Как мужик туалет построил
Тайная комната
Туалетная тема во многих странах сегодня считается табуированной и слишком интимной для публичного обсуждения. Однако сотни лет назад люди относились к ней иначе и не стеснялись не то что говорить на эту тему, но и справлять нужду на глазах друг у друга, на совещаниях с придворными и на балах. За несколько столетий уборные проделали большой путь от простых ям и дырок в каменных плитах до знаменитых ватерклозетов и подвесных унитазов. Туалеты превратились в поле деятельности инженеров и дизайнеров, которые соревнуются в силе фантазии, создавая скрытые в стенах системы смыва и бачки, работающие от касания пальца. Туалетный рывок — в материале «Ленты.ру».
Туалеты не относятся к великим достижениям современности, в разных видах они существовали на протяжении всей истории человечества. Первые прототипы уборных появились еще до нашей эры в местечке Мохенджо-Даро, на территории современного Пакистана. Несмотря на относительную древность, отхожее место выглядело не как дырка в полу: оно было оборудовано кирпичным сиденьем, а отходы жизнедеятельности смывались в подземную канализацию.
Подобные конструкции были популярны и в Древнем Египте, где создатели немного изменили дизайн, заменив кирпич на известняк. Вскоре идея дошла и до жителей острова Крит. Однако больше всех повезло шумерской царице Шубад — для нее соорудили персональное каменное сиденье, сделав его в виде трона, украшенного резьбой и драгоценными камнями. Спустя время изобретение древних сантехников стало достоянием истории — трон правительницы обнаружили во время раскопок.
В нашей эре в мире устоялся культ гигиены и чистоты, который особенно почитали древние римляне. Они прославились не только термами, но и большими общественными туалетами. Их часто украшали богатой настенной живописью, внутри зажигали курильницы с благовониями. Тогда о табуированности интимной темы не было и речи — общественные уборные служили местом встреч, где посетители, справляя нужду, обсуждали последние новости.
Однако роскошь была доступна только избранным — простые горожане и рабы ходили в туалеты попроще. Их тоже украшали «живописью», но вместо узоров и фресок рисовали непристойные картинки. В распоряжении непривилегированных находилось небольшое помещение, вдоль стен которого крепилась массивная плита с многочисленными круглыми отверстиями. Изначально общественные уборные были бесплатными, но в период правления императора Веспасиана система изменилась. Взойдя на престол, он столкнулся с катастрофической нехваткой денег в казне и, чтобы пополнить ее, решил обложить посетителей туалетов налогом. Гениальную идею не оценил сын Веспасиана Тит. Правитель решил наглядно доказать свою правоту: во время ожесточенного спора он поднес к носу Тита монету, полученную от посетителя уборной, и спросил, пахнет ли она, подчеркнув, что она «получена с мочи». Тит отрицательно покачал головой, дав жизнь известному афоризму «Деньги не пахнут».
Туалеты эпохи Средневековья не отличались особой изобретательностью. В отличие от Древнего Рима, в большинстве европейских городов не было канализации, поэтому для утилизации отходов местные жители использовали подручные средства и окружающую природу. Большую известность получил способ, использовавшийся в имениях богатых феодалов: стоки сливали их в ров, окружающий замок. Иногда фекалии сразу стекали в землю из специальных комнат, где хозяева и их слуги справляли нужду.
Подобную систему высмеял голландский живописец Питер Брейгель-старший в своей работе «Нидерландские пословицы», которую иногда называют «Мир вверх тормашками». Произведение 1559 года посвящено буквальному пониманию крылатых фраз: герои картины действительно стригут овец, рассыпают бисер перед свиньями и бьются головой о стену. Что касается уборных, то в этом смысле внимание привлекает правая часть картины, где из окна строения видны ягодицы человека. Существует несколько версий о том, какое именно выражение символизирует эпизод. Это может быть и «Висит, как нужник над ямой», что означает очевидный случай, и «Вдвоем ходят в сортир» — полное согласие. Несмотря на семантическое значение, картинка наглядно демонстрирует, какими были туалеты в ту эпоху.
Наличие рвов вокруг замка было настоящим подарком для проектировщиков и не требовало сложных инженерных расчетов. Однако в тех зданиях, вокруг которых не было глубокой канавы, разработчики сооружали под отхожими местами полые помещения — подобие современных септиков (большие емкости для сбора и очистки бытовых и хозяйственных сточных вод — прим. «Ленты.ру»).
Такие выгребные ямы обслуга могла не чистить годами и, как выяснилось в XII веке, совершенно напрасно. В 1184 году император Генрих VI в попытках урегулировать военный конфликт собрал его участников в церкви Святого Петра в немецком Эрфурте. Для беседы в Тюрингию приехали несколько десятков представителей рыцарской знати и высокопоставленных чиновников. Они собрались в одной из комнат, которая находилась над таким выгребным подвалом. Гостей оказалось так много, что под их тяжестью полы не выдержали и обрушились, а люди упали в яму с фекалиями. Более 60 человек утонули.
После этого случая на подобную систему сбора экскрементов обрушилась критика. Оказалось, что катастрофа произошла не только из-за большого количества людей, но и из-за качества полов — зловонные отходы, источая неприятный запах, разъедали деревянные перекрытия, способствуя их гниению. Этот случай стал частью истории Германии и известен под фигуральным выражением «Эрфуртское болото».
Обычные горожане, в отличие от богатых владельцев замков, находились в худшем положении. Их дома не были окружены рвами, поэтому для туалетных нужд они использовали емкости и стулья с чашами, содержимое которых потом выливалось на улицу прямо из окна. Особенно такая практика прославила Париж. Из-за постоянных выбросов фекалий улицы города превратились в зловонное месиво, а романтичные прогулки под луной сопровождались риском попасть под летящие экскременты.
В XIII веке этот способ избавления от отходов хотели запретить, но законодательно повлиять на поведение парижан не удалось. Тогда горожанам велели кричать из окон «Поберегись» или «Внимание, лью!», предупреждая людей об очистке горшков. Система срабатывала не всегда, поэтому вскоре жители стали носить шляпы с широкими полями и передвигались на ходулях, спасающих обувь от загрязнений.
При королевском дворе дела с туалетами обстояли не лучше. Подданные использовали для своих нужд любой угол или отдаленный коридор дворца. В XVII веке французский король Людовик XIV пользовался креслом с закрепленной под сиденьем чашей. Правитель был лишен скромности и, видимо, не считал тему табуированной, поэтому позволял себе испражняться в бальной зале и даже во время совещания с министрами.
Гости пышных придворных торжеств приносили с собой для неотложных нужд специальные чаши бурдалю, названные в честь известного французского проповедника. Он был знаменит особенно длинными речами, во время которых прихожане пользовались особыми вазами, чтобы не терпеть до конца мессы. Вскоре такие емкости стали неотъемлемой частью французского придворного быта, их укрывали в пышных юбках, а при необходимости отходили в закрытое помещение, которое стало называться отхожим местом.
Инженерная мысль не стояла на месте, и первые прототипы современных унитазов появились в Европе еще в XV веке. Тогда итальянский художник и изобретатель Леонардо да Винчи получил приглашение от французского короля Франциска I. Приехав в Париж, да Винчи был так потрясен стоявшей там вонью, что решил спроектировать унитаз. Его проект предполагал сиденье, дренажную систему, вентиляцию и крышку, которая могла бы «запереть» внутри неприятный запах. Однако Франциск не оценил прогрессивную идею художника — он подсчитал, в какую сумму обойдется строительство канализации, и отказался от проекта. Тогда пошли слухи, что большие затраты стали не единственной причиной для отказа — правитель, в отличие от многих дворян, имел туалет-трон, очень гордился имуществом и не хотел терять туалетную исключительность.
Только в 1596 году английский поэт и придворный королевы Елизаветы I сэр Джон Харингтон разработал проект ватерклозета — унитаза со сливным бачком. Работа получила название «Новый дискурс на устаревшую тему». В итоге приспособление было установлено в королевских апартаментах и получило положительную оценку монарха, однако в массы не пошло. Существенным недостатком изобретения Харингтона была прямая сточная труба — конструкция не блокировала неприятный запах.
Проблему удалось решить в 1755 году. Лондонский часовщик Александр Каммингс взял за основу проект Харингтона, но использовал для стока S-образную форму, что не позволяло канализационному газу попадать через унитаз обратно в помещение. Вскоре Каммингс получил на свое изобретение патент. Спустя столетие в обиход вошла U-образная труба, что окончательно решило проблему неприятного запаха.
В это время в сантехнике прославился и лондонский водопроводчик Томас Крэппер. В отличие от коллег, он не занимался созданием новых унитазов, а предпочел усовершенствовать уже существующие модели, которые не были оборудованы емкостью для набора воды. Крэппер решил вопрос с помощью шарового крана — конструкции, которая позволяла дергать за цепочку, смывать, а после наполняла подвешенные над унитазами резервуары.
Сантехника была доведена до совершенства в XX веке — во многом благодаря швейцарской компании Geberit, созданной в 1874 году Каспаром Мельхиором Гебертом. Стартовавшая как семейный проект, компания быстро стала лидером рынка и разрослась: ее филиалы открылись в Германии, Австрии, Франции, Бельгии и Нидерландах. Сотрудники Geberit создавали новые унитазы и усовершенствовали старые образцы. В 1965 году разработчики Geberit придумали первый в мире встроенный смывной бачок, известный как инсталляция, а в 2003-м — подвесные унитазы-биде, которые вскоре заполонили туалетные комнаты по всему миру.
Туалетная тема настолько укоренилась в общественном дискурсе и культуре, что превратилась в элемент досуга: по всему миру открываются необычные музеи истории туалетов. Сегодня их можно посетить в столице Индии Нью-Дели, в Киеве и в южнокорейском городе Сувоне. Экскурсоводы предлагают ознакомиться с экспонатами, посвященными разным эпохам, — от первобытных предметов до современных дизайнерских унитазов. Экспозиции также включают карикатурные изображения, демонстрирующие использование туалетов, комиксы и смешные сувениры.
Одним из самых богатых музеев считается киевский. Он располагает большой коллекцией не только унитазов, но и других предметов быта, используемых для гигиены, — биде, кувшинов, рукомойников, зубных щеток, туалетной бумаги и мыла. Владельцы гордятся и коллекцией сувениров более чем из 600 экспонатов: пепельницы, зажигалки, брелоки, табачные трубки — все так или иначе напоминает унитазы.
Вскоре туалеты удалось связать и с кулинарной сферой — на весь мир прославился ресторан Modern Toilet на Тайване. Идея создания заведения пришла будущему владельцу, когда он сидел в туалете и читал серию японских комиксов манга. Он решил сделать место, в котором будут готовить мороженое в виде известного эмоджи Pile of Poo, а для подачи использовать миски в форме унитазов.
Кафе произвело настоящий фурор и разрослось, превратив некогда грязную тему в туристическую достопримечательность. Теперь в Modern Toilet готовят и горячие закуски, и супы, и десерты. Их приносят в крошечных писсуарах и унитазах, а гости сидят на унитазах с опущенной крышкой. Интерьер помещения напоминает магазин сантехники, где покупателей в качестве приятного бонуса могут еще и накормить. Владельцы позаботились и о столах — они сделаны в виде раковин или ванн, накрытых прозрачными столешницами.
Человечеству понадобилось много времени, чтобы пройти путь от выгребных ям до современных систем смыва. Несмотря на грандиозный прогресс, в XXI веке тоже актуальна проблема антисанитарии в общественных уборных. В 2001 году несколько государств приняли решение создать Всемирную туалетную организацию (ВТО), которая помогла бы эффективнее бороться с проблемами гигиены. Местом проведения совещания выбрали Сингапур — город с первоклассными уборными. На встрече был учрежден и новый праздник — Международный день туалета, который отмечается 19 ноября.
Члены организации провозгласили своей миссией создание чистых и безопасных туалетов, которыми можно воспользоваться в любое время в любом месте. ВТО старается в первую очередь обращать внимание на те страны, где туалетный вопрос стоит особенно остро, где люди все еще пользуются выгребными ямами и никогда не слышали о смывном бачке. Например, таковы сельские районы Китая и Камбоджи. Активисты организации проводят тренинги и рассказывают о возможных способах решения вопроса, а также занимаются строительством уборных.
В 2015 году ВТО инициировала ремонт туалетов в некоторых китайских школах. Раньше они были похожи на грязные сараи и мало чем отличались от древних отхожих мест. Строители возвели новые уборные с кабинками, раковинами, смывными бачками и доступом к воде.
Несмотря на масштабную работу ВТО и стремительный технический прогресс, множество людей по всему миру каждый день просыпаются в антисанитарных условиях, а в качестве туалета используют кусты или прилегающую к дому территорию. Согласно официальным данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в 2017 году больше половины мирового населения не знало, что такое теплые туалеты и смывные бачки, — пользовались выгребными ямами и собственными методами утилизировали отходы. Эксперты ВОЗ пришли к выводу, что отсутствие канализации и комфортных уборных не только негативно сказывается на здоровье и увеличивает смертность, но и делает людей уязвимее, снижает уровень духовного и экономического благосостояния общества.
Источник
Туалет для графской крепости. Как в средние века справляли нужду
Темы, связанные с отправкой естественных потребностей, люди обычно стыдливо обходят вниманием, хотя в действительности вопросы санитарного, скажем так, характера всегда имели огромное значение в жизни человеческого общества.
На самом деле канализация и туалет не столь давно получили всеобщее распространение. Но люди как-то справлялись и без них. Скажем, в средние века отношение к отправке естественных потребностей было несколько иным, чем сейчас. Оно определялось не только общепринятыми нормами приличия, но и религиозными взглядами.
Для средневекового человека мир был полярен – все, что хорошо и красиво, это от Бога, а все, что мерзко и вызывает отвращение – от дьявола. Естественно, связывались с дьяволом мочеиспускание и дефекация. Запах кишечных газов считался дьявольским. Люди верили, что колдуны и ведьмы употребляют в пищу экскременты.
Вместе с тем особыми правилами поведения в связи с отправкой естественных потребностей средневековые люди себя не ограничивали. Это сейчас громко выпустить кишечные газы считается неприличным действием, хотя деликатные люди сделают вид, что ничего не заметили. В средние века все было немного иначе. Не стеснялись кишечных газов даже короли и князья.
Например, великий граф Сицилии Рожер I, правивший островом в конце XI – начале XII вв., имел привычку выпускать кишечные газы, не стесняясь присутствия посторонних. И делал это даже тогда, когда принимал иностранных посланников. Примерно таким же был и уровень личной гигиены. Например, Людовик XIV мылся всего два раза в жизни – и то лишь потому, что так настояли придворные медики, опасавшиеся за здоровье царственной особы. Такое поведение казалось естественным, а вот на чрезмерных «чистюль» смотрели скорее с подозрением. Не случайно европейцев так удивляли русские или восточные обычаи, предписывавшие следить за собой, за состоянием своего тела.
Что уж говорить о простых рыцарях и тем более о крестьянах или городской черни! Описывая трактиры, авторы того времени в красках повествовали о том, как вели себя посетители — рыгали, испускали кишечные газы, справляли нужду, совершенно не стесняясь окружающих. Образованные люди стеснялись такого поведения своих соплеменников, но ничего не могли с ними поделать — в то время представления об этикете отсутствовали даже у самых знатных людей, точнее, были весьма специфическими.
Известный средневековый мыслитель Эразм Роттердамский в своих работах много внимания уделял этой деликатной теме. Он, конечно, подвергал бестактные привычки своих современников критике, но признавал, что лучше, чем терпеть, все же своевременно выпускать газы, дабы не наносить вреда своему здоровью.
Если можно выпустить газы беззвучно, то сие будет наилучшим выходом, если же нет, то все же лучше выпустить воздух громко, нежели насильно удерживать его внутри,
— писал Эразм Роттердамский в 1530 году в сочинении «О приличии детских нравов».
Как правило, большинство простолюдинов в те времена справляли естественные потребности где угодно. Шел, захотелось «по-большому» или «по-маленькому» — сходил. Все относились к этому процессу как чему-то очень обыденному, но при этом не чурались показывать друг другу кучи экскрементов на улицах.
У более продвинутых людей были ночные горшки, содержимое которых, за отсутствием каких-либо специальных систем и даже ям, просто выливалось на улицы. По средневековым городам текли зловонные ручьи. Люди, жившие на вторых и третьих этажах, имели привычку не утруждать себя спускаться вниз, а выливать содержимое горшков прямо из окон, поэтому прохожего в любой момент могли облить вонючей жидкостью.
В XIV веке, к примеру, в районе Лондонского моста на 138 домов имелась лишь одна уборная, поэтому местные жители справляли нужду либо в Темзу, либо просто на улице. Знать, конечно, вела себя несколько «поприличнее» — покупала ночные горшки и активно их использовала, но такой горшок мог находиться в том же зале, где принимали гостей, и в этом, опять же, никто не видел ничего зазорного. Если ночной горшок отсутствовал, мочились обычно в камин. Доходило до того, что многие дамы в длинных платьях вообще просто мочились под себя. И это считалось в порядке вещей.
В некоторых дворцах, впрочем, все же были отдельные туалетные комнаты, но они были обычно совмещены с залами для приема гостей. Поэтому пока одни гости общались и трапезничали, другие тут же могли справлять естественную нужду. И никого такое положение дел не смущало. Например, в ратуше Йорка лишь в XVII веке была возведена стена, отделившая уборную от переговорного зала.
Кроме того, в некоторых крупных европейских городах жилые дома имели специальные туалетные комнаты на втором или третьем этажах, нависавшие над улицей. Можно себе представить негодование случайного прохожего, которому доводилось пройти под такой пристройкой в самый неподходящий момент!
Единственным настоящим санитарным служителем средневекового европейского города в то время был только дождь, но его надо было еще дождаться. Дождь смывал нечистоты с городских улиц, и тогда по Парижу и Лондону, Бремену и Гамбургу текли потоки фекалий. Некоторые реки, в которые они стекали, даже получили характерные названия типа «речка-дерьмо».
Даже в сельской местности, и то было попроще с санитарными вопросами, учитывая меньшую скученность населения и возможность оборудования во дворах выгребных ям. Впрочем, большинство крестьян созданием выгребных ям себя не озадачивало и справляло нужду в любом месте.
На фоне гражданского населения куда более обстоятельно подходили к делу оборудования отхожих мест военные. Еще во времена Римской империи легионеры, как только располагались для обустройства лагеря, первым делом рыли ров, а вторым – латрину. В средние века в простых укреплениях, представлявших собой просто защищенные валами поселения, нужду справляли в обычную выгребную яму. Строительством специальных сооружений никто не озадачивался. Они имелись лишь в каменных замках. Здесь оборудование отхожих мест было продиктовано как самой спецификой укреплений, так и заботой о безопасности гарнизона крепости.
Строители средневековых крепостей додумались оборудовать отхожие места в эркерах, вынося их за крепостную стену. Отходы, таким образом, падали в крепостной ров. Если обратить внимание на картины Питера Брейгеля или Иеронима Босха, то мы видим, что аналогичным образом были оборудованы сортиры и во многих богатых домах того времени. Отхожие места выносили за стену сооружения и они как бы нависали над каналами и рвами. Такой принцип строительства позволял не заботиться о создании и чистке выгребной ямы на территории крепости или замка. Часто туалеты размещали вблизи дымохода, чтобы посетителям «заведения» было теплее суровыми зимами.
В средневековых замках специальные ниши, оборудованные для отправки естественных экскрементов, были совмещены с гардеробами – в них хранили верхнюю одежду, поскольку считали, что пары и запах аммиака отпугивают паразитов. За состоянием гардеробов следили оруженосцы. Начинающий оруженосец именно с уборки гардеробов и приступал к своей службе.
В более крупных замках, впрочем, подобные туалеты не могли обеспечить потребности многочисленных крепостных гарнизонов. Поэтому в стороне от основного укрепления строили специальную башню – данцкер, соединенную галереей – переходом с основной крепостью. Башня была укреплена, но переход в случае серьезной осады подлежал блокировке или уничтожению. Кстати, именно невнимательное отношение к безопасности данцкера в свое время погубило крепость Шато-Гайар Ричарда Львиное Сердце. Воины противника смогли пробраться в крепость через ходы данцкера.
Как правило, башню-данцкер строили над рвом, каналом или рекой. Иногда сооружали довольно сложные конструкции, в которых для смыва нечистот использовалась дождевая вода, накапливавшаяся в специальных резервуарах. Такая конструкция, например, присутствовала в замке Бург Эльц. Если же год выдавался засушливым и дожди почти не шли, то нечистоты приходилось убирать вручную.
В 1183 году в Эрфурте пировали гости императора Фридриха. Во время пира пол общей залы, которая находилась над выгребной ямой, не выдержал воздействия испарений, многие годы точивших дерево, и рухнул. Прямо в выгребную яму с 12-метровой высоты полетели гости императора. В нечистотах утонули один епископ, восемь князей и около ста знатных рыцарей, присутствовавших на приеме. Повезло императору Фридриху – он смог зацепиться за обломок окна и провисел в таком положении около двух часов, пока его не спасли. Непосредственным же виновником произошедшего был как раз комендант крепости, который, по всей видимости, пренебрегал своими обязанностями и не организовывал своевременную чистку выгребной ямы.
Интересно, что наиболее «продвинутыми» в техническом отношении туалетами в средние века обладали монастыри. Это было связано со строгими монастырскими нравами – считалось, что монахам полагается жить не только в духовной, но и в физической чистоте. Поэтому в монастырях существовали специальные системы вывода сточных вод – или по канализационным трубам, или через специальные канавы, которые копались под сортирами. Так как естественную нужду в монастырях чаще всего справляли по часам, монастырские туалеты оборудовались большим количеством отверстий. Монахи старались содержать отхожие места в чистоте, по крайней мере настолько, насколько это было возможно, учитывая реалии того времени.
Проблемы с организацией санитарного обслуживания европейских городов сохранялись даже в XVII веке. В Лувре пришлось достраивать крепостные стены, поскольку объем фекалий, сваливавшихся в крепостной ров, стал настолько большим, что уже выпирал за пределы рва. И это была проблема не только Лувра, но и многих других европейских крепостей.
Версальский дворец сегодня представляется нам символом французской изысканности, хороших манер. Но если бы современный человек побывал на балу в Версале при Людовике XIV, он бы подумал, что находится в лечебнице для умалишенных. Например, самые знатные и красивые дамы двора могли спокойно во время разговора отойти в угол и справить, присев, малую и даже большую нужду. Иногда такое поведение они позволяли себе даже в соборе.
Рассказывают историю о том, как посол испанского двора на аудиенции у короля Людовика XIV не выдержал вони и попросил перенести встречу в парк. Но в парке посол просто потерял сознание – оказалось, что парк использовался главным образом для сваливания в кустах и под деревьями куч экскрементов, а также для отправки большой и малой нужды во время прогулок.
Это, конечно, может быть и байка, но факт остается фактом – до XIX века с гигиеной в европейских городах и замках было не все гладко.
Тот, кто освободил бы город от страшной грязи, стал бы самым почитаемым благодетелем для всех его обитателей, и они воздвигли бы в его честь храм, и они молились бы на него,
— рассказывал французский историк Эмиль Мань в книге «Повседневная жизнь в эпоху Людовика XIII».
Таким благодетелем, к сожалению для европейцев, оказалось лишь время. Технический прогресс и развитие общественных нравов постепенно привели к тому, что туалетная комната стала рассматриваться как неотъемлемый компонент благоустроенного жилища. В европейских городах появились централизованные канализационные системы, а собственными туалетами обзаводились уже не только представители обеспеченных слоев населения, но и самые обычные люди.
Источник