Игра построй дом блоки дьенеша

Конспект занятия по математике «Строим дом» (с использованием блоков Дьенеша). Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам

Роза Яковлева
Конспект занятия по математике «Строим дом» (с использованием блоков Дьенеша)

Цель:

Формировать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем, объяснять сходства и различия объектов. (познание)

Задачи:

1. Создавать положительную атмосферу, повторить с детьми формы доброжелательного приветствия, прощания, слов участия. (Социализация)

2. Развивать коммуникативные навыки и умения работать в коллективе.

(коммуникация)

3. Побуждать оказывать помощь зверям, вызвать чувство радости при удавшейся постройке. (труд)

4. Вызвать у детей эмоциональный, радостный настрой при восприятии стихотворений, желание их обыграть. (чтение художественной литературы)

5. Развивать внимание, наблюдательность, память.

6. Сформировать умение строить теремок, используя план – схему, способом наложения строительного материала. (художественное творчество)

Оборудование:

Демонстрационный материал:

Фигурки из деревянного конструктора «Теремок»: лягушка, мышка, зайка, лисичка, медведь и волк; карточки с подсказками- круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, красный, желтый, синий цвет, большой и маленький предмет; грузовик с блоками Дьенеша; план – схема «Теремок»; чудесный мешочек с блоками.

Раздаточный материал: блоки Дьенеша, угощение.

Ход:

Дети заходят в группу.

Воспитатель: Встало солнышко с утра – улыбнуться нам пора!

С добрым утром, глазки!

С добрым утром, ушки!

С добрым утром, ручки!

С добрым утром, ножки!

Глазки смотрят, ушки слушают,

ручки хлопают, ножки топают.

С добрым утром, друзья!

День наступил прекрасный,

Потому что в нем Вы и я.

Посмотрите к нам пришли зверята. Давайте их пригласим к нам в гости, скажем: «Проходите, пожалуйста, мы рады видеть гостей». Ребята приглашайте каждый какого-нибудь зверушку.

(Дети приглашают, выставляют их на столе)

Воспитатель: Из какой сказки пришли к нам гости?

Дети: «Теремок»

Воспитатель: Посмотрите, звери выглядят грустными, давайте спросим, что у них случилось?

Дети: Мы рады вас видеть, но почему вы такие грустные?

Гости: Был у нас красивый теремок, в котором мы дружно жили. Но недавно налетел ураган и развалил его. Остались только обломки. Решили мы построить новый теремок, купили специальный строительный материал. Только не можем мы с этими кирпичиками разобраться.

Воспитатель (подвозит тележку с блоками Дьенеша) Сначала нам надо научиться сортировать эти кирпичики, чтобы рядом оказались похожие друг на друга.

Игра «Разложим на кучки подходящее с подходящим»

Воспитатель: Вот, посмотрите на кирпичики

(берет красный прямоугольник и синий квадрат) Они похожи?

Дети: Нет

Воспитатель: А вот эти кирпичики, чем похожи?

(берет два квадрата разного цвета)

ПО ФОРМЕ

Воспитатель: Надо разложить весь материал на четыре кучки. Посмотрите у мышки есть карточки с подсказками, что куда надо класть.

На карточках изображены круг, квадрат, прямоугольник и треугольник.

Дети раскладывают весь материал по форме.

ПО ЦВЕТУ

А как ёще можно разложить по – другому на три кучки?

Если дети не догадываются, у лягушки три карточки с цветом (красный, синий, желтый).

Дети раскладывают материал по цвету.

ПО РАЗМЕРУ

А как ёще можно разложить на две кучки по – другому? У лисички есть карточки, по размеру большие и маленькие.

Игра «Отгадаем на ощупь»

Воспитатель: Мы работать будем и днем, и ночью. Как же ночью мы определим, какую фигуру надо взять? Сможем ли с закрытыми глазами угадать, какую фигуру мы берем? У волка есть «Чудесный мешочек» давайте попробуем отгадать, что там?

Молодцы! Теперь мы и ночью ничего не спутаем.

Физминутка «Веселые звери»

Поднимайте ручки вверх

Шевелитесь пальчики

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Ходил медведь по лесу,

Топтался и рычал.

Хотел он очень меда,

А где достать незнал.

Игра «Строим новый теремок»

(коллективная постройка)

Воспитатель: Звери нарисовали, какой теремок хотят

(Достает большой плакат)

Дети строят теремок по плану — схеме путем накладывания. Кирпичики выкладывают по очереди.

Строим дом.

Целый день тук да тук,

Раздается звонкий стук,

Молоточки стучат

Строим домик для зверят

Этот домик для лягушки,

Этот домик для лисички,

Этот домик для мышки,

Этот домик для зайчишки.

И поместятся все там и

Волчишко и медведь.

Вот какой хороший дом,

Как мы славно заживем.

Будем песни распевать,

Веселиться и плясать.

Звери: Какой вы ребята, нам домик помогли построить, без вас бы мы не справились. Спасибо.

Воспитатель и дети: Пожалуйста. Нам было приятно с вами играть и вам помочь. Ребята, вам понравилось что к нам приходили гости?

Дети: Понравилось.

Воспитатель: Давайте их ёще раз пригласим в гости или мы с вами сами отправимся в гости к ним, согласны?

Дети: Да, согласны.

За помощь зверята преподносят детям угощение.

Воспитатель: А теперь пора прощаться. Что же мы скажем на прощание?

Дети: Досвидания. До новых встреч.

Конспект занятия по математике «Строим дом» (с использованием блоков Дьенеша)

Источник

Дидактическая игра с блоками Дьенеша «Помоги жильцам найти свой дом»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Березка» село Червоное Сакского района Республики Крым

Дидактическая игра с Блоками Дьенеша 

Заселим жильцов в домики

Абрикосова Светлана Владимировна

воспитатель +79788637048

c.Червоное 2019г.

Настольная дидактическая игра  «Заселим в домики жильцов»

Читайте также:  Построить дом в хотьково

 Возрастной диапазон: 5-7лет.

Назначения: данная методическая разработка адресована педагогам ДОУ, родителям.

Развивающая игра очень увлекательна и дети могут в неё играть целыми компаниями, а потом проверять друг друга. В каждой квартире нужно поселить жильца, опираясь на его признаки (цвет, форму, размер и толщину). Домики разработаны для детей с разным уровнем подготовленности, где необходимо учитывать 2-4 признака, использовать отрицания.

Цель: учить различать и называть свойства предмета, оперировать сразу четырьмя свойствами.

Задачи игры:

Обрaзовательные

1. Закрeпить представление о свoйствах геометрических фигyр (цвет, форма, размер).

2. Расширить словaрный запас детeй, связную речь и граматический строй речи в процессе игровой деятельности.

3. Сравнениe групп предметов.

Воспитательные

1. Воспитывaть у детей потребнoсть умственно напрягаться, занимаясь интеллектуальными задачами, интерес к познавательной деятельности.

2. Воспитывать стрeмление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желаниe прийти на помощь сверстнику.

Развивающие

1. Формировать у детей основные лoгические oперации: анализ, синтез, сравнение, обoбщение, классификaция, системaтизация, смысловое соответствие, ограничение.

2. Развивать  умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать.

3. Развивaть эмоциональный интерес к деятельности и пoзитивные навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

4. Развивать внимание, память детей, наглядно – образное мышление.

Материал: логические блоки или фигуры, карточки с изображением домиков.

Актуальность:

Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.

Геометрические блоки Дьенеша – познавательный материал, который в полной мере отвечает этим требованиям. Блоки Дьенеша помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.

Основные принципы использования игры:

Принцип занимательности — используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.

Принцип новизны — позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.

Принцип сотрудничества — позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Принцип научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина), в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг и пр.).

Ожидаемый результат:

1.Развитие умения выделять в геометрических фигурах одновременно три признака цвета, формы и величины.

2.Развитие способности класcифицировать геомeтрические фигyры по задaнным признакам: цвет, фoрма, величина.

3.Развитие способности действия наглядного моделирования, умения давать характеристику геометрических фигур с помощью наглядных моделей.

Содержание игры.

Вариант I. Перед детьми – таблица. На ней нарисован новый дом в городе логических фигур. Но жители города – фигуры – никак не могут расселиться в нем. А заселить дом надо так, чтобы в каждой комнате оказались одинаковые по размеру жильцы (фигуры).

Знаки внизу или вверху домика подсказывают, какие фигуры, в каких комнатах должны поселиться.

Дети разбирают фигуры и раскладывают их в домике. В конце проверяют, называют, чем похожи все фигуры в каждой клетке (квартире), какие они.

Упражнение повторяется. Сначала дети классифицируют фигуры по указанным основаниям (заполняют домики со знаками), а затем самостоятельно выделяют признак, по которому можно разделить фигуры (заполняют домики без знаков). Взрослый поощряет самостоятельный выбор основания классификации.

Примечание: Для упражнений с блоками их можно располагать на полу, на столе, на коврике и в другом удобном месте.

Вариант II.

При заселении домиков дети классифицируют фигуры сразу по двум свойствам.

В городе логических фигур появляются новые двухэтажные дома. В них еще сложнее расселить жильцов. Но добрый домовой решил помочь жителям. Он нарисовал вокруг дома знаки – подсказки. Знаки подсказывают, какие фигуры должны поселиться на каждом этаже и в каждом подъезде дома. Дети уточняют, где какие фигуры должны помещаться, и заселяют дом. В конце называют, какие фигуры оказались в каждой клеточке (указывают два общих свойства для каждой группы фигур).

Упражнения повторяются. Домик нужно заселить так, чтобы в каждой клетке оказались одинаковые фигуры. В дальнейших упражнениях взрослый стимулирует и поощряет самостоятельный поиск детьми оснований для классификации предметов по двум свойствам. С этой целью предлагает изображения двухэтажных домиков без знаков – подсказов. От заселения двухэтажных домов дети переходят к заселению трехэтажных. Эти упражнении можно организовать по – другому – как игру. Для этого дети разбиваются на пары. У каждой пары – домик и набор фигур. Игроки совместно определяют правила расселения фигур и по очереди выкладывают их в домик. Если кто – то допускает ошибку, он забирает ошибочную фигуру как штрафную. Выигрывает тот, у кого меньше штрафных фигур. Он может определять правила нового расселения фигур в домике.

Вариант III. Дети классифицируют фигуры (блоки) сразу по трем свойствам (цвету, форме, толщине; цвету, форме, размеру; форме, размеру, толщине и т.д.). Перед детьми сразу два домика: большой и маленький. Их задача – расселить фигуры в два домика так, чтобы в каждой клеточке – квартире оказались все одинаковые фигуры. При этом в маленьком домике поселяются маленькие фигуры, а в большом – большие.

Читайте также:  Как построить дом ежу

hello_html_43ee8c90.jpg

hello_html_7dc42024.jpg

hello_html_466aaeeb.pnghello_html_m205c901e.jpg

hello_html_m12c0d7a4.png

hello_html_m207237e3.jpghello_html_15e21b28.jpghello_html_60acc097.jpghello_html_5f46af1e.jpg

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Березка» село Червоное Сакского района Республики Крым

Дидактическая игра с Блоками Дьенеша 

Помоги пчелкам

Абрикосова Светлана Владимировна

воспитатель +79788637048

c.Червоное 2019г.

Настольная дидактическая игра  «Помоги пчелкам»

 Возрастной диапазон: 5-7лет.

Назначения: данная методическая разработка адресована педагогам ДОУ, родителям.

Цель: Развитие умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий код. Развитие способности декодировать информацию, изображенную на карточке, умение выбирать блоки по заданным свойствам.
Материал: Комплект из геометрических фигур «Блоки Дьенеша» (четыре формы, три цвета, две величины). Каждая фигура — носитель трех важных свойств: формы, цвета, величины, и в соответствии с этим название фигуры состоит из названия трех свойств: красный, большой прямоугольник; желтый, маленький круг; зеленый, большой квадрат и т. п. Набор блоков, кодовые карточки, улья, пчелы (с обычным кодом, с кодом отрицания).

Задачи игры:

Обучающие.

1. Закрeпить представление о свoйствах геометрических фигyр (цвет, форма, размер).

2. Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства. Умение «читать схему». 

3. Совершенствовать  знания детей о геометрических фигурах, их  цвете, величине, толщине

Развивающие.

1. Развивать умение опeрировать абстрaктными понятиями, раcсуждать, делать выводы.

2. Развивaть эмоциональный интерес к деятельности и пoзитивные навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

3.Развивать внимание, память детей, наглядно – образное мышление.

Воспитательные.

1. Воспитывaть у детей интерес к познавательной деятельности.

2. Воспитывать стрeмление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желаниe прийти на помощь сверстнику. 3.Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Актуальность:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в области Познавательного развития предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; направляет нас на использование в образовательной деятельности игровой, познавательно- исследовательской деятельности воспитанников. Поэтому использование развивающей игры в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений соответствует современным требованиям.

Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста для:

ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;

развитие мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;

усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;

развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;

развитие творческих способностей.

Игры с Блоками Дьенеша в системе ФГОС ДО в образовательном процессе используются: — с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата;

позволяют опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу;

-заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению;

— позволяют создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь;

– предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок;

— используется принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

– заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина), в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг и пр.).

Ожидаемый результат:

1.Развитие умения выделять в геометрических фигурах одновременно три признака цвета, формы и величины.

2.Развитие способности декодировать информацию о фигуре, уметь читать схему.

3.Развитие способности действия наглядного моделирования, умения давать характеристику геометрических фигур с помощью наглядных моделей.

Содержание игры.

Правила игры: Дети разбиваются на пары, либо подгруппы. Также, можно играть индивидуально.

Ход игры: Дети делятся на две группы. Одна берет карточки, другая – блоки. Дети первой группы по очереди читают (раскодируют) карточки, ребенок из второй группы, у которого оказался соответствующий блок, выходит и показывает геометрическую фигуру.
можно использовать слова:
«Блоки, блоки разные

Желтые, синие и красные,
Всем нам они знакомые,

Найдите меня!»

Вариант I. Вариант игры  с использованием пчелок с символами свойств.

Карточки с пчелками, на которых изображены символы свойств  раздаются детям.

Ребенок по схеме, которую несет пчелка, находит улей, в который должна поселиться пчелка. . Каждый выбирает себе один улей. Затем дети подбирают карточки с кодировкой к каждой фигуре, которая изображена на ульи. Карточками обозначают фигуры.

Вариант II. Каждую пчелку, у которой есть закодированный мед нужно провести к своему улью, чтобы мед не попал в чужой. Объяснить, почему выбрал именно этот улей.

Ребенок находит «мед» (геометрическую фигуру) по схеме, изображенной на пчелке, и несет его в улей и т.д. В дальнейших упражнениях взрослый стимулирует и поощряет самостоятельный поиск детьми оснований для классификации предметов по двум свойствам.

Дидактическая игра

 «Помоги пчелкам отыскать свой улей»

 Возрастной диапазон: 5-7лет.

Цель: Развитие умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий код. Развитие логического мышления, умений декодировать информацию о свойствах.
Материал: Набор блоков, кодовых карточек, улья, пчелы(с об
ычным кодом, с кодом отрицания). hello_html_5df7b39c.jpg

Читайте также:  Как подешевле построить красивый дом

Правила игры: Дети разбиваются на пары, либо подгруппы. Также, можно играть индивидуально.

I вариант. Каждый выбирает себе один улей. Затем дети подбирают карточки с кодировкой к каждой фигуре, которая изображена на ульи. Карточками обозначают фигуры.

II вариант. Каждую пчелку, у которой есть закодированный мед нужно провести к своему улью, чтобы мед не попал в чужой. Объяснить, почему выбрал именно этот улей.

hello_html_3b3145c1.jpg

hello_html_m22d9dfad.jpg hello_html_18d8db05.jpghello_html_m4c22b56c.jpghello_html_3b3145c1.jpghello_html_m1ed208ca.jpg

Источник

Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике «Строим дом» (с использованием блоков Дьенеша) | План-конспект занятия по математике (младшая группа) на тему:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

 по математике «Строим дом»

(с использованием блоков Дьенеша)

Цель: Формировать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем, объяснять сходства и различия объектов.

Задачи: Создавать положительную атмосферу, повторить с детьми формы доброжелательного приветствия, прощания, слов участия. Развивать коммуникативные навыки и умения работать в коллективе. Побуждать оказывать помощь зверям, вызвать чувство радости при удавшейся постройке. Вызвать у детей эмоциональный, радостный настрой при восприятии стихотворений, желание их обыграть. Развивать внимание, наблюдательность, память. Сформировать умение строить теремок, используя план – схему, способом наложения строительного материала.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

Фигурки из деревянного конструктора «Теремок»: лягушка, мышка, зайка, лисичка, медведь и волк; карточки с подсказками- круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, красный, желтый, синий цвет, большой и маленький предмет; грузовик с блоками Дьенеша; план – схема «Теремок»; чудесный мешочек с блоками.

Раздаточный материал: блоки Дьенеша, угощение.

Ход:

Дети заходят в группу.

Воспитатель: Встало солнышко с утра – улыбнуться нам пора!

С добрым утром, глазки!

С добрым утром, ушки!

С добрым утром, ручки!

С добрым утром, ножки!

Глазки смотрят, ушки слушают,

ручки хлопают, ножки топают.

С добрым утром, друзья!

День наступил прекрасный,

Потому что в нем Вы и я.

Посмотрите к нам пришли зверята. Давайте их пригласим к нам в гости, скажем: «Проходите, пожалуйста, мы рады видеть гостей». Ребята приглашайте каждый какого-нибудь зверушку.

(Дети приглашают, выставляют их на столе)

Воспитатель: Из какой сказки пришли к нам гости?

Дети: «Теремок»

Воспитатель: Посмотрите, звери выглядят грустными, давайте спросим, что у них случилось?

Дети: Мы рады вас видеть, но почему вы такие грустные?

Гости: Был у нас красивый теремок, в котором мы дружно жили. Но недавно налетел ураган и развалил его. Остались только обломки. Решили мы построить новый теремок, купили специальный строительный материал. Только не можем мы с этими кирпичиками разобраться.

Воспитатель (подвозит тележку с блоками Дьенеша) Сначала нам надо научиться сортировать эти кирпичики, чтобы рядом оказались похожие друг на друга.

Игра «Разложим на кучки подходящее с подходящим»

Воспитатель Вот, посмотрите на кирпичики

(берет красный прямоугольник и синий квадрат) Они похожи?

Дети: Нет

Воспитатель: А вот эти кирпичики, чем похожи?

(берет два квадрата разного цвета)

ПО ФОРМЕ

Воспитатель Надо разложить весь материал на четыре кучки. Посмотрите у мышки есть карточки с подсказками, что куда надо класть.

На карточках изображены круг, квадрат, прямоугольник и треугольник.

Дети раскладывают весь материал по форме.

ПО ЦВЕТУ

А как ёще можно разложить по – другому на три кучки?

Если дети не догадываются, у лягушки три карточки с цветом (красный, синий, желтый) .

Дети раскладывают материал по цвету.

ПО РАЗМЕРУ

А как ёще можно разложить на две кучки по – другому? У лисички есть карточки, по размеру большие и маленькие.

Игра «Отгадаем на ощупь»

Воспитатель Мы работать будем и днем, и ночью. Как же ночью мы определим, какую фигуру надо взять? Сможем ли с закрытыми глазами угадать, какую фигуру мы берем? У волка есть «Чудесный мешочек» давайте попробуем отгадать, что там?

Молодцы! Теперь мы и ночью ничего не спутаем.

Физминутка «Веселые звери»

Поднимайте ручки вверх

Шевелитесь пальчики

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Ходил медведь по лесу,

Топтался и рычал.

Хотел он очень меда,

А где достать незнал.

Игра «Строим новый теремок»

(коллективная постройка)

Воспитатель: Звери нарисовали, какой теремок хотят

(Достает большой плакат)

Дети строят теремок по плану — схеме путем накладывания. Кирпичики выкладывают по очереди.

Строим дом.

Целый день тук да тук,

Раздается звонкий стук,

Молоточки стучат

Строим домик для зверят

Этот домик для лягушки,

Этот домик для лисички,

Этот домик для мышки,

Этот домик для зайчишки.

И поместятся все там и

Волчишко и медведь.

Вот какой хороший дом,

Как мы славно заживем.

Будем песни распевать,

Веселиться и плясать.

Звери: Какой вы ребята, нам домик помогли построить, без вас бы мы не справились. Спасибо.

Воспитатель и дети: Пожалуйста. Нам было приятно с вами играть и вам помочь. Ребята, вам понравилось что к нам приходили гости?

Дети: Понравилось.

Воспитатель Давайте их ёще раз пригласим в гости или мы с вами сами отправимся в гости к ним, согласны?

Дети: Да, согласны.

За помощь зверята преподносят детям угощение.

Воспитатель А теперь пора прощаться. Что же мы скажем на прощание?

Дети: До свидания. До новых встреч.

Источник