Как гном построил дом

Гном и дом: или Почти пророческие предвкушения детства

Продолжая эту серию о нашем детстве хотел бы порассуждать с вами о тех почти пророческих «узнаваниях» (или что это еще может быть??), через которые мы проходим в детстве. Возможно, я ошибаюсь, и то, что принимаю за «узнавания» на самом деле является сильными впечатлениями, которые в том или другом плане сформировали характер, а затем и судьбу. Но остается вопрос: а почему именно то-то и то-то произвело неизгладимое впечатление на меня, а то-то и то-то — на вас? Почему тот-то и тот-то эпизод, герой, впечатление, встреча, поездка — произвели впечатление на меня, а тот-то и тот-то — на вас?

Ваш покорный слуга в детстве — кажется, не так уж сильно изменился

Не вполне я уверен, как все это работает, но теперь, оглядываясь назад, я четко вижу, что все то, что по каким-либо причинам до дрожи, на телесном уровне пробирало меня в детстве — все это потом происходило в моей жизни. Бытие ли определяет сознание, или сознание определяет бытие — я здесь спорить не берусь, а вместо этого поделюсь своими детскими опытами, своими переживаниями. А вы, возможно, вспомните свои. Возможно даже, это поможет вам лучше понять — кто вы?

Я уже писал о самых ранних воспоминаниях детства, и о жажде вечности, которая приобретает местничковые, причудливые формы в жизни каждого ребенка. Но вот теперь задумаемся о первых наших столкновениях с какими-то существующими вне нас судьбами, характерами, событиями, наборами идей — которые мы получали из наших контактов с родными и близкими людьми, первыми друзьями, а также из книг, радио и телевидения. Почему некоторые вещи, некоторые эпизоды. некоторые герои — проходят мимо, почти не задев нас. Другие же наоборот вызывают землетрясение маленькой детской жизни. Почему?

Не забывайте делать ваши упражнения с палочкой. Не теряйте формы.

Я помню самое первое «пророчество», горьковатое на вкус, которое я прочувствовал, которое коснулось меня. Вечерами мама читала мне разные детские книжки, или сама выдумывала сказки. Слушать их было хорошо, засыпать под них было здорово. Все было приятно, интересно. Но что-то задевало особенным образом — и лишало сна. Из десятков и сотен приятных книжек, историй, фильмов, встреч — какие-то неожиданно пронзали нас странным щемящим чувством — ты как будто узнавал свою будущую жизнь. Конечно, ты не понимал этого, как не понимал ты и того — почему тебя вдруг так задело что-то?

Помню, кажется, что самое первое внешнее впечатление, когда внешняя, не моя история, задела меня… Это было стихотворение, которое мама прочитала мне (и потом, по моей просьбе, много раз еще читала) в той самой каморке, в которой я однажды построил свой «вечный танк». Это было стихотворение, которое так резонировало с моим мозгом, что тот начинал ходить какими-то кругами, какими-то глубокими волнами сознания, которые прокатывались через тебя — так, что будто в голове гудело от них.

Итак, моим первым предвкушением будущего — притом не слишком радужного — стало стихотворение Михаила Либина, которое, возможно, знакомо и вам — Гном и дом:

Далеко в краю лесном
жил-был старый-старый Гном.
Был у Гнома старый Дом —
Триста лет прожил он в нем.
И бывало, если Гнома
не бывало долго дома,
Старый Дом о нем скучал,
Грустно ставнями стучал.
Раз понадобилось Гному
на три дня уйти из дома
неизвестно почему.
но на третий вечер Дому
стало скучно одному.
Старый Дом навстречу Гному
зашагал в ночную тьму.
Гном вернулся: Дома нет,
и росой усеян след.
Все места вокруг знакомы,
только Дома нету дома.
Что могло случиться с Домом?
Может, он ушел к знакомым?
Может, он с дороги сбился?
С непривычки заблудился?
Встретил речку на пути —
и не может перейти?
И подумал старый Гном:
«Бедный, бедный старый Дом!
Поспешу ему навстречу —
хоть на полдороге встречу!»

Позади меня — та самая каморка, в которой читались книжки и стихи

Очень мало интереса
До утра шагать по лесу.
ночь прошла, и день настал.
Дом бояться перестал.
подустал, замедлил шаг,
и решил при этом так:
«Гном, небось, давно уж дома —
знать, домой пора и Дому!»

Воротился — Гнома нет,
и в лесу затерян след.
Дом вернулся — Гнома нет.
Гном вернулся — Дома нет.
Гнома нет и Дома нет,
и порос травою след.

Стихи читала мне моя мама

Через год — с большим трудом —
повстречались Дом и Гном.
-Дом, родной!
-Гном, родной!
Как я счастлив, ты со мной!

Сказка кончено. Осталось
лишь один совет вам дать:
если мама потерялась,
значит, маму надо ждать!
слишком долго маму ждать не придется:
мама будет вас искать — и сама найдется!

Простой такой стишок. Но он как будто приоткрыл мне мое будущее — мои долгие-долгие скитания вдали от дома, вдали от родины — и мое возвращение. Я же тогда не знал еще, что во многом уподоблюсь маленьким хоббитам, которые отправятся за тридевять земель и найдут на свою голову куда более приключений, чем думали. Год для маленького человечка — а именно столько были в разлуке гном и дом — это бесконечно долгий период. В моем случае он растянулся на десятки лет…

Я и сегодня, читая эти строки, как будто ощущаю аромат молока из бутылки с широким горлышком (из кафетерия в доме напротив), запах шерстяного одеяла и свою желтую детскую ночную рубашку… И щемящее сердце чувство, что мне когда-то придется пройти непростым путем гнома.

А потом были какие-то отрывки из фильмов, из книг — вроде бы ничем не примечательные, на что другие не западали — а мне они душу сверлили. Какие-то мелочи, запахи, слова, которые проносились мимо глаз других — по непонятным причинам застревали в моем сознании, и потом прокручивались там ночами, годами… А какие-то «большие» вещи, эпизоды, сцены — в одно ухо влетали, из другого вылетали. А кого-то они задевали. А кто-то не спал по ночам — возможно оттого, что нечаянно заглянул в свое будущее.

Вот так и притягиваются к нам те вещи, которые по-настоящему значимы — только для нас, или особенно для нашей души. Мы начинаем обрастать ими, одеваться в них. И это вовсе необязательно потому, что они нам нравятся. Я помню некоторые вещи, которые мне не нравились — но которые странным образом будоражили меня. Как будто я предчувствовал — они меня ожидают.

Сколько себя помню — всегда любил ходить с палочкой

Но я не буду утомлять вас этим — я выполнил свое обещание и поделился первым из таких впечатлений. Которое, увы, оказалось пророческим. А может, это было лишь странно сильное впечатление, отразившееся на психике и на судьбе? Как вы думаете? Помогите мне разобраться. Какие были ваши первые сильные впечатления от столкновения с книгами? Фильмами? Ситуациями? Людьми? Поделитесь.

Чтобы не пропускать новые статьи на разные темы, подпишитесь на мои каналы на Дзен:

«Открытая Семинария«,

Заходите на мой сайт «Духовный миллионщик«. Там много интересного.

Не мало интересного вы найдёте на моём YouTube канале «Открытая семинария».

А на YouTube канале «Солёное радио» мы проводим прямы эфиры на разные темы.

Вступайте в группу «Открытая семинария» в ВК.

Источник

.конспект логоритмического занятия «История о том,как гном построил дом» | План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему:

     Конспект логоритмического занятия в старшей  группе

 «История о том, как гном построил дом»

Цель: развитие артикуляционноий и общей моторики 

Задачи: образовательные:

активизировать словарь по теме «Насекомые»;

развивающие: вырабатывать двигательные, слуховые, речевые и певческие навыки;

воспитательные: создать доброжелательную, эмоционально – насыщенную атмосферу совместного творчества детей и воспитателя, формирование навыка сотрудничества.

Читайте также:  Как построить маленький пристрой к дому

Оборудование:

Наборное полотно, картинки: гном, муравей, кузнечик, жук, паук, бабочка, пчела, гусеница, домик гномика; маски пчел, фонограммы песни «Маляры» В.Шаинского, «Макарена», «Утро» Э.Грига.

                                        Ход занятия

Дети входят в зал под звучание пьесы «Утро» Э.Грига.

Воспитатель:

                          Ночь уходит на покой

                          И уводит за собой

                          И сверчка, и светлячка,

                          И ночного мотылька.

                          Те, кто ночью залетали

                          К нам в раскрытое окно,

                          Трепетали, стрекотали,

                          Где-то спят уже давно,

                          Залетает сыч в дупло…

                          Рассветает, рассвело,

                          Рассветает… Рассвело!                                      В.Данько

Фонопедические упражнения «Утро»

Солнышко сказало:                 дети пропевают «а-а-а…», поднимаясь от нижнего

— Мне пора взойти!                  звука к верхнему.

Травка зашептала:                  дети произносят «ш-ш-ш…» на длительном

— Мне пора расти!                   выдохе.

Пчелы загудели:                     дети пропевают «ж-ж-ж…».

— Мед пора собрать!

Птицы загалдели:                   пропевают «чик-чирик!»

— Летать, летать, летать!..

                                                                                                      В.Данько

Проснулось солнышко, село на крылечко своего домика, пьет чай, радуется новому дню.

Стихотворение с движениями «Солнышко»

Стоит в небе домик,                                    дети соединяют ладони под прямым

                                                                      углом над головой (крыша домика)

В нем солнышко живет.                             Ладони крест – накрест, широко  

                                                                      расставив пальцы, поднимают руки.

Чай из самовара                                          «Пьют чай из чашки»

На крылечке пьет.

А солнышко похоже                                  Прикасаются указательными пальцами

Лицом на человечка,                                  пальцами к лицу.  

И бродит у крылечка                                 Поднимают руки и качают ими.

Облачко – овечка.

Вдруг угрюма, тяжела,                              Медленно поднимают руки, пальцы

Туча на небо вползла,                                слегка согнуты и напряжены.

Туча к солнышку ползла,

Гром и молнию везла.                               Сжимают пальцы в кулаки и трясут

                                                                     кулаками над головой.    

Загремело у ворот:                                    Стучат кулаками по коленям.

— Кто тут в домике живет?                        Топают ногами.

Солнышко не испугалось,                        Ставят руки «полочкой» перед грудью

Вышло и заулыбалось:                             и покачивают ими.

— Пожалуйте в гости,                                 Вытягивают руки вперед.

Только, чур, без злости.                            Грозят пальцем.

Тут случился странный случай —              Пожимают плечами.

Гром умолк, не стало тучи.                       Прижимают ладони к щекам и качают

                                                                     головой.

И на синие луга                                          Поднимают прямые руки.

Вышла радуга!                                           Соединяют руки над головой дугой.

                                                                                                          В.Данько

В солнечном домике жило не простое солнышко, а солнышко – зайчиха. У солнечной зайчихи были озорные детки – солнечные зайчики, которые каждый день отправлялись путешествовать.

Двигательные упражнения «Солнечные зайчики»

На небе солнышко – зайчиха                     Дети потягиваются руками вверх,

Сказала так своим детишкам:                    вращая кистями.

— Вот, наконец, настало лето.

Пора побегать вам по свету!

Помчались побегайчики,                               Бегут на носках.

Солнечные зайчики.

Как скачут быстро по дорожкам!                  Скачут.

Мелькают солнечные ножки.

По лужицам попрыгали,                                Прыгают на месте на двух ногах.

Через лесок прошмыгнули,                           Ходят на носках.

Читайте также:  Что нужно сделать чтоб построить дом

И по горам скакали,                                       Скачут боковым галопом.

И в море вдруг упали,                                    Лежат на животе, вытянув руки.

Там на волнах качались                                 Делают «качельку», лежа на животе.

И к маме вновь умчались,                              Маршируют.

Ведь день пошел, а темнота

Зайчатам вовсе не нужна.

Вечером солнечные зайчики рассказывали маме солнечной зайчихе о том, где они побывали днем. Один солнечный зайчик поведал, как помогал маленькому гному строить дом.

                                      Однажды теплым вечерком,

                                      Когда в траве кузнечик

                                      Лег спать, укрывшись лепестком,

                                      Задумал гном построить дом

                                      Из крохотных дощечек.

                                                                                           В.Князев

Солнечный зайчик подумал, что маленькому гному трудно будет построить дом одному и позвал на помощь друзей. Кого он позвал, отгадайте.

Согнувшись под ношей тяжелой своей,

Тащит травинку в дом …  (муравей)

Муравьи принесли сучки и веточки, из которых гном строил домик. Тяжело пришлось муравьям, несколько раз они ходили в лес за строительным материалом, останавливались, отдыхали, уж очень ноша была тяжела.

Логопедическая гимнастика

  1. «Муравьи спят» (на активизацию мышц мягкого неба). Храпеть на вдохе и выдохе (подражание спящему).
  2. «Муравьи играют язычком» (на развитие умения управлять языком). Рот открыт. Губы в улыбке. Высунутый язык делать попеременно широко распластанным ( «лопаткой») и узким («иголочкой»), стараясь, чтобы губы оставались неподвижными.
  3. «Муравьи угощаются ягодками» (на укрепление кончика языка). Напряженный язык упирается то в одну щеку, то в другую. При выполнении упражнения челюсть и губы должны быть неподвижны.

Следующий помощник взял в руки молоток.

С ветки – на тропинку,

С травки – на былинку

Прыгает пружинка –

Зеленая спинка.

Чемпион по прыжкам

Скачет, скачет по лужкам.     (кузнечик)

Ритмическая игра «Молоток»

Тук – тук, тук – тук – тук!                   Дети стучат кулачками друг о друга.

Раздается громкий стук.

Молоточки стучат,                               Стучат кулачками по коленям.

Гвозди забивать хотят.

Тук – ток, молоток,                              Стучат кулачками.

Забей гвоздиков пяток!

Далее воспитатель прохлопывает 2-тактовые рифмоформулы, дети их повторяют («ритмическое эхо»).

Дом построен, надо его покрасить. Надо звать маляров. Красить дом пришли такие насекомые:

Слышим мы гудящий звук –

То летит к нам майский …   (жук).

— Будьте любезны и будьте добры!

Дом наш покрасьте, друзья – маляры!

— Мы с удовольствием выкрасим дом,

Только вот кисти и краски найдем!

Пальчиковая игра «Маляр»

Размешаю краску я,                           Дети водят указательным пальцем по

Ярко – ярко красную.                        ладони другой руки.                                                              

Кисти в краску я макну                     Прижимают ладони друг к другу.

Капли лишние стряхну.                     Встряхивают кистями рук.

Что за серая стена?                             Пожимают плечами.

Станет яркою она.                              Поочередно поднимают и опускают руки.

Потихоньку, осторожно                    Рисуют два квадрата в воздухе.

Обведу я два окна.

До чего ж красивый дом!                   Соединяют прямые руки над головой

                                                               («крыша»).

Вместе жить мы будем в нем!           Скрещивают руки на груди.

                                                                                                                М.Рузина

Ритмический танец под песню «Макарена».

Шторы для окон соткал лучший лесной ткач.

Сам плетет он мухам сети,

А за ним плетут и дети,

И сидит в углу. Молчок –

Ждет добычу… (паучок).

Игра «Паучок и мушки»

Жил на свете паучок,

Быстроногий старичок.

Паучку нужна сноровка,

Сети он раскинул ловко –

И висит ловушка.

Берегитесь, мушки!

Только гусеница не торопилась помочь гному. Она мирно спала в своем коконе.

Пальчиковая гимнастика «Гусеница»

Этот странный дом без окон                 Руки «домиком»

У людей зовется кокон.                         Обхватывают ладонями локти.

Свив на ветке этот дом,                          Вращательные движения пальцами.

Дремлет гусеница в нем.                        Соединяют указательный и большой

                                                                   пальцы.

Спит без просыпа всю зиму.                   Кладут ладони под щеку.

Но зима промчалась мимо —                    Сгибают руки в локтях и попеременно

                                                                   поднимают ладони вверх – вниз.

Март, апрель, капель, весна…                сжимают руки в кулаки и разжимают

                                                                    по очереди пальцы, начиная с мизинца.

Просыпайся, соня – сонюшка!                Потягиваются.

Читайте также:  Построить дом в подмосковье проекты

Под весенним ярким солнышком

Гусенице не до сна —                                 Через стороны опускают руки.

Стала бабочкой она!                                 Маховые движения руками.

Как только гусеница превратилась в бабочку, она стала помогать угому украшать дом.

Дом украшен, нужно угощение для гостей приготовить.

Мед душистый принесла

С луга вешнего …  (пчела)

Меда лишь не даст воришкам,

Неуклюжим толстым мишкам.

Игра «Мишки и пчелы»

На высокой кочке                                         Соединяют руки над головой.

Стоит большая бочка.                                  Округляют руки перед собой.

Пчелы бочку стерегут.                                 Вращают руками перед грудью.

Мишкам меду не дадут.                               Грозят пальцем.

Раз, два, три, четыре, пять!                          Хлопают в ладоши.

Мишек будем прогонять!                            «Пчелы» ловят «мишек».

И вот наш гном в своем дому

Справляет новоселье.

Сквозь темный лес, сквозь ночи тьму,

Со всех сторон спешат к нему

Любители веселья.                                   В.Князев

Танец «Полька»

Вот такую историю рассказал солнечный зайчик своей маме и солнечным зайчикам.

Источник

Конспект занятия «Дом для гнома». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам

Рябошапко Наталья
Конспект занятия «Дом для гнома»

Занятие по экспериментированию во второй младшей группе «Дом для Гнома»

Цель: учить детей различать и называть качества предметов «твердый», «мягкий.»

Задачи: — активизировать в речи слова «твердый», «крепкий», «мелкая», «белая», «легкая»;

-дать детям первоначальные навыки экспериментирования;

-учить находить мягкие и твердые предметы на ощупь;

-вызвать доброжелательное отношение к лесным жителям.

— упражнять в знании геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и умение находить их в окружении;

— совершенствовать соотнесение цветов (красный на красный, синий на синий);

Оборудование и материалы: сказочный персонаж-игрушка Гном; письмо, лесная поляна, корзинка с камешками и ватой. Чудесный мешочек с мягкими и твердыми предметами.У воспитателя для опыта: поднос с камешками и ватой, баночка с водой, ложка.У каждого ребенка на столе: тарелочка с камешком и ватой, баночка с водой, ложка. Конверт с билетами с изображением геометрических фигур () разного цвета

Ход занятия:

Дети стоят около воспитателя полукругом лицом к гостям.

Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости. Ребята,давайте поздороваемся с гостями:

Здравствуйте!

Ребята, к нам сегодня пришло письмо из одного очень удивительного места.Давайте его прочитаем:

«Жил был в лесу старый Гном. Гуляя по лесу, нашел он старую шляпу и сделал из нее домик. Тепло и уютно было гному в этом домике. Но однажды подул сильный ветер и унес шляпу. Остался он опять без домика. Сидит в лесу на пенечке около елочек грустный, замерз, даже разговаривать ни с кем не хочет. Пробегала мимо него лисичка и посоветовала построить новый домик из ваты и принесла ее ему. А зайчик тоже пожалел Гнома и посоветовал построить новый домик из камешков. Просим вас исследовать камешки и вату и рассказать, из чего лучше построить новый дом. Лесные жители».

Ребята, а вы хотите помочь разобраться в этом не простом, но очень важном деле?

Тогда нам надо отправиться в лесную лабораторию. Готовы отправиться в путь?

Дети: готовы.

Воспитатель: Послушайте, загадку, если мы ее правильно отгадаем, то узнаем, на чем мы с вами отправимся в путь.

Еду в нем на верхней полке

К морю, к солнышку, на юг.

А колеса без умолку:

Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!

(Поезд).

Правильно это поезд, а мы поедем на волшебном паровозике. Но для этого надо получить билеты, чтобы потом занять каждому свое место. (Раздать билеты). Посмотрите внимательно на свои билеты. Что на них изображено? (геометрические фигуры разного цвета). Вот посмотрите на волшебный паровозик, и он поедет только в том случае, если вы правильно займете свои места. А подскажет вам правильное место ваш билет и сам паровозик с вагончиками, вам надо встать на то место, которое соответствует геометрической фигуре на поезде и на вашем билете.Я буду кондуктором: приготовьте свои билеты, (проверка билетов и мест). Скажите, пожалуйста,на что похожи ваши геометрические фигуры: квадрат на телевизор, окно; круг на мяч, яблоко; треугольник на пирамидку.

Воспитатель: Ну а теперь поехали!

Загудел паровоз

И вагончик повез:

“Чу-чу-чу, чу-чу-чу!

Далеко я укачу!”

Вагончики зеленые

Бегут, бегут, бегут.

А круглые колесики:

“Тук-тук, тук-тук, тук-тук!”

(музыка, имитирующая движение поезда)

Восп. – Вот и приехали. (подходят к месту со столами и становятся кругом) .

Посмотрите, ребята. Это же настоящая лаборатория. И гном нас уже ждет. Давайте вспомним как нужно вести себя в лаборатории (не толкаться, не кричать, не брать ничего без разрешения). Хорошо, надевайте нарукавники,

Восп. – Сейчас мы с вами превратимся в ученых. Ну, а теперь занимайте свои места, начнем наш эксперимент для того, чтобы понять из какого же строительного материала построить свой домик. А ты, Гном, внимательно смотри и запоминай.

. Восп. — Давайте начнем исследование с камешков. Рассмотрите их. Возьмите их, потрогайте, сожмите в ладошке, мнется? Нет. Попробуйте его разломить. Ломается? Нет. Какой он? Он очень твердый, крепкий. Попробуйте подуть на него.

Носиком дышу,

Дышу свободно,

Глубоко и тихо –

Как угодно.

Выполню задание,

Задержу дыхание.

Раз, два, три, четыре –

Снова дышим:

Глубже, шире.

Улетел? Нет. Он тяжелый, и не летает. Так скажите, какой он? (твердый, тяжелый, крепкий).

Теперь возьмите вату. Рассмотрите ее. Потрогайте ее, сожмите, какая она? (мягкая, белая). Попробуйте оторвать кусочек и подуть на него.

Летает? Полетела. Значит она мягкая, легкая, воздушная. Какая же вата?

Сейчас мы будем проводить опыт с камешком и ватой. Положите камешек на блюдце, наберите в ложечку воды и полейте его. Что стало с ним? Вся вода с камешка стекла на блюдце. А теперь положите вату на блюдце и так же полейте ее водой. Что стало с ватой? Она вся промокла и стала мокрой.Давайте сделаем вывод: какой же камешек? – твердый, крепкий, тяжелый, не боится воды. А вата — мягкая, белая, легкая, воздушная и впитывает в себя воду.

Ну вот, опыт мы с вами провели, осталось сделать вывод. Выходите из-за столов и подходите ко мне.

Ребята, мы с вами рассмотрели свойства камешков и ваты. И теперь давайте еще раз скажем Гномуиз чего же ему нужно строить крепкий новый домик: из камешков или из ваты? (камешков)

Почему? (потому что они твердые, крепкие)

Может из ваты? (нет, если пойдет дождь, то домик намокнет, потому что вата впитывает воду, боится воды, если подует сильный ветер – он улетит, потому что вата легкая)

Восп. –А теперь давайте отдохнем.

Физминутка.

Давайте покажем, как мы умеем играть.

Гномы утром рано встали, (потянулись)

И уборку делать стали.

Моют окна, (стоят прямо имитируют движения)

Моют пол, (наклонились, имитируют движение)

Чистят коврик, (имитируют движение – подметают пол)

А потом… .

Приглашают в дом друзей,

Чтобы было веселей. (прыжки на двух ногах) .

Гном благодарит вас за помощь, теперь он знает из чего построит себе домик, конечно, из камней! Он приготовил вам сюрприз. Гном принес с собой чудесный мешочек и хочет поиграть с вами в интересную игру. В мешочке лежат твердые и мягкие предметы, вы должны на ощупь их определить. Молодцы, все справились с заданием!

Давайте дети попрощаемся с Гном и вернемся на поезде обратно в наш детский сад!

Конспект занятия «Дом для гнома»Как гном построил домКак гном построил домКак гном построил дом

Источник