Как построить логопедические занятия дома

Содержание статьи

Как организовать самостоятельно логопедическое занятие дома? Легко и просто.Совет логопеда.

Фото взято из интернета

Всем здравствуйте!

Мальчишки и девчонки, а так же их родители! Сегодня экран покажет Вам рубрику «Логопед выходного дня».

И в статье речь пойдет о том,как родителю самому организовать логопедическое занятие,не выходя из дома.

Ловите несколько примеров от меня,как от логопеда:

1. Все помнят, что ребенок лучше познает мир через игру? Так вот… Самым главным условием является — заниматься,играя:

«Отправляемся в путешествие с любимым героем…»

«Помогаем сказочному персонажу заговорить»

Фото взято из интернета

(«Ох, уж эта молчаливая Маша из мультика «Маша и Медведь»… Всё молчит и молчит….Давай-ка её научим разговаривать?»

Детям нравится этот приём,когда не их учат, а они. Тогда «маленький логопед» чувствует себя важной «цацкой-пецкой» и во всю включается в занятие).

относимся к языку, как к живому существу:

» Вот язычок катается на качелях-вверх-вниз, вот цокает,как лошадка-цок-цок», а вот язычок превращается в часики и ходит по губкам кругом».

Выполнять подобные упражнения всегда стоит перед зеркалом- ребенок должен своими глазами убедится,что язычок двигается так,как нужно.

Картинка взята из интернета

2. Если только приступили к занятиям,то начинаем с 5-ти минут, увеличивая каждый раз интервал на -5-10 мин. Занятие должно длится не больше 15-20 минут.

Помним золотое правило-«шо занадто- то не здраво».Не переутомляем ребенка и его нервную систему.

3. Организовуем занятие каждый день.

А именно ежедневно проводится:

— артикуляционная гимнастика(для каждого звука она своя,если нужно -дайте знать в комментах, расспишу для каждого звука подробнее)

— игры на развитие мелкой моторики( в простонародье- пальчиковая гимнастика и игра с мячиком су-джок,он продается в любом детском магазине игрушек)

-игры на развитие слухового внимания и фонематического звука.

(«Я скажу тихо какой-то звук,а ты попытайся его услышать и повторить».

Здесь маленькая хитрость,ловите безвозмездно. ????

Картинка взята из интернета

Я произношу звук — ребенок угадывает,но я притворяюсь «глухой бабкой», и шамкая, произношу: «Какой,какой звук говоришь? Ась-ась, ничего не слышно!Что -то совсем я стара стала,да глуха».????????????

Ребенок повторяет, желая помочь «глухой тетере» услышать им произносимое.

А я «убиваю двух зайцев одним выстрелом» — и слух развиваем и закрепляем таким образом звук,который был до этого проблемный.

Дальше пример игры на развитие фонематического слуха.????

«Хлопни в ладоши,если услышишь звук «ж» . С детьми всегда пользуется успехом. Её, как и упражнение с «глухой бабкой» — можно проводить даже гуляя на улице. Лишним не будет, а досуг точно останется скрашен. Ребята любят подобные игры.

Фото взято из интернета

— игры на развитие лексико-граматических категорий:

  • «Чей хвост?»(хвост лисы он чей?-лисий,а хвост у зайца-заячий)
  • «Варенье из малины,это какое варенье? — малиновое, а варенье из вишни-вишневое, и так далее…»(не переусердствуйте, не больше 5-6 слов — примеров)
  • «Кто лишний:лиса,заяц, помидор????, медведь?» Почему так думаешь?
  • «Каким бывает яблоко?»(круглым, зелёным, спелым, червивым, вкусным,сочным и т.д.)
  • «Назови какие ещё предметы в комнате круглые»(квадратные, зелёные, мягкие-твердые, и т.д)
  • «Как кто передвигается?» Ворона — летае, червяк- ползает…
  • «Один- много»- у меня один карандаш, а у тебя- много карандашей.

(Говорим ребенку,что Вы бедняк- и у Вас всего один предмет, а ребенок — «богатенький Буратино»,и у него всего много.)

Картинка взята из интернета

4. Занятие можно разбить на части:

— утром чистим зубы, после -перед зеркалом сразу проверили всё ли во рту на месте,как с утра работает язычок(выполняем ненавязчиво артикуляционную гимнастику)

Фото взято из интернета

— на улице закрепили звук с помощью фонематических игр.

-домой пришли — сели поиграть в пальчиковую гимнастику или в игры «Один-много» и прочее подобное.

5. Всегда поощряйте за успехи детёныша -будь-то наклейка на руку, или какая-то полезная вкусность.

На последок добавлю, что заставлять ребенка заниматься никогда не стоит.

Подайте ему пример, присядьте за столик и начните читать, лепить или рисовать.

Будьте ласковы и спокойны и тогда всё получится. Я Вам точно говорю.

Удачных Вам занятий????????

В комментариях обсуждаем все логопедические вопросы. Пишите, о чем Вам интересно почитать из мира логопедии?

Если было полезно,прошу поставить лайк, подписывайтесь на канал, впереди масса полезной информации????Спасибо Вам за просмотр????

Источник

как организовать логопедические занятия дома | Материал на тему:

Как организовать логопедические  занятия дома

Итак, вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком до того, как у вас появится возможность получить квалифицированную помощь.

Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться.

-Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.

-«Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т.п.).

-Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т.д. (или хотя бы картинки)

-Разрезные картинки из двух и более частей.

-Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (красочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и пр.) Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию».

Читайте также:  Построить фахверковые дома велеса

-Для развития мелкой моторики приобретите или сделайте сами игры: пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки и т.д.

-Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий.

Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.

Все занятия должны строиться по правилам игры!

Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом.

Редкий ребенок будет сидеть на месте и впитывать знания.

Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.

Советы логопеда

Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводятся:

-игры на развитие мелкой моторики,

-артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день),

-игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха,

—  игры на формирование лексико-грамматических категорий.

Развитие фонематического слуха

1.Этапы работы по дифференциации тихого и громкого звучания:

  1. знакомство с предметом (или его изображением) и звучанием;
  2. слушание за ширмой (или экраном) с четким указанием;
  3. угадывание по звучанию.

2.Этапы формирования фонематического компонента:

  1. различение изолированных фонем (звуков);
  2. различение звукоподражаний;
  3. различение слогов, сходных по звучанию.

— дифференцировать на слух гласные звуки А-О; напевно их произносить; играть с небольшой куклой (укладывать ее спать); получать радость от совместной игры с мамой.

-дифференцировать сходные по звучанию слоги (ба-па); проговаривать их в разном темпе : дифференцировать близкие по звучанию слоги (ба-бо); вырабатывать умение произносить слоги в разном ритме; (медленно, быстро);(Например: мячик прыгает- па, барабан- ба)

-различать сходные по звучанию звукоподражания (му- ме); соотносить звукоподражания с образами домашних животных (коза, корова);

3. Способность к дифференцировке слуховых сигналов, где широко используются звучащие игрушки: погремушки, колокольчики, свистульки, металлофоны, барабаны, бубны и другие. Начинать работу надо с пар игрушек с резко контрастным звучанием.

Играя со звучащими игрушками, ребенок исподволь учится различать звуки: по продолжительности звучания (длинные -короткие), по высоте звучания (высокие-низкие), по громкости (громкие — тихие). Учится передавать элементарный ритмический рисунок, темп, силу звучания.

-Учить отбивать ритм (на барабане, в ладоши, на столе…) I I      I I I      I I I I       I   II и.т.п

4.Фонематическое восприятие — способность воспринимать и различать звуки речи. Детей раннего возраста учим прислушиваться к речевым звукам; различать слова и звукоподражания, отличающиеся одним или несколькими звуками различать близкие по звучанию слова: «мама»—«Маня», «папа» — «баба», «деда» — «дядя»; различать близкие по звучанию звукоподражания: бам-бум-бом; произносить звукоподражания; : различать близкие по звучанию звукоподражания: «кап-кап», «куп-куп» различать похожие по звучанию слова: «кошка—ложка», «утка—дудка», «щенки—венки», «овечка—колечко»; «шарик—фонарик», «хлопушка—петрушка», «мышка—мишка»; «шапка—шубка», «Машутка—Мишутка»; «мишка—мышка», «суп—зуб»; «крыса- крыша», «санки- танки»…: различать близкие по звучанию звукоподражания: «ту-ту-ту»(поезд), «ду-ду-ду»(пароход), отличающиеся звонким и глухим согласным одной пары; показывать соответствующую звукоподражанию картинку; «пи-пи-пи», «би-би-би»..

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться    небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Упражнения для губ

“Улыбка” — удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

“Заборчик”- рот открыт. Верхние и нижние резцы обнажены, губы растянуты в улыбке.

“Трубочка (Хоботок)”- вытягивание сомкнутых губ вперед.

“Колечко”- рот открыт, принимает форму колечка.

Статические упражнения для языка

“Птенчики”- рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

“Лопата”- рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

“Чашечка”- рот широко открыт, широкий язык в форме чашечки поднят кверху, передний и боковые края языка подняты, но не касаются зубов.

Чашечка вне ротовой полости и в ротовой полости.

“Иголочка”- рот открыт, узкий напряженный язык высунут вперед.

“Грибок”- рот открыт, язык широкий, плоский присосать к твердому небу.

“Горка”- рот открыт, широкий язык опущен за нижние зубы и упирается в них. Спинка языка поднята вверх.

Динамические упражнения для языка

“Часики”- рот приоткрыт, кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта (вправо влево).

“Орешек в рту”- рот закрыт, напряженным языком упереться то в одну то в другую щеку.

“Вкусное варенье”- рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу туда обратно.

“Почистим зубы”- рот приоткрыт, кончиком языка “почистить” верхние и нижние зубы, делая круговые движения языка между губами и зубами.

“Качели”- рот открыт, движение языка вверх вниз, (к верхней — нижней губе, к верхним — нижним зубам, за верхние нижние зубы).

“Змейка”- рот открыт, узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

“Маляр”- рот открыт, “погладить” кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед- назад.

“Гармошка”- улыбнуться, открыть рот, медленно щелкнуть языком и присосать его к небу, не опуская язык открывать и закрывать рот ( подъязычная связка растягивается как меха гармошки).

“Индюк” — рот приоткрыт, положить язык на верхнюю губу и делать движение широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, как бы поглаживая губу, убыстряя темп, добавить голос, пока не послышаться: бл-бл-бл.

“Лошадка”- рот приоткрыт, щелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Нижняя челюсть и губы не двигаются, работает только язык.

“Фокус”- учить направлять воздушную струю посредине языка. Рот приоткрыть,  язык “чашечкой” высунуть вперед и приподнять, сдуть ватку, положенную на кончике носа. При этом ватка взлетает строго вверх.

Читайте также:  Я хочу построить дом 8х8

“Барабанщик”(Дятел)- улыбнуться, приоткрыть рот. Постучать кончиком языка за верхними зубами, отчетливо произнося твердый звук [д]. Сначало медленно, затем убыстряя темп.

Упражнения на растягивание подъязычной связки

-маляр

-качели

-вкусное варенье

-лошадка

-грибок

— гармошка

-дятел

-фокус

На блюдечко можно положить немного сгущёнки, сметаны, варенья…, и слизывать её язычком как котёнок. Можно лизать язычком мороженое.

Развитие мелкой моторики

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

Роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.

1)Рисование, обводка, штриховка

Необходимо приучать детей раскрашивать карандашами, а не фломастерами, т.к. при работе с карандашами лучше развивается моторика, формируется нажим.

Необходимо приучать детей штриховать в одном направлении, не переворачивать листок.

2)Шнуровка, завязывание узлов, застегивание пуговиц

3) Игры с крупой

-выкладывание узора(солнышко, домик,снеговик,шарик и.т.п.)

-сортировка круп(разложить фасоль и горох в разные формочки)

-собери крупу в бутылочку с узким горлышком…

4)Выложи узор

-палочками

-спичками

-нитками

-шнурками

-пуговицами и. т .п.

5)Лепка

Источник

Как организовать самостоятельно логопедическое занятие дома? Легко и просто.Совет логопеда.

Фото взято из интернета

Всем здравствуйте!

Мальчишки и девчонки, а так же их родители! Сегодня экран покажет Вам рубрику «Логопед выходного дня».

И в статье речь пойдет о том,как родителю самому организовать логопедическое занятие,не выходя из дома.

Ловите несколько примеров от меня,как от логопеда:

1. Все помнят, что ребенок лучше познает мир через игру? Так вот… Самым главным условием является — заниматься,играя:

«Отправляемся в путешествие с любимым героем…»

«Помогаем сказочному персонажу заговорить»

Фото взято из интернета

(«Ох, уж эта молчаливая Маша из мультика «Маша и Медведь»… Всё молчит и молчит….Давай-ка её научим разговаривать?»

Детям нравится этот приём,когда не их учат, а они. Тогда «маленький логопед» чувствует себя важной «цацкой-пецкой» и во всю включается в занятие).

относимся к языку, как к живому существу:

» Вот язычок катается на качелях-вверх-вниз, вот цокает,как лошадка-цок-цок», а вот язычок превращается в часики и ходит по губкам кругом».

Выполнять подобные упражнения всегда стоит перед зеркалом- ребенок должен своими глазами убедится,что язычок двигается так,как нужно.

Картинка взята из интернета

2. Если только приступили к занятиям,то начинаем с 5-ти минут, увеличивая каждый раз интервал на -5-10 мин. Занятие должно длится не больше 15-20 минут.

Помним золотое правило-«шо занадто- то не здраво».Не переутомляем ребенка и его нервную систему.

3. Организовуем занятие каждый день.

А именно ежедневно проводится:

— артикуляционная гимнастика(для каждого звука она своя,если нужно -дайте знать в комментах, расспишу для каждого звука подробнее)

— игры на развитие мелкой моторики( в простонародье- пальчиковая гимнастика и игра с мячиком су-джок,он продается в любом детском магазине игрушек)

-игры на развитие слухового внимания и фонематического звука.

(«Я скажу тихо какой-то звук,а ты попытайся его услышать и повторить».

Здесь маленькая хитрость,ловите безвозмездно. ????

Картинка взята из интернета

Я произношу звук — ребенок угадывает,но я притворяюсь «глухой бабкой», и шамкая, произношу: «Какой,какой звук говоришь? Ась-ась, ничего не слышно!Что -то совсем я стара стала,да глуха».????????????

Ребенок повторяет, желая помочь «глухой тетере» услышать им произносимое.

А я «убиваю двух зайцев одним выстрелом» — и слух развиваем и закрепляем таким образом звук,который был до этого проблемный.

Дальше пример игры на развитие фонематического слуха.????

«Хлопни в ладоши,если услышишь звук «ж» . С детьми всегда пользуется успехом. Её, как и упражнение с «глухой бабкой» — можно проводить даже гуляя на улице. Лишним не будет, а досуг точно останется скрашен. Ребята любят подобные игры.

Фото взято из интернета

— игры на развитие лексико-граматических категорий:

  • «Чей хвост?»(хвост лисы он чей?-лисий,а хвост у зайца-заячий)
  • «Варенье из малины,это какое варенье? — малиновое, а варенье из вишни-вишневое, и так далее…»(не переусердствуйте, не больше 5-6 слов — примеров)
  • «Кто лишний:лиса,заяц, помидор????, медведь?» Почему так думаешь?
  • «Каким бывает яблоко?»(круглым, зелёным, спелым, червивым, вкусным,сочным и т.д.)
  • «Назови какие ещё предметы в комнате круглые»(квадратные, зелёные, мягкие-твердые, и т.д)
  • «Как кто передвигается?» Ворона — летае, червяк- ползает…
  • «Один- много»- у меня один карандаш, а у тебя- много карандашей.

(Говорим ребенку,что Вы бедняк- и у Вас всего один предмет, а ребенок — «богатенький Буратино»,и у него всего много.)

Картинка взята из интернета

4. Занятие можно разбить на части:

— утром чистим зубы, после -перед зеркалом сразу проверили всё ли во рту на месте,как с утра работает язычок(выполняем ненавязчиво артикуляционную гимнастику)

Фото взято из интернета

— на улице закрепили звук с помощью фонематических игр.

-домой пришли — сели поиграть в пальчиковую гимнастику или в игры «Один-много» и прочее подобное.

5. Всегда поощряйте за успехи детёныша -будь-то наклейка на руку, или какая-то полезная вкусность.

На последок добавлю, что заставлять ребенка заниматься никогда не стоит.

Подайте ему пример, присядьте за столик и начните читать, лепить или рисовать.

Будьте ласковы и спокойны и тогда всё получится. Я Вам точно говорю.

Удачных Вам занятий????????

В комментариях обсуждаем все логопедические вопросы. Пишите, о чем Вам интересно почитать из мира логопедии?

Если было полезно,прошу поставить лайк, подписывайтесь на канал, впереди масса полезной информации????Спасибо Вам за просмотр????

Источник

упражнения для речевого развития дома

Речь для детей 4-5 лет является основным способом социализации. Именно в это время они начинают активно разговаривать, заводить знакомства, логически мыслить и рассуждать. Родителям важно не упустить момент и начать ставить правильную речь чем раньше, тем лучше. Если ребенку уже четыре года, самое время этим заняться.

Речевые особенности детей 4-5 лет

В этом возрасте дети начинают активно пополнять свой словарный запас. Так, к 5 годам в среднем у ребенка уже около трех тысяч слов в запасе. Кроме этого, пятилетки начинают создавать более сложные конструкции предложений. Если раньше они состояли максимум из 3-4 слов, то в этом возрасте одно предложение может насчитывать до 10 слов.

Логопедические занятия для детей 4-5 лет очень важны

Не всегда предложения, выдаваемые ребенком в возрасте 4-5 лет, логически правильно построены. Если ребенок рассказывает долгую историю или пересказывает сказку, его не нужно поправлять, если потерялась основная мысль или логика. Для этого возраста это в пределах нормы.

Обратите внимание! Также в пять лет часто дети не только рассказывают, что увидели или услышали, но и сами составляют истории, не опираясь на свой жизненный опыт. Это лишь еще раз подтверждает правильность развития. Нелепые истории — одна из его составляющих.

Основные характеристики речи ребенка в 4-5 лет

К пяти годам ребенок уже начинает различать звуки и способен определить присутствие или отсутствие того или иного звука в определенном слове. В норме в период 4-5 лет ребенок уже должен закончить формирование произношения определенных звуков и букв, которые раньше давались с трудом. Так, например, в 4 года уже должны в речи присутствовать все шипящие звуки. А к 5 годам ребенок должен освоить такие сложные звуки, как «л» и «р».

Читайте также:  Построить двух квартирный дом

На практике далеко не всегда все так идеально и больше половины детей имеют некоторые речевые отклонения. Встречается следующая недоразвитость речи:

  • фонетическая;
  • фонетико-фонематическая;
  • общая.

Важно! Говоря проще, дети не узнают, не различают или испытывают серьезные трудности с произношением звуков.

Как правильно проводить занятия дома

Не обязательно сразу бежать к логопеду. Для начала можно попробовать упражнения для логопедических занятий для детей 4-5 лет дома. Они помогут ребенку освоить правильную речь, научиться слышать и произносить недостающие звуки.

С детьми обязательно надо заниматься дома, чтобы они научились правильно произносить звуки

Обычно логопеды советуют соблюдать такие несложные правила:

  • Занятия должны выполнять каждый день, обязательно в дружественной для малыша обстановке.
  • Обязательно проводить уроки в игровом виде. Важно увлечь ребенка, чтобы задания не казались ему скучными и неинтересными. Можно даже устроить как будто соревнования, кто лучше или быстрее выполнит задания.
  • Нельзя критиковать и делать ребенку язвительные замечания. Так охота учиться чему-то новому пропадет совсем. Обязательно хвалить малыша, когда он справляется с поставленной задачей. Даже если что-то не получается, нужно хвалить за то, что он старался.
  • Для занятий обязательно использовать литературу, которая призвана помочь родителям самостоятельно заниматься ребенком. Есть специальные справочники по логопедии, где много всевозможных упражнений для малышей, а также рекомендации для родителей.
  • Логопедическое упражнение для детей 4-5 лет можно превратить в удовольствие, если корректировать речь, изучая стишки, скороговорки. Они не только позволят ребенку быстро уловить нужные звуки, но и положительно скажутся на развитии памяти.
  • Надо показывать своему ребенку пример правильной речи. Четко произносить все слова, чтобы малыш понимал и отчетливо слышал, что ему говорят. Разговаривать с ним надо как можно больше, вести беседы на любые темы, рассказывать разные истории.

Качественная разминка для губ и языка

Разминка губ и языка играет важную роль в формировании правильной речи.

Обратите внимание! Малыш начнет произносить слова четче, не проглатывая окончания.

Занятия в качестве разминки :

  1. Растянуть губы в улыбке, не показывая зубы. Улыбаться нужно стараться как можно шире.
  2. Вытягивать губы вперед, как будто они хоботок слоника.
  3. По очереди надувать то одну, то другую щеку, потом в том же порядке втягивать их.
  4. Открыть рот и тянуть нижнюю челюсть как можно ниже, при этом держась языком за небо.
  5. Открыть рот, высунуть язык. Затем убрать его в рот. Делать такое упражнение на протяжении 15 секунд.
  6. Вытащить язык и дуть на кусочек ватки на столе, пока он не упадет со стола. Дуть губами запрещено.
  7. Кончиком языка водить сначала по верхним зубам с внутренней стороны, затем по нижним.
  8. «Почесать» язык зубами, упираясь в нижнюю десну.

Важно! Чтобы добиться видимых результатов, нужно регулярно выполнять эти упражнения. Каждое из них надо повторять не меньше 5-6 раз.

Упражнения для общего развития речи в домашних условиях

Дома необходимо обязательно регулярно проводить логопедические занятия для детей 4-5 лет, упражнения которых включают в себя не только речевую часть, но и гимнастику для органов речи и пальчиков.

Пальчиковая гимнастика

Данный комплекс простых упражнений стимулирует отдел в мозговом центре, который отвечает за правильную речь. Именно поэтому занятия на мелкую моторику нужны не только самым маленьким, но и дошкольникам.

Пальчиковая гимнастика стимулирует отдел головного мозга, отвечающего за правильную речь

Все упражнения делаются по 8-10 повторов:

  1. «Открывание» и «закрывание» пальцев на каждой руке. Сначала по очереди, потом вместе. Постепенно можно увеличивать скорость.
  2. Положить руки на стол: левая касается стола ладошкой, правая — тыльной стороной. Затем одновременно руки надо перевернуть.
  3. Сначала изобразить речку: сложить руки, ладонями вверх, как будто в них набрана вода. Затем изобразить пароход — сложить ладони вместе, прижать большие пальцы друг к другу и поднять их вверх. Потом изобразить приплывших рыбок: прижать все пальцы друг к другу, ладони вместе и сделать руками движения, как будто плывет рыбка.
  4. Изобразить дерево с ветками — руки вертикально, пальцы растопырены в разные стороны. Затем показать корни дерева — в том же положении перевести руки пальцами вниз. Затем показать листопад: быстро-быстро сжимать и разжимать пальцы.

Артикуляционная гимнастика

Эти упражнения направлены на развитие языка — главного органа, отвечающего за правильность произношения звуков.

Обратите внимание! Благодаря регулярным тренировкам по артикуляционной гимнастики вскоре ребенок начнет произносить даже самые сложные для него звуки.

  1. Улыбнуться как можно шире, зубы сомкнуты, находятся ровно друг на друге. Задержаться в таком положении и отсчитать 10 секунд.
  2. Вытянуть губы вперед и сделать вид, как будто слон набирает воду хоботом. Задержаться 10 секунд в таком положении.
  3. Изобразить змейку: широко улыбнуться, высунуть язык трубочкой, затем спрятать назад.
  4. Широко открыть рот и делать языком «цоканье», изображая лошадь. При этом важно следить, чтобы у ребенка нижняя челюсть была неподвижной, а работал только язык.
  5. Широко улыбнуться, высунуть язык как можно дальше и зажать его слегка зубами. В таком положении «протащить» язык назад в рот.
  6. Широко открыть рот, высунуть язык и изобразить часы — переставлять язык от одного уголка рта к другому.

Все эти упражнения повторять по 8-10 раз или в течение 10-15 секунд.

Игры для развития фонематического звука

Логопедические игры для 4-5-летних детей на развитие фонематического звука должны быть обязательно включены в ежедневные занятия. Они простые и одновременно интересные, а результаты не заставят себя долго ждать. Уже спустя месяц регулярных упражнений, качество детской речи заметно улучшится.

  • «Игра в тишину». Эта игра очень простая. Ребенку предлагается на 2 минуты не произносить ни звука и закрыть глаза. Как только время вышло, потом попросить малыша рассказать, какие звуки он слышал.
  • «Хлопок-топот». Суть игры: заранее договориться с ребенком, на какой звук он будет топать, а на какой — хлопать. Например, если слышит звук [ш], то топает ножкой, если звук [р], то хлопает ладошками. Далее взрослый называет разные звуки, а когда ребенок слышит нужные ему, хлопает или топает.
  • «Поймай слово». Суть этой игры проста: ребенку задается слово, услышав которое он должен будет хлопнуть в ладоши. Далее взрослый называет по очереди несколько слов, схожих по звучанию. Как только ребенок услышит нужное ему, должен хлопнуть в ладоши.

Для развития фонематического звука необходимо регулярно играть в логопедические игры

Особенности отработки шипящих звуков

Чтобы научить ребенка правильно произносить шипящие звуки, нужно сначала поставить свистящие. Если ребенок на четвертом году жизни научился произносить свистящие звуки, то с шипящими не должно быть проблем. Поставить их можно с помощью нескольких простых упражнений.

  • «Непослушный язык». Ребенок высовывает кончик языка изо рта. Затем слегка шлепает по нему пальчиками, при этом произнося: «пя-пя-пя».
  • «Вкусное варенье». Нижняя губа оттягивается книзу так, чтобы были видны зубы. А кончиком языка облизывается верхняя губа, как будто там очень сладко. При этом во время выполнения упражнения нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.
  • «Спрячь конфетку». Рот закрыт. Напрячь язык и дотронуться до левой, потом до правой щеки. Как будто за щекой прячется конфетка.

Упражнения повторять не меньше 5 раз.

Обратите внимание! Постановка звуков родной речи для детей очень важна. Она поможет им не только идти на контакт со сверстниками, но и лучше осваивать дошкольную и школьную программу. В силах родителей помочь детям избежать трудностей в будущем и вовремя поставить правильно звуки.

Источник