Я построил дом с наличниками
Дом с резными наличниками не смог испортить даже сайдинг
Дом с резными наличниками не смог испортить даже сайдинг
В предыдущих моих статьях, посвященных русскому резному наличнику, я как-то упоминал, что сам в течение многих лет периодически «держу путь» мимо одного из домов, украшенных очень красивыми наличниками. И обещал, что при случае, обязательно выложу его фото. Сегодня обещание выполняю.
Еще раз о музее резного наличника
Для тех, кому интересна тема резного оконного наличника вообще, рекомендую посетить замечательный ресурс Ивана Хафизова и конкретно, его блог на Яндекс Дзен — Nalichniki
Дом с резными наличниками не смог испортить даже сайдинг
Уверен, что найдете там для себя много интереснейшей информации. Кроме того в моем блоге также можно посмотреть несколько статей посвящены его делу и его ресурсу.
Дом построен в позапрошлом веке
По моим сведениям данный частный дом был построен в конце позапрошлого века. Это небольшое частное строение. Судя по тому, что несколько лет назад внезапно большая его часть «оделась» в сайдинг, стало понятно, что он принадлежит двум владельцам, один из которых решился на такое «обновление».
Вторая часть дома осталась в исходном состоянии по внешнему виду.
Пополам
К сожалению растительность пока скрывает значительно весь облик, но, осенью постараюсь переснять данный ракурс. Хотя и тут в целом весь «расклад» виден.
Итак, снова о наличниках…
В некоторых комментария читатели говорят, что, дескать, это уже мало кому нужно. Старье, мода, прошлый век и т.д.
Дом с резными наличниками не смог испортить даже сайдинг
А заявить, что наличники на доме смотрятся нелепо — это значит, без сомнения, расписаться в собственном безвкусии. И это даже не предмет спора. Просто это так и есть.
Конечно, можно встретить множество примеров, где вместо грамотно сделанного наличника, окно просто обыгрывается незатейливыми узорами прорезных орнаментов, просто наложенных на доску.
Аккуратно, но не то…
Конечно, нельзя сказать, что это делал неумеха или человек без вкуса. Просто уровень работы не сопоставим с грамотно проработанными проектами мастеров.
Сайдинг не испортил
Как можно видеть из предыдущего фото, новый владелец решил обшить дом сайдингом. Это его решение. Но, что отрадно, наличники были им сохранены — понимал, что именно они и дают всю красоту строению. Убери их — и все. Никто на этот дом не посмотрит.
Просто красавец
Резной наличник выглядит настолько изумительно, что за многие десятилетия ни у кого не поднялась рука лишить дом такой красоты.
Кстати, должен отметить цветовое сочетание, выбранное хозяином. Оно намного лучше варианта соседей — с мрачноватым коричневым фоном, напоминающим дешевую половую краску времен дефицита ЛКМ. Здесь же голубой с белым плюс ажур резьбы придает дому легкость и даже воздушность.
Чердачное окошко также декорировано наличником.
И это окошко не забыто
Его пример, другим наука…
Если пользоваться методом сравнения, то всегда можно заметить, как разительно преображает наличие наличников даже самое простое и неказистое строение.
Жаль — спрятано за забором
Уберите мысленно наличники с «лица» этого дома и вы получите зауряднейшее и ничем не примечательное сооружение, на которое вообще никто не обратит внимание.
Поэтому я всячески приветствую стремление тех, кто имея частный дом, да и просто дачу, стремится сделать его неповторимым, индивидуальным и восхитительно красивым.
А мнет тут говорят про «нелепые ковры» на стене и какую-то моду. Моду как раз и придумали для них, заменив им вкус, чувство гармонии и прекрасного…
Оцените статью и подпишитесь на канал ПОДПИСАТЬСЯ
Другие статьи:
Мужчина 11 лет фотографировал наличники домов по всей России. Как выглядит абсолютная красота
Виртуальный музей резных оконных наличников
Как всегда, самое гениальное оказалось и самым простым или Как сохранить красоту России
Источник
Оконные кружева
Ради чего фотограф из Лобни десять лет ездит по России в поисках самых красивых оконных наличников
Десять лет назад фотограф Иван Хафизов отправился в командировку в Саратовскую область, в город Энгельс. Проходя по улице, он сделал фото деревянного дома с яркими ставнями. С этого момента началась история первого в России Виртуального музея наличников.
Случай меняет все
На вопрос о том, сколько всего было снято материала за десять лет работы для проекта nalichniki.com, Иван Хафизов задумывается и потом рассуждает:
«Смотрите, фото наличников — около 15 тысяч, наличников с фасадами домов — больше 80 тысяч. Точнее не скажу. Считайте сами: из одной только командировки бывает и по пятьсот фотографий, и больше. А у меня за последний год было больше сотни поездок. Вот так я съездил тогда в Энгельс. Теперь моя жизнь — фактически одно непрекращающееся путешествие по стране».
Фото ярких крашеных ставен в Энгельсе, сделанное десять лет назад, было лишь отправной точкой. На нем бы все и закончилось, если бы не наблюдательность и профессиональное любопытство Ивана Хафизова: бывая в разных городах России, он заметил, что наличники на окнах домов совершенно разные.
«Так получилось, что срезу после Энгельса я поехал в Ярославскую область. Проехал Ростов Великий, Мышкин и поселок Борисоглебский. Потом последовала командировка в Нижегородскую область — в городок Навашино, и во Владимирскую — в Муром. Получилось, что за десять дней я посмотрел четыре области, и у меня как лампочка внутри включилась — смотрите, как странно, наличники на окнах в каждой области совершенно разные. Во всех командировках я стал их снимать».
Поселок Борисоглебский Ярославской области. Такой дом с наличниками в виде кокошников в поселке всего один — вероятно, именно в нем жил резчик, так как обычно самая красивая и причудливая резьба встречается именно на домах мастеров.
Путешествие в неизвестность
Первое время Иван снимал все дома, что ему попадались на пути, но потом он стал искать их целенаправленно. А как искать? Ему казалось, самый просто способ — это пойти в пожарную часть города. Ведь там наверняка должны знать, где у них деревянные дома. Но он ошибся. Оказалось, у пожарных нет данных о том, где каменные дома в городе, а где — деревянные. В краеведческих музеях тоже далеко не всегда могли ответить на его вопросы. Но очень скоро Иван научился определять, куда идти, пользуясь обычной картой местности.
«Например, бывает, что город разрезает железная дорога, видно, что он развивался в основном в одну сторону, значит, за железной дорогой наверняка будут старые кварталы, частенько с резьбой, — объясняет фотограф. — Так, например, в Ижевске. И в этих старых кварталах можно найти много интересного. А дома побогаче чаще всего встречаются в историческом центре города».
Ижевск. Оригинальные наличники, будто перевернутые вниз: местные жители утверждают, что чем больше на наличнике «капель», тем более это гостеприимный дом
Но Иван тут же добавляет: это все очень условно. «Охота» за наличниками — всегда путешествие в неизвестность. Бывает, все признаки говорят о том, что в конкретном месте должны быть интересные деревянные дома с резьбой, а на деле оказывается, что приезжаешь на место — и там пусто.
«Так было с Вологдой. Я поехал туда, помня знаменитую песню про «Вологду — резной палисад». Но на месте нашел буквально несколько домов с весьма ординарной резьбой. Бывает, конечно, и наоборот: есть городки, от которых ничего особенного не ждешь, а там оказываются настоящие открытия. Например, поселок Злынка Брянской области. Там были самые красивые наличники, которые я когда-либо видел, — с очень вычурной резьбой, колоссальной сложности».
Вологда. В этом здании находится государственное учреждение. Дом недавно отреставрирован, он один из немногих в городе украшен резьбой
Никаких правил
Искусство наличника пришло в Россию в XVII веке из Италии, после того как в нашей стране открылся первый стекольный завод. Правда, в Италии подобие наличников — колонки, портики, подоконники — выполнялись из камня, на Руси же строить из этого материала могли единицы, поэтому камень заменяли деревом. Помимо декоративной есть у наличников и практическая функция: закрывать швы между оконной рамой и срубом.
Название «наличник» в разных областях звучит по-разному: например, в Липецкой области — это «обналичник», на границе с Белоруссией ходит слово «лиштва» и там слово «наличник» многие даже не знают, на Урале — «белендряс», «обоконка».
Иван говорит, что искусство резного наличника не имеет четких канонов, кроме одного — осевой симметрии (то есть когда правая сторона зеркально повторяет левую). Все остальные правила локальны.
Считается, что самая пышная резьба — на домах побогаче: на самом деле это не всегда так.
«Старой знати обычно не надо было никому показывать свой статус, все и так знали об их положении. Так, например, было в Переславле-Залесском, — рассказывает Иван. — А те, кто, как говорят, прыгнул из «грязи в князи», пытался поднять свой авторитет и пышно украшал дом резьбой».
Томск. «Дом с жар-птицами» — местная достопримечательность. Ему даже посвящен мультфильм «Сказки томских домовых», который рассказывает детям о томском деревянном зодчестве
Специалисту довольно просто определить, глядя на наличник, из какой он области, но большее значение имеет привязка не к местности, а к мастеру. Так же, как и городецкая или гжельская росписи начались с одного художника, так же и наличники начинаются с резчика. Резчики не ездили работать далеко от дома, в некоторых деревнях вообще нет резьбы — потому что не нашлось мастера.
«Как-то в селе Восход — раньше у него было забавное название Полтевы Пеньки — местная бабушка рассказала мне, что у них жил резчик-любитель, который украшал дома в 30-е годы, а потом ушел на фронт. Такие истории часто можно услышать, — вспоминает фотограф, — а вот в Новосибирск, Томск, Иркутск приезжали мастера из Петербурга, профессионалы, знающие и барокко, и ампир, имитировали в дереве каменную архитектуру, были и такие мастера, которые занимались восстановлением иконостасов, поэтому единых правил нет, везде они зависели от школы и вкуса мастера».
Томск. Купеческий дом в Татарской слободе. Растительный орнамент декора отсылает к татарским национальным узорам, а также к архитектуре барокко и итальянской резьбе по камню
Неуходящее искусство
Последние годы наличники можно увидеть разве что на старых деревянных домах, в новых дачных поселках вокруг больших городов их не встретишь, но Иван Хафизов уверяет, что мода на наличники в России никуда не уходит. Просто надо отъехать подальше от «цивилизации».
«Я как-то снимал в Ивановской области, там есть прекрасные дома с резными наличниками, спросил у местных: каких лет? А они: эти прошлым летом поставили, эти — три года назад, а эти старые — десять лет назад», — рассказывает Иван.
Особенно популярны наличники в национальных республиках, таких как Татарстан, Бурятия, Чувашия, — вероятно, потому, что небольшие народы более трепетно относятся к сохранению культурных традиций, считает фотограф. Например, в Татарстане принято делать наличники из жести и потом красить их краской. Издалека они почти не отличимы от деревянных.
Кунара, Свердловская область. Этот дом в стиле наивного советского искусства был построен в середине XX века кузнецом Сергеем Кирилловым . Украшен элементами и персонажами советской пропаганды и русских сказок. Несколько лет назад отреставрировать дом помог нынешний глава Екатеринбурга Евгений Ройзман
Невосполнимые потери
Путешествуя по стране, Иван больше всего расстраивается, видя, как гибнут уникальные памятники деревянного зодчества.
«В городе Кимры Тверской области сносят дома с чудесными наличниками, это огромная потеря, ведь это готовый памятник эпохи модерна, которого нигде больше нет. Очень обидно, что это не ценят», — сетует Иван. Многие наличники, запечатленные его камерой, уже уничтожены, и сегодня мы можем увидеть их только благодаря Виртуальному музею.
Сейчас Иван Хафизов готовит к выпуску книгу, в которой соберет самые красивые и оригинальные наличники, снятые им за десять лет работы. Деньги на издание книги Иван собирал с помощью краудфандинга — как и на свои командировки.
Кимры. Дом в стиле модерн, принадлежавший сапожнику, — точная копия того, что был построен здесь в начале XX века. В 1900-е годы Кимры славились производством кожи и обуви, поэтому подобный дом мог себе позволить не только купец, но и обувной мастер
«Люди очень тепло отнеслись к моему проекту, — рассказывает фотограф, — например, однажды я познакомился с директором сети гостиниц «Базилик», и его так впечатлила идея Виртуального музея, что он разрешил мне бесплатное проживание в его отелях во время командировок. Сам проект не приносит дохода, учитывая, что я почти все время трачу только на него. Держит на плаву продажа календарей, недавно вот ко мне подошла женщина на ярмарке и предложила сделать фотоальбомы, в которых каждое окошко было бы оформлено разными «наличниками». Идей много, и я надеюсь, что все получится воплотить. В ближайшем году у меня запланировано еще 85 поездок по России, после чего книга будет выпущена. Это будет первый сборник по домовой резьбе не в конкретном регионе, а в целом в стране. И надеюсь, это станет еще одним шагом в возрождении интереса к этому искусству».
Нижний Новгород. Наличники Нижегородской области отличает так называемая глухая резьба, которая считается наиболее сложной и тонкой. Делается с помощью стамесок и придает орнаменту выпуклость, объем и рельефность. Такое отличие от других областей объясняется тем, что в Нижнем Новгороде издавна жили резчики, которые украшали корму кораблей
Над материалом работали
{{role.role}}:
{{role.fio}}
Источник
Наличники на окна никому не нужны? За полтора месяца читатели собрали на них 5.300.000 рублей. Не нужны?
Любят у нас, однако, выдавать личное мнение за общественное. Причем безапелляционно. И, главное, вообще не вникая в тему, и в ней не разбираясь.
Собиратель наличников Иван Хафизов и его проект
О том, чем занимается фотограф и создатель музея русского резного наличника Иван Хафизов, я неоднократно писал ранее (кому интересно, смотрите ссылки в конце статьи).
Один из его последних проектов — разработка и создание сборных копий-моделей 6 оконных наличников из различных городов России (Ростов Великий, Улан-Удэ и т.д)
Реальные наличники выглядят так (один читатель из Ростова Великого сразу распознал «старого знакомого»)
А модели вот так:
Все модели состоят из множества деталей (до 300)
и предназначены для самостоятельной сборки и раскраске в желаемые цвета
Данные модели — не только прекрасное украшение на стене или столе, но и практически готовый прототип для изготовления реального наличника для реального же дома. Создание красивого наличника только на первый взгляд может показаться простой работой. На самом деле это довольно сложная задача. Такой наличник может послужить прекрасным подарком тому, кто строит свой собственный дом или дачу и желает сделать его неповторимым и 100% выделяющимся и запоминающимся среди всех остальных, по сути, безликих строений.
А тут еще и модели, отобранные из самых лучших по всей России. Ни один фотошопер или визуализатор не придумает для вас ничего лучшего и ни какие картинки из гугла не превзойдут красоты русских наличников, сделанных настоящими мастерами и сохранившимися до сих пор.
Как пример — сам хожу мимо дома со столетними наличниками. Домик, каких тысячи тысяч, ничем не примечателен. Но наличники!!! Они «выворачивают» шею всякому мимо идущему. Гармония, красота и почти совершенство! И никакой сайдинг не способен убить этой красотищи! (удачный цвет сайдинга выручил хозяина)
Мимо этого дома я иногда прохожу
Не нужная хрень (с)
Как видно из дискуссии, приведенной ниже, некоторые читатели в полной уверенности, что русский резной наличник — это «нафиг никому не нужная хрень, «ковры на стене», прошлый век и мода. А также, на минуту, Карл, что это смотрится нелепо!
С тем же основанием можно написать, что нелепо смотрятся выдающиеся памятники архитектуры, красотой и гармонией которых любуются люди на протяжении многих веков.
Горячие пирожки раскупаются гораздо хуже
В статье, которая была названа Не проект, а проектище. Русские наличники раскупают, как горячие пирожки!яописал первые успехи краудфандинга (сбора средств на реализацию проекта — типа подписки). Идея, над реализацией которой стал работать Иван, вызвала большой интерес, и искомая сумма в 1.5 млн была собрана за неделю.
А дальнейшее развитие ситуации (особенно ближе к завершению подписки), показало, что имел место быть форменный ажиотаж и собралась совершенно фантастическая сумма в 5.300.000 рублей.
Заказ сделали более полторы тысячи человек! Ну и как, товарищ Иван Петрович, не нужны народу наличники?
Недешевое удовольствие
Украшение домов наличниками не распространено повсеместно не потому что это «никому не нужно» или это нелепо. Это заблуждение человека, ничего не понимающего ни в истории как таковой, ни в истории архитектуры и домостроения в России в частности. Дело в другом и причина тут не одна.
1.Дурновкусие
Современное домостроение в принципе архитектурой можно назвать условно. Как раз таки упомянутая мода и стремление нагромоздить в строение побольше всевозможных башенок, эркеров на все стороны света, понатыкать в любое пустое место окошек и других скворечников и рождает такое огромное количество архитектурных извращений.
Дело в том, что двольно многие современные «архитекторы» — это выпускники дешевых курсов дизайнерского «мостирства» и копипастеры картинок из гугла, где они пылесосят весь этот дизайнерский мусор большими ложками, а потом собирают из них свои чудовищные пазлы. Наиболее наглядно это видно на примерах жилищных «монстров» различных звезд Ыстрады и небесных светил других сортов — размах строительства позволяет выращивать поистине исполинских архитектурных уродцев. Главное во всем потакать звезде и постоянно повторять мантру «что все по фен-шую»
2.Грамотный наличник сделать непросто
Сам по себе сделать грамотный наличник очень непросто — это раз. Второе — к наличнику полагается и остальной декор, которым также нужно уметь распорядиться. В сущности и наличники и остальной декор должны проектироваться вместе с домом и это должно быть единым замыслом.
Просто взять и установить на готовый дом, что попало не получится. Может, конечно, внешне стать поинтересней, но всегда будет уступать предварительно проработанному варианту.
И третье — если нет возможности сделать самому, то найти, кто это сделает мастерски — достаточно проблематично. Традиции утрачиваются и остается просто ограничиваться незамысловатым пропильным декором. Но это все «не то», хотя я и не скажу, что плохо. Просто не то.
Аккуратненько, но совершенно безграмотно.
PS: Теперь всем заказавшим наличники остается только ждать (мне в том числе) выбранных вариантов. Где-то после Нового Года должна начаться рассылка, и, когда я получу свой, то обязательно расскажу и покажу, что получилось.
И напоследок. Рассказываю я обо всех начинаниях Ивана совершенно бесплатно и по своей инициативе, и свой экземпляр наличника оплатил также, как все остальные. Так что товарищи «доброжелатели» и тайные разоблачители навязчивой рекламы, не трудитесь понапрасну — ее тут нет. Не все делается за деньги или за «борзых щенков».
Другие статьи:
Мужчина 11 лет фотографировал наличники домов по всей России. Как выглядит абсолютная красота
Виртуальный музей резных оконных наличников
Как всегда, самое гениальное оказалось и самым простым или Как сохранить красоту России
Оцените статью и подпишитесь на канал ПОДПИСАТЬСЯ
Источник