Как построить гараж с ямой своими руками

Как Построить Гараж с Ямой: Этапы Проведения Работ

Гараж со смотровой ямой

Гараж со смотровой ямой

Многие автолюбители неплохо разбираются в своей автотехнике и предпочитают ремонтировать её самостоятельно. А для этого нужна смотровая яма, которая без использования подъёмника обеспечивает возможность доступа к днищу кузова.

Сделать её можно, имея минимальные познания в строительстве и пошаговую инструкцию, которая расскажет, как построить гараж с ямой.

Размеры гаража и ямы

На выбор размера гаражного строения влияют габариты автомобиля, который будет в нём храниться.

Существует 4 класса машин, которые делятся по параметрам на:

  • малые (размеры 3,8*1,6 м, высота 1,7 м);

Машина малого класса

Машина малого класса

  • средние (размеры 4,3*1,7 м, высота 1,8м);

Машина среднего класса

Машина среднего класса

  • большие (размеры 5,16*2,1 м, высота 2,0 м);

Класс больших автомобилей

Класс больших автомобилей

  • коммерческие (размеры 5,5*2,45 м, высота 2,35 м).

Микроавтобус

Микроавтобус

Сколько прибавить к размерам машины

При расчёте параметров гаража в плане, к размерам машины прибавляются необходимые зазоры:

  1. между длинной стороной машины и стеной должно выдерживаться расстояние 80 см:
  2. между боковой стороной машины и колонной – 50 см;
  3. между «кормой» автомобиля спереди и сзади, и стеной должно быть 70 см.

Примечание: если гараж рассчитывается на 2 машины, которые будут ставиться рядом или друг за другом, кроме их параметров и допусков прибавляется ещё 60 см между ними.

Высота гаража определяется не как в обычных помещениях – от пола и до перекрытия, а до ближайшей к полу поверхности выступающего потолочного оборудования. Чаще всего это кронштейны подъёмных ворот, но могут быть и подвесные стеллажи, как на фото.

Высота гаража подбирается в зависимости от навесного оборудования

Высота гаража подбирается в зависимости от навесного оборудования

Что касается смотровой ямы, то её длина должна быть на 1 метр меньше длины автомобиля – либо такая же, если вы хотите устроить в торце небольшую нишу для хранения инструмента.

Ширина рассчитывается исходя из ширины колёсной базы, минус толщина стенки, и минус ширина колеса. В среднем для легкового автомобиля получается яма с размерами 3,0*0,8 м.

При определении размера ямы в плане ориентируемся на колёсную базу авто

При определении размера ямы в плане ориентируемся на колёсную базу авто

Глубина ямы должна быть такой, чтобы человек мог стоять во весь рост, не упираясь головой в «потолок». Двух метров обычно бывает достаточно.

Яма с боковым входом - размеры

Яма с боковым входом — размеры

Из чего строить

Если фундамент у гаража ленточный, то смотровую яму можно и даже нужно рыть тогда, когда стены будут полностью возведены и накрыты кровлей. Так хотя бы яма не будет наполняться водой, если вдруг пойдёт дождь.

Но прежде чем копать, необходимо прояснить гидрогеологическую обстановку на участке. А вдруг близко грунтовая вода?

Если же вы планируете делать гараж на плитном фундаменте, то заливать яму придётся только одновременно с ним. В противном случае, чтобы выкопать яму, пришлось бы резать фундаментную плиту, а этого допускать никак нельзя.

Как построить гараж с ямой: размеры, материалы, этапы выполнения работ
Как построить гараж с ямой: размеры, материалы, этапы выполнения работ
Как построить гараж с ямой: размеры, материалы, этапы выполнения работ
Как построить гараж с ямой: размеры, материалы, этапы выполнения работ

Чтобы грунт не осыпался, стенки ямы обязательно облицевать.

Если это не заводское изделие, которое просто опускают в вырытый шурф, то вариантов может быть несколько:

  1. Устроить своими руками опалубку по днищу и стенкам, и залить яму бетоном.
  2. Залить только плиту пола ямы, а стенки выложить глиняным кирпичом. Силикатный лучше не использовать, так как постепенно от контакта с влажным грунтом кладка будет терять прочность.
  3. По этой же причине для возведения стенок ямы лучше не применять блоки из ячеистых бетонов, а вот варианты с наполнителями из шлака, керамзита, полистирола и даже опилок, подойдут отлично.

Примечание: что касается стен самого гаража, то их можно возводить из любого материала, и не только каменного, но и дерева – в том числе, и по каркасной технологии.

Как построить гараж с ямой: размеры, материалы, этапы выполнения работ
Как построить гараж с ямой: размеры, материалы, этапы выполнения работ
Как построить гараж с ямой: размеры, материалы, этапы выполнения работ
Как построить гараж с ямой: размеры, материалы, этапы выполнения работ
Как построить гараж с ямой: размеры, материалы, этапы выполнения работ
Как построить гараж с ямой: размеры, материалы, этапы выполнения работ

Как сделать смотровую яму

Каждый вид материала имеет собственную технологию монтажа.

Говорить сразу обо всём всё равно не получится, а вот как сделать смотровую яму, мы расскажем подробно:

Шаги, фотоОписание процесса

Шаг 1 - Схема ямы с размерами

Шаг 1 — Схема ямы с размерами

Чаще всего рытьё котлована под яму начинают тогда, когда уже залит ленточный фундамент. При этом нужно обращать внимание на такие моменты:

  • Стенки котлована могут быть отвесными только на лёссовидных, глинистых и суглинистых почвах, так как они плотные и не осыпаются. В супесях предусматривается наклон 76 градусов, в песчаных и гравийных грунтах 63 градуса.
  • Размер ямы должен быть удобен для работы, а как определяются её размеры, было сказано в предыдущей главе.
  • Нужно принять меры к тому, чтобы при парковке машина провалилась в яму. Для этого по её бортам можно будет поставить колёсные отбойники.

Шаг 2 - Рытьё котлована

Шаг 2 — Рытьё котлована

На полу гаража чертим прямоугольник ямы с припуском на толщину стен и необходимость соблюдения уклона. Определяетесь с глубиной и выполняете земляные работы. Вынуть придётся порядка 9 м3 земли. Грунт вывозится на тележке, но часть его можно оставит для обратной засыпки.

Шаг 3 - Уплотнение дна котлована

Шаг 3 — Уплотнение дна котлована

Дно выкопанного котлована подсыпается щебнем, и окончательно выравнивается песком, с обязательной утрамбовкой каждого слоя.

шаг 4 - Ниша для инструментов

шаг 4 — Ниша для инструментов

Для удобства работы в яме, в её стенках можно предусмотреть ниши, куда можно положить инструмент. Делается это именно на стадии земляных работ, так как необходимо заранее сделать выемки грунта.

Шаг 5 - Гидроизоляция рубероидом

Шаг 5 — Гидроизоляция рубероидом

Далее можно приниматься за устройство дна и стенок ямы, которое начинается с её гидроизоляции. Если строить будете из кирпича или монолита, всю яму до верха нужно застлать рубероидом внахлёст, с проклеиванием стыков битумной мастикой.

На заметку: для заводской железобетонной ямы достаточно того, что снаружи она будет обмазана битумом.

Шаг 6 - Армирование стенок и пола ямы

Шаг 6 — Армирование стенок и пола ямы

Кирпичную кладку труднее сделать герметичной, так как здесь уязвимым местом являются швы. Поэтому монолитный вариант всегда надёжнее, и именно о нём по умолчанию мы и будем говорить.

Толщина пола ямы составляет порядка 6-7 см, стенок – 15 см. Армируют их стальной или композитной сеткой с ячейкой 10*10 см, толщиной 4-5 мм, хотя можно даже взять обыкновенную рабицу.

Важно, чтобы сетка отступала от стенок ямы на 2-3 см, чтобы получился защитный слой бетона.

Шаг 7 - Установка опалубки стенок

Шаг 7 — Установка опалубки стенок

Сначала на нужную высоту единой плитой заливается пол. Потом, когда он затвердеет, выставляется опалубка из OSB, но не сразу на всю высоту, а для послойного бетонирования.

В процессе установки опалубки выполняется и устройство стеновых ниш. Их потолок армируется по длине двумя-тремя стержнями арматуры диаметром 8 или 10 мм. Между собой они должны быть скреплены проволокой.

Шаг 8 - Бетонирование стенок

Шаг 8 — Бетонирование стенок

Класс бетона для заливки — В20, в него нужно обязательно добавлять водоотталкивающую присадку. Каждый слой должен хорошо утрамбовываться штыкованием.

В последнем ярусе нужно предусмотреть наклонные стаканы из обрезанной канализационной ПВХ-трубы, в которых будут устанавливаться светильники.

Шаг 9 – Затвердевание бетона

Шаг 9 – Затвердевание бетона

Снимать опалубку при плюсовой температуре можно будет дня через три. После этого нужно конструкции дать постоять неделю, прежде чем приступать к обратной засыпке.

Шаг 10 - Установка закладного обрамления

Шаг 10 — Установка закладного обрамления

Периметр ямы обрамляется закладной деталью, сваренной из 60 или 70-х уголков. К ним привариваются анкера из арматуры АIII, которые и замоноличиваются в бетон на стадии его заливки.

Шаг 11 - Устройство перекрывающего настила

Шаг 11 — Устройство перекрывающего настила

Остаётся сделать перекрытие ямы. Собирается оно из широких досок толщиной не менее 40 мм, либо щитов, сбитых из более узких досок.

Шаг 12 - Схема устройства ямы

Шаг 12 — Схема устройства ямы

В конечном итоге яма будет иметь вот такую структуру.
Читайте также:  Какова размера построить гараж

Заключение

Изготавливая в гараже смотровую яму, не следует забывать о вентиляции, которая предотвратит образование плесени. Она может быть как простой вытяжной, так и приточно-вытяжной.

В первом случае перед заливкой бетона нужно установить трубу, через которую воздух сможет циркулировать между ямой и боксом наверху. Для приточно-вытяжной вентиляции нужно установить дополнительную трубу с выходом наружу, и не доходящую до пола 15 см.

Готовая яма с удобной лестницей

Готовая яма с удобной лестницей

Важно так же, чтобы для спуска были удобные ступени, которые лучше изготовить из металла и приварить к обрамлению из уголка.

О том, как сделать лестницу для смотровой ямы, расскажет видео в этой статье.

Источник

Яма в гараже своими руками — (100+ фото) как построить смотровую яму в гараже

Проведение техобслуживания или мелкого ремонта автомобиля многие стараются делать сами. Чтобы не лежать под машиной на спине, необходима смотровая яма в гараже.

Проводку надо монтировать до того, как начнете класть/заливать стеныЯма в гараже своими руками - (100+ фото) как построить смотровую яму в гараже

Размеры смотровой ямы в гараже

Строгих рекомендаций по размерам ямы для гаража вы не найдете. Основываются в основном на параметрах машины и собственном росте. Габариты гаражной ямы выбираются из следующих соображений:

  • Ширина должна быть достаточной, чтобы вам в ней было удобно работать. В то же время она ограничивается расстоянием между колесами автомобиля — у каждого колеса должно быть пространство для маневра. В среднем ширина смотровой ямы от 80 см и больше.
  • Ее длина зависит от длины автомобиля. К размеру авто добавляют 1 метр. Этого достаточно для комфортного проведения работ.
  • Глубина считается в зависимости от роста: ваш рост + 10-15 см. В этом случае можно не беспокоиться о том, что ударитесь головой. При необходимости долговременной работы с поднятыми руками, можно сбить специальную табуретку небольшой высоты и становиться на нее. Еще немного поднять пол в смотровой яме можно за счет деревянных трапов.

Смотровая яма в разрезеЯма в гараже своими руками - (100+ фото) как построить смотровую яму в гараже

Это все далеко не догмы. Каждый делает так, как считает нужным. Некоторым глубокие ямы кажутся неудобными и они делают их практически ровно в рост, а иногда и ниже — в 1,5 метра. Если учесть клиренс авто, от пола ямы до дна авто получится порядка 1,7-1,8 метра. Можно сделать и так.

Еще момент по длине. Иногда длинную яму сделать не удается. Тогда ее делают примерно вполовину длины автомобиля, загоняя его передом или задом, в зависимости от того, какая часть машины нуждается в осмотре или ремонте.

Читайте также:  Как построить гараж сколько стоит

Теперь о том, где располагать яму в гараже. Обычно ее немного смещают к одной из стен, оставляя широкую сторону под установку оборудования, складирование запчастей и т.д. При этом от края ямы до ближней стены должно быть не менее 1 метра.

На этом параметры все. Только обратите внимание, что речь шла о чистовых размерах ямы. При разметке котлована необходимо будет добавить толщину на стенок, а копать глубже на высоту стяжки пола (если будете ее делать).

Из каких материалов делают

Смотровая яма в гараже (ее стенки) выкладывается кирпичом, тяжелыми строительными блоками, делают из монолитного бетона. Если говорить о кирпиче, то лучше использовать керамический кирпич: он не боится влажности. Стенки делают в полкирпича или в кирпич. Толщина стенка в зависимости от способа кладки получается 12 см или 25 см. Это необходимо учесть при разметке котлована.

Использовать кирпич можно на сухих, плотных грунтах. Уровень подземных вод должен быть низким. Если вода подходит высоко, лучше стенки ямы делать из армированного бетона.

Кирпичная смотровая яма в гаражеЯма в гараже своими руками - (100+ фото) как построить смотровую яму в гараже

Строительные блоки также необходимо выбирать те, которые не боятся повышенной влажности. Это бетонные блоки. Остальные если использовать, то с обязательной наружной гидроизоляцией, и то это не гарантия того, что они не рассыпятся, особенно если грунтовые вода располагаются близко.

С бетонной смотровой ямой все проще: бетон влаги не боится, от нее он только крепче становится. Для заливки стен используют бетон марки М 250, для пола достаточно М 200. Почему так? Потому что при зимнем пучении основная нагрузка приходится именно на стенки. Чтобы они не «сложились» требуется запас прочности, что достигается армированием и использованием бетона высокой прочности. Кстати, чтобы избежать пучения грунта под гаражом, надо хорошо сделать отмостку, чтобы вода уходила, а не впитывалась в грунт.

Толщина стенки при заливке смотровой ямы бетоном от 15 см. Стеки должны армироваться. Для этого используют готовую сетку с толщиной проволоки 5-6 мм и шагом 150 мм (если подземные воды глубоко) или вяжут каркас из арматуры диаметром 10-12 мм. Шаг установки арматуры — 20 см. Для большей прочности делать можно единый прут на дно и стены, изогнув его соответствующим образом.

Способы гидроизоляции

Смотровая яма в гараже может быть защищена от проникновения влаги двумя способами: при помощи наружной гидроизоляции, которая выполняется исключительно в процессе строительства, и внутренней, которую можно сделать и во время эксплуатации.

Наружная защита

Если в месте строительства гаража грунтовые воды находятся глубоко, ниже чем 2,5 метра и даже весной или после обильных дождей выше не поднимаются, можно обойтись и без гидроизоляции. С другой стороны, гидрологическая ситуация постоянно меняется, и там где раньше было сухо, может появится вода. Если смотровая яма в гараже уже построена, наружную гидроизоляцию не сделаешь. Остается только использовать пропитки глубокого проникновения чтобы уменьшить гигроскопичность стенок. Потому, если есть возможность, наружную изоляцию сделайте в любом случае.

Второй способ наружнойгидроизоляцииЯма в гараже своими руками - (100+ фото) как построить смотровую яму в гараже

Как предотвратить попадание влаги в смотровую яму в гараже? Чаще всего используют гидроизоляционные пленки или мембраны (бутилкаучук, акваизол и т.п.). Их укладывают полотнищами, застилая котлован от одного края до другого, с выпуская по 10-15 см с каждой стороны ямы на пол гаража. Полотнища укладывают внахлест. Они должны перекрываться не менее чем на 15 см. Чтобы получить более герметичный стык, их склеивают двухсторонним скотчем, можно в две полосы — в начале и конце «перехлеста». Пленку хорошо расправляют, чтобы она плотно прилегала к стенкам котлована. При дальнейших работах важно не повредить мембрану.

Внутренняя гидроизоляция

Внутренняя гидроизоляция — это обычно пропитка стен обмазочной гидроизоляцией. Если есть возможность — составом для бассейнов. Он создает водонепроницаемую плотную пленку, очень напоминающую резину. Она и имеет голубой цвет и после застывания хорошо моется. Обрабатывать этим составом лучше стенки два раза, а можно и больше.

Пропитка глубокого проникновения в разы снижает гигроскопичность материалаЯма в гараже своими руками - (100+ фото) как построить смотровую яму в гараже

Еще вариант — грунтовка глубокого проникновения на основе цемента. Содержащихся в ней полимерные частицы блокируют капилляры, по которым влага проникает сквозь толщу материала. Одна такая обработка в разы снижает гигроскопичность материала. В случае с водой в яме гаража необходима, как минимум, двукратная обработка (а лучше еще и больше).

Устройство кессона

Есть еще один вариант спастись от грунтовых — сделать металлический кессон. Варят из листового металла короб соответствующих размеров, обрабатывают антикоррозионными составами, затем устанавливают в котлован. Если сварные швы сделаны герметично, воды не будет, но может возникнуть другая проблема. При большом количестве вода может выдавить кессон. Говорят, что он «всплывает».

Чтобы избежать такой ситуации, к бокам кессона снаружи приваривают уголки, пруты, которые уходят на 1-1,5 метра в грунт. Чтобы при этом объем земляных работ не был очень уж большим (котлован с учетом этих распорок получается большой), можно схитрить. Перед установкой кессона вбить в грунт уголки или металлические стержни, выпустив их концы наружу. Приварить их к корпусу кессона можно после установки. Котлован все-таки придется делать больше (варить надо снаружи), но его размеры будут все-таки меньше. Второй плюс такого способа — стержни будут забиты в плотный грунт, а значит — будут лучше держать кессон.

Читайте также:  Как построить пол гаража

Еще один способ исключить»всплытие» кессона — сделать на некоторой высоте в стене дырку. Если вода поднимется до ее уровня, она начнет заливаться внутрь. Воду впоследствии можно откачать, главное, чтобы все осталось на месте. Устроенная по такому принципу смотровая яма в гараже, простояла более 20 лет — пока не проржавел металл.

Приямок для сбора воды

Если яма уже построена, а обмазочная гидроизоляция или пропитка не дали требуемого результата, надо или устраивать дренажную систему вокруг гаража, или собрать воду в одном месте. Для этого в гаражной смотровой яме, в одном из ее концов, делают приямок. В нем скапливается вода, откуда ее выкачивают насосом. Чтобы работала система в автоматическом режиме, ставят датчик наличия воды, который при срабатывании включает насос.

Под приямок делают опалубку, заливают бетоном. Потом делают гидроизоляцию приямка вместе с гидроизоляцией всей ямы. Для надежности можно поставить внутрь еще и металлический кессон.

Забетонировали, кессон придавили грузомЯма в гараже своими руками - (100+ фото) как построить смотровую яму в гаражеТеперь вода в кессонеЯма в гараже своими руками - (100+ фото) как построить смотровую яму в гаражеЭто металлический кессон для приямкаЯма в гараже своими руками - (100+ фото) как построить смотровую яму в гаражеСделали гидроизоляцию, из приямка откачиваем воду погружным насосом. Одновременно собираем армирующий каркас для бетонных стен смотровой ямыЯма в гараже своими руками - (100+ фото) как построить смотровую яму в гаражеВыкопан приямок, установлена опалубкаЯма в гараже своими руками - (100+ фото) как построить смотровую яму в гараже

Так как полностью от сырости в этом случае избавиться не получается, на пол ямы сбивают дощатый настил. Чтобы доски на гнили, их можно пропитать отработкой. Если не нравится ее запах, возьмите специальную пропитку для древесины, имеющей непосредственный контакт с грунтом (Сенеж Ультра, например).

Утепление смотровой ямы в гараже

Если вы много времени проводите в гараже, то и отопление у вас, скорее всего будет. Чтобы прогревалось все быстрее, имеет смысл яму утеплить. Лучше всего для этих целей подойдет ЭППС (экструдированный пенополистирол). Он выдерживает значительные нагрузки, не боится сырости, не гниет, на нем не размножаются грибки и бактерии.

Толщина ЭППС для создания ощутимого эффекта — от 50 мм. Закладывают его между грунтом и стенкой ямы. Тогда снаружи-внутрь яма будет выглядеть так:

  • гидроизоляционная пленка;
  • ЭППС;
  • стенка.

Это — экструдированный пенополистирол ЭППСЯма в гараже своими руками - (100+ фото) как построить смотровую яму в гараже

Пенополистирол можно закладывать и под стяжку на дне смотровой ямы. Поверх него обычно укладывают армирующую сетку, а затем заливают бетон.

Как сделать смотровую яму в гараже

После того как вы определились с размерами и тем, из какого материала будете делать стенки, какой они будут толщины, можно приступать к разметке котлована. Это можно сделать при помощи колышков,вбитых по периметру. Второй вариант — между кольями, вбитыми по углам, натянуть бечевку/веревку. По разметке начинаем копать котлован. Землю обычно выносят и временно складируют возле ворот.

Из кирпича: пошаговый фотоотчет

Начали копать котлованЯма в гараже своими руками - (100+ фото) как построить смотровую яму в гараже

Попутно с земляными работами отслеживайте влажность грунта. Если вы достигла проектной глубины (необходимая + толщина стяжки пола), а влаги так и нет, можно обойтись и без гидроизоляции. Тем, кто не хочет рисковать, можно посоветовать сразу стелить пленку.

Ровняем стенки. Идеальной геометрии добиваться не надо, но заметных горбов и ям быть не должно. Дно котлована тоже выравниваем, трамбуем, хорошо уплотняя грунт. Используют обычно ручную трамбовку. На дно насыпают слой щебня (два раза по 5 см), каждый слой тоже тщательно трамбуют. Далее идет слой песка. Его достаточно 5 см. Песок смачивают, трамбуют до высокой плотности — чтобы нога не отпечатывалась. Далее настилаем гидроизоляционную пленку.

Выстилаем дно и стенки гидроизоляционной пленкойЯма в гараже своими руками - (100+ фото) как построить смотровую яму в гараже

Ее хорошо разравниваем, заправляя в углы. Полотнища укладываем с перехлестом в 15 см, которые проклеиваем двусторонним скотчем. Чтобы края не скатывались, прижимаем подручными материалами — досками, камнями.

На дно укладываем слой утеплителя, на него — армирующую сетку из проволоки. Все это заливаем бетоном марки М 200. Толщина слоя — не менее 5 см. Чтобы при укладке проще было ориентироваться, на пленке делаем отметки, по которым можно контролировать толщину слоя.

Если использовать портландцемент М 400, пропорции будут следующие — цемента 1 часть, песка — 3, щебня средней и мелкой фракции — 5 частей.

Строится смотровая яма в гараже: пол залит бетономЯма в гараже своими руками - (100+ фото) как построить смотровую яму в гараже

Ждем несколько дней, пока бетон не наберет 50% прочности. Точный срок зависит от температуры. Если она в районе +20°C, ждать придется дней 5-6. Если +17°C это уже две недели.

Приступаем к выкладке стенок. Решено делать в полкирпича. Использовали кирпич б/у, пошло порядка 850 штук (размер ямы 4,2*0,8*1,7 м). До уровня локтя выкладывали стенки по кругу.

Возводим стенки в плокирпичаЯма в гараже своими руками - (100+ фото) как построить смотровую яму в гараже

На уровне 1,2 метра от пола решено сделать нишу для инструмента. Высота ее в 3 ряда кирпича, верх перекрыт обработанной доской.

Как сделана нища в ямеЯма в гараже своими руками - (100+ фото) как построить смотровую яму в гараже

Чтобы не пришлось выкладывать нишу из кирпича, вставлен вкладыш из металла. Сварен короб, подходящий по размерам.

Короб из металлаЯма в гараже своими руками - (100+ фото) как построить смотровую яму в гараже

Далее стенки выгонялись почти в уровень с полом гаража. Часть стен была заменена двумя отрезками швеллеров. В низ при необходимости упираются домкраты. На верхний ряд укладывается ме