Художники построили дом художника

В гостях: Дом художника в деревне Грязь

Объявление о продаже участка в подмосковной деревне Грязь художник Дмитрий Холкин увидел случайно и вскоре, очарованный местным колоритом, решительно оставил мегаполис. В современном доме, построенном при активном участии хозяина, Дмитрий не только живет со своей семьей, но и пишет картины: «Свой новый дом я называю памятником тщеславию, он же — мой центр вселенной, — рассказывает владелец. — Здесь сосредоточено все, что мне дорого: семья и работа».

О проекте
Место: Московская область, деревня Грязь
Размер: 25 соток
Кто здесь живет: Художник Дмитрий Холкин с супругой Надеждой и дочерью Марфой
Авторы проекта: Павел Владышевский, Ксения Бодрова, «Архитектурная студия 18». В работе над интерьером и экстерьером активно участвовал владелец дома
Фото: Ольга Шангина © 2017 Houzz, Артем Иванов

Поселиться вдали от Москвы художник Дмитрий Холкин решил давно, но ждал подходящего момента и выбирал свое место. «Мне ближе жизнь на природе, а необходимости каждый день ездить в Москву сейчас нет, — рассказывает владелец. — Сюда, в Грязь, часто приезжают мои друзья и ученики, с которыми мы пишем этюды». Впрочем, до города отсюда можно добраться на машине за полчаса; а на участке слышен тонкий звон ручья — этот баланс, как и настроение места, стал определяющим фактором при выборе.

В распоряжении Дмитрия оказались старый хозяйский дом, несколько подсобных построек и участок со сложным рельефом: перепад высоты составляет около семи метров. Искать оптимальные ландшафтные и архитектурные решения владелец решил сам, тем более что много лет сотрудничал с архитектором Павлом Владышевским.

«По прошествии времени стало понятно, что я сделал несколько ошибок, — рассказывает владелец.— Заказчикам мы строили дома на плоскости — это было значительно проще. Впрочем, оправдываю себя тем, что я — художник».

Чтобы вписать новый дом в существующий ландшафт, Дмитрий серьезно преобразовал участок. Впрочем, некоторые из прежних построек сохранились. «Перед вами — самая дорогая поленница в мире, — объясняет владелец, — в первый же год после покупки короед уничтожил старые деревья на участке, и их пришлось срубить».

Старая деревянная лодка досталась художнику от друга-коллекционера из Вышнего Волочка. «Можно сказать, я поставил корабль на прикол в этой тихой гавани, — метафорически отмечает хозяин, — правда, пока здесь не хватает якоря — но только потому, что никак не удается его довезти». Чтобы поддержать образ, у лодки специально положили средиземноморские кораллы и камни с Черного и Азовского морей.

Дом ориентирован таким образом, чтобы максимально использовать солнечный свет — особенно в мастерской с большими окнами, где Дмитрий Холкин пишет свои работы. От главного входа начинается коридор-прихожая, разделяющий дом на две условные части: жилую и рабочую. Впрочем, в обоих пространствах история и современность связаны через предметы со смыслом, которые владельцы выбирают с присущим им художественным вкусом и уважением к прошлому.

Из просторного холла, выложенного шахматной плиткой, можно попасть в любую из комнат дома, а у каждого аксессуара в интерьере есть биография. «Камера на стене в холле — мой первый фотоаппарат “Зоркий С”, — рассказывает Дмитрий. — Слева от входа в гостиную — портрет Надежды в возрасте девяти лет, написанный ее мамой, театральным художником Еленой Кочелаевой». Надежда решила продолжить династию и тоже стала театральным художником — правда, сейчас большую часть времени уделяет заботе о маленькой Марфе.

Дом возводили постепенно: первым появился основной блок гостиной, которую Дмитрий планировал использовать как пространство для работы. Его построили по образу мастерской на «Академической даче имени И. Е. Репина» под Вышним Волочком — с сохранением пропорций.

«Такие пространства удобны для создания больших работ», — отмечает владелец. Впрочем, необходимость вынести студию в отдельное помещение возникла сразу после того, как проект был реализован. В том числе потому, что у владельца появилась семья.

Фото из архива владельцев

Гостиная и теперь играет в интерьере не совсем традиционную роль: зимой здесь обитает еще и любимый Harley-Davidson хозяев — неизменный товарищ дальних путешествий и любимый арт-объект для дружеских фотосессий.

«На заре отношений мы путешествовали на нем по Золотому кольцу», — рассказывает Надежда, а Дмитрий и сегодня зачастую предпочитает Harley автомобилю.

Одна из ключевых особенностей гостиной — остекление: окна в пол практически заменяют одну из стен, а дополнительный свет проникает в помещение через окна в кровле.

Теплые полы, стены из пескобетона и три слоя пеноплекса превращают дом в «термос»: он нагревается и не остывает, обеспечивая комфорт в любое время года. «Зимой мы ходим в майках, хотя за окном заснеженные сосны, — рассказывает Надежда. — В холодное время года здесь даже красивее, чем летом. К тому же в городе сложно понять, какое время дня за окном, здесь же нам помогают четко ориентироваться петухи и солнце».

Читайте также:  Поместье скайрим построить дом

Высокой технологичности дома не противоречат винтажные находки: большую часть мебели в интерьере владельцы либо получили в наследство, либо собрали через знакомых специалистов. «Меня устраивает простая отделка: я планировал, что в современном интерьере появятся антикварные детали — ломберные столики, буфеты», — отмечает Дмитрий.

Комоду, который красуется справа от входа в гостиную, как минимум, полтора столетия: в него запросто можно спрятать трех человек. «Такие предметы создавались для больших пространств, — говорит хозяин, — если поставить такой комод в хрущевке, он займет всю кухню».

Акценты и детали в интерьере выступают в роли документов времени, как и монументальная мебель: так, старый микроскоп, расположенный при входе в гостиную, достался Дмитрию от отца — известного микрохирурга.

Зеленое кресло в зоне столовой — часть финского гарнитура, который в 80-х годах прошлого века купили родители художника; диван из этой же коллекции теперь стоит в мастерской. По словам владельцев, знатоки мебели, приезжая в гости, сразу обращают на зеленый гарнитур внимание: это легко узнаваемые предметы эпохи.

Пеноблоки, окрашенные в белый цвет, помогли превратить гостиную в галерею работ хозяина — картины занимают почти всю поверхность стен. Рядом с лестницей предусмотрен участок под камин: его выдает фактурная отделка из камня. «Мы провели все расчеты и планируем пробить отверстие под дымоход, — рассказывает Дмитрий. — Вообще-то я хотел целиком выложить пол камнем, но пыл охладили строители: дело в том, что плитки имеют рельеф, так что мебель в гостиной встала бы неровно».

Благодаря семиметровому потолку на втором этаже удалось организовать полноценную — хотя и открытую — спальню. Круглое окно в изголовье кровати и мансардные окна в крыше позволяют сохранить ощущение света и воздуха, а антикварная мебель и картины выступают звеньями, объединяющими интерьер двух уровней дома.

Фактурный этнический халат, украшающий перила второго этажа — подарок Дмитрию Холкину от Академии художеств Узбекистана, где творческое объединение «Холст» представляло свои работы в рамках масштабной выставки. «Эти воспоминания еще свежи: нам устроили потрясающий прием», — рассказывает художник.

Чтобы попасть в мастерскую, достаточно пересечь холл и спуститься по лестнице: это пространство организовано чуть ниже гостиной в силу рельефа участка. «Ступени — моя гордость, — рассказывает Дмитрий Холкин, — я заставил строителей делать опалубку, как следует отшлифовать их». В результате лестница выглядит как цельная конструкция без видимых стыков, а пол в мастерской создает красивый и выразительный эффект за счет краски, которую залили поверх бетона.

Идею размещения картин на рейках владелец подсмотрел у старых художников. Стены при этом оформлены обычной крашеной вагонкой, а внутренние окна, которые смотрят в холл, переехали в мастерскую из теплицы, стоявшей раньше на участке. «Мы разобрали теплицу за ненадобностью, но глядя на окна, я понял, что эту красоту нужно как-то использовать в интерьере», — вспоминает Дмитрий.

Каждый предмет в мастерской — как готовый натюрморт, а среди разнообразия деталей не встретить случайных покупок: «Все предметы, собранные под крышей этого дома, функциональны в творческом плане, — отмечает хозяин, — многие из них — не просто предметы, но традиции. Например, красно-белое полотно когда-то выткала на станке моя бабушка».

Буфет слева от панорамного окна — тоже семейная реликвия: предмет относится ко второй половине XIX века. С тех времен сохранилось даже очень тонкое двухмиллиметровое стекло. Икона на стене справа датирована 1855-1860 годами: ее оклад выполнен из настоящего сусального золота. «Это артельная северная работа из Тверской или Вологодской области, — рассказывает владелец, — такие иконы создавали для купеческих домов».

Внушительную коллекцию самоваров удалось собрать через родителей, дедушек и бабушек. Кстати, самовары в доме Дмитрия Холкина часто используют по прямому назначению. Хотя процесс заваривания занимает немало времени, хозяин никогда не против растопить самовар, а команда Houzz готова подтвердить: иван-чай, приготовленный таким способом, ароматнее, чем самая свежая заварка из чайника.

Другая значимая составляющая натюрмортного фонда — духовые инструменты: «Все знакомые в курсе, что мне нравятся такие находки, поэтому я часто получаю их в подарок», — говорит Дмитрий.

При достаточно большом метраже в доме всего две закрытые спальни; одну из них Дмитрий называет «комнатой блондинок» — она предназначена для Надежды и маленькой Марфы и оформлена в светлых тонах.

Санузлов в доме тоже два, оба — солидной площади. Главную ванную отличает простота и графичность отделки: темные стены и пол создают контраст белому санфаянсу.

Впереди, по словам владельцев, много работы: некоторые детали планировки и ландшафта придется изменить, чтобы сделать пространство безопасным для маленькой Марфы. Впрочем, на загородном участке всегда так. «Последнее вбиваешь — первое вылетает, — признается Дмитрий Холкин. — Я завел себе игрушку на всю жизнь».

МЫ ЛЮБИМ ХОДИТЬ В ГОСТИ…
Хотите стать героем следующей статьи? Напишите на RuEditors@houzz.com и приложите несколько фотографий своего интерьера (достаточно съемки на смартфон). Мы обязательно свяжемся с вами, если примем решение о публикации!

Источник

Десять домов, где жили художники

Наслаждаться живописным полотном в музее или галерее это одно, но совершенно иное впечатление работа может произвести на зрителя в интерьере, в той атмосфере, где она создавалась. К счастью, дома и студии, где жили и работали выдающиеся художники, дошли до нас и открыты для посещений. Вспоминаем десять из них.

Читайте также:  Как многодетной семье построить свой дом за счет государства

Дом и сад Клода Моне 

Живерни, Франция

Только посетив Живерни, можно понять искусство Клода Моне (1840–1926), где вся природа пребывает в «творческом беспорядке». Импрессионист прожил в этой скромной деревушке Верхней Нормандии сорок лет, здесь он сотворил свой сад — «мастерскую на открытом воздухе» с тенистыми лужайками, пестрыми цветниками, густо заросшими сонными прудами с японскими мостиками и множеством кувшинок. Интерьер дома художник наполнил узнаваемыми оттенками собственной палитры — ярко-розовыми, ярко-синими, зеленым и желтыми.

Дом Сальвадора Дали

Порт-Льигат, Испания

В этот ныне ежегодно открытый для публики с 15 июня по 15 сентября дом в небольшой средиземноморской бухточке в Каталонии в 1930 году уединился Сальвадор Дали со своей возлюбленной Галой и прожил с ней там все пятьдесят три совместных года. Хижина была куплена у вдовы рыбака за великолепный вид, открывающийся из окон и перекроенный в соответствии с эксцентричным вкусом новых хозяев. С лабиринтообразной планировкой постройка напоминала шкатулку со множеством потайных ящичков. «Наш дом рос как некая биологическая структура, размножаясь клеточным почкованием», — комментировал этот процесс сам Сальвадор Дали.

Дом Дональда Джадда

101 Spring Street, Нью-Йорк, США

Студия в Сохо всегда оставалась в распоряжении американского скульптора-минималиста, даже когда тот перебрался в Техас. Здесь Дональд Джадд жил с 1968 по 1972 год. Прежде в этом пятиэтажном доме, построенном в 1870 году архитектором Николасом Уайтом, располагалась швейная фабрика. Покупая помещение, Джадд (1928–1994) сперва думал только о мастерской, но потом решил тут поселиться и выставлять произведения. Перед открытием музея в 2013 году здесь была проведена реставрация с бюджетом в $23 млн, которую вело нью-йоркское бюро Architecture Research Office (ARO). Кроме работ Джадда, здесь показывают вещи Марселя Дюшана, Геррита Ритвельда, Дэна Флавина, Фрэнка Стеллы из его коллекции.

Дом Огюста Родена La Villa Des Brillants

Мёдон, Франция

Домик красного кирпича в стиле Людовик XIII в тихом парижском предместье Мёдон Огюст Роден (1840–1917) приобрел на аукционе 19 декабря 1895 года. Здесь же в парке он и упокоился. Над могилой скульптора возвышается знаковое творение Родена — «Мыслитель». В мастерской можно видеть гипсовые модели, наброски будущих памятников и скульптур, коллекцию ранних отливок, в том числе «Врат Ада». «Эффект огромного зала, заполненного светом, где все эти ослепительно белые скульптуры, кажется, смотрят на вас из-за высоких стеклянных дверей, как существа в аквариуме, чрезвычайно мощный», — писал Рильке, работавший личным секретарем Родена, своей жене 2 сентября 1902 года.

Музей-усадьба Поленово

Тульская область, Заокский район

В 1889 году плыли по Оке из Калуги до Тарусы на колесном пароходе два русских художника, Василий Поленов и Константин Коровин. У влюбленного в окские просторы Поленова давно была мысль приобрести здесь собственный «уголок землицы». Сойдя на берег, он купил имение у захудалой помещицы Саблуковой и вскоре присоединил к нему и песчаный бугор «Борок». Здесь по собственным эскизам и по особой системе новый хозяин поставил трехэтажный дом — бревенчатый сруб, укрепив его вертикальными брусьями, брусья обшив тесом. Поленов любил повторять, что «жилой дом не может быть красивым, если неудобен для проживания», поэтому, строя жилье для своего большого семейства (к 1898 году у Поленовых уже было пятеро детей, сын и четыре дочери), «шил его по мерке», крепко продумав всю внутреннюю планировку. С ранней весны до поздней осени усадьба была полна гостями. Черпать вдохновение сюда съезжались Левитан, Репин, Васнецов, как сосед, наезжал и Чехов.

Дом-музей Фриды Кало La Casa Azul

район Койоакан, Мехико, Мексика

Знаменитый «голубой дом» был построен отцом Фриды Кало в 1904 году. Здесь мексиканская художница родилась и здесь же умерла. На фоне этих стен разворачивались бурные отношения Кало (1907–1954) с художником Диего Риверой и другие страсти, которыми была полна ее жизнь. Над кроватью висят портреты Ленина, Мао, незавершенное изображение Сталина. Стоит инвалидное кресло, а в шкафу висит одежда. Через четыре года после смерти художницы, притягивающей внимание людей по всему миру уже много лет, в Койоакане был открыт музей.

Студия Джексона Поллока и Ли Краснер

Ист-Хэмптон, США

Двухэтажный фермерский дом с сараем в деревушке Спрингс близ города Ист-Хэмптон лидер абстрактного экспрессионизма, получивший прозвище Джек Разбрызгиватель, покупает, дабы переехать сюда с женой в 1945 году. Ли Краснер и Джексон Поллок (1912–1956) поженились за год до этого. Краснер, как и супруг, художник-абстракционист, происходила из семьи эмигрантов из Бессарабии. В этой скромной домашней студии в Ист-Хэмптоне, с деревянными полами, обильно забрызганными краской, они работали вместе. Здесь хранится их мебель, личная библиотека и коллекция джазовых записей. Ли Краснер, пережившая Поллока на двадцать восемь лет, оставалась в этом доме до конца своих дней.

Музей-усадьба Ильи Репина «Пенаты»

поселок Репино, Санкт-Петербург

Илья Ефимович Репин купил имение в 45 километрах от Санкт-Петербурга на берегу Финского залива на имя своей жены Натальи Борисовны Нордман-Северовой в 1899 году. Дом, который художник построил по собственным планам, представляет собой двухэтажное сооружение под стеклянной крышей со множеством веранд, окон, световых фонарей, способствующих работе в мастерской, где нередко собирались многочисленные друзья и проводились знаменитые репинские «среды». Наталья Борисовна, дама весьма своеобразная, исповедовала вегетарианство и угощала гостей супами из сена, котлетами из овощей. В столовой имелся специальный вертящийся стол, превращавший званые ужины в целые представления. Правда, после голодные гости отлучались на станцию, и из-под дверей их комнат доносился запах колбасы.

Читайте также:  Как у себя дома построить коровник

Дом Джорджии О’Киф

Абикиу, Нью-Мексико, США

Джорджия О’Кифф (1887–1986), американская художница, чье творчество ассоциируется исключительно с крупноформатными цветами, деревьями на берегу озера Лейк-Джордж и терракотовыми холмами штата Нью-Мексико. Здесь, посреди широких пустынь и изрезанных лавовых полей она поселилась окончательно в 1946 году уже после смерти мужа, пионера современной фотографии Альфреда Cтиглица. Разрушенный дом времен испанской колонии она купила раньше, но несколько лет ушло на его тщательное восстановление. Музей Джорджии О’Кифф в Абикиу открылся в 2001 году.

Дом-музей Фредерика Лейтона

Лондон, Великобритания

Фредерик Лейтон (1830–1896), викторианский живописец, автор прославившего его полотна «Пылающий июнь», был чрезвычайно востребован, весьма плодовит, увенчан наградами и международными премиями. Его работы — «Клития», «Купание Психеи», «Акме и Септимус», «Примирение Монтекки и Капулетти над мертвыми телами Ромео и Джульеты», «Елисей, воскрешающий сына суннамитянина», «Воспарение духа» и многие другие — достигли признания. Разумеется, такому мастеру было необходимо достойное жилище, отвечающее его вкусу, спроектировать которое Лейтон попросил друга, архитектора Джорджа Айтчисона. Дом у Холланд-парка, где теперь музей, вышел воистину роскошным: с мраморным фонтаном под куполом, двухэтажным «арабским залом», «шелковой комнатой» для коллекции живописи.

Источник

Дом по интересам. Где жили советские художники

Сюжет Экскурсии по Москве

Чкаловский дом.

В первой половине XX века власти реализовывали в Москве странный эксперимент по созданию тематических жилищных анклавов, предполагавших совместное проживание представителей той или иной профессии. Первыми кандидатами на сселение оказались представители творческой интеллигенции, прежде всего — художники. Московским живописцам строили отдельные микрорайоны, давали квартиры в готовых домах и участки для самостоятельно возведения. АиФ.ru вспомнил историю трёх мест компактного проживания художников.

Городок художников

Проект строительства в Москве отдельного городка для проживания и работы художников появился в конце 1920-х годов, на пике развития идей о необходимости создания нового типа социалистического жилья. Вдохновителями и разработчиками коммуны стали Максим Горький, Игорь Грабарь и члены Ассоциации новых архитекторов (АСНОВА). Первый генплан предполагал создание довольно значительно квартала из восьми корпусов, но в итоге был реализован лишь наполовину.

Городок художников

Городок художников. Фото: Commons.wikimedia.org

Место для самого первого дома, девятого по Верхней Масловке, нашлось быстро. Во время съёмок кинофильма «Медвежья свадьба» рядом со стадионом «Динамо» загорелись павильоны Межрабпромфильма. Корпуса решили не восстанавливать, отдав освободившийся пустырь под создание московского городка художников. Уже в 1930-м в дом на 130 семей въехали первые постояльцы, представители школы социалистического реализма, Борис Иогансон, Сосланбек Тавасиев, Фридрих Лехт, Григорий Шегаль, Николай Ромадин и другие. Здесь же они обосновали мастерские и начали работать.

Жилой дом сотрудников Госстраха.

К 1934 году на карте городка появились ещё два здания — первый дом по Верхней Масловке и второй по Петровско-Разумовской аллее. Здания состояли исключительно из помещений мастерских. Последний в комплексе, третий дом на Верхней Масловке, появился уже после войны в 1957 году. На этом реализация амбициозного проекта по строительству городка завершилась: стройку сочли экономически нецелесообразной, да и идея повсеместного распространения домов-коммун постепенно сошла на нет. Но квартиры в построенных корпусах по-прежнему передавали семьям художников. Сейчас все дома городка, признанного памятником архитектуры, по-прежнему жилые.

Чкаловский дом

Здание 14–16 на Земляном валу прославилось после смерти самого героического жильца — лётчика Валерия Чкалова. По его имени в течение нескольких лет называли прилегающую улицу, непосредственно само здание и близлежащую станцию метро Люблинской линии. Но многоэтажный дом знают и как место совместного проживания и работы всех трёх членов творческого коллектива Кукрыниксов: Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова. Соседом карикатуристов были пейзажист Константин Юон и поэт Самуил Маршак.

Сам восьмиэтажный тринадцатиподъездный жилой дом в 1937 году по индивидуальному проекту построила одна из мастерских Моспроекта. Автором стал малоизвестный архитектор Кеслер. Все свои квартиры знаменитые жильцы получили в 1938 году, как только началось официальное заселение здания, здесь же они прожили до собственной смерти.

Чкаловский дом

Чкаловский дом. Фото: wikimapia.org / Serv

Красный кооператив

В 1936 году график Владимир Фаворский, скульпторы Иван Ефимов и Лев Кардашов получили от Моссовета участок для строительства собственного дома и мастерских. Выделенная земля располагалась в недавно присоединённом к городу Перове, по сути — на промышленной окраине. Буквально по соседству в это же время начинается массовая застройка Дангауэровской слободы, предполагающая её превращение в образцовый рабочий район. Всё остальное окружение — простые деревенские одноэтажные дома.

Художники нарисовали проект собственного здания к 1939 году. Простой трёхэтажный дом предполагал и довольно примитивную планировку. Первый этаж полностью отдан под мастерскую. На втором и последнем располагаются жилые комнаты. На заднем дворе — небольшая пристройка, летняя скульптурная мастерская. Построенный дом получил седьмой номер по Новогиреевской улице.

 Дом художников на улице Новогиреевская, 7

«Дом художников» на улице Новогиреевская, 7. Фото: wikimapia.org / Seversky

После войны, в которой погибли оба сына семьи Фаворских, в здании появились новые жильцы: художники Елена и Ирина Коровай, Дмитрий и Нина Жилинские, Илларион Голицын, Дмитрий Шаховской. Все семьи, проживающие в доме на сегодняшний день, по сути, потомки его первых обитателей. Однородная родственная среда сыграла на руку судьбе дома. Здание из красного кирпича хорошо сохранилось и не претерпело каких-либо серьёзных изменений, на месте остался даже посаженный в 1940-х небольшой сад.

Оставить
комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Источник