Как построить дом в национальном парке

Строительство дома в национальном парке — Правовед.RU

Мой земельный участок находится в частной собственности, но расположен в границах национального парка. Я планирую на этом участке построить дом, обратился в Минприроды за разрешение на строительство. Участок под ИЖС. На участке уже стоит старый дом.Разрешение пришло, но я первоначально указал не тот проект дома, который действительно хотел построить. Вопрос: необходимо ли мне снова обращаться за разрешение на строительство по измененному проекту?(это разрешение идет очень долго а может и вообще не придти по практике моих знакомых) В случае отказа на строительство дома по измененному проекту могу ли я самовольно без разрешения построить дома затем в судебном порядке оформить на него право собственности? Какова судебная практика по этим вопросам

13 Декабря 2019, 17:19, вопрос №2619470
Александр, г. Вологда

1000 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Консультация юриста онлайн

Ответ на сайте в течение 15 минут

Выбрать услугу

Ответы юристов (2)

получен
гонорар 60%

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

Здравствуйте Александр.

Я планирую на этом участке построить дом, но я первоначально указал не тот проект дома, который действительно хотел построить

В Вашем случае речь идет о строительстве объекта индивидуального жилищного строительства насколько я понял, дома.

Согласно Приказу

от 14 декабря 2017 года N 670

Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешений на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, планируемых в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов

Административный регламент предоставления Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешений на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, планируемых в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также разрешений на ввод в эксплуатацию указанных объектов

23. К заявлению о выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства прилагаются следующие документы:

е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
24. Для предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на строительство объекта индивидуального жилищного строительства заявитель направляет заявление о выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства (приложение 2 к настоящему Регламенту).
Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства включает в себя его описание в текстовой форме и графическое описание.
31. Для внесения изменений в разрешение на строительство заявитель направляет в Минприроды России уведомление о внесении изменений в разрешение на строительство (приложение 5 к Регламенту).
37. Основаниями для отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию являются:
несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации. Данное основание не применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства;

https://docs.cntd.ru/document/5…

Как видно из приведенных  положений, имеется вариант как с предварительным внесением изменений в разрешение, так и без этого, т.е. данные будут уточнены на этапе получении разрешения на  ввод объекта в эксплуатацию, как указано в пункте 37 порядка в отношении объектов индивидуального жилищного строительства в случае если имеется несоответствие параметров построенного объекта капитального строительства проектной документации, отказ не  применяется.

получен
гонорар 40%

ООО КН «Лидер-кадастр», г. Саратов

Добрый вечер! Добавлю к ответу коллеги следующее. Не рекомендую  строить дом самовольно, отклонившись от согласованного проекта. Даже если согласовывается долго, надо ждать. Поскольку во-первых, это национальный парк, т.е. особо охраняемые природные территории, во-вторых, хоть есть возможность признать права собственности на самовольную постройку в порядке ст 222 ГК РФ, суд будет учитывать , что вы не обращались за внесением изменений в разрешение.

Вопрос: необходимо ли мне снова обращаться за разрешение на строительство по измененному проекту?

Александр

Да, необходимо. Пунктом 31 Административного регламента, утв. приказом Минприроды России от 14.12.2017 N 670 установлено

Для внесения изменений в разрешение на строительство заявитель направляет в Минприроды России уведомление о внесении изменений в разрешение на строительство (приложение 5 к Регламенту).

Несмотря на то что сейчас разрешения на строительство для жилых домов заменены на уведомления о планируемом строительстве (ст 51.1 ГрК РФ) , вносить изменения необходимо однозначно. 

это разрешение идет очень долго а может и вообще не придти по практике моих знакомых

Александр

В законах и регламентах есть сроки, вообще не прийти оно не может, а вот отказать могут, если будут нарушены градостроительные регламенты. Именно поэтому не советую самовольно возводить дом. 

ГК РФ Статья 222. Самовольная постройка

1. Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Использование самовольной постройки не допускается. Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Практика на самом деле разная, многое зависит от региона, обстоятельств дела. Будут учитываться многие факторы, особенно нарушения в части градостроительного регламента и природоохранного законодательства. То есть, вы как сможете признать права на жилой дом, так возможно и проиграете суд. Еще немаловажно, что в финансовом плане достаточно дорого может обойтись, обязательно будут назначены экспертизы, гос. пошлина в суд не маленькая. 

Читайте также:  Можно ли построить дом за 700 тысяч

Вот есть решение суда, в нем правда речь не о жилом доме, но все ссылки на законы подходят и под вашу ситуацию , в том числе здесь судья говорит, что не предпринимались попытки получить разрешение: https://sudact.ru/regular/doc/…

Верховный суд РФ в определении № 4-КГ 15-64 от 22.12.2015 года указывает, что действующее законодательство не содержит запрета на наличие в границах национальных парков земельных участков, предоставленных гражданам на праве собственности, но необходимо определять имеются ли нарушения природоохранного законодательства, градостроительных норм и правил при возведении домов.

В общем, самовольное строительство это риск. Если есть желание, может рискнуть. 

Всего хорошего! 

Все услуги юристов в Москве

Гарантия лучшей цены – мы договариваемся
с юристами в каждом городе о лучшей цене.

Источник

Жилье в нацпарках можно узаконить

Граждане теперь смогут оформить право собственности на дома на этих землях, а также получить участок для ИЖС или ведения садоводства.

Почему это необходимо

Административная реорганизация земель привела к тому, что постройки сотен тысяч россиян оказались в границах национальных парков и других особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Возникла правовая коллизия.

Это значит, что действуют определенные ограничения, хотя изначально поселения не создавались на землях ООПТ. К примеру, запрет на капитальное строительство, если это не связано с функционированием нацпарка, запрет на добычу подземной воды для питья, невозможность оформить участок в собственность.

В целом по России около 2 млн человек, по словам Дмитрия Кобылкина (бывшего главы Минприроды), не могут реализовать свои конституционные права. В стране 27 национальных парков, в которых располагаются 923 населенных пункта. В Тункинском нацпарке, в частности, их 35. Здесь проживает более 22 тысяч человек, сформировано около 14 тысяч земельных участков. Но почти 3 тысячи участков невозможно зарегистрировать из-за ограничений, связанных с установкой границ ООПТ.

В Калужской области у почти 8% территорий — статус (ООПТ). В «Угре» — 68 поселений, в Тарусском регионе — 21. Жесткий режим охраны в этих зонах ограничивает население в хозяйственной деятельности, социальных благах, в жилищном вопросе. То есть люди здесь не могут жить нормально, а власти — реализовывать социально-экономические программы.

Изменения приняты — ограничения сняты

В этом месяце депутаты Госдумы приняли в третьем чтении (окончательном) законопроект, позволяющий гражданам узаконить жилье на землях ООПТ. Документ касается изменений в Федеральном законе «Об особо охраняемых природных территориях». Снимается ограничение на передачу в собственность и оборот земель в населенных пунктах, которые входят в ООПТ. На участках можно будет строить дома, заниматься садоводством, развивать туризм. Но границы этих поселений должны быть внесены в ЕГРН. Конечно, все документы и проекты ПЗЗ (Правила землепользования и застройки) будут утверждаться в Министерстве природных ресурсов и экологии РФ.

Дмитрий Кобылкин, бывший глава Минприроды

«Поправки в закон об особо охраняемых природных территориях, внесенные в ходе обсуждения, обеспечат баланс между сохранением природы и соблюдением конституционных прав граждан. С принятием поправок люди получили возможность решить копившиеся годами жилищные вопросы. Из-за разного рода запретительных мер они не могли оформить свое жилье, а органы власти — развивать муниципальные образования».

И дом поднять, и огород разбить

Умар Рамазанов, директор ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», отметил, что отныне гражданам будут предоставляться участки земли для постройки дома и гаража, ведения огородничества и садоводства, сельского хозяйства. Чиновник отметил и появившуюся возможность обеспечить местное население дровами при оплате минимальных лесных податей.

А еще отменена обязательная экологическая экспертиза на федеральном уровне в таких населенных пунктах. Как уточняют власти, школы, детсады и больницы будут строить «без бюрократии», появятся новые рабочие места. Разрешения на капстроительство начнут выдавать органы местного самоуправления. Рисков для окружающей среды, по мнению депутатов, нет.

Однако экологи так не думают. К примеру, земли Сочинского национального парка также могут застроить. Как рассказала Елена Зленко, сенатор, участки будут переданы в муниципальную или региональную собственность, а после — предоставить в собственность юридическим  и физическим лицам (для ИЖС, огородничества и др.).

Читайте также:  Построить дом за 15000000

Но Юлия Набережная, член Всемирной комиссии по ООПТ в Северной Евразии, опасается, что под этим предлогом часть нацпарка будет отдана для строительства элитных коттеджей и отелей.

Источник

В границах национальных парков можно будет строить жилые дома?

Если коротко: готовится законопроект о населенных пунктах, которые расположены в границах особо охраняемых природных территорий — здесь собираются разрешить ИЖС, приватизацию земель и садоводство.

По словам Юрия Воробьева, занимающего пост вице-спикера Совета Федерации (СФ), в конце января планируется доработать новый законопроект и внести его в Госдуму. Об обеспечении граждан, которые живут в данной местности,  социальной инфраструктурой, чиновник, по всей видимости, не беспокоится. Воробьев напоминает, что этот вопрос уже взят властями на особый контроль и выражает надежду о решении проблемы до конца текущего года.

При этом подводных камней, действительно, немало. Жители населенных пунктов в границах национальных парков сталкиваются с различными трудностями. В результате, считают авторы инициативы, граждане ограничиваются в правах.

Всего на территории РФ расположено 58 национальных парков, но почти в половину (23 нацпарках) из них входят порядка 700 населенных пунктов. Участки земли здесь не могут быть отчуждены из федеральной собственности или предоставлены для садоводства и огородничества. Не разрешено ИЖС и гаражное строительство. Поэтому, по мнению сенаторов, проведение программ экономического и социального развития, строительство объектов социальной инфраструктуры, поддержки населения в этой территории затруднено. При этом законно урегулировать многочисленные вопросы хозяйственной деятельности фактически невозможно, что обуславливает социальную напряженность и конфликты.

Как планируется решить такие проблемы?

В работе уже находятся два законопроекта. Первый был подготовлен Советом Федерации и предусматривает исключение населенного пункта из зоны национального парка при одновременном объединении его с другими участками. Но предварительно вопрос должен быть внесен в публичные слушания. Также будет проведена государственная экологическая экспертиза.

Второй законопроект был разработан Министерством природы, сенаторами и представителями регионами. Документ содержит предложение выделить на данных территориях специальные зоны, территории населенных пунктов. В кадастр недвижимости сведения об их границах уже внесены как предназначенные для проживания граждан, а также обеспечения жизнедеятельности жителей.

Воробьев считает оптимальным решением о создании зоны, где будет работать законодательство, которое обеспечит нормальную, комфортную жизнь гражданам, позволит управлять землей и имуществом. Здесь планируется разрешить выдачу участков для ИЖС, гаражей, спортивных комплексов, садоводства, огородничества. Инициатива включает и разрешение на приватизацию земельных участков. Возможно, законопроекты будут представлены в Госдуме как единый документ, но при этом, ввиду различий между территориями, инструменты решения проблем местных жителей могут отличаться.

Уточняется, что в данный момент анализируется возможность изменения границ национальных парков, учитывая участки земли, которые не имеют природной ценности. Параллельно дорабатываются другие федеральные законы (Земельный кодекс, «Об экологической экспертизе», «Об особо охраняемых природных территориях» и др.). Умар Рамазанов, директор ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», утверждает, что данная работа с правовыми проблемами использования участков населенных пунктов в границах нацпарков, началась еще в 2017 году — и 2020 год считается завершающим.

Мнение экологов

Экологи поддерживают законопроекты СФ, считая ряд ограничений избыточными, но при этом уточняют, что некоторые нововведения могут нанести вред природоохранной территории. К примеру, Антон Хлынов, председатель комиссии по экологической безопасности подмосковного отделения Русского географического общества, отмечает, что массовая приватизация земли нежелательна. Эколог предлагает наложить запрет на приватизацию участков, которые были изъяты из хозяйственной деятельности в связи с заложением нацпарка. Михаил Крейндлин выражает беспокойство по поводу планируемых рекомендации по уточнению границ и опасается, что под новой формулировкой получится вырезать любой земельный участок, что нарушит целостность национального парка и повысит риск основания коммерческих проектов.

Скорее всего, для совершенствования законопроекта будет сформирована межведомственная рабочая группа.

Источник

Возможно ли строительство на особо охраняемой природной территории?

Выбор земельного участка для строительства жилого дома с юридической точки зрения затруднен тем обстоятельством, что в данном процессе недостаточно только лишь проверить чистоту титула продавца на вещь, необходимо еще доподлинно установить режим использования участка в части существующих публичных ограничений.

Стремясь прочь от загрязненных городов, люди тянутся к природе, к красивым пейзажам и девственным лесам, но порой и не подозревают, что приобретение земельного участка здесь может сопровождаться невозможностью строительства на нем.

Особо охраняемые природные территории (сокращенно ООПТ), наверное, одно из самых коварных препятствий, которое может встретиться на пути у добросовестного застройщика.

Понятие ООПТ

В федеральном законе № 33 от 14.03.1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях» под ООПТ понимаются:

  • государственные природные заповедники, в т. ч. биосферные;
  • национальные и природные парки;
  • государственные природные заказники;
  • памятники природы;
  • дендрологические парки и ботанические сады.

ООПТ могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении государственного или муниципального органа соответствующего уровня.

Учет ООПТ

Официального реестра всех ООПТ нет. Минприроды РФ ведет кадастр только федеральных природных территорий.

На настоящий момент самая полная информация о существующих в стране ООПТ всех уровней содержится на сайте oopt.aari.ru. На сайте имеется поиск по названию и по карте.

Читайте также:  Дом в виннице построить

Согласно Закону 33-ФЗ в действующей редакции, при принятии решения о создании ООПТ должны быть описаны ее границы с указанием координат характерных точек. В положении о конкретной особо охраняемой природной территории должны быть указаны основные виды разрешенного использования земельных участков, находящихся в ее границах. Подразумевается, что сведения о границах каждой ООПТ должны быть внесены в ЕГРН.

Режим ограничений

Необходимо отметить, что Законом об ООПТ не предусмотрено изъятие в государственную/муниципальную собственность земельных участков, принадлежащих физическим и юридическим лицам. Однако частный собственник, земельный участок которого оказался в границах ООПТ, сталкивается с полным или частичным его изъятием из хозяйственного использования. Очевидно, что перед приобретением такого участка стоит внимательно ознакомиться с существующими ограничениями по его использованию, но главное – необходимо иметь информацию о том, что он находится на территории ООПТ.

С последним часто возникают проблемы. Дело в том, что начали создаваться территории с особым режимом охраны еще в прошлом веке, и при их создании границы описывались текстуально и не всегда определенно. И конечно же, не о всех ООПТ найдутся соответствующие сведения в ЕГРН.

Приведу пример. Законом Волгоградской области от 17.04.1998 года территория Волго-Ахтубинской поймы была признана особо охраняемой природной территорией регионального значения – природным парком. Границы парка были описаны следующим образом: «под Волго-Ахтубинской поймой понимается часть территории Волгоградской области, ограниченной правым берегом реки Волги, левым берегом рукава «Ахтуба» и административной границей между Волгоградской и Астраханской областями. Только в 2010 году администрация Волгоградской области утвердила положение, где имелось более детальное описание границ природного парка. Ну а еще через 6 лет границы данной ООПТ появились в ГКН и стали общедоступны. А в 2012 году на территории парка началось строительство коттеджного поселка «Белая дача». Потенциальные покупатели строящегося жилья проверяли договоры с кооперативом с участием юристов, которые не нашли подвоха в сделке. В 2016 году 30 семей собственников получили иски прокуратуры о сносе домов.

И подобных случаев в судебной практике большое количество. Самое интересное, что в ряде случаев местная администрация находилась в неведении относительно правового режима подконтрольных ей земель и добросовестно выдавала гражданам разрешения на строительство, не обладая соответствующими полномочиями.

К примеру, в Архангельской области прокуратура подала ряд исков в Плесецкий районный суд о признании недействительными разрешений на строительство выданных собственникам земельных участков, находящихся на территории национального парка «Кенозерский». То же произошло и в городе Луга Ленинградской области, где были признаны недействительными разрешения на строительство на территории государственного природного заказника «Череменецкий». При этом земельные участки имели категорию «земли населенных пунктов» и вид разрешенного использования «для ИЖС».

Анализ судебной практики приводит к выводу о неоднозначной позиции судов по вопросу, допускается ли строительство на земельном участке в границах населенного пункта, но на территории ООПТ. Дело в том, что земельный участок не может одновременно иметь категорию «земли особо охраняемых территорий и объектов», одним из видов которой является ООПТ, и в то же время находиться в границах населенного пункта, где могут быть только участки категории «земли населенных пунктов».

И в практике встречаются попытки включить земельный участок в границы населенного пункта, целью которых, по всей видимости, является вывод земель из-под режима ООПТ. Такие попытки, если они не сопровождаются проведением экологической экспертизы, оканчиваются провалом. Суды отменяют незаконные постановления органов исполнительной власти или решения об утверждении/изменении генерального плана.

Примеры тому можно найти в Ярославской, Нижегородской, Тверской и Московской областях. Однако стоит отметить, что включение земельного участка в границы населенного пункта автоматически не должно прекращать действие ограничений по его использованию, поскольку более логичным будет установление предусмотренной ч. 10 ст. 85 Земельного кодекса РФ зоны особо охраняемой территории в составе населенного пункта.

В любом случае, согласно ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, градостроительный регламент для земель особо охраняемых природных территорий не устанавливается. Следовательно, наличие правил землепользования и застройки, принятых в отношении такого участка, будет вступать в прямую конкуренцию с режимом его использования, установленным положением об ООПТ.

В 2015 году Конституционный суд РФ в своем определении № 2742-О, сославшись на подпункт «д» п. 2 и пп. «д» п. 1 ст. 15 Закона об ООПТ, применительно к национальным паркам указал на то, что на их территории законом допускается строительство, связанное с обеспечением функционирования населенных пунктов. Для этой цели выделяется зона хозяйственного назначения, где допускается деятельность, направленная на обеспечение жизнедеятельности граждан, проживающих на территории парка.

Именно на данное определение ссылается Вологодский областной суд, допустивший возможность строительства жилых домов на территории города Кириллов в пределах зоны хозяйственного назначения национального парка «Русский север». Однако это пока единственный найденный мною в судебной практике случай, похожий на исключение из правила. Буду признателен, если читатель, которому известны подобные случаи, поведает о них.

Какой же вывод можно сделать из вышеизложенного? Думаю, что не будет лишним при покупке участка под строительство удостовериться в том, что он не находится в пределах особо охраняемой природной территории. Такой риск, хоть он и невелик, но существует.

Источник