Дом который построю я аргументы
Аргументы из жизни и литературы на тему «Дом»
Автор Ирина Шейкина На чтение 13 мин. Просмотров 939 Обновлено 6 сентября, 2020
Чтобы подобрать аргументы из жизни и литературы на тему «Дом», мы обратились к биографиям великих классиков русской литературы, а также к их произведениям. Дом есть у каждого человека. У кого-то он большой, шумный, у кого-то маленький, тихий и уютный. Но каким бы ни было наше жилище, оно всегда будет для нас крепостью, местом, куда мы спешим вернуться с дальней дороги, где встречаем любящих и любимых людей, где даже самый маленький кусок кажется самым вкусным лакомством и где нам помогают даже стены.
Проблема
Что такое дом? Зачем он нужен человеку?
Отношение автора к проблеме
Дом – это не просто жилище, а место, которое дорого нашему сердцу, в котором мы чувствуем тепло, уют и безопасность.
Аргументы
- Для каждого человека понятие «дом» означает что-то свое, вызывает свои ассоциации.
- Для многих людей дом связан с местом, где они родились, с детством, с родными людьми.
- Мысли о доме у многих вызывают приятные эмоции, воспоминания.
- Дом может многое рассказать о своем хозяине.
- Для многих людей дом – лучшее место на земле.
- Дома даже черствый кусочек хлеба вкуснее, чем изысканные блюда на чужом столе.
Синонимы к слову дом
Здание, дворец, изба, хата, хижина, землянка, лачуга, мазанка, палата, хоромы, терем, чертог, усадьба, дача, вилла, жилище.
Эпитеты к слову дом
Большой, богатый, бедный, гостеприимный, дорогой, зажиточный, знатный, капитальный, материнский, милый, обветшалый, основательный, отцовский, отчий (устар.), порядочный (устар. и шутл.), родимый, родительский, родной, светлый, сильный, старинный, степенный, строгий, хороший, честный (устар.), чинный, чопорный, чужой, уютный, теплый, соседский, деревенский, жилой, загородный, публичный, пустой, игорный, детский, трехэтажный, прекрасный, торговый, небольшой, частный, высокий, многоквартирный, бревенчатый, издательский, длинный, фермерский, пятиэтажный, просторный, лесной, каркасный, монолитный, сказочный, царский, любимый, заброшенный, гостевой, хрустальный, бумажный, шоколадный, крепкий, огромный, знатный, воспитательный, кооперативный, забытый, ветхий, покинутый, недостроенный, покосившийся, необычный.
Аргументы из литературы
- Н.В. Гоголь «Мертвые души». Дом очень многое может рассказать о своем хозяине, его привычках и характере, поэтому в поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголь использует описание жилища героя для создания более яркого и точного образа. Путешествуя вместе с Чичиковым, главным героем произведения, мы попадаем в помещичьи имения, которые описываются до мельчайших деталей. Так, попав к Манилову, мы видим, что господский дом стоит на возвышенности, обдуваемый всеми ветрами. Во многих комнатах не хватало мебели, а в гостиной роскошный интерьер портили два кресла, покрытые рогожей. Кабинет хозяина представлял собой довольно приятную комнату. На столе лежала книга, заложенная закладкой на четырнадцатой странице, которую он читал уже почти два года, а на подоконнике стояли ровными рядками горки выбитой из трубки золы. По всему этому можно сказать, что хозяин – человек богатый, но ленивый, непрактичный. Любимое занятие Манилова – мечтать. Но все его мечты так и остаются мечтами, а не воплощаются в жизнь. Совершенно по-другому выглядит хозяйство Коробочки. У нее небольшой, но ухоженный дом, около которого огород, где выращивают овощи и фрукты. В хозяйстве у помещицы есть и свиньи, и пчелы, и разная птица. Все содержится в порядке, вовремя ремонтируется, урожай оберегается от птиц. Гостиная, где ночевал Чичиков, наполнена разными старинными вещами. Там были картины, часы, зеркала. Это все подсказывает, что Коробочка – хорошая, заботливая, гостеприимная хозяйка. Она следит за своим хозяйством, заботится о крестьянах. Кроме этого, она бережлива и экономна. Таким образом, дом, действительно, помогает читателю составить более точное представление о своем хозяине, герое литературного произведения.
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». В некоторых произведениях дом является не просто местом жительства героев, но и сам в какой-то момент становится одним из персонажей. В романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский детально описывает интерьер квартиры Родиона Раскольникова. Читатель узнает, что бедный студент жил в коморке на пятом этаже, под самой крышей. Комнатушка была крошечной, всего шагов шесть длиной, очень низкая и пыльная, с бедной, почти нищенской обстановкой. В комнате из мебели были три старых стула, стол, маленький столик и большая софа, которая служила Раскольникову кроватью. Желтенькие обои в цветочек отходили от стен, были грязны, обшарканы и совсем не радовали глаз. Автор называет жилище главного героя по-разному: морской каютой, сундуком, шкафом, гробом, углом. Она действительно была так мала, что больше походила на шкаф, чем на жилище молодого человека. Не вставая с кровати, можно было открывать дверь. Окно выходило на внутренний дворик, где постоянно слышалась ругань пьяниц, их вопли. В этой комнате с давящими потолками и стенами рождается теория о двух типах людей: «тварях дрожащих» и «право имеющих». Именно эта теория и подталкивает Раскольникова на преступление. Как говорит сам герой, низкие потолки и тесные комнаты ум и душу теснят. Коморка угнетает его психику, возбуждает в его голове мрачные мысли, от которых Раскольников чувствует себя несчастным. Поэтому становится понятно, что «дом» главного героя играет огромную роль в его судьбе.
- М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Роман «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова – одно из самых гениальных, ярких и трогательных произведений в русской литературе. Рассказывая о главных героях произведения и их неземной любви, писатель часто приглашает нас в жилище Мастера. Это было самое счастливое место для влюбленных. Там часто звучал их смех, Маргарита готовила своему любимому завтрак на керосинке, ей нравилось сидеть у камина и просто смотреть на огонь или на Мастера, который писал книгу о Понтии Пилате. Квартирка находилась в подвале старенького особняка на Арбате, в тихом и немноголюдном месте. Она состояла из двух небольших комнат и прихожей. Интерьер был скромный, но уютный. В одной из комнат была печка, множество книг, овальный стол, абажур. Вторая комната была совсем небольшая, в ней помещались два дивана и небольшой столик между ними. А в узкой передней находилась раковина и керосинка, на которой готовили пищу. Здесь, в уютной тишине, влюбленные были безгранично счастливы. Это был их дом, в котором Маргарита спасалась от одиночества, лечила свою душу любовью, а Мастер писал свой любимый роман, вдохновляемый своей Музой. Для них это была не просто крошечная квартирка, а маленький мирок, в котором царили любовь, понимание и поддержка.
- А. И. Приставкин «Ночевала тучка золотая». Повесть А.И. Приставкина «Ночевала тучка золотая» рассказывает о трагических страницах нашей истории. Писатель знакомит нас с Кузьменышами, братьями-сиротами, которых в 1944 году вывезли из подмосковного детского дома на Кавказ, где после депортации коренного населения – чеченцев и ингушей – освобождаются земли. Это место должно было стать родным домом для этих сирот, но оно встречает детей подозрительной тишиной. Кругом нет ни души, и только где-то далеко в горах слышатся гулкие взрывы, которые пугают переселенцев. «Вот наш дом! Видишь? Здесь теперь все наше, и дом, и речка, и горы», – успокаивают заплакавшую и просившуюся домой девочку. Но даже детский ум понимает, что домом нельзя назвать место, где так неуютно, тревожно, страшно и непонятно. Дом – это спокойное, дорогое для души место, где человек счастлив каждую минуту. Для детдомовских детей это был чужой дом, из которого насильно выгнали настоящих хозяев, сослали по приказу Сталина на север. Настоящих хозяев везли в вагонах без еды и воды. Свое понимание дома и у Алхузура, чеченского мальчика, заменившего Кольке убитого брата Сашку. Он говорит, что дом там, где могилы его предков. Нет могил – нет предков, значит, нет дома и самого Алхузура. Для читателя эти детские слова становятся огромным открытием. Для чеченского мальчика дом – это не просто жилище, а место, в котором жили его предки, где чтят традиции семьи и рода. После этого открытия читатель еще лучше понимает трагедию сосланного из родных мест народа. Чужая земля никогда не станет для него домом.
Аргументы из жизни
- У каждого из нас свое представление о доме. Для кого-то это огромные хоромы, похожие на сказочные дворцы и замки, а для кого-то – небольшое, но теплое и уютное жилище, в котором собираются любимые и родные люди, где отмечаются праздники, куда спешат, чтобы отдохнуть сердцем и душой. Моя соседка каждую пятницу спешит из душного, шумного города в деревню, в родительский дом. Несколько лет назад Вера Николаевна приняла решение сделать здесь ремонт и приезжать во время отпуска, но вместо этого стала приезжать сначала каждый месяц, а потом и каждую неделю. «Здесь мне спокойно и уютно, – говорит она. – Условия не хуже городских, все есть в доме: и водопровод, и канализация. Под окнами цветов много насажала, по субботам баню топим, а воздух здесь такой, что, кажется, никакими словами описать нельзя». Она часто вспоминает, как в детстве бегала по этим половицам, многие вещи еще помнят руки ее родителей, которых уже давно нет на этом свете. Но сохранилось тепло и уют их родного гнезда, традиции и порядки, заведенные родителями Веры Николаевны. Здесь она может чувствовать себя маленькой девочкой, у которой нет ни проблем, ни забот. По воскресеньям она с неохотой уезжает в город, потому что там работа. Но для себя моя соседка решила, что, как только уйдет на пенсию, сразу переедет в деревню. Пусть обязательно так и будет. Ведь каждый человек должен жить там, где его сердце.
- Одним из самых любимых мест писателя Л.Н. Толстого является Ясная Поляна. Это место он считал своим родным домом, гнездом своей семьи, своего рода, потому что здесь он родился и прожил большую часть своей жизни, здесь начинался его собственный мир и мир его литературных героев. Ясная Поляна для писателя – счастливая пора детства, любовь к матери, которую он очень рано потерял, первое знакомство с природой родного края, связь с которой классик не терял до конца своей жизни. Это место всегда тянуло его к себе, вдохновляло на создание бессмертных произведений. События яснополянской жизни часто ложились в основу каких-либо произведений мастера, то есть давали богатейший материал для творчества. Здесь он впервые услышал о «муравьином братстве» и о «зеленой палочке», которая могла сделать счастливыми всех людей на свете. Нигде в мире писатель не был так счастлив, как в Ясной Поляне. Здесь он занимался любимыми делами: много писал, заботился о своих крестьянах, косил, ездил верхом, учил крестьянских детей. Здесь он был окружен своими близкими и любимыми. Выезжая ненадолго за пределы имения по делам, писатель уже скучал по родным местам и всегда спешил поскорее вернуться. Без Ясной Поляны он не представлял себя, поэтому и похоронить себя завещал там, в тех местах, где, по его мнению, была зарыта «зеленая палочка», которую он искал всю свою жизнь.
Аргументы из народной мудрости
- «Дом вести – не лапти плести», – говорит русская пословица. В ней отмечается, что вести хозяйство, содержать дом – занятие не такое простое, как плести лапти.
- «И стены в доме помогают», – гласит русская пословица о доме. Она утверждает, что любому человеку в родном доме комфортно, уютно, там человек чувствует себя в безопасности. Кажется, что в трудные моменты даже стены помогают найти решение и справиться с проблемами.
- «Лучше дома своего нет на свете ничего», – считал русский народ. В родном доме и хлеб вкуснее, и воздух слаще, и люди душевнее.
- «В гостях хорошо, а дома лучше», – гласит русская пословица. Гостить у кого-то хорошо, но дома, в родных стенах, все же лучше.
- «Без хозяина – дом сирота», – с давних времен заметили наши предки. Они сравнивали дом без хозяина с сиротой. Как за сиротой некому присмотреть и ухаживать, так и за бесхозным домом нет ухода.
- «Дом невелик, да лежать не велит», – говорили наши предки. Любой дом, даже самый небольшой по площади, требует ухода, поэтому хорошему хозяину некогда лежать.
- «Дом – яма: никогда не наполнишь», – справедливо считал русский народ. Дом требует вложений. Его нужно ремонтировать, ухаживать за ним, поэтому и сравнивали его с ямой, которую никак не наполнить.
- «Домой придешь – хлеб-соль найдешь», – так говорили наши предки. Когда человек приезжает домой, он находит на столе хлеб-соль.
- «Дом построить – не шапку на голову надеть», – утверждала русская пословица. Это значит, что строительство дома не такое легкое занятие. Его нельзя сравнить с надеванием шапки на голову. Строительство требует средств и труда.
- «Коли в доме все вверх дном, значит, худ хозяин в нём», – говорили русские. Если в доме плохой хозяин, значит, нет в том доме порядка.
Афоризмы
- «Дом не может считаться жилищем человека, пока в нем нет пищи и огня не только для тела, но и для разума», – считала английская поэтесса Сара Маргарет Фуллер. По ее мнению, домом можно считать то место, в котором есть пища для души и тела.
- «Где любят нас – лишь там очаг родимый», – говорил английский поэт Джордж Ноэл Гордон Байрон. Он считал, что родной дом – это то место, где нас искренне любят.
- «Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души», – утверждал древнеримский политический деятель, оратор и мыслитель Цицерон. Он сравнивал дом без книг с человеком без души. По его мнению, в хорошем доме должны быть книги, потому что они питают ум и душу человека.
- «Нет места милее родного дома», – говорил Цицерон, великий древнеримский философ, оратор и политический деятель. По его мнению, самое лучшее место на земле – это родной дом.
- «Лучше черствый хлеб у себя дома, чем множество блюд за чужим столом», – считал итальянский писатель Пьетро Аретино. Он утверждал, что лучше съесть кусочек черствого хлеба за своим столом, чем за чужим угощаться изысканными блюдами.
- «Дом – это там, где твое сердце», – говорил древнеримский писатель Плиний Старший. Наше место, родной дом, по его мнению, там, куда зовет нас наше сердце, куда тянет в трудные минуты жизни.
- «Человек без адреса подозрителен, человек с двумя адресами – тем более», – писал ирландский драматург и романист Джордж Бернард Шоу. По мнению писателя, у каждого человека должен быть дом, именно поэтому человек без адреса вызывает подозрения, но еще больше подозрений вызывает тот, у кого два адреса.
- «Человек-то мал, а дом его – мир», – утверждал римский писатель и ученый Варрон Марк Теренций. Он считал, что человек настолько мал, что дом для него может являться целой Вселенной.
- «Пусть вошедший в наш дом дивится нам, а не нашей посуде», – говорил римский философ, поэт и государственный деятель Сенека Луций Анней (Младший). Он считал, что самым ценным в любом доме должен быть человек, а не посуда и интерьер, поэтому нужно развивать себя, расти духовно, а не гнаться за модной обстановкой.
- «Дом – сооружение, предназначенное служить жилищем для человека, мыши, крысы, таракана-прусака, мухи, москита, блохи, бациллы и микроба», – писал Амброз Бирс, американский писатель и журналист. Он считал, что дом служит пристанищем не только для человека. Там как хозяева могут жить и мыши, и крысы, и насекомые, и микробы.
Источник
Декабрьское сочинение Тема Дом — материалы для подготовки к ЕГЭ по Русскому языку
Второе направление «Дом».
На сайте ФИПИ дано такое определение: «Дом» – направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.
ДОМ – слово многозначное…
Это семейный очаг. Это символ надёжности и безопасности, уюта и тепла. В родительском доме мы появились на свет, здесь живут наши близкие и любимые люди, здесь прошло наше детство, здесь мы повзрослели… Тёплые воспоминания о годах, прожитых родительском доме, мы храним всю жизнь. В родном доме мы получаем первые уроки нравственности. Не зря его зовут колыбелью, причалом, пристанью. В родном доме раскрывается истинное «Я» человека, именно здесь он сбрасывает все свои маски, за которыми скрывается в обществе. Дома нет смысла притворяться, потому что в нем тебе ничто не угрожает.
Это малая родина. В родном городе или посёлке мы открываем для себя мир, мы учимся любить природу, познаём людей.
Это Родина. Большой дом для всего народа. Именно Родина-мать зовёт на помощь своих сыновей и дочерей в страшные годы войны.
Это пристанище души, потому что красота и тепло дома тесно связаны с красотой души его хозяев. Это духовное начало наших помыслов.
Это Земля, и каждый уголок её – частичка большой и прекрасной планеты, которую мы должны любить так же, как родительский дом.
КАКИЕ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ МОГУТ БЫТЬ 2-го ДЕКАБРЯ?
Наш дом – Россия.
«Родительский дом – начало начал».
Дом – это место, где тебя всегда ждут.
Дом – островок, крепость в хаосе революционных, военных событий.
Дом – пристанище уставшей души, место её отдыха и восстановления сил.
Дом – место сбережения духовных, нравственных, культурных традиций.
Дом – утверждение вечности, красоты и прочности жизни.
Дом – основа человеческого бытия.
Дом – прекрасная мечта о счастье.
Дом – портрет души семьи.
Потеря дома – крушение нравственных идеалов. (О затоплении деревень в 1970–80-е)
Дом – разлад с собой и миром.
«Дом — это там, где твое сердце». (Плиний старший) | Мой дом – моя Родина. | «Главный-то дом человек в душе у себя строит» (Ф.Абрамов). | «Человек-то мал, а дом его – мир» (Марк Варрон). |
Родительский дом – источник нравственности. | «История проходит через Дом человека, через всю его жизнь». (Ю.М.Лотман) | «Наши дома – это зеркальное отражение нас самих». (Д. Линн). | Дом – это личная Вселенная человека, его галактика. |
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». (Лев Толстой) | Отчизну кто клянет – с семьей тот порывает. (Пьер Корнель) | Бездомья страшный удел… | Человек без роду и без племени |
Дом наших отношений | «Россия подобна огромной квартире…» (А.Усачёв) | Дом родной – это малая вселенная… |
КАКИЕ КНИГИ НАДО ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧИТАТЬ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЭТОМУ НАПРАВЛЕНИЮ:
Н.В. Гоголь «Мёртвые души».
И.А. Гончаров «Обломов».
Л.Н. Толстой «Война и мир».
А.И. Солженицын «Матрёнин двор».
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
М.А.Булгаков «Белая гвардия», «Собачье сердце».
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Описание быта Раскольникова.
М. Горький «На дне».
Ю.В. Трифонов «Дом на набережной».
В.С. Распутин «Прощание с Матёрой».
А.П. Чехов. «Вишнёвый сад».
А.С. Пушкин «Евгений Онегин».
И.С. Тургенев «Отцы и дети».
М.А. Шолохов «Тихий Дон».
ЦИТАТНЫЙ МАТЕРИАЛ
Пословицы и поговорки:
В гостях хорошо, а дома лучше.
Дома не в гостях: посидев, не уйдёшь.
Свой дом – не чужой: из него не уйдёшь.
Без хозяина дом – сирота.
Люби дома, что захочешь, а в людях – что дают.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Не дом хозяина красит, а хозяин дом.
Мило тому, у кого много всего в дому.
Добрая то речь, что в избе есть печь.
Спасибо здешнему дому, пойдём к другому.
Худо жить тому, у кого ничего нет в дому.
Всякий дом хозяином держится.
Одинокому – везде дом.
1-Й ОБРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЯ
по теме «Родительский дом»
1.Вступление к сочинению.
Дом…Родительский дом. Для каждого из нас он имеет исключительное значение. Ведь в отчем доме человек не только родится, но и получает духовный и нравственный заряд на всю оставшуюся жизнь, в родном доме и в семье закладываются в человеке те нравственные ориентиры, которые будут нужны ему на протяжении всей жизни.
Именно здесь человек ощущает и познаёт все начала в жизни. «Всё в человеке начинается с детства», – подчеркнул писатель С.В. Михалков. И какими будем мы в жизни – это зависит от семьи, в которой мы выросли, от той духовной атмосферы, которая царила в родительском доме.
Тема дома – сквозная тема мировой художественной литературы. Писатели в своих произведениях рассказали нам о разных семьях и домах, в которых жили эти семьи.
2. Основная часть сочинения – литературные аргументы (анализ литературных произведений или конкретных эпизодов произведений).
Аргумент 1.
В комедии «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин показывает помещичий дом дворян Простаковых. Что же это за дом?
В нём главенствует не мужчина, глава семейства, а госпожа Простакова.
Атмосфера в этом доме очень тяжёлая, потому что с утра до вечера здесь слышатся крики, брань, грубые слова. Помещица следит за всеми, хитрит, лжёт, унять её никто не может.
У Простаковой нет человеческого достоинства. Она ругает портного Тришку и мужа-подкаблучника, который только ей потакает. Жена деспотична по отношению к мужу. Ради сына она кидается на брата. Ей жаль перетрудившегося сына.
Софья жалуется Милону на тяжёлую жизнь в доме Простаковых.
Беззакония творятся в доме этой госпожи. Невежественная, жестокая, самовлюблённая госпожа выстраивает семейные отношения с позиции силы. Деспотизм разрушает и уничтожает в человеке всё человеческое.
Стародум замечает: «Вот злонравия достойные плоды». А ведь эта злобная и жестокая женщина – мать. Она сильно любит своего Митрофанушку. В атмосфере родного дома, которым управляет мать, сын от матери ничему хорошему не мог научиться, не получил он крепкий нравственный заряд, который так необходим ему в жизни.
Такая обстановка в родительском доме не может дать Митрофану хорошие и крепкие нравственные уроки.
Аргумент 2.
Совсем другой дом, дом семьи Ростовых, показывает нам Лев Николаевич Толстой в Романе «Война и мир».
Мы видим большой дом на Поварской улице в центре Москвы. Здесь живёт большая и дружная семья графа Ильи Николаевича Ростова. Двери этого дома были открыты для всех, здесь всем хватало места.
Глава дома – граф Илья Николаевич Ростов-любитель домашних праздников. Он обожает свою семью, доверительно относится к детям. « Он — сама распущенная доброта». «Прекраснейший был человек»,- так отзываются о нём знакомые после его смерти. Толстой подчёркивает, что дар воспитателя присущ графине Ростовой. Она – первая советчица для дочерей, великодушна, душевна в обращениях с детьми, гостеприимна, открыта.
Семья музыкальная, артистичная, в доме обожают пение и танцы. Всё это способствовало тому, что родительский дом стал особой атмосферой духовности. В доме Ростовых царил «любовный воздух».
Счастливый дом у Ростовых! Дети чувствуют родительскую нежность и ласку! Мир, согласие и любовь – это нравственный климат в московском доме. Жизненные ценности, которые вынесли дети из родительского дома Ростовых, достойны уважения – это великодушие, патриотизм, благородство, уважение, взаимопонимание и поддержка. Все дети унаследовали от родителей способности к соучастию, к сопереживанию, к сочувствию, милосердию.
Родительский дом и семья для Ростовых – исток всех нравственных ценностей и нравственных ориентиров, это начало начал.
3. Заключение.
Два дома – дом госпожи Простаковой у Фонвизина и дом Ростовых у Толстого. А какие они разные! И зависит это от самих родителей и той нравственной и духовной атмосферы, которая создаётся в родительском доме, в семье. Мне очень хочется верить в то, что и в наше время будет как можно больше родителей, заботящихся о своём доме и крепкой духовной атмосфере в нём. Пусть каждый дом станет настоящим истоком нравственных ориентиров для молодых людей!
2-Й ОБРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЯ
«Тема дома в романе “Тихий Дон” М.А. Шолохова»
В романе-эпопее «Тихий Дон» М. Шолохов нарисовал грандиозную картину жизни казачьего Дона с его исконными традициями, своеобразным бытом. Тема родного дома, семьи — одна из центральных в романе.
Эта тема мощно звучит с самого начала произведения. «Мелеховский двор — на самом краю хутора», — так начинается роман-эпопея, а на протяжении всего повествования М. Шолохов будет рассказывать нам об обитателях этого двора. Через двор Мелеховых проходит линия обороны, его занимают то красные, то белые, но для героев отчий дом навсегда остается тем местом, где живут самые близкие люди, всегда готовые принять и обогреть.
Жизнь обитателей дома Мелеховых предстает в переплетении противоречий, притяжений и борьбы. В первых главах показано, как общее дело, хозяйственные заботы соединяют этих разных людей в единое целое — семью. Именно потому так подробно описывает М. Шолохов различные трудовые процессы — ловлю рыбы, пахоту и т. д. Взаимопомощь, забота друг о друге, радость труда — вот что объединяет семью Мелеховых.
Дом держится на главенстве старших. Пантелей Прокофьич, Ильинична действительно являются оплотом семьи. Пантелей Прокофьич был трудолюбивым, хозяйственным, очень вспыльчивым, но в душе добрым и чувствительным. Несмотря на внутрисемейный раскол, Пантелей Прокофьич старается соединить в одно целое куски старого быта — хотя бы ради внуков и детей. Постоянно он стремится принести что-нибудь в дом, сделать что-нибудь полезное для хозяйства. И в том, что он умирает вне дома, который любил больше всего на свете, — трагедия человека, у которого время отняло самое дорогое — семью и кров.
Ильиничну М. Шолохов называет «мужественной и гордой старухой». Ей присущи мудрость и справедливость. Она утешает своих детей, когда им плохо, но она же сурово судит их, когда они совершают неправедные поступки. Все ее мысли связаны с судьбами детей, особенно младшего — Григория. И глубоко символично, что в последнюю минуту перед смертью, уже понимая, что ей не суждено увидеть Григория, она выходит из дома и, обращаясь к степи, прощается с сыном: «Гришенька! Родненький мой! Кровинушка моя!»
Вся семья Мелеховых оказалась на перекрестке больших исторических событий. Но мысль о родном доме жива и в душах представителей младшего поколения этой семьи.
Кровную связь с родным домом, родной землей ощущает Григорий Мелехов. Страстно любя Аксинью, на ее предложение уйти, все бросить, он отвечает отказом. Лишь позже он решается уйти, да и то недалеко, за пределы хутора. Родной дом и мирный труд видятся ему главными ценностями жизни. На войне, проливая кровь, он мечтает о том, как будет готовиться к севу, и от этих мыслей у него теплеет на душе.
Тесно связана с домом Мелеховых и Наталья. Даже поняв, что она нелюбима, даже зная, что Григорий с Аксиньей, она остается в доме свекра и свекрови. Инстинктивно она понимает, что только здесь, в доме мужа, она может его дождаться и начать с ним новую счастливую жизнь. И, возможно, именно потому с самого начала обречена любовь Аксиньи и Григория, что она бездомна. Они встречаются вне дома, вне установленных обычаев. И для того, чтобы быть вместе, им обоим необходимо уйти из дома. Глубоко символично, что Аксинья умирает в дороге, а Григорий в финале романа оказывается перед родным домом, с сыном на руках. И это оказывается его единственным спасением и надеждой уцелеть в рушащемся раскалывающемся на части мире.
Человек для М. Шолохова — самое ценное, что есть на нашей планете, а самое важное, что помогает формированию души человека, — это его дом, в котором он родился, вырос, где его всегда будут ждать и любить и куда он обязательно вернется.
Источник