Дом который построил тил модель для
Дом, который построил Тил — Википедия
Дом, который построил Тил | |
---|---|
And He Built a Crooked House | |
Жанр | фантастический рассказ |
Автор | Роберт Хайнлайн |
Язык оригинала | английский |
Дата написания | 1940 |
Дата первой публикации | февраль 1941 |
«Дом, который построил Тил» (англ. And He Built a Crooked House, другие названия: «И построил он себе скрюченный домишко», «И построил он дом…», «Дом четырёх измерений») — научно-фантастический рассказ американского писателя Роберта Хайнлайна, впервые опубликованный в Astounding Science Fiction в феврале 1941 года[1]. Был перепечатан в сборнике «Fantasia Mathematica» (под редакцией Клифтона Фадимана) в 1958 году. А также в сборнике Хайнлайна «Неприятная профессия Джонатана Хога» в 1959 году. Рассказ о математически настроенном архитекторе по имени Квинтус Тил, у которого возникла блестящая идея, как сэкономить на стоимости недвижимости, построив дом в форме развёртки тессеракта. Название перефразировано из детского стишка «Кривой человек был (англ.)русск.».
Сюжет[править | править код]
Квинтус Тил, выпускник-архитектор из Лос-Анджелеса, мечтает построить дом в топологии Пикара — Вессио. Во время разговора с другом, Гомером Бэйли, он демонстрирует модели из зубочисток и глины, представляющие проекции четырёхмерного тессеракта, четырёхмерный эквивалент куба, и убеждает Бейли строить дом по его проекту. Дом был построен в форме «перевёрнутого двойного креста» (с восемью кубическими комнатами, расположенными в виде стойки из четырёх кубов, и ещё четырьмя кубами, окружающими второй куб от основания). Ночью перед тем, как Тил собирался показать свою постройку Бейли и его жене Матильде, в районе дома дома происходит землетрясение. Утром они увидели вместо прежнего дома нечто вроде одной кубической комнаты.
Внутри обнаруживается, что верхние этажи — совершенно нетронуты, но кажется, что лестница замкнута сама на себя, и они заперты в многомерном лабиринте, где все двери и окна ведут в другие комнаты. В какой-то момент они удивлённо смотрят в прихожую и наблюдают свои собственные спины. Тил понимает, что в результате землетрясения дом превратился в настоящий тессеракт.
Пытаясь переместиться из одной комнаты в другую через распашное окно, Тил падает на улицу и приземляется в кустарнике. Проводя дальнейшие исследования дома, они обнаруживают, что окна оригинальной верхней комнаты не соединяются там, где они математически «должны». Одно даёт головокружительный вид сверху на «Крайслер-билдинг», а другое — перевёрнутый вид морского пейзажа. Третье окно смотрит на место без пространства, без цвета, даже чёрного. Четвёртое окно выходит на неземную пустынную сцену. В этот момент дом встряхивает ещё одно землетрясение, и они в панике вываливаются через открытое окно. Исследователи оказываются в пустыне, в окружении кривых деревьев, без признаков дома или окна, через которое они прыгнули. От водителя проходящего мимо грузовика они узнают, что находятся в «Национальном парке Джошуа-Три».
Вернувшись домой, они обнаруживают, что постройка исчезла. «Несомненно, от последнего толчка дом провалился в другой сектор пространства», — замечает Тил.
В рассказе Квинтус Тил указывает адрес 8775[2] Lookout Mountain Avenue в Голливуде (34°06′33″ с. ш. 118°23′05″ з. д.HGЯO), что через дорогу от «the Hermit, the original Hermit of Hollywood». Этот адрес находится через дорогу от собственного дома Хайнлайна на момент написания истории.
Отзывы[править | править код]
Считается, что это для многих читателей было первым знакомством с четырехмерной геометрией в понятной форме.
Карл Саган в 1978 году назвал книгу «Дом, который построил Тил», «как пример того, как научная фантастика» может передать и объяснить знания, неизвестные или недоступные для читателя». («…as an example of how science fiction «can convey bits and pieces, hints and phrases, of knowledge unknown or inaccessible to the reader»)[3].
См. также[править | править код]
- «Флатландия» — многомерная сатирическая новелла, викторианской эпохи.
- «Искажённый (англ.)русск.» — эпизод Star Trek: Voyager, в котором корабль подвергается подобным странным изменениям физической конфигурации, в результате столкновения с неким энергетическим полем.
Ссылки[править | править код]
Примечания[править | править код]
- Список публикаций произведения «Дом, который построил Тил» в ISFDB (англ.)
- Дом, который построил Тил на сайте «Лаборатория Фантастики»
- «—And He Built a Crooked House—» on the Internet Archive
Источник
Запись на стене
.
Модель Для Сборки запись закреплена
.
DELETED
6 ноя 2013 в 22:53
Роберт Хайнлайн «Дом, который построил Тил»
Архитектор Квинтус Тил считал своих коллег робкими и неумелыми. Зато ему удалось спроектировать и построить дом в форме тессеракта — из восьми кубов. При этом каждый из них был отдельным помещением: комнатой, кухней, кабинетом и т.д. В ночь перед осмотром готового дома прошло небольшое землетрясение, всего два балла, но дому этого хватило. Он попросту сложился через четвертое измерение в базовую фигуру — куб. Однако все комнаты остались в нем не мешая друг другу и хозяева с архитектором даже походили внутри, правда не без последствий…
Дом, который построил Тил
166
Нравится
Показать список оценивших
Показать список поделившихся
С этого, видимо, «Куб» и надумали снимать.
Super:) один из любимейших рассказов
Шикарное произведение!)))
Нет, всё таки спойлерить вы любите
Изображение из «гипер куб» крутой фильм.
Очень люблю этот рассказ, с удовольствием и послушаю!
Я его сам впервые прочитал в бумажной книге, когда мне было 14 лет. Рассказ если честно не понравился, потому что весь сводится к описанию тессеракта, у него нет никакого другого содержания, психологизма. Герои относятся к происходящему совершенно несерьезно. А ведь можно было сделать ужастик. Тем не менее рассказ выдержан на уровне большинства других и для озвучивания в Модели годится.
Один из нелюбимейших рассказов одного из любимейших авторов.
оч клевый рассказ!!! слушал раз 7)))
главное в процессе чтения это постараться реально представить! сможете? тогда мозг взорвется и станет совсем иным поверьте)
Лайт, как раз перед сном)
Артём, это случаем не Геленджик?
Пробовал кто нибудь зубочистками воссоздать тэсаракт? Я до конца не понял((
Pluton, спасибо. Минут пять смотрел, в голову так и не ложится)))
Всё легко ложится. Просто он может вращаться внутрь и наружу. А вообще не надо об этом париться, потому что все это ерунда и не правда.
Pluton, Дак в Кубе 2 «Гипер куб» твое желание исполнили, только там не о чем думать. Кстати аналогично можно сказть, что 3е измерение ерунда и неправда, но тут ты станеш париться ибо привык ))
Нет никаких измерений. Высота, длина — это субъективные параметры, вселенная не знает чем ее высота отличается от ее ширины. Это привнесли люди, направление измерений вдоль линии гравитации стали называть высотой. В объективной вселенной есть объем, и в этом объеме вещи не вращаются так как показано на этой картинке. Это просто идеализация и немного графики.
Pluton, https://ru.wikipedia.org/wiki/Тессеракт Тут без вращения. Но в обьективной вселенной есть время и это, по моему, самое неизбежное. А время ты можеш определять лишь по движению, так что и обьем может быть движушейся линией )
Я знаю как он выглядит без движения, спасибо. Правда без движения это самый обычный предмет, который можно собрать из спичек. Трехмерный.
Про время и прочее бла-бла мне лень разводить схоластику. Всё это чисто теоретические построения, задвинутые туда, где никто никогда не был и поэтому это всё с равным успехом может быть и не быть. А я в таких областях спорить не хочу — о пустом. Я тоже могу выдумать какую-нибудь лабуду, но находится она в Измерении Икс и хрен кто докажет, что ее там нет.
Pluton, Выдумай, если можеш ) Я бы с удовольсвием послушал ) А коль желания нет, то мог бы и не отвечать на мой пост. Или снова сила привычки? ))
Не люблю когда в левом меню горит неотвеченная циферка.
«можешь» с мягким знаком пишется.
Эх вы, в измерении Икс черепашки-ниндзя, Крэнг, Шреддер и прочие
Максим, в рассказе Роберта Шекли «Мисс Мышка и четвертое измерение» главный герой пытается представить и запомнить все положения тессеракта.
Один из моих любимых рассказов.
Источник
Роберт Хайнлайн «…И построил он себе скрюченный домишко»
Славич, 19 июля 2011 г.
Отличный юмористический рассказ, особенно если учитывать, что он написан 70 лет назад начинающим автором. Не ожидал от Хайнлайна такого искромётного юмора, такой насмешки над своими согражданами уже в первом абзаце.
Дальше – больше. Как можно наглядно представить четырёхмерную фигуру, ведь мы живём в трёхмерном мире? Хайнлайну и это удалось благодаря… нескольким зубочисткам и кусочку пластилина! Причём сцена не превратилась в скучную лекцию, напротив – за рассуждениями Тила следить увлекательно. (Как изящно Хайнлайн за между делом сообщает нам о том, в каком состоянии находились герои: «Они сидели в квартире Тила. Он бросился на кухню, возвратился с коробкой зубочисток и высыпал их на стол, небрежно отодвинув в сторону рюмки и почти пустую бутылку джина»).
А что, если построить дом в форме тессеракта и запустить в него «счастливых» новосёлов? Их ждёт много интересного… как впрочем и читателя. Каждый раз, когда кажется ясным, куда клонит автор, сюжет делает неожиданный поворот и всё вновь становится с ног на голову.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Хайнлайн смог меня удивить. И всё же открытый финал смотрелся бы намного лучше. Герои попадают на другую планету и бредут вдаль под лимонно-жёлтым небом… Без хэппи-энда можно было поставить десятку. Впрочем, кто знает? Быть может, писателю захотелось снова показать, что всё не то, чем кажется?
Рекомендую для прочтения всем, кто интересуется НФ новеллами.
PATARR, 11 ноября 2011 г.
Малая форма раннего Хайнлайна отличается буйной фантазией, смелостью взглядов и отличным юмором.
Рассказ, а читал я его под названием «Дом, который построил Тил», удивил меня каким-то удивительным, для классической фантстики, ощущением присутствия невероятного в обыденном. Да, именно обыденностью описания я и поразился. Ну что может быть прозаичнее чем работа архитектора и стройка дома? Ан нет… Хайнлайн сумел, в буквальном смысле :wink:, вывернуть наизнанку и отлично популяризовать идеи и представления о 4-м измерении.
Отличный рассказ!
Kriptozoy, 5 октября 2008 г.
О-о-о! Вот это рассказ! Читал с широко открытыми глазами и боялся моргнуть, чтобы не пропустить что-нибудь. Великолепная идея, отличнейший сюжет, качественный перевод. Автор донес до читателя эту прекрасную, но при этом сложную задумку через увлекательный диалог двух центральных персонажей и сделал это так, что стало всё совершенно понятно, просто и ясно, как божий день. Ещё события рассказа меня откровенно рассмешили. И эксцентричность архитектора Тила, с легкостью выстраивающего на словах и не только на словах потрясающие теории. И доверчивость и сговорчивость его друга мистера Бейли, который, поддавшись на уговоры искусителя Тила, выписал чек на хорошую сумму для постройки не чего-нибудь, а собственного дома. Рассмешила жена мистера Бейли, старающаяся показать, что она сильный, современный, волевой человек, но при каждом удобном случае грохающаяся в обморок. В общем, нет слов. Одни восклицательные знаки!
Да, кстати. Знаете, что мне напомнил этот рассказ больше всего? Мультсериал Футурама. А точнее, третью серию. А ещё точнее, то место в ней, когда весь коллектив понимает, что Фраю негде жить и все начинают подыскивать ему подходящее жилье. И оказываются однажды в точно таком же доме, какой описал Хайнлайн. Но на этом варианте свой выбор не остановили, понятно почему 🙂 А ещё напомнил рассказ Уэллса «Замечательный случай с глазами Дэвидсона». А ещё роман «Черновик» Сергея Лукьяненко, где Кирилл живёт в ожидании того, куда откроется очередная дверь в его таможенной башне.
Bizon, 26 января 2015 г.
Самый запоминающийся рассказ Хайнлайна. К тому же на тему многомерных пространств и взаимопереходе из одного пространства в другое. Эта тема была очень любима авторами на рубеже 50-60 гг и обыгрывалась по-разному: где-то как детектив — А. Дж. Дейч «Лист Мёбиуса», где-то иронический триллер — Уолтер Тевис «Новые измерения», а Хайнлайн обращается к юмористической фантастике, построенной на математическом казусе. Развёрнутая в трехмерном пространстве четырехмерная фигура под внешним воздействием принимает свой изначальный вид. Ладно бы это была игрушка, а тут целый дом из восьми комнат. Спрогнозировать в четырехмерном пространстве куда будут выходить окна, двери и стены дома не представляется возможным даже изобретателю. Разве, что самому Хайнлайну.
Поневоле возникает вопрос: а ну как Роберт Энсон имел опыт строительства подобного дома, бродил по его комнатам разглядывая невероятные пейзажи в окнах, черпая в них будущие идеи для своих фантастических произведений?
Любителям математической фантастики в прочтению обязателен.
GBV, 9 октября 2009 г.
Добротный образец старой фантастики, без космических перелётов и каких-либо высоких технологий. Это рассказ-парадокс, где обыгрывается идея путешествия в четвёртое измерение без всяких там машин времени. Конечно, сомнительно, чтобы такой тессеракт можно было построит в реальности, но всё равно идея интересная и оригинальная. А описание Тилем этого тессеракта не позволит, пожалуй, быстро пройти этот отрезок рассказа — так и хочется представить, как же он выглядит в развёрнутом и свёрнутом состояниях. Ну и конечно же, сам то текст читается легко и интересно, сдобрен хорошим юмором в виде комичных героев – чего же ещё можно было ждать от Хайнлайна…
Стронций 88, 19 июня 2010 г.
Первая вещь, которую я прочитал у Хайнлайна. И надо сказать, неплохой рассказ. Написан очень хорошо – живо, с нотками классного юмора. В общем, как я потом понял, типичная Хайнлайновская вещь – вот нравится мне КАК он пишет, нравится и всё тут. Да и история сама интересная. НФ идея – дом в четырёх измерениях. И приключения героев (весьма любопытных, кстати!) в этом доме – неувязачка обнаруживается: как из этого дома выйти? А тут ещё землетрясения – эдак застрять в нём навечно можно. Кстати, большой привет создателям фильма «Гиперкуб», похоже, слямзили идейку у мэтра – ну, лично мне так кажется…Есть ведь что-то похожее. В общем, рассказ добротный, хороший. А год создания (1941-й) добавляет к нему большего уважения – выходит рассказ этот проверку временем выдерживает, да ещё как. Не всегда ведь такое бывает… Хорош рассказ, одним словом.
vik.kammerer, 9 сентября 2015 г.
Это еще один рассказ, который я не читал, но который мне очень нравится. Да, я слушал аудиокнигу (и много раз переслушивал). Не сразу понял, что такое тессеракт, но сам сюжет и атмосфера заслуживают самой высокой оценки.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Даже описание так называемого «ничто» за окном вызвало вполне реальные ощущения. И когда персонажи оказались в пустыне, я сначала действительно поверил, что это другая планета.
Мало кому из авторов удается так хорошо сочетать в одном рассказе юмор и напряжение. И страшно, и забавно, и, кстати говоря, хороший тест для пространственного воображения.
Оценка — десять.
redmarie, 9 ноября 2012 г.
Я плохо знакома с творчеством Роберта Хайнлайна, и читанное ранее меня не впечатлило. Но вот такие произведения сродни броской, эффектной, призывно-яркой афише: завлекают продолжить знакомство с автором. История сразила меня наповал! Полная юмора, иронии, порой сарказма, она содержит причудливое научно-фантастическое описание приключений героев в необычном доме, построенном в виде обычного геометрического тела, правда, в 4D-пространстве.
Великолепное упражнение для пространственного воображения, представляющее познавательное в свободной, несколько игривой форме. Удивительный рассказ!
GomerX, 13 декабря 2008 г.
Так получилось, что сперва я посмотрел фильмы «Куб» и «Куб-2», а потом уже попался этот рассказ. Очень интересная вещь, тем более, если учитывать время его написания. Очень рекомендую ознакомится с указанными фильмами тем, кому понравился рассказ. Вряд ли это можно назвать экранизацией, и фамилии Хайнлайна я в титрах тоже не помню, но идея тессаракта обыграна там очень интересно и снято довольно качественно!
tohendiy, 29 ноября 2013 г.
До прочтения этого рассказа был искренне уверен, что Хайнлайн — мастер лишь больших литературных форм. Ан, нет. Рассказ увлек и поразил своей идеей и её воплощением. Пространственное мышление, напраленное в нужное русло, может заинтриговать и позабавить. Довольно продолжительное время по прочтению рассказа сидел и конструировал в мыслях все эти хайнлайновские кубы и квадраты, переходящие один в другой. Архитектуре по всей видимости ещё есть куда двигаться и развиваться. Класс!!
тессилуч, 1 сентября 2010 г.
Шедевр творчества Р.Хайнлайна. Может конечно потому, что прочитан в 60-е годы, когда Хайнлайна почти не печатали.
Был сильно удивлен, что рассказ был переведен ещё во время войны. Значит не зря выбрали. Сильно понравилось необычное решение для обьяснения многомерности пространства-времени. В обменке попался сборник произведений о Голливуде и там есть этот рассказ. Значит он один из лучших и мастерство автора близко к Фитцджеральду и Стейнбеку.
god54, 13 марта 2015 г.
Так уж получилось, что с детства не люблю математику, а тем более пространственную геометрию, так что с большим трудом продирался через довольно странные слова, которые характеризуют кубы, измерения, квадраты, линии, спички и кусочки глины. А вот юмористическая часть вполне добротная и позволяющая представить себе добропорядочную семейную пару и сумасшедшего архитектора и хотя бы несколько раз улыбнуться. При этом хочу отметить, что с детства любил рисунок, где человек спускается вниз по лестнице ведущей вверх.
Saneshka, 18 июля 2008 г.
Рассказ чудесный! И смешно и, с другой стороны, как бы призывает: подумай немного, прежде чем устраивать очередной «смелый эксперимент маленьких троллей». Все может закончиться куда как грустно :dont:
😆 В детстве чуть голову не сломала, пытаясь тебе этот «куб» представить!
amak2508, 26 мая 2020 г.
Прекрасный рассказ на все времена: остроумный, эффектный, очень весёлый и… просто хорошо написанный. Причем, что характерно, при всей своей фантастичности он одновременно воспринимается и как вполне реалистичный: так мистер Бейли в нём соглашается сделать сюрприз своей жене только после того, как вторая бутылка оказывается пустой больше чем наполовину, а миссис Бейли, как истинная женщина, регулярно падает в обморок и отказывается прыгать спиной вперёд в розовый куст :).
Но наибольшее уважение Роберт Хайнлайн вызывает за наглядную и очень увлекательную лекцию о том, что же такое тессеракт и как он выглядит в трёх- и четырёхмерном состоянии. После такого ликбеза любой читатель вполне может вместе с главными героями предугадывать и обосновывать то, что они видят через окна и двери в «схлопнувшемся» доме — доме, который построил Тил.
artem-sailer, 3 сентября 2014 г.
Рассказ не понравился. Читал его ещё подростком, сейчас вновь натолкнулся на него в сборнике «Человек, который дружил с электричеством» и заново прочёл. Как тогда, так и сейчас не впечатлило.
Идея надуманна. Получается, для того, чтобы «провалиться» в четырёхмерное пространство, достаточно слепить фигуру необходимой формы? По-моему, это нелогично и, что называется, высосано из пальца.
Реализация примитивна. Архитектор с амбициозным проектом и его заказчики. Думается, можно было подставить других героев — гостей вечеринки, например. Хозяин и его странное жилище.
Герои убогие, ненастоящие. Что называется, идеально соответствуют ситуации, покорно исполняют предписанные им роли. А так как ситуация тривиальна, то и герои получаются блеклыми, донельзя картонными. Нельзя же так.
Сюжетные ходы провисают, не все интересные моменты развиты. К примеру, путешествия во времени внутри дома можно было представить более развёрнуто.
Словом, единственное, что понравилось, это планировка дома. Мне бы такой дом. Ммм…
Источник