Как построить дом возле железной дороги
на каком можно строить от жд путей, нормы СНиП и СанПиН
Минимальное расстояние от железной дороги до жилого дома или здания – параметр, который определяется сразу несколькими нормативными документами, используемыми на уровне законодательных. Основными, требования которых подлежат непременному учету, являются СанПиН – санитарно-гигиенические нормы – и СНиП (СП). Строительные нормы и правила указывают на возможные вариации ответа на вопрос о том, на каком расстоянии от железной дороги можно строить дом.
Жилые здания и жд путь
Что такое санитарно-защитная зона
Необходимое к соблюдению расстояние от дома до железной дороги – не что иное, как норма, предусмотренная в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, которым приходится жить в непосредственной близости от жд.
Около зданий
СанПиН разработан медиками, которые занимаются защитой населения от различных типов загрязнений. В частности, от предприятий, с их физическим и химическим воздействием, а также от биологического загрязнения.
Назначение разработанных ограничений – не только предотвращение появления загрязнений около железнодорожных путей и домов.
Также это установка защитных барьеров, которые предназначены для минимализации степени возможной опасности для здоровья человека.
Научные исследования, проведенные гигиенистами, дали впечатляющие результаты. Было выявлено, что во время прохождения состава по железной дороге люди, живущие неподалеку, подвергаются сразу нескольким типам опасности.
Железнодорожный путь вдали от домов
Поэтому есть четко определенное расстояние между железной дорогой и жилым домом. Цель минимального дистанцирования (так называемого санитарного разрыва) – обеспечить безопасность населения в следующих случаях:
- загрязнение воздуха выбросами вредных веществ, которые неизбежны при прохождении тепловозов;
- вредоносное воздействие на организм человека шума и вибрации, источником которых является любой железнодорожный состав, проходящий по рельсам дороги;
- вероятный взрыв, пожар или распыление в воздухе опасных веществ, перевозимых в цистернах и вагонах;
- действие силового поля ЛЭП при прохождении электровозов по железнодорожным путям (рассчитывается по отдельно разработанным нормативам, зависит от мощности прохождения тока);
- эпидемиологической опасности, которая существует от работающих в пассажирском поезде туалетов;
- выброса мусора, совершаемого недобросовестными пассажирами и работниками железной дороги.
Габариты приближения опор
Надзорными органами разработаны методические указания и санитарные правила – СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Это необходимо для определения уровня загрязнений атмосферы выбросами тепловозов.
СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство» предусматривает минимальные нормы удаленности зон отдыха и садово-огородных участков. Данный документ также регламентирует возможные условия уменьшения расстояния от пути следования жд состава с помощью специальных защитных построек.
Рядом с жилыми домами
При их отсутствии возводить сооружения любого типа можно только с соблюдением предписанных нормативов. Это касается и частных домов.
Требования и расстояние от дома по СНиП и СП
Существует определенная градация объектов и зданий по типу опасности промышленных объектов и производств. Железная дорога относится к 4 классу, до которого минимальное расстояние при планировке территорий должно быть не менее 100 м.
В городе
Однако данная дистанция подбирается с учетом существующего рельефа местности, грузооборота сортировочных станций, уровня шума или наличия шумоизолирующего ограждения.
Это требование соблюдается не только при проектировании сооружений, предназначенных для проживания людей. Но и при его возведении, эксплуатации и разграничении с другими объектами, еще планируемыми к постройке в качестве вспомогательных или подсобных.
Габариты приближения
Следует учесть некоторые особенности:
- Расстояние от жд путей до жилого дома, определенное как 100 м, – это и есть санитарно-защитная зона, барьер, предусмотренный для защиты не только людей, но и зданий, состояние которых может повреждаться от перманентно происходящей вибрации, выхлопов гари и копоти.
- Для зон отдыха, санаториев, профилакториев и домов отдыха запретная зона между железной дорогой регламентируется СНиП 2.07.01-89. Она не может составлять менее 300 м.
- До садоводческих товариществ, детских лагерей отдыха и оздоровительных учреждений – не менее 500 м. Такое же требование определено для автомобильных дорог, принадлежащих к общей сети.
- Расстояние от железной дороги до здания, предназначенного для деятельности и проживания людей, должно определяться от оси крайнего пути, по которому может проходить поезд.
Схема жд переезда
Изменение предписанного 100-метрового расстояния допускается только в нескольких случаях:
- Железнодорожное полотно проходит в выемке, расположенной ниже уровня жилой застройки.
- При постройке проведены специальные защитные мероприятия, указанные в СНиП и СП.
- Было проведено полноценное озеленение санитарной зоны. Но даже при соблюдении положенного расстояния от железной дороги территория должна озеленяться не менее чем на 50 %.
Даже если присутствуют обстоятельства, перечисленные в последнем списке, – выемка для путей дороги, проведение противошумовых защитных мероприятий, озеленение и соответствие уровню шума и вибрации, который должен быть, согласно определенному в методичках, жилой дом можно строить не ближе чем в 50 метрах от железной дороги.
Допустимые вариации от домов и зданий
С некоторого времени в Российской Федерации нельзя построить дом, не получив соответствующего разрешения от надзорных инстанций. Чтобы избежать возможных ошибок в проектировании или сократить на законных основаниях до минимума расстояние от жд путей до здания, лучше начинать строительство после утверждения проекта застройки.
Схема высот и дистанций
Расстояние от полотна до жилого дома
Ответ на вопрос, сколько метров должно быть от полотна железной дороги до жилого дома или здания, официально звучит как 100 метров. Это санитарная зона жд, которая есть и у автомобильных дорог.
Минздрав определяет допустимое удаление в последнем случае по величине потока автомобилей, интенсивности их перемещения. При этом расчеты проводятся за предписанную единицу времени. Также учитывается соблюдение положенного расстояния от дома до забора.
Железнодорожные пути
Нормы расстояний в соответствии со статьей СанПиН
Санитарная норма для жилого дома и железной дороги рассчитывается по сходному принципу, в соответствии со статьей СанПиН, которая требует учитывать не менее важные обстоятельства. А именно:
- количество проходящих железнодорожных путей и интенсивность осуществляемого грузооборота;
- уровень шума и степень вибрации, непосредственно связанных с предыдущими обстоятельствами, причем уровень опасных воздействий, которые могут слышать жильцы домов или подвергаться строения, определяются по периодам интенсивного движения;
- на дистанцию может влиять характер перманентно перевозимых грузов, взрыво- или пожароопасных;
- для сортировочных станций есть отдельные требования.
Эскиз удаленности путей
Размещение в защитной зоне жд складов, гаражей, зданий коммунально-бытового назначения, зоны зеленых насаждений допустимо в 50-метровой зоне. Строительство многоквартирных домов регламентируется в зоне повышенной застройки постановлениями местных властей. Например, как в Москве и Санкт-Петербурге.
Уменьшение дистанции допустимо только при наличии в плане утверждаемой застройки комплекса мероприятий для уменьшения рисков разрушения зданий или ущерба здоровью.
Размеры колеи
В Беларуси допустимой дистанцией вспомогательных помещений считается 50 метров. Однако на строительных форумах и юридических сайтах специалисты советуют соблюдать дистанцию в 70 м. Главным аргументом таких советов выдвигается не столько законопослушность, сколько разумные меры предосторожности по отношению к собственному жилищу и состоянию здоровья.
Источник
Рядом с домом — железная дорога
Регистрация:
10.09.09
Сообщения:3
Благодарности:
0Uche
Участник
Регистрация:
10.09.09
Сообщения:
3
Благодарности:
0
Адрес:Московская область
Здравствуйте!
Скоро планируем строить фундамент. У нас в 60-ти метрах от места строительства проходит железная дорога, по ней движение поездов достаточно интенсивное (1 раз в пять минут проходят и электрички, и дальнего следования, и товарняки).
Исходя из этого, есть ли какие-нибудь особые требования к фундаменту в плане устойчивости к вибрации? Может какие-то типы фундаментов вообще не приемлемы?
Пока планируем ленточно-свайный. Дом будет из бруса, габариты 8 х 9 м, один этаж плюс мансарда.Регистрация:
26.07.08
Сообщения:18.937
Благодарности:
6.017Почти профи
Живу здесь
Регистрация:
26.07.08
Сообщения:
18.937
Благодарности:
6.017
Адрес:Россия, Санкт-Петербург
Про это поподробней…
Вам надо чтобы вибрация от земли как можно меньше передавалась на дом.Регистрация:
10.09.09
Сообщения:3
Благодарности:
0Uche
Участник
Регистрация:
10.09.09
Сообщения:
3
Благодарности:
0
Адрес:Московская область
Да вибрация то сама по себе мало волнует. Главное, чтобы она не привела к фатальным последствиям для фундамента.
Или не стоит заморачиваться?
Больше для самоуспокоения интересуюсь, жду ответов в стиле: «чувак не парься, у меня самого дом стоит в 30-ти метрах и все пучком.»Регистрация:
05.06.09
Сообщения:706
Благодарности:
628uvl77
Инженер
Регистрация:
05.06.09
Сообщения:
706
Благодарности:
628
Адрес:Томск
Правильно было сказано… Вибрация более опасна для конструкций выше фундамента, чем для самомого фундамента…
Однако в вашем случае не думаю чтоб выбрация от ЖД будет большая + к тому же у вас свайный фундамет, а это значит опора глубже … на глубине вибрация затихает…
Регистрация:
06.11.12
Сообщения:361
Благодарности:
96Lihov
Живу здесь
Регистрация:
06.11.12
Сообщения:
361
Благодарности:
96
Адрес:Москва
Чтобы не плодить тем, спрошу здесь.
Собираюсь строить дом на расстоянии 150м от ЖД.
Имею опыт проживания там же, в бревенчатом срубе на ленточном фундаменте. Когда ночью идет товарняк — в доме маленькое землятресение, посуда дрожит, чуть ли не бревна друг по другу стучат.
Дом присматривал из газоблоков на УШП.
Есть какие-нибудь рекомендации в связи с данным обстоятельством?
Заранее благодарю.Регистрация:
28.10.10
Сообщения:30.374
Благодарности:
29.206al185
Модератор
Регистрация:
28.10.10
Сообщения:
30.374
Благодарности:
29.206
Адрес:Екатеринбург
Регистрация:
06.11.12
Сообщения:361
Благодарности:
96Lihov
Живу здесь
Регистрация:
06.11.12
Сообщения:
361
Благодарности:
96
Адрес:Москва
Спасибо. Но у меня вопрос больше не в звукоизоляции, а в борьбе с вибрациями. В доме из газоблоков на плите вибрации меньше ощущаться будут? И не потрескается ли кладка и т д.
Регистрация:
28.10.10
Сообщения:30.374
Благодарности:
29.206al185
Модератор
Регистрация:
28.10.10
Сообщения:
30.374
Благодарности:
29.206
Адрес:Екатеринбург
Виброизоляция тоже в компетенции инженера-акустика.
Регистрация:
23.11.11
Сообщения:26
Благодарности:
9Gremp
Участник
Регистрация:
23.11.11
Сообщения:
26
Благодарности:
9
Адрес:Нижний Новгород
Похожая ситуация, что и у «Lihov».
К сведению «al185» виброизоляция тут вообще не причем. Вопрос по типу фундамента.Теоретически, чем больше большая площадь фундамента будет на поверхности почвы, тем больше вибрации такой будет в доме. Чем глубже, тем колебания от верхних слоев будут меньше.
Регистрация:
13.07.10
Сообщения:68
Благодарности:
12diesel111
Живу здесь
Регистрация:
13.07.10
Сообщения:
68
Благодарности:
12
Адрес:Санкт-Петербург
@Uche, @Uche,
Подниму тему, решили вопрос?Регистрация:
06.11.12
Сообщения:361
Благодарности:
96Lihov
Живу здесь
Регистрация:
06.11.12
Сообщения:
361
Благодарности:
96
Адрес:Москва
Приветствую!
Пока построил большой гараж (11х7) из газоблоков на УШП (основная 100мм, ребра 200мм, утеплитель 100мм под ребрами, 200мм по основной).
Вибраций не ощущаю вообще. Под дом залил DOW 250мм на 200мм утеплителя, на этом пока остановился.
У соседей кирпичные дома на цокольном фундаменте, каркасник на мелкозаглубленном — вибрации присутствуют. Правда, у них первая линия домов, они метрах в 100 от жд, а колебания должны угасать квадратично. Сруб на заглубленной ленте дрожит, видимо в силу конструкции. Он вообще достаточно хреново сделан, там по полу ходишь, в буфете посуда дребезжит. Впрочем, я почти уверен, что такой же сруб на ушп на вибрации не реагировал бы. Все таки незаглубленность, подушка и прослойка утеплителя препятствую проникновению волн в конструкцию.Регистрация:
14.07.12
Сообщения:120
Благодарности:
91Винчензо
Живу здесь
Регистрация:
14.07.12
Сообщения:
120
Благодарности:
91
Адрес:Санкт-Петербург
Здесь не инженер-акустик нужен, а специалист по сейсмике — распространение колебаний в грунте.
Экранировать колебания в грунте нужно — глубокая траншея с демфирующей средой перед домом на пути распространения волны. Как «стена в грунте», только не из железобетона. Глубину, толщину, материал заполнения, конструкцию не скажу — специалист должен ответить.Регистрация:
26.07.08
Сообщения:18.937
Благодарности:
6.017Почти профи
Живу здесь
Регистрация:
26.07.08
Сообщения:
18.937
Благодарности:
6.017
Адрес:Россия, Санкт-Петербург
Утеплитель и выступил демпфером.
Регистрация:
19.11.15
Сообщения:1
Благодарности:
0tamerlan_685
Новичок
Регистрация:
19.11.15
Сообщения:
1
Благодарности:
0Добрый день Уважаемые форумчане. Есть вопрос по фундаменту УШП. Хочу построить дом в два этажа из газосиликатных блоков на УШП. В 500 метрах проходит железная дорога с интенсивным движением.
Можно ли строить дом на этом фундаменте или ленточный будет в этом случае лучше. Спасибо
Источник
Что делать, если дачный дом стоит рядом с железной дорогой
Если вам сильно не повезло, и ваш дачный дом находится рядом с «зоной отчуждения» железной дорогой, воспользуйтесь советами, которые даёт редакция Homius. Вы сможете снизить уровень шума на несколько баллов, выполнив некоторые виды ремонтных работ. В случае, когда проблему решить не удаётся, необходимо подавать заявку на выселение из жилья и получение нового места жительства.
Нормы отвода участков
Железные дороги в нашей стране не редкость, и часто рядом с ними расположены жилые посёлки и дачи. Приказом Минтранса № 126 определены нормы отвода земельных участков, которые в обязательном порядке должны учитываться при формировании железнодорожной полосы.
Однако в некоторых случаях не удаётся соблюсти все нормы и жилой дом оказывается слишком близко к железной дороге. А люди, проживающие в нём, страдают от высокого шума, который возникает при прохождении поезда. Решать сложившуюся проблему нужно кардинально. Существует два варианта – усилить шумозащиту или подать заявление на получение нового жилья.

ФОТО: mtdata.ruЕсли вы не можете нормально спать по ночам из-за грохота, а ваш дачный дом расположен слишком близко к железной дороге, необходимо принять меры и усилить звукозащиту
Согласно действующим нормативам, жилой или дачный дом должен находиться на расстоянии не ближе, чем 100 м от железной дороги. В ином случае жить в доме, стоящем слишком близко от неё, будет практически невозможно.
В некоторых случаях люди специально покупают дачи возле железной дороги из-за их низкой стоимости. Если вы поступили так же из соображений экономии, то сократите уровень шума в дачном доме, воспользовавшись специальными материалами.
Забор, защищающий от шума
Первый шаг, который вы должны предпринять, чтобы защитить себя от высокого шума – установить вокруг дачи звукоизоляционный забор. Постарайтесь установить его строго по границе участка, на максимально возможном расстоянии от дома.
Учитывайте тот факт, что установка такого забора – недешёвое удовольствие, однако часто оно позволяет решить проблему. Одна из главных характеристик такого ограждения – высота. Рекомендуемые параметры – 2.5–3 м. Чтобы такой забор хорошо держался, необходимо построить фундамент в виде монолитной ленты.

ФОТО: slon.frСегодня во многих населённых пунктах, расположенных возле обычной или железной дороги, начали строить защитные заборы. Если возле вашей дачи такого ограждения ещё нет, возведите его на своём участке
При строительстве заборной секции отдавайте предпочтение материалам, которые не только отражают, но и поглощают звук. Для звукоизоляционного забора лучше всего подходит кирпич, металлические панели, заполненные пеной или панели из древесно-полимерного керамзита.
Следите за тем, чтобы в заборе не было никаких зазоров и щелей – заделывайте всё, что сможете обнаружить с помощью монтажной пены.
Шумозащитные стеклопакеты
В отличие от стен, окна плохо изолируют звук, и чаще всего большая часть шума с улицы проникает в дом через окна. Решение этой проблемы есть – если у вас установлены деревянные окна, замените их на пластиковые. При этом выбирайте такую модель окна, которая обладает дополнительными звукоизоляционными свойствами.

Лучше всего изолируют звук стеклопакеты, имеющие наружное стекло. Укажите мастеру, который будет принимать заказ на окна, что вам нужен стеклопакет с наружным стеклом 6 мм и тремя контурами уплотнения. Кроме того, у модели должно быть не менее двух внутренних камер.
Кроме установки окон, позаботьтесь о том, чтобы в дачном доме была хорошая вентиляционная система – чаще всего при её отсутствии уровень шума в доме намного выше.
Перегородки между комнатами
Стены дачного дома могут стать отличным звуковым барьером, однако, чтобы усилить защиту, необходимо использовать дополнительные материалы. Также постройте несколько межкомнатных перегородок – это позволит снизить уровень шума в разных комнатах.

Установка перегородок позволяет добиться звукоизоляции и снизить уровень шума до 40 дБ. Чтобы такая стена оказалась эффективной, используйте блоки не менее 100 мм в толщину. Выбирайте такие, что заполнены изнутри целлюлозной, минеральной или льняной ватой. Также можно дополнительно усилить изоляцию ещё до 7 дБ, выполнив обшивку гипсокартоном.
Чтобы построить перегородку, заранее решите, в каком месте она будет располагаться. Для снижения уровня шума лучше всего строить стены из следующих материалов:
- кирпич;
- гипсолит;
- блоки из гипсокартона;
- пенобетон.
Лучший вариант – пенобетонные блоки, они лёгкие, в отличие от кирпича, но обладают хорошими звукоизоляционными свойствами. Выбирая этот материал, учитывайте, что в дальнейшем вы не сможете закрепить на такой стене картины, полки или другие предметы мебели.
Обращение в СанЭпидНадзор
В случае, когда все предпринятые действия оказались неэффективными, вы можете обратиться в службу санитарно-эпидемиологического надзора для того, чтобы вызвать на дом мастеров по замеру уровня шума. Если окажется, что он в вашем доме выше нормативного, будут предложены несколько вариантов решения проблемы.

Составляя заявление, укажите, что из-за шума поездов в доме невозможно находиться. Помните, что данные действия актуальны лишь для тех строений, которые являются жилыми. То есть, вы должны официально быть зарегистрированными и проживать на дачном участке.
Также вы можете направить обращение в офис РЖД. Однако чаще всего в ответ на обращение приходят письма, содержащие в себе следующие пункты:
- Если гражданин считает, что в доме/квартире обнаружены скрытые дефекты, мешающие нормальному проживанию, необходимо расторгнуть договор купли-продажи, заключённый с продавцом недвижимости.
- При проектировании дачных домов и их дальнейшей постройке каждый застройщик получает соответствующее разрешение. Кроме того, для строительства дома проводится проверка службой Госсанэпидемнадзора, после чего даётся разрешение на возведение жилых объектов в непосредственной близости от железной дороги.
- Покупатель в большинстве случаев предупреждён о наличии поблизости к дому железной дороги, а значит, добровольно согласился на покупку жилья по низкой стоимости, зная, что уровень шума в этом районе повышен.
Обращение может оказаться эффективным только в том случае, если ваш дом старше, чем железные пути, и они были проложены после строительства дома, без соблюдения санитарно-эпидемиологических норм.
Что нужно учесть при строительстве дома
Если у вас есть земельный участок и вы решили строить дом, зная, что неподалёку проходят железнодорожные пути, вы можете учесть несколько нюансов при строительстве дома, чтобы сократить уровень шума.

Учитывайте следующие правила:
- Проследите за тем, чтобы дом был построен на расстоянии не меньше, чем 40 м от железнодорожной ветки. Даже если ваш участок расположен слишком близко, постройте дом не по центру, а как можно дальше (у края участка).
- Откажитесь от подвала под домом, лучше всего установить надёжный плиточный фундамент.
- На этапе строительства используйте резиновые подушки – они способны гасить колебания.
- Не стройте дом из бруса или лёгких каркасов, идеальный вариант – кирпич.
Вы можете сэкономить и сделать резиновые прокладки под фундамент своими руками – из старых автомобильных шин.
В заключение
Если вы купили дачный дом, не зная, что рядом находится железная дорога, начинайте сразу же решать проблему с повышенным шумом. Сначала необходимо усилить шумоизоляцию дома, а если эти меры окажутся неэффективными, то обратитесь в СанЭпидНадзор.
Сталкивались ли вы с повышенным шумом из-за близости железной дороги? Как решали проблему?
Предыдущая
DIY HomiusХитрый способ, как снять пожелтевший слой с пластикового подоконника до идеальной белизны
Следующая
DIY Homius5 нестандартных способов применения старого гибкого шланга
ВОЗМОЖН?