Дом который построил тил модель для

Дом, который построил Тил — Википедия

Дом, который построил Тил
And He Built a Crooked House
Жанр фантастический рассказ
Автор Роберт Хайнлайн
Язык оригинала английский
Дата написания 1940
Дата первой публикации февраль 1941

«Дом, который построил Тил» (англ. And He Built a Crooked House, другие названия: «И построил он себе скрюченный домишко», «И построил он дом…», «Дом четырёх измерений») — научно-фантастический рассказ американского писателя Роберта Хайнлайна, впервые опубликованный в Astounding Science Fiction в феврале 1941 года[1]. Был перепечатан в сборнике «Fantasia Mathematica» (под редакцией Клифтона Фадимана) в 1958 году. А также в сборнике Хайнлайна «Неприятная профессия Джонатана Хога» в 1959 году. Рассказ о математически настроенном архитекторе по имени Квинтус Тил, у которого возникла блестящая идея, как сэкономить на стоимости недвижимости, построив дом в форме развёртки тессеракта. Название перефразировано из детского стишка «Кривой человек был (англ.)русск.».

Сюжет[править | править код]

Квинтус Тил, выпускник-архитектор из Лос-Анджелеса, мечтает построить дом в топологии Пикара — Вессио. Во время разговора с другом, Гомером Бэйли, он демонстрирует модели из зубочисток и глины, представляющие проекции четырёхмерного тессеракта, четырёхмерный эквивалент куба, и убеждает Бейли строить дом по его проекту. Дом был построен в форме «перевёрнутого двойного креста» (с восемью кубическими комнатами, расположенными в виде стойки из четырёх кубов, и ещё четырьмя кубами, окружающими второй куб от основания). Ночью перед тем, как Тил собирался показать свою постройку Бейли и его жене Матильде, в районе дома дома происходит землетрясение. Утром они увидели вместо прежнего дома нечто вроде одной кубической комнаты.

Внутри обнаруживается, что верхние этажи — совершенно нетронуты, но кажется, что лестница замкнута сама на себя, и они заперты в многомерном лабиринте, где все двери и окна ведут в другие комнаты. В какой-то момент они удивлённо смотрят в прихожую и наблюдают свои собственные спины. Тил понимает, что в результате землетрясения дом превратился в настоящий тессеракт.

Пытаясь переместиться из одной комнаты в другую через распашное окно, Тил падает на улицу и приземляется в кустарнике. Проводя дальнейшие исследования дома, они обнаруживают, что окна оригинальной верхней комнаты не соединяются там, где они математически «должны». Одно даёт головокружительный вид сверху на «Крайслер-билдинг», а другое — перевёрнутый вид морского пейзажа. Третье окно смотрит на место без пространства, без цвета, даже чёрного. Четвёртое окно выходит на неземную пустынную сцену. В этот момент дом встряхивает ещё одно землетрясение, и они в панике вываливаются через открытое окно. Исследователи оказываются в пустыне, в окружении кривых деревьев, без признаков дома или окна, через которое они прыгнули. От водителя проходящего мимо грузовика они узнают, что находятся в «Национальном парке Джошуа-Три».

Вернувшись домой, они обнаруживают, что постройка исчезла. «Несомненно, от последнего толчка дом провалился в другой сектор пространства», — замечает Тил.

В рассказе Квинтус Тил указывает адрес 8775[2] Lookout Mountain Avenue в Голливуде (34°06′33″ с. ш. 118°23′05″ з. д.HGЯO), что через дорогу от «the Hermit, the original Hermit of Hollywood». Этот адрес находится через дорогу от собственного дома Хайнлайна на момент написания истории.

Отзывы[править | править код]

Считается, что это для многих читателей было первым знакомством с четырехмерной геометрией в понятной форме.

Карл Саган в 1978 году назвал книгу «Дом, который построил Тил», «как пример того, как научная фантастика» может передать и объяснить знания, неизвестные или недоступные для читателя». («…as an example of how science fiction «can convey bits and pieces, hints and phrases, of knowledge unknown or inaccessible to the reader»)[3].

См. также[править | править код]

  • «Флатландия» — многомерная сатирическая новелла, викторианской эпохи.
  • «Искажённый (англ.)русск.» — эпизод Star Trek: Voyager, в котором корабль подвергается подобным странным изменениям физической конфигурации, в результате столкновения с неким энергетическим полем.

Ссылки[править | править код]

Примечания[править | править код]

  • Список публикаций произведения «Дом, который построил Тил» в ISFDB  (англ.)
  • Дом, который построил Тил на сайте «Лаборатория Фантастики»
  • «—And He Built a Crooked House—» on the Internet Archive

Источник

Запись на стене

.

Модель Для Сборки запись закреплена

.

DELETED

6 ноя 2013 в 22:53

Роберт Хайнлайн «Дом, который построил Тил»
Архитектор Квинтус Тил считал своих коллег робкими и неумелыми. Зато ему удалось спроектировать и построить дом в форме тессеракта — из восьми кубов. При этом каждый из них был отдельным помещением: комнатой, кухней, кабинетом и т.д. В ночь перед осмотром готового дома прошло небольшое землетрясение, всего два балла, но дому этого хватило. Он попросту сложился через четвертое измерение в базовую фигуру — куб. Однако все комнаты остались в нем не мешая друг другу и хозяева с архитектором даже походили внутри, правда не без последствий…

Дом, который построил Тил

166

Читайте также:  Как построить дом 9х10

Нравится

Показать список оценивших

Показать список поделившихся

С этого, видимо, «Куб» и надумали снимать.

Super:) один из любимейших рассказов

Шикарное произведение!)))

Нет, всё таки спойлерить вы любите

Изображение из «гипер куб» крутой фильм.

Очень люблю этот рассказ, с удовольствием и послушаю!

Я его сам впервые прочитал в бумажной книге, когда мне было 14 лет. Рассказ если честно не понравился, потому что весь сводится к описанию тессеракта, у него нет никакого другого содержания, психологизма. Герои относятся к происходящему совершенно несерьезно. А ведь можно было сделать ужастик. Тем не менее рассказ выдержан на уровне большинства других и для озвучивания в Модели годится.

Один из нелюбимейших рассказов одного из любимейших авторов.

оч клевый рассказ!!! слушал раз 7)))

главное в процессе чтения это постараться реально представить! сможете? тогда мозг взорвется и станет совсем иным поверьте)

Лайт, как раз перед сном)

Артём, это случаем не Геленджик?

Пробовал кто нибудь зубочистками воссоздать тэсаракт? Я до конца не понял((

Pluton, спасибо. Минут пять смотрел, в голову так и не ложится)))

Всё легко ложится. Просто он может вращаться внутрь и наружу. А вообще не надо об этом париться, потому что все это ерунда и не правда.

Pluton, Дак в Кубе 2 «Гипер куб» твое желание исполнили, только там не о чем думать. Кстати аналогично можно сказть, что 3е измерение ерунда и неправда, но тут ты станеш париться ибо привык ))

Нет никаких измерений. Высота, длина — это субъективные параметры, вселенная не знает чем ее высота отличается от ее ширины. Это привнесли люди, направление измерений вдоль линии гравитации стали называть высотой. В объективной вселенной есть объем, и в этом объеме вещи не вращаются так как показано на этой картинке. Это просто идеализация и немного графики.

Pluton, https://ru.wikipedia.org/wiki/Тессеракт Тут без вращения. Но в обьективной вселенной есть время и это, по моему, самое неизбежное. А время ты можеш определять лишь по движению, так что и обьем может быть движушейся линией )

Я знаю как он выглядит без движения, спасибо. Правда без движения это самый обычный предмет, который можно собрать из спичек. Трехмерный.
Про время и прочее бла-бла мне лень разводить схоластику. Всё это чисто теоретические построения, задвинутые туда, где никто никогда не был и поэтому это всё с равным успехом может быть и не быть. А я в таких областях спорить не хочу — о пустом. Я тоже могу выдумать какую-нибудь лабуду, но находится она в Измерении Икс и хрен кто докажет, что ее там нет.

Pluton, Выдумай, если можеш ) Я бы с удовольсвием послушал ) А коль желания нет, то мог бы и не отвечать на мой пост. Или снова сила привычки? ))

Не люблю когда в левом меню горит неотвеченная циферка.
«можешь» с мягким знаком пишется.

Эх вы, в измерении Икс черепашки-ниндзя, Крэнг, Шреддер и прочие

Максим, в рассказе Роберта Шекли «Мисс Мышка и четвертое измерение» главный герой пытается представить и запомнить все положения тессеракта.

Один из моих любимых рассказов.

Источник

Роберт Хайнлайн «…И построил он себе скрюченный домишко»

, 19 июля 2011 г.

Отличный юмористический рассказ, особенно если учитывать, что он написан 70 лет назад начинающим автором. Не ожидал от Хайнлайна такого искромётного юмора, такой насмешки над своими согражданами уже в первом абзаце.

Дальше – больше. Как можно наглядно представить четырёхмерную фигуру, ведь мы живём в трёхмерном мире? Хайнлайну и это удалось благодаря… нескольким зубочисткам и кусочку пластилина! Причём сцена не превратилась в скучную лекцию, напротив – за рассуждениями Тила следить увлекательно. (Как изящно Хайнлайн за между делом сообщает нам о том, в каком состоянии находились герои: «Они сидели в квартире Тила. Он бросился на кухню, возвратился с коробкой зубочисток и высыпал их на стол, небрежно отодвинув в сторону рюмки и почти пустую бутылку джина»).

А что, если построить дом в форме тессеракта и запустить в него «счастливых» новосёлов? Их ждёт много интересного… как впрочем и читателя. Каждый раз, когда кажется ясным, куда клонит автор, сюжет делает неожиданный поворот и всё вновь становится с ног на голову.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Хайнлайн смог меня удивить. И всё же открытый финал смотрелся бы намного лучше. Герои попадают на другую планету и бредут вдаль под лимонно-жёлтым небом… Без хэппи-энда можно было поставить десятку. Впрочем, кто знает? Быть может, писателю захотелось снова показать, что всё не то, чем кажется?

Рекомендую для прочтения всем, кто интересуется НФ новеллами.

, 11 ноября 2011 г.

Малая форма раннего Хайнлайна отличается буйной фантазией, смелостью взглядов и отличным юмором.

Читайте также:  Из какого материала построить дом в ульяновске

Рассказ, а читал я его под названием «Дом, который построил Тил», удивил меня каким-то удивительным, для классической фантстики, ощущением присутствия невероятного в обыденном. Да, именно обыденностью описания я и поразился. Ну что может быть прозаичнее чем работа архитектора и стройка дома? Ан нет… Хайнлайн сумел, в буквальном смысле :wink:, вывернуть наизнанку и отлично популяризовать идеи и представления о 4-м измерении.

Отличный рассказ!

, 5 октября 2008 г.

О-о-о! Вот это рассказ! Читал с широко открытыми глазами и боялся моргнуть, чтобы не пропустить что-нибудь. Великолепная идея, отличнейший сюжет, качественный перевод. Автор донес до читателя эту прекрасную, но при этом сложную задумку через увлекательный диалог двух центральных персонажей и сделал это так, что стало всё совершенно понятно, просто и ясно, как божий день. Ещё события рассказа меня откровенно рассмешили. И эксцентричность архитектора Тила, с легкостью выстраивающего на словах и не только на словах потрясающие теории. И доверчивость и сговорчивость его друга мистера Бейли, который, поддавшись на уговоры искусителя Тила, выписал чек на хорошую сумму для постройки не чего-нибудь, а собственного дома. Рассмешила жена мистера Бейли, старающаяся показать, что она сильный, современный, волевой человек, но при каждом удобном случае грохающаяся в обморок. В общем, нет слов. Одни восклицательные знаки!

Да, кстати. Знаете, что мне напомнил этот рассказ больше всего? Мультсериал Футурама. А точнее, третью серию. А ещё точнее, то место в ней, когда весь коллектив понимает, что Фраю негде жить и все начинают подыскивать ему подходящее жилье. И оказываются однажды в точно таком же доме, какой описал Хайнлайн. Но на этом варианте свой выбор не остановили, понятно почему 🙂 А ещё напомнил рассказ Уэллса «Замечательный случай с глазами Дэвидсона». А ещё роман «Черновик» Сергея Лукьяненко, где Кирилл живёт в ожидании того, куда откроется очередная дверь в его таможенной башне.

, 26 января 2015 г.

Самый запоминающийся рассказ Хайнлайна. К тому же на тему многомерных пространств и взаимопереходе из одного пространства в другое. Эта тема была очень любима авторами на рубеже 50-60 гг и обыгрывалась по-разному: где-то как детектив — А. Дж. Дейч «Лист Мёбиуса», где-то иронический триллер — Уолтер Тевис «Новые измерения», а Хайнлайн обращается к юмористической фантастике, построенной на математическом казусе. Развёрнутая в трехмерном пространстве четырехмерная фигура под внешним воздействием принимает свой изначальный вид. Ладно бы это была игрушка, а тут целый дом из восьми комнат. Спрогнозировать в четырехмерном пространстве куда будут выходить окна, двери и стены дома не представляется возможным даже изобретателю. Разве, что самому Хайнлайну.

Поневоле возникает вопрос: а ну как Роберт Энсон имел опыт строительства подобного дома, бродил по его комнатам разглядывая невероятные пейзажи в окнах, черпая в них будущие идеи для своих фантастических произведений?

Любителям математической фантастики в прочтению обязателен.

, 9 октября 2009 г.

Добротный образец старой фантастики, без космических перелётов и каких-либо высоких технологий. Это рассказ-парадокс, где обыгрывается идея путешествия в четвёртое измерение без всяких там машин времени. Конечно, сомнительно, чтобы такой тессеракт можно было построит в реальности, но всё равно идея интересная и оригинальная. А описание Тилем этого тессеракта не позволит, пожалуй, быстро пройти этот отрезок рассказа — так и хочется представить, как же он выглядит в развёрнутом и свёрнутом состояниях. Ну и конечно же, сам то текст читается легко и интересно, сдобрен хорошим юмором в виде комичных героев – чего же ещё можно было ждать от Хайнлайна…

, 19 июня 2010 г.

Первая вещь, которую я прочитал у Хайнлайна. И надо сказать, неплохой рассказ. Написан очень хорошо – живо, с нотками классного юмора. В общем, как я потом понял, типичная Хайнлайновская вещь – вот нравится мне КАК он пишет, нравится и всё тут. Да и история сама интересная. НФ идея – дом в четырёх измерениях. И приключения героев (весьма любопытных, кстати!) в этом доме – неувязачка обнаруживается: как из этого дома выйти? А тут ещё землетрясения – эдак застрять в нём навечно можно. Кстати, большой привет создателям фильма «Гиперкуб», похоже, слямзили идейку у мэтра – ну, лично мне так кажется…Есть ведь что-то похожее. В общем, рассказ добротный, хороший. А год создания (1941-й) добавляет к нему большего уважения – выходит рассказ этот проверку временем выдерживает, да ещё как. Не всегда ведь такое бывает… Хорош рассказ, одним словом.

, 9 сентября 2015 г.

Это еще один рассказ, который я не читал, но который мне очень нравится. Да, я слушал аудиокнигу (и много раз переслушивал). Не сразу понял, что такое тессеракт, но сам сюжет и атмосфера заслуживают самой высокой оценки.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Даже описание так называемого «ничто» за окном вызвало вполне реальные ощущения. И когда персонажи оказались в пустыне, я сначала действительно поверил, что это другая планета.

Читайте также:  Как построить дом сруб своими руками пошаговая инструкция с фото

Мало кому из авторов удается так хорошо сочетать в одном рассказе юмор и напряжение. И страшно, и забавно, и, кстати говоря, хороший тест для пространственного воображения.

Оценка — десять.

, 9 ноября 2012 г.

Я плохо знакома с творчеством Роберта Хайнлайна, и читанное ранее меня не впечатлило. Но вот такие произведения сродни броской, эффектной, призывно-яркой афише: завлекают продолжить знакомство с автором. История сразила меня наповал! Полная юмора, иронии, порой сарказма, она содержит причудливое научно-фантастическое описание приключений героев в необычном доме, построенном в виде обычного геометрического тела, правда, в 4D-пространстве.

Великолепное упражнение для пространственного воображения, представляющее познавательное в свободной, несколько игривой форме. Удивительный рассказ!

, 13 декабря 2008 г.

Так получилось, что сперва я посмотрел фильмы «Куб» и «Куб-2», а потом уже попался этот рассказ. Очень интересная вещь, тем более, если учитывать время его написания. Очень рекомендую ознакомится с указанными фильмами тем, кому понравился рассказ. Вряд ли это можно назвать экранизацией, и фамилии Хайнлайна я в титрах тоже не помню, но идея тессаракта обыграна там очень интересно и снято довольно качественно!

, 29 ноября 2013 г.

До прочтения этого рассказа был искренне уверен, что Хайнлайн — мастер лишь больших литературных форм. Ан, нет. Рассказ увлек и поразил своей идеей и её воплощением. Пространственное мышление, напраленное в нужное русло, может заинтриговать и позабавить. Довольно продолжительное время по прочтению рассказа сидел и конструировал в мыслях все эти хайнлайновские кубы и квадраты, переходящие один в другой. Архитектуре по всей видимости ещё есть куда двигаться и развиваться. Класс!!

, 1 сентября 2010 г.

Шедевр творчества Р.Хайнлайна. Может конечно потому, что прочитан в 60-е годы, когда Хайнлайна почти не печатали.

Был сильно удивлен, что рассказ был переведен ещё во время войны. Значит не зря выбрали. Сильно понравилось необычное решение для обьяснения многомерности пространства-времени. В обменке попался сборник произведений о Голливуде и там есть этот рассказ. Значит он один из лучших и мастерство автора близко к Фитцджеральду и Стейнбеку.

, 13 марта 2015 г.

Так уж получилось, что с детства не люблю математику, а тем более пространственную геометрию, так что с большим трудом продирался через довольно странные слова, которые характеризуют кубы, измерения, квадраты, линии, спички и кусочки глины. А вот юмористическая часть вполне добротная и позволяющая представить себе добропорядочную семейную пару и сумасшедшего архитектора и хотя бы несколько раз улыбнуться. При этом хочу отметить, что с детства любил рисунок, где человек спускается вниз по лестнице ведущей вверх.

, 18 июля 2008 г.

Рассказ чудесный! И смешно и, с другой стороны, как бы призывает: подумай немного, прежде чем устраивать очередной «смелый эксперимент маленьких троллей». Все может закончиться куда как грустно :dont:

😆 В детстве чуть голову не сломала, пытаясь тебе этот «куб» представить!

, 26 мая 2020 г.

Прекрасный рассказ на все времена: остроумный, эффектный, очень весёлый и… просто хорошо написанный. Причем, что характерно, при всей своей фантастичности он одновременно воспринимается и как вполне реалистичный: так мистер Бейли в нём соглашается сделать сюрприз своей жене только после того, как вторая бутылка оказывается пустой больше чем наполовину, а миссис Бейли, как истинная женщина, регулярно падает в обморок и отказывается прыгать спиной вперёд в розовый куст :).

Но наибольшее уважение Роберт Хайнлайн вызывает за наглядную и очень увлекательную лекцию о том, что же такое тессеракт и как он выглядит в трёх- и четырёхмерном состоянии. После такого ликбеза любой читатель вполне может вместе с главными героями предугадывать и обосновывать то, что они видят через окна и двери в «схлопнувшемся» доме — доме, который построил Тил.

, 3 сентября 2014 г.

Рассказ не понравился. Читал его ещё подростком, сейчас вновь натолкнулся на него в сборнике «Человек, который дружил с электричеством» и заново прочёл. Как тогда, так и сейчас не впечатлило.

Идея надуманна. Получается, для того, чтобы «провалиться» в четырёхмерное пространство, достаточно слепить фигуру необходимой формы? По-моему, это нелогично и, что называется, высосано из пальца.

Реализация примитивна. Архитектор с амбициозным проектом и его заказчики. Думается, можно было подставить других героев — гостей вечеринки, например. Хозяин и его странное жилище.

Герои убогие, ненастоящие. Что называется, идеально соответствуют ситуации, покорно исполняют предписанные им роли. А так как ситуация тривиальна, то и герои получаются блеклыми, донельзя картонными. Нельзя же так.

Сюжетные ходы провисают, не все интересные моменты развиты. К примеру, путешествия во времени внутри дома можно было представить более развёрнуто.

Словом, единственное, что понравилось, это планировка дома. Мне бы такой дом. Ммм…

Источник