Как построить дом ниндзя
ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ НИНДЗЯ
В префектуре Нагано, глубоко в горах и лесах в местечке Токакуси есть небольшой тематический парк на тему местной промышленности истории. Когда-то давно тут жили ниндзя. Места, надо сказать, подходящие. Даже сейчас сюда довольно долго добираться, а оказаться пятьсот лет назад в этих лесах — и без всяких ниндзя заикой станешь. Таинственный мир Сасукэ (собирательный образ ниндзя-мужчины) и Ку-но-ити (ниндзя-женщины). Сколько книг, фильмов, жарких споров породила скрытная и недоступная жизнь японских лазутчиков. Попробуем приподнять завесу секретности над их дзюцу (искусством).
Надпись на вывеске: Дом Ниндзя, Музей Ниндзя (региона Токакуси), Музей национального быта.
На вид — дом себе и дом, ничего особенного, таких в Японии много. При входе, правда, табличка предупреждает, что раз зайдя, выход ищите сами. И это будет непросто!
Когда заходишь внутрь, начинаются чудеса! Ниндзя в доме могут быть не только живые, но и нарисованные. Но от этого не менее страшные.
Правая часть стены с нарисованным ниндзя. Стена себе и стена…
А на самом деле не стена, а дверь!
Что может быть благостнее и миролюбивее, чем бодхисатва Каннон?!
Но толкните это «стену» в левую сторону и попадете в соседнюю комнату. Если не боитесь, конечно!
Как хорошо в холодные зимние дни и вечера сидеть у очага, попивая зеленый чай!
А при необходимости сдвинуть его и скрыться от врага. Или же напасть врасплох.
Комната с наклонным полом, стоять в ней невозможно, только двигаться, иначе съезжаешь вниз. А дорога дальше в верхней стене.
А это поворотная дверь, а за ней, между прочим, в данную секунду прячется человек, которым вполне мог бы быть и с катаной в руке.
Все идет в ход, свиток в нише с цветочком или каллиграфией тоже выполняет роль лаза.
А вот это вполне может упасть вам на голову, пока вы ищите черного ниндзя в черной комнате.
Далее идут фотографии из жизни современных продолжателей дела ниндзя, которые занимаются этим как одним из видов боевых единоборств и сохранением самобытной культуры, а также фото инвентаря из арсенала ниндзя. Самые видные представители школы даже получают императорские ордена.
С такими штуками и по стене взобраться и от меча отбиться можно.
А через ров можно переплыть на особых поплавках или пройти по дну, дыша через бамбуковую тросточку.
В умении лазать по стенам ниндзя Жан Вальжану не уступит!
«Они как прыгнут!»
Какой же музей ниндзя без сюрикенов в ассортименте. Наступить на такую штуку в варадзи (соломенной сандалии, как у ниндзя на верхней фото), тоже мало приятного.
Зажигательные, взрывающиеся, свистящие стрелы, стрелы с ядом — на выбор заказчика.
Все экспонаты не охватишь, да и далеко не все можно было снять в темных комнатах, так чтобы было понятно. Тут и различные системы хитрых дверей, и лабиритны комнат, и мечи в посохах, и спицы в стебельках цветов в букетах, которые носили Ку-но-ити и т.д. и т.п.
Около дома есть специальная тренировчная стена, в которую вбиты тоненькие планочки для ног, цепи и обрывки канатов для рук. По стене нужно пройти метров пятьдесят с поворотом. Это очень непросто, особенно после дождя, когда все холодное и скользкое.
В результате, вместо того, чтобы пытаться найти ниндзя в их доме, проще было сжечь дом вместе со всеми потрохами и перебить всех в округе, что в результате сделали Нобунага и Хидэёси. И вот сейчас регион Токакуси славится более чем мирной соба (гречихой), хотя она не похожа на русскую гречку по виду. Из собы делают лапшу, колобки, чай, сладости и т.д., которые можно съесть или купить, вырвавшись из дома ниндзя, перейдя через дорогу и вернувшись на несколько столетий назад, в современный мир.
Источник
Основы боевой техники ниндзя.
Введение.
Эта статья является заключительной в серии статей о ниндзя.
Прошлые части: часть 1, часть 2.
Основы боевой техники ниндзя.
Итак, рассказ о ниндзя будет неполным, если хоть немного не рассказать о боевой технике ниндзя. Естественно, большинство техник являются тайными и никто уже не знает эти техники. Да, конечно, в Японии сейчас существуют школы боевого искусства ниндзя — ниндзюцу, в которых умудрённые опытом сэнсеи передают тайны ниндзюцу молодым ученикам, но относится к таким школам и мастерам надо скептически, почему? Да, как сказать, конечно, какие — то техники ниндзя дошли до наших дней, но, вот только…
Самые известные кланы ниндзя средневековой Японии — из провинций Кога и Ига были полностью уничтожены правительственными войсками! Провинции же перешли под контроль рода Ода в 1581 г., который захватил провинцию Ига
Мон рода Ода.
и рода Тодо, которому досталась провинция Кога в период Эдо.
Мон рода Тодо.
Считается, что уцелевшие организации ниндзя были распущены, а их членов приняли в местную полицию. Но никто не мешает думать, что часть ниндзя уцелела и скрылась в горах, сохранив свои тайные техники и вот теперь их последователи вышли из тени и обучают всех желающих искусству ниндзюцу.
Однако, эта версия разбивается об простой вопрос — «Зачем?». Искусство ниндзя — это не то же самое, что айкидо, каратэ или кэндо, если перечисленные боевые искусства проповедуют совершенствование духа и честный поединок, то ниндзюцу — это наука шпионажа, уловок, обмана и скрытого убийства, проще говоря, искусство бить исподтишка!
Вообщем, оно нелегально. Человеку, который практикует ниндзюцу никогда не придётся его использовать, если он, конечно не хочет получить срок в тюрьме, а в случае, если это Япония, то и смертную казнь!
Именно поэтому, мне кажется сомнительным, что в Японии ещё остались настоящие мастера ниндзюцу. Что ж, давайте разберём, что же это самое ниндзюцу из себя представляет?
Ниндзюцу и его составляющие.
Ниндзюцу (яп. 忍術, «искусство скрытности») — как и любое традиционное боевое искусство Японии имеет два неразрывно связанных составляющих — тайдзюцу — искусство борьбы без оружия, а также искусства врачевания тела и поддержания здоровья и будзюцу — искусство владения оружием. Следует сказать, что если самураи изучали ведение боя без оружия против ТАКОГО ЖЕ БЕЗОРУЖНОГО противника и ведение боя с оружием, соответственно с ВООРУЖЁННЫМ противником, то ниндзя делали поправку на то, что нужно уметь противостоять противнику как с оружием, так и без оружия, о честном поединке речи не велось.
Иероглиф «Ниндзюцу».
Тайдзюцу и будзюцу — это всего лишь основа искусства ниндзюцу. Помимо этого, ниндзя изучали:
Использование окружающей обстановки и специальных приспособлений для победы над противником. Сюда входило распознавание следов и скрытное передвижение, маскировка и преодоление преград, устройство засад и обман чувств противника. Цель тренинга заключалась в слиянии с миром посредством покорения 5 основных «стихий» — Земли (Ти), Воды (Суй), Огня (Ка), Воздуха (Фу) и Пустоты (Первооснова всего, Ку).
Этот тренинг работы со стихиями завязан на ручных печатях «кэцу-ин», настоятельно советую прочитать эту статью о ручных печатях, если Вы не сделали этого в начале!
Техника ручных печатей «кудзи-кири».
Ниндзя изучившие — тайдзюцу, будзюцу и слияние со стихиями, проходили тайный спец. психотренинг — Нимпо-миккё. Считалось, что прошедшие эту ступень подготовки ниндзя могли заклинать духов и становится неуязвимыми, вот откуда в аниме «Наруто» заимствованы джинчурике — хвостатые демоны.
Вот и вся основа ниндзюцу, теперь подробнее о известных техниках ниндзя, (разделах тайдзюцу и будзюцу).
Техники ниндзя.
Техники передвижения.
Нуки Аши — позиция опереженной ноги. Это одна из техник синоби аруки (техники скрытного перемещения). Она очень полезна при ходьбе по скрипучим полам и поверхностям. Ниндзя занимал позицию в полуприсяд с расправленными руками для баланса, и переносил вес на переднюю ногу. Заднюю ногу он начинал перемещать вперед рядом с другой ногой, чтобы они едва касались лодыжками. Выставленная движущаяся нога использовалась для проверки и упреждения скрипа полов. Затем, с помощью внешней части стопы, он ослаблял нагрузку на вашу ногу. Таким образом достигалась бесшумная походка.
Ёко Аши — перемещение боком. Эта техника используется для перемещения вдоль стен в тесных проходах. Для начала, нужно стать спиной к стене. Двигайте заднюю ногу в направлении ходьбы, при этом сгибая колени. Сменив позицию, начните двигать другую ногу в направлении ходьбы. Движение должно быть плавным.
Ко Аши — тигриная стойка. Эта техника используется для перемещения в кустах или неглубоких водоемах. Для начала, ниндзя поднимал одну ногу над кустами (или водой). Затем, находил место, куда хотел шагнуть, и с вытянутым носком опускал поднятую ногу в это место. После этого, возвращался в нормальную позицию.
Ниндзюцу иллюстрация XIX века.
Техники работы с мечём.
Есть пять основных техник работы с мечом и один достоверно известный стиль, заимствованный ниндзя у самураев, я не буду перечислять все известные стили боя («дикая обезьяна», «журавль» и т.д.), а пройдусь лишь по основам.
Дзёдан но катаэ: меч удерживается над головой под углом 450 градусов.
Основы боевой техники ниндзя.
Сэйган но катаэ: меч удерживается на уровне бедра; при этом кончик меча должен быть направлен в лицо противнику.
Основы боевой техники ниндзя.
Тюдан-но катаэ: меч держится на уровне пояса, а его кончик — чуть выше, в направлении живота противника.
Основы боевой техники ниндзя.
Хасо-но катаэ: меч удерживается, схожим образом, как если бы это была бейсбольная бита.
Основы боевой техники ниндзя.
Гэдан-но катаэ: меч находится на уровне бедра, а его кончик — ниже, в направлении ног противника.
Основы боевой техники ниндзя.
Что можно сказать об этих позициях? Общее в них одно, все они преследуют цель нанести противнику неожиданный, резкий и подлый удар, в то время как в искусстве фехтования самураев кэндзюцу — меч в первой позиции, как правило держится перед собой на уровне глаз,
Одна из стандартных стоек самурая.
то есть воину не нужно отводить взгляд, чтобы видеть оружие противоборствуещего человека. Все эти стойки берут своё начало в самурайском стиле ведения боя — иайдо.
Иайдо (яп. 居合道 иайдо:, дословно, искусство встречать сидя) — это искусство внезапной атаки или контратаки с использованием меча. В отличие от кэндзюцу, здесь изучается не фехтование, а именно мгновенное поражение противника с изначально убранным в ножны клинком. Под «мгновенным поражением» понимается быстрое обнажение меча с последующим нанесением удара, при опасности, например, когда сидящий впереди человек, проявляет признаки агрессии, или же берётся за меч.
Выпад в технике иайдо.
Конечно, в интернете гуляет ещё множество описаний различных техник ниндзя, но я описал только те, реальное применение которых не вызывает сомнений, если судить по многочисленным документальным фильмам и видеозаписям занятий в школах боевых искусств.
Заключение.
В целом, можно сказать, что искусство ниндзюцу — это искусство подлости и уловок, но такой стиль обусловлен тем, что против ниндзя была буквально вся Япония! И они выжили! Наверное…
Понравилась статья? Тогда поставь «лайк» и подпишись на блог «Интересный Гайдзин»! Дальше будет только интереснее!
Источник
Глава 4. НИНДЗЯ-ЯСИКИ — «ШПИОНСКАЯ УСАДЬБА»
Глава 4. НИНДЗЯ-ЯСИКИ — «ШПИОНСКАЯ УСАДЬБА»
С некоторой натяжкой к снаряжению ниндзя можно отнести и специальные дома ниндзя-ясики, в которых «ночные демоны» проживали со своими семьями. До наших дней сохранилось довольно много таких «шпионских домов», начиненных всякими ловушками, подземными ходами, тайниками, но самыми известными являются два из них: дом ниндзя Такаямы Тародзиро в г. Ига Уэно в префектуре Миэ и дом клана Мотидзуки в г. Конан уезда Кока префектуры Сига.
Дом Такаямы в Ига Уэно
Самый знаменитый ныне музей ниндзя-ясики находится в центральном парке города Ига Уэно в префектуре Миэ. Ранее он располагался в деревне Такаяма и принадлежал ее старосте ниндзя Такаяма Тародзиро и лишь в 1964 году в период создания музея нин-дзюцу был перевезен на свое нынешнее место.
Снаружи дом Такаямы кажется типичным японским одноэтажным зданием, но в действительности в нем, считая чердачное помещение, есть три основных этажа и скрытый второй промежуточный этаж с низким потолком (см. схему на рис. 202).
Ниндзя-ясики Такаямы разделяется на две части: жилую часть и подсобные помещения. Жилые комнаты располагаются в правой половине здания, и именно там сконцентрировано большинство «сюрпризов» — потайные ходы, тайники, секретные убежища.
Со стороны фасада имеется небольшая веранда, окаймленная по бокам двумя колоннообразными выступами. Если левый выступ отделен от веранды стеной, то в правом выступе такая боковая стенка отсутствует. Зато этот правый выступ разделен пополам установленной по диагонали стенкой. За ней скрывается небольшая ниша, служившая наблюдательным пунктом (михариба), из которого через горизонтальную щель ниндзя мог просматривать подступы к дому (на плане обозначен цифрой 1, рис. 203).
Попасть в михариба можно через вращающуюся дверь, находящуюся внутри здания (на плане обозначена цифрой 13).
За половой доской прямо рядом с верандой устроен специальный тайник для укрывания меча катанакакуси (на плане обозначен цифрой 2). Для того чтобы извлечь из него меч, ниндзя наступал на конец половой доски, уходящий под доску, отделяющую веранду от комнаты, второй конец доски поднимался вверх, и в руках у «невидимки» оказывался его верный «меч-кладенец» (рис. 204).
Размещение катанакакуси прямо у входа в дом вполне понятно: спасаясь от погони, ниндзя «влетал» в свое жилище и тут же получал в руки оружие, необходимое для защиты жизни.
В полу левого выступа, окаймляющего веранду слева, устроен тайник монокакуси (на плане обозначен цифрой 3, рис. 205).
Войдя с веранды внутрь дома, мы оказываемся в небольшой комнатке-прихожей. Прямо по ходу движения находится дверь, ведущая в главную комнату дома.
За правой стеной прихожей скрывается традиционный для японских домов стенной шкаф осиирэ с раздвижными дверками. Однако шкаф этот не совсем обычный, так как под его полом скрывается лаз в подземный ход, ведущий в укромное место за несколько сотен метров от дома (на плане обозначен цифрой 4, рис. 206).
Попасть в этот подземный ход можно также из главной комнаты через потайную вращающуюся дверь (на плане обозначена цифрой 5, рис. 207).
Кстати, о вращающихся дверях. Это только на первый взгляд кажется, что воспользоваться ею — пара пустяков. Когда автору предложили попробовать пройти через вращающуюся дверь, оказалось, что проход там довольно узкий, идти нужно боком, кроме того, дверь свободно вращается, и, заскочив вовнутрь, нужно зафиксировать ее в закрытом состоянии, чтобы враг не смог сразу обнаружить пути бегства ниндзя. Иными словами, одной ловкости здесь недостаточно. Нужно еще владеть специальной техникой прохода через вращающуюся дверь, что с милыми улыбками продемонстрировали девочки-гиды, наряженные ниндзя-куноити.
Главная комната самая большая в доме. В ней обычно принимали гостей. С правой стороны от входа находится алтарь с изображением Фудо-мёо. Этот бог хранил ниндзя не только мистическим образом, но и вполне реально, так как передняя панель нижнего выступа алтаря служит замаскированной дверью, ведущей в уже упоминавшийся подземный ход (на плане алтарь обозначен цифрой 14, рис. 208).
На случай возможного нападения со стороны гостя в ниндзя-ясики Такаямы был устроен скрытый промежуточный второй этаж с низким потолком, и окном выходящий как раз в главную комнату (на плане окно обозначено цифрой 6, рис. 209).
Это окно было забрано тоненькой соломкой, стебли которой располагались очень плотно друг к другу. Благодаря этому люди из комнаты в условиях полумрака не могли видеть, что творится внутри скрытого этажа, в то время как ниндзя, укрывшийся там, прекрасно видел все их реакции и движения и в любой момент мог выплюнуть ядовитую иголку прямо в затылок «гостя».
Попасть на этот скрытый этаж или выбраться с него можно двумя способами: по замаскированной лестнице из главной комнаты (на плане обозначена цифрой 7, рис. 210)
или из подсобного помещения по веревке через окошко, аналогичное выходящему в главную комнату, но заделанное деревянными брусьями, которые могли выниматься из устроенных особым образом пазов (на плане это окно обозначено цифрой 8, рис. 211).
Лестница, ведущая из главной комнаты на скрытый этаж, может подниматься вверх в горизонтальное положение и укладываться на небольшую деревянную подпорку, закрепленную на стенной панели. В такой позиции для непосвященного она выглядит как несколько необычная полка, разделенная на ячейки, и все время оставаясь на глазах, совершенно не привлекает к себе внимания (рис. 212).
Помимо подземного хода, из главной комнаты можно было попасть в маленькую потайную каморку, скрытую за вращающейся дверью (на плане 9, рис. 213). В ее полу имеется также лаз в подземный ход.
Пройдя сквозь главную комнату, человек попадает в длинный узкий коридор-веранду, из которого можно выйти наружу не только обычным образом, отодвинув стенку-дверь, но и через особую маленькую дверку с правой стороны, запирающуюся на задвижки (на плане обозначена цифрой 10). Чтобы войти через этот лаз внутрь дома с улицы, ниндзя одновременно просовывал в щель две бумажки размером с современную визитку, поддевал ими задвижки и открывал дверь (рис. 214). При всей примитивности этого устройства, врагу, не знакомому с ним, чтобы проникнуть внутрь, приходилось «высаживать» дверцу силой, даря «невидимке» драгоценные секунды для бегства.
Из подсобного помещения по веревочной лестнице через люк в потолке можно подняться на чердак, он же третий этаж (на плане лестница обозначена цифрой 11, рис. 215), а с чердака через специальный лаз на второй этаж, абсолютно незаметный снаружи (на плане он обозначен цифрой 12). На этом втором этаже ниндзя устраивали совещания.
Дом Мотидзуки в Рюхоси г. Конан
Сохранившийся до наших дней в квартале Рюхоси г. Конан дом семьи Мотидзуки был построен в период Гэн-року (1688–1703) Мотидзуки Идзумо-но ками, тогдашним лидером знаменитого объединения 53 кланов Кога. Семья Мотидзуки издревле занималась изготовлением лекарств, и во второй половине XX века в ее доме располагался офис фирмы «Оми сэйдзай кабусики кайся», занимавшейся производством лекарственных препаратов. Однако с началом бума ниндзя фирма переехала в другое здание, а в старом доме Мотидзуки был открыт музей «искусства быть невидимым». Благодаря этому сегодня все желающие могут ознакомиться с устройством «шпионской усадьбы», и предметами оружия и снаряжения, использовавшимися ниндзя Мотидзуки.
При взгляде снаружи кажется, что дом Мотидзуки ничем не отличается от своих соседей: обычный деревянный крытый соломой японский дом, построенный в стиле хэйкэ-дзукури (см. различные виды дома Мотидзуки на рис. 216–219).
Возможно, мы бы никогда не узнали тайны этой усадьбы, буквально напичканной различными ловушками и тайниками, призванными защитить ее владельцев от вторжения врагов, если бы на нее случайно не обратил внимание местный историк-краевед Наканиси Ёситака.
В доме Мотидзуки, в отличие от большинства обычных японских жилых зданий, было несколько входов и выходов. Например, помимо обычного парадного входа, внутрь можно было попасть еще и через небольшое зарешеченное окошко, закрытое на особые запоры. Это окошко открывалось так же, как дверь лаза в ниндзя-ясики в Ига Уэно: между рамой окна и самим окном имелась небольшая щель, в которую ниндзя одновременно просовывал два листка плотной бумаги размером с современную визитку, поддевал верхнюю и нижнюю задвижки, приподнимал их вверх, и тогда окно открывалось.
Войдя в дом со стороны главного входа, человек попадает в небольшую прихожую, через которую можно пройти в гостиную. Она находится за правой половиной внутренней стены прихожей, а прямо от входа, за раздвижной панелью спрятан маленький квадратный коридорчик с лестницей, ведущей наверх, внутри (рис. 220).
Правда, лазить по ней не рекомендуется, так как это ничто иное, как ловушка: если наступить на деревянную площадку перед лестницей, сразу полетишь в глубоченную волчью яму, дно которой утыкано заостренными бамбуковыми кольями (рис. 221).
Спасаясь от погони, ниндзя пулей влетал в этот коридорчик, захлопывал за собой раздвижную панель, но вместо того, чтобы лезть наверх, мгновенно исчезал за секретной вращающейся дверью, выходящей в такой же квадратный коридорчик, расположенный слева (рис. 222).
А враг, не имевший представления о потайной двери, пытался воспользоваться лестницей и в итоге попадал в яму.
За одним из углов гостиной скрывается абсолютно незаметный стенной «шкаф» со спрятанной внутри потайной лестницей какуси-басиго. По ней можно взобраться на второй этаж, а затем потянуть ее вверх, и она сложится таким образом, что никто и не догадается, что перед ним лестница. Кроме того, в полу шкафа устроен лаз, ведущий в подземный ход, по которому можно выбраться в рощу, находящуюся в нескольких десятках метров от дома (рис. 223).
На втором этаже находятся три комнаты. Две из них застелены циновками татами и имеют размер 3 и 4 с половиной татами (соответственно 5,4 и 7,2 кв. м). Третья комната имеет дощатый пол. Здесь установлена стойка с мечами и припасена трещетка, чтобы можно было подать сигнал о нападении врага.
Между первым и вторым этажами находится скрытый этаж с очень низким потолком, соединенный тайными ходами с первым этажом и чердаком. Здесь за раздвижной панелью спрятана стойка с оружием (рис. 224).
Ниндзя, специально натренированные для боя в малых помещениях с низким потолком старались именно на этом промежуточном этаже дать бой своему неприятелю (рис. 225).
Со второго этажа можно выскользнуть на первый, воспользовавшись специальным замаскированным лазом. Для этого нужно вынуть из гнезда один из прутьев решетчатого окошка, выходящего внутрь дома, из которого можно наблюдать за происходящим на первом этаже. Сделать это совсем нетрудно, так как такая возможность изначально подразумевается конструкцией решетки (рис. 226).
Далее можно подняться на чердак, служащий третьим этажом. Из него на внутренний двор выходит большое окно, через которое можно легко выскользнуть наружу. В нескольких местах на чердаке устроены проваливающиеся полы и другие «сюрпризы» для чужака (рис. 227).
С крыши дома через второй и третий этажи проходит веревочная лестница, которую после подъема можно легко втянуть за собой наверх, отрезав путь преследования (рис. 228).
В обмазанном глиной сарае, стоящем отдельно, в одной из стен была устроена ниша, наполненная красной глиной, которую ниндзя Кога использовали для изготовления ослепляющих порошков мэцубуси.
Говоря о доме Мотидзуки нужно добавить еще, что, по слухам, для его строительства были специально приглашены мастера из далекой провинции Хида, которые, чтобы не разболтать о его секретах, сразу же после окончания работ были отосланы обратно, а все работы производились с соблюдением строжайшей секретности.
Устройства и ловушки такого рода использовали не только ниндзя из Ига и Кога. Аналогичные приспособления и «сюрпризы» найдены во дворце Нидзё-дзинъя в Киото, в монастыре Мёрицу-дзи в г. Канадзава в префектуре Исикава, который ныне широко известен как «Монастырь ниндзя» — Ниндзя-дэра — и ряде других мест. Однако в сравнении с замками феодалов, ниндзя-ясики выглядят совсем миниатюрными, и можно только поражаться замечательной фантазии и находчивости ниндзя-строителей, умудрившихся сконцентрировать такое количество ловушек, потайных помещений, лазов на площади в несколько десятков квадратных метров.
Цуро-сикакэ — «хитрости на дороге»
В «Бансэнсюкай» имеется параграф «Цуро-сикакэ» — «Хитрости на дороге», в котором описаны различные уловки, которые ниндзя применяли для обеспечения безопасности своих жилищ. Познакомимся с ними.
1. КОБУРА-ХАРАИ — «ПОДСЕЧКА ПОД ГОЛЕНЬ»
Такие заграждения ниндзя устраивали в местах вероятного передвижения вражеских шпионов в «шпионских домах» и на улице вокруг них. «Подсечка» кобура-хараи устраивалась следующим образом. Ниндзя врывали в землю два колышка. Поверх них клали бамбуковую перекладину таким образом, чтобы она при малейшем прикосновении падала на землю. Для этого к основной части перекладины, изготовленной из толстого бамбука, по концам крепили обрезки тонюсенького молодого бамбука, благодаря чему перекладина едва висела на колышках. Когда вражеский ниндзя в кромешной тьме задевал ее, перекладина с грохотом падала на пол, одновременно ударяя непрошеного гостя по ногам. В этой ситуации он мог решить, что на него напал сторож, и броситься наутек (рис. 229).
2. ЦУРИОСИ — «ПОДЦЕПИТЬ И ПРИДАВИТЬ»
Так назывались различные виды несложных устройств-ловушек, размещавшихся над притолоками дверей, на декоративных потолочных балках или на потолке и срабатывавших при «несанкционированном» открывании дверей.
В «Бансэнсюкай» нет конкретного описания цуриоси, но можно предположить, что речь идет о простейшей уловке вроде швабры, поставленной на ручку двери, только «по-убойнее» — в «Хидэнсё» говорится, что цуриоси могли поранить или даже убить взломщика.
3. ТЭЦУБИСИ-МАКИ — «РАЗБРАСЫВАНИЕ ТЭЦУБИСИ»
Для предотвращения проникновения вражеских шпионов или солдат в ниндзя-ясики «ночные демоны» в местах вероятного подхода врага устраивали целые «минные поля» из железного «чеснока» тэцубиси.
4. СПОСОБ НАПУГАТЬ ВРАГА И САМОМУ ПРОСНУТЬСЯ
Это простейшее приспособление — тоненькая ниточка, протянутая от входа до спальни ниндзя и привязанная, к примеру, к металлическому сосуду, наполненному всякими железяками и установленному на некоторую высоту. Стоит приоткрыть дверь, и сосуд с грохотом падает. Напуганный «гость» уносит ноги, а ниндзя готов встретить его с оружием в руках.
5. ООТАКЭ-БЭРА — «БОЛЬШАЯ БАМБУКОВАЯ ЛОПАТОЧКА»
Чтобы помешать несанкционированному проникновению внутрь ниндзя-ясики, «невидимка» прикреплял к дверям с внутренней стороны лопаточку, изготовленную из упругого толстого бамбука, и сильно сгибал ее. Вражеский шпион открывал дверь, делал шаг вперед и… получал мощнейший удар лопаткой по лицу.
6. НАВА-БАРИ («НАТЯГИВАНИЕ ВЕРЕВОК») И ТАТАМИ-ТАТЭ («ПОСТАНОВКА ТАТАМИ»)
Это два способа запирания дверей, использовавшиеся, главным образом, во время путешествий, при ночлеге на постоялом дворе, когда ниндзя не был уверен в надежности запоров. О методе нава-бари уже шла речь в разделе «Меч ниндзя», где говорилось о семи способах использования сагэо. Что же касается татами-татэ, то суть трюка такова. Ниндзя мог поднять с пола один или два листа татами и навалить их с внутренней стороны на дверь, сёдзи или фусуму. Из-за тяжести татами открыть дверь или фусуму почти невозможно. Если же враг все же пытался силой открыть дверь или отодвинуть стенку, под тяжестью мата она просто обрушивалась на него. И пока незадачливый взломщик приходил в себя от такой неожиданности, ниндзя пробуждался от сна и был готов либо пуститься наутек, либо расправиться с непрошенным посетителем.
Источник