Дом построил савва морозов
Особняк Саввы Морозова (Зинаиды Морозовой) на Спиридоновке
Всего 101 фото
Всегда не знаешь поначалу, что следует раскрывать в теме подобного объемного материала (как в этом примере, об особняке Саввы Морозова) в первую очередь и на чем делать акценты – рассказать о хозяине особняка, о том, кто финансировал проект, его жизни, судьбе, об архитекторе особняка или историях и легендах Старой Москвы, связанных с ним. От этого впоследствии и будет зависеть впечатления моего читателя и, именно с таким оттенком будут рассматриваться фотографии этого особняка. Сам герой нашего исследования не просто «один из», — он выделяется и отличается от множества особняков Старой Москвы своим масштабным готическим архитектурным образом, им владел один из богатейших предпринимателей дореволюционной России – Савва Морозов, а архитектором особняка выступил один из моих самых любимых зодчих – Федор Шехтель. Ну и, кроме того, и наконец, «особняк Зинаиды Морозовой» рассматривается как один из наиболее главных претендентов на роль готического особняка Маргариты из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Напомню, что появившееся желание написать об особняке Маргариты всколыхнуло не только мои давние впечатления о бессмертном романе Мастера, но и неуемное стремление отразить образы претендентов на эту роль в визуальном фото ряде для образного их представления… Поразмышляв несколько дней и помучившись насчет этих самых акцентов, я решил просто начать писать об особняке Саввы Морозова, доверившись внутреннему чутью, творческому порыву и исходной документальной информации. Что из этого получилось – будет виднее читателю. Таким образом, я просто буду излагать тему, а вы будете просто читать!) На том мы и остановимся… перед тем как вы решите открыть кат…)
Как всегда, всё начинается и заканчивается там, где пребывает Любовь и исчезает вдруг (…или понемногу) без остатка!)
Савва Морозов – известнейший русский предприниматель, имевший звание мануфактур-советника, являлся потомственным почетным гражданином. Родившись в семье богатых промышленников-старообрядцев, будучи воспитан в строгости, он зачастую по отношению к себе бывал очень экономен. Биографы даже отмечают, что Савва Тимофеевич мог ходить в стоптанной обуви с заплатами, а из украшений в его кабинете был только бюст Ивана Грозного работы Антакольского…
В то же время по отношению к другим Савва Морозов мог быть очень щедрым. Так, его жена Зинаида Григорьевна, по имени которой и был назван этот особняк, а несколько лет спустя и любовница Мария Федоровна Андреева не знали ни в чем нужды, упивались роскошью и имели прямой доступ к капиталам Морозова для удовлетворения своих прихотей.
02.
Благотворительная деятельность считалась правилом для купцов и промышленников XIX в. Дед Морозова, бывший крепостной, не умевший читать, а также его отец, грамотный, но не имевший высшего образования, при этом очень умный и деятельный человек, вкладывали довольно большие средства в книгоиздание и меценатство. Будучи преемником своего успешного отца в деловой сфере, Савва повторил и превзошел его в деле накопления своего промышленного капитала.
Савва Тимофеевич Морозов зарекомендовал себя как филантроп. Он, в отличие от родителя, с большой заботой относился к рабочим своей мануфактуры, а те платили ему доверием. Он отменил наказания и штрафы, введенные отцом, обеспечил качественное медицинское обслуживание, первый из промышленников ввел пособия для беременных женщин, работавших на фабрике. Морозов жертвовал на строительство больниц, родильного приюта. Давал деньги на издание книг. Но в то же время не давал ни копейки на то, что считал лжеискусством. Огромную поддержку в период формирования, к примеру, он оказал МХАТу. В общей сложности на нужды театра он издержал около полумиллиона рублей – огромные по тем временам деньги.
03.
В личной жизни Морозов был человеком столь же страстным и руководствовался своим сердцем. Каким бы делом он ни занимался, — всегда вкладывал в него душу. Биографы упоминают о двух романах мануфактур-советника, первый из которых нашел продолжение в браке. Он влюбился в бывшую жену своего далекого родственника, Зинаиду Григорьевну (в девичестве Зимину) и, несмотря на неодобрение родителей и скандал, женился на ней. Была она из купеческого рода.
04.
Портрет Зинаиды Григорьевны Морозовой — первый год замужества. Париж. Свадебное путешествие. 1888 год.
По свидетельству современников, женщина очень умная, но своенравная, Зинаида Григорьевна любила роскошь и богатство. Савва ей ни в чем не отказывал и неоднократно получал замечания от окружения по поводу того, что у его супруги то шлейф длиннее, чем у царственных особ, то букет богаче…
05.
Зинаида Григорьевна Морозова (Зимина)
Салон госпожи Морозовой пользовался большой популярностью в столице, однако допускались туда лишь избранные. Супруг в подобных собраниях появлялся крайне редко. Именно для Зинаиды, из любви к ней, в 1893-1898 годах, Савва и предложил Шехтелю построить ему на Спиридоновке настоящий рыцарский замок – особняк “в готическом стиле” по образцу тех, что миллионер видел в Манчестере, где в юности учился текстильному делу. Шехтель взялся за дело с энтузиазмом – он сделал для проекта около шестисот чертежей. Его можно было понять — не всякому архитектору в тридцать четыре года попадается клиент, который поощряет самые безумные фантазии и не считает денег на их осуществление.
06.
Федор Шехтель
07.
Рисунок Шехтеля
08.
Фасад Дома С.Т. Морозова
09.
Дом С.Т. Морозова на Спиридоновке
В декоре особняка Шехтель получил разрешение заказчика на всё, что он сочтет необходимым. Здесь было все, что может только прийти в голову при словах “рыцарский замок”. Готические арки, башенки, резные деревянные панели, витраж, панно и скульптура работы Михаила Врубеля, мраморные полы, сделанные на заказ ткани со средневековыми орнаментами и старинные гобелены – эти роскошества будоражили воображение москвичей задолго до окончания стройки — о том, что еще “учудил” в своем новом доме Савва Морозов, сплетничал весь город. В Москве еще такого явления никто не видел – для Шехтеля эта постройка стала поворотным моментом в его творческой карьере.
10.
Интерьеры Дома С.Т. Морозова на Спиридоновке
11.
Скульптура Михаила Врубеля.
Фото В.М. Рудченко из книги В. Сутормина «По обе стороны Арбата или Три дома Маргариты»
Наконец в 1898 году чета Морозовых переехала в отстроенный особняк, и общество смогло воочию увидеть, как оно всё получилось. Карьера Шехтеля сложилась в одночасье – новые заказы посыпались один за другим, потому что помимо исключительной красоты декора дом отличался очень удобной планировкой — все помещения организованы вокруг своеобразного «ядра» — парадной лестницы. Шехтель расположил их, следуя логике жизненного цикла хозяев, а не привычному по старым усадьбам принципу симметрии. В конце XIX века это сочли смелым и удивительным новшеством.
12.
В проекте особняка Шехтель отошёл от распространённой в то время фронтально-фасадной композиции городских построек, поставив здание посреди участка с отступом от красной линии улицы. Архитектор придал одинаковую художественную выразительность не только главному, но и всем другим фасадам здания.
13.
При проектировании особняка архитектор впервые применил характерный для его последующего творчества приём намеренного укрупнения отдельных декоративных деталей и увеличению высоты помещений, чем достигалась монументальность постройки. Шехтель первым из архитекторов привлёк к оформлению интерьеров начинающего художника М.А. Врубеля, который оформил малую готическую гостиную особняка тремя панно «Утро», «Полдень» и «Вечер», выполнил скульптуру «Роберт и Бертрам» для парадной лестницы и сделал рисунок витража с изображением рыцаря на коне.
14.
Новаторские приёмы, применённые зодчим при проектировании особняка Морозовой, позволяют некоторым искусствоведам и исследователям архитектуры прямо называть эту постройку Шехтеля шедевром и одним из лучших образцов городских усадеб.
15.
16.
17.
18.
19.
Правда, жизнь Морозовых в новом особняке протекала не слишком счастливо. В конечном итоге страсть Саввы к жене стала угасать, но светские приличия соблюдались, в том числе и ради четверых детей. К тому же, Савва был человеком нервным, с тяжелым характером… В этом доме Морозов какое-то время укрывал скрывавшегося революционера Баумана, которого тогда искала московская полиция…
20.
В 1905 году Савва Морозов, в сопровождении жены и доктора Селивановского, выехал в Берлин, а затем в Канны. Здесь 13 (26) мая он был найден в гостиничном номере мёртвым, с простреленной грудью. Официальные власти Москвы проявили самое уважительное отношение к этому трагическому событию. А.А. Козлов, тогдашний генерал-губернатор, писал градоначальнику графу П.П. Шувалову: «Ввиду имеющихся у меня документов, прошу Ваше сиятельство распорядиться о выдаче удостоверения об отсутствии со стороны администрации препятствий преданию земле по христианскому обряду тела мануфактур-советника Саввы Тимофеевича Морозова». На похоронах Морозова Козлов, подойдя к Зинаиде Григорьевне, которую он хорошо знал и в доме которой бывал, выразил ей соболезнование и прямо сказал: «Не верю я в разговоры о самоубийстве, слишком значимым и уважаемым человеком был Савва Тимофеевич. Потеря для всех — огромная».
Историк Ю.Г. Фельштинский подозревает в убийстве Морозова Л.Б. Красина (соратника Ленина). Именно эта версия развита в многосерийном художественном фильме «Савва Морозов» (РФ, 2007), в котором роль Красина сыграл Дмитрий Нагиев. Некоторые источники считают причастной к убийству любовницы Саввы Морозова — Марию Федоровну Андрееву, как агента экспроприатора Красина… Между прочим, Савва, зная об отношениях его любимой Марии Андреевой с его другом Горьким, не бросил возлюбленную, когда она попала в больницу — ухаживал за ней только он… После смерти Саввы Андреева судилась со вдовой покойного о наследстве, та проиграла, и деньги через Красина (Андреева так и написала – «отдать деньги Л.Б. Красину») ушли к Ленину…
21.
Мария Андреева
Однако, по воспоминаниям Максима Горького, сам Савва Тимофеевич ещё задолго до своей смерти говорил ему, что в его смерти заинтересованы черносотенцы, которые неоднократно присылали ему письма с угрозами из-за его участия в революции. Горький также указывал: «После смерти Саввы Морозова среди рабочих его фабрики возникла легенда: Савва не помер, вместо него похоронили другого, а он „отказался от богатства и тайно ходит по фабрикам, поучая рабочих уму-разуму“»!
Похоронен Савва Морозов на старообрядческом Рогожском кладбище в Москве.
22.
Впоследствии вдова Саввы Морозова заявила, что не хочет жить в доме с “привидением”. Особняк был выставлен на продажу.
23.
Зинаида Григорьевна Морозова
В 1909 году Дом Саввы Морозова на Спиридоновке приобрел другой шехтелевский поклонник – Михаил Рябушинский. Дом был им куплен за 870 тысяч рублей вместе со всей обстановкой, который хотел жить рядом с братом, Степаном Рябушинским. Новый хозяин поселился тут вместе с женой, артисткой балета Большого театра Татьяной Фоминичной Примаковой.
24.
25.
Михаил Павлович Рябушинский
Рябушинский украсил дом шедеврами импрессионистов, китайскими и японскими акварелями, а также картинами Васнецова, Серова, Репина, Врубеля, Малявина, Богаевского. По его заказу в 1912 году Константин Богаевский для Большой гостиной создал три панно. Они назывались «Даль», «Солнце» и «Скала» и в каком-то смысле являлись продолжением цикла, выполненного Врубелем для Малой гостиной — «Утро», «Полдень» и «Вечер». Рябушинский прожил здесь недолго – в 1918 году уехал за границу, спасаясь от революции. При этом увез с собой всю обстановку, что возможно было увезти, вплоть до столового серебра. Перед отъездом хозяин часть картин отдал в Третьяковскую галерею, а часть, по некоторым сведениям, спрятал в подвале, закрыв люк тяжёлым неподъемным деревянным шкафом… А морозовский “замок” поступил в государственную собственность.
26.
Советские власти сначала открыли в доме приют для детей Бухарской республики. В газетных публикациях встречаются утверждения, что во время ремонтных работ в мае 1926 года нашли вышеуказанный люк и, в подвале, был обнаружен оставленный владельцем тайник, откуда извлекли «несколько старинных манускриптов, мраморный бюст Виктора Гюго работы Огюста Родена, более 40 живописных работ Брюллова, Тропинина, Репина, Бакста, Врубеля, Серова, Кустодиева и 80 акварелей русских и европейских мастеров XIX и начала XX веков…».
В 1929 году дом был передан Наркомату иностранных дел, к тому времени многое из обстановки уже исчезло, но новый дом приёмов обустроили выписанной из музейных запасников мебелью, а осыпавшуюся позолоту — заштукатурили. Во времена работы А. А. Громыко на посту министра иностранных дел им было дано распоряжение о восстановлении облика дома, чтобы он не уступал тем дворцам, в которых проводят приёмы западные страны.
27.
Была проведена масштабная реставрация, которая длилась около 10 лет. После её окончания в 1990 году сотрудниками МИДа был подготовлен и выпущен альбом со множеством фотографий. Позднее они очень пригодились для проведения работ по реставрации дома после большого пожара, произошедшего 4 августа 1995 года.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
Цокольный этаж.
59.
60.
61.
62.
63.
То самое трехстворчатое окно, из которого могла улететь на бал Маргарита…
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
Фонтан во дворе Дома Саввы Морозова.
79.
Фото из книги «Архитектурное наследие Фёдора Шехтеля в Москве»
80.
Давайте теперь заглянем в замок Морозова и рассмотрим подробней захватывающие интерьеры Михаила Врубеля.
81.
В парадном холле — на стенах ткань с рыцарской символикой и деревянные резные панели.
Торшеры в виде рыцарей — немецкие, конца XVIII века.
82.
83.
84.
85.
86.
Деревянная парадная лестница особняка Морозовых украшена сразу двумя шедеврами русского модерна — скульптурной группой “Роберт и Бертрам” работы Михаила Врубеля и витражом “Рыцарь”, сделанным по его же эскизам. Во время пожара 1995 года витраж сильно пострадал — разбился и оплавился. Восстанавливали его по специальному заказу в Лондоне.
87.
Каминнный зал. Все камины в Доме приемов действующие — этот резной гигант из песчаника не исключение.
88.
89.
Малый каминный зал.
90.
91.
92.
Бывшая гостевая комната Саввы Морозова. Вся мебель и гобелены антикварные, XVIII и XIX веков. На стенах — панно Константина Богаевского, которыми украсил особняк Рябушинский. Они пострадали во время пожара и были восстановлены.
93.
94.
95.
96.
97.
Большой мраморный зал по декору отличается от остальных помещений — в нем нет ничего готического, его интерьер отдает дань классицизму старых русских усадеб. В этом зале сейчас проходят торжественные заседания с участием глав государств — в частности, переговоры “большой восьмерки”.
98.
Что касается «готического особняка Маргариты». Некоторые исследователи считают, что этот шехтелевский особняк и есть тот самый дом, доказывая это по ряду косвенных признаков и выстраивая множественные аналитические заключения вроде того, откуда и куда «светила луна» в тот памятный вечер начала полета Маргариты на Бал…
99.
«…Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата…». Особняк несомненно прекрасен, но Спиридоновка явно не тянет на переулок, а Арбат не так уж и близко.
«…Липы и акации разрисовали землю в саду сложным узором пятен. Трехстворчатое окно в фонаре, открытое, но задернутое шторой, светилось бешеным электрическим светом…». Сад при особняке присутствует, причем довольно приличный. В левой части фасада находится ризалит, но никак не башенка за́мка в виде фонаря. Трехстворчатое окно в ризалите явно присутствует.
«…Стукнула калитка…». Ворота особняка ну ни как ассоциируются с калиткой. Да и вообще, слишком шикарный это особняк для того, чтобы весь его этаж занимал один инженер, хоть и известный и уважаемый в нужных кругах.
100.
Но я, лично, не сомневаюсь, что именно этот особняк вдохновлял Михаила Булгакова, чтобы представить в нем королеву Марго. Как раз то самое место для Королевы Бала сами знаете у Кого! Так, что пусть этот готический особняк Маргариты им и остается. Не столь важно, что он не соответствует по ряду необходимых признаков. А важно то, что он символизирует собой реально живущие Легенды Старой Москвы, без которых и жизнь в нашем городе была бы скучной и не интресной.
101.
Источники:
Портал «ADархитектура». Дом приемов МИД на Спиридоновке. Текст: Евгения Микулина. Фото: Фриц Фон Дер Шуленбург.
Архитектурные планы: Латур А.“Москва 1890-2000. Путеводитель по современной архитектуре”. 2-е издание., М.: Издательство “Искусство-XXI век”, 2009 г.
Портал «Савва Морозов — русский предприниматель и меценат 19 века». savva-morozov.ru.
Портал «Совершенно Секретно». Тайна самоубийства в Каннах. Сергей Нечаев. 25 Июня 2014 г.
Особняк Зинаиды Морозовой. Блог Виктора Сутормина «Путебродитель».
Википедия.
© Vladimir d’Ar, 2016
Другие претенденты на роль «готического особняка Маргариты»:
Дом архитектора Соловьёва в Малом Ржевском
Дом архитектора Кекушева на Остоженке
Особняк Коровина в Малом Власьевском, 12
Источник
Как Савва Морозов увел жену у племянника, построил «дом счастья» на Спиридоновке, но счастья так и не обрел
Тот самый дом Саввы Морозова на Спиридоновке.
Фото: Михаил ФРОЛОВ
Н. Андреассен:
— Сегодня мне поможет выбрать маршрут Ирина Левина, гид общества пеших прогулок Москвахода. В прошлый раз мы про Морозова говорили и договорились с вами, что мы про Морозовых еще кое-что узнаем. Тем более, что основатель династии, Савва Морозов, жил в этом знаменитом, мне кажется, для всех, кто бывает в Москве…
И. Левина:
— Основатель жил в Шелапутинском переулке, Савва Васильевич, а его внук – Савва Тимофеевич — в доме на Спиридоновке
Н.Андреассен:
— Да, в этом вот красивейшем здании в английском стиле, и еще говорят, что из этого дома вылетала Маргарита булгаковская.
И. Левина:
— Точно, это как раз об этом особняке.
Вот тот же дом Саввы и Зинаиды, снятый нашим фотографом с другого ракурса.
Фото: Михаил ФРОЛОВ
Н. Андреассен:
— Но мы там не Маргариту будем сегодня изучать, а странную и удивительную жизнь Саввы с его женой, которая почему-то резко переменилась, когда они переехали в этот дом с Большой Никитской.
И. Левина:
— Приворот был, говорят… Савва Тимофеевич был младшим сыном Тимофея Савича, младший сын основателя династии. Старшая и младшая ветвь Морозовых, так называемые Тимофеевичи, дружили всегда со старшей ветвью, которая называлась Викуловичи. В Москве они даже жили рядом, в районе Покровского бульвара – с одной и с другой стороны Покровского бульвара. И вместе чаще всего отдыхали в Крыму, в Мисхоре. Лето 1886 года, средний сын Викулы Елисеевича Сергей Викулович был просватан, вернее, он просватал и женился на дочери орехово-зуевского купца Зинаиде Григорьевне Зиминой, красавице, которой было только 16 лет. Зинаида Григорьевна в своих воспоминаниях писала, что она очень хорошо относилась к Сергею, но больше как к другу. Саввы на свадьбе не было, потому что он был в Кембридже. И вот он приезжает летом в Мисхор и видит своего племянника, но ровесника, так как младшая и старшая ветви… и молодую его жену, которая ему очень нравится. Он влюбляется страшно и все лето уговаривает ее уйти от Сергея и выйти за него замуж. Она пишет в своих дневниках-воспоминаниях, что она, будучи от природы не плаксивой, все лето проплакала, потому что она действительно очень полюбила Савву, и Сережу ей жалко было – он и так человек нервный, а еще и такой удар. Но через год все-таки она ушла от Сергея и в 1887 году Савва Тимофеевич купил дом на Большой Никитской, 43, и в 1888 году состоялась их свадьба. При этом это страшный скандал был – две старообрядческие семьи – у племянника увести жену… Матушка Саввы Тимофеевича Мария Федоровна, дама с жестким характером, сказала: «Первый жених в стране, а кого взял – разведенную, да еще и Зимину». Ну, потому что Зимины – это купцы второй гильдии, а Морозовы – это первая гильдия. И первые десять лет совместной жизни они провели на Большой Никитской, там у них родилось трое детей – сын Тимофей и двое девочек. Савва Тимофеевич к тому времени уже стал директором прядильной фабрики, все вроде складывается и они задумали строительство большого дома, который бы был представительным и соответствовал бы статусу Саввы Тимофеевича и Зинаиды Григорьевны… Она очень любила, когда устраивались музыкальные вечера, балы. Он любил театр, он безумно любил театр, он даже на своей фабрике построил театр, чтобы рабочие там играли в свободное время, а не пили. И вот в 1893 году, мы знаем, что нанят был архитектор Федор Шехтель и шикарный особняк был построен к 1897 году. Они справляли новоселье, а в 1898 году Константин Сергеевич Станиславский с Немировичем-Данченко долго заседали и решили создать МХАТ – Московский художественный театр, новый театр. Кому это надо было – Станиславскому или Немировичу-Данченко – это уже другой вопрос, но, тем не менее, деньги-то нужны были. Для меня большая загадка, почему Станиславский, довольно богатый, деньги туда не вложил и они искали спонсоров. Они пришли к Варваре Алексеевне, самой большой меценатке среди Морозовых, Варвара Алексеевна сказала, что на театр она деньги не даст, она дает деньги только на лечение и на учение, а это развлечение – так что идите к детям. Станиславский и Немирович-Данченко, конечно, были знакомы с Саввой Тимофеевичем, они пришли к нему и очень увлекли его этим делом, он вложил деньги, хотя есть такое неправильное мнение среди историков, что Савва владел фабриками. Нет, фабриками владела его матушка, а он был директором и получал зарплату. Правда, зарплата была миллион рублей в год, но не на все ему хватало. Поэтому для того, чтобы устроить театр, он вкладывал собственный труд. Они вместе с Шехтелем в свободное от работы время в Камергерском переулке этот театр сами перестраивали. И вот тогда же началась любовная история Саввы Тимофеевича с артисткой Московского художественного театра Марией Федоровной Андреевой. Эта любовь случилась настолько внезапно и сильно, что многие думали, что это приворот. Он ей служил как самый верный раб – все, что она хотела, все к ее ногам падало. Хочешь театр – вот я тебе построю театр. И он своими руками вместе с Федором Шехтелем делает столярку, делает освещение, электрику, бетон месит…
Н. Андреассен:
— Вот это любовь!
Зинаиду Григорьевну Савва Морозов увел у своего племянника Сергея. Скандал вышел страшный.
Фото: Википедия
И. Левина:
— Да. Кстати, при этом она замужем, у нее двое детей, он тоже женат, у него семья. И Константин Сергеевич, видя, как Мария Федоровна вертит Саввой ей пишет письмо, что любовь Саввы к ней настолько исключительная, а она об этом трубит, она об этом рассказывает и хвалится – это нехорошо…
Н. Андреассен:
— Зинаиду он не бросил в итоге?
И. Левина:
— Зинаиду он не бросил. В 1900 году Марию Федоровну Антон Павлович Чехов знакомит с Алексеем Максимовичем Горьким. Мария Федоровна влюбляется в Горького, Горький тоже женат, у него тоже дети и для того, чтобы его покорить, она увлекается революционным движением, потому что Горький в то время «буревестник революции»… А чем может Мария Федоровна служить революции? Ну, деньгами Саввы Тимофеевича. И он для любимой женщины делает все. Он финансирует съезды партии, он финансирует «Искру». Больше того, он, человек довольно полный, переезжая границу, когда ездит из Парижа или из Лондона, он становится еще в два раза толще, потому что на себе перевозит «Искру». В своей бильярдной устраивает знаменитого революционера Баумана Николая Эрнестовича. И кончается это все очень плохо. В 1904 году Мария Федоровна становится гражданской женой Горького и у Саввы спадает пелена – как будто пелена спадает – он понимает, что его просто использовали. Больше того, он понимает, что революционная деятельность не идет на пользу делу, не идет на пользу его фабрике и он перестает спать, у него делается депрессия. А в семье у Саввы Тимофеевича наследственно сумасшествие… Зинаида Григорьевна берет Савве Тимофеевичу врача и увозит его из России лечиться во Францию. А то, что произошло в Ницце, это большая загадка. Но семья уверена, что его убил Красин.
Н. Андреассен:
— В «благодарность» за поддержку революции?
И. Левина:
— Ну, он отошел, перестал финансировать. Там был как раз очередной съезд партии в Лондоне, на который надо было деньги, а Савва Тимофеевич ни в какую денег не давал. Но чек был выписан, страховка была выписана на имя Марии Федоровны Андреевой на 300 тысяч рублей в случае его смерти, на предъявителя как бы, да. Не на имя даже, а на предъявителя. И этот чек был у Марии Андреевой. Поэтому большевики его и убили.
Н. Андреассен:
— Печальный конец. Кому дом-то принадлежал после его смерти?
И. Левина:
— Дом принадлежал Зинаиде Григорьевне, но она через два года после смерти мужа его продала Михаилу Павловичу Рябушинскому, жить она в нем не смогла. И вот получается, что такой шикарный дом, который они строили с такой любовью, они каждую деталь выбирали, они строили его почти пять лет… и она не получила там никакого счастья.
Н. Андреассен:
— Недаром появилась легенда о том, что Булгаков именно там поселил свою Маргариту. Впрочем, это уже будет отдельная история, а если вы хотите узнать чуть побольше, вы можете выбрать себе экскурсию по душе на эти выходные на сайте Москвахода и отправляться своими ногами смотреть таинственную Москву.
Купец первой гильдии Савва Тимофеевич Морозов.
Фото: Википедия
Источник