Если строитель построит дом и этот дом разрушится то

Читать Законы вавилонского царя Хаммурапи онлайн (полностью и бесплатно) страница 7

( 225) Если он сделал тяжелую операцию волу или же ослу и убил его, то он должен заплатить владельцу вола или же осла 1/4 его покупной цены.

( 226)clxvii Если цирюльник без дозволения рабовладельца сбрил рабский знак у чужого раба, то этому цирюльнику должны отрубить кисть руки.

( 227) Если человек обманул (?) цирюльника, и тот сбрил рабский знак у чужого раба, то этого человека должны казнить и повесить у ворот, а цирюльник должен поклясться: «Если бы. я знал, я бы не выбрил», и он будет оправдан.

( 228) Если строитель построил дом человеку и завершил его, то за один cap дома домовладелец должен ему дать в подарок 2 сикля серебра.

( 229) Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.

( 230) Если он убил сына хозяина, то должны убить сына этого строителя.

( 231) Если он убил раба хозяина, то он, строитель, должен отдать хозяину раба за раба.

( 232) Если он погубил имущество, то все, что он погубил, он должен возместить и, так как дом, который он построил, он не сделал прочно и тот рухнул, он должен также отстроить дом из собственных средств.

( 233) Если строитель построил человеку дом и работу свою не укрепил, и стена обрушилась, то этот строитель должен укрепить стену из собственных средств.

( 234) Если лодочник соорудил человеку судно, но свою работу сделал ненадежно, и это судно рассохлось (?) в том же году или оно имело другой недостаток, то лодочник должен это судно разобрать, а из собственных средств сделать прочное и отдать судовладельцу прочное судно.

( 235) Если лодочник соорудил человеку судно емкостью 60 гуров, то он должен дать тому в подарок 2 сикля серебра.

( 236) Если человек отдал свое судно в аренду лодочнику, а лодочник был нерадив и потопил судно или погубил, то лодочник должен возместить судно судовладельцу.

( 237) Если человек нанял лодочника и судно и нагрузил его зерном, шерстью, маслом, финиками или же любым другим грузом, а этот лодочник был нерадив и потопил судно и погубил то, что в нем было, то лодочник должен возместить судно, которое он потопил, и все, что погубил в нем.

( 238) Если лодочник потопил судно человека, а затем поднял его, то он должен заплатить серебром половину его покупной цены.

( 239) Если человек нанял лодочника, то он должен ему ieaтить 6 гуров зерна в год.

( 240) Если судно, идущее против течения, ударило судно, идущее по течению, и потопило его, то судовладелец, чье судно было потоплено, может клятвенно показать перед богом все, что погибло на его судне, и судно, шедшее против течения, которое потопило судно, шедшее по течению, должно возместить ему его судно и все погибшее у негоclxviii.

( 241)clxix Если человек забрал быка в залог, то он должен отвесить 1/3 мины серебраclxx.

( 242-43) Если человек нанял на один год скотину, то наемную плату за рабочее животное — 4 гура зерна, а наемную плату за переднее животноеclxxi — 3 гура зерна он должен дать его хозяину.

( 244) Если человек нанял вола или осла, и лев убил его в степи, то убыток — только его хозяина.

( 245) Если человек нанял вола и убил его нерадивостью или побоями, то он должен возместить вола за вола хозяину вола.

( 246) Если человек нанял вола и сломал ему ногу или же рассек ему шейную жилу, то он должен возместить вола за вола хозяину вола.

( 247) Если человек нанял вола и выколол ему глаз, то он должен заплатить хозяину вола половину его покупной цены серебром.

( 248) Если человек нанял вола и сломал ему рог, отрезал ему хвост или же повредил ему морду (?), то он должен заплатить серебром 1/5 его покупной цены.

( 249) Если человек нанял вола, и бог его поразил, и он издох, то человек, нанявший вола, может произнести божественную клятву и он будет свободен.

( 250) Если бык при своем хождении по улице забодал человека и умертвил его, то это дело не имеет основания для иска.

( 251) Если бык человека был бодлив, и его квартал указал ему, что тот бодлив, но он не закутал ему рога, быка своего не спутал, и этот бык забодал и умертвил сына человека, то тот должен заплатить 1/2 мины серебраclxxii.

( 252) Если это раб человека, то тот должен заплатить 1/3 мины серебра.

( 253)clxxiii Если человек нанял человека для управления своим полем и доверил ему скот и обязал его договором обрабатывать поле, то если этот человек украл семена или же фураж, а это было схвачено в его руках, ему должны отрубить его руку.

( 254) Если он забрал семена (?) и истощил скот, то он должен возместить убыток зерна, что он натворил.

( 255) Если скот того человека он отдал в наем или же украл семена и в поле ничего не вырастил, то этого человека должны уличить, и во время сбора урожая он должен отмерить по 60 гуров зерна за каждый бур площади поля.

( 256) Если он не может уплатить свое возмещение, то его должны растерзать на этом же поле с помощью скота.

( 257) Если человек нанял пахаря, то он должен ему платить по 8 гуров зерна в 1 год.

( 258) Если человек нанял погонщика волов, то он должен платить ему по 6 гуров зерна в 1 год.

Читайте также:  Дом построить в кургане

( 259) Если человек украл плуг с обрабатываемого поля, то он должен заплатить хозяину плуга 5 сиклей серебра.

( 260) Если он украл сошник или же борону, то он должен заплатить 3 сикля серебра.

( 261) Если человек нанял пастуха для пастьбы крупного и мелкого рогатого скота, то он должен платить ему по 8 гуров зерна в 1 год.

( 263) Если он погубил вола или же овцу, которые были ему даны, то он должен возместить их владельцу вола за вола, овцу за овцу.

( 264) Если пастух, которому были даны крупный рогатый скот и овца для пастьбы, получил всю свою наемную плату, и его сердце было удовлетворено, уменьшил количество крупного рогатого скота, уменьшил количество овец и сократил приплод, то он должен давать приплод и доход согласно по договору.

( 265) Если пастух, которому были даны для пастьбы крупный рогатый скот и овцы, был вероломным и изменил тавро и продал скот за серебро, то его должны уличить, и он должен возместить крупный рогатый скот и овец их владельцу в десятикратном количестве.

( 266) Если на скотном дворе появилась эпидемия или же лев побил скот, то пастух должен очиститься перед богом, а падеж на скотном дворе должен принять на себя хозяин скотного двора.

( 267) Если пастух был нерадив, и на скотном дворе появились чесотка (?), то пастух, который причинил ущерб от чесотки (?) на скотном дворе, должен восстановить поголовье крупного рогатого скота и овец и отдать владельцу их.

( 268) Если человек нанял вола для молотьбы, то его наемная плата 20 ка зерна.

( 269) Если он нанял для молотьбы осла, то его наемная плата — 10 ка зерна.

( 270) Если он нанял ягненка для молотьбы, то его наемная плата — 1 ка зерна.

( 271) Если человек нанял волов, телегу и ее погонщика, то он должен платить по 180 ка зерна за 1 день.

( 272) Если человек нанял только самое телегу, то он должен платить по 40 ка зерна за 1 день.

( 273) Если человек нанял наемника, то от начала года до пятого месяца он должен ему платить по 6 шеумов серебра за один день, а от шестого месяца до конца года он должен платить по 5 шеумов серебра за один день.

( 274) Если человек наймет мастерового, то наемная плата его … шеумов серебра, наемная плата кирпичного мастера — 5 (?) шеумов серебра, наемная плата ткача — 5 шеумов серебра, наемная плата гравера — … шеумов серебра, наемная плата … шеумов серебра, наемная плата кузнеца (?) — … шеумов серебра, наемная плата плотника — … шеумов серебра, наемная плата сапожника — … шеумов серебра, наемная плата корзинщика — … шеумов серебра, наёмная плата строителя — … шеумов серебра за один день oн должен платить.

( 275) Если человек нанял парусное (?) судно, то его наемная плата 3 шеума серебра за один день.

( 276) Если человек нанял весельное судно, то он должен платить в качестве его наемной платы 2 1/2 шеума серебра за один день.

( 277) Если человек нанял судно емкостью 60 гуров, то он должен платить в качестве его наемной платы 1/6 сикля серебра за 1 день.

( 278) Если человек купил раба или рабыню, и месяц не прошел, а на него обрушилась эпилепсия (?), то покупатель может вернуть его своему продавцу и получить серебро, которое он отвесил.

( 279) Если человек купил раба или рабыню, и по поводу него предъявлен искclxxiv, то только продавец обязан отвечать по иску.

( 280) Если человек купил в чужой стране раба или рабыню другого человека, а когда он явился в свою страну, хозяин раба или рабыни опознал своего раба или свою рабыню, то, если это раб и рабыня — дети страныclxxv, им должна быть предоставлена свобода безвозмездно.

( 281) Если они — сыны другой страны, то покупатель должен сказать перед богом количество серебра, которое он отвесил, а хозяин раба или рабыни может отдать тамкару серебро, которое тот отвесил, и выкупить своего раба или свою рабыню.

( 282) Если раб сказал своему господину: «Ты — не мой господин», то он должен уличить его в том, что он — его раб, а затем его господин может отрезать ему ухоclxxvi.

Источник

Урок истории по теме «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»

Класс: 5.

Тема: «Вавилонский царь Хаммурапи и
его законы».

Цели урока:

  • показать значимость появления законов для
    усиления Вавилонского царства;
  • подвести учащихся к пониманию того, что
    Хаммурапи;
  • защищая в этих  законах интересы широких
    слоев населения, отстаивал, прежде всего,
    интересы рабовладельцев;
  • развивать логическое мышление; продолжить
    работу по формированию исторических понятий.

Новые понятия: закон, суд, судить.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

  • Проверка явки учащихся.
  • Проверка готовности к уроку.

Изучение нового материала

Учащиеся уже познакомились с Междуречьем,
шумерской культурой (богами солнца, воды,
плодородия), клинописью.

I. Постановка учебной задачи

Учитель: В 1901–1902 гг. французской
археологической экспедицией при раскопках в
Сузах (столице древнего Элама) был найден черный
базальтовый столб. (Слайд на экране).  В верхней
части столба вырезаны две рельефные фигуры. Со
всех сторон  столб покрыт ровными рядами
клинописи.
Неоценимую услугу науке, сам того не подозревая,
оказал один из трех величайших правителей Элама
Шутрук-Наххунте, который, вероятно, в 1160 г. до н.э.
во время завоевательного похода на Двуречье увез
этот памятник в качестве трофея из Сиппары в
Сузы. Ныне это один из самых уникальных
экспонатов Лувра.

Читайте также:  Fallout 4 как построить дом для себя

– Как вы думаете, чем уникален этот столб?

Предполагаемые ответы учащихся:

– Потому что древний.
– Единственный.
– Может быть, текстом?
– А может изображенной сценой? И др.

Все версии учитель фиксирует на доске.
В процессе обсуждения  версий, учащиеся должны
придти к выводу, что для исторической  науки
данный столб ценен все же содержанием текста.

– Почему  текст написан на двухметровом
базальтовом столбе?
– Какого же содержание этого теста?

Предполагаемый ответ  учащихся: Базальт –
очень прочный камень, значит будет стоять очень
длительное время. Содержание текста, видимо, 
касается всех жителей страны, т.к. столб стоял на
открытой местности и текст мог  прочитать
любой грамотный житель Двуречья.

Учитель: Сегодня на уроке  мы должны
узнать содержании текста, высеченного на
столбе. 

Учебная задача:  Узнать, о чем 
этот  текст?

II. Решение учебной задачи

Учитель (на фоне музыки): Города
Двуречья долго воевали между собой – кому из них
быть главным. Победил в этой борьбе город
Вавилон, под властью которого объединилось почти
всё Двуречье. Располагался Вавилон в очень
удобном месте – в самом центре Двуречья, там, где
близко сходились Тигр и Евфрат. (Слайд с картой
Двуречья). По рекам купцы доставляли товары. По
степям, горным тропам и пустыням издалека в
Вавилон шли торговые караваны. Сюда привозили
строительный лес и металлы, а вывозили зерно и
шерсть. Самым могущественным и знаменитым царем
Вавилонского царства был Хаммурапи. (Слайд с
изображением царя Хаммурапи). Он правил с 1792 по 1750
год до н.э.

(Слайд с изображением столба)

– А теперь внимательно рассмотрите фигуры на
столбе. Как вы думаете, кто эти люди?

Учащиеся высказывают свои предположения (бог и
царь Хаммурапи)

Учитель: Ученым удалось сделать
перевод клинописного текста. Перед вами начало
текста. (Следующий слайд)

«Когда высокий Анум,… владыка небес и земли,
определяющий судьбу страны, определили Мардуку
(главный бог вавилонян) первородному сыну Эа,
владычество над всеми людьми, … Вавилон назвали
его высоким именем, сделали его могучим среди
частей  света и основали в нем вечное царство,
фундамент которого прочен, как небеса и земля –
тогда меня, Хаммурапи, заботливого князя,
почитающего богов, чтобы справедливость в стане
заставить сиять, чтобы уничтожить преступников и
злых, чтобы сильный не притеснял слабого…
призвали меня для блага народа».

Задание: проанализировать текст и
ответьте на вопросы:

1. С какой целью Хаммурапи был призван править
людьми? (Чтобы справедливость в стане
заставить сиять, чтобы уничтожить преступников и
злых, чтобы сильный не притеснял слабого)

2. Каким образом Хаммурапи поддерживал порядок в
стране? (С помощью законов)

Решение задачи: Текст на столбе – это
могут быть законы, написанные царем Хаммурапи.

III. Изучение законов царя Хаммурапи

Работа в группах.

Первая группа получает текст со
следующими статьями законов и заполняет таблицу
«Хозяйство Вавилонского царства во времена
Хаммурапи».

7. Если человек купит из руки сына человека
полноправный житель Вавилонского царства) или из
руки раба человека без свидетелей и договора или
возьмет на хранение серебро, либо золото, либо
раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла,
либо что бы ни было, то этот человек – вор, его
должны убить.
42. Если человек арендует поле для обработки и не
вырастит на нем хлеба, то его должны изобличить в
том, что он не делал необходимой работы в поле, и
он должен отдать хозяину поля хлеб, как и его
соседи.
53. Если человек поленился крепить плотину своего
поля, и вследствие того, что плотина не была
укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а
водой будет затоплена возделанная земля общины,
то человек, в плотине которого произошел прорыв,
должен возместить хлеб, который он погубил.
55. Если человек открыл свой арык для орошения, но
был небрежен, и вода затопила поле его соседей, то
он должен отмерить зерно в соответствии с
урожаем его соседей.
233. Если строитель построит человеку дом и не
укрепит свою работу, так что стена обрушится, то
этот строитель должен починить стену за
собственное серебро.
274. Если человек нанимает мастеров, то наемную
плату… кирпичного мастера… плату ткача… плату
камнереза… плату столяра… плату кожевника,
плату плотника… плату корзинщика… плату
строителя… В день он должен давать».

Отрасли хозяйства

Примеры из законов Хаммурапи

Земледелие: какие культуры
выращивали?
 
Скотоводство: каких животных
разводили?
 
Ремесло: какие ремесленные профессии
были известны?
 

Дополнительные вопросы: что вы узнали о
хозяйстве? Какой труд поощряли законы? Почему в
царских законах проявлена столь большая забота о
системе орошения?

Статьи законов для второй группы:

59. Если человек (полноправный житель
Вавилонского царства) срубит в саду человека
дерево без ведома хозяина сада, то он должен
отвесить 1/2 мины (мина – 0,5 кг) серебра.
237. Если человек нанял лодочника и судно и
нагрузил его зерном, шерстью, маслом, финиками
или же любым другим грузом, а этот лодочник был
нерадив и потопил судно и погубил то, что в нем
было, то лодочник должен возместить судно,
которое он потопил, и все, что он погубил в нем.
245. Если человек наймет быка и причинит ему смерть
небрежностью или побоями, то он должен хозяину
быка возместить быка за быка.
259.Если человек украл плуг с обрабатываемого
поля, то он должен платить хозяину плуга 5 сиклей
(сикль – 8,4 г.) серебра.
260. Если человек украл сошник или же борону, то он
должен хозяину заплатить 3 сикля серебра.
261.     Если человек нанял пастуха для
пастьбы крупного и мелкого рогатого скота, то он
должен платить ему по 8 гуров (гур – 252,6 л) зерна в
год.

Читайте также:  Как построить дом из досок 50 на 150

Вопросы к статьям: что использовалось в
Древнем Вавилоне в качестве платы за работу или
компенсации за ущерб? (Серебро и зерно.) О чем это
свидетельствует? (О большой роли земледелия.)
Можно ли утверждать, что приведенные законы
поощряли и защищали частную собственность?

Статьи законов для третьей группы
учеников:

15. Если человек выведет за городские ворота
раба дворца, или рабыню дворца, или раба, или
рабыню мушкенума (свободного, но неполноправного
подданного), то его должно убить.
19. Если человек держит беглого раба в своем доме,
и потом раб будет схвачен в его руках, то этого
человека должно убить.
115. Если человек имеет за человеком долг хлебом
или серебром и будет держать его заложником, а
заложник умрет в доме взявшего в залог по своей
судьбе, то это не основание для претензии.
116. Если заложник умрет в доме взявшего в залог от
побоев или дурного обращения, то хозяин
заложника должен изобличить… и, если взятый в
залог – сын человека, должны казнить его
(ростовщика) сына.
117. Если человек имеет на себе долг и отдаст за
серебро или даст в долговую кабалу свою жену,
своего сына или свою дочь, то они должны служить в
доме их покупателя или заимодавца три года, на
четвертый год должно отпустить их на свободу.

Вопросы к документу: какой общественный
строй существовал в Вавилонии, судя по данным
статьям? Как вы думаете, кто чаще всего попадал в
долговую кабалу? Кого глава семьи мог отдать в
долговую кабалу? Эти статьи законов были
написаны в интересах должников или ростовщиков

Статьи законов для четвертой группы
учеников:

128. Если человек возьмет жену и не заключит
письменного договора, то эта женщина не жена.
168. Если человек вознамерится изгнать своего сына
и скажет судьям: «Я изгоню моего сына», то
судьи должны исследовать его дело, и если сын не
совершил тяжкого греха, достаточного для лишения
его наследства, то отец не может лишить его
наследства.
177. Если вдова, имеющая малолетних детей,
вознамерится войти в дом другого, то она не может
войти без ведома судей. Когда она входит в дом
другого, судьи должны ис-следовать дело дома ее
первого мужай должны поручить дом ее первого
мужа ее второму мужу и этой женщине, и взять с них
документ. Они должны хранить дом, а также
воспитывать малолетних детей.
185. Если человек усыновит малолетнего,
находившегося в пренебрежении, и вырастит его, то
этот воспитанник не может быть потребован
обратно по суду.
186. Если человек усыновит малолетнего и, лишь
когда его усыновили, он узнает своего отца и свою
мать, то этот воспитанник может вернуться в дом
своего отца.

Вопросы к документу: докажите, что
законы царя Хаммурапи защищали права детей.
Почему законы требовали от подданных
официального заключения брака?

Статьи законов для пятой группы учеников:

1. Если человек станет обличать под клятвой
человека, бросив на него обвинение в убийстве, и
не докажет этого, то обличавшего должно
убить.      
6. Если человек украдет достояние бога или дворца,
то этого человека должно убить, а также того, кто
примет из его рук украденное, должно убить.
14. Если человек украл малолетнего ребенка
другого человека, то его должно убить.
195. Если сын ударил своего отца, то ему должны
отрубить руку.
196. Если человек выколол глаз сыну человека, то
должны выколоть ему глаз.
200. Если человек выбил зуб человеку, равному ему,
то должны ему выбить зуб.
202. Если человек ударил по щеке человека, высшего
по положению, чем он сам, то он должен быть
отхлестан в собрании воловьей плетью 60 раз.
203. Если сын человека ударил по щеке сына
человека, равного ему, то он должен отвесить ему
одну мину (0,5 кг) серебра.
205. Если раб человека ударил по щеке сына
человека, то ему должны отрезать ухо.

Вопросы к документу: объясните
происхождение выражения: «око за око, зуб за
зуб». Как вы считаете, предлагаемые наказания
за преступления слишком суровые или нет? Почему в
статьях 202, 203, 205 за одно и то же преступление
предусмотрены разные наказания?

После того как работа выполнена, представители
от каждой группы отвечают на поставленные
вопросы перед классом. По ходу ответов на доске
оформляется запись:

Законы царя Хаммурапи – правила,
обязательные для всех жителей страны.

Они защищали:

  • честный и добросовестный труд;
  • частную собственность;
  • своих подданных от обращения в рабство;
  • семью и права детей.

Законы сурово наказывали за преступления.

По воле Хаммурапи на каменном столбе было
высечено: законы установлены для того, чтобы
погубить беззаконных и злых, чтобы сильный не
притеснял слабого. Это не были пустые слова, хотя
бы отчасти они соответствовали
действительности.

Вывод: одним из признаков перехода к
цивилизации является наличие законов.

IV. Рефлекствно-оценочный этап

Слайд: приведите в соответствие преступления с
наказаниями, согласно законам царя Хаммурапи.

ПреступлениеНаказания
1. Если сын ударит своего отца…А). ..то должно выбить его глаз.
2. Если человек повредит глаз кого-либо из
людей…
Б) …то должно выбить его зуб.
3. Если человек выбьет зуб человека, равного
себе…
В) …то ему должно отрубить руку.
4. Если раб ударит по щеке кого-либо из людей…Г) …то должен починить за собственное серебро.
5. Если строитель построит дом и этот дом
разрушится, то…
Д) …то должно отрезать ему ухо.

Подведение итогов. Выставление оценок

Задание на дом: § 14, вопросы и задания к
параграфу

Источник