Как построить многоэтажный гараж
Многоэтажные гаражи
Оглавление:
- Многоярусные стоянки, для чего они нужны
- Виды и разновидности многоэтажных гаражей
- Многоэтажные гаражи рампового типа
- Механизированный тип многоэтажных парковок
- Механические парковки цилиндрического объема, имеющие радиальную постановку машин
- Немного о составе помещений многоярусных паркингов
Когда речь заходит о многоэтажных гаражах, имеются в виду специализированные сооружения, которые предназначены для размещения в минимальных объемах как можно большего количества автомашин. Типовой проект многоэтажного гаража должен включать в себя ярусы, расположенные один под другим, выездные и въездные рампы, топливные резервуары и заправочные колонки, мастерские технического обслуживания.
Многоярусные стоянки, для чего они нужны
Автолюбители, пользующиеся такими гаражами, разделяются на две категории: нуждающиеся в непродолжительном и длительном сохранении автомашин. Люди из первой категории приезжают, чтобы сделать покупки или ненадолго посещают общественные и государственные учреждения. Поэтому для них не приемлемы рампы для въезда на шестой этаж стоянки – они будут искать необходимые места для парковки на улице или вообще уедут. Нужды таких гостей могут обеспечить или гаражи, высотой не более четырех этажей или им надо выделять места в нижних этажах более высоких стоянок.
Как правило, на первом этаже многоярусных парковок размещаются станции технического обслуживания пользователей, заправочные колонки и т.д. Места для стоянки располагаются на прилагающей площади, а также перекрытии над первым этажом.
Те автомобилисты, кому нужно длительное хранение машин, охотно используют высотные многоэтажные гаражи. Наиболее часто они оставляют авто в парковке на весь рабочий день. К ним примыкает категория водителей, которым надо оставить где-либо автомашину на два-три часа для исполнения хозяйственных и профессиональных нужд во время рабочего дня. Они не слишком спешат и время, затраченное на въезд/ выезд с 4- 7-го этажа подземного или наземного гаража не служит для них большим препятствием. Сейчас, обычно, осуществляется строительство многоэтажных гаражей, имеющих въездные рампы, двух видов. Первый из них обладает горизонтальными площадками для парковки машин и горизонтальным же членением фасада. Размещаются наклонные площадки, от одной половины этажа к другой, в поперечных проездах. Места парковок в гаражах второго типа размещены в рампе, имеющей наклон (так называемый, наклонный пол), это превращает весь многоярусный гараж в пологую непрерывную спираль.
Виды и разновидности многоэтажных гаражей
Гаражи-автостоянки, по расположению, делятся на подземные и наземные. Этажность их может быть самой разной, вплоть до семиэтажных. По способам перемещения автомашин внутри, они разделяются на парковки с самоходным и механизированным передвижением автомобилей. Многоярусные гаражи планируются по двум основным типам: манежному и боксовому. В первом случае машины располагаются в одном большом общем помещении или – манеже, во втором же – в небольших отдельных помещениях – боксах. Есть и комбинированный вариант планировки – манежнобоксовая, при которой боксы размещены внутри манежа.
В боксовых гаражах применяется однорядная или двухрядная расстановка автомашин, они не имеют внутреннего проезда. В манежных аналогах используют любые способы расстановки, обязательно с внутренними проездами, а кроме этого – прямоточную многорядную расстановку.
Важно
Размер машиноместа для типовых многоярусных гаражей, предназначенных для легковых автомашин, минимально должен быть равен 4.6метра на 2.2метра.
Минимальная ширина парковки (ширина проезда + длина автомашины + нормативные отступы) – 15метров. Эти параметры нормируются при условиях расстановки автомашин под углом в 90° к проезду. Автомобильные места, так же, как и остальные габаритные параметры парковки, рассчитываются в соответствии с усредненными размерами «расчетного» или «эталонного» автомобиля. Таковым можно считать автомобиль с габаритами: длина – 4.1метра, ширина – 1.7метра, высота – 1.6метра, необходимый радиус поворота – 5.5метра.
По числу расстановочных рядов многоэтажные стоянки делятся на однорядные, двухрядные и многорядные. Однорядный тип расстановки дает возможность независимого выезда с места парковки для всех автомашин. По углу постановки авто к оси наружного или внутреннего проезда, как прямоточная, так и тупиковая расстановки, разделяются на косоугольные и прямоугольные. При прямоугольном типе расстановки продольная ось машины образует с осью проезда угол в 90°, а при косоугольном типе – этот угол равен 30°- 60°.
Важно
Самой выгодной финансово и вместительной является постановка авто перпендикулярно дороге, иными словами – прямоугольная.
Многоэтажные гаражи рампового типа
Конструкция рамп, их число и организация передвижения на них, оказывают прямое влияние на планировку парковки. Рампы подразделяются:
- по местоположению относительно сооружения – на внутренние и наружные;
- по очертаниям в планах – на криволинейные и прямолинейные;
- по числу полос движения – на двухпутные и однопутные;
- по высотам подъема – на полурампы и полные рампы;
- по расположению, относительно друг друга – на перекрестные, параллельные, раздельные, смежные;
- по организации передвижения и построению в пространстве – на двухходовые и одноходовые;
- по характеру передвижения – на непрерывные и прерывные.
Разновидность многоярусных гаражей с самоходным передвижением автомашин – скатные стоянки, в них рампы не обустраивают или они являются дополняющим элементом. Особенность таких парковок то, что в них устроены на всех этажах полы с наклоном, по которым и происходит как внутриэтажное, так и межэтажное передвижение автомашин. На них же, одновременно, располагаются парковочные места для авто, расставляемых поперек наклона пола. При строительстве многоэтажных гаражей должны быть оборудованы такие виды рамп:
1.При предполагаемом количестве 100 машиномест и менее, размещаемых на всех этажах паркинга, кроме первого – одна рампа однопутного типа, служащая и для подъема и для спуска.
2.При проекте на 100 – 200 автомашин, устанавливаемых на всех этажах, помимо первого – одна рампа двухпутного типа. Одна из полос ее предназначается для подъема, а соседняя – для спуска.
3.При планировании гаража на больше, чем 200 автомобилей, ставящихся на всех этажах, помимо первого – две рампы однопутного типа. Первая из них служит для спуска, вторая – для подъема.
В проекте многоэтажного гаража уклон рампы отображают в процентах, градусах, или в соотношении высоты подъема и длины проекции наклонной поверхности по горизонтали.
Важно
Для современных легковых автомашин уклоны максимально должны варьироваться от 14° до 18° или от 1:4 до 1:3 соотношения высоты к длине или от 24% до З1%, конкретная цифра зависит от очертания и длины рампы. На переходных частях рампы уклоны должны быть в два раза меньше базы авто и в любом случае, он не должен быть выше 7- 8 % (если уклон рампы около 15 %).
Усредненные уклоны рамповых устройств:
- наклонные полы – 1:25 или 4 %;
- прямоугольные рампы – 1:8 или 12.5 %;
- круговые рампы – 1:12 или 8.5 %;
- полурампы – 1:7 или 14.5 %.
Ширина рамп находится в прямой зависимости от габаритной ширины и горизонтальной проекции пути на рампе, тех автомобилей, для которых предназначена парковка.
Механизированный тип многоэтажных парковок
Механизированные многоэтажные парковки делятся на два типа: полумеханизированные и механизированные полностью. В полумеханизированных стоянках автоматизировано только межэтажное (вертикальное) передвижение автомобилей, а в механизированных полностью – и вертикальное и горизонтальное (внутриэтажное) передвижение. В полумеханизированных гаражах вертикально автомашины перемещают вверх лифты, а спуск осуществляется с помощью рамп.
Разновидностей механизированных парковок множество, планировка их в каждом отдельном случае целиком и полностью зависит от используемой схемы механизации. Системы передвижений машин в большинстве схем комбинированные. В них взаимодействуют лифты, транспортеры, самоходные тележки и конвейеры разных конструкций. Применяются проездные двухместные или одноместные лифты, которые обеспечивают через них сквозное движение или в поперечном или в продольном направлении. Лифты работают в шахтах, обладающих тремя принципиально отличающимися конструкциями:
- стационарная шахта;
- вращающаяся шахта;
- передвижная шахта или подвесная или опорная.
В стационарных шахтах лифты обеспечивают только вертикальное передвижение автомобилей, а в передвижных или во вращающихся шахтах – и вертикальное и горизонтальное передвижение (доставка на этажи и к парковочному месту). Передвижные шахты делятся на две разновидности: двигающиеся поперечно и продольно. Один лифт со стационарной шахтой способен обслуживать до 100 доставляемых автомашин, а с передвижной – число обслуживаемых авто может быть не больше 200.
Механические парковки цилиндрического объема, имеющие радиальную постановку машин
Этот подвид многоэтажных гаражей может быть оборудован двумя конструктивными системами: с неподвижным полом и вращающейся шахтой или вращающимся полом и стационарными лифтами. Вращающуюся шахту располагают в центре паркинга цилиндрического объема. Лифты останавливаются на первом этаже, потом их шахты поворачиваются таким образом, чтобы лифт расположился напротив свободного парковочного места.
Средством горизонтальной доставки машин могут служить также и подвижные полы, к подвидам которых относятся площадки и транспортеры.
Есть также конструктивные схемы, при которых полы на этажах гаража целиком подвижные. При этой схеме полы на каждом этаже представляют собой кольцо или поворотный круг. На них и размещаются радиально места для парковки машин. Вращается пол при помощи горизонтального кругового конвейера. Такие конвейеры смонтированы на всех этажах механического многоэтажного гаража цилиндрического объема.
Немного о составе помещений многоярусных паркингов
Въезд и выезд в парковке должны быть удобными для выдачи и приема автомашин, а схема постановки авто в парковочной зоне должна обеспечивать свободный их выезд.
В помещении сектора ежедневного обслуживания нужно оборудовать или одну линию поточного типа на 2-3 поста с автоматизированным моечным оборудованием или 3-4 тупиковых поста с производительностью автоматизированной мойки на З0-40 машин в час. Размещать сектор ежедневного обслуживания надо так, чтобы он обеспечивал и кратчайшую и удобную связь с парковкой.
Гараж необходимо оснастить сектором технического обслуживания на 3-4 поста тупикового типа с осмотровыми ямами или механическими подъемниками. Его назначение – мелкий ремонт случайного характера. Сектор может функционировать как на правах самообслуживания, так и иметь персонал. В число постов сектора рекомендуется включать пост экспресс диагностики. Оборудование данного поста должно включать приборы быстрой проверки функционального состояния тех систем, узлов, и оборудования машины, которые влияют на безопасность дорожного движения.
Вспомогательные помещения должны размещаться как можно ближе к сектору технического обслуживания.
Бытовые и служебные помещения необходимо проектировать так, чтобы иметь доступ из них как с сектором приема и выдачи автомобилей, так и с парковочной зоной.
Источник
Строительство отдельно размещенных рамповых гаражей и автостоянок
Первые опыты проектирования многоэтажных гаражей для легковых автомобилей связаны с именем К.С.Мельникова, которому в 1925 году парижские городские власти заказали проект гаража на 1000 такси. Архитектор К.С.Мельников выполнил два варианта проекта: один — «кубический», второй — над мостом через Сену. В последнем варианте талант русского архитектора предвосхитил на три десятилетия сразу две разные идеи современной мировой архитектуры [12]: идею особого безопорного перекрытия большого пространства, впервые осуществленную в США в «Ролиарене» (1955 г.), и идею «вертикального зонирования» города, так как гараж по проекту размещался над мостом через реку. Этот гараж решен в виде двух объемных взаимно противоположных наклонных консолей, по концам которых установлены фигуры атлантов, нейтрализующие ветровую нагрузку (рис.3.4). Подъем и спуск из гаража предусматривался по наружным пандусам, размещенным вдоль здания. В «кубическом» варианте на площади 50х50 м четыре спирали пандуса обеспечивают свободное, без пересечения, движение автомобилей внутри гаража (рис.3.5).
В довоенный период проектировались и строились комплексные гаражи с многоэтажными стоянками для служебных автомобилей. Проектирование этих гаражей велось в специализированных проектных конторах и институтах с привлечением архитекторов для «архитектурного оформления» фасадов. Примером этому может служить гараж для Интуриста на Сущевском валу (рис.3.1), разработанный в институте Гипроавтотранс, в проекте которого К.С.Мельников решал архитектурную часть. К сожалению, проект реализован не в полном объеме, но даже в существующем фрагменте чувствуется рука большого мастера.
В послевоенный период, когда развернулось массовое строительство кооперативных гаражей, появился ряд проектов многоэтажных гаражей-стоянок для легковых автомобилей. Для Москвы эту серию разработал Моспромпроект. Одним из этой серии является проект гаража на ул.Академика Павлова, рассчитанный на хранение 500 легковых автомобилей и имеющий 6-7 наземных этажей. Сообщение между этажами предусмотрено по полурампам. Переменная сетка колонн имеет пролеты 5,4 и 6,6 м и шаг 2,4; 4,2; 4,8 и 7,2 м (рис.3.6). Нетиповая сетка колонн учитывает функциональные особенности стоянки и габариты размещенных автомобилей. Архитектурный облик этого здания отличается несомненной утилитарностью и некоторой суровостью, характеризуется сочетанием горизонтальных панелей и вертикальных оконных проемов.
Рис. 3.4.Гараж для такси в Париже (варианты под мостом через Сену). 1925 г. Перспектива. Фасад и план
Рис. 3.5. Гараж для такси в Париже (кубический вариант). 1925 г. План. Разрез
Рис. 3.6.Многоэтажный гараж ГСК «Медик» на 500 машино-мест с полурампами
на ул. Академика Павлова в Москве, Моспроект, 1982 г.
Арх. Н.С.Писаревский и другие.
Фасад. Поперечный разрез. План типового этажа:
1 — места стоянок; 2 — внутренние проезды; 3 — полурампы;
4 — лестницы и лифты
Другой аналогичный проект гаража на 1000 машино-мест для индивидуальных автомобилей (рис.3.7) имеет 5-6 наземных этажей. Подъем и спуск автомобилей предусмотрен по рампам, расположенным вдоль главного фасада. Архитектура фасадов строится на сочетании больших глухих плоскостей с вертикалью узких световых проемов, создающих очень крупные ритмические акценты, активно выделяющие это здание из ряда городской застройки.
Рис. 3.7. Многоэтажный гараж ГСК на 1000 машино-мест на ул. Молдавской в Москве. Моспроект, 1989 г. Арх. Волков.
Главный фасад. Разрез. План 1-го этажа
1 — въезды и выезды; 2 — внутренние проезды; 3 — полные рампы; 4 — места стоянок;
5 — посты техобслуживания; 6 — моечные пункты; 7 — помещения дежурного персонала
Архитектурно выразительны гаражи цилиндрической формы, особенно стоянки со спиралевидными наклонными полами. При двусторонней расстановке автомобилей они экономичны и удобны в эксплуатации. Примером таких автостоянок может служить кооперативный гараж на 250 машино-мест на ул.Аносова в Москве (рис.3.8). Гараж имеет 5 этажей. На каждом ярусе спирали размещается 48 автомобилей, в том числе 12 мест во внутренней зоне стоянки и 36 — во внешней. Средний уклон спиралевидной рампы наклонного пола — 3%. Выразительность внешнему облику гаража, помимо его необычной формы, придает непрерывная спиралевидная лента остекления, а также светотень от объема верхних этажей, нависающих над первым этажом.
Рис. 3.8. Гараж ГСК «Энергетик», рассчитанный на хранение 250 индивидуальных автомобилей на ул. Амосова в Москве. Моспроект, арх. Г.А.Донцев и др. Проект, 1986 г. Перспектива. Разрез. Планы этажей
В условиях высокой автомобилизации резко возросла потребность в строительстве различного типа автостоянок. Все чаще стали возводиться многоэтажные открытые и неотапливаемые автостоянки (рис.3.9; 3.10; 3.11; 3.12; 3.13; 3.14).
Рис.3.9. Проект неотапливаемого гаража-
стоянки из металлических конструкций
Рис.3.10. Многоэтажный гараж-стоянка на улице Космонавта Волкова в Москве.
Рис.3.11. Многоэтажный гараж-стоянка на Екатерининской улице в Москве
Рис.3.12. Многоэтажный гараж-стоянка на Немовском проезде. ГСК «Немовский».
Рис.3.13. Многоэтажный гараж-стоянка на Пятницком шоссе в Москве.
Рис.3.14. Гараж-стоянка открытого типа на 140 автомобилей в Москве.
В крупных и больших городах России все чаще многоэтажные автостоянки возводятся в окружении исторической застройки. Это требует от архитекторов решать облик своих автостоянок в контексте с окружающими зданиями (рис.3.15). В Петербурге в архитектуно-проектном центре Мамошина запроектирован открытый девятиэтажный гараж-стоянка на 200 автомобилей [17]. Стоянка размещается на шести этажах, сообщающихся между собой открытыми рампами, лестницами и лифтами. На 7-9 этажах планируется размещение офисных помещений. 1-6 этажи выполняются открытыми. Проемы, площадь которых превышает 50% стен, заполняются декоративными решетками и сеткой. Пластическое решение фасадов выполняется в контексте смежных зданий эпохи модерна (рис. 1.23).
Рис.3.15. Многоэтажный гараж-стоянка на улице Королева в Москве
В Нижнем Новгороде в ПТАМ Никишина запроектирован пятиэтажный гараж-стоянка на 100 автомобилей со станцией обслуживания на 3 рабочих поста с мойкой автомобилей и магазином автозапчастей. Стоянка располагается на 2-5 этажах, передвижение осуществляется по криволинейной рампе с естественным освещением. Архитектурное решение здания увязано по масштабу с окружающей застройкой, перспективной застройкой квартала, отражает типологию здания как транспортного сооружения (рис.3.16) [22].
План 5 этажа
План 2 этажа
План 1 этажа
Дворовый фасад
Рис.3.16. Гараж-стоянка на Ижорской улице в Нижнем Новгороде
В крупных городах практически нет свободных участков, на которых возможно было бы организовать площадки для открытого и закрытого хранения автомобилей. В этих условиях едва ли не единственный выход – строительство стоянок в подземном пространстве на освоенных участках. Таковы линии метрополитена мелкого заложения, зоны отвода вдоль автомобильных и железных дорог. Все чаще выдвигаются предложения строить двух-трехэтажные автостоянки над существующими боксовыми гаражами и линиями метро малого заложения (рис.3.17; 3.18) [11], а также другими подземными сооружениями, например, очистными (рис.3.19).
Другой путь – строительство автоматизированных и механизированных многоэтажных автостоянок. Несколько подобных сооружений уже возведены в Москве, в том числе на Скаковой улице и на территории «Сити» (рис.3.20).
Рис.3.17. Многоярусная открытая автостоянка в зонах отчуждения автомобильных и железных дорог
Поперечный разрез гаража-стоянки
План верхнего этажа.
Рис.3.18. Гараж-стоянка над линией метро малого заложения
Рис.3.19. Проект многоэтажного гаража над существующими очистными сооружениями
Рис.3.20. Многоэтажный механизированный гараж-стоянка на Краснопресненской набережной (Сити)
В зарубежной практике имеется немало примеров строительства выразительных по архитектуре отдельно размещенных гаражей и автостоянок. Одним из примеров этому является многоэтажная автостоянка без сплошных наружных стен в Нью-Хейвене, США, построенная по проекту арх.Пола Рудольфа (рис.3.21). Отличительной особенностью этого сооружения является скульптурность его форм, как бы вылепленных из монолитного железобетона. За счет смещения смежных пролетов на полуэтаж по высоте и нависания их друг над другом достигнуто максимальное использование ширины отведенного участка.
Более традиционно решено здание гаража «Генри Форд-госпитал» в Детройте, США (рис.3.22). Проект гаража на 870 машино-мест разработан под руководством арх. А.Кана. Гараж решен открытым, не отапливаемым и не имеет стен за исключением 1-го этажа, решенного в виде цоколя. Ограждение 3-х верхних этажей выполнено в виде вертикальных жалюзи из сборных железобетонных элементов пропеллерообразного профиля. Сообщение между этажами предусмотрено с помощью полурамп. Для клиентов предусмотрены две лестницы и два лифта.
К числу оптимально решенных многоэтажных гаражей рампового типа можно отнести «Констаблер-Ваха» во Франкфурте-на-Майне, ФРГ [8], который хорошо вписался в окружающую его архитектуру. Гараж на 750 машино-мест оборудован двумя кольцевыми рампами: одна — для подъема, другая — для спуска. В гараже с 4-мя проездами только одностороннее движение. Для клиентов и персонала предусмотрены три пассажирских лифта и основная лестничная клетка, расположенная на первом этаже рядом с кассами. Вторая, эвакуационная лестница расположена с другой стороны здания. Продольные фасады гаража имеют сплошное остекление и вентиляционные жалюзи под перекрытиями (рис.3.23).
Во многом сходным с предыдущим примером является многоэтажный гараж на 430 машино-мест «Гаупт-Вахе», запроектированный тем же автором (рис.3.24). Планировка отличается типичной для автора функциональной четкостью и продуманностью. На въезде в гараж удачно вписана в габариты участка автозаправочная. Подъем и спуск с ярусов стоянок предусмотрены по двум раздельным криволинейным рампам.
Примером нетрадиционного подхода к проектированию и строительству автостоянок может служить 4-этажный гараж в Дюссельдорфе, ФРГ (рис.3.25). В этом объекте нет традиционных глухих стен. Вместо них — сплошное остекление, которое создает иллюзию необычайной легкости всего сооружения. Функциональное назначение здания подчеркивается выносными прямолинейными рампами, расположенными вдоль здания и подвешенными к несущим конструкциям кровли. Для обеспечения безопасности движения автомобилей по наружным открытым рампам предусмотрено их отопление и покрытие рифленой резиной.
Рис. 3.21.Гараж без наружных ограждающих стен с полурампами
на 1280 машино-мест в Нью-Хейвене, США, 1962 г. Арх. Пол Рудольф и др.
Поперечный разрез
Рис. 3.22.Здание гаража «Генри Форд-госпитал» в Детройте, США. Арх. А.Кан и др. Планы этажей. Разрез
Рис. 3.23. Гараж «Констаблер-Вахе» во Франкфурте-на-Майне. ФРГ.
Инженер М. Мейд и арх. Х.Ромейк, 1959 г.
Разрезы (а, б). План 1-го этажа (в)
Рис. 3.24. Гараж «Гаупт-Вахе» во Франкфурте-на-Майне, ФРГ. Арх. Х.Ромейк, инж. М.Майд. Поперечный разрез (а). План типового этажа (б). План 1-го этажа (в)
1 — въезд; 2 — выезд; 3 — контроль; 4 — рампа въезда; 5 — рампа въезда в подвальный этаж; 6 — рампа выезда; 7 — хранилище масел; 10 — магазины; 11 — автозаправочная колонка; 12 — станция технического обслуживания; 13 — стоянки автомобилей; 14 — уборные; 15 — лестницы
Рис. 3.25. Многоэтажный гараж «Ханиэль-паркинг» на 500 автомобилей в Дюссельдорфе, ФРГ. Арх. Пауль Шнейдер-Эслебен.
Разрез. Планы 1-го и 2-го наземных этажей
Источник