Из каких букв художник построил дом обведи по контуру решение
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте (стр. 1 )
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте |
рабочая тетрадь ученика |
2010 год |
Занятие № 1 Игрушки
Мы мягкие игрушки, живём в комнате у мальчика и девочки. Хочешь познакомиться с нами и другими игрушками? Тогда поехали! Третий вагончик твой.
1. Нарисуй себя в окошке третьего вагончика.
2. Поезд идёт по комнате. Назови игрушки, которые ты увидел из окна вагончика.
3. Какие игрушки есть у тебя? В какие игры ты с ними играешь?
4. На каких картинках дети обращаются с игрушками правильно, а на каких — неправильно?
5. Стоп! Обезьянка-шалунья преградила дорогу нашему поезду. Попробуй повторить за обезьянкой её забавные гримасы, тогда она пропустит поезд дальше.
6. «Ту-ту!» — даёт сигнал машинист, и мы поехали дальше. Чтобы было весело в пути, давай поиграем.
Назови ласково:
кукла — … кот — …
машина — … погремушка — …
мяч — … матрёшка —
флаг — … барабан — …
Доскажи слово:
Если игрушка сделана из дерева, она… Если из глины, …
Если из резины, значит… Если из бумаги, …
Если из пластмассы, … Если из плюша, … .
7. Каких игрушек не хватает на нижней полке?
8. Выбери цвет, обведи по контуру.
Занятие № 2 Дом. Семья.
1. Дом из двух этажей какой? (Двухэтажный.) Из трёх этажей? Из пяти этажей? Из девяти этажей? Из двенадцати этажей?
2. Дом из дерева какой? (Деревянный.) Из кирпича…, из глины…, из камня….
3. Сравни настоящий и игрушечный дом. (Игра «Скажи ласково».)
дом-домик,
окно-…,
крыльцо-…,
стена — …,
дверь-…,
стекло — … .
4. Как называется дом ласточки, мышки, муравьев, белки, медведя? Какие из них есть на картинке?
5. Отгадай, кто сидит за столом. Из скольких человек состоит семья? Чьи вещи лежат в тележке у Ёжика и Лисёнка?
6. Раскрась первое колечко пирамидки коричневым, второе — зелёным, третье — жёлтым, четвёртое — синим, пятое — зелёным, а шишечку — красным.
А теперь закрой глаза и вспомни по порядку, какими цветами ты раскрасил свою пирамидку.
7. Громко назови картинки. Обведи зелёным цветом картинки с длинным названием, а красным — с коротким.
8. Рассмотри и продолжи штриховку. Цвет выбери сам.
Занятие № 3 Одежда, обувь, головные уборы.
1. Для чего нужна одежда? Почему у зверей нет одежды, а у людей есть? Кто шьёт одежду? Где шьют одежду и где её покупают?
2. Определи, какую одежду будут шить из этих деталей. Назови их.
3. а) «Один — много»,
б) «Скажи ласково»,
в) Скажи со словом «много»,
плащ кофта
пальто платье
колготки юбка
носки брюки
куртка костюм
свитер комбинезон
4. Покажи на рисунке, где парадная одежда, спортивная и домашняя. Покажи стрелками, для чего она предназначена.
5. Почему не играют в футбол в парадном костюме, не ходят в театр в пижаме, не спят в спортивном костюме?
6. Одежда из кожи (какая?) — кожаная, из шерсти — …,
из ситца — …,
из шёлка — …,
из байки — …,
из льна — …,
из бархата — ….
7. Из чего шьют зимнюю одежду, летнюю, осеннюю, весеннюю?
8. Отметь крестиком головные уборы и назови их. Чем можно прикрыть голову, когда с собой нет головного убора?
9. Помоги сказочным героям отыскать свои головные уборы и соедини их стрелками со своими хозяевами.
а) «Назови ласково»;
б) «Один — много».
10. Шляпа из соломы (какая?) — соломенная, из фетра — …, шапка из меха — …, кепка из шерсти -.
11. Обведи в кружок обувь.
12. Чья это обувь? Соедини стрелками обувь с её хозяевами. Кто остался без обуви?
13. Помоги Ёжику и Лисёнку разобраться с обувью и соедини стрелками пары. Назови на рисунке мужскую обувь, женскую, детскую, домашнюю и спортивную.
14. Обувь из кожи (какая?) — кожаная, из резины — …,
из вельвета — …, из материи — …, из меха — …, из парусины — … . Обувь, покрытая лаком, — … .
а) Назови ласково;
б) Скажи со словом «пара».
15. Раскрась колпачок Лисёнка.
16. Обведи по контуру и раскрась.
Занятие № 4 Животные дикие и домашние.
1. Какие звери живут в лесу, в поле, в водоёмах? Чем они питаются? Как называется жилище медведя, волка, лисы, белки?
2. Кто ещё из зверей живёт в норах?
3. Кто из зверей меняет цвет шубки, рога, отбрасывает хвост?
4. Какие животные считаются домашними? Почему их так называют?
5. Какую пользу людям приносят домашние животные? Чем они питаются?
6. Как люди ухаживают за домашними животными? Как называется большая группа лошадей,
коз, баранов и овец?
7. Чем покрыто тело овцы, свиньи
и коня?
8. Как называются одинаковые части тела у людей и у животных?
волосы
лицо
рот
зубы
руки
живот
9. Назови животных, живущих на Севере.
10. Какие животные живут в деревне, какие в лесу?
Проведи от каждого животного стрелки к лесу или к деревне.
11. Сравни зверей.
а) Кто больше: б) Кто меньше:
медведь, волк волк, лось
заяц, лиса лиса, белка
лось, медведь ёж, мышка
белка, заяц медведь, волк
в) Кто из зверей больше зайца, но меньше медведя;
меньше лисы, но больше белки?
Сравни зайца с ёжиком и лисой.
12. Чьи хвосты, рога и уши видны?
Кто кем нарядился на маскарад?
13. Назови детёнышей домашних животных и соедини стрелками с их родителями.
14. Кто и как голос подаёт? (Лошадь ржёт, коза блеет…)
15. Как называются помещения, где живут домашние животные? Назови ласково животных, изображённых на рисунке.
16. Поиграй в игру «Один — много»:
лошадь — …
жеребёнок -…
корова — …
телёнок — … .
17. Придумай клички детёнышам домашних животных, чтобы по ним можно было определить их характер и внешний вид. Например, котёнку: Игрунчик (потому что любит играть), Царапка (…), Тигрёнок (…)» Рыжик (…) и т. д.; жеребёнку: Весельчак, Сластёна, Звёздочка, Белолобый, …; щенку, крольчонку, козлёнку, телёнку.
18. Какие из птиц на рисунке живут в лесах, полях и городах? Как называют птиц, которые остаются на зиму, улетают в тёплые края? Чем питаются птицы зимой? Каких ты знаешь перелётных птиц?
19. Когда у птиц появляются птенцы?
20. Расскажи, как выглядит синица, снегирь, ворона, сорока, воробей? У кого из птиц самый красивый хвост, самая длинная шея, самые длинные ноги и клюв, самые большие глаза? Кто выше всех летает, умеет говорить, лучше всех поёт? Как называются птенцы у вороны, орла, совы, голубя, кукушки, аиста? Про каких птиц написаны сказки?
21. Назови домики птиц.
22. Сравни, кто меньше и кто больше: ласточка, голубь; ворона, скворец; лебедь, орёл; аист, ворона. Кто из этих птиц больше скворца и меньше лебедя?
23. А знаешь ли ты, что…
птица клёст выводит птенцов зимой, а на Севере живут птицы пингвины, которые похожи на человечков и умеют плавать и нырять, а в Африке живёт птица страус, которая хорошо бегает и совсем не умеет летать, а у птицы пеликана клюв похож на мешок, в нём пеликан хранит рыбу.
24. Выбери два цвета и обведи по контуру эти фигуры. Какие это фигуры?
25. Обведи по контуру деревья и грибы, выполни штриховку. Выбери цвета так, чтобы у тебя получился осенний лес.
Занятие № 5 Транспорт наземный, водный, воздушный.
Наземный транспорт
1. Как называются одним словом автомобиль, поезд, самолёт и пароход?
2. Какой ты знаешь наземный транспорт? Почему он так называется?
3. Какой транспорт ходит под землёй, по железным дорогам?
4. Для чего нужен транспорт?
5. Как называются машины, которые убирают улицы, поливают дороги, перевозят грузы, людей, роют землю, раскатывают асфальт, приезжают к больным, на пожары, на место аварий, возят милицию, работают на стройке?
6. Кто управляет машинами, поездами?
7. Кто проверяет билеты у пассажиров?
8. Какие бывают поезда, марки машин?
9. Где оставляют на хранение автомобили, автобусы и троллейбусы, поезда и электрички?
10. Где изготавливают машины?
11. Назови машины на рисунке. Что умеют делать эти машины?
12. Назови части грузовика. Какие части машины находятся спереди, сзади, по бокам, сверху, снизу, какие — внутри? Из чего делают корпус машины, кабину, кузов, сиденья, окна и фары, шины?
а) Скажи ласково. б) Один — много.
машина автобус дверца
автомобиль троллейбус фара
самосвал трамвай сиденье
грузовик паровоз педаль
каток колесо кабина
Водный транспорт
1. Как называется транспорт, который передвигается по воде? Для чего он нужен?
2. Назови виды водного транспорта.
3. Кто управляет кораблём? Кто ещё там работает?
4. Как называется место, куда приплывают корабли?
5. Для чего нужны паруса, спасательный круг, якорь?
А знаешь ли ты, что…
— повар на корабле называется кок, самый молодой матрос — юнга, комнаты — каюты, окна — иллюминаторы, а лестница, по которой на корабль поднимаются пассажиры, — трап.
Помоги водолазам распутать якоря.
6. Покажи на рисунке якорь, палубу, трап, иллюминаторы, мачты, паруса, спасательный круг, шлюпку. Назови профессии игрушечных моряков.
Придумай этому кораблю какое-нибудь морское название.
7. Деталь корабля из железа — железная, из стали — … , из стекла — … , из чугуна — … , из пластмассы — … , из дерева — … , из кожи — … , из брезента — … , из алюминия — … .
Воздушный транспорт
1. Какой ты знаешь воздушный транспорт? Почему он так называется? Для чего он нужен?
2. Кто управляет самолётом?
3. Кто ещё работает (летает) на самолётах?
4. Как называется команда лётчиков?
5. Для чего нужны парашюты?
6. Где приземляются самолёты? Назови виды самолётов.
А знаешь ли ты, что… колёса самолёта называются шасси,
а ещё в самолётах, как и на кораблях, окна называются иллюминаторы, а лестница — трап.
7. Назови части самолёта и вертолёта. Что есть только у самолёта и только у вертолёта? Что есть и у самолёта, и у вертолёта?
8. Найди одинаковые парашюты.
9. Какой вид транспорта представлен в каждом ряду? Зачеркни лишнюю картинку.
10. Выбери цвет, обведи рисунки по контуру. Заштрихуй рисунок, который тебе больше понравился.
11. Обведи аквариум, вуалехвостов и водоросли, выполни штриховку в разных направлениях.
Занятие № 6 Город.
1. В каком городе (посёлке или деревне) ты живёшь?
2. Какие названия городов тебе известны?
3. Чем отличается город от посёлка и деревни?
4. Как называется центральная площадь твоего города?
5. Что есть в каждом городе?
6. Где в городе люди лечатся, покупают лекарства, отправляют и получают посылки, ходят на концерты и спектакли, покупают продукты и товары, где люди едят, гуляют, занимаются спортом?
7. Где работают люди?
8. Где учатся школьники, студенты?
9. Куда водят детей?
10. Какой транспорт ходит в городе?
11. Как нужно переходить улицу?
12. Кто убирает улицы?
13. На какой улице ты живёшь? Как ты добираешься до детского сада, школы?
14. Что такое «столица»? Назови столицу нашей страны.
15. Объясни, почему улицам дали такие названия: Озёрная, Парковая, Авиационная, Студенческая, Школьная, Банная, Заречная, Зелёная, Поварская, Прохладная, Тенистая, Холмогорская, Воробьёвская, Тихая, Станционная, Стекольная, Солдатская.
16. Придумай название улице, на которой много цветов, клёнов, сирени, орехов, каштанов, берёз, вишни, рябины.
17. Как будет называться площадь перед театром, вокзалом, портом, почтой, университетом, рынком, больницей, дворцом, музеем, гостиницей, в самом центре города?
18. Помоги мальчику и папе добраться до парка. Укажи стрелкой маршрут с учётом тех дорог, где можно перейти улицу.
19. Какие здания ты видишь на рисунке?
20. Что делают в магазине, кинотеатре, парке, на стадионе, заводе и фабрике, в школе, в детском саду, на улице, в больнице, в кафе?
21. Посёлок, где построены дачи (какой?) — дачный, посёлок при фабрике — … , при заводе — ..,, при станции — … , больнице — … , институте — … , университете — … .
22. Обведи, синим кружком те здания, которые бывают только в городе, зелёным — только в деревне, а двумя кружками — в городе и в деревне.
23. Обведи по контуру и заштрихуй кубики, из которых построен домик.
24. Рассмотри рисунок. Где находятся Ёжик и Лисёнок? Расскажи, что происходит. Почему Ёжик и Лисёнок не переходят улицу?
Обведи по контуру светофор. Какого цвета глаза у светофора? Верхний кружочек обведи красным цветом, средний — жёлтым, нижний — зелёным. Как показать на рисунке, что сейчас горит красный сигнал светофора?
Занятие № 7 Театр. Музыкальные инструменты.
1. Для чего ходят в театры и на концерты?
2. Кто выступает перед зрителями?
3. Кто руководит музыкантами?
4. Кто исполняет музыку, поёт, танцует, играет разные роли?
5. Как называется площадка, на которой выступают артисты?
6. Какие ты знаешь театры?
7. Назови музыкальные инструменты на рисунке: а) со словами «один», «два», «пять»; б) ласково; в) «один — много».
8. Какие музыкальные инструменты изображают игрушки?
9. А знаешь ли ты, что… перерыв между частями спектакля и концерта называется антракт, ведущий концерта — конферансье, группа музыкантов — оркестр, певцов — хор, а шторы, которыми завешивают сцену, — занавес и кулисы.
10. Существуют ещё театры зверей. Кто в них является артистами?
11. Назови на рисунке профессии музыкантов.
12. Квадраты обведи красным цветом, а круги — зелёным. Заштрихуй фигуры.
Занятие № 8 Профессии.
1. Что такое профессия?
1. Для чего нужны профессии?
2. Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
3. Для чего надо учиться профессиям?
4. Где им обучаются?
5. Назови профессии участников «парада мастеров».
6. Кто работает в тех местах, которые изображены на плакатах?
7. Что бы случилось, если б не было докторов, строителей, учителей, поваров, пожарников, парикмахеров, хлеборобов, милиционеров, воспитателей?
8. Объясни, почему «все профессии нужны, все профессии важны…»
9. Какие профессии выбрали для себя игрушки на картинке?
10. Объясни, почему так называются профессии: лесоруб, пожарник, музыкант, спортсмен, строитель, учитель, воспитатель, хлебороб, экскурсовод, электрик, лётчик, водитель, сторож.
11. Правильно ли думает Лисёнок, что садовник — это тот, кто работает в детском саду; секретарь — собирает секреты; уборщица — делает головные уборы; механик — шьёт одежду из меха; столяр — делает столы, плотник — плоты; водитель — водит на экскурсии, а машинист — управляет машиной? Что делают люди этих профессий?
12. Что неправильно на рисунке?
13. Лисёнок не может выбрать табличку для нового дома игрушек. Подскажи ему, кто работает в библиотеке, в милиции, на почте, в прачечной, на стройке, в парикмахерской, на кондитерской фабрике, на швейной фабрике, в часовой мастерской, в обувной мастерской, в химчистке.
14. Обведи по контуру, затем соедини точки.
. .
Занятие № 9 Лес. Плоды, ягоды и семена.
1. Что растёт в лесу? Кто живёт в лесу? Какие бывают леса? Какие деревья растут в хвойном лесу, какие — в лиственном?
2. Назови деревья в этом лесу. Из каких частей состоит каждое дерево?
3. Назови деревья ласково, а потом со словом «много».
4. Подбери «лесные» слова:
ЛЕС — лесок, лесной…
То же самое сделай со словами ГРИБ и ЛИСТ:
ГРИБ — грибок, грибник…
ЛИСТ-листик, листва…
5. Для чего на деревьях и кустарниках появляются плоды семена?
6. Роща, где растут осины (какая?) — осиновая, тополя — … ,
берёзы — … , клёны — … , липы — … .
Бор, где растут ели (какой?) — еловый, сосны — …
7. Скажи со словом «лесной»: зверь (лесной зверь), птицы, озеро, поляна, ягоды, опушка, ручей, деревья, кустарник, орехи, тропинка, цветы, чаща.
Плоды и семена.
8. Назови плоды и семена, разложенные на столе. На каких деревьях они выросли?
9. Зачеркни на рисунке те из них, которые не растут на деревьях и кустарниках.
10. Назови плоды и семена ласково, со словом «много» (много шишек, …).
11. Всё ли правильно на рисунках?
Грибы.
12. Где растут грибы?
13. Какие ты знаешь грибы?
14. Какие из них съедобные, а какие — несъедобные?
15. Что может произойти, если съесть несъедобный гриб?
16. Что можно приготовить из грибов?
17. Как их заготовляют?
18. Назови части гриба.
19. Как называются корни грибов; люди, которые собирают грибы?
20. Как называются грибы, которые растут под берёзой, осиной, на пеньках; самые крепкие грибы; рыжего цвета; круглые, с волнистыми шляпками, с маслянистыми шляпками; грибы, названия которых похожи на лесного зверя, на домашнее животное; грибы, которые, судя по их названию, можно есть сырыми; которыми морят мух, нехорошие грибы, или «поганые»?
21. Назови эти грибы ласково, а потом со словом «много».
Опиши каждый гриб по форме, цвету и размеру его ножки и шляпки.
22. Помоги белочке разобрать грибы, несъедобные зачеркни.
23. Чем отличаются эти грибы?
Ягоды.
1. Какие ягоды растут в саду, в лесу, на болоте, на деревьях, кустах?
2. Когда созревают ягоды?
3. Какие ягоды появляются первыми, какие — последними?
4. Какие ягоды сорвали с деревьев, какие — с кустов?
5. Кто из зверей любит лакомиться ягодами?
6. Какие ягоды считаются лечебными, какие нельзя есть?
7. Как заготавливают ягоды на зиму?
8. Какие ягоды больше всего любит Ёжик? А Лисёнок?
9. Назови эти ягоды ласково, а потом со словом «много».
10. Скажи со словом «ягодный»: кисель, варенье, компоты, джем, повидло, начинка, мармелад, мороженое, соки.
11. Варенье из малины (какое?) — малиновое, из ежевики — … , вишни — … , смородины — … , клубники — … , клюквы -… , облепихи — … , черники — … , рябины ….
12. Составь загадку-описание про одну из этих ягод.
13. Чем отличается малина от ежевики, черешня от вишни, клубника от земляники, смородина от рябины?
24. Как можно назвать этот рисунок? Если рисунок тебе понравился, раскрась его.
Помоги Лисёнку озвучить рисунок.
Занятие № 10 Звуки и буквы.
Ёжик, Лисёнок и Мудрая Сова приглашают тебя отправиться в большое путешествие в страну Азбуку. Но путь в эту страну лежит через город Звуков и Букв. Тебе предстоит узнать, кто живёт в этом городе.
Догадайся по рисунку, какие звуки слышит Лисёнок.
Озвучь картинки?
Из каких букв художник построил дом? Обведи по контуру и заштрихуй кубики, из которых построен домик.
Это карта города Звуков и Букв.
Выбери два цвета и обведи по контуру эти фигуры. Какие это фигуры?
Занятие № 11 Слова. Звуки.
Помоги Ёжику и Лисёнку разделить предметы на длинные и короткие. Рядом с длинными нарисуй длинную зелёную линию, а рядом с короткими — короткую красную.
Спасибо за помощь! Теперь наши герои могут отправляться в город Звуков.
ИЗ ПУТЕВОГО ДНЕВНИКА ЁЖИКА, ЛИСЁНКА И СОВЫ
Слова, как и предметы, тоже бывают длинные и короткие. В длинных словах много звуков, а в коротких их мало.
Назови каждую картинку.
Определи, какие слова длинные, а какие — короткие. Если это длинное слово, закрась длинную полоску зелёным цветом. Если слово короткое, закрась короткую полоску красным.
Приведи свои примеры длинных и коротких слов.
1. Рассмотри большой рисунок и назови то, что нарисовано. Соедини длинное и короткое слово со схемами.
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 |
Источник
Методические рекомендации для педагогов, работающих с неорганизованными группами детей по предшкольной подготовке
Подобный материал:
- Методические рекомендации предназначены для руководителей образовательных учреждений,, 388.14kb.
- Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения, 1030.2kb.
- Методические рекомендации для учителей физической культуры по организации здоровьесберегающей, 1915.33kb.
- Методические рекомендации по подготовке Ульяновск, 1747.38kb.
- Методические рекомендации для специалистов, работающих в сфере профилактики наркомании, 1023.29kb.
- Г о. Тольятти «Молодежный центр «Альтернатива» Тольяттинский государственный университет, 802.35kb.
- Методические рекомендации по подготовке контрольных работ для студентов заочного факультета, 975.03kb.
- Методические рекомендации к написанию рефератов, 30.98kb.
- Методические рекомендации по основным разделам техники речи, 1467.58kb.
- Методические рекомендации по подготовке к промежуточному государственному контролю, 260.11kb.
Методические рекомендации для педагогов,
работающих с неорганизованными группами детей по предшкольной подготовке.
В данных методических рекомендациях представлено описание системы работы по курсу и тетради «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте».
Программа курса
«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»
(31час)
(авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Т.Р.Кислова, О.В.Пронина – пособия «По дороге к Азбуке», «Наши прописи»)
Цель курса:
— Развитие умений говорения и слушания, обогащение активного, пассивного и потенциального словаря ребёнка, развитие грамматического строя его речи, умений связанной речи с опорой на речевой опыт ребёнка – носителя языка.
Задачи работы по развитию речи с детьми:
- Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря;
- Развитие грамматического строя речи;
- Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребёнка;
- Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей;
- Обучение звуко-слоговому анализу слов;
- Развитие мелкой моторики руки.
Содержание работы.
Лексико-грамматическая работа:
- Обогащение словарного запаса детей, наблюдение над многозначными словами в речи;
- Употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).
- Развитие связной речи:
- Ответы на вопросы, участие в диалоге;
- Подробный пересказ текста по зрительной опоре;
- Составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.
Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:
- Знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;
- Знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
- Выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
- Выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких, звонки, глухих согласных;
- «Чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
Обучение звуко-слоговому анализу:
- Звуковой анализ состава слогов и слов;
- Дифференциация понятий «звук» и «буква»;
- Соотнесение звуков и букв.
- Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).
Темы занятий.
- Игрушки
- Дом. Семья.
- Одежда, обувь, головные уборы.
- Животные дикие и домашние (звери и птицы).
- Транспорт наземный, водный, воздушный
- Город.
- Театр. Музыкальные инструменты.
- Профессии.
- Лес. Плоды, ягоды и семена.
- Звуки и буквы.
- Слова. Звуки.
- Гласные звуки.
- Гласные звуки.
- Гласные звуки. Слоги. Ударение.
- Гласные и согласные звуки. Звук [й].
- Двойные гласные звуки [йо], [йу].
- Двойные гласные звуки [йа], [йэ].
- Согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Звуки [л], [л,].
- Согласные звуки. Звуки [м], [м,].
- Согласные звуки. Звуки [н], [н,].
- Согласные звуки. Звуки [р], [р,]..
- Согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Звуки [г], [г,], [к], [к,].
- Согласные звуки. Звуки [в], [в,], [ф], [ф,].
- Согласные звуки. Звуки [б], [б,], [п], [п,].
- Согласные звуки. Звуки [д], [д,], [т], [т,].
- Согласные звуки. Звуки [ч,], [щ,], [ц].
- Согласные звуки. Звук [х].
- Согласные звуки. Свистящие согласные звуки. Звуки [з], [з,], [с], [с,].
- Согласные звуки. Шипящие согласные звуки. Звуки [ж], [ш].
- Гласные и согласные звуки.
- Встреча с Азбукой.
- Праздник.
В результате работы дети должны уметь:
- Конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;
- Отвечать на вопросы педагога;
- Задавать свои вопросы;
- Подробно пересказывать текст по зрительной опоре;
- Составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
- Выделять звук в начале слова;
- Узнавать и называть буквы русского алфавита;
- Соединять звуки в слоги.
Особенностью данного курса является использование звуковой символики. Каждому звуку соответствует определенная звуковая картинка, благодаря которым дети не только чётко усваивают разницу между звуком и буквой, но и легче овладевают навыками соединения звуков в слоги.
Девочка Аня. Аня плачет А-А-А.
Буква А. Обозначает звук [а]. Это гласный звук.
Он тянется, нет преград. Раскрасим букву в красный
цвет.
ла ли
ло
Такой способ наглядности позволяет существенно расширить возможности работы по звуковому и слоговому анализу слов. Звуковое «чтение» предваряет буквенное, его в пособии практически нет. Цель дошкольной подготовки является не обучение чтению, а развитие ребёнка, создание необходимой базы для обучения чтению в 1 классе.
В пособии используется схематическое изображение буквы и её звука, что и в УМК «Школа 2100»: буква — человечек.
Буквы — человечки, обозначающие гласный звук, имеют красные башмачки без шляпок.
Буквы, обозначающие звонкие согласные, — имеют на голове жёлтые звоночки, глухие – тёмные шляпки.
У мягких согласных — зелёные башмачки, у твёрдых — синие.
Звук [а], буква А. Звук [й], буква Й. Звук [йо], буква Ё.
Звук [н], [н,], буква Н.
Что общего у звуков [В] и [Ф]? (они согласные, твёрдые). Какой из них звучит звонко?( [В]). Какой глухо?( [Ф]).
Так же сравни звуки [В’] и [Ф’].
О каком звуке говорится: он звонкий, твёрдый([В]); глухой, мягкий ([Ф’]); глухой, твёрдый([Ф]); звонкий мягкий([В’])?
Найди картинки , в обозначении которых есть звуки [В], [Ф], [В’], [Ф’].
Данный курс включает в себя элементы логопедической методики, которая ориентирована на развитие фонетико-фонематических способностей.
При работе по тетради предлагается определённая структура занятия:
- Подготовительный этап: повторение материала предыдущих занятий.
- Постановка учебной задачи: рассказ педагога об очередных приключениях «сказочных героев» — игрушечных Ёжика, Лисёнка и Мудрой Совы. В ходе этих событий дети знакомятся с новым материалом. В конце рассказа педагог вместе с детьми (в последствии и сами дети формулируют тему занятия).
- Изучение нового материала и закрепление полученных знаний:
-
Дозвуковой период – беседа по теме, работа с рисунками, игры со словами, физкультминутка, задания на развитие внимания, памяти, логического мышления на материале изучаемой темы.
- Звуковой период — работа по развитию звукового по развитию звукового и слогового анализа, физкультминутка, знакомство с буквой, работа со слогами, задания на развитие внимания, памяти, логического мышления на материале изучаемой темы.
- Итог занятия.
В
пособии представлен богатый иллюстративный материал, позволяющий достаточно полно спланировать и организовать работу детей на занятии..
Тема «Лес. Плоды. Ягоды и семена».
Тема «Одежда, обувь, головные уборы»
При желании можно использовать и дополнительный материал, сюжетные картинки для работы по развитию речи.
Учебный материал занятий вводится последовательно таким образом, чтобы у ребёнка формировалось представление о различных предметах и явлениях окружающего мира, от развития более простых умений к развитию более сложных. Одновременно у детей формируется представление о явлениях родного языка.
В рамках одного занятия представлен широкий спектр различных заданий и упражнений, которые предполагают и групповую, и индивидуальную работу.
Учебный материал для развития внимания и мышления представлен в тетради в идее ребусов и игровых заданий, в сравнении слогов и слов.
Дидактические игры
- а) «Один — много»,
б) «Скажи ласково»,
в) Скажи со словом «много»,
плащ кофта
пальто платье
колготки юбка
носки брюки
куртка костюм
свитер комбинезон
- Одежда из кожи (какая?) — кожаная, из шерсти — …,
из ситца — …,
из шёлка — …,
из байки — …,
из льна — …,
из бархата — ….
- С
лова, как и предметы, тоже бывают длинные и короткие. В длинных словах много звуков, а в коротких их мало.
Назови каждую картинку.
Определи, какие слова длинные, а какие — короткие. Если это длинное слово, закрась длинную полоску зелёным цветом. Если слово короткое, закрась короткую полоску красным.
Приведи свои примеры длинных и коротких слов.
-
Н
азови каждую игрушку. Раскрась красным цветом столько кружков, сколько звуков [А] слышится в каждом слове. В названиях, каких игрушек нет звука [А]?
- Покажи, где нарисованы поэт, электрик, алоэ, гора Эльбрус. Назови по порядку картинки и определи, в каких словах звук [Э] первый, последний, в середине слова. Соедини картинки стрелками с вагончиками.
- Ты узнаешь, что есть в каждом телевизоре, если назовёшь вместе эти картинки:
Э + КРАН = ЭКРАН
- Превращения слов.
Какой звук обозначает первая картинка? Что насыпали в миску? Произнеси вместе звук и слово. Какое «сладкое» слово получилось?
Как «рис» превратился в «ирис»?
А если сказать не ирис, а ирис, что получится?
И + РИС = ИРИС
- Назови вместе эти звуки. Кто так кричит?
И + А = ИА
-
Сколько слогов в названиях рисунков? Нарисуй схему слогов под каждым рисунком.
- Назови слова. Раздели на слоги схемы слов и поставь ударения. Чем похожи и чем отличаются эти слова?
- Назови слоги и