Как построить лифт для дома своими руками

Свой «подъемник». Лифты пользователей портала

Реальные примеры подъемных устройств и советы начинающим «лифтостроителям» от наших умельцев.

В первой части статьи мы рассказывали о трудностях, подстерегающих тех, кто задумался о собственном лифте в доме. Конечно, истинных «самодельщиков», твердо уверенных в собственных инженерных силах, они лишь вдохновляют (на попытки) и раззадоривают (на дискуссии). Особенно тех, кто уже сделал подобный лифт у себя дома. И как показывает их опыт, у внимательного механика и хозяина всегда находится время и для регулярного техосмотра, и для установки многочисленных «защитных» приспособлений.

Пользователь Tehnoman выделяет следующие узлы «домашнего» лифта:

1. Оборудование приямка: натяжное устройство ограничителя скорости.
2. Привод (лебедка).
3. Кабина:

  • каркас кабины;
  • балка верхняя;
  • балка нижняя;
  • стояк;
  • ловитель;
  • купе кабины;
  • пол (подвижный или неподвижный);
  • привод дверей кабины.

4. Противовес.
5. Установка направляющих.
6. Дверь шахты.
7. Ограничитель скорости.

Судя по историям участников портала, они придерживаются именно такой компоновки (с небольшими вариациями).

…Несколько лет назад пользователь Дедуш закончил ремонт в стареньком деревенском доме. После всех переделок у него получилась просторная жилая комната внизу и спальня в мансарде. Оставалось только сделать лестницу на мансарду. Однако, изучив все варианты, умелец отказался от этой идеи: лестница заняла бы слишком много места, уменьшив площадь комнаты. В результате он решил сделать устройство, которое по своим характеристикам относит к подъемникам, поскольку «лифт — более сложное сооружение».

Тем не менее, свои функции оно выполняет исправно. «Пользуюсь подъемником три года, очень доволен», — писал Дедуш в 2014 году.

Схема устройства проста, утверждает он. Основные части подъемника – это кабина, направляющие с роликами, электрический тельфер и кнопки управления с ограничителями. Размеры кабины: 600*600 мм (длина-ширина), высота – 1800 мм. Боковые и задняя стенки кабины имеют сплошное ограждение, верх и вход оставлены без ограждения. Каркас сделан из бруска 45*45 мм. Электротельфер грузоподъемностью 300 кг располагается за стенкой мансарды на перекрытии. Несущий канат проходит вдоль стены.

По словам пользователя, сложнее всего ему было выбрать направляющие и ролики для кабины. В итоге поиски привели к направляющим и роликам для подвесных дверей массой до 100 кг. Ролики установлены по 2 штуки вверху и внизу кабины – верхняя пара работает на отрыв направляющих, нижняя – на сжатие.

Кабина такого лифта рассчитана на одного человека весом до 130 кг. Для управления подъемником использованы три двойные (вверх-вниз), с самовозвратом, кнопки: пока держишь кнопку, подъемник идет вверх или вниз. Когда отпускаешь, происходит остановка. Вся система управления переведена на 12 вольт. Вверху и внизу в схему включены концевые выключатели, обеспечивающие остановку в крайних положениях кабины. Скорость движения — 15 см в секунду.

Вкупе с кнопочным управлением такая скорость обеспечивают безопасность использования конструкции, считает форумчанин. Если в доме пропадет электричество, то можно будет спуститься или подняться по складной убирающейся лестнице. Систематически Дедуш проводит осмотр каната, однако за все время эксплуатации признаков износа он не обнаружил. 

Какие советы начинающим «лифтостроителям» дает умелец? По его словам, место крепления каната надо определять в зависимости от конкретной высоты кабины, высоты потолка мансарды и мест установки блоков для прохождения каната. Что касается длины каната, то ее нужно выбирать так, чтобы на барабан тельфера он укладывался в один ряд.

Это очень важно, уверяет Дедуш. Иначе при переходе на второй слой навивки будет небольшой рывок, который приведет к быстрому износу каната.

Похожий подъемник установил у себя более 10 лет назад и пользователь Дибор. В качестве подъемника также использовался китайский тельфер силой подъема 250 кг. Кабина у него, правда, открыта с трех сторон, катается по направляющим из «тридцатого» уголка на четырех роликах из подшипников. При проходе лифта люк на втором этаже поднимается крышей кабины и на ней же остается. При спуске — ложится на свое место на полу. Всего Дибор изготовил уже три подобных подъемника на лебедках (один из них — для погреба), плюс один гидравлический. «Кое-какой опыт уже имеется», — с удовлетворением замечает форумчанин. И делится наблюдениями с другими.

Диборучастник FORUMHOUSE

Лебедки я использую китайские, цена-качество оптимальные. Редуктор у них шестереночный, с электромагнитным тормозом, который «отпускается» только при подаче 220 Вт. В случае отсутствия электричества, поломки, сгорания катушки и пр. лебедка тормозится. Единственный значительный недостаток — сильный шум. Дополнительная смазка не помогает. Самое слабое место — это трос, желательно заменить сразу на более прочный с запасом в 2-3 раза. Эти лебедки при перегрузе просто «не едут», нужно отдать им должное, и не горят.

Как утверждает форумчанин, в монтаже лебедки есть важная особенность: крепить ее нужно строго горизонтально. В противном случае будут проблемы с намоткой троса. Сам трос пользователь смазывает «литолом» и тщательно следит за целостностью каната. Если вылезает хоть одна нитка — следует немедленная замена.

Читайте также:  Построить пол в ванной в доме

Что касается направляющих, то обычно Дибор применяет швеллера, к которым приварены кусочки уголка с отверстием. Сам швеллер, 60-ка, крепится к стене сквозными шпильками, дюбелями, либо приваривается к закладным. Самое главное — это параллельность направляющих между собой.

Несмотря на критику со стороны пользователя Vodopad, который подходит к установке лифта с позиции профессионала, Дибор отказался от использования противовесов. В «классической» схеме лифта этот элемент необходим для снижения нагрузки на двигатель и редуктор. Благодаря ему, двигатель перемещает только «полезный» груз. Но по мнению Дибора, в небольшом строении, таком, как коттеджный дом, противовес излишен.

Дибор

Лебедки или тельфера имеют значительную грузоподъемность при довольно небольшой мощности. Вес кабины до 100 кг+пару пассажиров, итого общий груз 300 кг. Берем лебедку на 500 кг, с хорошим запасом… Нужен ли противовес, тем более, что он занимает определенное место. У меня расстояние от кабины до стены — 2,5-3 см, лишь бы проходил кабель и трос. А с противовесом это еще два троса + габарит груза + головная боль с раскачиванием груза.

Но так поступают не все участники портала. К примеру, Duka свой лифт оборудовал противовесом, набранным из листового железа. Так же, как и кабина, он двигается по направляющим на 12 капроновых роликах. Масса контргруза — 160-190 кг.

Лифт перемещается со скоростью 0,3 м/сек. Из всех форумчан Duka, пожалуй, пошел дальше всех в оснащении своего лифта (тем более, что по мере эксплуатации подъемника и ремонта в доме он его постоянно модернизировал — в частности, перенес электропривод из мансарды в приямок подвала). Особое внимание дачник уделил безопасности конструкции. Шахта лифта максимально закрыта от проникновения. В зону работы подъемника никто из посторонних попасть не может: двери имеют «концевики», и при намеренном распахивании движение лифта блокируется. В будущем пользователь намерен установить еще замки на дверях и доводчики закрывания. Также предполагается создание автономной системы питания лифта, на случай внезапного отключения электричества.

Как отмечает Duka, за несколько лет использования серьезных поломок лифта не случалось. Единственное происшествие – выбивание «напруги» («геркон – не особенно надежный элемент для управления реле», — признает он). Свой подъемник Duka намерен модернизировать до последнего: в планах установка специальных ловителей, датчика скорости и т.д. Все это, разумеется, упирается в наличие времени и финансов.

Как видим, все описанные выше подъемники — электромеханические. Пользователь FORUMHOUSE под ником Konovital — единственный, кто «заморочился» с гидравлическим агрегатом. Тем примечательнее его изобретение.

Как и подобает классической «гидравлике», кабина поднимается вверх благодаря насосу, а опускается вниз — под собственным весом.

Свой дом Konovital начал строить пять лет назад. Решение об установке именно гидравлического лифта он принял сразу, что отразилось и в проекте строения. При устройстве фундамента в доме была сделана шахта для гидроцилиндра глубиной 3 метра. Когда дом достроили, вся семья переехала в него. В ноябре 2014 года Konovital заказал гидроцилиндр, и спустя три месяца его привезли. В январе начался монтаж гидросистемы. Как вспоминает дачник, он быстро отказался от предложений по изготовлению готовой маслостанции и считает, что был прав: «Спасибо поставщикам, у которых я два раза менял оборудование. Это третья схема».

Лифт поднимается на второй этаж всего за 10 секунд. Плавный пуск обеспечивает электродвигатель, в конечных точках вверху и внизу стоят герконы для остановки. Суммарный вес площадки и подъемного штока составляет 150 кг.

Оборудование, которое потребовалось для обустройства лифта: насос БГ 11-24А, гидроцилиндр с диаметром штока 56 мм, цилиндр 70 мм (длина хода — 3000 мм). Кроме того, в системе стоит гидрораспределитель 10 мм модульный с переделанной монтажной плитой («запараллелены каналы АВ и РТ»). Он работает, как гидроклапан.

Важные нюансы

Какие детали стоит учитывать каждому, кто соберется самостоятельно сооружать лифт в доме? Пользователь FORUMHOUSE с ником Veddary проанализировал дискуссию на форуме и обобщил рекомендации профессионалов.

Вот на что он советует обращать внимание.

  1. Шахта должна быть огороженной, с блокировкой движения лифта при открытии дверей.
  2. Использование лебедок и тельферов желательно с двумя канатами или в паре.
  3. Лебедка может быть переделана для использования шкива увеличенного размера, в целях избежания раннего износа троса и увеличения скорости движения лифта.
  4. Использование противовеса примерно 80% от веса кабины сильно снижает нагрузку на лебедку и уменьшает скорость разгона кабины при обрыве троса.
  5. Крайне желательно применение механических ловителей.
  6. В качестве ловителя может быть применена промышленная спасательная рулетка, рассчитанная на рывок в 600 кг.
  7. В целях обеспечения энергонезависимости перспективно применение автомобильных лебедок с питанием от аккумулятора и автоматической поддерживающей зарядкой.
  8. Желательно предусмотреть возможность эвакуации из лифта через нижний или боковой люк. При этом должно быть предусмотрено механическое стопорение кабины.
Читайте также:  Как построить свой дом за городом

Пользователь Vodopad добавляет свои «пять копеек».

Vodopad

Подвеска свободных концов к потолку (это лучше, чем к лебедке) должна быть балансирная. На равноплечем рычаге. И на рычаге должен стоять концевик, который отключает питание двигателя, если вытянется или оборвется один из канатов. На лифте это один из главных выключателей в цепи безопасности.

Как утверждает Vodopad, кабина подъемника никогда не должна опускаться непосредственно на упоры.

В нормальном – то есть безопасном – лифте расстояние от уровня первой остановки до буферов кабины составляет не менее 170 мм.

А выше последней остановки и ниже первой на 50 мм стоят выключатели безопасности. Они нужны для того, чтобы при пересечении лифтом крайних «границ» движения обесточивался силовой агрегат. И тогда кабина успевает остановиться еще до опускания на опоры. 

Специальный акцент форумчанин делает на таких приспособлениях, как ловители. Они предназначены для защиты кабины от падения в случае обрыва троса. Ни один пассажирский подъемник не обходится без ловителей, говорит Vodopad. Но проблема в том, что едва ли их можно будет изготовить в домашних условиях.

Vodopad

Сам бы я их делать не стал. Нужно искать подходящие заводского изготовления. Чаще всего ловители бывают клиновые, но вполне можно обойтись эксцентриковыми или кулачковыми, они проще. Приводятся в действие они от другого заводского устройства, ограничителя скорости. Или от рычага балансирной подвески при ее перекосе, когда используется прямая подвеска кабины (т.е. прикреплена к верхней балке кабины).

По словам Vodopad, на этажных площадках кабина должна останавливаться сама, от срабатывания специальных датчиков или этажных переключателей. Нельзя сидеть в кабине и жать на кнопку до тех пор, пока не покажется порог нужной остановки, подчеркивает пользователь. Лифт должен выполнять эту операцию автоматически. Так что на бытовых лебедках с точностью остановок будут большие проблемы — прогнозирует он.

На FORUMHOUSE – немало полезных самоделок от наших умельцев, в том числе – подъемник стройматериалов. А кто все же считает устройство лифта в доме делом дорогим и небезопасным, может ознакомиться с опытом портала по строительству лестниц. Посмотрите видео о доме, где хозяин многое построил своими руками и планирует сделать лифт.

Источник

Как сделать лифт своими руками

Стремление к комфорту – вполне нормальное желание. А человек, умеющий создать комфорт в доме, обязательно подумает, как сделать лифт своими руками. Часто подъёмный механизм — лифт необходим в погреб или подвал, на второй этаж в гараже или доме. Отдельная история — когда в доме проживают инвалиды либо пожилые люди.

Содержание
1. Принципы работы различных лифтовых систем.
2. Как сделать электромеханический лифт своими руками.
2.1 Общие параметры лифта.
2.2 Монтаж направляющих лифта.
2.3 Подъёмный механизм лифта.
3. Безопасность.

Видео-версия статьи

Предусмотреть монтаж лифта желательно ещё на этапе архитектурного проектирования. Установка лифта в законченном доме добавляет и работ, и финансовых затрат.

Принципы работы различных лифтовых систем

Лифтовые подъёмники подразделяются на следующие основные виды:

1) Электрический (электромеханический).
2) Гидравлический.
3) Пневматический (аэролифт).

Направляющие лифта своими руками

Направляющие лифта своими руками

Для движения лифта требуется некое силовое устройство, наиболее удобным и практичным питанием которого будет электричество. Поэтому электродвигатели входят в состав привода, независимо от его вида. Однако электрическими принято называть лифты наиболее распространенной, тросовой системы, вероятно, потому, что у них усилие двигателя непосредственно передаётся тросам, перемещающим кабину.

1. Электрический лифт, которым мы пользуемся в многоэтажных домах, работает по принципу противовеса: кабина закреплена на тросах, на других концах которых закреплён груз-противовес. Приводной механизм, расположенный в верхней части лифта (машинное отделение), получив электрический сигнал от кнопок панели, через шкив-колесо приводит систему в движении. Благодаря противовесу инерция кабины сводится к минимуму, что обеспечивает плавность движения и позволяет обойтись электродвигателем значительно меньшей мощности.

2. Гидравлический лифт работает по принципу домкрата. Электродвигатель создаёт давление жидкости в системе, гидроцилиндр толкает кабину вверх. На спуске электричество не потребляется. Этот вид лифтов не имеет противовесов и отличается бесшумностью. Но из-за высокого давления в гидравлической системе требует квалифицированного обслуживания и мощной силовой установки.

3. Кабина пневматического лифта работает как поршень. Для движения лифта вверх в аэрошахте над кабиной мощными вентиляторами создаётся разрежение воздуха. В результате повышенное давление под кабиной толкает её вверх. Для спуска давление сверху и снизу кабины выравнивается, и она плавно опускается вниз.

Пневматический лифт своими руками

Теперь зададим себе вопрос: как сделать лифт своими руками в доме, посильно ли это для рук и для кошелька?

Для пневматического лифта необходимы комплектующие, которые практически невозможно сделать своими руками. Если покупать готовые или заказывать их изготовление, теряется сама идея изготовления лифта своими руками. Да и окончательная стоимость округлится до такой цифры, что приобретение и монтаж готового аэролифта обойдется дешевле.

Читайте также:  Как построить машину и домами

Гидравлический лифт своими руками

Теперь – гидравлика. Увы, не менее сложно и дорого. Потребуется высокопроизводительная гидравлическая насосная станция, а стоит она недешево. Ну, а главное – гидроцилиндр. Даже для поднятия кабины лифта на один этаж требуется значительное выдвижение штоков. Подобные блоки имеются у автомобилей-самосвалов но, даже решив установить такой гидроцилиндр, мы столкнёмся с другой проблемой — опускание кабины. Гидроцилиндры автомобильного типа складываются под весом тяжёлой грузовой платформы самосвала. Веса кабины лифта тут будет недостаточно. Комбинирование из различных других готовых механизмов будет не менее сложно и дорого.

Решение вопроса, как самому сделать лифт очевидно: делать лифт электромеханический.

Как сделать электромеханический лифт своими руками

Общие параметры лифта

В нашем случае конструкция лифта, сделанного своими руками, это подвижная рама из квадратной трубы 60×40, которая движется между двух швеллеров – направляющих. По углам рамы попарно установлены 8 колёс, при этом оси одной пары (один угол рамы) расположены перпендикулярно друг к другу. Одно колесо упирается в стенку швеллера, другое – в полку. Такая конструкция обеспечивает свободное перемещение рамы лифта вверх-вниз, при этом надёжно фиксируя ее от фронтального и бокового смещения (Рис. 1).

К нижней части рамы привариваем грузовую платформу. Для обеспечения жёсткости конструкции платформу и раму связываем косоурами. При устройстве лифта потребуется применять сварочный аппарат, здесь рассказано как варить электросваркой подробно.

Расположение косоуров сверху или снизу диктуют конкретные условия помещения, поскольку каждый вариант имеет как плюсы, так и минусы. Косоуры расположенные над площадкой могут усложнить монтаж стенок кабины. Расположение косоуров снизу потребует удлинения подвижной рамы. В этом случае придётся делать приямок, иначе кабина лифта не будет доезжать до пола.

Схема направляющих электромеханического лифта своими руками

Схема направляющих электромеханического лифта своими руками

Монтаж направляющих

Швеллер для направляющих берём не меньше №10. Длина его зависит от требуемой высоты подъёма. Как показала практика, даже швеллер №12 при длине 7,5 метров имеет высокую гибкость, «играет» под собственным весом. Поэтому в процессе монтажа многократно контролируем вертикальность, проверяя ее в разных местах.

Швеллер крепим к стене через каждые 600 мм в двух точках. Для этого заранее привариваем к швеллеру крепёжные пластины, края которых выступают с двух сторон полки.

Чем крепить пластины к стене, зависит от её материала. В кирпич или бетон – анкеры по бетону 200×16, в газобетон – пластиковые анкеры для газобетона 10×120 и шурупы саморезы, в дерево шурупы-саморезы с шестигранной головкой, диаметром 4-5 мм (гвозди не применяем!).

Швеллеры - направляющие для электромеханического лифта с приваренными планками

Швеллеры — направляющие для электромеханического лифта с приваренными планками

Для монтажа второй направляющей ставим между швеллерами подвижную раму лифта в собранном виде (с колёсами), и постепенно поднимая её вверх, выставляем и крепим второй швеллер «по месту». Таким способом достигается максимально точная геометрия конструкции. Допуски будут минимальны, а значит, движение лифта – устойчивое, без раскачивания.

Подъёмный механизм

Решая вопрос как сделать лифт своими руками, особое внимание нужно уделить выбору силовой установки. Подойдет электрический тельфер с асинхронным двигателем и червячным редуктором. Такой механизм недорогой, надёжный и к тому же малошумящий.

Лебёдка электрическая

Лебёдка электрическая

В зависимости от места установки, поместить тельфер можно либо сверху, прикрепив к несущей металлической балке, либо снизу, в подвале или приямке, пропустив трос через закреплённый сверху ролик.

Наш домашний лифт рассчитан на одного человека, поэтому применять противовес нецелесообразно. Он лишь усложнит конструкцию и займёт дополнительное место.

Безопасность

Обязательно периодически осматриваем детали лифта. Особое внимание уделяем тросу, проверяя:

наличие смазки;
равномерность укладки на барабан;
отсутствие перегибов и разрыва нитей плетения;
исправность узлов крепления троса на барабане и раме лифта.

Двигатель электромеханического лифта с лебёдкой

Двигатель электромеханического лифта с лебёдкой

Нелишним будет сделать простую, но эффективную страховочную систему на случай обрыва основного троса. Для этого просто возьмем пару храповиков от инерционных ремней безопасности легкового автомобиля и установим между ними барабан со страховочным тросом. Сборка и крепление такого механизма не вызовет особых сложностей, а надежность его вполне достаточна, чтобы удержать значительный вес лифта с пассажиром.

В управляющем блоке для лифта, сделанного своими руками, предпочтительно применить кнопки без фиксации. По принципу: «нажал – едет, отпустил – не едет». И обязательно предусмотреть аварийную кнопку отключения эл. питания в случае «залипания» управляющей кнопки.

Кроме того, обязательно обеспечьте надежное заземление электрооборудования лифта.

Мы не упомянули об отделке кабины лифта. Это может быть либо окраска металлических деталей (по ссылке рассказано о том, как правильно красить металл) лифта, либо зашивка листовыми материалами, типа ОСП с последующей облицовкой. Думается, решив конструктивную часть вопроса как сделать лифт своими руками, работы по отделке не составят для вас особого труда.

Оставляйте ваши советы и комментарии ниже. Подписывайтесь на новостную рассылку. Успехов вам, и добра вашей семье!

Источник