И кто построит свой дом библия

Протоиерей Александр Шаргунов. Толкование Евангелия на каждый день года.
Суббота 3-й седмицы по Пятидесятнице / Православие.Ru

Мф., 24 зач., 7, 24–8, 4

Сказал Господь: всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое. И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи. Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа. И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы. И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им.

Жизнь подобна строительству дома. Кто строит на прочном фундаменте, у того дом устоит среди бурь и потрясений. Кто строит на песке, может быть, красивый, с роскошными апартаментами дом, невозможно будет сохранить его в самый важный момент – когда подуют ветры, обрушатся ураганы, и волны смерти покроют всех.

Притча Спасителя показывает двух людей, строящих дом: один – мудрый, другой – неразумный. Господь напоминает, что в жизни главное и решающее значение имеет фундамент. Когда основания разрушены, что может праведник? Самое великолепное здание окажется ни на что не годным, если его основание не выдержит. Для внешнего взгляда не видно, прочны основания дома или нет, построен он на твердом камне или на зыбком песке. Это откроется в час испытания, и этот час необходимо предвидеть.

На чем строю я дом моей жизни? Христос говорит просто и ясно: ты можешь строить на своей собственной воле или на воле Божией. Строящий на собственной воле строит на песке, потому что эта воля – слабая, колеблющаяся. Этот дом упадет от малейших бурь. Имеющий же в основании жизни волю Божию будет твердо стоять среди всех потрясений, даже в самых страшных испытаниях он не подвижится вовек, потому что он един с Богом.

И народ дивился учению Его, ибо Он учил их, «как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи». Книжники и фарисеи сами не исполняли то, что они проповедовали. В их слове не было жизни и силы. Они произносили его, как произносит ученик затверженный урок. А слово Христово было словом Самим Богом предлагаемой новой заповеди. Духом Святым со властью Божественной Он просвещает человеческие сердца и умы. Он говорит: «Да будет свет», – и вот стал свет.

Потому и следует за Ним множество народа. И далее мы видим чудо исцеления прокаженного. Это было одно из первых чудес Спасителя. Оттого что проказа считалась среди иудеев особенным знамением Божия неблаговоления, Христос, желая показать, что Он пришел отвратить гнев Божий от человечества, взяв на Себя грехи мира, начинает с исцеления прокаженного. К Тому, Кто учит не как книжники и фарисеи, припадает пораженный нечистотою: «Господи, если хочешь, можешь меня очистить». Он не сомневается в Его власти, но предает Себя Его воле: «Господи, если Ты захочешь, Ты сможешь». Когда мы не знаем, что полезно для нас, мы не должны сомневаться в Божией мудрости и милосердии, вверяя Ему свою жизнь: «Да будет воля Твоя».

«Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись». Господь хочет помочь нам, Он всегда рядом с нами. И когда мы от всего сердца обращаемся к Нему, Он с любовью внимает нам. Грех – проказа души, отделяющая нас от общения с Богом. Но Господь хочет и может спасти грешников. Он говорит как власть имеющий: «Хочу, очистись!» Он исцеляет нас, давая нам заповедь о хранении чистоты: «Очистись». Но вместе со словом заповеди произносится слово, совершающее чудо: «Хочу, чтобы ты был чист». Всесильная Божественная благодать никогда не оставит взыскующих ее.

«И он тотчас очистился от проказы». Естественное исцеление совершается постепенно, но когда Бог говорит, тотчас следует дело. Что заповедует исцеленному Христос? Для нас важнее всего усвоить, что все, получившие исцеление от Господа, должны отныне быть в совершенном послушании Ему. «Смотри, – говорит Господь, – никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им».

Не говори никому, прежде чем покажешься священнику, и он, как полагается по Божественному закону, засвидетельствует твое очищение. Христос хочет раскрыть Свои чудеса в истинном свете, и не позволяет возвещать о них, пока этот свет не воссиял в полноте. И пусть знают все, что Он пришел не нарушить Закон, но исполнить. Принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им. Это будет свидетельством, что среди них явился Тот, Кто совершает дела, которые не может совершить ни один первосвященник. Это будет свидетельством Его Божественной силы и власти, и что напрасно противятся все противляющиеся Ему.

Источник

7, Толкование на Вторую книгу Царств — профессор Александр Павлович Лопухин

профессор Александр Павлович Лопухин

Намерение Давида построить постоянный храм Богу. Обетования Божии Давиду, изреченные через пророка Нафана. Благодарственно-хвалебная молитва Давида к Богу.

2Цар.7:2. тогда сказал царь пророку Нафану: вот, я живу в доме кедровом, а ковчег Божий находится под шатром.

«Вот я живу в доме кедровом». См. (2Цар. 5:11).

2Цар.7:3. И сказал Нафан царю: все, что у тебя на сердце, иди, делай; ибо Господь с тобою.

2Цар.7:4. Но в ту же ночь было слово Господа к Нафану:

2Цар.7:5. пойди, скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь: ты ли построишь Мне дом для Моего обитания,

На вопрос о том, «как Нафан, будучи пророком, не знал воли Божией и велел Давиду созидать дом Божий», блаженный Феодорит отвечает: «Говорил я уже, что пророки знали не все, а только по мере того, как открывала им благодать Божия. Так Самуил не знал, кого должно помазать на царство вместо Саула (1Цар. 16:1–13); Елисей не знал горя сунамитянки (4Цар. 4:27). Подобно сему и Нафан, похвалив намерение царя, думал угодить Богу всячески; но Владыка Бог, явившись ему ночью, изрек свою действительную волю относительно того, что было задумано Давидом» (блаженный Феодорит, толк. на 2 Цар, вопр. 21).

Читайте также:  Дом инвалидов в париже кто построил

2Цар.7:6. когда Я не жил в доме с того времени, как вывел сынов Израилевых из Египта, и до сего дня, но переходил в шатре и в скинии?

2Цар.7:7. Где Я ни ходил со всеми сынами Израиля, говорил ли Я хотя слово какому-либо из колен, которому Я назначил пасти народ Мой Израиля: «почему не построите Мне кедрового дома»?

2Цар.7:8. И теперь так скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь Саваоф: Я взял тебя от стада овец, чтобы ты был вождем народа Моего, Израиля;

2Цар.7:9. и был с тобою везде, куда ни ходил ты, и истребил всех врагов твоих пред лицем твоим, и сделал имя твое великим, как имя великих на земле.

2Цар.7:10. И Я устрою место для народа Моего, для Израиля, и укореню его, и будет он спокойно жить на месте своем, и не будет тревожиться больше, и люди нечестивые не станут более теснить его, как прежде,

2Цар.7:11. с того времени, как Я поставил судей над народом Моим, Израилем; и Я успокою тебя от всех врагов твоих. И Господь возвещает тебе, что Он устроит тебе дом.

До сих пор Господь Бог не требовал для себя постоянного храма, потому что еще не пришло время для его построения. Да и Давиду ли, одному из созданий Творца вселенной, заботиться о создании храма Его (ст. 5). Не Давид Господу, а благодеющий Давиду Господь устроит ему дом его (ст. 11). В (1Пар. 22:6–11) указывается еще и иное объяснение того, почему не Давид должен был построить храм Господень: величественный и прочный храм Владыки мира должен был построить избранный царь мира среди избранного народа Божия – Соломон («Соломон» с еврейского означает «Мирный»).

2Цар.7:12. Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его.

2Цар.7:13. Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки.

2Цар.7:14. Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих;

2Цар.7:15. но милости Моей не отниму от него, как Я отнял от Саула, которого Я отверг пред лицем твоим.

2Цар.7:16. И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицем Моим, и престол твой устоит во веки.

«Сказав сие о Соломоне, сыне Давида, пророк присоединяет предсказание и о Владыке Христе, ибо говорит: «Я буду Ему отцом, и Он будет Мне сыном». А что изречено сие о Владыке Христе – свидетель тому божественный апостол, сказавший евреям: «Кому бо рече когда от Ангел: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя? И паки: Аз буду Ему во Отца, и Той будет Мне в Сына?» (Евр. 1:5). И последующие за сим слова всего менее опять приличны царям израильским; истинность же их оказывается на одном Владыке Христе. Ибо сказано: «И верен будет дом Его, и Царство Его до века предо Мною: и престол Его будет исправлен в век» (ст. 16, по переводу LXX-ти). Соломон же недолговечнее был других людей, не достиг даже и отцовой старости; да и все от него происшедшие (цари Иуды) прияли общий всем конец. Посему необходимо сделать одно из двух: или приложить сие к Владыке Христу, или назвать лживым предречение Бога всяческих. Но последнее злочестиво и хульно. Потому необходимо, хотя и не хотят того иудеи, принять первое» (Блаженный Феодорит, толков, на 1 Цар, вопр. 21).

2Цар.7:19. И этого еще мало показалось в очах Твоих, Господи мой, Господи; но Ты возвестил еще о доме раба Твоего вдаль. Это уже по-человечески. Господи мой, Господи!

«Это уже по-человечески», т. е. всесторонняя попечительность Господа о человеке делает Его в сознании человека необыкновенно близким к нему существом.

2Цар.7:21. Ради слова Твоего и по сердцу Твоему Ты делаешь это, открывая все это великое рабу Твоему.

«Ради слова твоего». См. (1Цар. 16:1–13; 2Цар. 3:17–19, 5:1–3).

2Цар.7:23. И кто подобен народу Твоему, Израилю, единственному народу на земле, для которого приходил Бог, чтобы приобрести
его
Себе в народ и прославить Свое имя
и
совершить великое и страшное пред народом Твоим, который Ты приобрел Себе от Египтян, изгнав народы и богов их?

«Чтобы приобрести его Себе в народ». См. (Исх. 19:3–6; Втор. 4:7, 33:29).

«И совершить великое и страшное пред народом». Имеются в виду чудеса и знамения Господни, имевшие себе место пред выходом евреев из Египта, при самом выходе, во время путешествия их по пустыням и при завоевании земли обетования.

Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т. / под ред. А. П. Лопухина. — Изд. 4-е. — Москва : Дар, 2009. / Т. 2. : Исторические книги. — 1056 с. / Вторая книга Царств. 174-235 с. ISBN 978-5-485-00271-8

Комментарии для сайта Cackle

Источник

Что означают слова Христа о «доме на камне» и «доме на песке» применительно к современным людям?

Что означают слова Христа о «доме на камне» и «доме на песке» применительно к современным людям?

Просто удивительно, насколько некоторые притчи и слова Иисуса Христа приобретают современное звучание. Собственно, не некоторые, а все Его слова являются таковыми. Но некоторые просто бросаются в глаза своей актуальностью, так сказать, сияют во тьме окружающей жизни, и только слепой не может этого заметить.

Такими словами является притча Христа о «доме на камне и доме на песке». Давайте сначала ее приведем:

«Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7:24-27).

Слушающих и исполняющих слова Христа, тех людей, которые построили «дом» своей жизни на «камне» истинной веры, в России немного. Не более 1-2% русскоязычного населения.

Читайте также:  Построим дом железногорск красноярский край

Они каждое воскресенье собираются в храмы, они регулярно исповедаются и причащаются, они стараются соблюдать заповеди Иисуса Христа в повседневной жизни.

Им живется нелегко – они несут свои «кресты» церковного и повседневного служения, но они благодарят Христа за свою жизнь, ибо никакие «дожди, ветры и наводнения» окружающей жизни не сбивают их со своего пути.

Но сейчас речь не о них, а о подавляющем большинстве русских, живущих в «домах», построенных «на песке», чьи дома регулярно рушатся и заваливаются «падением великим».

Большинство русских крещены, большинство хоть раз бывало в Церкви, большинство хотя бы краем уха слышало о Христе и о Его учении, изложенном в Библии, у большинства даже Библия есть дома (валяется где-то на полке) или есть возможность ее приобретения и изучения. У многих и храмы в шаговой доступности, но…

Но на этом все и заканчивается, хотя многие из этих людей считают себя верующими и даже православными христианами.

Увы – все эти люди строят «дома» своей жизни на «песке», и немудрено, что они то и дело с треском заваливаются.

Давайте, кстати, рассмотрим эти «песчаные почвы».

Большинство мечтают о «семейном счастье» — и действительно буквально проваливаются и тонут в его «зыбучих песках». Об этом говорит нарастающая лавина разводов и «гражданских браков» — то есть простых временных человеческих «случек».

Ужасающая статистика абортов возникает тоже на этой песчаной «трясине». Да и растущее количество обездоленных детей, лишенных подлинной отцовской или материнской заботы.

Идем дальше. Все хотят материального благополучия, но большинство бьется в тисках если не нищеты, то едва сводят концы с концами. Вынуждены пахать для зарабатывания денег, а некоторые не выдерживают нагрузок и попросту спиваются.

А те, кто добился материального процветания и изобилия – думаете, они счастливы? Увы – они трясутся за свои дома и машины, счеты в банках и прочее «барахло», с тревогой ожидая «падения рубля», «перемены курса», «цветной революции», да или просто банального ограбления.

Кто-то строит дом своего благополучия на желании пролезть как можно выше во власть или на ее рабском обслуживании. Но – увы! – и здесь оказывается зыбкая песчаная почва.

Посмотрите, как неуверенно стали себя чувствовать сторонники Путина. Они чувствуют, что время его уходит, и всячески пытаются продлить его путем махинаций на выборах, все большей ложью и атаками на конкурентов (отравление Навального в этом ряду).

Чувствуют, что недалеко время, когда придется искать новую «крышу» или уступать власть новым претендентам, новым «строителям домов» на этой зыбкой почве.

Новая «песчаная трясина» — для любителей хайпануть и прославиться, то есть добиться какой-то известности. Здесь иллюзии видны невооруженным глазом. Безумия всех этих социальных сетей, лайков, инстаграммов, фейс-буков, одноклассников явны даже для самих опутанных этими сетями.

Ради многих «лайков» и «подписчиков» готовые выставить на обозрение хоть свои гениталии, они в который раз чувствуют, как заваливаются карточные домики их известности и популярности.

Кто-то строит свой жизненный дом на «здоровье». Клубы любителей «скандинавской ходьбы» или «русской йоги» множатся как на дрожжах. Однако растущее число раковых заболеваний или даже тот же коронавирус смеются над всеми этими очередными «песчаными попытками».

Ладно, подведем итог.

Можно было бы найти еще много песчаных «трясин» для современных людей, но суть уже ясна и так. На этих трясинах невозможно построить дом своего жизненного благополучия.

А истина проста и сформулирована Самим Господом Иисусом Христом: не просто слушай Его слова, но и исполняй их.

Применительно к современному времени: стань не по названию «православным христианином», а по сути, – значит, полноценным членом Церкви Христовой. Сейчас для каждого есть такая возможность.

В противном случае – очередной твой жизненный домик, построенный на песке, завалится, и падение его будет, в полном соответствии со словами Иисуса Христа, «великое».

Что означают слова Христа о «доме на камне» и «доме на песке» применительно к современным людям?

Источник

Дом; строительство дома – Библейская энциклопедия Брокгауза

Дом; строительство дома

Дом; строительство дома

I: 1) Прочное жилище, не предназначенное для переноса с места на место; признак оседлости. Во время странствования по пустыне и позднее, народ Израиля жил в шатрах (Чис 16:26; Суд 4:17; Иер 35:7); иногда убежищем служили пещеры (Суд 6:2; Суд 15:8; 1Цар 13:6);
2) Точное представление о домах израильтян могут дать только раскопки. Во II тысячелетии до Р.Х. Д. имели четырехугольную форму, причем вход в дом располагался с поперечной стороны. Первоначально дома имели лишь одно помещение. Если появлялись другие постройки, то они располагались вокруг внутреннего двора, где помещались печь для выпечки хлеба и емкость для хранения воды (2Цар 17:18 – в Синодальном переводе – «колодезь»). Жизнь израильской семьи даже в сезон дождей в основном проходила под открытым небом, дом же использовали только для сна. Дом состоял из двух частей: в более низкой содержали овец и коз, а в более высокой жили люди. На границе между двумя уровнями, рядом со ступенями, находились каменные ясли для волов и ослов (Ис 1:3). Фундамент дома клали из камня; поскольку при археологических раскопках зачастую не удается определить место, где находился вход, можно сделать вывод, что порог был относительно высоким. На каменном цоколе возводились стены из необожженного кирпича, в них делались проемы для окон и дверей. На плоской крыше, огороженной перилами (Втор 22:8) и снабженной внутренней и внешней, иногда винтовыми, лестницами (2Пар 9:11; 3Цар 6:8), располагалась горница (Суд 3:23; 3Цар 17:19; Дан 6:10; Деян 1:13). Довольно толстые кирпичные стены княжеских домов позднего бронзового века указывают на то, что вторые этажи таких домов состояли уже из полноценных помещений, как правило, отсутствовавших в домах простых израильтян. О подвалах мало что известно. О помещениях для ванны и туалета купание;
3) Когда Давид и Соломон привлекли на свои великие стройки чужеземных строителей (2Цар 5:11; 3Цар 5:18), это сказалось и на качестве отделки обычных строений – она стала более тщательной, однако планировка строений не измениллась. В архитектуре здания, обнаруженного при раскопках в Иерихоне (постройка VIII века до Р.Х.), ощущается влияние архитектуры Арама (Сирии) и Финикии. Стены здесь были укреплены опорными столбами. Отклонения от обычного плана постройки обнаруживаются, например, в найденных при раскопках в Самарии зданиях, служивших складами для хранения припасов. В Сихеме, Телль-эн-Насбе (Мицпе) и Телль-Джемме (Гераре) обнаружены дома, состоящие из трех смежных продольных помещений, к которым примыкало еще одно помещение, расположенное поперек по всей ширине строения;
4) В перситско-греческий период, в сравнении с железным веком, мало что изменилось. Форма дома остается в основном той же, но сами дома становятся меньшими. Та же форма дома сохраняется и в эллинистически-римскую эпоху. Новое проявляется лишь в строительных элементах и деталях отделки: в использовании колонн, штукатурке стен, росписи и мозаике на полу. К римскому периоду относится и появление сводчатых кровель.

Читайте также:  Из чего построить дачный дом недорого воронеж

II:1) При сооружении более крупных зданий наряду с кирпичами применяли тесаный камень (Ис 9:10); при строительстве храма использовали также мрамор (1Пар 29:2). Иногда на каменной ограде надстраивали бревенчатую стену (3Цар 7:12). Однако дорогостоящие сорта древесины – кедр, кипарис, масличное или сандаловое дерево и другие – при строительстве обычных домов не использовались, здесь, как правило, применялась сикомора (3Цар 10:27; Ис 9:10), из которой делали кровельные перекрытия. Кровля таких домов была плоской, слегка наклонной для стока дождевой воды. Промежутки между кровельными балками заполнялись хворостом. Сверху клали слой глины, который, вероятно, приходилось часто подновлять, т.к. при появлении трещин в них прорастала трава (4Цар 19:26). Как и крыша, пол делался из утрамбованной глины, позднее появились каменные и мозаичные полы. → Известь; известняк служила строительным раствором и побелочным материалом. Стены также обмазывали гипсом (Ис 33:12 – в Синодальном переводе – «горящая известь») (Лев 14:42);
2) Деревянные, чаще всего низкие, двери (или ворота) (Притч 17:19) запирались на ночь на деревянный замок деревянным ключом, но были известны и железные засовы (Пс 106:16). Двери дома открывали на стук. Греческое слово круо указывает на то, что в дверь стучали каким-то предметом, предположительно – кольцом (Лк 12:36; Деян 12:13). Роль петель для дверных створок выполняли каменные упоры, в которых дверь крепилась с помощью двух шипов. Нижний шип вращался в отверстии камня, имевшего назначение дверного упора, верхний удерживался в таком же упоре с помощью крепления. В храме и во дворцах двери были двустворчатыми, обитыми железом. На косяк входной двери, по обычаю, наносили мазки кровью пасхального агнца (Исх 12:7), сюда, согласно предписанию, содержащемуся во Втор 6:9, прикрепляли и коробочки с полосками пергамента, на которых были начертаны стихи Втор 6:4-9; Втор 11:13-21 (→ Хранилище);
3) В бедных домах, по крайней мере в нижнем этаже, окна зачастую отсутствовали (Лк 15:8). В период бронзового и железного веков в домах делали окна размером приблизительно 50 х 50 сантиметров, но оконных рам при раскопках обнаружено не было. Есть свидетельства об имевшихся на окнах решетках (Суд 5:28; Притч 7:6; Песн 2:9). Окно можно было закрыть досками или деревянными ставнями (4Цар 13:17). Поскольку через окна в дома могли проникнуть воры (Иоиль 2:9; сравните Иер 9:21), то их часто делали очень высоко (1Цар 19:12). То же относится и к домам, расположенных у городской стены или встроенным в нее; через окна таких домов беглецы могли спуститься только по веревке (Нав 2:15; 2Кор 11:32). Окна, описанные в 4Цар 9:30; Иер 22:14, по-видимому, относились к особому виду. Судя по египетским изображениям, здесь, вероятно, подразумеваются выступы наподобие балконов, с которых царь обращался к народу.

III. Внутреннее убранство дома было простым, поскольку большая часть жизни семьи проходила вне помещения. Дом прежде всего предназначался для сна. Он же служил местом хранения одежды, которую развешивали на крючках или складывали в деревянные ящики, здесь также хранили съестные припасы, помещая их в кувшины. В бедных домах обитатели лежали и сидели на циновках, разложенных на полу. При раскопках были обнаружены каменные и деревянные скамьи, стоявшие у стен. В 4Цар 4:10 перечислены предметы мебели и утварь – кровать («постель»), стол, стул («седалище») и светильник. В кухне или другом месте, отведенном для приготовления пищи, помещались печь, в которой выпекали хлеб, ручная мельница, здесь же находились кувшины с маслом, мукой и водой (3Цар 17:12; Ин 2:6), сосуды и кухонные принадлежности, посуда для еды и питья. Чем богаче был дом, тем дороже и разнообразнее в нем были мебель и утварь; верхом роскоши считалось украшать кровати инкрустацией из слоновой кости (Ам 6:4; сравните 3Цар 22:39), а также застилать их разноцветными египетскими тканями (Притч 7:16).

IV:1) Дом упоминаются и в законе о «язве проказы» (Лев 14:33-53). Можно предположить, что речь здесь идет о домовом грибке или плесени. Если пятна распространялись, то сначала их устраняли, заменяя штукатурку и пораженные камни на новые. Если же пятна появлялись вновь, то дом считался «покрытым проказой» и подлежал сносу. При этом обломки и строительный мусор надо было вынести за пределы города;
2) Существовали особые предписания по продаже дома и сдаче в залог. Сельские, не огороженные стеной дома передавались по наследству и в случае их отчуждения подлежали возврату первоначальному владельцу самое позднее в → юбилейный год (Лев 25:31). Но дом в городе можно было выкупать только в течение года, в противном случае он переходил в собственность нового владельца (Лев 25:29 и далее). В этом случае недвижимость могли приобретать и пришельцы. Исключение составляли дома в городах левитов, которые тоже считались наследственной собственностью (Лев 25:32 и следующие).

V:1) В метафорическом значении дом означает семейный быт, семейство, род (Быт 45:2; 1Цар 3:14 и прочие места) или объединенных верой домочадцев (Деян 11:14; Деян 16:15; 2Тим 1:16; 2Тим 4:19) во главе с отцом как «домашним священником»;
2) а) Дом Божий во всеобъемлющем значении – это Его народ (Чис 12:7; Евр 3:2,5) и христианская Церковь (1Тим 3:15; 1Пет 4:17; Евр 3:3-6 и другие), которая названа также храмом Божьим (1Кор 3:16; 1Кор 6:19). Ее учителя названы домостроителями (1Кор 4:1); б) в более узком смысле под Домом Божьим подразумевается земное святилище (Быт 28:17,19; Пс 83:11; Мф 23:38; Мк 2:26), которое Иисус называет также Домом Своего Отца (Ин 2:16) и Дом молитвы (Мф 21:13; Мк 11:17); в) Домом Отца могут быть и небеса (Ин 14:2); дом (жилище) на небесах (2Кор 5:1) означает воскресшее тело. → Строительство; строить.

VI. «Дом храбрых» – название здания в Иерусалиме (Неем 3:16; сравните с 2Цар 23:8 и следующие), где размещался главный пост стражи вблизи царской крепости. → Дворец → Крепость; укрепление.

Источник