Дом в который построил пикассо
Продается дом Пабло Пикассо

12 октября состоится один из главных аукционов года. Предметом торга станет шикарный дом, расположенный на Лазурном берегу во Франции и ранее принадлежавший великому Пабло Пикассо, — Mas de Notre Dame de Vie. Художник провел в нем последние 12 лет своей жизни и приложил немало усилий к созданию уникального по своему типу и архитектуре жилья. Эксперты Residence 365, которые занимаются организацией аукциона, рассказали «Коммерсантъ UK» об истории дома и его современном состоянии.
Лазурный берег считается одним из самых любимых мест для жизни и отдыха среди состоятельных людей. Мягкий средиземноморский климат, великолепная природа и чарующая средневековая архитектура делают Французскую Ривьеру практически синонимом комфортного, размеренного и роскошного образа жизни.
В 1947 году сюда, оставив шумный Париж, перебрался и испанский художник Пабло Пикассо. Он поселился со своей супругой Жаклин Рок сначала в городе Валлорис, а в 1961 году семья переехала в старую бастиду в городке Мужен недалеко от Канн. Здесь они жили вместе вплоть до смерти Пикассо в 1973 году.
За последние несколько десятилетий Лазурный берег пережил бум инвестиций в недвижимость. В наше время рынок жилья здесь пестрит изобилием предложений премиум-класса буквально на любой цвет, вкус и кошелек. Тем не менее Mas de Notre Dame de Vie по сей день считается одним из самых великолепных и знаменитых домов побережья. Во-первых, потому что сам гений в 60-х годах прошлого столетия приложил немало усилий и средств, чтобы отремонтировать и обустроить дом по своему вкусу. Во-вторых, современные реставраторы использовали лучшие материалы и технологии для восстановления дома. Как говорят эксперты Residence 365, им удалось создать уникальную атмосферу современной роскоши и максимального комфорта, но при этом cохранить историю дома, созданную великим художником.
Считается, что в этом доме Пикассо нашел уединение и вдохновение. В 30-е годы случился один из самых сложных и неровных периодов в творчестве художника. Его работы стали как никогда близки к сюрреализму, отражали агрессивные, болезненные и деформированные фигуры. Немного позже, в 40-е, его картины в основном были посвящены войне и смерти, в послевоенные годы — миру. И только переехав в Мужен, по мнению ряда ценителей творчества Пикассо, художник наконец-то обрел спокойствие и посвятил себя созданию портретов.
По словам экспертов Residence 365, после смерти Пикассо в доме остались сотни картин, рисунков, гравюр и скульптур.
Считается, что основоположник кубизма часто работал до позднего вечера или даже ночью, а спал днем. Чтобы полностью посвятить себя работе и не отвлекаться переходами из одного места в другое (изначально дом состоял из 24 комнат), первым делом он построил в доме большую студию с террасой. И по сей день с террасы поместья открывается захватывающий вид на средневековый Мужен, Канны и Средиземное море.
Художник постепенно превращал старую постройку в дом мечты на протяжении всех 12 лет жизни в поместье и редко покидал его. По мнению экспертов, Пикассо сознательно искал уединения и жил здесь как отшельник.
Сегодня Mas de Notre Dame de Vie — это более 1710 кв. метров жилой площади, из них 1215 кв. метров — главный дом. Поместье окружено прекрасным садом в 8 гектаров, где расположены теннисный корт, бассейн, летняя кухня, тренажерный зал, спа-центр с турецкой баней, массажными и раздевалками, душем и прачечной. Как говорят в Residence 365, сад был полностью отреставрирован до вида первоначального дизайна Пикассо: с древними оливковыми деревьями, аутентичными, восстановленными оранжереями, каменными ступенями, деревенской хижиной и различными террасами. На территории также расположены гостевой дом площадью 250 кв. метров и дом прислуги площадью в 120 кв. метров.
Поместье пустовало 30 лет с момента смерти Жаклин Роке в 1986 году. После кончины супруга она оставила в доме в буквальном смысле все как было. По словам нынешнего владельца, даже очки для чтения художника лежали, скорее всего, там, где их оставил сам Пикассо. В итоге до наших дней поместье дошло полуразрушенным. Но недавно последнему дому великого Пикассо было решено дать вторую жизнь. При реставрации поместья использовались лучшие материалы и технологии, например: самые современные системы автоматизации, безопасности, обогрева и охлаждения. Для отделки помещений использовались самые лучшие и дорогие материалы.
Руководил процессом реставрации известный бельгийский архитектор Аксель Вервордт. Главной целью было вернуть поместью такой же облик, как во время жизни Пикассо, но при этом оснастить его всеми современными удобствами. На первый взгляд несложная задача на практике обернулась кропотливой работой сотни мастеров на протяжении двух лет.
Несмотря на огромные размеры поместья, команде реставраторов во главе с Вервордтом удалось создать чрезвычайно комфортную и теплую атмосферу. На территорию можно попасть с двух сторон через ворота, оснащенные камерами наблюдения. Вход на первом этаже ведет в просторный зал, комнату для завтраков, кухню, студию и галерею.
Королевская спальня, как ее назвали архитекторы, тоже расположена на первом этаже, и из нее открывается прекрасный вид на окрестности Мужена. В ней есть просторная гардеробная и роскошная ванная комната. Также на первом этаже располагаются еще четыре больших спальни, каждая с ванными комнатами и гардеробными. Здесь же находятся прачечная и место для персонала.
На уровне сада есть вторая гостиная комната с камином, прилегающая к садовому залу с арочными дверьми, ведущими на террасу и кухню с климатизированным винным погребом на 5000 бутылок.
До всех этажей можно добраться на лифте или по каменной винтовой лестнице. На территории есть пять отдельных гостевых апартаментов, три из которых с собственной гостиной.
Если принять во внимание историю Mas de Notre Dame de Vie, современную реставрацию и оснащение поместья, эта резиденция вряд ли имеет себе равных на Лазурном берегу. В этом можно убедиться, отправившись на специальные просмотры дома, которые пройдут 22 и 29 сентября.
Организаторы аукциона надеются на крайне прибыльные торги. Стартовая цена — €20 200 000. По предварительным оценкам, дом, в котором жил великий Пабло Пикассо, уйдет с торгов за 32–38 млн евро.
Юлия Готтштейн
Источник
Париж. Прогулка по Монмартру в компании с Пикассо
«Искусство смывает пыль повседневности с души». Это слова художника Пабло Пикассо, к творчеству которого относятся по-разному. Понять его картины непросто, но никто не отрицает гениальности художника.
По свежим впечатлениям от посещения парижского музея Пабло Пикассо, находящегося в квартале Маре, я отправилась искать на Монмартре следы молодого Пабло.
Перефразируя слова Пикассо, хотелось, чтобы Монмартр «смыл пыль» недоверия к Парижу с моей души. Недоверие, вызванное толпами туристов и перекопанными улицами в центре, у главных достопримечательностей, перекрытым после пожара доступом к Собору Парижской Богоматери. Хотелось найти уголок «того» Парижа, каким он мне представлялся по книгам Ремарка и картинам художников начала 20-го века.
Собор Сакре-Кер.
Лицо Монмартра – открывающийся издалека вид на собор Сакре-Кер, белоснежный, построенный в византийском стиле, с витражами в окнах, высокой колокольней. На строительство его в общей сложности ушло 40 лет, и закончилось оно только в 1914 году.
Мне же хотелось увидеть на Монмартре места, связанные с художниками, начинавшими свой творческий путь здесь в начале 20-го века. Тогда Монмартр еще не был осажден туристами, и на Мельничном Холме творили художники разных направлений: импрессионисты, постимпрессионисты, авангардисты начала 20 века. Модильяни, Тулуз-Лотрек, Утрилло, Анри Руссо, Матисс, Ренуар… Но в первую очередь интересовал Пабло Пикассо, о чьей бурной молодости на Монмартре много читала.
Морис Утрилло. Улица Норвен на Монмартре.
Морис Утрилло. Улица Норвен на Монмартре.
Если начать спускаться с холма за собором Сакре-Кер, то еще можно найти уголки и улочки с картин художников той эпохи. С необычными балкончиками и окнами дома. Везде много цветов. На стенах домов сохранились старинные таблички и фигурки.
Морис Утрилло.Вид на Монмартр.
Морис Утрилло.Вид на Монмартр.
Все это создает парижский шарм, который так хотелось почувствовать.
Домики с необычными окнами. Везде много цветов. Вывеска кафе из прошлого века.
Площадь Place Tertre, где раньше художники торговали своими картинами, сохранила свое предназначение.
Вывески на углу к площади Tertre
Вывески на углу к площади Tertre Париж. Прогулка по Монмартру в компании с Пикассо
Что связывает Пабло Пикассо с Монмартром.
Художник впервые приехал в Париж в 1900 году, когда ему было всего 19 лет. Испанец, родом из Малаги, он привез на Всемирную выставку одну свою картину.
Париж. Прогулка по Монмартру в компании с Пикассо
А в 1904 г. Пабло поселился на Монмартре, в общежитии Бато-Лавуар — «Корабле-прачечной».
Фото «Корабля-прачечной» начала 20-го века.
Название «Корабль-прачечная» общежитие получило потому, что было похоже на плавучую баржу на Сене, где также в окнах постоянно сушилось белье. В мастерские и общежитие было переоборудовано здание рояльной фабрики. 5-ти этажное с одной стороны оно было похоже на курятник, с другой это был одноэтажный барак. Здесь не было газа и электричества, на все здание был единственный туалет и кран с водопроводной водой. Но несмотря на убогость «Корабль-прачечная» считался элитным клубом, пристанищем богемы, где из-за дешевой арендной платы и селились свободомыслящие творческие личности. Постоянные тусовки с выпивками и танцами не мешали создавать художникам свои картины, ставшие известными и очень дорогими сейчас во всем мире.
Пикассо поселился в Бато-Лавуар вместе со своим псом Фрика, позже с ним жила здесь его возлюбленная Фернанда Оливье, ставшая тоже довольно известной в Париже художницей. Здесь Пикассо творил в свои «голубой» и «розовый» периоды (с 1901 по 1906 годы). Картины в голубых, синих и зеленых тонах сменялись на теплые, золотисто-розовые. Именно здесь появилась серия «цирковых» картин, известная «Девочка на шаре», «Циркачи» и др.
Картина Пикассо из «циркового цикла» «голубого» и «розового» периодов
С 1907 г. Пабло Пикассо постепенно переходит к кубизму. В «Корабле-прачечной» он пишет скандально известную картину «Авиньонские девицы».
Сейчас от «Корабля-прачечной» сохранился только фасад одноэтажной части здания, выходящий на площадь Эмиля-Гудо. Еще с 1914 года художники начали разъезжаться. В 1965 году здание было признано историческим памятником, но сгорело через 5 лет. С 1978 года после реставрации здесь снова открылись художественные мастерские. В окне-витрине оформлена выставка памяти.
Памятная витрина при входе Бато-Лавуар сегодня
Вокруг Пикассо всегда было много приятелей, их даже называли «бандой» Пикассо, потому что они вели веселый и бесшабашный образ жизни, не особенно придерживаясь нравов. На одной из вечеринок, устроенной в честь Анри Руссо, на спор критик Андре Салмон съел свою шляпу и коробок спичек. Выше и ниже по улице от «Корабля-прачечной» находились театры и кабаре, где проводили время Пикассо с друзьями. Сохранились байки об их деяниях. Из Театра «Монмартр» Пикассо как-то выгнали с одного из представлений за то, что он бросил в актеров колбасу.
На бульваре Клиши находится кабаре «Мулен Руж», а на улице Лепик — Ветряная мельница «Мулен де ла Галетт». Здесь собиралась богема. В сарае «Мулен де ла Галетт» устраивались танцы. Эти места можно увидеть на картинах Пикассо, Ренуара, Рамона Касаса и других.
Кабаре Мулен Руж сегодня.
Сейчас в «Мулен де ла Галетт» находится один из шикарных ресторанов Парижа. Днем обед из трех блюд обойдется примерно в 30 евро.
Художники же часто расплачивались за свои обеды эскизами. Пикассо в том числе. Но рисунки свои он никогда не подписывал, наверное, зная их будущую цену. Когда владелец ресторана спросил, почему рисунки без подписи, Пикассо ответил: «Потому что хочу только купить только обед, а не весь твой ресторан».
Пикассо с друзьями также любили покутить в кабаре «Проворный кролик». Когда-то это был охотничий домик короля Генриха IV, потом пристанищем бандитов, а в начале 20-го года его облюбовали художники, жившие на Монмартре. Сейчас здесь можно попробовать абсент, а по вечерам бывают выступления танцовщиц канкана.
Кабаре «Проворный кролик» сегодня.
Кабаре «Проворный кролик» сегодня.
Через дорогу от «Мулен де ла Галетт» находится еще один ресторан «Le Coq Rico», где бывал Пикассо. У него здесь был любимый десерт Lile Flottante, который сейчас можно купить за 6 евро. В этом ресторанчике можно пообедать подешевле, чем в «Мулен де ла Галетт». Даже с бокалом вина обед обойдется в 15-20 евро.
Монмартр был пристанищем Пабло Пикассо до 1912 года.
Можно сказать, что из нищеты Пикассо вытащил русский коллекционер Щукин. Он познакомился с Пикассо через Матисса. До него картины Пикассо не продавались, а к 1917 году Щукин приобрел у Пикассо не менее 50 картин. Благодаря деньгам Щукина Пикассо переехал в фешенебельную квартиру на бульваре Монпарнас.
Париж гордится Пикассо, ведь на его картинах, пусть не всеми узнаваем, изображен Париж.
Сохранившийся виноградник напротив «Проворного кролика».
По закоулкам и кривым улочкам Монмартра можно гулять бесконечно. Здесь еще сохранились последние виноградники. Все, что тебя окружает, сочетается в одном стиле: брусчатка улиц, фонари, крыши, вывески кафе и магазинов, увитые плющом дома, в окнах много французских флагов. Виды и атмосфера потрясающие.
Париж. Прогулка по Монмартру в компании с Пикассо
В завершении — несколько очень точных высказываний Пабло Пикассо — его руководство в живописи:
- Я могу рисовать как Рафаэль, но мне понадобится вся жизнь, чтобы научиться рисовать так, как рисует ребенок.
- Я изображаю предметы так, как я о них думаю, а не так, какими я их вижу.
- Все, что ты можешь вообразить — реально.
Может быть, эти мысли художника помогут понять и его творчество.
Источник
Музей Пикассо и Дом-музей Пикассо в Малаге
Жители Малаги гордятся своим земляком — Пабло Пикассо. Даже если вы ничего не смыслите в живописи, все же стоит побывать в Музей Пикассо и доме, где родился великий художник.
Дом-музей Пикассо (Fundación Picasso Museo Casa Natal)
Два из шести испанских музеев, рассказывающих о творчестве удивительного художника Пабло Пикассо, находятся в Малаге – родном городе мастера.
Дом-музей Пикассо и Фонд Пикассо
Дом-музей Пикассо (Museo Casa Natal) находится на площади Мерсед (Museo Casa Natal). Именно здесь, в здании №15, 25 октября 1881 года родился, рос, писал первые картины, переживал первые успехи и неудачи Пабло Руис-и-Пикассо. Музей хранит воспоминания о детстве и семье художника. На первом этаже расположено небольшое собрание ранних работ Пикассо — керамика, графика, рисунки; на втором — жилые комнаты и мастерская отца, Хосе Руиса Бласко. В музее собраны вещи, принадлежавшие семье Пикассо и ему самому (в основном, детские), фотографии. В 1983 году дом-музей получил статус объекта Национального интереса.
На верхнем этаже здания помещается штаб-квартира фонда Пабло Пикассо (Fundación Picasso), который в 1988 г. создала мэрия Малаги.
Время работы
ПН-ВС 09:30 — 20:00;
24 и 31 декабря 09:30 — 15:00;
1 января и 25 декабря закрыто.
Билеты
Постоянная выставка + временная выставка + аудиогид — €4.
По воскресеньям с 16:00 бесплатный вход.
Актуальная информация на сайте.
Музей Пикассо
Музей Пикассо (Museo Picasso Málaga), фото Llecco
Дом-музей Пикассо находится недалеко от дворца Буэнависта (Palacio de Buenavista), в котором сегодня разместился Музей Пикассо (Museo Picasso Málaga).
Дворец Буэнависта построили в XVI веке на руинах мавританского замка по приказу правителя Малаги Диего де Касалья. За свою историю дворец был королевской резиденцией, учебным центром, госпиталем Красного Креста, здесь размещалась экспозиция художественного музея провинции Малага. В 2003 г. в стенах дворца Буэнависта открылся Музей Пикассо.
Постоянная выставка называется «Восемь десятилетий искусства Пикассо» и раскрывает разные эпохи творчества знаменитого мастера, с 1892 по 1972 годы. В музее представлена большая коллекция работ художника — 285 картин, скульптуры, керамика. Почти все произведения искусства музею подарили родственники художника: невестка Кристина Руис-Пикассо и внук Бернард. Одна из самых понятных неподготовленному зрителю картин — это портрет первой жены Ольги Хохловой. А вот остальных своих женщин художника рисовал уже в кубистической манере.
Ольга Хохлова в мантилье (1917 г.)
Кроме постоянной экспозиции залы музея принимают временные тематические выставки.
В 2009 году Малагский музей Пикассо объединился с домом-музеем Пикассо.
В зале музея, фото Museo Picasso Málaga
Музей работает ежедневно
Март-июнь и сентябрь-октябрь — с 10:00 до 19:00,
июль-август — с 10:00 до 20:00,
ноябрь-февраль — с 10:00 до 18:00.
Музей закрыт 1 января, 6 января и 25 декабря.
Билеты
Постоянная экспозиция — €7 (льготный — €5,50);
временная выставка — €6,50 (льготный — €4);
постоянная экспозиция + временная выставка — €12 (льготный — €7);
дети (6-16 лет) — бесплатно.
Бесплатный вход по воскресеньям в течение последних 2-х часов, в День Андалусии (28 февраля), Международный день музеев (18 мая), Всемирный день туризма (27 сентября).
Есть аудиогид на русском.
Дом-музей Пикассо
Музей Пикассо
Как добраться до Дома-музея Пикассо?
Ехать на автобусе 1, 36, 37, C1, C2, N2 до остановки Victoria или Plaza de la Merced.
Как добраться до Музея Пикассо?
Ближайшая автобусная остановка Paseo del Parque (Plaza Marina). Автобусы: 1, 3, 4, 11, 14, 16, 19, 25, 32, 33, 34, 35, 36, 37, А, С1, Е, N1.
Как я экономлю на отелях?
Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru. Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.
Отели со скидкой здесь
Источник
Жизненный путь великого художника и покорителя женских сердец Пабло Пикассо
Привет, друзья!
Пабло Пикассо, полное имя которого Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Криспин Криспиниано Мария Ремедиос Де Ла Санти-Сима Тринидад Руис Пикассо — испанский художник, скульптор, гравер, керамист, дизайнер и сценограф, один из величайших и самых влиятельных художников XX века, а также создатель произведений искусства в стиле кубизма, сюрреализма и постимпрессионизма.
Огромное количество работ Пикассо сохранилось до наших дней, а легенды об этом удивительном человеке с мрачным и пронзительным взглядом продолжают жить. Он суеверно верил, что работа сохранит ему жизнь. Почти 80 лет Пикассо посвятил искусству, сделав значительный вклад в развитие современного искусства.
Давайте сегодня поговорим о его жизни, работах, путешествиях, переживаниях и музах, вдохновлявших его творить.
Ранние годы
Пабло Пикассо родился в семье Хосе Руиса Бласко, художника, и Марии Пикассо Лопес. Его склонность к рисованию начала проявляться рано. К 10 годам он уже стал учеником своего отца в Ла-Корунье, куда семья переехала в 1891 году.
Вскоре его необычная способность экспериментировать позволила ему превзойти своего отца-наставника. В Ла-Корунье Хосе помог сыну организовать выставку, когда мальчишке было всего 13 лет.
Семья переехала в Барселону осенью 1895 года, и Пабло поступил в местную художественную академию, куда его отец устроился на работу. Семья надеялась, что их сын добьется успеха в качестве академического художника.
Столица Испании была следующей остановкой для молодого художника, стремящегося получить признание и оправдать надежды семьи. Осенью 1897 года Пабло Руис отправился в Мадрид и поступил в Королевскую академию Сан-Фернандо. Но, находя преподавание там глупым, он все чаще проводил время, изучая жизнь вокруг себя, в кафе, на улицах, в борделях и в Прадо, где он открыл для себя испанскую живопись.
Он писал: «Музей живописи прекрасен. Веласкес первый класс; у Эль Греко несколько великолепных работ, Мурильо поражает меня в каждой своей картине.” Работы этих и других художников захватывали воображение Пикассо в разные периоды его долгой карьеры.
Весной 1898 года гений заболел и провел полгода в каталонской деревне Орта-де-Эбро в компании своего барселонского друга Мануэля Паллареса.
Когда Пикассо вернулся в Барселону в начале 1899 года, он сильно изменился: прибавил в весе, научился жить в сельской местности, говорил по-каталонски и, что самое важное, принял решение порвать с учебой в художественной школе и отказаться от семейных планов на будущее. Также он стал отдавать предпочтение фамилии матери и подписывать свои работы П. Р. Пикассо; к концу 1901 года он вообще отказался от фамилии Руис.
В Барселоне Пикассо вращался в кругу каталонских художников и писателей, чьи взоры были обращены к Парижу. Он провел свою первую барселонскую выставку в феврале 1900 года, где было представлено более 50 портретов в смешанной технике.
Мрачная модернистская картина «Последние мгновения», изображающая визит священника к постели умирающей женщины, была принята на испанскую Всемирную выставку в Париже в том же году.
Страстно желая увидеть свою собственную работу на выставке и прочувствовать Париж, Пикассо отправился в компании своего товарища по студии Карлеса Касагемаса покорять если не Париж, то хотя бы уголок Монмартра.
Париж
Одним из главных художественных открытий Пикассо в этой поездке был цвет — не тусклые краски испанской палитры, не черный цвет испанских платков, не охра и коричневый цвет испанского пейзажа, а яркий цвет — цвет Винсента Ван Гога, новой моды, города, празднующего Всемирную ярмарку.
Используя уголь, пастель, акварель и масло, Пикассо написал свою первую французскую картину во французской столице «Влюбленные на улице» (1900).
«Влюбленные на улице», 1900 г.
Источник: https://ru.artsviewer.com/picasso-31.html
Всего через два месяца Пикассо вернулся в Испанию вместе с Касагемасом, который впал в уныние из-за неудачного романа. Безуспешно попытавшись развлечь своего друга в Малаге, Пикассо уехал в Мадрид, где работал художественным редактором в новом журнале «Арте Ховен».
Касагемас вернулся в Париж, попытался застрелить женщину, разбившую его сердце, а затем застрелился сам. Это стало большим ударом для Пикассо, и дело было не только в том, что он потерял своего верного друга и, возможно, испытывал чувство вины за то, что бросил его наедине; он приобрел эмоциональный опыт и материал, которые стимулировали мощную выразительность произведений так называемого голубого периода.
Несколько месяцев спустя, в 1901 году, Пикассо написал два посмертных портрета Касагемаса, а также две похоронные сцены, и в 1903 году Касагемас появился в загадочной картине La Vie.
Голубой период
Между 1901 и серединой 1904 года, когда синий был преобладающим цветом в его картинах, Пикассо жил в Барселоне и Париже, перенося материал для своих работ из одного места в другое.
Например, его визиты в женскую тюрьму Сен-Лазар в Париже, которые предоставили ему бесплатные модели и убедительные сюжеты («Суп» (1902)), нашли отражение в его изображениях барселонских уличных людей — слепых или одиноких нищих. Тема материнства (женщинам разрешалось ухаживать за своими грудными детьми) также занимала Пикассо в то время, когда он искал материал, который лучше всего выражал бы традиционные художественно-исторические сюжеты.
«Суп», 1902 г.
Источник: https://picassolive.ru/blog/pictures/pablo-pikasso-sup-1902/
Переезд в Париж и период розы
Пикассо окончательно принял решение переехать в Париж весной 1904 года, и его работа отражает изменение духа и особенно реакцию на различные интеллектуальные и художественные течения. Он сдружился с поэтом Гийомом Аполлинером. Для обоих мужчин бродячие исполнители стали своеобразным напоминанием о положении художника в современном обществе.
Личная жизнь Пикассо также изменились, в конце 1904 года он начал встречаться с Фернандой Оливье. Она была его музой во время их поездки в Госоль в 1906 году («Женщина с хлебами»).
Цвет никогда не давался Пикассо легко, и он вернулся к более испанской (то есть монохромной) палитре. Оттенки голубого периода были заменены с конца 1904 по 1906 год в так называемом розовом периоде тонами керамики, плоти и самой земли.
«Женщина с хлебами», 1906 г.
Источник: https://picassolive.ru/blog/pictures/pablo-pikasso-zhenshhina-s-xlebami-1906/
«Авиньонские девицы»
К концу 1906 года Пикассо начал работу над большой композицией, которая получила название Les Demoiselles d’Avignon (1907). Его обращение с женским телом и маскообразная живопись лиц (под влиянием изучения племенного искусства, которое некоторые критики позже назвали негритянским или африканским периодом) сделали эту работу спорной.
Картина «Мадемуазель», позднее названная в честь Авиньонской улицы в Барселоне, где находились популярные бордели, была воспринята шокирующее. Художник даже на несколько лет спрятал ее от всеобщего обозрения.
«Авиньонские девицы», 1907 г.
Источник: https://ru.wikipedia.org/
Кубизм
Актуальным остается вопрос, кто “изобрел” кубизм — Пабло Пикассо или Жорж Брак. Пикассо и Брак тесно сотрудничали в течение 3 лет — и они разработали то, что стало известно как аналитический кубизм.
Ранние кубистические картины часто неправильно понимались критиками и зрителями, потому что считались чисто геометрическим искусством. Однако сами художники считали, что они представляют новый вид реальности, который оторвался от ренессансной традиции, особенно от использования перспективы и иллюзии. Например, они показывали несколько видов объекта на одном и том же холсте, чтобы передать больше информации, чем могло бы содержаться в одном ограниченном иллюзионистическом представлении.
В 1910 году последовала серия герметических портретов. Палитра вновь была ограничена монохромными охрами, коричневыми и серыми тонами.
К 1915 году жизнь Пикассо изменилась, как и направление его творчества. В конце того же года умерла его возлюбленная Ева, и картина, над которой он работал во время ее болезни («Арлекин» (1915)), свидетельствует о его горе — наполовину Арлекин, наполовину Пьеро, художник перед мольбертом держит незаконченное полотно на черном фоне.
«Арлекин», 1915 г.
Источник: https://picassolive.ru/blog/pictures/pablo-pikasso-arlekin-1915/
Парад
Первая мировая война разогнала круг друзей Пикассо; Аполлинер, Брак и многие другие ушли на фронт, в то время как большинство испанских соотечественников Пикассо вернулись на свою родину, которая являлась нейтральной стороной.
Пикассо остался во Франции, и с 1916 года его дружба с композитором Эриком Сати привела его в новый авангардный круг. Лидером круга талантов, часто посещавшего кафе «Ротонда», был молодой поэт Жан Кокто. Его идея поставить театральную постановку военного времени в сотрудничестве с русскими балетом Сергея Дягилева привела к постановке «Парада».
Сати работал над музыкой, а Пикассо над декорациями и костюмами. Работа началась в 1917 году, и хотя Пикассо не любил путешествовать, он согласился поехать с Кокто в Рим, где они обратились к Дягилеву и хореографу Леониду Массине. Тогда же Пикассо познакомился со своей будущей женой, танцовщицей Ольгой Хохловой.
Парад впервые был проведен в мае 1917 года в театре Шатле в Париже, где его сочли не чем иным, как попыткой подорвать солидарность французской культуры. Сати, похоже, был главной мишенью для оскорблений, в то время как Пикассо обезоружил публику контрастом между его в основном реалистичным сценическим занавесом и поразительными кубистическими конструкциями, которые носили персонажи балета.
В 1921 году у Пикассо и Ольги родился сын Пауло. А сам Пикассо стал любимцем в светских кругах, поэтому продолжил сотрудничество с русским балетом и создал эскизы для «Треугольной шляпы» Мануэля де Фальи (1919), «Пульчинеллы» Игоря Стравинского (1920), «Куадро фламенко» де Фальи (1921) и балета «Меркюр» Сати (1924).
Пабло и Ольга
Сюрреализм
У Пикассо были тесные связи с самым влиятельным литературным и художественным движением между двумя Мировыми Войнами — сюрреализмом. Творчество Пикассо обрело новое измерение благодаря контактам с его друзьями-сюрреалистами, в том числе и писателями.
Сюрреалистическое движение дало Пикассо новые сюжеты, особенно эротические. В 1930-е годы художник, как и многие писатели-сюрреалисты, часто играл с идеей метаморфозы. Например, образ Минотавра, чудовища греческой мифологии — наполовину быка, наполовину человека, — который традиционно рассматривался как воплощение борьбы между человеком и животным, становится в творчестве Пикассо не только воплощением этой идеи, но и своеобразным автопортретом.
Наконец, сюрреализм Пикассо нашел свое самое сильное выражение в поэзии. Он начал писать стихи в 1935 году, и в течение одного года, с февраля 1935 года по весну 1936 года, мужчина практически отказался от живописи. Сборники стихов были опубликованы в «Cahiers d’Art» (1935) и «La Gaceta de Arte» (1936, Тенерифе), а несколько лет спустя он написал сюрреалистическую пьесу «Le Désir attrapé par la queue» (1941, Желание, пойманное за хвост).
Скульптура
О Пикассо, как о великом скульпторе ХХ-го века заговорили только после его смерти, потому что он хранил большую часть своих работ в своей собственной коллекции. Начиная с 1928 года Пикассо начал работать с железом и листовым металлом в мастерской Хулио Гонсалеса в Париже. Затем, в 1930 году, он приобрел замок Буажелуп (к северо-западу от Парижа), где у него была скульптурная студия. Там, со своей любовницей и музой Мари-Терезой Вальтер, Пикассо начал работать над огромными гипсовыми головами. До конца своей жизни он продолжал работать в скульптуре, используя различные материалы.
Пабло и Мари-Тереза
1930-е годы
Жизнь с нетребовательной Мари-Терезой сильно отличалась с лихорадочным темпом жизни Ольги и ее буржуазного круга друзей. Оказавшись в Буажелу, Пикассо тайно жил с Мари-Терезой, и она стала объектом его лирических и эротических картин («Девушка перед зеркалом» (1932)). В 1935 году у них родилась дочь Майя.
Пикассо всегда вдохновлялся женщинами, которые были в его жизни и не отделял их друг от друга. Это видно из его работ, в которых одна женщина часто превращается в другую. Портретные картины Пикассо выдают его двойную жизнь, ибо картины его тогдашней тайной возлюбленной превращаются в ужасающие образы кричащих Ольг.
В 1936 году у него завязались отношения с французским фотографом Дорой Маар. В этот же период началась гражданская война в Испании. Хотя Пикассо никогда не возвращался в свою родную страну после 1934 года, его всегда волновала судьба Испании.
Дора Маар помогла ему завершить работу, отображающую происходящее в родной стране. Своей картиной художник показал своё осуждение бесполезному уничтожению жизни, а изображенный бык на полотне представлял собой надежду и победу над невидимым агрессором — фашизмом.
Пабло и Маар
Вторая мировая война
Выразительность форм и жестов в основном монохромной композиции «Герники» нашла свое отражение и в других работах Пикассо, особенно в картине «Плачущие женщины» (1937).
Во время войны Пикассо оставался во Франции в компании Маар и Хаймом Сабартесом, друга его студенческих лет в Барселоне. С тех пор Сабартес стал для художника секретарем, биографом и компаньоном.
После освобождения Парижа Пикассо возобновил выставку своих работ. Также он вступил в Коммунистическую партию, что привело к демонстрациям против его политических взглядов в самой галерее.
В то же время Пикассо открыл свою студию как для новых, так и для старых друзей, включая Жан-Поля Сартра, Пьера Реверди, Элюара, фотографа Брассая, английского художника Роланда Пенроуза и американского фотографа Ли Миллера, а также многих американских художников.
Уже в 1943 году в студии появилась молодая художница Франсуаза Жило, которая через несколько месяцев стала новой пассией Пикассо. В 1946 году Пикассо переехал на Средиземное море вместе с Жило, которая подарила ему двоих детей.
Последние годы
В 1953 году Франсуаза с двумя детьми ушла от Пикассо, и он провел несколько лет в одиночестве, живя в Париже и Калифорнии.
Через некоторое время он познакомился с Жаклин Рок, работавшей в гончарном цехе в Валлорисе, и вскоре она стала его верной спутницей и музой, вдохновившей его для всех поздних работ.
Пикассо оставался новатором и в последнее десятилетие своей жизни. Это привело к непониманию и критике как при его жизни, так и после, и только в 1980-х годах его последние картины стали цениться за их глубокое влияние на подрастающее поколение молодых художников.
Супруги похоронены в замке в Вовенарге, который Пикассо приобрел в 1958 году. Но годы супружеской жизни они провели на вилле Нотр-Дам-де-Ви в Мужене, где и умер легендарный художник в 1973 году.
В XXI веке работы Пикассо проданы за более чем 100 миллионов долларов. Он создал более 20 000 произведений искусства, включая керамику и театральные декорации. Его работы представлены в Метрополитен-музее (Нью-Йорк), Музее Пикассо в Барселоне и Музее Софии Рейны в Мадриде.
Читайте также:
Эрих Мария Ремарк — писатель «потерянного поколения», который рассказал миру о том, что говорят и думают солдаты в окопах
Лени Рифеншталь — «режиссер дьявола», красавица Третьего рейха и прародительница современной рекламы, дожившая до 100 лет
Удивительные факты о Зигмунде Фрейде, человеке, чьи теории одновременно вызывают восторг и сомнения
Источник