Когда построили дом на набережной
????Дом на набережной: история и фото.
Дом на набережной построили для государственных работников.
После возвращения в 1918 году столицы в Москву сюда перевели много госслужащих. Поначалу их расселили в так называемых домах Советов (гостиницы Националь» и «Метрополь»), но площади не хватало. Поэтому 24 июня 1927 года решили возвести специальный дом на месте винно-соляных складов. Строительство по проекту Бориса Иофана шло до 1931. Не все было гладко: сначала Иофана попросили внести изменения в план и увеличить количество квартир с 440 до 505, затем запретили снос церкви Николая Чудотворца на Берсеневке, а потом в первом корпусе произошел загадочный пожар. В итоге дом сдавали по частям.
Сюда посетили представителей советской элиты: ученых, партийных деятелей, Героев Гражданской войны, Социалистического Труда и Советского Союза, старых большевиков, писателей, служащих Коминтерна, военных героев. В честь одного из жильцов — писателя Александра Серафимовича — в 1933 году переименовали улицу, где стоит этот дом.
Архитектор задумывал дом на набережной темно-красным или розовым, но украшение гранитной крошкой признали дорогим. В итоге здание стало серым.
Путеводитель по архитектурным стилям
Дом стал крупнейшим в Европе. Это был уникальный комплекс на 505 квартир со всем необходимым: можно было вообще не выходить на улицу. В доме работали клуб (сейчас это «Театр эстрады»), кинотеатр «Ударник» на 1 500 мест, универмаг, прачечная, спортзал, амбулатория, сберкасса, отделение связи, детский сад и ясли. В столовой жильцы по талонам бесплатно получали готовые обеды и сухие пайки. Во дворах-колодцах были газоны с фонтанами.
На этажах дома на набережной устроили по две квартиры. Там лежал дубовый паркет, а на потолках красовались пейзажи времен года, цветы и фрукты. Расписывали их живописцы-реставраторы из Эрмитажа. Мебель по проекту Иофана была одинаковой во всех квартирах: на стульях, столах, буфетах, шкафах, тумбах и диванах с длинными валиками были инвентарные номера. Жильцы, въезжая, подписывали акт приемки, где учитывалось все — вплоть до шпингалетов и дубовой крышки от унитаза.
На кухне было отверстие в стене для самоварной трубы и выход грузового лифта для вывоза мусора. Лифтом заведовал вахтер: наверх пассажир поднимался в компании сопровождающего, вниз спускался пешком или стучал по двери шахты, чтобы вахтер поднялся. Работали и консьержи — это был первый охраняемый дом в советской России.
Подъезд №11 — нежилой. Там нет ни квартир, ни лифтов.
Предполагают, что отсюда прослушивали квартиры жильцов других подъездов, а за стенами были скрыты тайные помещения. Но есть и другая версия: для увеличения количества квартир Иофану пришлось разделить площади 11 подъезда между 10 и 12.
В доме на набережной были и секретные квартиры чекистов. Они работали под видом комендантов, консьержей, лифтеров, а в своих квартирах встречались с осведомителями и прятали таинственных жильцов, например, агента советской разведки в Южной Африке Дитера Герхардта.
Во время Большого террора второй половины 1930-х многих жителей дома репрессировали. Считалось, что маленький худенький чекист мог прослушивать квартиры, находясь между стенами (дом построен как термос), а для скрытного «вывоза» виновных чекист попадал в квартиру через мусоропровод. Рассказывали также о подземном ходе на Лубянку.
Сейчас дом на набережной — элитный жилой дом. Но до сих пор там творится какая-то чертовщина — слышны шаги и разговоры, жильцов мучают кошмары. А для посетителей работает краеведческий музей Дома на набережной. В его создании участвовала Ольга Романовна, вдова Юрия Трифонова.
А что о доме на набережной знаете вы?
Источник
Дом на набережной. Как строилось знаменитое советское здание
В 1927 году была создана комиссия по строительству дома для проживания советской элиты. Позже это мрачное серое здание с подачи проживавшего здесь писателя Юрия Трифонова назвали Домом на набережной.
Место для будущего здания выбрали на длинном острове на Москве-реке. Строить решили на болоте (свое название соседняя площадь получила не зря), где на протяжении многих веков казнили преступников, рядом было кладбище. Но поскольку с острова открывался вид на Кремль, это стало решающим фактором расположения дома для членов правительства. Заодно решили построить на низких заболоченных берегах Москвы-реки и красивые гранитные набережные.
Строительству мешали стоявшие здесь винно-соляные склады, бараки, производственные помещения «Товарищества Эйнем», которое затем стало кондитерской фабрикой «Красный Октябрь», и несколько жилых строений. Большинство из них снесли, но одно здание, которое сегодня располагается по адресу ул. Серафимовича, д. 5/16, через дорогу от Дома на набережной, просто передвинули – причем на время «переезда» даже не выселили жильцов.
Прежде чем перенести этот дом, его необходимо было отделить от фундамента. Для этого вокруг здания выкопали траншею, а затем с помощью тросов «отрезали» постройку от основания. Потом здание укрепили балками и поставили на ходовую раму. Она была установлена на катки, которые двигались по заранее уложенным рельсам. С помощью лебедок дом буксировали вперед, а домкраты толкали его сзади. Надо сказать, после принятия в 1935 году Генерального плана реконструкции Москвы, перестановка домов в столице стала делом обычным: тогда переехали на другое место более 70 зданий.
Удивительно, но церковь Николая Чудотворца, которая примыкала к месту строительства Дома на набережной, решено было не сносить: историкам удалось доказать ее историческую ценность. В случае с большинством других московских храмов, в том числе – с расположенным на противоположном берегу Москвы-реки Храмом Христа-Спасителя, этот аргумент не сработал.
Автором Дома на набережной стал знаменитый архитектор Борис Иофан. Еще до Первой мировой войны он эмигрировал из России в Италию, женился там и зарабатывал строительством роскошных особняков. Глава молодого советского правительства Алексей Рыков, приехавший в Италию на лечение, уговорил Иофана вернуться на родину и взяться за амбициозный проект.
Изначально смета строительства составляла всего три млн. рублей, но впоследствии возросла в несколько раз: Иофан по просьбе заказчиков то и дело вносил поправки в проект. Так, вместо запланированных изначально 440, в доме в конечном итоге стало 505 квартир, расположенных в 24 подъездах. Кстати, после десятого подъезда сразу идет двенадцатый. Считается, что в «скрытом» одиннадцатом подъезде располагались тайные помещения. Но на самом деле, пропавший подъезд №11 – также результат очередной перепланировки: за счет одиннадцатого подъезда была увеличена площадь квартир в подъезде № 12, где поселили Василия Сталина и Светлану Аллилуеву, а также почетных членов правительства.
Участок строительства занял три гектара. Иофан спроектировал «город в городе», на территории которого было все, что нужно для комфортной жизни: прачечная, парикмахерская, детский сад, гастроном, сберкасса, клуб, поликлиника. И столовые — обычная и диетическая. Строили четыре года, с 1927 по 1931 годы, поэтапно: начали со стороны кинотеатра «Ударник», а закончили первым корпусом, который сегодня занимает «Театр Эстрады». Улицу Всехсвятскую, на которой было начато строительство, в 1933 переименовали в улицу Серафимовича – в честь знаменитого советского писателя (настоящая фамилия которого, кстати, была Попов), который в 1937 году поселился в доме на улице имени самого себя.
Проект Дома на набережной. Архитектор Б. Иофан
До 1952 года Дом правительства был не только самым объемным, но и самым высоким жилым зданием в Москве. Здание разноэтажное, но в своей высшей точке достигает почти 50 метров. Архитектор задумывал дом розового цвета — чтобы гармонировал с терракотовым оттенком кремлевской стены. Для декора хотели использовать мраморную крошку. Но стоимость запроектированных материалов и работ оказалась слишком высокой, в результате дом стал серым, что вкупе с его монументальными формами придало ему страшноватый вид.
Квартиры в доме имели от одной до семи комнат площадью от 40 до 300 кв.м. с потолками высотой до 3,7 м. Оснащение поражало воображение современников: кроме газовых плит, телефонов и радиоточек в квартирах было и центральное отопление. Во многих квартирах запланированы комнаты для прислуги. Лифтом заведовал вахтер: наверх пассажир поднимался в компании сопровождающего, вниз спускался пешком или стучал по двери шахты, чтобы вахтер поднялся. Работали и консьержи — это был первый охраняемый дом в советской России. Новые жильцы въезжали не только в полностью оснащенные отделанные квартиры: в их распоряжении была и казенная мебель из дуба, спроектированная все тем же Борисом Иофаном.
Как известно, в годы репрессий Дом на набережной стал настоящим олицетворением того, что творилось тогда во всей стране. Каждую ночь здесь происходили аресты. На 505 квартир числится 800 репрессированных. Многие из высокопоставленных жильцов, что были активистами «партийных чисток», вдохновителями террора и строителями ГУЛАГа, с неимоверной быстротой оказывались на месте своих жертв. Но это уже другая история.
Источник
Загадки и легенды Дома на набережной
Каждый дом, особенно если это не типовая многоэтажка, имеет свой характер. Вокруг старых строений с годами возникает определенная аура, которую могут почувствовать как жители и гости, так и прохожие. Одно из самых известных московских зданий — Дом на набережной, безусловно, обладает сильной энергетикой.
Комплекс сооружений занимает площадь в три гектара, стоит на Болотном острове и связан с «материком» Большим Каменным и Малым Каменным мостами. 25 подъездов выходят на две улицы — Серафимовича и Берсеневская набережная.
Настроение, которое он вызывает, вряд ли можно назвать радужным, и это связано с его необычной и отчасти трагической историей.
История дома
Двенадцатиэтажный дом номер два по улице Серафимовича, занимающий площадь около трех гектаров, получил название «Дом на набережной» с легкой руки писателя Юрия Трифонова, чья семья жила здесь в 30-е годы прошлого века. А официально это здание именовалось Домом правительства или Домом ЦИК и СНК СССР.
Он был построен в 1931 году специально для партийной элиты того времени по проекту знаменитого архитектора Бориса Иофана. Первое что бросается в глаза, при знакомстве с фасадом дома — огромное количество мемориальных досок с известными фамилиями. Здесь жили известные ученые, герои гражданской войны, герои Труда, известные писатели и деятели культуры. Кандидатура каждого жителя здесь утверждалась Сталиным. Здесь жила великая балерина Уланова, в доме до сих пор существует ее мемориальная квартира.
Вид на дом с реки
Вид на дом с моста
Одним из первых жителей дома был Куйбышев. Здесь проживали Жуков и Тухачевский. А квартиру номер 37 занимала Светлана Аллилуева, дочь Иосифа Сталина.
Светлана Иосифовна
Одним из жильцов Дома на набережной был хореограф Игорь Моисеев. На фото он с женой.
В доме был построен кинотеатр «Ударник», являвшийся по тем временам самым большим кинозалом Москвы. В этом доме был открыт спортивный зал, универмаг, клуб, ставший впоследствии театром Эстрады.
Можно сказать, что Дом на набережной стал одним из первых элитных жилых комплексов столицы.
Первоначально это было здание гостиничного типа. Одна из старейших жительниц этого дома, Тамара Тер-Егиазарян, скончавшаяся в 2009 году, рассказывала, что жильцы въезжали в квартиры, полностью обставленные мебелью. Здесь было все, включая посуду. Можно было даже получить постельное белье.
Жильцам не было необходимости готовить, ведь на первом этаже здания находилась столовая и прачечная. Именно поэтому кухни в этом доме удивительно маленькие.
Потолки в квартирах были покрыты художественной росписью, на полу дубовый паркет. Из кранов текла горячая вода, что в то время было чем-то невероятным. Вся обстановка была продумана до мелочей, а предметы имели инвентарные номера, при въезде жильцы расписывались в получении мебели и посуды.
Дом на набережной был символом роскоши и власти. Многие завидовали счастливым новоселам, получившим жилье с видом но Кремль, не подозревая, какое страшное будущее ждет многих из них.
Некоторые слишком дорого заплатили за этот шикарный вид
К сожалению, из двух тысяч жителей этого дома, 700 человек стали жертвами репрессий во время Большого террора в 30-х годах прошлого века. Трагическая судьба людей, исчезавших ночами из квартир целыми семьями, наложила отпечаток на отношение последующих поколений ко всему дому.
Загадки и легенды Дома на набережной
Мрачная аура дома, которую чувствуют многие москвичи, связана с историей места, на котором выстроено здание. Когда-то здесь было болото, где казнили государственных преступников, здесь же пролегал путь, по которому гнали каторжников к местам заключения.
Путь на каторгу
В 16 веке место, где ныне возвышается Дом правительства, считалось гиблым. Бояре, пытавшиеся выстроить здесь хоромы, трагически погибали один за другим.
Говорят, что дом на набережной был построен прямо на старинных надгробиях, хотя, возможно, это пустые слухи.
Одна из главных загадок Дома на набережной связана с таинственным 11-м подъездом. То есть, в доме есть десятый подъезд, после которого следует двенадцатый, а одиннадцатый отсутствует.
Со стороны двора как раз между этими двумя подъездами есть маленькая дверь, ведущая на узкую темную лестницу. Официальная версия заключается в том, что 11-й подъезд был предназначен для нужд рабочих и другого персонала, обслуживающего дом. Однако в народе ходит молва, что этот узкий проход использовали сотрудники НКВД, для того чтобы слушать, что происходит в квартирах.
Говорили также, что из здания тянутся подземные ходы на Лубянку и в Кремль, и что арестованных спускали на лифте в подвальные помещения, а оттуда напрямую этапировали в застенки.
Ходят слухи, что Дом на набережной полон призраков расстрелянных жильцов, которым так и не удалось освоиться на новом месте обитания.
Так, есть известная легенда о Дочери Командарма, который был арестован вместе со своей женой на службе. За их дочерью пришли вечером. Однако она наотрез отказалась открывать дверь, угрожая тем, что застрелит из отцовского нагана первого, кто войдет в квартиру. Нарком Ежов распорядился наглухо забить двери квартиры и отключить воду, свет и телефон. Целую неделю узница звала на помощь, но потом крики стихли. И неизвестно, погибла ли она от голода, или застрелилась. Местные жители утверждают, что с той поры ее призрак часто можно встретить на набережной около Театра Эстрады.
Рассказывают странные истории о музыке и голосах, доносящихся из пустых квартир Дома на набережной. До сих пор жильцов пугают ночами странные звуки, несущиеся из-за стен.
Кстати, нынешние обитатели дома отмечают удивительно хорошую слышимость между квартирами. Говорят, что это не строительный брак, а намеренно созданная особенность конструкции, которая позволяла сотрудникам НКВД слушать разговоры знаменитых жильцов.
С Домом на набережной связана, и история одной из самых неординарных личностей прошлого столетия — Левы Федотова. И по сей день исследователи строят догадки: как простой московский старшеклассник сумел в своем дневнике не только точно предсказать дату начала Великой Отечественной войны, но и практически описать весь ее ход?
Лев Федотов родился 10 января 1923 года. В 1932 году семья Федотовых получила квартиру в знаменитом Доме на набережной. А еще три года спустя отец Левы, ответственный партийный работник, трагически погиб на Алтае.
Лева Федотов
Подросток был болезненным и очень много читал. Его сосед по дому, будущий писатель Юрий Трифонов, вспоминал: «Он был удивительно всесторонне развитой личностью… увлекался в особенности минералогией, палеонтологией, океанографией, прекрасно рисовал, его акварели были на выставке, он был влюблен в симфоническую музыку, писал романы в толстых общих тетрадях в коленкоровых переплетах…»
С 1940 года Федотов начинает вести подробные дневники, в которых не только описывает события собственной жизни, но и очень подробно рассказывает о том, что должно случиться в мировых масштабах. Свою тайну Лева тщательно скрывал даже от самых близких.
Дом на набережной в наши дни
Сейчас Дом на набережной, как и прежде, представляет собой место, где живут известные люди. Это и актриса Наталья Андрейченко, и Александр Домогаров, а также семья бывшего министра здравоохранения Юрия Шевченко.
Силами жильцов в доме организован музей, посвященный памяти жертв сталинских репрессий. Кроме того, в музее воссоздана обстановка 30-х годов прошлого века, экспозиция имеет историческую и образовательную ценность.
Дом практически не изменился за долгие годы. Он не пострадал во время немецких бомбардировок, пережил и послевоенную разруху. Сейчас он является памятником истории и охраняется государством.
Дом на Набережной в наши дни
Несмотря на зловещие слухи, окружающие это здание, самые старые жители любят его и не считают несчастливым. Для кого-то Дом на набережной является символом горя и страха, а для кого-то – это просто дом, напоминающий о детстве.
Источник
Дом на Набережной. Разные судьбы под одной крышей
Одним из самых интересных и загадочных зданий в Москве является дом по адресу Берсеневская Набережная, 20/2 (ул. Серафимовича, 2), больше известный как «Дом на Набережной» (по одноимённой повести писателя Юрия Трифонова, выросшего в этом доме).
Вид с Патриаршего моста
Здание проектировал архитектор Борис Иофан, известный по работе над созданием Дворца Советов, который должен был возвышаться вместо взорванного Храма Христа Спасителя.
Уже изначально дом предназначался для проживания советской элиты. Он представлял из себя полноценный комплекс, жители которого были обеспечены полным спектром услуг — магазины, столовые, кинотеатр, медицинский кабинет, библиотека, спортзал, почта, столовая, даже теннисные корты.
Модель комплекса
В каждой квартире имелся мусоропровод, радио и телефон, газ. Жильцы были обеспечены круглосуточной горячей водой и центральным отоплением. На кухне помимо всего прочего имелась вытяжка для самовара и хозяйственный лифт — неслыханная роскошь для москвичей.
Макет четырёхкомнатной квартиры.
Неудивительно, что жители полюбили выделенные им квартиры.
Теперь немного подробнее о некоторых проживающих в доме в разное время:
— Советский писатель и журналист А. С. Серафимович, представитель пролетарской литературы, представитель Социалистического реализма
А. С. Серафимович
— Лётчик-полярник И. П. Мазурук, Герой Советского Союза, участник строительства Комсомольска-на-Амуре, участник в высадке первой дрейфующей научной станции «Северный полюс-1». Держал в квартире королевского пингвина, привезенного из экспедиции в Антарктиду.
Чучело пингвина Илюши бережно хранится в музее дома
— Герой Советского Союза, генерал-майор авиации М. В. Водопьянов, участник героической эвакуации экипажа затонувшего в Берингом проливе парохода «Челюскин».
М. В. Водопьянов
— Советский композитор, генерал-майор А. В. Александров, создатель и руководитель Ансамбля Красноармейске песни Центрального дома Красной Армии им. Фрунзе (ныне широко известный Ансамбль песни и пляски Российской армии им. А. В. Александрова), автор музыки гимна СССР, композитор песни «Священная война» и ещё более 50 героических песен и маршей.
А. В. Александров
— Маршал бронетанковых войск Я. Н. Федоренко, во время Гражданской войны командовал бронепоездом, участвовал в сражениях против Юденича, Колчака, Врангеля; во время Великой Отечественной Войны был заместителем наркома обороны СССР, командующим бронетанковыми войсками.
Я. Н. Федоренко
— Советский конструктор, под руководством которого были созданы самолёты-истребители Миг А. И. Микоян, брат члена Политбюро ЦК КПСС Анастаса Микояна
А. И. Микоян
— Народный артист СССР Алексей Баталов, запомнившийся прежде всего ролями канатоходца Тибула в фильме «Три толстяка» и Гоши в «Москва слезам не верит».
А. В. Баталов
— Балетмейстер и хореограф, Герой Социалистического труда, Народный артист СССР и Лауреат многих премий, основатель первого в стране профессионального народного танца Игорь Моисеев прожил в доме чуть меньше трети своей жизни — 33 года.
И. А. Моисеев
В жизни дома были и «чёрные страницы»: в 1933 году беззаботная жизнь его обитателей кончилась. С начала Большого Террора и по 1953 год более 806 жителей элитного комплекса было репрессировано, за что в народе его начали называть «домом предварительного заключения» и «улыбкой Сталина». Среди жертв были:
— первые маршалы Советского Союза Блюхер (умер в тюрьме) и Тухачевский (расстрелян)
— видный политический деятель, один из организаторов репрессий Постышев (расстрелян на полигоне Коммунарка)
П. П. Постышев
— семья наркома финансов УССР Михаила Полоза (расстрелян): жена Т. Мягкова (расстреляна) и дочь Рада Полоз (5 лет ссылки)
Протокол ареста Рады Полоз
— семья полковника Георгия Душечкина (расстрелян на полигоне Коммунарка как фигурант «дела Тухачевского»): жена Е. Душечкина (8 лет лагерей) и двое детей (судьба мне неизвестна)
Протокол обыска гражданки Душечкиной
— Кристал Кристалович Аболин, заместитель наркома финансов СССР (расстрелян на полигоне Коммунарка)
К. Аболин
— Израиль Яковлевич Вейцер, нарком внутренней торговли СССР (расстрелян на полигоне Коммунарка)
И. Вейцер
… и многие другие партийные, государственные, военные деятели.
Сейчас дом вновь живёт счастливой жизнью. Кинотеатр находится на реконструкции, но работают Московский театр Эстрады, замечательный музей истории дома и изысканная столовая, где можно вкусно окунуться в атмосферу середины прошлого века.
Бюст Ленина в столовой
В доме проживают народные артисты РСФСР Геннадий Хазанов и Леонид Куравлев, заслуженная артистка РСФСР и всеми любимая «Мэри Поппинс» Наталья Андрейченко, народный артист РФ Александр Домогаров, певица Глюкоза, а так же родственники тех, кто получил в свое время квартиры за заслуги перед партией и государством.
Спасибо за внимание!
Подписывайтесь на страницу, оставляйте комментарии, надеюсь услышать истории о доме от тех, кто в нем бывал или жил!
Источник