Как построить свой дом в индии
Архитектура Индии: традиционное индийское жилище, принципы ведической архитектуры, структура индийского города — журна
Архитектура в Индии – это игра форм, вызывающая удивление. Касается это и жилых кварталов, где удивительно сочетаются роскошные виллы и глинобитные дома бедняков, и районов с коммерческой застройкой, где друг возле друга располагаются уникальные, поражающие своей красотой памятники древнеиндийского зодчества и сверхсовременные «монстры» из стекла и бетона. Вместе с тем есть свои, особые, очень древние и очень четкие принципы планирования как участка, так и дома. Обо всех этих аспектах мы сегодня и расскажем.
Традиции жилого пространства
В Индии, где часто очень жарко, жизнь под открытым небом очень активна. В городах и поселениях улицы, площади и все открытые пространства используются очень интенсивно – они постоянно заполнены людьми. И даже у себя дома индиец почти круглые сутки проводит под открытым небом, предпочитая устраиваться на воздухе и на ночлег.
Поэтому повсюду, даже в холодных горных районах Кашмира, в любом индийском жилище главное место и самую большую площадь занимает открытый внутренний двор, называемый анган или утхан. В нем под открытым небом семья проводит большую часть времени. Лучи солнца, проникающие во двор, высушивают и дезинфицируют все, что в нем находится, дождь смывает грязь и заполняет сосуды для воды, а ветер вентилирует и охлаждает воздух. Под навесом террас, лоджий, павильонов укрываются во время дождя или от палящих лучей солнца в знойное полуденное время. Реже всего индийцы находятся в закрытом помещении, которое по сравнению с другими бывает небольшим. В нем хранится домашняя утварь, и оно служит защитой от непогоды.
Таким образом, в традиционном индийском жилище, будь то крестьянский дом или дворец, непременно присутствует пространственная триада помещений: чоук (открытое помещение), тибари (полузакрытое) и котхари (закрытое пространство), уменьшаясь по размерам занимаемой площади. Жилой же комплекс обычно состоит из трех основных компонентов внутреннего двора или же открытой площадки – чоук, затем террасы или лоджии – барадари и внутренних закрытых помещений – котхари.
Подобный принцип использования жилого пространства по-разному преломляется в различных местных условиях обширной Индии. В прибрежных районах, где постоянно жарко и влажно, возникает острая необходимость в циркуляции воздуха. Здесь закрытые помещения сведены к минимуму, и жилой дом обычно состоит из анфилады сообщающихся внутренних дворов, различающихся между собой функцией, размером и формой. Так, атриум в роли вестибюля сменяет перистильный (открытый) дворик-гостиная с водоемом в центре, а за ним непременно следует просторный хозяйственный двор, где в основном сосредоточена жизнь женщин и детей. Вся эта система дворов, вытянутая от входа в дом по продольной оси, как правило, замыкается фруктовым садом. В этом случае застройка малоэтажная.
Но, например, в Раджастане, где дороги между городами пролегают по знойной пустыне, жилой дом представляется оазисом, изолированным от окружающей среды с ее палящим солнцем и частыми ураганами, поднимающими столбы пыли. Раджастан всегда испытывал недостаток в воде и земле, пригодной для хлебопашества и для застройки. Такие условия вынуждали местное население в целях экономии дефицитной земли и защиты от природной стихии создавать в городах многоэтажную компактную блочную застройку, в которой внутренние дворы, столь же необходимые, как и по всей Индии, могли быть обширными лишь для привилегированных состоятельных горожан. В домах людей скромного достатка внутренний двор, зажатый со всех сторон каменными стенами, устланный каменными плитами, в плане уподоблялся колодцу, прямоугольному, а чаще квадратному.
Трехчастное деление жилого пространства и в традиционном многоэтажном доме. В этом случае образуется пирамидально-ярусная или ступенчатая структура жилого дома, в котором функции чоука выполняет открытая терраса – платформа на месте уступа на верхних этажах. В неизменной роли укрытия от солнца и дождя остается лоджия. Нередко ее заменяет нависающий над нижним этажом эркер (джарока) с проемами, затянутыми сквозной решеткой «джали» – перфорированным каменным экраном с декоративными рисунками.
Третий компонент структуры – внутреннее помещение с глухими стенами с выходным проемом – служит убежищем, куда не проникает ни пыль, ни дождь.
Количество дворов, террас, павильонов и иных помещений, богатство строительного материала и декоративного убранства, естественно, зависят от социального положения и материальной обеспеченности хозяина жилища. На крайних полюсах остаются дворец махараджи и хижина бедняка. Но климат и физиологические потребности человека остаются константами: планировка и конструкция жилища в жарком климате должны обеспечивать изоляцию от жары, перегрева помещения днем, а ночью быстрое его охлаждение и проветривание.
В традиционном индийском жилище внутренний двор, как правило, замощен камнем или кирпичом либо имеет утрамбованную земляную поверхность с редкими растениями – одним-двумя деревьями, отбрасывающими тень. Водоем или колодец – почти неизменная принадлежность внутреннего двора.
Планировка по «васту»
В Индии, в стране, где религия играет важнейшую роль в жизни человека, еще в древние времена огромной популярностью пользовалась наука стхапатья-веда (на санскрите «стхапатья» – архитектура). В классических текстах и первых архитектурных трактатах упоминается также термин «васту» – наука о жилище в целом. Свидетельством широкого распространения стхапатьи и васту являются многочисленные храмы и дворцы, построенные в соответствии с циркуляцией потоков энергии, излучаемых четырьмя сторонами света. Находясь в таком помещении, человек чувствует необычное спокойствие и душевное равновесие, подтверждающие эффективность классической науки о домах. Практика принципов ведической архитектуры до сих пор применяется индийцами в современной жизни и направляется на достижение улучшения жизни, обретение душевного покоя, счастья и материального процветания.
Мы рассмотрим лишь несколько основных принципов ведической архитектуры. Если планируется к строительству частный дом и уже сделан выбор места, стоит обратить внимание на наклон участка. Васту учит отдавать предпочтение участкам, наклоненным к северу и югу, что крайне благоприятно для улучшения здоровья жильцов, благосостояния и успеха в любых начинаниях. Идеальный вариант, если участок расположен под уклоном на север и восток, а западная и южная его части немного выше остальных.
Большое внимание стхапатья уделяет также расположению гор, рек, ущелий и равнин по отношению к будущему жилищу. Неблагоприятными у индийцев считаются места у самого подножья гор или на вершинах, поскольку сила огня, ассоциирующаяся с рельефными возвышениями, способна нарушить циркуляцию энергии и внутренние биологические потоки человека, обрекая его на частые головные боли и повышение кровяного давления. В наше время это явление известно под названием «магнитные бури». Важным аспектом является также почва, на которой планируется заложить фундамент будущего дома: рекомендуется избегать пустот, пещер, излишней сухости, песков и глинистых прослоек. Идеально подходит мягкий чернозем. Говоря о безопасности, васту рекомендует оградить жилище стеной или забором, план которого должен строго соответствовать сторонам света. Опять-таки, особое внимание уделите югу и западу – здесь стены должны быть выше и толще, а северную и восточную часть лучше оградить редким забором или воротами, позволяющими положительной энергии солнца свободно перемещаться в пространстве.
Фасад индийского дома в большинстве случаев обращен строго на восток, таким образом в окна проникает большая часть утренних солнечных лучей, что благоприятно сказывается на здоровье хозяев. Сам дом, если это возможно, лучше расположить либо в центре земельного участка, либо ближе к южной и западной сторонам, оставляя свободное пространство на востоке и севере. Эту часть усадьбы можно отвести под небольшой сад или посадить цветы.
Что касается входной двери, ведическая архитектура не рекомендует строить вход в жилище непосредственно в центре дома. Находясь в доме, дверь располагают таким образом, чтобы она открывалась по часовой стрелке наружу. При возможности это правило следует применить по отношению ко всем дверям в доме.
Важную роль играет также размещение комнат. Южную часть жилья отводят под спальню и кухню со столовой, запад – удобное место для детской, север лучше всего подходит для кладовой или комнаты для хранения ценных вещей. На юго-западе размещается комната хозяина или кабинет, на востоке – ванная комната и санузел, а в северо-западном углу дома располагают комнаты для гостей.
Самобытность жилых районов
На протяжении тысячелетнего развития Индии наблюдается редкая картина унификации и типологической устойчивости строительства, обусловленных незыблемостью индийских социальных и экономических порядков.
Стойкость традиций нигде так не проявляется, как в архитектуре жилища, наиболее тесно связанной с природой, климатом, образом жизни и бытом людей. Основные принципы организации жилого пространства в традиционном строительстве Индии сохраняют силу и для современной архитектуры и градостроительства.
Во многих городах и сёлах Индии, особенно там, где сильны пережитки родоплеменных отношений и кастовые различия, сложилась особая система землепользования: люди расселяются по определенным зонам не в одиночку, а группами одной касты или одной профессии, общей религии и языка, общего этнического происхождения. Подобная система встречается и поныне в заключенных в стены городах Шахджаханабаде в Дели, Ахмадабаде, Хайдарабаде, а также в отдельных районах Калькутты и Бомбея и в больших сёлах. Согласно этой системе и сформировалась специфическая структура поселения, напоминающая живой организм, состоящий из атомов и молекул.
Город расчленяется на части — административные районы (тханы), имеющие зафиксированные границы. Тханы, в свою очередь, делятся улицами на множество жилых образований — своеобразных кластеров, называемых мохалла.
Мохалла второстепенными улочками (гали и кооча) расчленяется на более мелкие жилые ячейки, которые также изолированы друг от друга стенами с воротами. В этих ячейках размещается одна или несколько семей, иногда представляющих собой патриархальный род. Такой жилой комплекс обычно состоит из нескольких сообщающихся между собой внутренних дворов, жилых и хозяйственных построек. Здесь же обычно находятся ремесленные мастерские. Так, мохалла — это своего рода крепость внутри укрепленного города. Её окружают стены с воротами. Она недоступна для людей другой касты или веры. Каждая мохалла имеет своё наименование по роду занятий, имени старейшины либо по приметам местонахождения (мельничная мохалла, мохалла гранатового дерева, мохалла столяров, мохалла купцов и т.п.). На её территории размещаются мечеть или храм, базар и начальная школа. Со стороны улицы мохалла для случайного посетителя представляется безлюдным кварталом. Однако за её стенами среди зелени и бассейнов внутренних дворов бурлит жизнь.
На перекрёстках улиц, на углу, в тупике, а чаще — на месте расширения улицы образуется открытое пространство, называемое чоук, свободное от транспортного движения. Чоук — это одна из наиболее самобытных черт традиционного индийского города — своеобразный, активно действующий в городе местный общественный центр. Обычно рядом с чоуком возвышается мечеть или храм. Здесь же располагаются чайная, торговые специализированные или универсальные лавки, устраиваются временные ярмарки.
Чоук имеет определенные границы, на которые претендует одна какая-либо группа людей или община. На него обязательно выходят ворота мохаллы.
Материал подготовил: Иван Фрейн
При подготовке статьи использованы материалы сайта indonet.ru
Источник
Жилые постройки в Индии | Architectural Idea

Индии не было недостатка ни в строевом лесе, ни в глине, пригодной для изготовления кирпича, поэтому каменных построек почти не было. Дома уже в древности строили в несколько этажей со светлыми дворами, длинными колоннадами и великолепными террасами. В индийских жилищах имелась канализация. В северной части Индии дома строили из пальмового дерева, а в южной использовали бамбук. Лишь верхние этажи иногда строили из сырцового или обожженного кирпича.
Вход в индийский дом вел по ступенькам мимо комнаты привратника через проходную комнату к центральному внутреннему двору, через который освещались все помещения первого и второго этажей. Двор был вымощен кирпичом, под ним проходил сточный канал. В одном из помещений первого этажа находился колодец. Двор украшала галерея на деревянных столбах. К дому иногда пристраивали боковые флигели, балконы и веранды на втором этаже. С первого этажа на второй вели лестницы в жилые комнаты.
Крыша была плоской, обычно с большим навесом, ее подпирали резные колонны, установленные на низкой каменной стенке вдоль фасада. Крышу крыли черепицей. Снаружи стены расписывали или покрывали твердой блестящей глазурью. Перекрытия обычно строили плоские по деревянным балкам, использовали ложные своды и арки. Полы мостили кирпичом. Дома имели канализацию, водопровод, систему отопления и мусоропровод. Они с легкостью выдерживали длительный сезон дождей.
Расписной порог дома был всегда чисто выметен и даже обрызган водой. Арка входа была выложена слоновой костью, с нее навстречу входившему свешивались ветки жасмина. Проход был усыпан душистыми цветами. Залы и галереи двора выкладывали белым алебастром. Один из дворов дома предназначался для животных — волов, лошадей, слонов и обезьян, которые, как считали индусы, предохраняли дом от болезней. Другой двор был приемной. Здесь стояли роскошные сидения и столы, по стенам развешивали красивые сосуды, наполненные водой, для освежения воздуха. Третий двор служил кухней, здесь же и размещалась прислуга.
Комнаты индийского дома были небольшими, без окон, с отверстиями под потолком для света и воздуха. Внутренняя часть дома разделялась колоннами, легкими перегородками, коврами. В доме устраивали комнату для ритуальных омовений. Ванная комната была целиком выложена кирпичом с мозаичными полами и красивым бордюром по периметру. Индусы поливали себя из сосудов, а потом вода стекала в отверстия пола. Водопроводы строили из керамических труб с широкими концами, что облегчало уплотнение секций асфальтом во избежание течи. Туалеты были аккуратно сложены из кирпича и имели деревянные сидения. По желобам нечистоты попадали в сточные устройства и выгребные ямы. В уборной имелся большой сосуд с водой и глиняный черпак для слива нечистот. Дома индусов были благоустроенными уже в древности.
Мебель была только у состоятельных людей. Комнаты обставляли диванами, покрытыми коврами, столами, табуретами, ящиками и сундуками. Больших столов индусы не знали, для пиров ставили небольшие столики с рисом и зеленью. Были известны стулья без спинки или табуреты с подушками. Табуреты были с круглыми и прямоугольными сидениями, на которые клали подушки.
Красиво выточенные ножки покрывали лаком. Сидения могли быть и плетеными. Поза сидящих индусов была неудобной: ноги скрещивали под собой, сидели наполовину на корточках с поджатой левой ногой. Вельможи сидели на креслах типа трона из фигового дерева. Обшивали кресла дорогой тканью.
Кровати делали с плетеными плоскостями для лежания, низкие, на четырех ножках, с пропущенными через них опорами. Вся мебель изготавливалась из дерева: от жесткого тикового до легкого бамбука. Делали мебель и из гнутого дерева.
Мебель украшали черепаховым панцирем, слоновой костью, благородными металлами, драгоценными камнями. Для ее украшения использовали технику цветного лакирования, бомбейскую мозаику из черного дерева, перламутра и слоновой кости, ажурную резьбу. Декоративный индийский стиль вновь стал интересен Европе в XIX веке.
У индусов не было недостатка в сырье, поэтому они развивали ремесла и имели разнообразную утварь. Посуду они делали из меди, не ковали, а выливали в формы, отчего посуда была ломкой и массивной. Посуда была без украшений и хранилась в нишах стен. Стеклянную посуду они делать не умели, поэтому она была привозной. Зато сосуды из известкового шпата и каменные они изготовляли с древности. Предметами роскоши были умывальники из меди, зеркала и флаконы для туалетных принадлежностей. Светильники в виде женских статуэток служили одновременно и предметами поклонения. Изображения птиц, зверей, рыб и растений на утвари, по мнению индусов, отгоняли злых духов.
ЖИЛИЩЕ ИНДИЙСКИХ КАСТ
В средние века индийское жилище впитало в себя черты арабской и китайской архитектуры, которая прочно опиралась на местные традиции и природные условия. В индийском жилье четко прослеживалось влияние каст. Шудры могли строить дома только из глины, камыша и бамбука не выше одного этажа. Дворцы строили из прочного местного гранита, темно-зеленого хлоритового камня, легко поддающегося резьбе. Камень сочетали с кирпичом. Верхние этажи делали из дерева и штукатурили.
Большинство индийских домов были покрыты штукатуркой, предохраняющей от жары и влаги. Стены домов обмазывали глиной или известкой, смешанными с коровьим пометом. Постройки покрывали яркими цветными росписями. В условиях муссонных ливней большое внимание уделяли открытым дворам, террасам и павильонам. Крышу делали со скатами из бамбука и толстого слоя тростника или черепицы. Стены делали из кирпича, черепицы, башни на стенах — из дерева и бамбука. Дома имели деревянные балконы и террасы.
Верхние этажи были жилыми. Окна закрывали деревянными или алебастровыми решетками. Карнизы, окна, балконы, выходящие на улицу, украшала резьба. Дома сохранили традиционную восточную планировку: внутренний двор, опоясанный галереями, кронштейны с богатой резьбой над нижними этажами, и балконы.
В своих деревнях рыцари средневековой Индии — раджпуты — строили укрепленные дома-крепости с толстыми стенами, башенками, входными воротами. Окна представляли собой резные каменные решетки: из дома было видно, а с улицы — нет. Внешняя стена имела входные ворота на севере или востоке, так как эти направления считались благоприятными для входа и выхода. Входные ворота делались из камня и имели двускатную крышу из черепицы. Во дворе находили. Главное их украшение — роспись стен, позолота, колонны из ценных видов камня, резные ширмы и низенькие табуреточки в дамских покоях. Дома украшали зеркалами, керамикой, мягкими коврами. В каждом доме был шиш-махал — специальный хрустальный или стеклянный зал. Все его стены были украшены стеклянной или хрустальной мозаикой — цветной или зеркальной.
САДЫ НА ВОДЕ
В Индии с древности устраивали сады на воде. Делали их на плотах, прикрепленных к вбитым в дно водоема шестам. Плоты покрывали землей со дна озера, а по периметру обносили забором из тростника.
В Индии росли бамбук, пальмы, кипарис, ива, тополь, платан. Из фруктовых деревьев в садах выращивали яблони, инжир, манго, кокосовые пальмы, бананы, вишни, сливы, гранаты, персики; из цитрусовых — лимоны, апельсины, мандарины. Цветочные культуры в Индии были представлены нарциссами, розами, маками, дельфиниумами, лилиями, лотосами, сиренью, тюльпанами, ирисами.
Раджпурские дома и стены вокруг них покрывали известковой побелкой, по этой штукатурке цветными минеральными красками наносили роспись. Изображали слонов, цветы, орнаменты, украшения-обереги, процессии раджей с придворными, процессии придворных дам, сюжеты древнеиндийских мифов и эпоса. Из камня делали решетки на окнах, балюстрады балконов и ширмы. Дома украшали и тонкой деревянной резьбой. Нижний каменный этаж использовался для размещения домашних животных и сельскохозяйственных орудий, верхний деревянный — для жилья. Женская половина отделялась.
Невероятной популярностью пользовались жасмин и розы. Они высаживались в прямоугольные и круглые клумбы, были также в виде восьмиугольных звезд. Сады в средние века строили на террасах под защитой гор, предгорий и других неровностей местности. Они были регулярными. Сады строили по персидскому принципу шахар-багх, согласно которому участок делили на четыре части. Водные каналы, символизирующие четыре реки рая, делили всю территорию на четыре небольших райских садика, которые делились на партерные клумбы. В центре сада строили беседку, павильон или иные архитектурные сооружения. Дворцы в садах не имели стекол, поэтому природа проникала в пространство дворца. Он сливался с ней. В саду развешивали шелковые гамаки, устраивали бассейны с дном из цветного мрамора. Аллеи окаймляли выложенными мрамором каналами и рядами фонтанов. Вдоль каналов шли цветники.
ОТ ШАТРА К АРАБСКОМУ ДОМУ
В древности верблюжьи стада давали арабам материал для постройки передвижного жилища. Жилье должно было быть у арабов разборным, и его легко можно было перевозить. Одно из таких жилищ — палатка или шатер. Остов такого жилья состоял из трех козел — жердей, поставленных параллельно один другому, посередине более высокие и широкие, с боков поменьше. Сверху такой остов обтягивался пологом из плотного войлока верблюжьей или козьей шерсти. Пологи были одноцветные, темные или полосатые. Канаты делались из ремней верблюжьей кожи или из верблюжьих волос.
Бедные арабы делали шатры из переплетенных ветвей пальмы или из тонких жердей, покрытых войлоком. Были и конические хижины из жердей, связанных вверху ремнями и покрытых кожами.
Большие шатры арабов разделяли на три части. В шатре были мужская и женская половины, а также часть, предназначенная для прислуги и мелкого домашнего скота. Иногда женский шатер ставили отдельно. У богатых бедуинов было обычно несколько шатров. В больших становищах количество шатров доходило до восьмисот. Их выстраивали по кругу или же вытягивали в одну линию вдоль реки и расставляли рядами по три-четыре шатра. Крайний западный шатер — шатер шейха или главы рода. Перед шатрами ставили копья, к которым привязывали лошадей, верблюдов.
Когда у арабов появились города, шатры сменили прочные дома. Постройки были сходны с египетскими. Внутри арабские дома украшали коврами и настенной живописью. Материал для строительства аравитяне добывали в горах. Жилые дома строили из вылавливаемого на морском берегу известняка, содержащего в себе большое количество окаменелых полипов и раковин. Дома строили из таким образом полученного камня и толстых деревянных брусьев. Для построек также использовали высушенные на солнце земляные кирпичи или простой булыжник, который скрепляли глиной. Стены таких домов для прочности обмазывались смесью из глины, соломы и мелкого камня.
Деревянные дома арабы строили в виде хижин из тонких жердей или тростника, камыша, хвороста, обмазывали их глиной, смешанной с навозом, внутренняя поверхность стен выравнивалась и обмазывалась известкой. Крышу делали из камыша или длинной травы, связанной в пучки, дверью служила циновка.
Имущество арабов состояло из ковров и одеял (у бедных — циновки и подстилки для сна), из предметов, необходимых для приготовления пищи и хранения съестных припасов. Глиняные горшки, деревянные блюда, мешки из грубой шерстяной материи и верблюжьей редины (для приготовления масла) — вот весь хозяйственный скарб бедуина. Мебелью служили циновки и ковры, заменяющие столы, а подушки использовали вместо стульев. На этих же подстилках бедуины спали, завернувшись в плащ. Для освещения использовались факелы.
В имущество бедуинов входили ткацкие станки, вьючные и простые седла, сбруя, хотя лошади в древности были редкостью. На верблюдах ездили без седла, лишь с простым поводом. Предметы роскоши в арабские дома попадали лишь при ограблении иноземных купцов.
Источник