!!”
“Вспомните, сколько сил потратила ваша маменька, сколько носила на руках, кормила грудью, делала «агу-агу»… И все для чего? Чтоб научить вас ГОВОРИТЬ!.. А молчать?! На это уходит жизнь! Нет! Надо начинать с самого начала…”
+3deeplook_LiveLib
“Вспомните, сколько сил потратила ваша маменька, сколько носила на руках, кормила грудью, делала «агу-агу»… И все для чего? Чтоб научить вас ГОВОРИТЬ!.. А молчать?! На это уходит жизнь! Нет! Надо начинать с самого начала…”
“Очень трудно понять человека, который думает сразу о всем человечестве и о девушке за окном…”
+3deeplook_LiveLib
“Очень трудно понять человека, который думает сразу о всем человечестве и о девушке за окном…”
“Первый член совета. Вам же объяснили: Свифт — великий сатирик. Это если судить по законам искусства.
Второй член совета (берет Доктора за другую руку, шепчет). А если просто по законам — то за каждый памфлет ему полагается минимум пожизненное заключение…”
+3deeplook_LiveLib
“Первый член совета. Вам же объяснили: Свифт — великий сатирик. Это если судить по законам искусства.
Второй член совета (берет Доктора за другую руку, шепчет). А если просто по законам — то за каждый памфлет ему полагается минимум пожизненное заключение…”
“Эпидемия безумия! Когда сходит с ума простой человек — это незаметно, но когда взрывается такой мощный интеллект, как Свифт, мысли и образы летят во все стороны…”
+3deeplook_LiveLib
“Эпидемия безумия! Когда сходит с ума простой человек — это незаметно, но когда взрывается такой мощный интеллект, как Свифт, мысли и образы летят во все стороны…”
“Все люди жили прежде, надо лишь научиться это вспоминать…”
+3deeplook_LiveLib
“Все люди жили прежде, надо лишь научиться это вспоминать…”
“Доктор (рассматривая Глюма). Давно пьете?
Глюм. Давно… Но это не пьянство, это — лечение…”
+3deeplook_LiveLib
“Доктор (рассматривая Глюма). Давно пьете?
Глюм. Давно… Но это не пьянство, это — лечение…”
“Как хорошо, что стали вновь
Турниры воскрешать.
Пускай рекой польется кровь,
Пусть кости затрещат!
Пусть череп лопнет пополам
И полетят мозги!!
Ведь надо же когда-то нам
Их показать другим!!!”
+3deeplook_LiveLib
“Как хорошо, что стали вновь
Турниры воскрешать.
Пускай рекой польется кровь,
Пусть кости затрещат!
Пусть череп лопнет пополам
И полетят мозги!!
Ведь надо же когда-то нам
Их показать другим!!!”
“Извините, сэр, но на вас у меня вежливости не осталось.”
+3deeplook_LiveLib
“Извините, сэр, но на вас у меня вежливости не осталось.”
С головой было труднее всего, но тут помог алкоголь. Ежедневный трехкратный прием алкоголя — и ты очищаешь свою башку от ненужных знаний и мыслей…
+3Mapleleaf_LiveLib
С головой было труднее всего, но тут помог алкоголь. Ежедневный трехкратный прием алкоголя — и ты очищаешь свою башку от ненужных знаний и мыслей…
“Даже рукопись «Гулливера» подбросил издателю анонимно… Под дверь…
Один из гостей. Какая беспечность! Она ж могла пропасть…
Лапутянин (с усмешкой). Разве классики думают о нас? Жгут рукописи, рвут черновики…”
+2deeplook_LiveLib
“Даже рукопись «Гулливера» подбросил издателю анонимно… Под дверь…
Один из гостей. Какая беспечность! Она ж могла пропасть…
Лапутянин (с усмешкой). Разве классики думают о нас? Жгут рукописи, рвут черновики…”
“Некто. Разумеется. Что вы сделали для того, чтоб хоть чуть-чуть изменить свою судьбу? Был ли в вашей прошлой жизни хоть один решительный поступок?.. Вы всегда охраняли тюрьму… И при Георге… И при Эдуарде… И при Генрихе…
Рыжий констебль. Но ведь в тюрьмах сидят разбойники!
Некто. Это как посмотреть, Джек. Робин Гуд был разбойником, а впоследствии стал героем. Жанна д’Арк- еретичкой, а через сотню лет она святая… И только вы, Джек, тупо стережете замки тюрьмы из века в век, не раздумывая и не размышляя! Вот и сейчас чем вы заняты?”
+2deeplook_LiveLib
“Некто. Разумеется. Что вы сделали для того, чтоб хоть чуть-чуть изменить свою судьбу? Был ли в вашей прошлой жизни хоть один решительный поступок?.. Вы всегда охраняли тюрьму… И при Георге… И при Эдуарде… И при Генрихе…
Рыжий констебль. Но ведь в тюрьмах сидят разбойники!
Некто. Это как посмотреть, Джек. Робин Гуд был разбойником, а впоследствии стал героем. Жанна д’Арк- еретичкой, а через сотню лет она святая… И только вы, Джек, тупо стережете замки тюрьмы из века в век, не раздумывая и не размышляя! Вот и сейчас чем вы заняты?”
“Не подняться ли снова до облаков?! Риск, думал я, небольшой. Посмеюсь, подышу озоном…”
+2deeplook_LiveLib
“Не подняться ли снова до облаков?! Риск, думал я, небольшой. Посмеюсь, подышу озоном…”
“Король направил мне тайное письмо: «Перестань позорить Британию! Уезжай отсюда на все четыре стороны!» Я написал: «Ваше величество, это — моя родина! Я хочу принести ей пользу… Не гоните меня! Я сделаю для нее все, что вы прикажете!» Король ответил запиской: «Тогда не валяй дурака, стань таким, как все!!»”
+2deeplook_LiveLib
“Король направил мне тайное письмо: «Перестань позорить Британию! Уезжай отсюда на все четыре стороны!» Я написал: «Ваше величество, это — моя родина! Я хочу принести ей пользу… Не гоните меня! Я сделаю для нее все, что вы прикажете!» Король ответил запиской: «Тогда не валяй дурака, стань таким, как все!!»”
“Он сказал, что не намерен выслушивать чьи-то советы, глядя снизу вверх… Я сказал, что готов упасть перед ним ниц. Но король сказал, что советы снизу ему не интересны…”
+2deeplook_LiveLib
“Он сказал, что не намерен выслушивать чьи-то советы, глядя снизу вверх… Я сказал, что готов упасть перед ним ниц. Но король сказал, что советы снизу ему не интересны…”
“Сэр, у великанов, к сожалению, все чрезмерно зрение, слух, совесть…”
+2deeplook_LiveLib
“Сэр, у великанов, к сожалению, все чрезмерно зрение, слух, совесть…”
“Я всегда был выше тебя, Рельб! И дело тут не в каблуках… Просто я всегда наверху!.. Вот и сейчас. Я достиг края чашки и любуюсь радугой на буфете, а ты, как всегда, струсил и ругаешься внизу…”
+2deeplook_LiveLib
“Я всегда был выше тебя, Рельб! И дело тут не в каблуках… Просто я всегда наверху!.. Вот и сейчас. Я достиг края чашки и любуюсь радугой на буфете, а ты, как всегда, струсил и ругаешься внизу…”
“Второй. И приходи к нам.
Первый. Спасибо.
Второй. Всегда, когда хочешь. Даже когда тебя конкретно и не зовут.”
+2deeplook_LiveLib
“Второй. И приходи к нам.
Первый. Спасибо.
Второй. Всегда, когда хочешь. Даже когда тебя конкретно и не зовут.”
Вглядитесь в эти тупые физиономии… Их ничто не волнует, ничто не может растормошить! Свифт окружен стеной непонимания!! Он нанял актеров, чтобы те несли людям его мысли: власти оказались хитрей — они наняли зрителей!..
+2Mapleleaf_LiveLib
Вглядитесь в эти тупые физиономии… Их ничто не волнует, ничто не может растормошить! Свифт окружен стеной непонимания!! Он нанял актеров, чтобы те несли людям его мысли: власти оказались хитрей — они наняли зрителей!..
Но что делать, если на все нужно время и терпение… Вспомните, сколько сил потратила ваша маменька, сколько носила на руках, кормила грудью, делала «агу-агу»… И все для чего? Чтоб научить вас ГОВОРИТЬ!.. А молчать?! На это уходит жизнь!
+2Mapleleaf_LiveLib
Но что делать, если на все нужно время и терпение… Вспомните, сколько сил потратила ваша маменька, сколько носила на руках, кормила грудью, делала «агу-агу»… И все для чего? Чтоб научить вас ГОВОРИТЬ!.. А молчать?! На это уходит жизнь!
Декан прав: человек может быть худшим из всех зверей! Обезьяны бьют зеркала, потому что им не нравятся собственные физиономии, но бить писателю окна его же книгами — до этого может додуматься только царь природы!
+2Mapleleaf_LiveLib
Декан прав: человек может быть худшим из всех зверей! Обезьяны бьют зеркала, потому что им не нравятся собственные физиономии, но бить писателю окна его же книгами — до этого может додуматься только царь природы!
Мы заврались: думаем одно,