Дом пашкова в москве кто построил
Московские легенды. Дом Пашкова
Здание это было построено в 1784–87 гг. для преуспевающего торговца землей и недвижимостью Петра Егоровича Пашкова, бывшего капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка, дворянина не очень знатного происхождения. Его отец был денщиком Петра Великого.
Предположительно его архитектором считают крупнейшего русского зодчего В.И. Баженова. Первоначальный цвет стен здания, согласно некоторым источникам, был оранжевый.
Существует старая легенда, что дом построен задом наперед. Фасад, обращенный к Кремлю, это задний фасад дома, а вход в него – с другой стороны, со Старо-Ваганьковского переулка. Легенда гласит, что Баженов, обиженный на Екатерину Вторую, которая в 1785 году повелела прекратить баженовские работы в Царицыно, построил дом таким образом, чтобы он задом смотрел на Кремль и его обитателей.
Но всё это очень маловероятно. Прежде всего потому, что в 1785-ом году дом уже вовсю строился, то есть, спроектировано здание было раньше, чем Екатерина нанесла обиду великому зодчему.
«Не знаю, носил ли он в народе особую кличку, но дети прозвали его волшебным замком — писал П.А. Вяземский. — На горе, красивый и величавый, с бельведером, с садом на улицу, а в саду фонтаны, пруды, лебеди, павлины и заморские птицы; по праздникам играл в саду домашний оркестр. Как, бывало, ни идешь мимо дома, так и прильнешь к железной решетке; глазеешь и любуешься; и всегда решетка унизана детьми и простым народом».
Начало изменений баженовского облика здания было положено императором Павлом: по его приказанию с купола была снята венчавшая его статуя Минервы (или Марса), служившая символом побед царствования его матери.
В 1812 г. дом был уничтожен пожаром, а затем восстановлен. Архитекторы пытались восстановить дом по изображениям XVIII в. таким, каким он был создан изначально, однако детали оформления стали другими или вообще не были восстановлены.
Пашковы владели домом до 1831-го года. Кто владел домом следующие восемь лет, неизвестно, но кто-то владел точно, не мог же такой дворец стоять без хозяина. А в 1839-ом году Пашков дом был выкуплен казной.
Первоначально здесь был открыт Дворянский институт при императоре Николае I. Потом, в 1852-ом году здесь разместилась Четвертая мужская московская гимназия. Но надо сказать, что для гимназии это здание уж слишком роскошно.
И в 1863-ем году, уже в царствование государя Александра Николаевича, в этом здании открылась Румянцевская библиотека, и Румянцевский музей. Николай Петрович Румянцев, сын Петра Румянцева-Задунайского, фаворита Екатерины Второй, генерал-фельдмаршала, был страстным коллекционером и чего только не собирал.
У него были коллекции по нумизматике, этнографии, минералогические, предметы искусства, кроме того у него была богатая библиотека. Со временем Румянцев делает свой музей общедоступным, и библиотеку тоже. В 1863-ем году сюда начали приходить люди.
Император Александр II очень это поощрял, и даже подарил музею знаменитую картину А.А. Иванова «Явление Христа народу», которая когда-то демонстрировалась именно здесь, и для которой был оборудован специальный «Ивановский зал».
Кроме того, император высочайше повелел, чтобы экземпляр каждой изданной в России книги обязательно доставлялся в Румянцевскую библиотеку. Так началось формирование того уникального книгохранилища, которое при СССР носило название «Библиотека имени Ленина», а сейчас называется «Российская государственная библиотека».
Ну и закончим, конечно, Булгаковым. «На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев».
Далее, как мы помним, главные герои покидают этот искаженный мир со всеми его смещенными понятиями, и перемещаются в мир правильный, в котором добро и зло не противодействуют, а сотрудничают.
Другие московские легенды:
Голосов овраг
Подземелья в Коломенском
Меншикова башня
Усадьба колдуна Брюса «Глинки»
Дом колдуна Брюса
Сухарева башня
Дом Пашкова
Дом Стахеева
Источник
Дом Пашкова в Москве. Подробная информация: расписание, фото, адрес и т. д. на официальном сайте Культура.РФ
Дом Пашкова, изящнейший памятник классицизма, построенный на Ваганьковском холме с видом на Кремль, без сомнения, одно из самых красивых зданий Москвы.
Загадки дома Пашкова
Многое, связанное с этим зданием, где сегодня располагаются научные отделы Российской государственной библиотеки, покрыто флером таинственности. Хотя бы тот факт, что во всех путеводителях автором этого великолепного особняка, построенного в 1784–1786 годах, указан архитектор Василий Баженов, а никаких документальных свидетельств этому нет. Не зря именно на крышу Пашкова дома отправил Булгаков своего Воланда.
Итог споров вокруг особняка в свое время так охарактеризовал И.Э. Грабарь: «Пашков дом – одна из тех замечательных удач, которые даются не сразу и не одному мастеру, а являются результатом комбинированных творческих усилий нескольких, иногда многих мастеров… Никто не знает единственного автора Пашкова дома!» Возможно, Василия Баженова могли пригласить строить особняк в ту пору, когда великий зодчий был в опале (из-за неудачи со строительством Царицынского дворца, который забраковала императрица Екатерина), и его участие не предавалось огласке.
Да и по поводу истории самого Ваганьковского холма есть различные сведения: и что он был святым местом древних славян, и что использовался для захоронений (во дворе дома Пашкова дома сотрудники Ленинской библиотеки порой наталкивались на чьи-то древние останки), в XV веке здесь был дворец Софьи Витовтовны, жены Василия I. Потом местом заинтересовался Иван Грозный, построив неподалеку Опричный дворец. Есть мнение, что под холмом существует целая цепь галерей, ведущих в подземную древнюю Москву, где, согласно преданиям, спрятана библиотека Ивана Грозного. В петровскую эпоху на Ваганьковском холме появляется один из дворцов князя Меншикова.
А в 1783 году московский генерал-губернатор Чернышов передал участок на Ваганьковском холме и стоявший там дом в вечное и потомственное владение Петру Пашкову. Последний – фигура прелюбопытнейшая, хоть и мало изученная. Петр Егорович Пашков служил в Семеновском полку и, дослужившись до капитан-поручика, вышел в отставку. Его отец, бывший денщик Петра I, отойдя в итоге дворцовых интриг от дел, уже при Екатерине I был выслан из Москвы и стал сначала воронежским вице-губернатором, потом астраханским губернатором, но реально губерниями не управлял. Хотя и сколотил большое состояние, которое и оставил своему сыну. Петр капитал многократно увеличил, став винным откупщиком. Его называли «первый российский водочный король». Вот этот «король» и возвел один из самых роскошных в Москве дворцов с парком, фонтанами, скульптурами и павлинами.
Правда, через какое-то время Петр Пашков запутался в долгах (вызванных махинациями вокруг поставок водки) и передал свой особняк вместе с долгами двоюродному брату Александру Ильичу Пашкову. Новый хозяин быстро поправил дела выгодной женитьбой на наследнице медных рудников и нескольких уральских заводов. По прихоти жены Александр Ильич построил рядом на Моховой новый «дом Пашкова» – усадьбу для балов и театральных представлений, которую ныне занимает Аудиторный корпус Московского университета, а ее флигель – университетская церковь.
В 1812 году во время страшного московского пожара дом сильно пострадал, а главное, сгорел архив Пашкова (где, в частности, содержались сведения о строительстве здания). Восстанавливал дом уже Осип Бове и другие архитекторы.
Значительную часть средств, хотя здание было частным, выделила на его восстановление казна, так как дом был уже лицом столицы. Поэт Михаил Веневитинов назвал его «самым изящнейшим зданием во всей России». В 1839 году городская казна приобрела дом у обедневших наследников Пашкова. В нем разместили сначала Дворянский институт, а затем городскую гимназию.
Московский публичный и Румянцевский музеи
В мае 1862 года в Доме Пашкова обосновались Московский публичный и Румянцевский музеумы. В основу их легли собрание Московского университета, переехавшая из Санкт-Петербурга коллекция и библиотека графа Николая Румянцева. Московский публичный и Румянцевский музеи включали в себя, кроме библиотеки, отделения рукописей, редких книг, христианских и русских древностей, отделения изящных искусств, этнографическое, нумизматическое, археологическое, минералогическое.
Императорская семья преподнесла в дар музею часть своих личных библиотек, произведения декоративно-прикладного искусства и живописи, в том числе и картину «Явление Христа народу» Александра Иванова.
В 1870 году тогдашний директор музеев Василий Дашков, обеспокоенный плачевным состоянием здания музея, сообщал министру народного просвещения, что выделенных денег не хватает и он «вынужден был по недостатку каких-либо денежных средств обратиться к частному содействию в лице купца А. Захарова». На деньги мецената отремонтировали фасады Пашкова дома и построили казармы для служителей, помещения для канцелярии и квартиры смотрителя музеев. В 1925–1927 годах реставрацию Пашкова дома проводили несколько архитекторов, в том числе и Алексей Щусев.
Пашков дом в советское время
В 30-е годы в связи с расширением Моховой улицы снесли ограду и вырубили сад, а Виталий Долганов (автор смотровой площадки на Воробьевых горах) соорудил монументальную лестницу, спускающуюся к Моховой. Вместо герба Пашкова, украшавшего здание, появились серп и молот. Внутренняя планировка из-за многочисленных ремонтов менялась еще радикальнее.
В 1986 году чуть не случилась катастрофа: в результате строительства станции метро «Боровицкая» осел фундамент и треснули перекрытия. Реставрация, начавшаяся практически сразу, затянулась и остановилась в середине 90-х из-за отсутствия финансирования. Дом оказался на грани разрушения. Только в 2003 году были наконец найдены средства, и четыре года спустя Российская государственная библиотека получила символический ключ от Дома Пашкова. Сегодня в Доме Пашкова работает три библиотечных отдела: научно-исследовательский отдел рукописей, отдел нотных изданий и звукозаписей, отдел картографии. А в парадном зале (культурно-выставочный центр) регулярно проходят международные конференции, вернисажи, презентации книг, церемонии вручения литературных премий.
Источник
История Пашкова дома
Тайна создателя
С полной уверенностью нельзя сказать, кто же построил настоящий дворец для разбогатевшего сына денщика Петра I. Петр Пашков, как считает большинство искусствоведов, поручил строительство дома Василию Баженову, однако никаких документальных свидетельств этому нет. Судьба Баженова как архитектора была вообще довольно странной: Василий Иванович попал в немилость к императрице Екатерине Великой, которая каждый раз без объяснения причин отстраняла его от строительства. Вероятно, именно поэтому Пашков нанял Баженова тайно, несмотря на запрет императрицы. Так на Ваганьковском холме в непосредственной близости от Кремля вырос великолепный дворец, получивший название в честь своего первого хозяина. Кстати, существует даже и такая версия, что Баженов из-за обид на Екатерину повернул дом задом к Кремлю.
Пашков дом, картина XIX века. (wikipedia.org)
Пашков дом, кстати, стал первым светским зданием в Москве, из окон которого можно было смотреть на постройки Кремля не снизу вверх. Немецкий путешественник Иоганн Рихтер в своих мемуарах со вкусом описывал владение: «Внизу два каменных бассейна с фонтанами в средине. От улицы дом отделяется решеткою чудного узора. Сад, как и пруд, кишит иноземными редкими птицами. Китайские гуси, разных пород попугаи, белые и пестрые павлины находятся здесь на свободе или висят в дорогих клетках. Эти редкости вместе с общей красотой этого дома привлекают сюда по воскресеньям и праздничным дням многочисленные толпы народа».
План дома Пашкова. (wikipedia.org)
Перед фасадом на Моховой Пашков разбил сад с террасными лестницами, скульптурой, фонтанами, спускавшимися к набережной. Также при Пашкове бельведер дворца был украшен статуей Марса, а на центральном портике был расположен герб семьи. У горожан дом вызывал неподдельное удивление: до сих пор дом Пашкова считается одним из самых красивых зданий Москвы.
Пашков дом. Ж. Делабарт. Литография, XVIII в. (wikipedia.org)
После пожара
Дом Пашкова очень сильно пострадал во время нашествия Наполеона: полностью сгорел деревянный бельведер и галереи. С 1815 по 1818 год прежний облик дома восстанавливал известный архитектор Осип Бове. В 1839 году наследники Пашкова разорились, тогда казна выкупила у них дом для Университетского дворянского института, в с 1853 года тут размещалась московская 4-я гимназия.
Пашков дом. (wikipedia.org)
В 1831 году в Петербурге был создан музей на основе коллекций и библиотеки графа Румянцева. Однако из-за того, что государство не оказывало ему достаточной материальной поддержки, в скором времени появилась идея о переносе музея в Москву. И вот в мае 1862 года в Доме Пашкова распахнули двери Московский публичный и Румянцевский музеи. В этом же году здесь начала работу и Румянцевская публичная библиотека, одним из читателей которой в течение сорока лет был Лев Толстой. В честь такого торжества императорская семья подарила музею настоящую драгоценность — «Явление Христа народу» Александра Иванова.
Библиотека
Румянцевский музей. (wikipedia.org)
После революции коллекции музея были разделены между российским музеям, в здании же осталась только публичная библиотека, открытая в 1862 году — будущая Государственная Российская библиотека. Она не только получала обязательный экземпляр всех печатавшихся книг, но и хранила запрещенные цензурой издания.
Пашков дом. (wikipedia.org)
Руководство СССР в доме Пашкова разместило отдел редких рукописей Публичной библиотеки СССР им. В. И. Ленина, открывшийся в 1921 году. До сих пор это здание используется в тех же целях: сегодня дом Пашкова входит в комплекс зданий Российской государственной библиотеки. В настоящее время в нем расположены нотно-музыкальный отдел и отдел рукописей.
Источник
Архитектор Василий Баженов: Михайловский замок, дом Пашкова, ансамбль в Царицыно, храм в Быково.
Работы архитектора Василия Баженова — одна из загадок в истории русского искусства. Строил он много, выполнял заказы преимущественно императорской семьи, а достоверно исследователи знают всего несколько зданий его авторства. «Культура.РФ» вспомнила пять знаковых построек архитектора Баженова в Москве и Петербурге.
Большой Кремлевский дворец
Карл Лопяло. Вид Большого Кремлевского дворца В.И. Баженова. Реконструкция. XX век
Большой Кремлевский дворец Василия Баженова считается одним из самых величественных архитектурных проектов эпохи классицизма. Еще в 1769 году Екатерина Вторая обратила внимание на то, что Кремль стал ветшать, и поручила Баженову создать проект глобальной перепланировки. С одной стороны, архитектор должен был сохранить все древние постройки, а с другой — сделать Кремль более европейским: с площадями и прямыми улицами.
Василий Баженов предложил построить огромный дворец на территории всего Кремля, в который будут включены все памятники архитектуры. Длина его фасада должна была составить 639 метров. В четырех этажах здания планировались парадные императорские залы, а также ряд служебных помещений. Такой проект требовал немалых жертв — была разобрана часть кремлевской стены, разрушены находящиеся на территории монастырские подворья, галерея Оружейной палаты и ряд других построек. Когда же в 1773 году началось строительство, обнаружилось, что не выдержал грунт возле Архангельского собора и храм стал давать трещины. Работы были прекращены, а разобранная крепостная стена восстановлена. Монументальный проект Баженова так и остался на бумаге и в виде деревянной модели, которую сегодня можно увидеть в Музее архитектуры имени А.В. Щусева.
Дворцово-парковый ансамбль в Царицыно
Фотография: Елена Коромыслова / фотобанк «Лори»
Начиналось все как нельзя лучше: заказ на ансамбль в Царицыно поступил от самой Екатерины II. Архитектор Баженов спроектировал пейзажный парк и дворцовый комплекс в необычном для того времени «готическом» стиле. Он и материалы для строительства выбрал нетипичные. Архитектор отказался от использования штукатурки, предпочтя необработанный красный кирпич и белый камень. По плану Баженова в усадьбе должны были появиться дворцы для Екатерины II и великого князя Павла Петровича, окруженные постройками для придворной знати, декоративными павильонами и мостами.
Архитектор настолько «болел» этим проектом, что, когда в казне не стало хватать денег на грандиозное строительство, он вложил в здание свои средства и даже продал дом. Когда деньги закончились, архитектор залез в огромные долги и разорился.
Екатерина II не оценила его старания. Императрица сказала, что деньги были потрачены впустую: потолки дворца ей показались тяжелыми, лестницы узкими, комнаты тесными. Работу над своей резиденцией она передала Матвею Казакову. Но тот тоже не смог закончить строительство. Со временем парк и дворец стали приходить в запустение, и только в начале XXI века усадьба была реконструирована.
Владимирская церковь в Быково
Фотография: lana1501 / фотобанк «Лори»
Храм в Быково был построен по заказу владельца усадьбы — Михаила Измайлова. Архитектор Баженов на месте старой деревянной церкви возвел белокаменный готический храм с башенками, богато украшенный скульптурой. Его облик был нетипичным для российской архитектуры в целом и для церковной в частности. Необычной была и форма здания — овальная.
Можно сказать, что это был даже не один храм, а два. Церковь была двухэтажной: верхний этаж, освященный в честь иконы Владимирской Божьей Матери, использовался для богослужений летом, а нижний храм Рождества Христова — для служб зимой. В советское время в здании находилась швейная фабрика, а сегодня храм снова принадлежит Русской православной церкви.
Михайловский замок
Фотография: Александр Алексеев / фотобанк «Лори»
Проект Михайловского замка придумал лично Павел I, а детально разработал его любимый архитектор императора — Василий Баженов. Однако непосредственно строительством руководил уже Винченцо Бренна.
Замок был построен там, где когда-то родился Павел I — на месте снесенного Летнего дворца Елизаветы I. Напоминающий средневековую крепость дворец возвели на искусственном острове, со всех сторон окруженном водой, — попасть в замок можно было только по охраняемым мостам. Все фасады здания отличаются друг от друга. Особо торжественно выглядит главный фасад, украшенный барельефом «История заносит на свои скрижали славу России». Среди других петербургских построек того времени замок выделялся и цветом. Необычный розовато-оранжевый оттенок выбрал сам Павел I — по легенде, впечатлила его перчатка одной из фрейлин. В XIX веке во дворце находилось Инженерное училище. Сегодня Михайловский замок — филиал Государственного Русского музея.
Дом Пашкова
Фотография: lana1501 / фотобанк «Лори»
Дом капитана-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Пашкова Михаил Булгаков в «Мастере и Маргарите» называл одним из самых красивых особняков в Москве. Исследователи долгое время спорили, кто являлся автором здания. В числе версий — Матвей Казаков и Никола Легран, однако наиболее вероятно, что дом Пашкова построил Василий Баженов.
Архитектор спроектировал типичную городскую усадьбу — центральный корпус с двумя боковыми флигелями и открытым в сторону въезда парадным двором. При этом Баженов придумал оригинальный ход — сам въезд он расположил сбоку, в переулке, а не со стороны главного фасада.
Согласно некоторым источникам, изначально особняк был оранжевого цвета и его купол венчала римская статуя. Однако сегодня мы видим не совсем тот Пашков дом, что построил Баженов: здание сильно пострадало после московского пожара 1812 года. Во время реставрации архитектор Осип Бове отказался от использовании статуи, заменил коринфские колонны на ионические и перекрасил здание в белый. В разное время в доме Пашкова находились Московский дворянский институт, Четвертая городская гимназия, Румянцевский музей. Сегодня здание принадлежит Российской государственной библиотеке. Там хранятся рукописи, ноты и картографические издания.
Источник