Как построить дом без единого гвоздя
Как строили дома без единого гвоздя на Руси
Стоит изба, стоит без единого гвоздя. Окна узорчатые, крыльцо высокое, задорный «конек» на крыше. Изба, она — же дом, она же — произведение искусства, незамысловатого и чуждого вычурности.
Но стоит и печалится изба, стоит выстуженная и опустевшая…не нужна более. Стала изба застывшим памятником, образцом деревянного зодчества. А избе нужна жизнь: чтобы печка была натоплена, детишки под лавками копошились, каши варились и пироги стряпались…
«Я жил, живал, на босу ногу топор одевал, топором подпоясывался»
Наши деды и прадеды не строили, но рубили: «срубить избу» значит построить дом. Опытному плотнику только топор в руки дать — он и сложит избу от «подклета» до крыши.
Ни пилы, ни гвоздей, ни молотка — один-одинешенек топор. Им валили деревья, им очищали их от сучьев, им обтесывали, им доски «выглаживали» будто по шнурку. Да и зачем пила? Распилишь бревно, будут концы махриться, а значит быстро впитывать влагу и гнить. А при обработке топором, наоборот, деревянные волокна уплотняются и становятся водоустойчивыми. Да, и гвозди ни к чему были: мало того, что железную поковку всегда отличала дороговизна, так у опытного мастера и без нее ни одно бревнышко не сдвинется, прилаженное крепко накрепко.
«Углы в простую чашу рублены»
Деревянная изба не нуждалась в фундаменте, сруб клали прямо на землю, иногда только подтыкали под углы дома большие камни или пни крупных деревьев. Но не обходилась русская изба без «подклета» — подпола, в котором и скот держали, и птицу, и съестные припасы хранили.
Не избяной сруб, а загляденье! Одно бревно, словно через другое пропущено, переплетено! Как же это? Отступив от конца бревна, мастера делали вырубку до середины, округлую, подобно чаше. В эту вырубку укладывали поперечное бревно. Четыре бревна, скрепленные в квадрат таким способом, образовывали венец.
На первый венец клали второй, третий и так до самой крыши. Во избежание щелей плотник прилаживал бревна друг к другу как можно плотнее, вытесывая в каждом верхнем бревне продольный желоб, паз, плотно прилегавший к нижнему. А для теплоизоляции укладывали между бревнами мох — все здесь просто и, казалось бы, грубо, шероховато, но все же прочно и надежно. И главное: такую избу плотники умельцы могли сложить всего-навсего за один световой день, а при необходимости разобрать и перевезти на новое место, чтобы вновь отстроить. Но самое время приниматься за крышу!
«Курица на курице, а хохол на улице»
Нарисовался горделиво деревянный сруб, будущая изба. Поджидает, когда же над его торцовыми стенами возведут треугольные бревенчатые фронтоны, так называемые «щипцы». Они-то и будут держать на себе всю тяжесть подкровельных конструкций: «слеги», «кокоры», «потоки». И снова без единого гвоздя, орудуя лишь одним топором, мастерам удается сделать невообразимое — крышу!
Вы только посмотрите: параллельно боковым стенам в бревна щипцов врублены продольные горизонтальные бревна — «слеги», а поперек них выложены «кокоры» или «курицы» — тонкие стволы молодых елей с торчащими на конце корневищами.
Будто горделивые птицы, глядят «курицы» очертаниями своих голов-корневищ на мир вокруг, вот-вот взлетят и исчезнут — только их и видели! На загибающихся кверху концах «куриц» уложено длинное бревно с выдолбленным лотком — «поток», он же водосток, он же и опора всей крыши. Именно в «поток» упираются нижние концы кровельных досок, теснин, а верхние концы, на стыке обоих скатов крыши закреплены тяжелым бревном — «охлупнем».
Высоко взобрался «охлупень», на самый верх, и, словно выгибая конскую голову, выглядывает наружными концами вперед. А мастер-плотник возьми да и доведи до совершенства изгибы силуэта — вот и готов «конек», увенчавший творение!
«Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает»
На Руси, богатой бескрайними, дремучими лесами, издревле строили жилища из дерева, но не строили, а «рубили», как мы уже убедились. И ведь помимо топора, заготовленного, обсушенного заранее леса и толкового рукастого мастера ничего и не нужно было. Вот и получалось: во-первых, дешево; во-вторых, быстро — дерево, в отличие от камня, легко поддается обработке; в-третьих, гигиенично!
Дерево, подобно любому другому живому организму, дышит, а значит, дышит каждый, кто находится в деревянном доме. Легко и свободно дышит.
Да и как иначе: всегда в нем сухо и свежо, летом в полуденный зной прохладно, а зимой в лютый мороз тепло. Но есть у дерева непримиримые враги: огонь, сырость, жуки-древоточцы. Как ни руби, как ни укладывай, как ни прилаживай, бесполезно — не выстоять избе века вечные.
Дышим ли мы, спрятавшись в высокоэтажных, многоквартирных, железобетонных, бетонножелезных домах, которым не так страшны огонь и влага, и, уж тем более, жуки? То ли дело изба! Протянешь руку, дотронешься до шероховатой поверхности бревен, разглядишь неповторимый, невообразимый доселе узор древесных волокон. Здесь и прошлое, и будущее, и настоящее с мыслью о недоварившейся еще в печи каше, о нелегкой зиме, предстоящей весне, что-то там еще уготовано…
Источник
Почему на Руси строили «без единого гвоздя и одним топором»??
А вот это весьма любопытный вопрос. И если попробовать разобраться, то можно придти к интересным а иногда и не очень веселым выводам.
Данный факт, что наши предки строили без гвоздей и одним топором часто преподносится исторической наукой как свидетельство особого мастерства, и даже, как некое конкурентное преимущество наших древних мастеров. Как будто у них был выбор: строить с гвоздями и или без них, и не только топором. Вроде хобби. Строить без гвоздей одним топором. В мастерстве мы не сомневаемся. А с остальным разберёмся. Очевидно же, что если использовать и гвозди и разнообразный набор инструментов, и сама стройка легче и конечный результат качественней.
Иногда, историки озвучивают причины сего явления так. Просто гвозди были очень дороги! Что тоже звучит несколько странно и двусмысленно. Что значит дорого? Сколько? Сколько наши предки зарабатывали? Или наши предки были столь бедны и бестолковы, что не могли заработать хоть на какое то количество гвоздей для стройки своего дома? Гвозди всё таки не есть сверхтехнологичный продукт.
Представляется наиболее верным так. Без гвоздей строили, потому что их не было. Или почти не было. И у большинства наших предков не было денег не только на гвозди, их не было, как правило вообще ни на что. Увы. Долгие века Русь была на самом деле отсталой в экономическом отношении страной. Товарно-денежные отношения были развиты крайне слабо. И самих денег было мало в обороте и нужды в них у огромного количества простых людей не было.
Подавляющее большинство семей и домохозяйств жило натуральным хозяйством. Себя сами и кормили и одевали и обували. Зачем им деньги? Налоги и подати барину и государству платили натурой. Или своим трудом на барщине. Обменные операции были очень редко.
Здесь мощным толчком к зарабатыванию крестьянами денег стала финансовая реформа Петра 1. Когда всё мужское население было обложено подушной податью. И чтобы её заплатить, крестьянам нужно было продать или свой труд или его результаты.
Теперь гвозди. Само их производство вроде бы не очень сложное. Нужно сделать заготовки, прутки или проволоку разной толщины. Затем их нарубить на отрезки, один конец заострить, другой затупить в виде шляпки. Всё. Но тут подробности. В древности производство железа было сыродутным. Если коротко: в маленьких печах-домницах изготавливали крицу. Это раскалённый кусок железа и шлака похожий на вязкую губку, которую нужно было проковать, освободить от шлака, и превратить в заготовку.
Все операции были очень трудоёмкими. Заготовка руды и её измельчение, дров для углей, варка руды, ковка. И превратить или перековать эти заготовки из крицы в прутки или проволоку было бы очень трудоёмким. И занимало бы очень много времени.
Тут надо понимать, что это не значит, что гвоздей на Руси вообще не было. Были конечно. Прибить подкову коню, или в каблук на сапог. Гвоздари упоминаются в летописях.
Но строительные гвозди это другое. Здесь нужно сотни и тысячи гвоздей на один дом. И вот такого массового производства гвоздей не было. Дело ещё и в приоритетах. Главным было – оружие и орудия труда. Воевали часто и оружия нужно было много. И орудий труда и всяких инструментов в хозяйстве так же. Не до гвоздей.
Так что строительство без гвоздей было явлением именно вынужденным.
А почему одним топором? Без пилы?
Тут отметим, что кроме топора у предков были и другие полезные инструменты. Тёсла для выборки пазов, скобели для окорки, долота. Да и топоры для разных работ были разные. Но вот пилы не было. Хотя это если не первый то второй точно по важности инструмент для деревообработки. Изготовить пилу не было чем то сверхсложным. Расковать заготовку в полосу и высечь или вырезать зубцы на одной стороне. И необходимости в таком же массовом производстве как гвозди, то же не было.
Но не делали пил на Руси! Непонятно почему.
Неужели металлообработка была столь примитивной? Вроде бы нет. Сохранились образцы оружия и не только оружия сделанные на высоком уровне. Но это всё были штучные изделия. Только пил не делали.
И это очень странно. Как обходились? Как торцевали брёвна и доски? А как готовили дрова?
И здесь опять же петровская эпоха стала мощным толчком по внедрению пилы и в строительство и не только. Началось всё с кораблестроения. Досок тут требовалось много. Пилы сначала импортировались а потом и своё производство наладили.
И в законодательном порядке старались внедрить их в строительство и быт русских людей. Внедрялась пила добровольно-принудительно. Известен петровский указ «О приучении дровосеков к распиловке дров». При нём же стали появляться и первые механические лесопилки. Но всё это было не быстро. Через 30 лет после смерти Петра встречаем в официальных бумагах: «Не токмо пильных водяных и ветреных мельниц, но и ручных пил нигде еще не заведено». Такие дела.
К чему это я пишу? Вот к чему. Нам сейчас трудно представить насколько тяжёлым и трудоёмким был процесс стройки у наших предков. Одним топором и без пилы – это чрезвычайно тяжело. Не было пилы – не было и досок. Вернее вместо них использовали тёс. Это когда или раскалывали бревно вдоль и получали два полубревна, либо цельное бревно обтёсывали топором с двух сторон. И трудно и долго. А даже и с пилой. Распилить вдоль бревно вручную – сколько времени это занимало? Часы или дни?
(Сейчас главный инструмент в производстве срубов – бензопила, топор только помощник. И правильнее современные срубы называть СПИЛАМИ)
…Технический прогресс радикально облегчил труд плотника. Спасибо ему! Но даже и сейчас этот труд продолжает оставаться весьма нелёгким. И, к сожалению, в нашей стране невысоко оплачиваем, малопочётным, часто уделом мигрантов. Это несправедливо. Согласны?
Иосиф — плотник. Отец Иисуса.
Поддержите вдохновение! Нажмите палец вверх!
История нашей стройки за одну минуту.
Фундамент и септик.
Первая стенка.
Гвозди или саморезы?
*******************************************************************************
Продолжение про русскую избу ЗДЕСЬ.
Комментируйте и подписывайтесь!)
Мир вашему Дому!
Источник
Каркасный дом без единого гвоздя: особенности технологии
Когда речь заходит о каркасном домостроении, то кажется, что уже придумано всё. Североамериканская «Платформа», скандинавский «вывернутый каркас», ЛСТК (лёгкие стальные тонкостенные конструкции) и т.д.
Поэтому многие застройщики думают, что усовершенствовать технологию невозможно, но немецкие конструкторы решили проапгрейдить процесс изготовления и возведения «каркасников». Для этого разработчики технологии избавились от всего лишнего, например, практически исключили использование инструментов для сборки «коробки».
Ханс-Людвиг Стелл:
Мы решили, что для максимальной скорости строительства каркасный дом нужно возводить из готовых модулей, сделанных в фабричных условиях. Конечно, подобная технология не нова, но мы упростили весь технологический процесс сборки домокомплекта. Чтобы возвести коттедж по нашей технологии, не нужны: циркулярные пилы, нейлеры, дрели и другие инструменты. Всё, что нужно строителю — молоток.
Суть технологии заключается в том, что стойки каркасного дома, лаги, перекрытия, стропильная система сделаны из деревянных клееных двутавровых балок, изготовленных из фанеры, плит ОСБ и LVL бруса.
В балках на станках с ЧПУ делаются замки, фрезеруются пазы и сверлятся отверстия под металлические крепёжные штифты.
Дом собирается, как конструктор, а все детали каркаса соединятся друг с другом, как элементы пазла.
Сборщикам остаётся только окончательно зафиксировать детали цилиндрическими стержнями (металлическими штифтами), вбив их молотком в технологические отверстия.
Ханс-Людвиг Стелл:
Все детали изготовлены с точностью до миллиметра. Сборка каркаса ведётся в соответствии с технологической картой, бригадой из нескольких человек. Рабочие просто соединяют все детали, стыкуя их замок в замок, которые держатся даже без крепежа. Это упрощает и значительно ускоряет работу. Не нужно пилить доски в размер, затем собирать стены, поднимать их или подгонять детали друг к другу.
Процесс сборки дома выглядит так — домокомплект, изготовленный в соответствии с проектом, загружается в грузовик, привозится на стройплощадку и разгружается.
Рабочие ставят стойки.
Заводят низ двутавровой балки в специальные пазы (заранее смонтированной на фундаменте) доски нижней обвязки.
Стойки фиксируются штифтами.
Затем ставится верхняя обвязка.
Вместо укосин сквозь стойки протягивается LVL брус, который, за счёт фигурных пазов, жестко фиксируется в двутавровых балках.
Сборка стропильной системы ведётся по аналогичному принципу.
Ханс-Людвиг Стелл:
Меняя размеры балок и их длину, можно строить здания различной конфигурации — одноэтажные с плоской кровлей, двухэтажные дома, здания офисного типа, дома в несколько этажей. Прочность двутавровых балок и их высокая несущая способность позволяют возводить длинные безопорные пролёты. Кроме этого, меняя точки установки стоек и силовых элементов, можно гибко варьировать места расположения окон и дверей в доме без нарушения жесткости каркаса.
После возведения каркаса стены дома утепляются, монтируются стеклопакеты, двери и производится отделка фасада.
Ханс-Людвиг Стелл :
Отсутствие сложных строительных и ответственных этапов сводит к минимуму т.н. «человеческий фактор». Чтобы возвести «коробку» стандартного коттеджа по нашей технологии, уходит 2-3 дня, а поставить каркас небольшого дома можно и за 1 рабочую смену. Я полагаю, что подобная система получит распространение в сфере быстровозводимых модульных зданий.
На FORUMHOUSE можно узнать, как перекрыть большой пролет деревянными балками, и прочитать о способах самостоятельного изготовления деревянных клееных двутавровых балок.
Также рекомендуем видеосюжет о необходимом наборе инструментов для «самостройщика»
Подписывайтесь на канал и ставьте «лайк» чтобы не пропустить следующую публикацию!
Не согласны с автором или нашли ошибку в статье — напишите об этом в комментариях!
Источник
Как русские строили дома без единого гвоздя
Стоит изба, стоит без единого гвоздя. Окна узорчатые, крыльцо высокое, задорный «конек» на крыше. Изба, она — же дом, она же — произведение искусства, незамысловатого и чуждого вычурности.
Но стоит и печалится изба, стоит выстуженная и опустевшая…не нужна более. Стала изба застывшим памятником, образцом деревянного зодчества. А избе нужна жизнь: чтобы печка была натоплена, детишки под лавками копошились, каши варились и пироги стряпались…
«Я жил, живал, на босу ногу топор одевал, топором подпоясывался»
Наши деды и прадеды не строили, но рубили: «срубить избу» значит построить дом. Опытному плотнику только топор в руки дать — он и сложит избу от «подклета» до крыши.
Ни пилы, ни гвоздей, ни молотка — один-одинешенек топор. Им валили деревья, им очищали их от сучьев, им обтесывали, им доски «выглаживали» будто по шнурку. Да и зачем пила? Распилишь бревно, будут концы махриться, а значит быстро впитывать влагу и гнить. А при обработке топором, наоборот, деревянные волокна уплотняются и становятся водоустойчивыми. Да, и гвозди ни к чему были: мало того, что железную поковку всегда отличала дороговизна, так у опытного мастера и без нее ни одно бревнышко не сдвинется, прилаженное крепко накрепко.
«Углы в простую чашу рублены»
Деревянная изба не нуждалась в фундаменте, сруб клали прямо на землю, иногда только подтыкали под углы дома большие камни или пни крупных деревьев. Но не обходилась русская изба без «подклета» — подпола, в котором и скот держали, и птицу, и съестные припасы хранили.
Не избяной сруб, а загляденье! Одно бревно, словно через другое пропущено, переплетено! Как же это? Отступив от конца бревна, мастера делали вырубку до середины, округлую, подобно чаше. В эту вырубку укладывали поперечное бревно. Четыре бревна, скрепленные в квадрат таким способом, образовывали венец.
На первый венец клали второй, третий и так до самой крыши. Во избежание щелей плотник прилаживал бревна друг к другу как можно плотнее, вытесывая в каждом верхнем бревне продольный желоб, паз, плотно прилегавший к нижнему. А для теплоизоляции укладывали между бревнами мох — все здесь просто и, казалось бы, грубо, шероховато, но все же прочно и надежно. И главное: такую избу плотники умельцы могли сложить всего-навсего за один световой день, а при необходимости разобрать и перевезти на новое место, чтобы вновь отстроить. Но самое время приниматься за крышу!
«Курица на курице, а хохол на улице»
Нарисовался горделиво деревянный сруб, будущая изба. Поджидает, когда же над его торцовыми стенами возведут треугольные бревенчатые фронтоны, так называемые «щипцы». Они-то и будут держать на себе всю тяжесть подкровельных конструкций: «слеги», «кокоры», «потоки». И снова без единого гвоздя, орудуя лишь одним топором, мастерам удается сделать невообразимое — крышу!
Вы только посмотрите: параллельно боковым стенам в бревна щипцов врублены продольные горизонтальные бревна — «слеги», а поперек них выложены «кокоры» или «курицы» — тонкие стволы молодых елей с торчащими на конце корневищами.
Будто горделивые птицы, глядят «курицы» очертаниями своих голов-корневищ на мир вокруг, вот-вот взлетят и исчезнут — только их и видели! На загибающихся кверху концах «куриц» уложено длинное бревно с выдолбленным лотком — «поток», он же водосток, он же и опора всей крыши. Именно в «поток» упираются нижние концы кровельных досок, теснин, а верхние концы, на стыке обоих скатов крыши закреплены тяжелым бревном — «охлупнем».
Высоко взобрался «охлупень», на самый верх, и, словно выгибая конскую голову, выглядывает наружными концами вперед. А мастер-плотник возьми да и доведи до совершенства изгибы силуэта — вот и готов «конек», увенчавший творение!
«Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает»
На Руси, богатой бескрайними, дремучими лесами, издревле строили жилища из дерева, но не строили, а «рубили», как мы уже убедились. И ведь помимо топора, заготовленного, обсушенного заранее леса и толкового рукастого мастера ничего и не нужно было. Вот и получалось: во-первых, дешево; во-вторых, быстро — дерево, в отличие от камня, легко поддается обработке; в-третьих, гигиенично!
Дерево, подобно любому другому живому организму, дышит, а значит, дышит каждый, кто находится в деревянном доме. Легко и свободно дышит.
Да и как иначе: всегда в нем сухо и свежо, летом в полуденный зной прохладно, а зимой в лютый мороз тепло. Но есть у дерева непримиримые враги: огонь, сырость, жуки-древоточцы. Как ни руби, как ни укладывай, как ни прилаживай, бесполезно — не выстоять избе века вечные.
Дышим ли мы, спрятавшись в высокоэтажных, многоквартирных, железобетонных, бетонножелезных домах, которым не так страшны огонь и влага, и, уж тем более, жуки? То ли дело изба! Протянешь руку, дотронешься до шероховатой поверхности бревен, разглядишь неповторимый, невообразимый доселе узор древесных волокон. Здесь и прошлое, и будущее, и настоящее с мыслью о недоварившейся еще в печи каше, о нелегкой зиме, предстоящей весне, что-то там еще уготовано…
Источник