Дом пашкова в москве построил архитектор
Московские легенды. Дом Пашкова
Пашков дом находится в самом центре Москвы, на Ваганьковском холме, напротив московского Кремля. Стоящий высоко, вровень с Боровицким холмом и Кремлем, дом имеет своего рода мифологию: в соответствии с ней он является как бы архитектурным архетипом независимости, фронды и дворянской вольности, противостоящим Кремлю.
Здание это было построено в 1784–87 гг. для преуспевающего торговца землей и недвижимостью Петра Егоровича Пашкова, бывшего капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка, дворянина не очень знатного происхождения. Его отец был денщиком Петра Великого.
Предположительно его архитектором считают крупнейшего русского зодчего В.И. Баженова. Первоначальный цвет стен здания, согласно некоторым источникам, был оранжевый.
Существует старая легенда, что дом построен задом наперед. Фасад, обращенный к Кремлю, это задний фасад дома, а вход в него – с другой стороны, со Старо-Ваганьковского переулка. Легенда гласит, что Баженов, обиженный на Екатерину Вторую, которая в 1785 году повелела прекратить баженовские работы в Царицыно, построил дом таким образом, чтобы он задом смотрел на Кремль и его обитателей.
Но всё это очень маловероятно. Прежде всего потому, что в 1785-ом году дом уже вовсю строился, то есть, спроектировано здание было раньше, чем Екатерина нанесла обиду великому зодчему.
«Не знаю, носил ли он в народе особую кличку, но дети прозвали его волшебным замком — писал П.А. Вяземский. — На горе, красивый и величавый, с бельведером, с садом на улицу, а в саду фонтаны, пруды, лебеди, павлины и заморские птицы; по праздникам играл в саду домашний оркестр. Как, бывало, ни идешь мимо дома, так и прильнешь к железной решетке; глазеешь и любуешься; и всегда решетка унизана детьми и простым народом».
Начало изменений баженовского облика здания было положено императором Павлом: по его приказанию с купола была снята венчавшая его статуя Минервы (или Марса), служившая символом побед царствования его матери.
В 1812 г. дом был уничтожен пожаром, а затем восстановлен. Архитекторы пытались восстановить дом по изображениям XVIII в. таким, каким он был создан изначально, однако детали оформления стали другими или вообще не были восстановлены.
Пашковы владели домом до 1831-го года. Кто владел домом следующие восемь лет, неизвестно, но кто-то владел точно, не мог же такой дворец стоять без хозяина. А в 1839-ом году Пашков дом был выкуплен казной.
Первоначально здесь был открыт Дворянский институт при императоре Николае I. Потом, в 1852-ом году здесь разместилась Четвертая мужская московская гимназия. Но надо сказать, что для гимназии это здание уж слишком роскошно.
И в 1863-ем году, уже в царствование государя Александра Николаевича, в этом здании открылась Румянцевская библиотека, и Румянцевский музей. Николай Петрович Румянцев, сын Петра Румянцева-Задунайского, фаворита Екатерины Второй, генерал-фельдмаршала, был страстным коллекционером и чего только не собирал.
У него были коллекции по нумизматике, этнографии, минералогические, предметы искусства, кроме того у него была богатая библиотека. Со временем Румянцев делает свой музей общедоступным, и библиотеку тоже. В 1863-ем году сюда начали приходить люди.
Император Александр II очень это поощрял, и даже подарил музею знаменитую картину А.А. Иванова «Явление Христа народу», которая когда-то демонстрировалась именно здесь, и для которой был оборудован специальный «Ивановский зал».
Кроме того, император высочайше повелел, чтобы экземпляр каждой изданной в России книги обязательно доставлялся в Румянцевскую библиотеку. Так началось формирование того уникального книгохранилища, которое при СССР носило название «Библиотека имени Ленина», а сейчас называется «Российская государственная библиотека».
Ну и закончим, конечно, Булгаковым. «На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев».
Далее, как мы помним, главные герои покидают этот искаженный мир со всеми его смещенными понятиями, и перемещаются в мир правильный, в котором добро и зло не противодействуют, а сотрудничают.
Другие московские легенды:
Голосов овраг
Подземелья в Коломенском
Меншикова башня
Усадьба колдуна Брюса «Глинки»
Дом колдуна Брюса
Сухарева башня
Дом Пашкова
Дом Стахеева
Источник
Архитектор Василий Баженов: Михайловский замок, дом Пашкова, ансамбль в Царицыно, храм в Быково.
Работы архитектора Василия Баженова — одна из загадок в истории русского искусства. Строил он много, выполнял заказы преимущественно императорской семьи, а достоверно исследователи знают всего несколько зданий его авторства. «Культура.РФ» вспомнила пять знаковых построек архитектора Баженова в Москве и Петербурге.
Большой Кремлевский дворец
Карл Лопяло. Вид Большого Кремлевского дворца В.И. Баженова. Реконструкция. XX век
Большой Кремлевский дворец Василия Баженова считается одним из самых величественных архитектурных проектов эпохи классицизма. Еще в 1769 году Екатерина Вторая обратила внимание на то, что Кремль стал ветшать, и поручила Баженову создать проект глобальной перепланировки. С одной стороны, архитектор должен был сохранить все древние постройки, а с другой — сделать Кремль более европейским: с площадями и прямыми улицами.
Василий Баженов предложил построить огромный дворец на территории всего Кремля, в который будут включены все памятники архитектуры. Длина его фасада должна была составить 639 метров. В четырех этажах здания планировались парадные императорские залы, а также ряд служебных помещений. Такой проект требовал немалых жертв — была разобрана часть кремлевской стены, разрушены находящиеся на территории монастырские подворья, галерея Оружейной палаты и ряд других построек. Когда же в 1773 году началось строительство, обнаружилось, что не выдержал грунт возле Архангельского собора и храм стал давать трещины. Работы были прекращены, а разобранная крепостная стена восстановлена. Монументальный проект Баженова так и остался на бумаге и в виде деревянной модели, которую сегодня можно увидеть в Музее архитектуры имени А.В. Щусева.
Дворцово-парковый ансамбль в Царицыно
Фотография: Елена Коромыслова / фотобанк «Лори»
Начиналось все как нельзя лучше: заказ на ансамбль в Царицыно поступил от самой Екатерины II. Архитектор Баженов спроектировал пейзажный парк и дворцовый комплекс в необычном для того времени «готическом» стиле. Он и материалы для строительства выбрал нетипичные. Архитектор отказался от использования штукатурки, предпочтя необработанный красный кирпич и белый камень. По плану Баженова в усадьбе должны были появиться дворцы для Екатерины II и великого князя Павла Петровича, окруженные постройками для придворной знати, декоративными павильонами и мостами.
Архитектор настолько «болел» этим проектом, что, когда в казне не стало хватать денег на грандиозное строительство, он вложил в здание свои средства и даже продал дом. Когда деньги закончились, архитектор залез в огромные долги и разорился.
Екатерина II не оценила его старания. Императрица сказала, что деньги были потрачены впустую: потолки дворца ей показались тяжелыми, лестницы узкими, комнаты тесными. Работу над своей резиденцией она передала Матвею Казакову. Но тот тоже не смог закончить строительство. Со временем парк и дворец стали приходить в запустение, и только в начале XXI века усадьба была реконструирована.
Владимирская церковь в Быково
Фотография: lana1501 / фотобанк «Лори»
Храм в Быково был построен по заказу владельца усадьбы — Михаила Измайлова. Архитектор Баженов на месте старой деревянной церкви возвел белокаменный готический храм с башенками, богато украшенный скульптурой. Его облик был нетипичным для российской архитектуры в целом и для церковной в частности. Необычной была и форма здания — овальная.
Можно сказать, что это был даже не один храм, а два. Церковь была двухэтажной: верхний этаж, освященный в честь иконы Владимирской Божьей Матери, использовался для богослужений летом, а нижний храм Рождества Христова — для служб зимой. В советское время в здании находилась швейная фабрика, а сегодня храм снова принадлежит Русской православной церкви.
Михайловский замок
Фотография: Александр Алексеев / фотобанк «Лори»
Проект Михайловского замка придумал лично Павел I, а детально разработал его любимый архитектор императора — Василий Баженов. Однако непосредственно строительством руководил уже Винченцо Бренна.
Замок был построен там, где когда-то родился Павел I — на месте снесенного Летнего дворца Елизаветы I. Напоминающий средневековую крепость дворец возвели на искусственном острове, со всех сторон окруженном водой, — попасть в замок можно было только по охраняемым мостам. Все фасады здания отличаются друг от друга. Особо торжественно выглядит главный фасад, украшенный барельефом «История заносит на свои скрижали славу России». Среди других петербургских построек того времени замок выделялся и цветом. Необычный розовато-оранжевый оттенок выбрал сам Павел I — по легенде, впечатлила его перчатка одной из фрейлин. В XIX веке во дворце находилось Инженерное училище. Сегодня Михайловский замок — филиал Государственного Русского музея.
Дом Пашкова
Фотография: lana1501 / фотобанк «Лори»
Дом капитана-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Пашкова Михаил Булгаков в «Мастере и Маргарите» называл одним из самых красивых особняков в Москве. Исследователи долгое время спорили, кто являлся автором здания. В числе версий — Матвей Казаков и Никола Легран, однако наиболее вероятно, что дом Пашкова построил Василий Баженов.
Архитектор спроектировал типичную городскую усадьбу — центральный корпус с двумя боковыми флигелями и открытым в сторону въезда парадным двором. При этом Баженов придумал оригинальный ход — сам въезд он расположил сбоку, в переулке, а не со стороны главного фасада.
Согласно некоторым источникам, изначально особняк был оранжевого цвета и его купол венчала римская статуя. Однако сегодня мы видим не совсем тот Пашков дом, что построил Баженов: здание сильно пострадало после московского пожара 1812 года. Во время реставрации архитектор Осип Бове отказался от использовании статуи, заменил коринфские колонны на ионические и перекрасил здание в белый. В разное время в доме Пашкова находились Московский дворянский институт, Четвертая городская гимназия, Румянцевский музей. Сегодня здание принадлежит Российской государственной библиотеке. Там хранятся рукописи, ноты и картографические издания.
Источник
Дом Пашкова в Москве. Архитектура и дизайн интерьера — Журнал по дизайну и культуре
Пашков дом. Ж.Делабарт. Литография, XVIII в.
Дом Пашкова — одно из красивейших зданий Москвы. Глаз легко воспринимает ясное деление строения на части: высокий центральный корпус, увенчанный бельведером, и два симметрично расположенных флигеля в виде небольших павильонов. Четко очерченный в пространстве блок центрального корпуса выделяется не только размерами его главенствующее значение подчеркнуто поднятым на высоту второго этажа четырехколонным коринфским портиком, над которым когда-то размещался герб владельцев усадьбы. Этот портик и является смысловым центром архитектурной композиции. Боковые флигели, украшенные изящными портиками ионического ордера, наклонными линиями своих фронтонов, как будто, указывают взгляду направление все на тот же композиционный центр. Все части здания покоряют гармонией форм и архитектурным единством.
Пашков дом. Открытка начала XX в.
Спроектировал и построил Дом Пашкова в 1784 – 1786 годах выдающийся архитектор Василий Иванович Баженов.
Величественный облик созданной усадьбы поразил московских жителей. Толпами стекались они полюбоваться на строгие и одновременно изящные формы колонн и пилястров, на украшенные львиными масками и гирляндами обрамления окон, на легкую ротонду бельведера. Много похвал вызывал и сад, разбитый на склоне холма, обращенном к реке Неглинной (в 20-х годах XIX века заключенной в подземный канал) и Кремлю. Сквозь кованую железную решетку с висячими гирляндами, отделяющую сад от Моховой улицы виднелись пруды, фонтаны и статуи, вдоль дорожек росли экзотические деревья и редкостные цветы.
Дом Пашкова. Фрагмент Ворот.
Вход в усадьбу Дома Пашкова Баженов расположил со стороны переулка и отметил его оригинальными коваными воротами в форме триумфальной арки, которую И.Э.Грабарь назвал “сонетом гирлянде”. Действительно, две гигантские гирлянды лавровых листьев, вытесанные из белого камня, были наложены прямо на арочный проем. Они стали лейтмотивом декоративного убранства всей усадьбы. Войдя в ворота, зритель сначала оказывался в расширяющемся проходе между двумя невысокими стенами. Еще несколько шагов, и прямо напротив главного входа в дом Пашкова открывался парадный двор. Здесь особенно ощутимо ступенчатое нарастание высот сооружений ансамбля: от невысокой ограды к симметрично стоящим по сторонам хозяйственным постройкам (слева бывшая конюшня, справа манеж), от них к крайним флигелям главного дома и далее, через одноэтажные соединительные галереи, к центральному корпусу, завершенному бельведером. Весь цельный и гармоничный архитектурный ансамбль легко охватывается глазом.
Пашков дом. Фасад со стороны Староваганьковского пер.
С именем Баженова связывают становление архитектурного стиля русского классицизма.
В то же время, зодчий хорошо знал и любил памятники старой Москвы, в результате чего, в его творчестве органично соединились достижения архитектуры Западной Европы с традициями древнерусского зодчества. Создавая городскую усадьбу для отставного поручика гвардии П.Е.Пашкова, Баженов воспроизвел в классических архитектурных формах композицию высоких хором с теремом и гульбищами, которые действительно располагались на этом месте и хорошо видны на панораме Москвы 1714 года. Возможно даже, что, в какой-то мере, архитектор использовал старые фундаменты и включил их в нижние части своей постройки.
Национальные истоки творчества Баженова сказались и в связях дома Пашкова с окружающими его памятниками древнерусского зодчества. На первый взгляд, здание совершенно самостоятельно и не связано с соседними постройками. Его фасад со стороны Моховой улицы, по существу своему не главный, а садовый, архитектор сумел наделить особыми качествами, поскольку именно этот фасад обращен к городу. Центральный корпус, соединительные галереи и боковые флигели вытянуты в одну линию, за пределы которой выступают только четырехколонные портики. Такую композицию называют фронтальной. Она не случайно напоминает композицию расположенной напротив западной стены Кремля, за пределы которой выступают лишь башни. Внутреннее родство двух памятников дополняется и тем, что фасад дома Пашкова строго параллелен кремлевской стене, и оба сооружения изначально создавали монументальное обрамление долины реки Неглинной (которая когда-то заметно расширялась здесь, перед тем как повернуть к Москве-реке).
В древнерусской архитектуре (в особенности, к концу XVII началу XVIII века) были распространены, так называемые, ярусные композиции – башнеобразные строения, составленные из отдельных уменьшающихся к верху частей. Такую форму имели многие колокольни, а также завершения крепостных башен. В Московском Кремле наиболее последовательно ярусный принцип использован в Боровицкой башне, напротив которой как раз и был выстроен центральный корпус дома Пашкова. В композиции баженовского творения также использован принцип ярусной композиции, только реализован он средствами классической архитектуры. Общий силуэт дома Пашкова ступенчатый. Высота зданий нарастает постепенно от одноэтажных галерей к центральному корпусу и затем, через основание круглой смотровой площадки, к бельведеру и его завершению. Также, своеобразный ряд ярусов образуют: цоколь главного портика, сам портик и расположенный над ним бельведер. Тот же принцип подчеркивают стоящие на уровне первого этажа колонны флигелей, поднятые на высоту второго этажа колонны центрального портика и находящиеся еще выше колонны бельведера. Также, первоначальное (лишь частично дошедшее до нашего времени) скульптурное убранство здания подчинялось схеме пространственной пирамиды. Не вызывает сомнения, что Баженов сознательно применял энергичные ритмы восходящих форм, стремясь к созданию гармоничного ансамбля с окружающими усадьбу сооружениями древней Москвы.
За свою более чем 200-летнюю историю дом Пашкова не раз менял владельцев, использовался по-разному.
Во время пожара Москвы 1812 года он сильно пострадал: выгорело все внутреннее убранство, оказались уничтоженными кровля и бельведер. Тогда же, сгорел семейный архив ПашковыхАпраксиных, с которым, очевидно, погибли проектные чертежи Баженова. Восстановление дома растянулось на долгие годы: еще в начале 1830-х годов дворец не был восстановлен. После ремонтных работ облик памятника несколько изменился. Вновь выстроенный бельведер (возможно, по проекту О.И.Бове) заметно меньше первоначального, который был окружен свободно стоящими колоннами с пышными коринфскими капителями, а его высокая кровля в форме балдахина служила постаментом для аллегорической скульптуры. В сочетании с гербом Пашковых он образовывал торжественное завершение силуэта дворца. Новый бельведер выглядел гораздо скромнее. Его невысокие ионические колонны, почти прижатые к стене, измельченные детали карниза, менее выразительные очертания кровли все обнаруживает вкусы иного времени, характерные для эпохи позднего классицизма.
В 1845 году дом Пашкова был приобретен казной для Дворянского института при Московском университете.
С этого момента начался новый этап его истории уже в качестве общественного здания. Некоторое время здесь находилась гимназия, а с 1861 года здание приспособили чтобы разместить в нем Московский публичный и Румянцевский музеи. В основу музейных собраний были положены коллекции произведений искусств и библиотека, переданные государству графом Н.П.Румянцевым. В центральном корпусе поместили картины русских и иностранных художников, во флигелях различные отделы музеев, прежний манеж приспособили под читальный зал, а в переделанном корпусе конюшни расположился этнографический музей.
Пашков дом. Вид из Александровского Сада. 2007 г.
И позже, не раз предпринимались переделки внутри отдельных зданий, завершившиеся в 1913 – 1915 годах капитальной перестройкой внутренних помещений центрального корпуса, когда по проекту Л.Н.Шевякова здесь был создан просторный двусветный читальный зал. С течением времени значение библиотеки музея лишь возрастало. По мере увеличения книжных фондов требовались все новые помещения для хранения, необходимо было расширять читальные залы.
После революции было принято решение передать музейные коллекции дома Пашкова другим учреждениям, прежде всего – Историческому музею и Третьяковской галерее. В зданиях бывшего дома Пашкова осталась только библиотека, превратившаяся к тому времени в одно из крупнейших книжных собраний в мире. После возведения нового комплекса зданий Государственной библиотеки, корпуса бывшей усадьбы Пашкова оказались включенными в новый архитектурный ансамбль, протянувшийся вдоль Моховой улицы от Воздвиженки до Знаменки. В связи с расширением Моховой улицы в 1930-х годах была снята ограда усадебного сада, выровнены склоны холма, а перед выступающим портиком центрального корпуса устроена полукруглая терраса с балюстрадой, охваченная с двух сторон лестничными спусками. Работы были выполнены по проекту архитектора В.И.Долганова.
Пашков дом. Центральный корпус c лестницей Долганова. Вид с Моховой ул.
Вобрав в себя опыт предшествующего развития архитектуры, дом Пашкова принадлежит создавшей его эпохе. В то же время, он прошел путь от дворца и частной усадьбы, до хранилища культурных традиций мирового значения. В этой связи, вероятно, можно сказать, что изначально гармоничная архитектурная форма обрела соответствующее ей культурное и духовное содержание.
При подготовке публикации были использованы материалы статьи “Дом Пашкова” Ю.Герасимова, М.1982 г.
Источник