Где построите дом мой место покоя моего
небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего?. Толковая Библия. Том 5
ВикиЧтение
Толковая Библия. Том 5
Лопухин Александр
1. Так говорит Господь: небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего?
Небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих… все это соделала рука Моя… Обрядоверный дух ветхозаветного еврея, воспитанного во внешнем исполнении Моисеева закона, не мог подниматься на высоту духовно-нравственных основ этого закона. Даже в моменты своего сравнительного порыва он, очевидно, искал только одного внешнего выражения, мечтая как бы получше угодить Богу наиболее дорогой и великолепной постройкой храма или наиболее обильной и тучной жертвой. Опровергая это заблуждение, Господь устами пророка и благоволит показать всю несообразность, всю тщетность и пустоту подобных желаний. В том же самом смысле, но с еще большей ясностью, комментирует это место и кн. Деяний апостольских, сначала в речи архидиакона Стефана: «Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк…» (Ис. 66:1-2), а затем — в речи Апостола Павла, произнесенной им в афинском ареопаге: «Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дал всему жизнь и дыхание и все» (Деян. 7:48 и 17:24-25).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
15. Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.
15. Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.
Кроме этой общей цели, настоящее явление имело и частную цель: восстановление
16. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
16. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
Господь, очевидно, несколько времени спустя, снова обращается к Петру с тем же вопросом, опуская только выражение
17. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
17. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
Спрашивая Петра в третий раз, Господь употребил для
2. Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня.
2. Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня.
Речь пророка, содержащаяся в первой главе, вероятно, произнесена в правление иудейского царя Ахаза, когда в Иерусалиме было совершаемо
22. И восстану на них, говорит Господь Саваоф, и истреблю имя Вавилона и весь остаток, и сына и внука, говорит Господь. 23. И сделаю его владением ежей и болотом, и вымету его метлою истребительною, говорит Господь Саваоф.
22. И восстану на них, говорит Господь Саваоф, и истреблю имя Вавилона и весь остаток, и сына и внука, говорит Господь. 23. И сделаю его владением ежей и болотом, и вымету его метлою истребительною, говорит Господь Саваоф.
Вавилон со всеми его обитателями будет уничтожен Богом.
1. Горе непокорным сынам, говорит Господь, которые делают совещания, но без Меня, и заключают союзы, но не по духу Моему, чтобы прилагать грех ко греху: 2. не вопросив уст Моих, идут в Египет, чтобы подкрепить себя силою фараона и укрыться под тенью Египта.
1. Горе непокорным сынам, говорит Господь, которые делают совещания, но без Меня, и заключают союзы, но не по духу Моему, чтобы прилагать грех ко греху: 2. не вопросив уст Моих, идут в Египет, чтобы подкрепить себя силою фараона и укрыться под тенью Египта.
1-5. Пророк упрекает
10. А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет.
10. А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет.
А Мои свидетели говорит Господь, вы… Так как речь пророка обращена была непосредственно к народу
11. Так говорит Господь, Святый Израиля и Создатель его: вы спрашиваете Меня о будущем сыновей Моих и хотите Мне указывать в деле рук Моих? 12. Я создал землю и сотворил на ней человека; Я — Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я.
11. Так говорит Господь, Святый Израиля и Создатель его: вы спрашиваете Меня о будущем сыновей Моих и хотите Мне указывать в деле рук Моих? 12. Я создал землю и сотворил на ней человека; Я — Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я.
<I>Я создал землю, и
5. И теперь что у Меня здесь? говорит Господь; народ Мой взят даром, властители их неистовствуют, говорит Господь, и постоянно, всякий день имя Мое бесславится.
5. И теперь что у Меня здесь? говорит Господь; народ Мой взят даром, властители их неистовствуют, говорит Господь, и постоянно, всякий день имя Мое бесславится.
Властители их неистовствуют… и постоянно… имя Мое бесславится… Кого здесь нужно понимать под властителями —
3. Да не говорит сын иноплеменника, присоединившийся к Господу: «Господь совсем отделил меня от Своего народа», и да не говорит евнух: «вот я сухое дерево». 4. Ибо Господь так говорит об евнухах: которые хранят Мои субботы и избирают угодное Мне, и крепко держатся завета Моего, —
3. Да не говорит сын иноплеменника, присоединившийся к Господу: «Господь совсем отделил меня от Своего народа», и да не говорит евнух: «вот я сухое дерево». 4. Ибо Господь так говорит об евнухах: которые хранят Мои субботы и избирают угодное Мне, и крепко держатся завета Моего,
13. Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих.
13. Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих.
Под «славой Ливана» разумеются, как видно из дальнейшего, лучшие и благороднейшие породы покрывающих его горы деревьев: кипарис, певг (певг — м.
22. Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше.
22. Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше.
Ибо как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим… так будет и семя ваше и имя ваше. Новые условия жизни
43. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: 44. сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
43. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: 44. сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
(Мк. 12:36; Лк. 20:42). Ссылка на Пс. 109:1. В иудейских писаниях этот псалом весь прилагался к Мессии и
20. И положил Иаков обет, сказав: если (Господь) Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, 21. и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, — 22. то этот камень, который я поставил памятником, будет (у меня) домом Бож
20. И положил Иаков обет, сказав: если (Господь) Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, 21. и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, — 22. то этот камень, который я поставил памятником, будет (у
25. После того, как Рахиль родила Иосифа, Иаков сказал Лавану: отпусти меня, и пойду я в свое место, и в свою землю; 26. отдай (мне) жен моих и детей моих, за которых я служил тебе, и я пойду, ибо ты знаешь службу мою, какую я служил тебе
25. После того, как Рахиль родила Иосифа, Иаков сказал Лавану: отпусти меня, и пойду я в свое место, и в свою землю; 26. отдай (мне) жен моих и детей моих, за которых я служил тебе, и я пойду, ибо ты знаешь службу мою, какую я служил тебе
Непосредственно после рождения Иосифа, когда
Источник
CHAP_66, Исаия
Так говорит Господь: небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь. А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим.
Закалающий вола — то же, что убивающий человека; приносящий агнца в жертву — то же, что задушающий пса; приносящий семидал — то же, что приносящий свиную кровь; воскуряющий фимиам — то же, что молящийся идолу; и как они избрали собственные свои пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях их, — так и Я употреблю их обольщение и наведу на них ужасное для них: потому что Я звал, и не было отвечающего, говорил, и они не слушали, а делали злое в очах Моих и избирали то, что неугодно Мне.
Выслушайте слово Господа, трепещущие пред словом Его: ваши братья, ненавидящие вас и изгоняющие вас за имя Мое, говорят: «пусть явит Себя в славе Господь, и мы посмотрим на веселие ваше». Но они будут постыжены. Вот, шум из города, голос из храма, голос Господа, воздающего возмездие врагам Своим.
Еще не мучилась родами, а родила; прежде нежели наступили боли ее, разрешилась сыном. Кто слыхал таковое? кто видал подобное этому? возникала ли страна в один день? рождался ли народ в один раз, как Сион, едва начал родами мучиться, родил сынов своих? Доведу ли Я до родов, и не дам родить? говорит Господь. Или, давая силу родить, заключу ли утробу? говорит Бог твой. Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем, все любящие его! возрадуйтесь с ним радостью, все сетовавшие о нем, чтобы вам питаться и насыщаться от сосцов утешений его, упиваться и наслаждаться преизбытком славы его.
Ибо так говорит Господь: вот, Я направляю к нему мир как реку, и богатство народов — как разливающийся поток для наслаждения вашего; на руках будут носить вас и на коленях ласкать. Как утешает кого‐либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме. И увидите это, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши расцветут, как молодая зелень, и откроется рука Господа рабам Его, а на врагов Своих Он разгневается.
Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его — как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и прещение Свое с пылающим огнем. Ибо Господь с огнем и мечом Своим произведет суд над всякою плотью, и много будет пораженных Господом.
Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей, — все погибнут, говорит Господь. Ибо Я знаю деяния их и мысли их; и вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою. И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, к Пулу и Луду, к натягивающим лук, к Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей: и они возвестят народам славу Мою и представят всех братьев ваших от всех народов в дар Господу на конях и колесницах, и на носилках, и на мулах, и на быстрых верблюдах, на святую гору Мою, в Иерусалим, говорит Господь, — подобно тому, как сыны Израилевы приносят дар в дом Господа в чистом сосуде. Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь.
Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицом Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лицо Мое на поклонение, говорит Господь. И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти.
Источник
Каков дом, который построите Мне, и где место покоя Моего?
Сама идея постройки человеком Святилища для Творца без прямого повеления с Его стороны, несомненно, являлась бы проявлением наглости и мании величия. Для иллюстрации абсурдности этой идеи представим себе, что некий бездомный подходит к одному из богатейших людей мира и заявляет ему, что завтра построит ему дом.
На самом деле, с философской точки зрения, необходимо разобраться в двух вопросах. Во-первых, зачем человеку нужно строить дом для своего Творца, а во-вторых, как можно построить небольшой по размеру дом для Святого, благословен Он, Бесконечного, Того, чьей Славой наполнена вся земля (Йешаяу 6:3)?
Рав Джонатан Сакс, состоявший в дружеских отношениях с бывшим премьер-министром Великобритании Тони Блэром и занимавший в то время пост главного раввина Англии, рассказал мне об одной из их бесед. Блэр, являясь человеком верующим, каждый вечер читает Библию. Однажды премьерминистр пришёл к главному раввину и сказал: «Уважаемый раввин, весь рассказ о сотворении мира: вселенной и всего её наполняющего, планет и миллиардов звёзд, умещается примерно в сорок стихов, находящихся в начале книги Бытие. С другой стороны, в книге «Исход» — четыре недельные главы, включающие в себя около четырёхсот стихов, снова и снова говорят о Скинии, её размерах и утвари. Всё подробно разъясняется в указаниях, а потом ещё раз — в рассказе об их исполнении. Я не понимаю, какова причина этому?» Главный раввин ответил ему на это: «Возможно, Тора хотела намекнуть нам, что построить Дом во Имя Творца вселенной для нас гораздо сложнее, чем для Него сотворить целый мир».
И тайна Мишкана состоит в том, чтобы Слава, которая находилась на горе Синай, находилась в нём в сокрытии. И как сказано там (Шмот 24:16): «И находилась Слава Б-га на горе Синай», и написано (Дварим 5:21): «Вот показал нам Б-г, Г-сподь наш, Славу Его и величие Его». Подобным образом написано о Мишкане (Шмот 40:34 и 35): «И Слава Б-га наполняет Мишкан». И упомянул в отношении Мишкана два раза «И Слава Б-га наполняет Мишкан», в соответствии с «Слава Его и величие Его». И была в Мишкане постоянно с народом Израиля Слава, которая явилась им на горе Синай. И когда приходил Моше, было к нему речение, которым говорили с ним на горе Синай. И как сказал в отношении дарования Торы (Дварим 4:36): «С небес дал тебе слышать голос Его, наказывать тебя, и на земле дал тебе видеть огонь Его великий». И подобным образом о Мишкане написано (Бемидбар 7:89): «И услышал голос, говорящий с ним с крышки (ковчега) из среды двух керувов (херувимов), и говорил с ним». (Рамбан Шмот 25, со слова «вэсод»)
Мишкан, таким образом, — это продолжение дарования Торы на горе Синай. Дарование Торы было кульминационным моментом в истории человечества, когда оно лицом к лицу встретилось со своим Творцом и имело возможность говорить с Ним. Мишкан — это точка соприкосновения между небесами и землёй, подобно спутниковой станции, которая служит связующим звеном между человеком и космосом.
Человек сам по себе и еврейский народ, являющийся народом Б-га, должен всегда стремиться сохранять связь со Всевышним. Спросили как-то маленького Менахем-Мендела (прославившегося впоследствии как «ангел из Коцка»), где находится Всевышний? На что он ответил, что если разобраться, Он находится в любом месте, где ему позволяют находиться.
Всевышний может осенить нас Своим присутствием, только если мы, люди, даём Ему место среди нас. Молитва Рош а-Шаны и Йом-Кипура тоже говорит об этом: «И будешь царствовать Ты один на горе Сион, обители Славы Твоей», — после того, как народ Б-га и богобоязненные люди подготовили Ему, благословенному, место для этого.
Царство Б-га, благословенно Имя Его, зависит от человека. Человек же несмотря на всю свою ограниченность, ничтожность и краткость его дней, подобных «рассеивающемуся облаку, порыву ветра и проходящим, как сон» (Унетане Токеф), является колесницей Святого, благословен Он.
Мишкан не только Дом Б-га, но и Дом, который подготавливает сердце человека к служению Ему, благословенному. «И сделайте Мне обиталище, и буду обитать в них» (Шмот 25:8) — сказано не «в нём», а «в них» — внутри каждого из них. Человек должен прилагать усилия для духовного роста и восхождения к святости, чтобы в его сердце было место для существования Б-га.
Мишкан является продолжением дарования Торы. Дарование Торы является зенитом и нас, и всего народа Израиля.
Рав Йехезкель Левинштейн был великим праведником, крайне возвышенным человеком, занимавшим пост духовного руководителя ешивы «Мир» в Иерусалиме. Рассказывают, что как-то ученики раввина послали ему по почте из Америки посылку с примусом, намного превосходившим все примусы, которые в то время можно было купить в Палестине. Ученики ешивы собрались вокруг своего учителя для того, чтобы помочь ему открыть посылку. И вот, после того как были развязаны все верёвки и распакована вся обёрточная бумага, ученики начали доставать из коробки детали примуса и, наконец, инструкцию по использованию. И тогда раби Йехезкель встал и вскрикнул: «Как может быть, что до сих пор есть люди, отрицающие дарование Торы!» Окружающие от удивления начали подозревать, что раввин повредился в уме, однако он объяснил им свою реакцию следующим образом: «Подобно тому, как человек не будет посылать товарищу даже простейший агрегат без инструкции по его использованию, также и Творец мира, давший нам весь мир в подарок, несомненно не пошлёт нас в этот мир, не дав инструкции по пользованию им».
Корабль «Эксодус»
Однажды на юге Франции случайный прохожий преклонного возраста спросил меня, не раввин ли я, на что я ответил ему, что да, действительно так. «Если так, — сказал он, — я должен рассказать вам одну историю. Меня зовут Йосеф Арель, мне восемьдесят три года. Много лет я служил в Мосаде, а до образования Государства Израиль я служил в Хагане, и именно я был капитаном известного судна «Эксодус». Я расскажу вам о том, что случилось со мной тогда…»
В трюме «Эксодуса» находилось тогда более тысячи человек: в четыре раза больше, чем позволяли правила. Условия на корабле были ужасные. В каютах царила ужасная духота и антисанитария, воздух был пропитан запахом немытых тел и рвоты. Со всех сторон судно было окружено военными кораблями англичан, орудия их были направлены прямо на «Эксодус», и они были готовы открыть огонь в любую минуту. Еды и воды не хватало на всех. Поскольку палуба не могла вместить всех желающих, капитан принял решение ограничить к ней доступ и выпускать на неё пассажиров посменно, на два часа, чтобы у всех была возможность подышать свежим воздухом.
Наступила пятница. Один из хасидских цадиков, спасшихся из огня Катастрофы, подошёл к капитану, выглядевшему и разговаривавшему, как нееврей, и сказал ему, что завтра — Шаббат, и в связи с этим у него есть одна просьба. На судне есть много религиозных евреев, которые захотят помолиться, и есть ли возможность сделать так, чтобы молитва прошла на палубе? Капитан ответил, что с этим нет никаких проблем, и завтра с восьми до одиннадцати палуба будет зарезервирована для религиозных для молитвы.
В Шаббат на палубе собрались сотни молящихся, и капитан пришёл проверить, всё ли в порядке. И вот он видит, что евреи разбились на многочисленные группы по двадцатьтридцать человек, каждая из которых молится отдельно.
Когда капитан оказался рядом с раввином-организатором молитвы, тот спросил его, всё ли в порядки, с его точки зрения. Капитан ответил ему, что всё в полном порядке, но попросил объяснить, почему присутствующие не молятся все вместе, а разбились на группы? Прежде чем раввин успел ответить, подошёл его служка и прошептал ему на идиш: «Дер гоишер коп фарштейт гор-ништ» (Эта нееврейская голова ничего не понимает).
Капитан, конечно же, понимал идиш.
Photo by kolyaeg on Pixabay
И сегодня возле Стены Плача нет организованной молитвы, и народ Израиля собирается для молитвы по группам из десяти. Из-за этого каждый, кто приходит посетить Стену Плача, не может не заметить огромную разницу между этим сборищем миньянов и великолепием, величием служения Б-гу в Храме.
В Европе во время эпохи Аскалы один нееврей подошёл как-то к раввину и спросил его: «Почему у вас, у евреев, молитва не организована: каждый кричит сам себе без всякого порядка и гармонии?»
Ответил ему раввин: «Приведу тебе пример. Представим себе музыкальную школу, где учитель учит каждого ученика своей партии, в соответствии с его певческим голосом. Вместе ученики составляют хор, по гармоничности считающийся одним из лучших во всём мире. Однажды в школе начался пожар в одной из учительских, и огонь стал угрожать уничтожить здание вместе с учениками. Тогда директор школы немедленно повелел ученикам выйти на улицу и начать изо всех сил звать на помощь, чтобы собрались люди и потушили пожар. Несколько учеников вышли на улицу и стали звать на помощь, и кричать о пожаре в школе. Учитель музыки, случайно проходивший по улице в тот момент, сказал, что не понимает, почему ученики кричат так беспорядочно и некрасиво, словно забыв всё, чему их учили о правилах гармонии. На это сказал ему один из прохожих: «Глупец, кто может думать о музыке, когда весь дом охвачен огнём и нужно звать на помощь!»
Раввин затем объяснил мораль этой притчи. Сегодня, когда народ Израиля находится в изгнании, он подобен тому, чей дом охвачен огнём. Поэтому у нас нет возможности принимать во внимание все правила музыкальной гармонии и заботиться об эстетике.
Несмотря на всё это из-за продолжительности изгнания во многих общинах начали принимать во внимание соображения эстетики и исполнять, сказанное в «Песне на море» (Шмот 15:2): «Это Б-г мой, и восславлю его». Мудрецы объяснили эти слова, как говорящие об обязанности «украсить себя перед Ним заповедями» (Шаббат 133б), то есть сделать красивую мезузу, красивый талит, и, в особенности, красивое здание для «малого Храма», напоминающего нам о Мишкане.
Эта статья — отрывок из книги рава Пинхаса Гольдшмидта «Слово Торы». Эту книгу можно купить на сайте Еврейской Книги.
Источник