Как построить дом по русским традициям
Древнерусские обряды при строительстве дома и новоселье. Их смысл и значение для жизни.
Интересно наблюдать, как традиции и обычаи далёких предков отражаются в нашем сознании, и, конкретно, в нашей повседневной жизни. Конечно жизнь меняется, но этническая коллективная память продолжает работать на подсознательном уровне. Взглянем какими обрядами и обычаями сопровождалась постройка дома в древнерусской традиции, и как всё это вписывается теперь в наш современный быт.
Дом и сегодня для русского человека больше, чем просто жилище. Это структурированное пространство, в котором происходят почти все значимые события жизни.
К покупке или постройке дома, квартиры люди относятся порою, как к самому серьёзному шагу в жизни. Даже супругов выбирают по принципу случайности, но к покупке жилья стараются подходить прагматично.
Правда сегодня Дом именуют безликим словом «Недвижимость» Самое же первое имя русского дома – Истба. Означает помещение, которое нужно истопить, то есть прогреть. Со временем Истба потеряла букву Т. Звонкий согласный Б повлиял на С – превратил в звонкий З. И получилось знакомое нам слово ИЗБА.
Изба или Жило – это то пространство, где тепло, где живут. Сени, коридоры, различные кладовые ИЗБОЙ не считались никогда.
Выбор места для нового дома.
По традиции к строительству или приобретению нового дома подталкивала человека семейное положение. Новая семья – новый мир, сепарация от родителей. Либо, негодность, ветхость старого дома. Или же трагедия – потеря дома, например, при пожаре.
Созидание нового дома всегда сложный процесс. Требовалось соблюсти кучу условий и правил.
Мы сегодня место для дома или квартиры выбираем по принципу удобства расположения, близости к инфраструктуре.
Человек традиционной культуры начинал строительство дома с выбора счастливого места. Но гораздо важнее было не построить дом на месте несчастливом.
Категорически нельзя было строить дом на дороге. Даже на старой и совсем заброшенной. Дорога и дом мистическим образом противопоставляются в народной культуре. Жизнь в доме, выстроенном на дороге сулит болезни и всяческие беды.
Нельзя строить дом на месте бани. Баня – место сакральное. В бане долгое время не имели икон. Даже если баню сносили, на этом месте ни в коем случае нельзя было строить дом, чтобы не навлечь беду.
Само собой разумеется, нежелательно было возводить дом на месте, где совершилось убийство.
Обычаи, связанные со строительством дома.
Так же, как и сегодня, в стародавние времена хозяин зачастую нанимал бригаду плотников для постройки дома. Бывало, конечно, что строили дом своими силами, но всё равно на некоторых особо ответственных этапах строительства обращались к профессионалам.
Плотник, как и кузнец, и мельник в древнерусской традиции – это человек, знающий тайное ремесло. Про таких говорили многозначительно: «Он знает» Что знает?
Знает, как из частей природы (дерева, камня, железа) сделать артифакт, то есть рукотворную вещь. При чём вещь с долгим сроком службы человеку!
Итак, приглашался плотник. Плотник выбирал подходящие для постройки дома деревья. А деревья годились не все для такой цели. Требований было не мало. Никогда не строили из плодовых деревьев – это был большой грех! Не брали деревья из священных рощ, с кладбища. Нежелательно было для строительства дома использовать деревья с раздвоенным стволом.
Пуще всего боялся хозяин обидеть плотников – не доплатить им. Считалось, что обиженный плотник сделает так, что жить в построенном доме нельзя будет. Напустит, например, червей и они съедят брёвна. Или вобьёт в венец гвоздь от гроба – тогда источат жильцов болезни и хвори.
Каждый завершённый этап строительства (укладка венцов, возведение стен, крыши) отмечали угощением. Проставлялся хозяин. Угощение в оплату не входило.
В русской культуре существовал обычай при закладке дома приносить в жертву коня. Есть даже такое выражение народное: «Дом всегда строиться на чью-то голову.» Дом – это не просто жильё. Это особый микромир. Древнейшим языческим убеждением — мир разворачивается из жертвы, старались не пренебрегать. В качестве жертвы был либо конь, либо бык. Голову животного закапывали под венцами, а мясо шло на угощение плотникам и помощникам.
Кстати, интересно, что примерно века до 10 на Руси окон в крестьянских избах не было. Не считая волоковых оконцев, которые делались не для проникновения света, а для вытяжки дыма.
Окно позднее явление в культуре русского дома. Слово ОКНО произошло от слова ОКО. То есть окна мыслятся, как глаза дома. К окнам народная традиция относилась неоднозначно. С одной стороны окна – хорошо, можно видеть то, что делается снаружи. Но с другой стороны окно – это опасность, так как оно обнажает то, что делается внутри дома, внутри микромира!
Как правило, дверей в крестьянской избе было две. Первая дверь вела с улицы в сени. Эта дверь всегда открывается внутрь. (от себя) Почему? А потому, что зимой могло завалить избу снегом по самую крышу. И если бы дверь отворялась наружу, то хозяин бы не вышел из дому до весны.
А вот дверь, ведущая из сеней в избу, отворялась наружу, то есть на себя. Это дальновидное дизайнерское решение экономило полезное пространство внутри дома.
Новоселье.
Это репродукция картины художника Ивана Куликова «В крестьянской избе» 1902г.
Любая новая вещь в народной культуре – это опасность. Это сей час мы любим всё новое, и легко расстаёмся со старым. Традиционный человек не доверял новому. Старая вещь уже испытана, пропитана твоим запахом, проверена многими годами службы. А новая вещь – полная неизвестность.
Тем более новый дом. Новый, значит без души. Если в доме хоть кто-то жил до тебя – не страшно. Но вот к новостройкам относились с большим подозрением. Считалось, что тот, кто первый зайдёт в необжитое пространство непременно умрёт в текущем году. Именно отсюда пошёл обычай — первой в дом запускать кошку. В некоторых областях первым в новый дом пускали петуха. Ещё был обычай, согласно которому первым в дом заходили представители старшего поколения, затем середняки, и последними – дети. То есть семья входила в новый (пока страшный) дом в том порядке, в котором предполагалось покидать этот мир.
Важнейший момент — привлечь в новый дом домового. Обычно его старались перевести или перенести из старого дома. Для этого в последнюю ночь в старом доме у печи оставляли горшок с углями. Просили «Батюшко, батюшко пойди в новый дом!»
Хозяйка – большуха (главная женщина в доме) должна забрать горшок, который теперь не просто горшок, а домик для Батюшки (домового) и перенести его в новый дом. Только после этой процедуры следовало справлять новоселье.
Трапеза при новоселье тоже имела ритуальное значение. На первую в новом доме трапезу созывались знакомые и родня. Очень важно было угостить нищих и убогих. Такая трапеза имела сакральное – разрешающее значение. Только тогда дом становился домом, пригодным для житья многих поколений.
Кое –какие отголоски древней народной традиции мы наблюдаем и по сей день. И не только наблюдаем, но и соблюдаем. Особенно живуча традиция устраивать новоселье. Принято у нас и окроплять дом святой водой, устанавливать оберегающие символы. Кто- то вешает для этого иконы. А кто-то по старинке над входом располагает подкову.
Почему подкову? Опять же магия артифакта. Подкова – это кусочек железа, обработанный человеком, и в то же время принадлежащий лошади. Считается, что такой предмет способен защищать внутреннее пространство дома, и привлекать богатство и прибыток.
Мир Вашему Дому, уважаемый читатель! Спасибо за внимание.
Источник
Свод правил «Справный дом»: выбор места и ведение строительства дома у древних славян
/ Блог Деревянное домостроение
« Все новости
Свод правил «Справный дом»: выбор места и ведение строительства дома у древних славян
Об даосском искусстве организации пространства и увеличении положительных энергических потоков Фен-шуй знают многие россияне. И нередко можно увидеть, что строительство деревянных домов идет в соответствии с принципами фен-шуй. Но ведь это искусство не совсем соответствует нашему менталитету, традиции и поверья древних славян намного ближе нам, русским людям!
Славяне знали, что семейное счастье и финансовое благополучие владельцев дома тесно связаны с тем, насколько правильно было выбрано место для строительства дома. До сих пор существует свод правил «Справный дом», в котором отражены многие аспекты выбора места для дома и его строительства.
Правила выбора места
- Нельзя строить на месте бывшего кладбища или пепелища.
- Нельзя начинать строительство возле действующих или разрушенных часовни, церкви, монастыря.
- Нельзя возводить дом там, где пролегала большая дорога — счастье будет «уходить» из семьи.
- Нельзя строить в геопатогенной зоне. Определить такое место просто – здесь мало кустарников и зеленых насаждений, рельеф очень ровный, на поверхности земли много разнокалиберных камней. Это признаки разлома земной коры, энергия такого участка мало подходит для счастья и долголетия. Древние люди заметили, что жители домов, построенных в таких неподходящих местах, страдают от головных болей и бессонницы, злоупотребляют спиртными напитками.
- При выборе месте для строительства деревянного дома выбирали красивые природные пейзажи, участки возле водоемов и лесов.
- По растительности также можно определить хорошее место или плохое. Присутствие хвойных деревьев, рябины и клена считалось добрым знаком, а вот дубы, ясени, верба, ива и осина растут там, где близко проходят грунтовые воды. Это неблагоприятно для фундамента, приводит к большим проблемам во время строительства и эксплуатации дома.
- Деревья с «корявыми» стволами – это тоже плохо. Такие изъяны свидетельствуют о неплодородной почве.
Правила строительства дома от древних славян
- Начинать возведение избы советовали в новолуние и ранней весной (во время Великого поста). В этом случае можно добиться удачи во всех делах, а не только в строительстве. Время строительства должно было «захватывать» Троицу.
- Если начинать строительство в день, который посвящен «по святкам» Великому Мученику, то закончить стройку будет очень сложно. А вот дни, которые посвящены Преподобным, очень благоприятны для начала любого крупного дела.
- Кроме праздников «по святкам» важны и дни недели в обычном календаре – рекомендовалось делать «зачин» во вторник и четверг — это дни традиционной «мужской работы».
- Начинать кладку печи необходимо в новолуние (такие конструкции будет лучше отдавать тепло). На убывающей луне начинать такое важное дело, было запрещено — такая печь будет недолговечной или очень холодной.
- Первые венцы избы закладывали вдоль, а только потом поперек. Это сулило избавление от многих жизненных трудностей.
- Старались, чтобы «зачин» строительства закладывала девушка – тогда дом будет очень теплым.
- Столбы комлем верх запрещено было ставили — счастье может уйти навсегда из такого дома.
- В передний угол во время первой закладки клали: монету (для финансового благополучия), шерсть от упитанной овцы (для тепла) и кусочек ладана (для усмирения домового).
- Полы закладывали строго по направлению к порогу, вдоль стен дома, другое направление досок пола «грозило» отсутствием счастливой жизни.
- До того момента, пока окладной венец не заложен, мастера не отходили с рабочего места, нельзя было вставлять топор в дерево или бить по древесине обухом топора.
- «Закладочные» — это был нерушимый обычай: после закладки двух нижних венцов хозяин давал мастерам по стопке водки.
- Дом никогда не ориентировали оконными проемами, дверями или входной калиткой на север.
- При закладке фундамента для сруба приметы советовали посадить во дворе рябину, а после возведения окладного венца (чтобы стены были прочными) высадить саженец дуба.
Приметы перед заселением
- Прежде, чем переехать в построенный сруб, туда на ночь запускали кота или взрослого петуха.
Наши предки верили, что животное и птица чувствуют присутствие «нечисти». Если на утро «живность» чувствовала себя хорошо и бодро, значит, жизнь в новой избе обещала быть хорошей. Плохое самочувствие «первых жильцов» предвещало беспокойную жизнь, суету.
- Переселяться в новый сруб рекомендовалось на большой церковный праздник и желательно на рассвете.
- Вечером, на закате солнца, вселяться было запрещено.
- Праздник новоселья проводили не сразу, а только через три дня после окончательного заселения.
В древности строительство деревянных домов связывали с большим количеством примет, существовало много суеверий по этому поводу. Верить или нет народной мудрости, решать вам, но стоит отметить, что каждая примета была проверена веками и многие из них подтверждали свое «право на жизнь»!
11.04.2016 05:59
Комментарии
Комментариев пока нет
Источник
Дом по славянски
В наш быстротечный век людям особенно необходимо хоть где-то чувствовать себя под защитой и в безопасности. И естественным местом, дающим такое ощущение является родной дом. Недаром народная поговорка гласит: «мой дом — моя крепость». Но, чтобы дом был домом, его нужно правильно построить и обустроить. Сегодня у всех на слуху искусство обустройство дома фэн-шуй, пришедшее к нам из Китая, чуть меньше людей знает древнеиндийскую «Васту-шастра». Однако, у наших Предков – Славян было своё искусство обустройства дома, складывавшееся на протяжении тысячелетий и созвучное нашему родовому Духу. В древнем славянском волховском искусстве «ВойЯрг» был целый раздел, посвящённый устройству и обустройству дома, который именовался «Ладный дом» или «Дом-оберег».
Если обратиться к миропониманию наших Предков, то мы увидим, что всё мироздание для них строилось по принципу подобия, где малое — Яр, отражает великое — Ярг. Так и дом был подобием Вселенной, своеобразным мирозданием, творимым хозяином и связующим его с внешним миром. Но, чтобы дом стал подобием живой Вселенной надо наполнить его Жизненной Силой — Жилом. Для этого необходимо было соблюсти ряд условий, первое из которых выбор правильного места для будущего жилья.
Места есть сильные, нейтральные и гиблые. На последних возводить жильё нельзя, к таким местам относят кладбища, места рядом с действующими храмами и святилищами, или же места, на которых храмы и святилища стояли и были разрушены. Так же к местам, на которых не следует селиться относились крутые излучины рек, места, где раньше проходила дорога — считалось, что в таком месте в доме не задержится счастье и богатство. Сильное же место богато подземными ключами, деревья да кустарники на нём растут ровные да высокие.
Был и специальный обряд, помогающий определить то ли место выбрано для постройки дома.
Расположение дома так же было немаловажным, оно согласовывалось со сторонами света и, соответственно, с т. н. геомагнитной сетью или, по старому — Линиями Нави. Сам дом возводился в традиционной пядевой системе мер, которая была привязана к телу человека. А значит, был изначально сладен со своим хозяином, создавался исключительно под него. И человек в таком доме чувствовал себя свободно и уютно. Внутренняя планировка дома согласовывалась с коловратами, порождаемыми стихийными Потоками Небес и Земли. Внешнее убранство дома обрамлялось обережными узорами, чтобы привлечь в дом положительные стихийные Потоки и устранить воздействие худых Потоков. В комнатах дома помещались специальные Предметы Силы, посвящённые Богам-покровителям данных частей дома.
При строительстве дома, под его фундамент ложился заклад — специальные обереги с рунными символами и заговорами, которые должны были привлекать, притягивать в дом Жило. Такие же обереги и знаки клались или чертились на полу под верхним покрытием, закладывались в углы, под плинтуса и под косяки дверей и окон.
Сам дом устраивался по определённому принципу и каждая часть его была взаимосвязана с Богами. Горизонтально дом делился Перуновым крестом на четыре сектора, соотнесённых с четырьмя Богами — устроителями домового пространства. Причём, каждый из этих секторов так же мог быть разделён по принципу вложенных пространств. Вертикально дом повторял трёхчастное строение мира: нижняя часть — фундамент и подпол или погреб — Навь, прошлое, основа; средняя часть — жилая — Явь, то место, где проходит жизнь домочадцев; чердак и крыша — небесный свод, Правь — обитель высших Сил. Через крышу в дом идут небесные Потоки, именно поэтому в старину крыша любого дома была со скатами, что бы текущая с Небес Сила не застаивалась и не создавала лишнего напряжения, а омывала дом, подобно дождю. Двускатная крыша обычно располагалась по направлению восток-запад, а на коньках её вырезали конские головы, символизирующие колесницу или лодью Дажьбога-Солнца, в которой плывёт он по Небу.
Самой сильной считалась южная сторона дома, сторона в которой по земному коловрату стихий властвовал Стриб (стихия) земли, а по небесному коловрату — Стриб солнечного огня. Именно на южной стороне, по которой ходит Солнце располагали фасад — лицо дома. С этой стороны было обычно и больше всего окон.
В южной стороне дома располагали так же гостиную и кухню, поскольку южная сторона — сторона плодородия, блага и здоровья. Причём гостиная смыкалась с восточной стороной, ибо восточная сторона несёт Потоки бродяжные, кочевые — как раз гостей привечать. Покровительствовали гостиной Белобог — устроитель явной жизни и Стривер — хозяин пространства, Отец ветров. Потому и решались в гостиной все важные семейные дела, велись семейные советы и здесь же привечались пришедшие в дом гости. Кухня смыкалась со стороной западной, поскольку запад несёт Потоки материального достатка и стабильности. Находится кухня под управлением Числобога — хранителя времени, чисел и Божества счёта и расчётов и Макоши — небесной пряхи, покровительницы женщин. Пространство кухни от печи до южной стены именовалось женским кутом — тут женщина была полноправной хозяйкой. В кухне же находится и одно из самых значимых Мест Силы дома — печь. По древним славянским преданиям первое, что сварганил небесный коваль Сварог — была печь. И первыми словами его были: «Да будет огонь в этом очаге!». А свет, уже от огня, сам по себе появился. Первым печником был Бог Сварог, оттого все Мастера печные – Свароговы братья. Печь – это ворота в Навь – древний мир человечества. За каждой печью живет Бог начала, наш Первопредок. Он и сейчас там живет, только люди забыли про это, кто с печью дружит, тот Его увидеть может. Обычно Он появляется в пламени в виде Огневика. Женское лоно устроено по образу той печи, внутри которой Сварог поместил огонь Животворящий. Вкладываешь в неё сырое, а получаешь готовое, с Духом и Душою. Печь из смерти в жизнь переводит, из минувшего в будущее. Очаг в доме — жизнь в доме. Дом без очага вовсе не дом, даже во временном доме есть очаг. В современных квартирах на кухнях стоят газовые, электрические, но печи. У огня всякая может быть природа. Любая печь – дитя той Божественной Первопечи. Любой огонь, у которого греешься и на котором еду готовишь, дом в храм превращает. С очагом обращаться нужно с пониманием, по всем правилам: содержать в чистоте, как содержишь в чистоте свое тело, каждый день протирать. Если печь хорошо попросить, она и дом сохранит от всякой нечисти, и болезнь прогонит, и печаль всякую. В печи можно печаль свою сжечь, любую беду прогнать. А еще огню печному можно дурные сны рассказывать, предчувствия нехорошие. Печь – почти как Бог, всемогуща! Прабог живет в мире, называемом Навь, там живут Навьи — Души Предков, и туда после смерти уйдем и мы. Оттуда же в мир приходят новые Души. Печь это образ Матери-Земли. У печи молят о будущих детях и перепекают недоношенных и больных. В печи дикий огонь превращается в ручной и служит человеку.
С запада к южной стороне обычно примыкала, приожая или веранда. При чём вход в дом должен быть с заподной стороны, чтобы в дом текли Потоки достатка материального и стабилности. Находиться прихожая и вход под управлением Перуна — он правит потоки, тякущие в дом. И стоя на страже межи отделяющий пространство дома от чужого мира задомья, правит течением Жила в доме. С внешней стороны на крыльце над входной дверью вешают обычно поткову, обязательно побывавшую под лошадью и найденую самостоятельно. Чтобы привлечь счастье и достаток вешают её рогами вверх., рассположеная так подкова семволизирует ещё и полную чашу в доме. А вот с внутренней стороны под наличник обычно втыкают иглы или нож, чтобы перебить течение худых потоков и отвадить иущих в дом с худыми намерениями. Сами же наличники над входной дверью и фронтон крыльца украшают резными знаками Перуна — Градинами.
С заподной стороны дома должны распологаться все материальные ценности, буть то деньги, драгоценности или кладовые с запасами продуктов. Тогда в доме непрерывно удет господствовать достаток и благополучие. На западе нужно обустраивать и деловое место, тогда любое дело будет приносить ощутимый материальный результат.
Это лишь некоторые принципы обустройства Ладного дома нашими Предками, способного быть оберёгом и настоящим родовым гнездом для населяющих его. Сами же Славянские знания по обустройству дома, весьма обширны, и включают в себя в том числе и сведения о создании домашних оберёгов, отгоняющие несчастья и недуги, и превликающих благо, древнии обряды, призывающие в дом Силу и Благодать Богов и Стихий. И многое многое другое.
И даже если вы живёте не в собственном доме, а в квартире многоэтажки, пользуясь мудростью наших Предков можно превратить её из серого типового холодного склепа в согревающий Душу и сердце родной уголок.
Перунов — крест один из вариантов оберёжного знака закладываемого в доме.Колесница или ладья Дажьбога. Орнамент североно — русской вышивки.Градина — знак Перуна, вырезаемый над входной дверью.
источник https://www.slavyanskaya-kultura.ru/slavic/slavjanskii-byt/dom-obereg.html
Источник