Дом построили зимний дворец

Эрмитаж: история строительства Зимнего дворца, владельцы, архитекторы, экспонаты музея.

Зимнему дворцу на главной площади Петербурга уже более 250 лет. Величественное и нарядное здание в стиле барокко построил в 1762 году архитектор Бартоломео Растрелли. Портал «Культура.РФ» подготовил 10 фактов об императорской резиденции и музее Эрмитаж, который находится во дворце.

Пять Зимних дворцов. Зимний на Дворцовой площади — самый известный императорский дворец, но не единственный. Всего их было пять. Первый и второй «зимние дома» Петра I стояли у Зимней канавки — канала, который соединяет реки Мойку и Неву. Третий дворец — Анны Иоанновны — у Адмиралтейства; четвертый находился на Невском проспекте. Пятый дворец, известный сегодня всему миру, по замыслу Елизаветы Петровны должен был стать воплощением мощи российской монархии.

Выше не строить. Высота Зимнего дворца — 23,5 метра. В 1844 году Николай I издал указ: он запретил строить в Санкт-Петербурге гражданские здания выше 11 саженей — 23,43 метра. И хотя Зимний дворец в указе напрямую не упоминался, он оставался самым высоким зданием Северной столицы.

Город в городе. Зимний дворец стал гигантским дворцовым комплексом, который можно назвать городом в городе. В здании были жилая зона и парадные залы, две церкви, театр и музей. Здесь же находились подсобные помещения: аптека с лабораторией и квартиры служащих, кухни и кладовые, конюшни и манеж.

Парадные залы. Часть парадных залов Зимнего выходила на Неву, часть располагалась в центральной части дворца. Георгиевский зал — его также называют Большим тронным — был создан при Екатерине II в 1795 году по проекту Джакомо Кваренги. Мраморный барельеф «Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона», расположенный над троном, выполнил скульптор Франческо дель Неро по рисункам Василия Стасова. В Георгиевском зале проходили все официальные встречи и церемонии.

Фрески из Папского дворца. Лоджии Рафаэля появились в Зимнем дворце через 30 лет после его постройки, когда в Европе и России входил в моду классицизм. В двухэтажном корпусе, возведенном в 1792 году Джакомо Кваренги, разместилась галерея с копиями фресок из Папского дворца в Ватикане. Строительство велось по личному указу Екатерины II.

Ошибка архитектора. В 1826 году Огюст Монферран по приказу императора построил в царской резиденции новые апартаменты. Считается, что архитектор совершил ошибку при проектировании системы отопления. Из-за нее в декабре 1837 года во дворце случился пожар, который не могли потушить двое суток. Здание, от которого остался только остов, восстанавливали почти два года, работами руководил архитектор Василий Стасов. Обновленный Зимний был точной копией старого дворцового комплекса — и внешне, и внутренне.

Подарок для царя. Малахитовая гостиная — единственный зал, интерьер которого сохранился до наших дней полностью. Гостиная служила связующим звеном между парадными залами дворца и комнатами императрицы. Роскошный зал украшен знаменитым уральским малахитом — ценным зеленым минералом. Более двух тонн малахита подарили царской семье для отделки дворца горнозаводчики Демидовы.

«Жилище отшельника». Так дословно переводится слово Эрмитаж. В прошлые века «жилищем отшельника» называли уединенные уютные помещения для приятного времяпрепровождения в кругу близких и друзей. В 1760-е годы архитекторы Юрий Фельтен и Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот построили рядом с дворцом Малый Эрмитаж. Здание стало так называться, потому что Екатерина II устраивала в нем спектакли и увеселительные вечера — «малые эрмитажи». Здесь хранилось ее первое собрание живописи, которое стало позже основой музейной коллекции.

Дворцовые коты. Коты появились во дворце в 1745 году, когда императрица Елизавета Петровна издала Указ о высылке ко двору котов. Животные получили почетный статус «охранников картинных галерей». В наши дни в Эрмитаже живут около 60 котов. В подвале у них есть специально оборудованное помещение с мисками, подстилками для сна, лотками. У котов есть свой ветеринар. Все животные привиты, стерилизованы и проходят обследования в лучших лечебницах Петербурга. В музее есть даже официальный праздник — День эрмитажного кота, его отмечают в конце апреля или начале мая. В этот день всех желающих пускают в кошачью обитель, а под Иорданской лестницей проходит выставка детских рисунков.

Один из крупнейших музеев мира. Зимний дворец входит в музейный комплекс Эрмитаж — один из самых крупных музеев мира. Здесь хранится самая большая коллекция полотен Рембрандта за пределами Нидерландов. Всего в Эрмитаже более трех миллионов экспонатов, для сравнения — в Лувре их около 300 тысяч. Если осматривать все 350 залов музея, то придется пройти не меньше 20 километров, а если уделять хотя бы минуту каждому экспонату — на прогулку по Эрмитажу уйдет несколько лет.

Источник

Эрмитаж не мог быть так построен! Абсурд официальной версии.

Я много лет занимаюсь абсурдом разных официальных версий, но до недавнего времени Эрмитаж (Зимний Дворец) меня не интересовал. Всегда знал, что Зимний Дворец строился 6-8 лет, но не интересовался его размерами. А тут…

Я посетил Будапештский парламент — и был потрясен сроками его строительства. Красивый и большой – но в разы меньший, чем петербургский #Эрмитаж, он строился целых 20 лет. И это — в конце 19 — начале 20 века, в условиях безграничного финансирования Австро-Венгрией, в ее лучшие «блестящие годы»! С применением самых передовых по тем временам технологий и оборудования, в патриотическом рабочем угаре и избытке умелых строителей и инженеров. И – аж целых 20 долгих лет строительства!

Будапештский Дворец

Вот данные по Будапештскому Дворцу:

  • Срок проектирования – 10 лет.
  • Срок строительства – 20 лет.
  • Площадь внутренних помещений – 18000 м2
  • Подъездов – 13
  • Лестниц – 29
  • Отделка – светло-серый камень, редкие породы древесины
  • Общее количество профессиональных мастеров – тысячи, рабочих – до ста тысяч.

Спасибо, что дочитали — теперь официальная версия строительства Зимнего дворца покажется Вам совсем абсурдной и нелепой.

Построен Зимний Дворец был до Екатерины — при Елизавете!

«Веселая царица была Елизавет

Поет и веселится, порядка только нет!»

В конце правления Елизаветы в России не было не только порядка – в стране не было вообще почти ничего. Государство измождено бесконечными войнами со шведами, за австрийский престол, семилетней войной с Пруссией. Состояние России граничит с нищетой, царят воровство и фальшивомонетничество, из-за войн жутко растет «расход» мужского населения, безумные траты на балы и бюрократию…

Читайте также:  Построить небольшой дом своими руками проекты

И в это тяжелое время (читаем официальную версию):

«В 1752 году Елизавета выкупает очередные соседние участки для расширения дворцового здания. Растрелли предложил увеличение дворцовой территории вширь, за счет новых корпусов, однако Елизавета требовала расширения строения и вверх. Дебаты архитектора и императрицы привели к решению о сносе имеющегося (третьего) дворца и о строительстве на его месте нового.»

Вот так! Плевать им на нищету! Зачем расширять?! Строим с нуля и только грандиозное! Как? Какими механизмами, силами? Вспоминаем про десятки лет и сотню тысяч строителей Будапештского Дворца…

Теперь посмотрим на Эрмитаж новым взглядом:

«Возведение очередного дворцового сооружения начали в 1754 году. После окончания строительства пятого варианта Зимнего дворца в 1761 году, предыдущий за ненадобностью, разбирают (1762 г)».

Во как! Будапештский дворец проектировали (в конце 19 века) 10 лет. Наш Зимний – 2 года (1752-1754)! Дворец на Дунае построили за двадцать лет. Наш Зимний – за шесть-восемь!

А теперь – главное: несравнимы не только сроки и силы строительства. Несравнимы их размеры. 18 тыс м2 – площадь Будапештского дворца, и 60 тыс (!) м2 – Эрмитажа (Зимний Дворец — более точное название, но тут это не важно)!

Дословно:

«По императорскому повелению Елизаветы Петровны, архитектор Растрелли возводит трехэтажное — самое высокое на тот момент (около 24 метров) – архитектурное сооружение в Петербурге, площадь которого была около 60 тыс. кв.метров. Дворец, состоящий из четырех корпусов, замыкался в форму каре, образуя внутренний двор. Такая дворцовая планировка была свойственна западной архитектуре того времени.»

Источник – вполне авторитетный, по сути краткая калька с сайта Эрмитажа (Путеводитель по России)

Там же: «Зимний Дворец со всех сторон поражал роскошью, великолепием, архитектурным декором с меняющимся ритмом колон. Дворец состоял из более тысячи комнат, имел более ста лестниц и около полутора тысяч окон».

Еще раз: Зимний Дворец площадью 60 тыс м2 строится за 6-8 лет! И это за полтора века (!) до строительства Дворца в Будапеште, площадь которого – «всего» 18 тыс м2.

Зимний дворец

Зимний дворец

Сравниваем площади:

  • Зимний – 60 000 м2. Строили 7-8 (!) лет. Срок проектирования – 2 года.
  • Будапештский — 18 000 м2. Строили 20 лет. Срок проектирования – 10 лет.

Количество залов

  • Зимнего Дворца (включая комнаты) – 1084.
  • В Будапештском – 200 залов и комнат.

Лестниц

  • В Зимнем – 117.
  • В Будапештском – 29.

Печей

  • В Зимнем – 450.
  • В Будапештском – несколько десятков.

Отделка

  • В Зимнем – мрамор, гранит, драгоценные и полудрагоценные камни, десятки монолитных колонн в рост залов (до 12 метров высоты).
  • В Будапештском парламенте – ценные породы дерева, на экскурсиях в нём хвалятся двумя (!) монолитными колоннами, подаренными друзьями-шведами (обе — 4 м высоты).

Все эти данные взяты исключительно с официальных источников – российских и венгерских. Да, потом #Зимний достраивался и переделывался – но приведены параметры того дворца, который был построен в 1762 г!

Кстати о проекте Растрелли (Франческо-Бартоломео): проекта в российских хранилищах… нет. Особо любопытным выдают за проект эскизы и чертежи. Но строить по ним, подгонять детали стройки и тд было невозможно. Есть еще одна версия: Растрелли — масон, масонам нельзя было оставлять «врагу» готовые чертежи…

Интерьеры Зимнего

А теперь у меня вопрос: Вы в это верите? Не в Будапештский Дворец (там все документально) – а в Зимний?! Вы верите в то, что, не обладая механизмами, применяя исключительно ручной труд, в срок в три раза (!) меньший построили здание в три раза (!!) большее? Да ещё с куда более роскошной отделкой?

Вы скажете – вот же здание, стоит!

Не спорю, сам там бывал неоднократно. Только этот Зимний – подобно Александровской колонне, подобно Исаакиевскому и Казанскому соборам – имеют совсем другую историю.

Зимний НЕ МОГЛИ так построить: за несколько лет полуголодные полумастера! Это всё жуткий миф, в который мы почему-то верим. Миф, который сыпется немедленно, как только призываешь арифметику и сравниваешь со строительством куда более скромных аналогов.

Но кто тогда построил #Зимний? Какими силами? Какими механизмами?

С коллегами мы готовим отдельный портал, на котором не будем стеснены форматом, рамками, размерами статьи. Там мы подробно поговорим о тех загадках истории, которые на нашем канале и вскрываем. Там будут выложены все наши исследования – и выводы иногда будут поразительными…

Источник

Зимний дворец Петра I — Википедия

Зи́мний дворе́ц Петра́ I — личная резиденция императора Петра I, возведённая на набережной Невы у Зимней канавки, архитектурный памятник начала XVIII века, частично сохранившийся и находящийся в здании Эрмитажного театра, включён в музейный комплекс Государственного Эрмитажа.

История строительства[править | править код]

На участке Адмиралтейского острова, примыкающим к двору корабельного мастера Феодосия Скляева, между нынешней Миллионной улицей и набережной Невы в 1712 году были выстроены Свадебные палаты Петра I, расположившиеся на проходившей тогда примерно в середине квартала Верхней набережной. Однако уже через 4 года Зимний двор Петра I значительно расширился к северу: побили сваи по мелководью реки и устроили новую существующую и ныне набережную:

«…когда начала строиться набережная Миллионная линия каменными палатами, тогда оная линия строением подалась на Неву реку на несколько сажен, то помянутые палатки прежнего строения осталися во дворе»

А. И. Богданов. Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга от начала заведения его в 1703… // СПб, 1779. С. 58.

Новый Зимний дом на только что организованной набережной Пётр I задумал как личную резиденцию, полностью соответствующую его образу жизни и вкусам. В 1716 году архитектор
Георг Маттарнови создал проект и приступил к строительству. Царская семья осталась жить в старом дворце — Свадебных палатах.

Особенности расположения[править | править код]

Казалось бы, случайное положение дворца среди обычной рядовой застройки обывательскими домами на самом деле было удивительно удачно выбрано самим Петром I. Именно отсюда и сейчас раскрываются наиболее впечатляющие панорамы Невы перед Стрелкой Васильевского острова, дали берегов Большой Невы и уходящее к морю пространство Малой Невы:

«…дворец расположен так, что из него видна бо́льшая часть города, крепость, дом князя Меншикова и в особенности через рукав реки открытое море»

— Описание столичного города С-Петербурга // Белые ночи. Л., 1975. С. 213.

Зимний дом Петра I — первый этап строительства дворца[править | править код]

12 октября 1715 года Пётр I, рассматривая «Описание строению, которое надлежит в будущем лете строить…», против пункта «Зимний дом и канал делать» поставил резолюцию: «Фундаменты зделать, а палаты подрядить; канал погодить»[1]. Таким образом, на первом этапе строительства (1716—1719 гг.) по проекту Маттарнови была возведена западная часть дома вдоль проектируемой ещё Зимней канавки.

Читайте также:  Построить дом под ключ в минске

Г. Маттарнови. Проект плана первого этажа.
1716 г.

Главный фасад, выходящий на Неву, был далёк от парадного облика дворцов петербургских вельмож и больше напоминал солидное бюргерское жилище. Центральный ризалит с четырьмя окнами на первом этаже рустован, а на втором украшен пилястрами дорического ордера. В треугольном фронтоне две аллегорические фигуры поддерживали картуш для герба, увенчанный короной. Боковые части фасада с широкими лопатками между окнами украшены филёнками с гирляндами. Крыша — голландского типа (с переломом), над ризалитом — в виде шатра с декоративной вазой. Комнаты не превышали 18 м², и только в лицевом выходящем на Неву корпусе Большой зал имел площадь 75 м², а угловой к Зимней канавке — 41 м². Обращают внимание Г-образный коридор, отделяющий комнаты царя.

Строительство дворца было решено отдать на подряд «вольным» каменщикам и столярам. Уже 23 мая «велено к Зимнему дому в окна и двери рамы и налишники …дубовые» делать, а «…какое число и какою мерою, требовать мадели у архитекта Матернови…»[2]. Сохранилось упоминание о заключении договора с каменщиком Сергеем Агапитовым: «В Новом Зимнем доме бут бутить посаженно и кирпич класть потысячно»[3]. Работы по устройству фундаментов и возведению стен заглубленного цокольного этажа продолжались до наступления зимы. Весной 1717 года был заключен договор с другими каменщиками — Петром Козлом и Василием Обросимовым, продолжившими кладку стен корпуса, выходящего на Неву. Каменщик Василий Ростворов начинает строительство «малых палат», обращённых к проектируемому каналу[4].

Г. Маттарнови. Проект фасада. 1716 г.

Вернувшись в марте 1718 года после поездки по Европе, Пётр I внёс корректировки в проект нового дворца приказывая «сделать … восемь камор верхняго жилья» в «малых палатках»[5]. Перестройки были значительными. В 1718 году началась внутренняя отделка и оштукатуривание дворца снаружи. «Малые палатки» имели следующую отделку: «низенькие шесть маленьких каморы подле каналу сделать, как царское величество приказал, галанскими плитками хорошею работою, как покажет галанский мастер, потолки и стороны»[6]. Согласно эскизам Маттарнови дворец был великолепно отделан с использованием красного мрамора на стенах Большого зала, гипсовых рельефов, дубовых дверей и оконных рам. Дворец имел четыре дубовые лестницы и полы — «французским манером с рамами». В феврале 1720 года дворец был готов, 27 декабря здесь уже была проведена первая ассамблея.

В изолированный от соседних построек (в том числе Свадебных палаток) дворцовый комплекс также входил служебный корпус с галереей, эллинг для хранения и ремонта парусного ботика Петра I. Между эллингом и жилыми покоями дворца помещался гаванец (7,5х16 м) и был устроен крохотный (16х19 м) партерный цветочный сад с фонтанчиком на пересечении диагональных дорожек. Внутренний дворик был выстлан голландским жёлтым кирпичом.

Зимний дворец Петра I — Новые зимние набережные палаты[править | править код]

Фасад «Новых зимних набережных палат».
Арх. Н. Гербель. НМС.

Архитектор Георг Маттарнови внезапно скончался 2 ноября 1719 года, когда строительство было в разгаре, «выкладен» только фундамент. Работы продолжил архитектор Николай Гербель[7].

В период с 1719 по 1722 годы возводятся центральная и восточная части лицевого корпуса парадных залов, выходящих на Неву. В новый протяжённый и в целом торжественный фасад органично вошла западная часть дворца, построенная раньше и уже представляющая собой одно целое. Для достижения единства этот западный «бюргерский» фасад Зимнего дома архитектор повторяет в качестве восточного ризалита.

Весь эффект царской резиденции архитектор сосредоточил в центре с повторением известного эффекта трёхпролётной триумфальной арки римских цезарей. Мощные колонны коринфского ордера на высоких пьедесталах примыкают к парным пилястрам и образуют баро́чный, устремлённый ввысь портик из четырёх опор, несущих сильно раскрепованный антаблемент. Главный пластический элемент — аттик с эффектным завершением. Высокий, сложный с многочисленными выступами и запа́дами, подчёркнутыми филёнками он также несёт три пышных барочных картуша на продолжении оконных осей. Центральный картуш, украшенный фигурами и возвышающейся на пьедестале большой короной, имеет усложнённые очертания, характерные для немецкого искусства. На осях колонн, на аттике размещены четыре статуи с характерными для аллегорий петровского времени атрибутами. Подобный портал одновременно с Зимним дворцом Петра возводился Гербелем перед входом в церковь Исаакия Далматского.

С постройкой Зимнего дворца Петра I заканчивается пора скромных царских жилищ — этот дворец становится самым торжественным в Петербурге. При этом всеми своими членениями, масштабностью, размерами окон и высотой карниза дворец органично связан с окружающей застройкой по набережной Невы, что даёт основание говорить о закладке основ ансамблевого зодчества, характерного для петербургской архитектуры последующей эпохи.

К осени 1723 года новая часть дворца была готова. 24 ноября здесь, в новом Кавалерском зале, происходил большой пир, закончившийся прекрасным фейерверком на льду Невы[8]. А 9 декабря в Большой дворцовой зале, в присутствии всего двора и множества приближённых, состоялось обручение герцога Голштинского со старшей дочерью Петра I Анной. Большой зал был весьма велик — 17,95 на 11,56 метров, высота — 6,69 метров. Стены завершал фриз и карниз, которые венчала падуга. С прямоугольного панно на потолке свисали пять больших паникадил. Именно этот зал стал «Печальной», или «Погребальной салой» Петра Великого.

В 1725 году в этом дворце Пётр I скончался.

Зимний дворец Екатерины I (служебные корпуса Зимнего дома)[править | править код]

После смерти царя в 1726—1727 годах по указанию Екатерины I дворец был расширен Доменико Трезини в сторону Большой Немецкой улицы. Также сооружаются каре служебных корпусов по периметру участка, засыпан гаванец. Вместо многочисленных, разновременных и разнохарактерных построек, находившихся на участке, предстояло создать двухэтажное здание значительной протяжённости с ритмически членёнными скромными фасадами, выходящими на канал и Большую Немецкую улицу, где планировалось соорудить арку для въезда в большой парадный двор. Всё делалось с невероятным «поспешанием».

Некоторые работы продолжались и после смерти Екатерины I, создавались интерьеры для Петра II. Последние изменения внешнего облика относятся к 1731 году в связи с возвращением двора в Петербург из Москвы. Однако Анна Иоанновна поселилась в доме Апраксина, стоявшем на той же Верхней набережной, но ближе к Адмиралтейству. Впоследствии Старый Зимний дворец использовался для различных нужд императорского двора, а при Елизавете Петровне в нём разместили лейб-кампанскую роту, с помощью которой дочь Петра I заняла царский престол. В конце XVIII столетия на этом месте был выстроен Эрмитажный театр.

Открытие дворца в XX веке[править | править код]

Казалось, Зимний дворец Петра был потерян и навсегда погребён под новым зданием театра архитектора Джакомо Кваренги. Предпринятое Николаем I исследование обнаружить «палату, в коей скончался государь Петр Великий», не увенчалось успехом.

Первые архитектурные исследования были проведены сотрудником Отдела главного архитектора Эрмитажа Евгенией Михайловной Баженовой в 1976, 1979 и 1981 годах. Серия зондажей, заложенных по зданию Эрмитажного театра, позволила выявить границы старых стен петровского дворца, так называемых «Малых палаток». Последующие раскрытия и натурные изыскания, осуществлённые в 1985—1987 годах, дали возможность произвести графическую реконструкцию и, привлекая обширный документальный материал, определить этапы строительства Зимнего дома Петра I. В группу исследователей входили архитекторы Г. В. Михайлов, В. К. Галочкин, И. В. Бурковская, В. В. Ефимов.

Читайте также:  Как построить дом из теплой керамики

Музеефикация фасада дворца

Исследования, выполненные архитекторами, показали, что при строительстве Эрмитажного театра Кваренги сохранил отдельные стены цокольного и первого этажей петровского дворца, а также целые группы помещений различного назначения. Причиной этому могли стать сжатые сроки — архитектору дали полтора года на возведение Эрмитажного театра. Из экономии времени в 1783 году он стал использовал часть царских хором в качестве цокольного этажа для зала и сцены[9].

В пространстве под сценой театра была обнаружена часть парадного двора, окруженного с двух сторон аркадами обходных галерей и анфиладами комнат Зимнего дворца. Участок земли, примыкающий к фасаду, при воссоздании выложен клинкерным кирпичом, как это было при Петре I, а в более высокой части двора — булыжником (середина XVIII века). На поверхности стен, сохранивших элементы архитектурного декора — руст и медальоны, под слоями штукатурки более позднего времени были обнаружены частицы краски, в соответствии с цветом которой стены были окрашены в наше время. Так внутри памятника конца XVIII века начал вырисовываться не менее ценный памятник начала того же столетия.

Сохранились и несколько комнат первого этажа «Малых палаток» Петра I. В трёх из них воссозданы исторические интерьеры, причём убранство комнат восстановлено согласно документам, описывающим проведенные в них работы: стенные панно из голландской плитки, наборные паркеты, дубовые ставни и переплеты окон. В кабинете Петра I сохранились печь и камин, изразцовая отделка которых восстановлена также «на голландский манер». Обстановка составлена из предметов, принадлежавших Петру I, которые хранятся в коллекции Эрмитажа.

Кроме того, на двух этажах театра вдоль Зимней канавки сохранились двенадцать жилых покоев «Новопостроенных палат» императрицы Екатерины I, созданных Доменико Трезини в 1726—1727 годах.

Экспозиция[править | править код]

В восстановленных помещениях дворца в 1992 году открылась постоянная экспозиция. Коллекцию сформировали из личных вещей императора Петра I, сохранившихся в фондах Эрмитажа. Среди экспонатов есть токарный станок в рабочем состоянии, плотницкие инструменты, стол и стулья из петровского дворца. Исторические интерьеры восстановили в трёх комнатах, ориентируясь на документы, описывающие проведённые в них работы: стенные панно из голландской плитки, наборные паркеты, дубовые ставни и переплёты окон[9].

Вход для посетителей со стороны Дворцовой набережной (дом № 32). Среди раскрытых и восстановленных интерьеров следует отметить следующие экспозиции:

  • Кабинет

Интерьер украшают карта Балтийского моря и живописные полотна: «Вид Нового моста в Париже» (Х. Моммерс) и «Портрет Петра I» (Питер ван дер Верф)[10]. Конторка Петра I[11] была изготовлена в Англии по чертежу царя. На ней можно видеть зрительную трубу, солнечные и механические часы, чернильницу, песочницу, а также янтарную шкатулку, подаренную Петру I прусским королём Фридрихом Вильгельмом I.

  • Столовая

Интерьер украшают фламандская шпалера и картины голландских художников XVII в. На столе — китайское фарфоровое блюдо, голландской работы хрустальный кубок с гравировкой, ведерко-холодильник из Аугсбурга с бутылкой вина, найденной здесь же, при раскопках центральной части дворца. Между окон — часы английской работы с миниатюрным портретом Петра I[12].

  • Токарная

Главная достопримечательность — токарно-копировальный станок английского мастера Георга Занепенса[13].

  • Парадный двор

Здесь можно увидеть карнавальные сани[14] и садовую коляску Петра I — редчайший образец прогулочного экипажа начала XVIII века[15].

  • Восковая персона Петра I

Пётр I скончался 28 января 1725 года в «Конторке» — рабочем кабинете, находившемся в западной части дворца. Сразу после смерти императора К. Б. Растрелли снял с его лица гипсовую маску и сделал слепки с кистей рук и ступней ног. По этим слепкам и маске (маску для отливок смешивали из воска, смолы и мела) в 1725 году им была создана «Персона»[16]. Под некогда существовавшей «Погребальной салой», где отпевали Петра Великого, сохранилось помещение дворцовой кордегардии (караульня), в которой было решено экспонировать «Восковую персону».

Парик, усы и брови «персоны» сделаны из подлинных волос императора, остриженных из-за сильной жары в Персидском походе 1722 года. Глаза написаны по финифти на золотой основе живописцем Андреем Овсовым. На Петре костюм из его гардероба, европейского образца: кафтан, камзол, короткие штаны-кюлоты, кружевное жабо, шелковые чулки и кожаные башмаки. Вырезанное из липы туловище соединяется с руками и ногами круглыми шарнирами, позволяющими принимать разные позы.

  • Токарная

  • Столовая

  • Часы

  • Собака Петра I

  • Восковая персона Петра I

См. также[править | править код]

  • Летний дворец Петра I
  • Зимний дворец Елизаветы Петровны
  • Эрмитажный театр

Примечания[править | править код]

  1. ↑ РГАДА, ф. 9, оп. 2, ч. 3, кн. 57, л. 41. Это же распоряжение подтверждено в январе 1716 года
  2. ↑ РГИА, ф. 467, оп. 4, д. 513, л. 11 об. — 12
  3. ↑ РГИА, ф. 467, оп. 1 (73/187), кн. 7, ч. III, д. 221, л. 925
  4. ↑ РГИА, ф. 467, оп. 1 (73/187), кн. 7, ч. III, д. 222, л. 930
  5. ↑ РГИА, ф. 467, оп. 4, д. 513, л. 4
  6. ↑ РГИА, ф. 467, оп. 1 (73/187), кн. 7, ч. III, д. 217, л. 912
  7. ↑ РГИА, ф. 467, оп. 2. Кн. 18а. л. 382—383.
  8. ↑ Дневник камер-юнкера Ф. В. Берхгольца, ведённый им в России с 1721 по 1725 год // пер. с нем. И. Ф. Амона. Ч. 3. М., 1862. С. 257
  9. 1 2 Музейный гид 2014. Зимний дворец Петра I — Государственный Эрмитаж
  10. ↑ Портрет Петра I. 1690-е гг. Питер ван дер Верф Архивная копия от 21 сентября 2013 на Wayback Machine
  11. ↑ Конторка Петра I с откидной крышкой. Около 1720 г. Великобритания. Лондон Архивная копия от 21 сентября 2013 на Wayback Machine
  12. ↑ Часы настольные. 1720-е гг. Генри Торнтон. Лондон Архивная копия от 21 сентября 2013 на Wayback Machine
  13. ↑ Станок токарно-копировальный боковой. 1710-е гг. Мастер Джордж Занепенс (Юрий Курносый). Россия, Санкт-Петербург Архивная копия от 21 сентября 2013 на Wayback Machine
  14. ↑ Карнавальные сани. Первая четверть XVIII века. Польша Архивная копия от 21 сентября 2013 на Wayback Machine
  15. ↑ Садовая коляска Петра I. По проекту Никола Пино; мастера Ж. Мишель, В. Белен, художник Л. Каравак. 1724 г. Россия (?) Архивировано 4 февраля 2013 года.
  16. ↑ «Восковая персона» на сайте Эрмитажа Архивная копия от 21 сентября 2013 на Wayback Machine

Литература[править | править код]

  • В. М. Глинка, Ю. М. Денисов, М. В. Иогансен и др.; Под общ. ред. Б. Б. Пиотровского  /. Эрмитаж. История строительства и архитектура зданий. — Л.: Стройиздат, Ленинградское отделение, 1989. — С. 25—32. — 560 с.

Ссылки[править | править код]

  • Об экспозиции «Зимний дворец Петра I» на сайте Эрмитажа

Источник