Игра кто построил этот дом
Дидактическая игра «Кто построил этот дом?». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам
ЛЕНЬКОВА АНАСТАСИЯ СЕРГЕЕВНА
Дидактическая игра «Кто построил этот дом?»
МБДОУ д/с «Солнышко» СП дс № 164
воспитатели: Мельник Ирина Владимировна, Ленькова Анастасия Сергеевна
Настольная игра «Кто построил этот дом?»
В жизни каждого взрослого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка взрослые внимательно следят за развитием его интересов и склонностей, задумываются о его будущем, стараясь предопределить его будущую профессиональную судьбу.
Наш детский сад участвует в городском проекте ранней профориентации «Лаборатория профессий. Дошкольник».
Основным направлением нашего проекта является организация познавательно-исследовательской и творческой деятельности ребенка.
Задачами проекта являются:
— формировать положительное отношение к профессии строитель;
— учить узнавать строительные инструменты, механизмы, приспособления и материалы, необходимые при строительстве;
— развивать детскую инициативу через сюжетно-ролевые и настольные игры, через восприятие художественной литературы и фольклора.
Исходя из задач проекта, мы придумали и создали настольную игру «Кто построил этот дом?»
Цель игры: закреплять содержание сказок, в которых рассказывается о строительстве домов («Три поросенка», «Теремок», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка», «Кошкин дом»); учить детей узнавать типы домов, о которых упоминается в сказках (дом, теремок, избушка, зимовье, строительные инструменты, механизмы и материалы, необходимые при строительстве этих жилищ.
Задачи: упражнять детей в узнавании героев сказок, назывании типов жилищ.
Интеграция образовательных областей:
ОО «Познавательное развитие»: формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (о форме, размере,материалах: знание строительных инструментов и материалов; называние типа строения (дом, избушка, зимовье, теремок);
ОО «Речевое развитие»: обогащение активного словаря; понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
ОО «Художественно-эстетическое развитие»: восприятие художественной литературы, фольклора; реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной).
Материалы: комплект игры, стол, стулья по количеству играющих.
В комплект игры входят 24 карточки:
— изображение материалов: бревна, солома, доски, ветки, кора (луб, веревка,
гвозди, тележка, камни;
— изображения героев сказок: три поросенка, лиса и заяц, герои сказки «Теремок», герои сказки «Зимовье зверей»;
— изображения инструментов: топор, пила, молоток, мастерок, ведро;
— картинки жилищ из сказок: «Три поросенка», «Теремок», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка», «Кошкин дом»;
— карточка «условный домик».
1 вариант: для детей 4-5 лет.
Правила игры:
В игре участвуют 2 ребёнка или воспитатель и ребенок. Предложить детям подобрать к каждой картинке, где изображен домик героев из соответствующей сказки и назвать сказку,например: картинке с нарисованным домом, покрытого соломой – картинка из сказки «Три поросенка» и т. д.
2 вариант для детей 5-6 лет.
Правила игры: детям раздаются карточки с домиками-символами. Дети выбирают себе героя (картинку) сказки. Предлагается построить домик из соответствующего материала и подобрать нужные инструменты, затем предложить найти полученный при строительстве домик-карточку.Например: выбирают картинку с изображением животных из сказки «Зимовье зверей», подбирают карточки с изображением бревен, инструментов – топор, пила. Находят картинку, где изображен дом (зимовье, сложенное из бревен, в котором жили животные из этой сказки.
В процессе организации и проведения игры педагогу необходимо обращать внимание на:
* нравственно направленный анализ содержания игры;
* насыщение эмоционально-речевой среды словами и выражениями,описывающий процесс возведения жилища: «общее дело», «общий успех», «на пользу всем», «все вместе, под одной крышей», «общими усилиями», «усилия каждого» и др. ;
* стимулирование адекватных эмоциональных реакций в процессе подготовки к игре, в ходе игры и по её окончании;
* формирование «языка чувств»детей: анализ чувств и способов их речевого выражения в литературных произведениях (песенки, считалки, присказки и др. «Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы — ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!» — «Заюшкина избушка», «Живут там поживают и горя не знают» — «Зимовье зверей», «Ну-ка, сильно! Ну-ка, дружно! Всей семьею, вчетвером, Будем строить новый дом!» — «Кошкин дом», сопровождающих игру, и т. д.:
Предложить воспитанникам рассмотреть альбом с изображением домов из других сказок, активизируя внимание и память ребёнка,задавая вопросы: «Вспомни, в каких сказках говорилось об этом доме?» (это могут
быть: дворец – «Золушка», «Кот в сапогах», «Волшебник Изумрудного города», русская изба – «Гуси лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др., русский терем – «Сивка-Бурка», «Царевна-Лягушка», «Теремок», современный дом – «Крокодил Гена и его друзья», различные другие дома – «Приключения Незнайки и его друзей», «Приключения Чипполино»).
В свободное время детям можно предложить зарисовать героев и жилища из сказок, сконструировать дома из деталей конструктора.
Воспитанникам можно предложить пальчиковую игру на развитие словообразования:
«Этот дом — одноэтажный. Разгибают пальцы из
Этот дом — он двухэтажный.
А вот этот — трехэтажный. кулачка, начиная с мизинца
Этот дом —он самый важный:
Он у нас пятиэтажный.
1,2,3,4,5
Строим дом».
Источник
Конспект занятия на тему «Кто построил этот дом?». Мультимедийная презентация.
Конспект занятия на тему «Кто построил этот дом?».
Мультимедийная презентация.
Цель: закрепление представлений о профессиях людей, работающих на стройке.
I. Организационный момент. Рассматривание картины «Стройка».
Вопросы для работы с сюжетной картиной:
Что вы видите на этой стройке?
В какой части рисунка изображён дом?
В какой части находится подъёмный кран?
Кто находится в центре рисунка?
Внимательно посмотрите на предметы вокруг строителя,
Назовите, что расположено вверху, а что внизу.
Найдите на рисунке ещё одного строителя. Внутри чего он сидит? Кого и что вы видите снаружи кабины подъёмного крана?
Перечислите предметы, которые лежат впереди (перед домом, перед подъёмным краном).
Что находится позади стройки?
– Как можно по — другому назвать дом? (Здание, строение, сооружение).
II. Основная часть.
– Мы сегодня узнаем «Кто построил этот дом?» (стихотворение С. Баруздина.)
1. Чтение стихотворения с показом слайдов.
2. Умение пользоваться линейкой и карандашом.
– Что делает архитектор? (Архитектор создает проект дома).
– Сейчас все вы будите архитекторами. С помощью линейки и карандаша начертите проект дома.
– Из каких геометрических фигур состоит дом?
3. Игра «Кто и чем занимается».
Водитель – водитель водит автомобиль.
Бульдозерист – бульдозерист равняет площадку под строительство.
Экскаваторщик – экскаваторщик роет котлован под постройку.
Крановщик – крановщик поднимает строительные материалы.
Каменщик – каменщик кладёт стены.
Кровельщик – кровельщик кроет крышу.
Плотник – плотник ставит рамы и двери.
Штукатур – штукатур штукатурит потолки и стены.
Маляр – маляр красит потолки, стены.
4. Артикуляционная гимнастика «Маляр».
5. Зрительная гимнастика:
Плотно закрыть, а затем широко открыть глаза
Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо не поворачивая головы
Вращать глазами по кругу
Плотно закрыть, а затем широко открыть глаза.
6. Придумайте названия улицам из слов: строитель, солнышко, и берёзка.
– Какие названия придумали? (Улица Солнечная, улица Березовая, улица Строительная.)
7. Физкультурная пауза «Кровельщик». Координация речи с движением.
То не град, то не гром – Стоят лицом в круг и изображают удары « молотком».
Кровельщик на крыше. Тянутся на носочках, подняв руки.
Бьет он громко молотком – Вновь удары « молотком».
Вся округа слышит. Закрывают уши руками.
Он железом кроет дом, Широко разводят руки в стороны.
Чтобы сухо было в нем. Наклоняются, касаются носков руками.
8. Работа со счетными палочками. Совершенствование тонкой моторики.
– Возьмите 4 счетные палочки и сложите из них геометрическую фигуру.
– Какая геометрическая фигура получилась? (Квадрат.)
– Молодцы! Возьмите еще 2 палочки и положите их так, чтобы получилось окно.
– Сколько палочек пошло на окно? (6)
– Сколько палочек ушло на 2 окна? (12)
– Из каких материалов делают окна в домах? (Из дерева, из пластика).
9. Как вы думаете:
– Пластик на ощупь, какой? (Гладкий).
– Дерево на ощупь, какое? (Шероховатое).
– Окна из пластика, какие? А из дерева? (Пластиковые, деревянные.) Молодцы!
10. Игра «Кто, чем работает? »Назвать строительный инструмент. Ребёнок рассказывает, человеку какой строительной профессии он нужен и что им делают. Например, маляру нужна кисть, он ею красит стены.
11. Игра «Четвёртый лишний».
Кисть, маляр, рубанок, топор.
Каменщик, маляр, кисть, штукатур.
Топор, молоток, кисть, плотник.
Подъёмный кран, молоток, бульдозер, экскаватор.
12. Игра «Кто это? »
Расчищает строительную площадку бульдозером – (бульдозерист) .
Подвозит строительный материал на машине – (шофёр) .
Подвозит строительный материал на тракторе – (тракторист) .
Кладёт стены из камня – (каменщик) .
Кроет крышу – (кровельщик) .
Делает рамы, двери – (плотник) .
Стеклит окна – (стекольщик) .
Белит и красит стены – (маляр) .
Штукатурит стены – (штукатур) .
III. Итог занятия.
– Кто построил этот дом?Скажите, какой ваш дом? (Многоэтажный, пятиэтажный, кирпичный, теплый, красивый, светлый,… ).
– Сколько строительных профессий мы назвали?
«Кто построил этот дом?» (стихотворение С. Баруздина.)
На улице Садовой
Дом построен новый.
В нём столько светлых окон —
Считать — не сосчитать,
А крыша так высоко,
Что птицам не достать.
В доме — десять этажей,
В доме — тысячи людей.
Кто построил этот дом,
Дом, в котором мы живём?
Архитектор строит дом,
Дом многоэтажный.
Строит дом карандашом
На листе бумажном.
Сегодня каменщик с утра
К работе приступил.
Кладет кирпич за кирпичом –
Растет этаж за этажом,
И с каждым часом, с каждым днем
Все выше новый дом.
Чтобы в доме было сухо и тепло,
Чтобы снег зимою в дом не занесло,
Чтоб не мокли люди в доме под дождем,
Кровельщик железом покрывает дом
Летят опилки белые
Летят из-под пилы:
Это плотник делает,
Рамы и полы.
Красить комнаты пора —
Пригласили маляра.
Но не с кистью и ведром
Наш маляр приходит в дом:
Вместо кисти он принёс
Механический насос.
Брызжет краска по стене,
Солнце светится в окне.
Стали стены голубыми,
Словно небо в вышине.
Новый дом почти готов —
Примет к празднику жильцов!
Источник
Конспект НОД в старшей группе «Кто построил этот дом?». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам
Добина Елена Юрьевна
Конспект НОД в старшей группе «Кто построил этот дом?»
Цель:
расширение и уточнение знаний о строительных профессиях.
Задачи:
Образовательные: Расширить и конкретизировать представления детей о строительных профессиях, строительных инструментах, разных строительных материалов, их назначении.
Развивающие: Развивать речь детей, активизировать словарный запас., закреплять умение отвечать на вопросы,развивать пространственное, логическое мышление.
Воспитательные: Формировать представление детей о социальной значимости труда строителей, воспитывать уважение к труду людей. Воспитывать культуру общения.
Предварительная работа:
1. Чтение художественной литературы (С. Баруздин «Строим дом», С. Михалков «Три поросенка». В. Маяковский «Кем быть)
2. Рассматривание иллюстраций, связанных со строительными профессиями.
3. Отгадывание загадок, чтение и проговаривание пословиц и поговорок
4. Проведение сюжетно-ролевых игр («Строим дом», «Строители») и дидактических игр («Кому что?», «Что лишнее?», «Угадай по описанию)
5. Изготовление поделки из бумаги дом (оригами)
Материалы и оборудование:
картины с изображением людей строительных профессий; иллюстрация с домом в центре (многоэтажный) и деревянного (одноэтажный, картинки с изображением строительных инструментов, техники, разных видов жилищ человека. Дом из бумаги.
Интеграция образовательных областей:
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Ход занятия:
Воспитатель зачитывает письмо: «Дорогие ребята! Мы хотим к Новому году сделать для нашего братца Наф-Нафа сюрприз – построить дом, чтобы в нем могли гостить наши друзья. Но сколько раз мы не пробовали строить, наши дома все время ломаются. Не понимаем почему. Помогите! Ниф-Ниф и Нуф-Нуф».
– Узнали героев?
– Из какой они сказки? («Три поросенка»)
– Поможем поросятам разобраться, почему у них не получается построить настоящий дом?
– вспомните, из чего строили дом поросята? (Из соломы и веток.)
– Чтобы построить прочный, крепкий дом нам нужно много трудиться. Ребята, а вы знаете, какие самые верные помощники есть у человека? Кто помогает ему в работе?Послушайте мою загадку:
Любят труд,
Не терпят скуки,
Всё умеют наши….руки!
Правильно — это руки! Недаром люди столько пословиц придумали о них.
«С трудовыми руками нигде не пропадёшь.»
«Не игла шьёт, а руки.»
«Не печь кормит, а руки»
«Золотые руки у того, кто обучился хорошо»
Человек своим трудом и старанием всё строит, создаёт. Для этого нужно много учиться и работать.
Ребята, расскажите мне, а как называется профессия людей, которые строят дома, работают на стройплощадке?
— Правильно — строитель. Эта профессия появилась много лет назад, когда люди выйдя из пещер, стали возводить себе жильё.
Скажи, пожалуйста, ребята, для чего человеку нужен дом?
Действительно в доме человек укрывается от непогоды, отдыхает от усталости, работает.
Люди научились строить самые разные дома.
-Ребята, посмотрите на эти картинки. (воспитатель показывает картинки разных видов домов)
— все эти разные и даже удивительные для нас дома построил человек, скажите мне, а что у них общего?
-Правильно, у всех есть дверь, окна, крыша и стены.
Дидактическая игра «Разве так бывает?»
Воспитатель обращает внимание детей на картинки с изображением многоэтажного и одноэтажного домов.
— Возможно ли,чтобы эти дома и в реальной жизни были одинаковой величины? Почему этого не может быть? (много этажей –высокий, один этаж – низкий)
Давайте вспомним из каких материалов строят дома.
Упражнение «Назови какой»
Дети называют, какой получится дом, если его построитьиз материалов на картинке:
— Из камня? (каменный)
— Из дерева? (деревянный)
— Изо льда? (ледяной или иглу)
— Из кирпича? (кирпичный)
— Из глины? (глиняный)
— Как вы думаете, из чего будет лучше построить крепкий дом для Наф-Нафа (бетон, кирпич)
Порося строили дом одни, без помощников, а ведь что бы построить настоящий дом много мастеров должно потрудиться,
Сейчас мы все вместе узнаем, какие строители помогут нам построить дом.
Воспитатель читает стихи и выставляет на мольберт картинки с изображением людей данной профессии:
Замелькал мастерком
Каменщик играя.
То кирпич кладет бочком,
То на спинку, то торчком.
То подтянет с края.
Дом растет все выше, выше,
Стены есть, дела за крышей.
Кровельщик, скорей сюда,
Без тебя мне тут беда!
Вот и плотники идут.
Столяров с собой зовут.
Застучали молотки,
И запели пилы.
Будут рамы, косяки.
Двери и стропила.
Кисть в руке у маляра
И послушна, и быстра.
По стене летит, как белка,
Пахнет свежестью побелка.
-Вспомните, ребята, о каких профессиях вы услышали в стихах? А какими инструментами пользуются мастера? (ребёнок называет профессию, подходит к воспитателю и достаёт из коробки нужный инструмент, показывает его всем детям)
-Молодцы, правильно ответили, все эти профессии нужны, чтобы строить прочные и надежные дома.
-А теперь, ребята, давайте с вами отправимся на стройплощадку.
Проводится физкультминутка (под музыку из к/ф «Высота» «не кочегары мы не плотники»)
Покажем, какие высокие краны стоят (руки через стороны — вверх, опускаем)
Краны поднимают тяжелые плиты, а рабочие поднимают строительные материалы руками (ноги на ширине плеч, дотягиваемся до пола, выпрямляемся)
Дом растет всё выше, выше
Стены есть, дела за крышей! (руки соединить вверху, опустить)
Вот и плотники идут,
Столяров с собой зовут (стучат кулак о кулак, двигают руками вперед)
Кисть в руке у маляра
И послушна и быстра (приседание с вытянутыми руками)
Вот и окна появились (руки на поясе,повороты туловища)
На стройке много предметов лежат на земле, давайте их перешагнем
(Шаг на месте,высоко поднимая колени)
-Молодцы, ребята! Скажите, пожалуйста, а что помогает строителям быстро возводить здания? (Машины, техника).
Воспитатель загадывает загадки:
Котлован под дом копать
Целый год лопатой.
Нам же будет помогать
В этом (Экскаватор)
Чтобы выросла стена
Дома-великана,
Срочно помощь нам нужна
Башенного….(Крана)
-А какую ещё строительную технику вы знаете (воспитатель показывает картинки)
-Расскажите, а какими должны быть строители?
(Трудолюбивыми, выносливыми, сильными, смелыми, дружными.)
Может быть вы вспомните ещё поговорки о труде, дружбе?
Дело мастера боится
Кто не работает, тот не ест
Построить здание — надо иметь знание
Где труд, там и счастье
-Правильно.
— строитель должен быть очень смелым, ведь на стройке опасно, нужно обязательно соблюдать правила безопасности.
— А что используют строители, чтобы защитить себя (каску и защитный костюм).
Ну, что ж, ребята, давайте и мы превратимся в строителей, поможем построить Ниф-Нифу и Нуф-Нуфу крепкий, прочный и красивый дом!
Дети детализируют сделанный ими на предыдущем занятии дом, наклеивают части и раскрашивают по своему желанию.
Молодцы! Вы все справились!А закончить наше занятие мне хочется такими словами: «ТРУДОМ ВЕЛИК И СЛАВЕН ЧЕЛОВЕК»
Рефлексия:
— Ребята, что нового вы сегодня узнали на занятии?
— Как вы думаете, мы помогли поросятам построить дом?
— Из каких материалов можно построить дом?
-Вам понравилось занятие?
-Наф-Наф всех благодарит за помощь! Все молодцы
Источник
Конспект НОД по познавательному развитию «Кто построил этот дом?» (старшая группа). Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам
Ольга Фалько
Конспект НОД по познавательному развитию «Кто построил этот дом?» (старшая группа)
Конспект НОД «Кто построил этот дом?» в старшей группе
познавательное развитие
Цель: дать представление о строительных профессиях, воспитывать уважение к человеку труда; пополнить знания о конструкциях домов; продолжать знакомить с различными строительными материалами.
Ход НОД:
Воспитатель: Мы с вами живем в большом, красивом городе, в котором много домов, заводов, фабрик, учебных заведений, театров, магазинов и других зданий. — Для чего нужны человеку дома?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, дома нужны для того, чтобы человеку было уютно, чтобы укрыться от холода, зноя, ветра, дождя, снега. (слайд 2)
слайд 3
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие разные дома научились строить люди. Постарайтесь выбрать из них те, которые мы можем увидим в нашем городе. (Дети говорят номер картинки)
слайд 4
Воспитатель: а здесь вы видите дома, которые можно легко разобрать и построить вновь при переезде с места на место. (Юрта, шалаш, вигвам.)
слайд 5
Воспитатель: Где можно увидеть такие дома? (дети рассматривают слайд, ответы детей) Правильно, такие дома чаще встречаются в поселках, селах, деревнях. Там, где людей меньше, дома строят низкие и маленькие. А в городах места мало, а людей очень много, поэтому и дома здесь отличаются.
слайд 6
Ребята, давайте рассмотрим, похожи эти дома на те, в которых вы живете? (ответы детей) Это дома большие, многоэтажные.
слайд 7
пальчиковая гимнастика «Мебель»
Мебель я начну считать:
Кресло, стол, диван, кровать,
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет.
Много мебели назвал –
Десять пальчиков зажали!
слайд 8
Воспитатель: Как вы думаете, люди каких профессий строят дома? (ответы детей)
Чтобы построить большой многоэтажный дом, очень много людей занимается строительством, но каждый делает свое профессиональное дело.
Послушайте стихотворения о людях разных строительных специальностей:
Каменщик
На стройке жаркая пора,
Сигнал уже пробил.
Сегодня каменщик с утра
К работе приступил.
Ему идет двадцатый год,
А он уже герой:
Быстрее всех кирпич кладет
Строитель молодой.
Кладет кирпич за кирпичом,
Растет этаж за этажом,
И с каждым часом, с каждым днем
Все выше, выше новый дом.
Рабочий инструмент каменщика – мастерок. Посмотрите, что надето на голове у каменщика? Перед выходом на строительную площадку нужно надеть каски, не бегать, не отвлекать других строителей, смотреть по сторонам. Зачем строителям обязательно надо надевать каску?
(ответы детей, защита головы от ушибов)
слайд 9
Воспитатель: послушайте еще стихотворение.
Маляр
Красить комнаты пора –
Пригласили маляра,
Но не с кистью и ведром
Наш маляр приходит в дом.
Вместо кисти он принес
Механический насос.
Брызжет краска по стене,
Солнце светится в окне.
Стали стены голубыми,
Словно небо в вышине.
слайд 10
Плотник
Летят опилки белые,
Летят из-под пилы;
Это плотник делает
Рамы и полы.
Топором, рубанком
Выстругивает планки,
Сделал подоконники
Без сучка-задоринки.
Давайте рассмотрим какими инструментами пользуется плотник (пила, рубанок)
слайд 11
Воспитатель: но это еще не все строительные профессии. Существует очень много строительных специальностей. Угадайте, кто что делает.
Архитектор что делает? (Составляет проект, чертит план, рассчитывает размеры дона.)
слайд 12
Крановщик что делает? (Работает на высотном кране, поднимает тяжелые грузы на любой этаж, устанавливает бетонные перекрытия и т. д.)
слайд 13
Сантехник что делает? (Устанавливает в квартирах трубы, батареи для отопления, раковины, краны, унитазы, ванны и т. д.)
слайд 14
Электрик что делает? (Устанавливает проводку, ставит розетки, подключает свет и т. д.)
слайд 15
ребята, а теперь давайте с вами посмотрим какая же техника необходима при строительстве многоэтажного дома? (Экскаватор, бульдозер, бетономешалка, цементовоз и т. д)
слайд 16
Ну вот дом построили, а как же жить в нем, нет ни кровати, ни стульев. Что же делать? (ответы детей)
слайд 17
Воспитатель: давайте с вами рассмотрим где же делают мебель?
слайд 18
Воспитатель: а потом мебель поступает в Мебельный магазин.
слайд 19 — 20
Воспитатель: а теперь поиграем в игру «Какой предмет лишний?»
Задачи: побуждать детей самостоятельно определять принцип классификации предметов. Способствовать развитию логического мышления, сообразительности.
При нажатии на предметы мебели они не исчезают, а при нажатии на «лишний предмет» — он покинет экран.
слайд 21 — 25
Д/и «Из чего сделана мебель»
Цель: учить детей образовывать относительные прилагательные от имен существительных.
Ход:
Мебель делают из разных материалов. Если кровать сделана из дерева – значит, она деревянная.
Кресло обтянуто кожей. Оно какое? (Кожаное) и т. д.
Итог:
Воспитатель: молодцы, ребята! Сегодня мы говорили про дома, про профессии людей, которые строят новый дом и о мебели. Вы узнали много нового -А что вам больше всего понравилось?
Источник