Когда построили дом ленина

Новосибирск и Новосибирская область: свежие новости, объективный анализ, актуальные комментарии

21 января Дому Ленина в Новосибирске — 95 лет. Почему его не построили вовремя, зачем для его строительства продавали «кирпичики» и какие организации «жили» в этом здании?

Дом Ленина сейчас и в первые годы после сдачи.

Не прошло и одного месяца после того, как в подмосковных Горках 21 января 1924 года скончался вождь мирового пролетариата, как в далёкой Сибири руководство города Новониколаевска решило построить здание, которое стало бы своего рода «памятником» Владимиру Ильичу. Постановление о строительстве «Дома для народных собраний имени Ильича» вышло 10 февраля. А уже 1 мая в фундамент здания был заложен первый кирпич. День выбрали самый подходящий — отмечался День солидарности трудящихся. Но потом и проект, и место строительства пришлось менять.

Люстры, украсившие концертный зал в ходе последней реконструкции, делали максимально похожими на аутентичные — по старым фотографиям.

— Закладывали Дом за городским торговым корпусом, там, где сейчас разбит Первомайский сквер, — рассказывает научный сотрудник Музея города Новосибирска Константин Голодяев. — Достроить его хотели уже к очередной годовщине революции 7 ноября. Но первоначальный проект оказался очень сырым. Нарекания вызывали и маленькая сцена, и отсутствие балконов для ораторов. В итоге проект решили переделать.

Многие изначальные задумки в жизнь воплотить так и не удалось — уж слишком грандиозными они выглядели по тем временам. Например, повесить на фасаде Дома Ленина большой экран и транслировать на нём последние известия, сделать на нём прожекторную станцию для высвечивания на небе пропагандистских лозунгов и другие.

Достроили Дом Ленина годовщине смерти вождя — 21 января 1925 года. В этот день был открыт только большой зал, где прошло торжественное собрание, посвящённое траурной дате. Открытие зала состоялось в 22:50 — в ту минуту, когда год назад скончался Ленин, с учётом четырёхчасовой разницы с Москвой.

В нынешней Музыкальной гостиной Камерного зала филармонии в прошлом располагался радиокомитет

Фактически здание, как сказали бы сейчас, сдали в эксплуатацию 1 мая, но строительные работы продолжались до конца 1925 года, когда проходивший в здании краевой съезд Советов принял решение о переименовании города Новониколаевска в Новосибирск.

В Доме Ленина в разное время работали окружной комитет партии, городской радиокомитет, научно-исследовательский институт коммунистического воспитания, часть помещений снимали Общество политкаторжан и «Кузбассуголь». Как вспоминают старожилы, со стороны улицы Горького в Доме Ленина когда-то работал магазинчик, где продавались самые вкусные слойки.

В Доме Ленина также располагалась и широковещательная радиостанция, которая транслировала в том числе постановки Сибгосоперы, для чего между Домом и зданием будущего театра «Красный факел» была проложена специальная радиолиния.

Дом Ленина. Первый проект (Самый первый проект Дома Ленина, не принятый Сибревкомом) и та самая марка-кирпичик, на которой видно, каким первоначально строился Дом

КСТАТИ
При проектировании Дома Ленина предполагалось, что деньги на его строительство будут собирать всем миром. Предприятия перечисляли в фонд строительства дневной заработок, устраивались субботники, специальные концерты, но поступлений всё равно не хватало. В марте 1924 года возникла идея выпуска ленинских марок. Из картона сделали миллион марок, прозванных в народе «кирпичиками», стоимостью по 10 копеек (цена одного кирпича), и попытались активно распространять их в народе. Людей принуждали покупать марки в магазинах, выдавали ими зарплату. Однако энтузиазма при их приобретении «трудовые массы» не проявляли. На это обратил внимание Пётр Парфёнов, автор известной песни «По долинам и по взгорьям». И по этому поводу он написал письмо лично Сталину, где живо обрисовал, как внедрялись ленинские марки:
«В городе Камне, при покупке билета, при расчёте за обед в столовой, при уплате за лекарство — везде предлагают в обязательном порядке приобрести один десятикопеечный “кирпич” на постройку рабочего дворца в Новониколаевске. Причём этот обязательный “кирпич” называется “добровольным пожертвованием”. Для каменского мужика десять копеек не пустяк, а 30 — большие деньги, почти пуд пшеницы. Приходилось видеть много эксцессов, в особенности у пароходной кассы: без билета нельзя, а его не продают без “кирпича”».
Преемник Ленина отреагировал: кругу ответственных работников было разослано письмо «О настроениях в сибирской деревне». Продажу марок свернули, реализовав только около трети из них. Выручка составила менее 40 тысяч рублей — притом что всё строительство Дома Ленина обошлось более чем в 160 тысяч рублей.

С 1926 года Дом Ленина начинает приобретать новую «специализацию» — детскую: здесь открылся кинотеатр для детей с незамысловатым названием «Кино Дома Ленина», который позднее переименовали в «Пионер». А в 1935 году кинотеатр обменялся помещениями с Театром юного зрителя, приехавшим 5 годами ранее из Ленинграда. От переезда ТЮЗ только выиграл: условия в предыдущем здании (именно его сейчас собираются отдать театру Сергея Афанасьева) актёры вспоминали как ужаснейшие. Первой постановкой ТЮЗа на сцене Дома Ленина стал «Конёк-Горбунок» Ершова. В годы Великой Отечественной наш ТЮЗ уехал на Кузбасс, а в доме разместились два эвакуированных театра: Ленинградский ТЮЗ и Белорусский еврейский театр.

Читайте также:  Где построить дом в туле

Один из экспонатов музея филармонии — футляр виолончели Исаака Поляка, который потерял руку на Великой Отечественной.

— И в это же время в Доме Ленина работал Новосибирский радиокомитет, — продолжает Константин Голодяев. — Именно здесь базировался хор радиокомитета под управлением Николая Королькова, из которого потом вырос Сибирский народный хор. Здесь пел известный слепой баянист Иван Маланин, выступали артисты ленинградских театров. Особенно запомнилась новосибирцам яркая сатирическая передача «Огонь по врагу!», которую новосибирские актёры записывали вместе со своими эвакуированными коллегами.

В 1944 году после реконструкции здание приобрело современный вид: оно перестало походить на Мавзолей, были ликвидировали балконы для ораторов. Ещё в 1930-х с фасада исчез лозунг «Ленин умер, ленинизм жив!». Руководил реконструкцией архитектор Владимир Тейтель — тот самый, по проекту которого прямо напротив Дома Ленина был разбит Первомайский сквер и устроен фонтан.

ТЮЗ работал в Доме Ленина до тех пор, пока в 1984-м для него не построили новое здание, переехав в которое, театр стал «Глобусом». А для Дома Ленина началась новая история — филармоническая, которая продолжается и сегодня. Сейчас в нём «живёт» Камерный зал Новосибирской филармонии.

Григорий ШУСТЕР, заслуженный артист РСФСР, актёр театра «Красный факел»:

— Я приехал в Новосибирск из Томска в 1946 году. Мне было шесть лет, но я уже знал, что в Новосибирске есть такое здание, которое построено на народные деньги в память о Ленине. А когда через год пошёл в первый класс, нас стали водить в ТЮЗ. Там же, где сейчас буфет, работал Дом пионеров. Туда для встреч с молодёжью приезжали много интересных людей: помню встречи с одним из первых Героев Советского Союза лётчиком Михаилом Водопьяновым — он рассказывал о своём полёте на Северный полюс, с драматургом Александром Яковлевым, который написал пьесу о Павлике Морозове.

Мальчишкой я смотрел спектакль «Гастелло», в котором главную роль играл Виктор Сергеевич Орлов. А потом Орлов стал руководителем моего курса. Худруком театрального училища, когда я там учился, был Николай Фёдорович Михайлов, ленинградский артист, приехавший со своей женой Еленой Герасимовной Агароновой служить в ТЮЗе. Потом они стали ведущими артистами «Красного факела».

Помню, как однажды 9 мая мы играли спектакль, когда в Первомайском сквере начался салют из пушек — его тогда впервые решили устроить именно там. Какой же поднялся грохот! Это, конечно, было неправильно, но мы даже остановили спектакль и вместе со зрителями выбежали на улицу, чтобы посмотреть на такое зрелище.

Когда для ТЮЗа построили новое здание, мы были рады: давно решили, что из Дома Ленина мы уже выросли. А потом снова хотели вернуться — настолько здесь было удобно. Мне этот Дом всегда нравился своей компактностью. Считаю, что такими и должны быть драмтеатры — небольшие и непомпезные.

Виталий СОЛОВОВ | Фото Валерия ПАНОВА

591

Источник

Архитектура Новосибирска

Дом Ленина на Красном проспекте, 32 в Центральном районе г. Новосибирска. Здание Дома-памятника В.И. Ленину признано памятником истории регионального (ранее — федерального) значения (постановление СМ РСФСР № 624 от04.12.1974 г., указ Президента РФ № 452 от 05.05.1997 г., постановление главы администрации Новосибирской области №360 от 11.07.1997 г.).

В Новониколаевске борьба за идейно-выразительную архитектуру ярко проявилась при проектировании и строительстве Дома Ленина — здания-памятника В.И. Ленину.

Уже сама тема архитектурного объекта стала полем острой дискуссии и поисков новых средств выразительности, призванных отразить, в меру специфики архитектуры как искусства, новые идейные устремления времени.

Идея увековечения памяти В.И. Ленина вылилась в Новониколаевске в предложение о постройке на средства самих трудящихся Дома Ленина — центра распространения ленинских идей. Собрания рабочих и служащих принимали единодушные решения об отчислении однодневного заработка на строительство дома-памятника Ленину.

Первое постановление об увековечении памяти В.И. Ленина было принято на пленуме Новониколаевского губкома РКП (б) 10 февраля 1924 г. Тогда был создан фонд Ильича, открыты Дом крестьянина и Дом беспризорных его имени, принято решение построить на площади Дом народных собраний — будущий Дом Ленина. В Доме Ленина должны были разместиться партийные организации и центр пропаганды ленинских идей.

В феврале 1924 г. губком партии поручил городским инженерам-строителям разработку проекта Дома Ленина с залом на 2,5-3 тыс. человек, стоимостью не выше 100 тыс. рублей золотом. Проект был создан в короткие сроки. Но проектировщики подошли к решению задачи чрезвычайно утилитарно, трактуя здание-памятник как обычный клуб. Подобный подход к замыслу сооружения встретил горячие возражения со стороны деятелей искусств, художников, журналистов, которые хотели видеть Дом Ленина не обычным клубом, а центром «средоточия жизни», вокруг которого «складывается жизнь коллектива и без которого не мыслится никакая общественная жизнь». Высказывались пожелания, чтобы «в каждом углу этого дома чувствовалось бы дыхание творческой мысли Ленина и заметно ощущалось бы биение его живой жизни, чтоб, войдя в этот дом, каждый сразу начинал проникаться коммунистическим сознанием, чтобы здесь всемерно будировался бы Ленинизм» ( «Советская Сибирь» 16 марта 1924 года)

Читайте также:  Сколько стоит дом построить своими руками дешево

Предлагали возвести сооружение с «колоссальным залом» на несколько тысяч человек — для митингов, собраний и т. п., с библиотекой трудов В.И. Ленина и трудов по ленинизму. Высказывались пожелания о том, чтобы Дом Ленина стал центром информации, в котором бы разместились редакции газет, радиостанция и телеграф, чтобы на его фасаде был устроен огромный экран, который в вечернее время путем световых надписей кинематографа передавал бы последние известия. А станция прожекторов, расположенная на доме, должна была проецировать «на облака» световые надписи — лозунги дня. Дом Ленина предлагали построить над братской могилой 104-х погибших в борьбе с колчаковщиной, возведя над ней «особый зал, украшенный чёрными знаменами, мемориальными досками, портретами павших, чтобы могилы павших за дело, на которое их всю жизнь вдохновлял В.И. Ленин», вошли бы в основание, в «базис» памятника Ленину.

В архитектуру здания художник В. Гуляев считал необходимым положить «основной принцип современности, экономики и наибольшей целесообразности» и лозунг «Пролетариат — творец будущего, а не наследник прошлого». В. Гуляев говорил, что Дом Ленина должен быть таким, который даёт представление не об «излишестве и расточительном изяществе», а об «осмысленной простоте, обаятельной по своему выразительному величию». Художник А. Иванов предлагал широко использовать синтез искусств: архитектуры, скульптуры и живописи, «отвечающий целям просвещения пролетарских масс в духе Ленинизма», отказаться от украшений «в виде классических шаблонов».

«Синтез искусств» понимался художниками широко: «Нет живописи без пространственного понимания формы, нет ваяния без архитектонической и живописной культуры, нет архитектуры без живописи и пространства. В разработке проекта и постройке должны в одинаковой мере принять участие архитектор, скульптор и живописец. Это, конечно, не значит, что здание, спроектированное и выстроенное архитектором, должно быть расписано живописцем и украшено лепкой. Именно при таком положении дела, столь обычном в прежнее время, не может быть и намёка на какой-либо синтез. Самый проект, самый подход к плану, материалу, организации этих материалов должны одинаково прорабатываться ими всеми и удовлетворять их всех, форма реалистического овеществления личности современным передовым искусством уже изжита…». Художники предлагали даже находящуюся «тут же рядом электрическую станцию примкнуть к Дому Ленина, как одно из крыльев здания. Это даст возможность Дому Ленина давать от себя свет всему городу и окрестностям. Это важно тем более, что электрификация всегда была так близка сердцу Ильича…».

Горячая полемика привела к тому, что 22 марта был объявлен конкурс на новый эскизный проект со сроком его подачи к 30 марта. Из конкурсных решений был выбран проект центрического здания с одинаковыми фасадами со всех его четырёх сторон, с залом в центре, перекрытым большим куполом, пролёт и конструкция которого были бы уникальны для Сибири. Расчёт и конструирование такого купола хотели передать в Москву, не надеясь на свои силы. Фасады здания с четырёх сторон украшались портиками, несущими балконы, «украшенные» статуями В.И. Ленина. Внутри здания, в зале, в глубине эстрады, также устанавливалась статуя Ленина. Скульптуры предлагалось изваять скульптору С.Р. Надольскому, приглашённому из Москвы (уроженцу Сибири).

10 мая 1924 года был заложен первый камень в основание Дома Ленина на бывшей Ярмарочной площади за городским Торговым корпусом. Предполагали все основные работы выполнить за один строительный сезон 1924 года и открыть здание в день 7-й годовщины Октября.

Но проект здания оказался малопроработанным и технически очень сложным. Возвести сооружение быстро было невозможно. Вернулись к более реалистическому проекту и снова заложили здание 13 июля 1924 г. на площади перед памятником жертвам Революции. Главный фасад здания выходил на Красный проспект. Был создан комитет в составе 21 человека из представителей общественности города для содействия ускорению строительства.

Двухэтажное здание стало быстро расти. Большой зал его был открыт 21 января 1925 г. в 10 час. 50 мин. Дом продолжали строить, и он был закончен вчерне к 1 мая 1925 г. Однако его внешняя архитектура, носящая несколько провинциальный характер, была неудовлетворительна. Сразу был сделан проект его надстройки и реконструкции, и вновь развернулось строительство. Комиссия при губкоме РКП (б) взяла на себя наблюдение за перестройкой здания. Окончательный облик здание получило по проекту архитектора И.А. Бурлакова, инженеров И.И. Загривко и М.А. Купцова.

Двухэтажное здание повысилось на этаж по всей длине, а в центральной части — на 2 этажа. Четвёртый этаж центральной части своими формами и уступчатым силуэтом был близок к композиции мавзолея В.И. Ленина. Дом Ленина получил, наконец, крупномасштабные архитектурные формы и монументальность, отвечающую образу общественного сооружения. Фасад здания был не лишён эмоциональной силы. В его центральной части были вкомпонованы слова: «Ленин умер, жив ленинизм» и даты рождения и смерти В.И. Ленина.

Читайте также:  Как построить дом с кодами в симс 3

В Доме Ленина работали Новониколаевский окружной комитет партии, первая сибирская широковещательная радиостанция, Сибрадиоцентр, Западно-Сибирский краевой научно-исследовательский институт коммунистического воспитания. В Доме Ленина находились центральная библиотека, краевая научная педагогическая лаборатория, институт повышения квалификации учителей, «Кузбасстрой», общество бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев. Дом Ленина стал действительно центром политической жизни города и края. Здесь проходили партийные и профсоюзные конференции, заседания городского Совета, собрания комсомольцев, торжественные заседания, посвящённые революционным праздникам.

В Доме Ленина с 3 по 9 декабря проходил 1-й краевой съезд Советов Сибири, на котором обсуждались перспективы развития социалистической Сибири. На съезде рассматривался и вопрос о переименовании города Новониколаевска. Желание дать городу новое имя, стремление стереть в его названии всякую память возникло уже в первые годы Советской власти. Рождалось много названий сибирской столицы, которой было «неприлично носить имя свергнутого царя».

Предлагалось назвать город именем, связанным, прежде всего, с B.И.Лениным — вождём мирового пролетариата: «Новоленинск»,«Сибленинск», «Владлен», или с именем М.И. Калинина, уже дважды приезжавшего в город: «Калининград». Другие названия должны были отражать революционные преобразования в стране после Октябрьской революции: «Краснооктябрьск», «Коммунград», «Красносибирск», «Новый луч Сибири», «Совлавры», «Курултай» (народный съезд) и др. Однако лучшим из 50 названий было признано простое и гордое имя — Новосибирск, которое быстро распространилось по стране. И первый Новониколаевский окружной съезд Советов постановил назвать город Новониколаевск новым именем Новосибирск и обратиться с просьбой к 1-му Сибирскому краевому съезду Советов утвердить его своим постановлением. 7 декабря 1925 г. краевой съезд большинством голосов утвердил новое имя города — Новосибирск. 9 декабря на последнем заседании съезда было принято решение: «1-й Сибирский съезд Советов одобряет постановление 1-го Новониколаевского окружного съезда о переименовании города Новониколаевска в Новосибирск и поручает Крайисполкому поддержать соответствующее ходатайство перед ВЦИК». 12 февраля 1926 г. ВЦИК постановил переименовать город Новониколаевск в Новосибирск.

В 1944 г. закончилась реконструкция здания Дома Ленина по проекту архитектора В.М. Тейтеля. Сооружение утеряло монументальность и некоторую образную символику, соответствующую его первоначальному назначению. Зданию был придан «ампирный» характер: колоннада главного входа получила более изящную прорисовку профилей капителей, у колонн появилось перекрытие (антаблемент) с тонким карнизом. Пилоны, фланкирующие колоннаду, стали глухими, в них были заложены оконные проёмы и убраны балкончики-трибуны на втором этаже. Четвёртый этаж получил менее дробные членения, его объём увенчала балюстрада с тумбами и обелисками по углам, а в глухую часть — парапет — была вкомпонована рельефная скульптура — лира, античный символ сценического искусства. Сооружение более приобрело в композиционной законченности и художественной целостности, но утратило временную выразительность и образ здания-памятника, посвящённого конкретному событию.

С.Н. Баландин, «Новосибирск. История градостроительства 1893 – 1945 гг.»

Дом Ленина на Красном проспекте, 32 в Центральном районе г. Новосибирска

В Фонд Ильича трудящиеся губернии отчисляли свой однодневный заработок в марте, а затем в июле—августе 1924 г., отчисление средств шло от целевых концертов и из других источников.

7 мая 1924 г. бюро губкома РКП(б) постановило выпустить миллион карточек-«кирпичей», стоимостью каждая 10 копеек — цена одного кирпича. Покупая эти картонные карточки с портретом Ленина и изображением силуэта здания, каждый житель города мог внести свой посильный вклад в строительство «Дома Ленина».

В 1935 г. здание было передано Театру юного зрителя, поэтому в 1937-1938 гг. проводились работы по приспособлению его для нужд театра. Была пристроена сценическая коробка, перепланирован ряд внутренних помещений.

Во время войны в стенах «Дома Ленина», кроме новосибирского ТЮЗа, работали эвакуированный из Ленинграда ТЮЗ и Белорусский еврейский театр.

В 1985 г. здание «Дома Ленина» было передано Новосибирской филармонии. В 1991 г. начаты ремонтно-реставрационные работы по проекту, разработанному в 1989 -1994 гг. институтом Новосибгражданпроект.

Т-образное в плане здание имеет сложную объемно-планировочную структуру, симметричную относительно поперечной оси. К четырехэтажному основному объему примыкают два трехэтажных крыла, имеющих криволинейную форму плана. Поверхность стен членится ритмом стилизованных дорических пилястр. Шестиколонный дорический портик в центральной части фасада фланкирован массивными глухими ризалитами. Аттиковый этаж, с узкими окнами полуциркульного очертания, завершен центральным фронтоном, украшенным барельефом с изображением лиры и угловыми фиалами.

В интерьерах здания преобладают мотивы «неоклассики». Входной вестибюль решен с использованием в декоре элементов дорического ордера (колонны и пилястры, карнизы и фризы с архитектурными обломами, кессонированные потолки). Зрительный зал решен в формах классицизма. Входы-порталы в зрительный зал акцентированы пилястрами ионического ордера. Сандрик над дверью входа украшен иониками, листьями аканта. Филенки делят пространство стен на прямоугольники. Люстры восстанавливаются в соответствии с индивидуальным проектом, разработанным Новосибгражданпроектом по архивным материалам и аналогам. Основные габариты 62×59 м.

Проект Дома Ленина. Арх. И.А. Бурлаков, инженеры И.И. Загривко, М.А. Купцов

Проект Дома Ленина. Арх. И.А. Бурлаков, инженеры И.И. Загривко, М.А. Купцов

Первоначальный вид Дома Ленина в Новониколаевске

Первоначальный вид Дома Ленина в Новониколаевске

Дом Ленина. Новосибирск

Дом Ленина. Новосибирск

Дом Ленина. Новосибирск

Дом Ленина. Новосибирск - Новониколаевск

Дом Ленина. Новосибирск - Новониколаевск

Дом Ленина. Новосибирск - Новониколаевск. Фото: Степанов Слава

Дом Ленина. Новосибирск - Новониколаевск. Фото: Степанов Слава

Дом Ленина. Новосибирск — Новониколаевск. Фото: Степанов Слава

Дом Ленина. Новосибирск - Новониколаевск. Фото: Степанов Слава

Дом Ленина. Новосибирск - Новониколаевск. Фото: Степанов Слава

Источник