Как построить дом староверов
Дома уральских старообрядцев
Видели ли вы дома старообрядцев? Не безликие квартиры и не стационарные деревянные срубы, по облику которых непросто идентифицировать тех, «кто в тереме живет», а такие, при взгляде на которые было бы понятно: это староверы «поставили»?! Далеко не всем приходилось видеть что-то подобное и уж точно далеко не все по внешнему виду смогут определить, «староверский» перед ним дом или же строение принадлежит кому-то другому.
А между тем дома уральских городов и городков, поселков и деревень, где жили целые поколения хранителей Старой Веры, имеют как минимум одну отличительную особенность, про которую и сегодня, когда, казалось бы, старообрядчество изучено со всех сторон, мало кто знает и говорит вслух. Про эту особенность крайне редко рассуждают ученые, но даже сами старообрядцы в наши дни редко придают ей значение, поскольку или не запомнили или же не слышали ничего о ней.
То, что дома, которые «рубили» староверы, были опрятными и основательными, наверное, понятно всем. Но то, что хозяева издавна строили их по определенному типу, принципу и с учетом необходимого функционала — нет. И главная особенность жилища сельского старовера давнего прошлого — это единый комплекс, который, даже несмотря на разность хозяйственных построек, объединен был под общей крышей так, что дом с сараем, стайкой для скота, сеновалом, баней, мастерской, а у состоятельных людей и с конюшней образовывал единую монолитную усадьбу. Такие «усадьбы» появлялись подчас даже в самых бедных семьях и назывались «домами под одним конем», то есть под одним коньком крыши.
Достаточно один раз зайти во двор, оценить эту, с позволения сказать, архитектурную особенность, чтобы запомнить ее навсегда. Такие «цельные» владения встречают и особым запахом: сена, которое складировано где-то наверху; скотины, которая, если прислушаться, топчется, мычит, блеет, жуется где-то рядом; трав, подвешенных под потолком сеней. Удивительные в своей простоте подворья!
Не раз приходилось слышать и от людей неверующих, что подобное расположение сельского дома с крытым двором крайне удобно с чисто практической точки зрения: дождь не мочит, все всегда под рукой, а дощатый настил придает двору уют и комфорт. Уже тогда, в дореволюционные годы, по примеру старообрядческих стали возводить дома и те, кто их религиозных взглядов не разделял.
Сложно сейчас найти истоки такой организации двора в своем доме, но одно из объяснений лежит на поверхности: старообрядцы, часто стремясь «ассимилироваться» среди местного населения, которое, понятно, отнюдь не всегда с пониманием относилось к верующих, старались не афишировать своей жизни и, в частности, внутреннего убранства своего имения, тем более, что завистников всегда хватало, особенно на Среднем и Южном Урале, где староверы нередко соседствовали с марийцами, татарами и другими народностями.
Вот и стали появляться в селах и весях особые архитектурные сооружения, которые и сегодня еще сохраняются там и тут в Свердловской области. Например, в селе Карпушиха, где берет начало гряда «Веселых гор», святых для старообрядцев, в Реже, где дореволюционные постройки еще можно успеть увидеть невооруженным взглядом, в Невьянске — этом бесценном уральском городе-легенде, местами в Артинском и Шалинском районах, а также в населенных пунктах вдоль всем известной реки Чусовая.
Эту особенность рубленых домов с крытым двором и подворьем уместно отнести к особой горноуральской цивилизации, которая активно развивалась и формировалась в XVIII-XIX веках, благодаря бежавшим от царских преследований старообрядцам. И сегодня в селах, которые давно не населяют хранители Старой Веры, взгляд подчас неожиданно улавливает этот удивительный староверский отпечаток нарочного упорядочивания всех необходимых построек под единой крышей.
А если усадьба изначально задумывалась большой площади, то во дворе над головой оставляли «окно» на несколько метров в квадрате.
Заложив архитектурную основу, наши предки, сами того не ведая, оставили свое наследие потомкам, которое те интуитивно приняли как наиболее удобное для жизни. И не случайно современные старообрядцы, живущие в деревнях и селах, за основу берут именно такую организацию своего внутридомового пространства. Священники, живущие в сельской местности, строят свои дома по тем трафаретам — конечно, более совершенным и видоизмененным, поскольку сегодня нет нужды православным верующим скрываться или таиться от чужих взглядов.
Особенности крестьянского жилища Урала, в целом, изучены достаточно неплохо. Но нигде не встречается упоминание о том, что старообрядцы привнесли, а кое-где и просто развили эту важную особенность, в которой, кстати, места простецкой четырехстенной избе практически не было. Если уж строились староверы, то основательно, на десятилетия, с расчетом на несколько просторных комнат, потому что знали: будут дети, а потом внуки, и всем обязательно должно быть свое место в большой родовой усадьбе.
Фото автора
Источник
Древнерусские обряды при строительстве дома и новоселье. Их смысл и значение для жизни.
Интересно наблюдать, как традиции и обычаи далёких предков отражаются в нашем сознании, и, конкретно, в нашей повседневной жизни. Конечно жизнь меняется, но этническая коллективная память продолжает работать на подсознательном уровне. Взглянем какими обрядами и обычаями сопровождалась постройка дома в древнерусской традиции, и как всё это вписывается теперь в наш современный быт.
Дом и сегодня для русского человека больше, чем просто жилище. Это структурированное пространство, в котором происходят почти все значимые события жизни.
К покупке или постройке дома, квартиры люди относятся порою, как к самому серьёзному шагу в жизни. Даже супругов выбирают по принципу случайности, но к покупке жилья стараются подходить прагматично.
Правда сегодня Дом именуют безликим словом «Недвижимость» Самое же первое имя русского дома – Истба. Означает помещение, которое нужно истопить, то есть прогреть. Со временем Истба потеряла букву Т. Звонкий согласный Б повлиял на С – превратил в звонкий З. И получилось знакомое нам слово ИЗБА.
Изба или Жило – это то пространство, где тепло, где живут. Сени, коридоры, различные кладовые ИЗБОЙ не считались никогда.
Выбор места для нового дома.
По традиции к строительству или приобретению нового дома подталкивала человека семейное положение. Новая семья – новый мир, сепарация от родителей. Либо, негодность, ветхость старого дома. Или же трагедия – потеря дома, например, при пожаре.
Созидание нового дома всегда сложный процесс. Требовалось соблюсти кучу условий и правил.
Мы сегодня место для дома или квартиры выбираем по принципу удобства расположения, близости к инфраструктуре.
Человек традиционной культуры начинал строительство дома с выбора счастливого места. Но гораздо важнее было не построить дом на месте несчастливом.
Категорически нельзя было строить дом на дороге. Даже на старой и совсем заброшенной. Дорога и дом мистическим образом противопоставляются в народной культуре. Жизнь в доме, выстроенном на дороге сулит болезни и всяческие беды.
Нельзя строить дом на месте бани. Баня – место сакральное. В бане долгое время не имели икон. Даже если баню сносили, на этом месте ни в коем случае нельзя было строить дом, чтобы не навлечь беду.
Само собой разумеется, нежелательно было возводить дом на месте, где совершилось убийство.
Обычаи, связанные со строительством дома.
Так же, как и сегодня, в стародавние времена хозяин зачастую нанимал бригаду плотников для постройки дома. Бывало, конечно, что строили дом своими силами, но всё равно на некоторых особо ответственных этапах строительства обращались к профессионалам.
Плотник, как и кузнец, и мельник в древнерусской традиции – это человек, знающий тайное ремесло. Про таких говорили многозначительно: «Он знает» Что знает?
Знает, как из частей природы (дерева, камня, железа) сделать артифакт, то есть рукотворную вещь. При чём вещь с долгим сроком службы человеку!
Итак, приглашался плотник. Плотник выбирал подходящие для постройки дома деревья. А деревья годились не все для такой цели. Требований было не мало. Никогда не строили из плодовых деревьев – это был большой грех! Не брали деревья из священных рощ, с кладбища. Нежелательно было для строительства дома использовать деревья с раздвоенным стволом.
Пуще всего боялся хозяин обидеть плотников – не доплатить им. Считалось, что обиженный плотник сделает так, что жить в построенном доме нельзя будет. Напустит, например, червей и они съедят брёвна. Или вобьёт в венец гвоздь от гроба – тогда источат жильцов болезни и хвори.
Каждый завершённый этап строительства (укладка венцов, возведение стен, крыши) отмечали угощением. Проставлялся хозяин. Угощение в оплату не входило.
В русской культуре существовал обычай при закладке дома приносить в жертву коня. Есть даже такое выражение народное: «Дом всегда строиться на чью-то голову.» Дом – это не просто жильё. Это особый микромир. Древнейшим языческим убеждением — мир разворачивается из жертвы, старались не пренебрегать. В качестве жертвы был либо конь, либо бык. Голову животного закапывали под венцами, а мясо шло на угощение плотникам и помощникам.
Кстати, интересно, что примерно века до 10 на Руси окон в крестьянских избах не было. Не считая волоковых оконцев, которые делались не для проникновения света, а для вытяжки дыма.
Окно позднее явление в культуре русского дома. Слово ОКНО произошло от слова ОКО. То есть окна мыслятся, как глаза дома. К окнам народная традиция относилась неоднозначно. С одной стороны окна – хорошо, можно видеть то, что делается снаружи. Но с другой стороны окно – это опасность, так как оно обнажает то, что делается внутри дома, внутри микромира!
Как правило, дверей в крестьянской избе было две. Первая дверь вела с улицы в сени. Эта дверь всегда открывается внутрь. (от себя) Почему? А потому, что зимой могло завалить избу снегом по самую крышу. И если бы дверь отворялась наружу, то хозяин бы не вышел из дому до весны.
А вот дверь, ведущая из сеней в избу, отворялась наружу, то есть на себя. Это дальновидное дизайнерское решение экономило полезное пространство внутри дома.
Новоселье.
Это репродукция картины художника Ивана Куликова «В крестьянской избе» 1902г.
Любая новая вещь в народной культуре – это опасность. Это сей час мы любим всё новое, и легко расстаёмся со старым. Традиционный человек не доверял новому. Старая вещь уже испытана, пропитана твоим запахом, проверена многими годами службы. А новая вещь – полная неизвестность.
Тем более новый дом. Новый, значит без души. Если в доме хоть кто-то жил до тебя – не страшно. Но вот к новостройкам относились с большим подозрением. Считалось, что тот, кто первый зайдёт в необжитое пространство непременно умрёт в текущем году. Именно отсюда пошёл обычай — первой в дом запускать кошку. В некоторых областях первым в новый дом пускали петуха. Ещё был обычай, согласно которому первым в дом заходили представители старшего поколения, затем середняки, и последними – дети. То есть семья входила в новый (пока страшный) дом в том порядке, в котором предполагалось покидать этот мир.
Важнейший момент — привлечь в новый дом домового. Обычно его старались перевести или перенести из старого дома. Для этого в последнюю ночь в старом доме у печи оставляли горшок с углями. Просили «Батюшко, батюшко пойди в новый дом!»
Хозяйка – большуха (главная женщина в доме) должна забрать горшок, который теперь не просто горшок, а домик для Батюшки (домового) и перенести его в новый дом. Только после этой процедуры следовало справлять новоселье.
Трапеза при новоселье тоже имела ритуальное значение. На первую в новом доме трапезу созывались знакомые и родня. Очень важно было угостить нищих и убогих. Такая трапеза имела сакральное – разрешающее значение. Только тогда дом становился домом, пригодным для житья многих поколений.
Кое –какие отголоски древней народной традиции мы наблюдаем и по сей день. И не только наблюдаем, но и соблюдаем. Особенно живуча традиция устраивать новоселье. Принято у нас и окроплять дом святой водой, устанавливать оберегающие символы. Кто- то вешает для этого иконы. А кто-то по старинке над входом располагает подкову.
Почему подкову? Опять же магия артифакта. Подкова – это кусочек железа, обработанный человеком, и в то же время принадлежащий лошади. Считается, что такой предмет способен защищать внутреннее пространство дома, и привлекать богатство и прибыток.
Мир Вашему Дому, уважаемый читатель! Спасибо за внимание.
Источник
Как живут старообрядцы в Сибири: рассказываем об их домах и быте
О домах и быте жителей староверческих деревень на берегу Енисея и в тайге — в репортаже Веры Луньковой
Дети в селе Ярцево
(Фото: Андрей Картавцев)
На берегах реки Енисей в Сибири сегодня проживает несколько тысяч старообрядцев. Они селятся не только в глухих скитах, но и в многолюдных селах. Одним из таких населенных пунктов является село Ярцево Енисейского района Красноярского края с населением около 2 тыс. человек.
Многие старообрядцы, живущие здесь, отказываются от паспортов, регистрации, пенсии и различных пособий. Они объясняют это господством антихриста в современной России и нежеланием связываться с государством. В их домах нет телевизоров, микроволновых печей и Wi-Fi, под запретом алкоголь и сигареты, а стиральной машиной разрешено пользоваться только с благословения наставника.
Попасть в деревню крайне сложно, да и незваным гостям здесь не очень рады. Мне удалось добраться сюда по реке вместе с экспедицией в рамках круиза на лайнере «Максим Горький 5*», который курсирует по Енисею и делает остановки в самых диких местах Сибири. Местные жители могут покинуть деревню только на лодках и изредка прилетающих сюда вертолетах.
Видеозарисовка: Как живут в селе Ярцево Енисейского района Красноярского края
Как выглядит деревня староверов
В Ярцево у меня создалось ощущение, что я попала в деревню из старого фильма. Однако все здесь перемешалось — женщины в длинных сарафанах и платках, как из русской сказки, модно одетые подростки, старые дома с ажурными окнами, «жигули», советские мотоциклы, старинные деревянные лодки, индюки, куры и огромное количество бегающих без присмотра детей. Я не увидела здесь ни одного полицейского, на всю деревню один врач, но подавляющая часть старообрядцев не признает местную медицину и отказывается пить лекарства. В центре села — четырехэтажная школа и православный храм, неподалеку от которого община староверов строит свой собор.
Дом староверов
(Фото: Андрей Картавцев)
Большинство старообрядцев в Ярцево живут в кирпичных домах или срубах. Мирских в свои дома они не пускают. Мне удалось пообщаться с семьей староверов из семи человек, которые разрешили посмотреть, как выглядит одна из комнат в их доме и участок. Они ведут более современный образ жизни, чем старшее поколение, — мужчины не носят бороду и даже ездят на автомобиле.
Лодки для ловли рыбы
(Фото: Андрей Картавцев)
«Дом мы купили сразу же, когда переехали сюда из Ангары в Иркутской области. Жизнь здесь спокойная, размеренная. Однако многие местные, наоборот, уезжают в поисках работы в другие города. Говорят, здесь раньше было много предприятий. Мы живем за счет своего хозяйства — вся семья работает на огороде. На Енисее легко поймать самую разную рыбу — щук, осетров, карасей, пелядь. Нам здесь нравится. Сейчас еще и собор строят, можно будет всем вместе молиться», — рассказал отец семейства Сергей.
Дом староверов
(Фото: Андрей Картавцев)
В комнате, которую показала семья, — принадлежности для охоты и рыбалки, прялка и множество книг, в том числе старинных, для молитв, которые передаются из поколения в поколение. На стенах висит праздничная молитвенная одежда для служб — кафтан, азям, сарафан, платок и пляс. «Женщина после замужества должна носить такую одежду не только на молитвы, но и в обыденной жизни. Голова обязательно должна быть покрыта двумя платками», — рассказал Сергей. Он уточнил, что одежду в основном принято шить самим, но ткани иногда покупают в магазинах.
Здесь староверы шьют свою одежду, однако у многих уже есть швейные машинки
(Фото: Андрей Картавцев)
Староверы рассказали, что у большинства жителей деревни в домах есть печи и даже разрешены духовки. В каждой комнате — красный угол с иконами для молитвы, которую совершают не меньше пяти раз в день. Иконы староверов отличаются от православных — они выполнены из меди или бронзы. Телевизоров, компьютеров, микроволновых печей и другой техники здесь не найти. Однако по благословению наставника пожилые люди могут использовать стиральные машины.
Мальчик помогает маме плести обереги
(Фото: Андрей Картавцев)
Комнат, как правило, не меньше трех, ведь семьи здесь большие. Помимо дома, на каждом участке есть баня и хозяйственные постройки. Старообрядцы объяснили, что живут за счет сельского хозяйства — выращивают овощи и фрукты, разводят кур, коров, коз, поросят, пчел. Запасов хватает, чтобы пережить суровые сибирские морозы. Часть продуктов они продают, однако оплата разрешена только наличными. Кредитные карты, по их мнению, также являются изобретением антихриста.
Грядка
(Фото: Андрей Картавцев)
Во дворе я поговорила с Петром, сыном Сергея. Ему 9 лет. Вот его рассказ:
— Семь лет назад мы c родителями и пятью братьями переехали в Ярцево из Ангары. Купили у местных дом из кирпича и дерева. Потом своими силами достроили его и переделали. У нас два этажа, на втором — две спальни, на первом — зал и ванная комната с туалетом. Также есть кухня с печью и духовкой. Телевизора у нас нет, а интернет здесь плохой. Им разрешают крайне редко пользоваться. Если пользоваться часто, то накажут и наложат епитимью.
У нас во всех комнатах красные углы, где мы молимся перед сном и едой. Есть также специальное место для хранения книг, которые достались по наследству от предков. Обычно при пожаре в доме все спасают деньги и документы, а мы — иконы и книги. Документы для нас не важны.
Родители занимаются сельским хозяйством. У нас три коровы, 11 гусей, петух и две курицы. За домом большой огород, где мы с братьями помогаем родителям после школы. Братья также делают посуду из дерева, а мама шьет нам одежду и плетет обереги. Они у нас являются обязательными, так же как и крест.
Сейчас община строит собор, но, мне кажется, места там для всех маловато. Но в основном мы все равно молимся дома. Когда вырасту, думаю, тоже построю свой дом. У нас, кстати, чтобы получить благословение на женитьбу, нужно обязательно построить или купить свой дом. Уезжать из Ярцево я не хочу, уже привык и завел много хороших друзей. Хотя все больше семей покидают деревню в поисках работы. Когда вырасту, хочу стать дальнобойщиком и путешествовать по России.
Староверы в скитах
Староверы-отшельники, которые выбирают более строгий уклад жизни, селятся в скитах, ближе к тайге. Их жилища представляют собой небольшие срубы или избы из деревянных досок. Здесь есть лежанка без подушки, стол, стул, книги и красный угол с иконами. Большую часть времени в скитах старообрядцы проводят в молитве. Распорядок строже, чем в монастыре. В некоторых из таких поселений есть тайные выходы на случай гонений, а в домах скрыты чердаки на случай «раскулачиваний».
Все скиты закрыты для посещения посторонних. Считается, что некоторые кельи на берегах Енисея объединяют подземные ходы. Связь с миром у скитских староверов происходит через благодетелей. Весной они доставляют отшельникам необходимые продукты питания — рис, пшеницу, соль и сахар.
Пасека
(Фото: Андрей Картавцев)
Особенности быта
Самым главным отличием в быту старообрядцев является особое отношение к кухонным принадлежностям. У каждого члена семьи старовера своя собственная «христианская» — «чистая» — посуда. «Еду, выращенную на собственном огороде и купленную в магазинах, мы едим из разных тарелок. После трапезы каждый сам моет свою посуду и ставит в отдельно отведенное место в шкафу», — рассказал старовер Петя. Он уточнил, что для гостей старообрядцы держат отдельную — мирскую — утварь. При этом если из посуды поел представитель другой религии, ее считают оскверненной и «исправляют», проводя обряд освящения огнем и водой. Также к «поганой» относится вся посуда, которую не покрыли каким-либо предметом.
Вид на село
(Фото: Андрей Картавцев)
Представители старообрядческих течений верят в то, что в воде и продуктах, оставленных открытыми, купаются бесы. Как утверждают старообрядцы, люди, употребившие в пищу соль или воду, в которых «искупались» нечистые, обязательно заболеют. Особенно строго правило, согласно которому следует накрывать любую посуду, действует в вечернее время. Если кто-то из членов семьи нечаянно оставит ведро с водой открытым на всю ночь, то пить ее запрещено. То же самое относится и к любой пище или напитку, который оставили на тарелке или в чашке, не накрыв каким-либо предметом.
Источник