Как построить дом для индейца
20 простых шагов как построить настоящий индейский Вигвам или сделать его игрушечную модель
Этот отличный материал взят с англоязычного сайта, так что не удивляйтесь,что вначале будут встречаться футы и дюймы, потом все плавно перейдет к родным и знакомым метрам-сантиметрам.
1. Заготовьте шесты из молодых деревьев, желательно ясеня или липы.
Для каркаса вам понадобится 16 15-футовых (4,5-метровых) шестов ясеня толщиной около 2 дюймов (5,08 см). Вам также понадобится не менее 12 шестов ясеня или липы высотой 15 футов (4,5 метра) и толщиной 1 дюйм (2,54 см) для горизонтальных обручей. Шесты должны быть по возможности прямыми.
- Ясень и липа являются наиболее традиционными материалами для индейского вигвама, но вы можете использовать и другие лиственные породы, такие как каштан, вяз или орех.
- Если вы делаете модель, используйте вместо нее тонкие гнутые веточки. Вы также можете использовать проволоку. Проволока флориста, покрытая коричневой бумагой, подойдет.
2. Подготовьте шесты для жердей каркаса
Начните с удаления коры и веток. Это поможет уменьшить гниение древесины и продлит срок службы вигвама. Далее заострите концы шестов. Это облегчит их установку в лунки в земле.
- Сделайте шесты более прочными, закалив острые концы в огне. Это также поможет им прослужить дольше, если вы вставите их в землю.
- Если шесты недостаточно гибкие, сначала замочите их в озере или реке как минимум на два дня. Обязательно привяжите их, чтобы они не уплыли.
3. Заготовьте и высушите листья рогоза
Соберите 50 охапок листьев рогоза (не путайте его с камышом). Охапка должна быть достаточно объемная, примерно в обхват рук взрослого человека. Разделите рогоз на пучки толщиной 2 дюйма (5,08 см). Закрепите каждую связку с одного конца веревкой. Разложите их на солнце, чтобы они высохли.
- Если у вас нет доступа к рогозу, вы можете использовать брезент, которым покрывали вигвамы с конца 1700-х годов. Вам понадобится от 12 до 14 кусков размером 5 на 10 футов (1,5 на 3,5 метра).
- Если вы умеете плести и шить и хотите, чтобы вигвам получился еще более приближенным к традиционным индейским жилищам, вы можете сшить листья рогоза в большие циновки. Планируйте использовать от 12 до 14 плетенных матов, каждый размером 5 на 10 футов (1,5 на 3,5 метра).
- Если вы делаете модель, вместо рогоза можно использовать кусочки травы, волокна рафии (поделочный материал из листьев пальмы) или соломы. Вы также можете использовать кусочки хлопчатобумажной, льняной или парусиновой ткани.
4. Подготовьте бересту для крыши
Соберите от 7 до 10 листов бересты с примерной площадью каждого листа около 1 кв. метра. С помощью раскаленного гвоздя или горящей палки проделайте отверстия по верхнему краю каждого листа бересты.
- Вы также можете использовать кору вяза или сплести циновки из рогоза.
- Если вы делаете модель, вы можете использовать белую бумагу. Для более реалистичного эффекта слегка проведите по нему сухой кистью, смоченной в коричневой/черной краске, чтобы сделать полосы, как у березовой коры.
5. Выберите правильное место
Земля должна быть гладкой и ровной. Почва должна быть достаточно плотной, чтобы поддерживать шесты вигвама. Ничего страшного, если есть коренная порода, но она должна быть глубже 30 см от поверхности грунта.
- Если на месте установки есть кустарник его нужно убрать.
- Если вы делаете модель, сделайте на листе пенопласта или толстого картона. Вы даже можете покрасить его в коричневый цвет, чтобы он выглядел как земля. Также можно нанести сверху клей, а потом сверху насыпать настоящий песок или землю.
6. Разметьте землю под вигвам
Нарисуйте на земле круг диаметром 4,2 метра. Для этого вбейте в землю колышек и привяжите к нему веревку длиной 2,1 метра. К другому концу веревки привяжите палку. Туго натяните веревку, затем с помощью палки, как циркулем, начертите в земле круг. Когда закончите, вытяните колышек.
7. С помощью деревянного кола и молотка проделайте 16 лунок по кругу
Каждая лунка должна быть от 20 до 30 см в глубину. Распределите лунки как можно равномернее по периметру.
- Если хотите, можете расположить две лунки подальше друг от друга, это будет будущий вход в каркасе вигвама. Как правило индейцы устраивали вход с восточной стороны.
- Постарайтесь сделать лунки под небольшим углом наружу. Это поможет создать более высокий купол, как только вы начнете строить каркас.
- Если вы делаете модель, сделайте шилом.
8. Вставьте восемь подготовленных шестов из ясеня в лунки в земле
Вставляйте шесты в землю, оставляя промежутки по 2 лунки. Когда вы закончите, у вас должно остаться восемь свободных лунок. Убедитесь, что вы используете для установки шесты толщиной 5 см.
- Если вы делаете модель, возможно, вы захотите приклеить свои «шесты» в отверстия. Термоклей подойдет лучше всего.
9. Свяжите шесты вместе, чтобы получилась форма купола
Найдите два шеста, расположенные прямо напротив друг друга. Согните их вместе так, чтобы они перекрывали друг друга на 0,6-0,9 метра. Свяжите их вместе в двух местах на расстоянии 8 см от кончиков каждого шеста. Продолжайте соединять противоположные полюса, пока не получите форму купола.
- До связки шестов, вы можете по компасу определить стороны света, чтобы потом связать шесты по направлению сторон света.
- Если вы хотите полностью соответствовать строительным традициям индейцев, используйте для связки прочные волокна коры липы.
- Если у вас нет доступа к липовой коре или просто не умеете вязать волокнами из природного материала, то вы можете использовать толстый джутовый или сизалевый шпагат.
- Если вы делаете модель, то можете использовать кухонную нить, джутовый шпагат, нить или даже коричневую пряжу.
10. Свяжите шесты в местах стыков
У вас должно получиться четыре набора шестов, пересекающих друг друга так, чтобы образовался сеточный каркас. Свяжите шесты вместе там, где они пересекаются.
11. Добавьте оставшиеся шесты и соедините их вместе тем же способом.
Поместите еще восемь шестов в оставшиеся восемь лунок. Свяжите их вместе, используя тот же метод, что и при первом подходе. На этот раз сориентируйте арки перпендикулярно первому набору, создавая решетчатый узор. В конце свяжите все шесты вместе в местах пересечения.
12. Отметьте пространство между двумя шестами для дверного проема.
Выберите место между двумя шестами каркаса, обращенное на восток. Отметьте его как-нибудь, чтобы запомнить, где оно находится. Вы можете сделать это с помощью куска веревки, ряда небольших камней или проведя линию на земле.
- Если вы во время 7 шага уже оставили место под вход, то шаг 12 не требуется, кроме обозначения входа, чтобы его случайно не перекрыть при следующих шагах.
13. Добавьте первый горизонтальный ряд шестов поверх каркаса вигвама
Оберните 2-3 шеста (толщиной 2,54 см) вокруг каркаса вигвама на высоте около 0,76 метра от земли. Соедините концы шестов внахлест и свяжите их вместе. Привяжите их вертикальным шестам во всех местах пресечения. Не забудьте оставить свободным пространство между двумя шестами там,где вы отметили вход.
14. Добавьте еще два ряда горизонтальных шестов
Используйте ту же технику, что и для первого ряда. По мере того, как вы подниметесь вверх по вигваму, вы будете использовать меньше шестов. Третий ряд должен проходить вдоль всего периметра вигвама, включая отмеченный вами вход.
- Для третьего ряда используйте самые тонкие шесты
- Если ваш вигвам не кажется достаточно прочным, добавьте четвертый горизонтальный ряд в верхней части.
15. Привяжите пучки высушенного рогоза к раме
Закрепите высушенные пучки (или циновки) из рогоза на горизонтальных рядах, начиная с самого нижнего. Оставьте пустым участок между двумя шестами, которые вы отметили для дверного проема. Кроме того, оставьте сверху отверстие для дымохода.
- Попробуйте сделать это используя лишь одну длинную веревку.
- Когда закончите, слегка встряхните вигвам. Это распушит листья рогоза и сделает покрытие вашего вигвама более ветро и влагонепроницаемым.
- Если вы делаете модель, то можете приклеить термоклеем к каркасу материал.который вы выбрали для покрытия в шаге 3.
16. Повесьте в дверной проем большую плетеную циновку из рогоза
Сплетите или сшейте достаточно листьев рогоза, чтобы они покрыли зазор, который вы оставили в каркасе вигвама. Прикрепите коврик к третьему горизонтальному ряду прямо над дверным проемом с помощью веревки. Если у вас недостаточно листьев рогоза, вы можете вместо этого использовать одеяло или кусок брезента.
- Прикрепите палку к нижней части коврика-двери. Так его будет легче будет убирать и держать в связанном положении.
- Если вы делаете модель, вы можете использовать лоскуток ворсистой ткани, например мешковины. Вы также можете использовать кусок высушенной кукурузной шелухи или раскрасить лист бумаги, чтобы он выглядел как плетенная циновка.
17. Привяжите бересту к двум верхним горизонтальным рядам вигвама
Сначала начните с нижнего ряда, а затем переходите все выше. Это создаст эффект черепицы. Привяжите самый большой лист бересты к дымовому отверстию в верхней части вигвама. Обязательно завяжите только одну сторону, а остальные три оставьте незакрепленными. Таким образом, вы можете открывать и закрывать его как клапан.
- Не забудьте оставить зазор на нижнем ряде для дверного проема.
- Если вы делаете модель, приклейте бумажные листы термоклеем.
18. Подумайте, может быть стоит дополнительно утеплить вигвам
В этом нет необходимости, но это поможет сделать вигвам теплее и влаго-водонепроницаемым. Отличные варианты: одеяла, мешковина, сухая кора или шкуры. Вам нужно только разместить их поверх черепицы из бересты. Не забудьте оставить места для дверного проема и дымохода.
- Если вы делаете модель, то можете пропустить этот шаг. Если вы действительно хотите что-то добавить, попробуйте использовать замшу или бархат для имитации шкур или фетр для одеял.
19. Устройте очаг или костровище в центре вигвама
Выкопайте ямку глубиной 15 см и шириной 0,91 метра в центре вашего вигвама. Выстелите дно ямки небольшими камнями или глиной. Добавьте кольцо из камней вокруг очага, чтобы угли не выскакивали из костра.
- Если это модель, то можно сделать очаг из гальки или кусочков глины. Дно ямы можно покрасить в черный цвет и положить туда слегка обожженные палочки или веточки.
20. Подумайте о том, чтобы устроить внутри скамейки или спальные площадки вдоль стен вигвама
Делать это необязательно, но это может сделать вигвам более пригодным для жизни. Накройте скамейки сухой травой или шкурами. Вы можете использовать скамейки для сидения днем и для сна вечером. Также под скамейками можно хранить различные предметы.
- Если это модель, вы можете построить спальные платформы, используя палочки для мороженого, веточки или бумагу, а затем осторожно вставить их в вигвам через дверной проем.
Шаг 21
Если вы занятой человек, а дети просят у вас вигвам, как у индейцев. Вы вполне его можете приобрести в интернет-магазине от 5000 до 1500 рублей. Благо сейчас богатый выбор детских вигвамов, всевозможных форм и расцветок.
Источник — https://www.wikihow.com/Make-a-Wigwam
Источник
Национальные дома народов Америки: вигвам, типи и хоган. Традиционные жилища американских индейцев
Национальные дома любых народов наилучшим образом отражают их образ и стиль жизни, который во многом зависит от рода занятий людей и климатических условий окружающей среды. Так, оседлые народы живут в постройках и полуземлянках, кочевники – в палатках и шалашах. Охотники покрывают свои жилища шкурами, а земледельцы – листьями, стеблями растений и землей. В предыдущих статьях мы рассказали вам о национальных домах народов Африки и Севера, и сегодня наш рассказ посвящается американским индейцам и их знаменитым традиционным жилищам – вигвамам, типи и хоганам.
Вигвам — жилище североамериканских индейцев
Вигвам представляет собой основной тип жилища индейцев Северной Америки. По сути, вигвам – это обычный шалаш на каркасе, который изготовлен из тонких стволов деревьев и покрыт ветками, корой или циновками. Такое строение обладает куполообразной, но никак не конической, формой. Очень часто вигвам путают с типи: возьмем хотя бы Шарика из известного мультфильма «Простоквашино», который был уверен, что нарисовал на печке вигвам. На самом же деле он нарисовал типи, который имеет форму конуса.
По поверьям американских индейцев вигвам олицетворял собой тело Великого Духа. Округлая форма жилища символизировала собой мир, а человек, выходящий из вигвама на белый свет, должен был оставить позади себя все плохое и нечистое. Посередине вигвама располагалась печь с дымоходом, который символизировал мировую ось, соединяющую землю с небом и ведущую прямо к солнцу. Считалось, что такой дымоход обеспечивает доступ к небесам и открывает вход духовной силе.
Интересным является и тот факт, что наличие очага в вигваме вовсе не означает, что индейцы готовили там пищу. Вигвам предназначался исключительно для сна и отдыха, а все остальные дела делались снаружи дома.
Типи — переносной дом кочевых индейцев
Типи, который, как мы уже говорили, часто путают с вигвамом, является переносным жилищем кочевых индейцев Великих равнин и некоторых горных племен Дальнего Запада. Типи имеет форму пирамиды или конуса (слегка наклоненного назад или прямого), изготовленного в виде каркаса из шестов и покрытого полотнищем из сшитых шкур оленей или бизонов. В зависимости от размера конструкции на изготовление одного типи уходило от 10 до 40 шкур животных. Позднее, когда Америка наладила торговлю с Европой, типи часто покрывали более легкой парусиной. Небольшой наклон некоторых конусообразных типи давал возможность выдерживать сильные ветра Великих равнин.
Внутри типи по центру обустраивался очаг, а сверху строения (на «потолке») находилось дымовое отверстие с двумя дымовыми клапанами – лопастями, которые можно было регулировать при помощи шестов. Нижняя часть типи обычно оснащалась дополнительной подкладкой, которая изолировала находящихся внутри людей от потока наружного воздуха и, таким образом, создавала достаточно комфортные условия проживания в холодное время года. Впрочем, в разных индейских племенах типи имели свои конструктивные особенности и несколько отличались друг от друга.
Удивительно, но во времена доколониальной эпохи транспортировку типи осуществляли преимущественно женщины и собаки, причем тратили на это немало усилий из-за достаточно большого веса конструкции. Появление лошадей не только устранило эту проблему, но и дало возможность увеличить размеры основания типи до 5-7 м. Устанавливали типи обычно входом на восток, однако это правило не соблюдалось, если жилища располагались по кругу.
Жизнь в индейских типи протекала по своему особому этикету. Так, женщинам полагалось жить в южной части жилища, а мужчинам – в северной. Перемещаться в типи нужно было по солнцу (по часовой стрелке). Гости, особенно те, которые пришли впервые, должны были находиться в женской части. Верхом неприличия считалось пройти между очагом и кем-то еще, так как это нарушало связь всех присутствующих с огнем. Чтобы пройти на свое место, человек по возможности должен был перемещаться за спинами сидящих людей. Зато особых ритуалов покидания жилища не существовало: если кто-то хотел уйти, то он мог сделать это сразу и без лишних церемоний.
Основная часть типи не раскрашивалась, однако если хозяин жилища хотел поделиться своим опытом, полученным на войне, охоте, в пути или даже во сне, то он переносил соответствующие изображения (реальные или символические) на холст типи. Красный цвет символизировал огонь, землю и горы; желтый – камень и молнию; белый – воздух и воду; синий и черный – небо. Помимо рисунков индейские типи могли быть украшены медальонами, амулетами, трофеями (охотничьими и военными), бизоньими хвостами, рогами и др. В более поздний период типи украшались бисерными поделками.
В современной жизни типи чаще всего используют консервативные индейские семьи, свято чтущие традиции предков, индеанисты и исторические реконструкторы. Также сегодня выпускаются туристические палатки, имеющие название «типи», внешний вид которых несколько напоминает традиционные индейские жилища.
Хоган — жилище индейцев навахо
Хоган – это еще один вид жилища американских индейцев, наиболее распространенный у народа навахо. Традиционный хоган имеет коническую форму и круглое основание, однако сегодня можно встретить и квадратные хоганы. Как правило, дверь хогана обустраивается на его восточной стороне, поскольку индейцы уверены, что при входе через такую дверь солнце обязательно принесет удачу в дом.
Навахо считали, что первый хоган для первого мужчины и женщины был построен духом-Койотом при помощи бобров. Бобры дали Койоту бревна и научили его, как построить дом. Сегодня такой хоган носит название «мужской хоган» или «хоган с вилочным шестом», а его внешний вид напоминает пятиугольную пирамиду. Нередко снаружи пятигранная форма дома скрыта за толстыми земляными стенами, защищающими строение от зимней непогоды. В передней части такого хогана находится вестибюль. «Мужские хоганы» используются преимущественно для проведения частных или религиозных церемоний.
В качестве жилья навахо использовали «женские» или круглые хоганы, которые еще называли «семейными домами». Такие жилища обладали несколько большими размерами, чем «мужские хоганы», и не имели вестибюля. Вплоть до начала XX века индейцы навахо строили свои хоганы в соответствии с описанным способом, однако затем они начали возводить дома шестиугольной и восьмиугольной формы. По одной из версий такие изменения были связаны с появлением железной дороги. Когда в руки индейцев попали деревянные шпалы, которые нужно было укладывать горизонтально, они начали строить просторные и высокие дома с дополнительными помещениями, но при этом сохранили форму «женского» хогана.
Любопытным является и тот факт, что с хоганом у индейцев были связаны многочисленные поверья. Например, нельзя было продолжать жить в хогане, о который терся медведь, или неподалеку от которого ударила молния. А если в хогане кто-то умирал, то тело замуровывали внутри и сжигали вместе с жилищем, либо выносили его через северное отверстие, пробитое в стене, а хоган покидали навсегда. Причем древесина покинутых хоганов никогда и ни для каких целей не использовалась повторно.
Помимо хоганов у народа навахо были также распространены подземные дома, летние домики и индейские парные бани. В настоящее время некоторые старые хоганы используются как церемониальные сооружения, а некоторые — в качестве жилищ. Однако новые хоганы редко когда строятся с целью дальнейшего проживания в них.
В заключении Ремонт позитивный хотел бы сказать о том, что вигвамы, типи и хоганы – это далеко не все виды национальных домов американских индейцев. Существовали и такие построения как викупа, малока, тольдо и др., которые имели как общие, так и отличительные черты с описанными выше конструкциями.
Источник: https://www.remontpozitif.ru
Источник
строим для детей и настоящий + история
Жилише североамериканских индейцев вигвам (или типи, tee pee) и его брат-близнец чум (яранга) народов севера прочно поселились в детских уголках дома и на открытом воздухе. Причина вовсе не в «американизации» массового сознания, а в достоинствах этого типа легкого временного жилища (см. далее). Вигвам нередко может пригодиться и взрослым. Не обязательно в экстремальной ситуации: оформление зоны отдыха в виде вигвама делает ее намного уютнее. Но, изучая описания вигвамов в интернете, не отделаешься от впечатления, что наличие инструмента и современных материалов, призванных облегчить и упростить работу, в данном случае усложняет ее и удорожает, а самое сооружение делает менее надежным и функциональным. Поэтому содержание настоящей статьи – конструирование вигвама своими руками возможно быстрее, проще, дешевле, но не в ущерб его действительно замечательным качествам.
Самодельные вигвамы для детей и взрослых
Зачем он детям?
Дети всегда ищут и строят убежища. Примерно до 4-5 лет оно им просто необходимо для нормального развития, но сделать его самостоятельно они еще не способны. Это не склонность к аутизму. Наоборот, чаще становятся аутистами дети, которых в нежном возрасте родители старались «распахнуть», мол, пусть сызмальства приучаются жить в обществе и отстаивать свои интересы.
Почему так? В биологии известно, что эмбрион повторяет некоторые стадии эволюции данного вида. По всей вероятности, нечто подобное происходит и в индивидуальном психологическом развитии. Сейчас понятие «ойкумена» отошло в историю, но в древности оно обозначало обжитое данным сообществом пространство, за которым – мрак и неизвестность. Окончательно открыли человеку весь мир и перевернули его сознание только Великие географические открытия; после этого мы бурно, но без эмоционального шока восприняли высадку на Луну и, позевывая, читаем в новостях описания технических (да, уже технических) проектов межзвездных полетов.
Но маленький человек еще физиологически не готов выйти в столь обширный и сложный мир. А главное – стремительно меняющийся. Кто постарше, вспомните – на глазах менее чем одного поколения информационная техника проскочила путь от ламповых радиол и бобинных магнитофонов до квантовых систем связи. 20 лет тому назад DVD-RW был передовой новинкой; ныне это архаизм. А где-то с полгода назад мелькнуло сообщение: московские физики успешно осуществили квантовую телепортацию агрегата из 200 молекул, что уже можно считать макроскопическим объектом. Да, сейчас никто и понятия не имеет, каким образом происходит квантовое взаимодействие и почему оно распространяется мгновенно; ведь по существующим представлениям при этом для передачи конечного количества информации понадобилась бы бесконечно большое количество энергии. Но ведь Ом, Кирхгоф, Ленц тоже понятия не имели об электронах и электромагнитном поле. Однако открытые ими законы действия электричества успешно применяются по сей день и никакого сомнения в их достоверности нет.
Нынешним малышам, скорее всего, придется жить в мире, который нам и представить трудно. Не просто жить там, но и строить его; а кому же еще? Поэтому думать о воспитании ребенка сегодня немыслимо без расчета на будущее. Полагаться на мудрость матери-природы больше нельзя – она за нами давно не поспевает. И один из способов помочь малышу не оказаться потерянным в будущем мире – построить вигвам для детей своими руками. Пусть это будет своего рода возвращением к истокам, которое в трудных обстоятельствах всегда выручало.
Почему – вигвам?
Детские убежища довольно разнообразны. Понять, почему вигвам если не вытесняет то серьезно потеснил прочие их типы, можно, так сказать, идя от обратного:
- По сравнению с шалашом – не менее натурален и романтичен, но гигиеничнее и не требует большого количества сырого древесного материала. Где сейчас остались дикие леса? Не портить же ради шалаша культурные декоративные насаждения.
- Сравнительно с палаткой – много проще конструктивно; для установки не нужен дополнительный такелаж: оттяжки, колья.
- По простоте конструкции и установки/сворачивания юрту с вигвамом и сравнивать нельзя, т.к. последний не рассчитан на экстремальные условия эксплуатации.
- Также никакого сравнения с игровым домиком: вигвам мобилен, его можно взять с собой на дачу буквально в кармане (см. далее), а сделать вигвам для детей возможно буквально за 20 мин., см. напр. видео ниже:
Видео: вигвам для ребенка быстро
Экскурсия к истокам
Вернемся к вопросам, неявно поставленным в начале статьи: почему сооружение вигвама для многих обычных родителей является достаточно сложной технической задачей? Как его упростить? Для ответов полезно будет обратиться к опыту авторов этого типа жилища – аборигенов Северной Америки.
Подлинное фото настоящего индейского вигвама приведено на рис. Нужно знать, что до прихода белых даже индейцы, создавшие государства и цивилизации, жили в каменном веке и металлических орудий труда не знали. Но североамериканские племена жили в умеренных и высоких широтах, а климат Западного полушария суровее, чем Восточного. Ткачество было известно многим племенам, но примитивное и производить длинные широкие куски качественных тканей индейцы не умели.
Настоящий индейский вигвам и как его построить
Примечание: с приходом белых одним из пользовавшихся самым большим спросом предметом торговли аборигенов с поселенцами стали ткани фабричного производства. За отрез хорошей красивой ткани индейцы иногда отдавали столько бобровых шкур, сколько на нем умещалось.
Сначала (каменными орудиями!) вырубали основу вигвама – 3-4 достаточно длинных, толстых и крепких жерди. Затем их связывали особым узлом (см. далее) и ставили на место шатром. На связку пускали качественный линь: полосу сыромятной кожи, звериные жилы. Далее остов по конусу обкладывали жердинами потоньше, которые можно было наломать руками. Тонкие, так сказать, стрингеры просто приматывали к венцу остова лыком, ивовыми прутьями и т.п. низкокачественной обвязкой. Далее остов временно скрепляли поперечными палками и обшивали: лесные индейцы берестой, а племена Великих равнин, в распоряжении которых имелись несметные стада бизонов – их сырыми шкурами. Сшивку проводили тоже «крепежом 2-го сорта» или, если их было в достатке, сырыми бизоньими жилами.
Примечание: как жившие в каменном веке индейцы охотились на могучих и свирепых бизонов? И на медведей, пум, ягуаров? Повторить большой индейский лук пока не удалось никому. Наиболее длинный выстрел из него, документально и достоверно зафиксированный, равен… 476 м! Лук, бивший на 250 м, не был редкостью. Стрела с каменным наконечником, выпущенная из такого лука, с 60 шагов прошивала бизона насквозь через лопатки.
По мере обшивки поперечины, служившие технологическими ступеньками, убирали. Затем сырая обшивка высыхала, стягивалась и придавала коническому строению прочность, позволяющую выдерживать ураганные ветра и шквальные снегопады. Клапаны, образующие ориентированный по преобладающим ветрам дымник (дымоход) поддерживались особыми жердями, позволяющими регулировать тягу и для сбережения тепла закрывать дымник после прогорания костра (очага). Служил «исконный» индейский вигвам не более 1-2 сезонов; при перекочевке на другие угодья его бросали. Но с появлением в обиходе индейцев европейских тканей и ниток полог (покрышку) вигвама индейцы стали шить долговременную и возили ее с собой. Не зевали и белые: промышленное производство пологов для вигвамом одно время было доходным бизнесом.
Теплотехника вигвама
Тепловая схема отапливаемого вигвама
Ключевым звеном теплотехники вигвама был внутренний полог высотой 1,2-1,5 м, образовывавший зазор с наружным. Индейцы мастерски использовали хорошо известное метеорологам явление температурной инверсии; это когда плотный холодный воздух вверху не дает подняться теплому внизу, см. рис. справа. Такая «газовая вьюшка наоборот» (по сравнению с колпаковой печью) избавляла обитателей от возможности угорания, т.к. устье полога и при закрытом дымнике оставалось открытым. Кроме того, наружный полог почти не нагревался, не отпотевал, зимой не обледеневал и поэтому не терял упругости.
Примечание: температурная инверсия в частично закрытом объеме обуславливает хорошо знакомое уже пожарникам опасное и коварное явление – обратную тягу при пожаре.
Декор и украшения
Индейцы были также мастерами и знатоками символики, которым современным писателям и художникам – символистам остается только позавидовать. Пример – индейские информационные пояса – вампумы – которые ныне с трудом читают единичные специалисты. И вигвам украшался не просто так. Как сказал Натти Бампо из романов Фенимора Купера: «У индейцев все что-то да значит».
Украсить свой вигвам имел право только полноправный член племени – прошедший обряд инициации взрослый семейный мужчина, хотя бы однажды побывавший на тропе войны, или проверенный в деле жрец-шаман. Вигвамы женщин, детей, неженатых и/или не воевавших юношей и принятых как гости чужаков не украшались, см. рис.
Индейское стойбище в прерии. С картины XIX века
Символика индейцев сложна и различна у разных племен, но в общем (см. фото вигвама выше) наверху в 1-2 пояса располагались знаки, свидетельствующие о личных заслугах хозяина – личную свободу и достоинство индейцы ценили превыше всего. Ниже, посередине, но на большем поле и большего размера, изображался (возможно, символически) тотем племени, к которому принадлежал хозяин и, нередко, тотемы союзных племен. Понизу изображалось знаками все прочее, что хозяин считал нужным сообщить о себе дополнительно; напр. о своей принадлежности к определенному роду в племени, или что он принят в племя со стороны, и пр. В целом внешний вид вигвама представлял собой настоящее досье на его обитателя.
Примечание: изучать символику индейцев по их вигвамам в современных резервациях бесполезно. Там на одном и том же вигваме могут соседствовать тотемы племен, вожди которых никогда не курили трубку мира. Сами индейцы по этому поводу смеются – «А, глупые туристы все равно не понимают!»
Строим вигвам
Итак, чтобы построить вигвам, нам нужно собрать его остов, поставить на место и обшить пологом. Сооружение детского вигвама имеет две особенности. Первая – поскольку он может располагаться на полу в квартире и обтягиваться легкой тканью, не удерживающей жерди от расползания, нужно позаботиться об укреплении низа остова. Вторая – размеры вигвама для детей до 5 лет прим. (1-1,3) х (1-1,3) м в плане и 1,2-1,5 м в высоту. Это позволяет выкроить его покрышку без шитья (сшивки) из цельного отреза ткани шириной 1,5-1,8 м. Такой полог просто набрасывается на остов. При выезде на дачу/пикник полог снимают, суют в сумку (или в карман), а на месте остов для него сооружают из подручных материалов. Романтики и полезных трудовых навыков детям от этого ну никак не убудет. И опять-таки сравните с палаткой: свернутая для переноски она занимает одну-две довольно громоздкие и не такие уж легкие упаковки.
Остов
Для детского вигвама понадобятся как минимум 3-4 жерди длиной 1,7-2 м и толщиной 2-3 см. Но скреплять их верхушки, просверливая отверстия или просто обматывая веревкой, не надо. В первом случае понадобится, как пишут на женских сайтах, «крепкий владеющий инструментом мужчина», и будет мусор от стружек и опилок. Кстати, у индейцев вигвамы ставили их женщины – скво – и дети. Уже юноше, прошедшему инициацию и готовящемуся стать полноправным охотником и воином, заниматься сборкой вигвама считалось зазорным. Во втором (простая обмотка веревкой) обвязка непременно поползет и все сооружение разлезется.
Неправильное (слишком сложное или ненадежное) скрепление жердей, составляющих остов вигвама
Правильно собрать остов вигвама можно гораздо быстрее, проще и надежнее без столярных работ. Поясним на модели (см. также рис.):
- Берем веревку (шнурок от ботинок, полоску прочной ткани, сыромятный ремешок, жилу свежезабитого бизона и т.п.) и перегибаем пополам;
- Сгиб набрасываем на конец одной из жердин в 15-20 см от края для детского вигвама и в 50-70 см от него же для настоящего, поз. А на рис;
- Концы веревки (и т.п.) обводим вокруг жерди навстречу друг другу, поз. Б;
- Обводку туго затягиваем (поз. В) и концы веревки связываем обычным прямым узлом;
- Те же операции проделываем со второй жердью (поз. Г) и повторяем подвязку, пока все 3 (и?