Когда построили дом специалистов

Дом специалистов | «Другой город

Дом специалистов

30 января 2018, 9:56 4 153

Автор: Редакция

.

,

23 марта 1932 года на свет появилось постановление СНК СССР «О постройке домов для специалистов». Делалось это для «улучшения жилищного положения специалистов и ученых, инженеров и техников, беспартийных и партийных, работающих в различных предприятиях, учебных заведениях и учреждениях Союза ССР».

В Самаре должно было быть построено три Дома специалистов на 100 квартир. И сегодня нашим героем станет самый известный из них, который стоит на углу улиц Ленинградской и Галактионовской.

Место это было для Самары знаковым. Здесь стояла Троицкая церковь, построенная в начале 1840-х годов. Именно ее и принесли в жертву Дому специалистов, что по сей день не забыто и является питательной почвой для всякого рода легенд, о которых мы поговорим позднее.

Сам по себе Дом специалистов должен был стать первой ласточкой планомерной застройки близлежащих кварталов. Посмотрите на этот план 1936 года.

Сквер Высоцкого -- Проект реконструкции базарной площади

Под названием «Площадь Специалистов» скрывается нынешний сквер Высоцкого. Из всего представленного на этом рисунке был реализован лишь Дом специалистов.

Его постройка заняла два года и завершилась в 1936-м. Автором проекта стал архитектор Александр Полев. Архитектурный стиль — к моменту постройки уже активно критикуемый конструктивизм.

Дом специалистов

Вот какая характеристика дается Дому специалистов в книге архитекторов Виталия Стадникова и Олега Федорова «81 архитектурный шедевр 1917-2006. Самара. Путеводитель по современной архитектуре»:

«Оригинальное жилое здание отражает всю противоречивость социальных перемен начала 30-х гг. Оно построено для творческой элиты, и каждая квартира в нем была распланирована с учетом пожеланий будущих жильцов. В каждой квартире при кухне имеется комната прислуги. Двенадцатисекционный дом интересен градостроительным подходом к решению задачи застройки целого квартала. Тремя своими фасадами сложной конфигурации оно формирует застройку прилегающих улиц и вместе с тем создает необходимые удобства для жителей благодаря трем озелененным курдонерам различной глубины. Внешняя архитектура Дома специалистов предельно функциональна, проста. Конструкция угловых оконных проемов имитирована спрятанными за оконные коробки опорами».

Сквер у Дома специалистов

Что касается тех самых специалистов, живших в этом доме, то о них вполне можно написать отдельную книгу. Многие уже увековечены на его фасадах мемориальными досками: актерская чета Георгий Шебуев и Зоя Чекмасова, легендарный форвард «Крылышек» Борис Казаков, Герой Советского Союза, летчик Вадим Фадеев. А были еще известный куйбышевский педагог Василий Финкельштейн, архитектор Леонид Волков, профессор-медик Михаил Сергиевский и многие другие.

В 2004 году Дом специалистов привлек к себе внимание всей Самары. В нем случился пожар. Сразу же родилась мистическая версия развития событий в стилистке: «Ему суждено было сгореть, ибо построен он на месте разрушенной церкви». Впрочем после пожара Дом специалистов только увеличился в размерах. Пострадавшие от огня центральное и северное крыло были частично надстроены до шести этажей.

В Доме специалистов никто из моих личных знакомых не жил, но пообещали какого-то невероятно крутого чувака, чуть не потомка кого-то с мемориальных досок, густо облепивших извилистые фасады. Крутому чуваку меня должна была представить бывшая сослуживица. Поджидая её на Ленинградской, я фотографировала дом и глазела по сторонам; люди праздновали морозную субботу, хороший выходной день, светило солнце и было очень, очень холодно. Еще не убрали новогодние праздничные арки, что расставляли по главной улице; веселые студентки колледжа напротив скакали в арках, выкрикивая, что это верная примета – кто пройдет сквозь все, непременно получит признание в любви от парня своей мечты.

В магазине «Текстиль от Саввы» (кто такой Савва?) служительница крепила объявление о 20% скидках, скотч на морозе плохо сцеплялся со стеклом, и служительница костерила неведомую Люську, которой в голову вечно приходят идиотские затеи. На углу с Галактионовской бородатый рыбак с профессионально красным лицом торговал карасями. «Живые?» — зачем-то спросила я. «Замерзли», — скупо ответил рыбак.

Дверь непронумерованного подъезда Дома специалистов шваркнула и выпустила на волю пожилую супружескую пару. Пара остановилась в шаге от меня и принялась нещадно ругаться, из ртов послушно поднимался пар белесыми облаками. В планах супругов, как оказалось, был пеший поход за Волгу по ледку! На зимний пикник! С термосом чая, крутыми яйцами и домашними бутербродами с салом, но сумку со всем содержимым забыли дома, и никто не хотел подниматься на пятый этаж, действительно высокий.

Молодцеватый муж в короткой дубленке нелогично кричал: «Да лучше б ты сама не пошла, но корзинку взяла!», а его жена вышла на Ленинградскую, села на скамейку, и молчала, покрываясь инеем. Набрала номер на мобильнике, дуя на пальцы; дозвонившись, сказала: «Тимур, твой отец опять», продолжала сидеть, и теперь уже телефон запиликал у супруга. Он вытащил трубку из кармана дубленки, и уже ровным, добрым голосом ответил: «Тим, не придумывай. Ты что, мать не знаешь? Все хорошо, мы уже до Рождествено дошли». И подал жене руку, и они вернулись в подъезд совершенно мирно, и он так симпатично еще отряхнул её пальто от январского легкого снежка.

Признаюсь, конец этой истории я наблюдала уже из маленького кафе напротив, потому что совершенно обледенела, особенно правая рука, ответственная за фотосъемку, и рукой хотелось постучать как деревяшкой.

«Наташа, – сказала мне из телефона бывшая сослуживица, — короче, так получилось, что я не приеду. Я, — сказала Света, — спектакль ставлю к 14 февраля, силами детского коллектива. Мне, — сказала Света, — нужны Ромео и Джульетта, а еще их разнообразная родня, так что я очень, очень занята».

«А мне, — сказала я с раздражением, — нужны какие-то местные жители! Где я теперь их возьму!»

«У тебя под боком целая халабуда, набитая жителями! Постучись, попроси водички попить! Переночевать типа негде!» — добросердечно посоветовала сослуживица и отключилась.

В тоске я рассматривала Дом. Официант осведомился неприятным голосом, готова ли я сделать заказ. Из уже знакомого мне подъезда вышли двое мужчин. Один отпивал пива из бутылки, второй держал в руках открытый ноутбук. Спешили буквально ко мне – в наше с официантом кафе. Удобно жить в самом центральном доме города! Тут тебе и шаурма, тут тебе и что хочешь!

Мужчины хотели пива ещё. Их как раз закончилось. Официант нехотя нацедил в пластиковый стакан.

«А что, — спросила я, налаживая знакомство, — проживаете в известном Доме специалистов?»

Первый мужчина мельком кивнул. Мужчина с ноутбуком ответил обстоятельнее: «Нет, я с Металлурга. Хороший район, не жалуюсь. К корешу вот приехал, за советом, за пожеланием».

Повернулась к первому. «Я журналист, — сказала с неясным отвращением, — в данный момент собираю истории от жителей вашего дома. Давно ли вы здесь обитаете? Были ли очевидцем грандиозного пожара? Не пострадали ли от него ваша жилплощадь, а также родные и близкие?»

«Пожар, — скучливо ответил мужчина. – Ну, было. Меня на отселение потом выслали, к одной семье, пока ремонт. К следователю прокуратуры попал! Мужик норм. Баба его такой борщ готовила! И поросенка в желе…»

Второй мужчина ткнул первого в бок. «Погоди, Вань, — попросил с чувством, — давай у журналиста о нашем деле спросим».

Я вздохнула. Мне даже примерещилось, что мужчина с металлурга – поэт, и сейчас будет давать мне стихов для газеты. Про мир, труд и май.

«Мы, — сказали мужчины, — спросить хотим. Темка такая: короче, вот есть эта шняга, – потрясли ноутбуком. — И надо одну вещь понять. Помоги, а? Как человек человеку. А мы тебе пива купим».

«Не надо, — сказала я, — мне пива. Мне историй про дом надо».

«Ванька тебе расскажет!» — пообещал металлурговец. Он пригнулся к столу по-шпионски и доверительно продолжил: «Я вот о чем хотел. Жена, сука, кажись, нашла себе какого-то. Всю дорогу сидит в этом своем. Ноутбуке, мать его! День и ночь!»

Отпил пива из общего стакана.

«А ведь я, — продолжил, — всё для нее делаю. Расквадратило ее на ремонт – получай ремонт! Даже и беседку! Со всеми этими вашими натяжными полами! Жилетку из песца – как с куста! Сапоги, гнида, меняет ежедневно! К каждому платью — свой пояс!»

Товарищ рассказчика (Ванька) кивал в особо волнующих моментах. Металлурговец раздувал ноздри и втягивал воздух, будто бы в припадке удушья.

«А коли любовника себе завела, так пусть собирается, — кипятился он, — и валит в свою Кротовку! Пусть там с мамашей своей шизофренической поживет! Завтра же увезу, падлу! В случае чего!»

Официант покачивал крупной головой, порицая возможное коварство женской части населения.

«Люблю я её, суку», — сказал мужчина с ноутбуком и замолчал трагически. Будто бы в припадке острой тоски.

«От меня-то что надо», — сказала я.

«Поди, знаешь, что тут как, — оживился припадочный с ноутбуком, — как они там переписываются, на этих специальных… как их».

«Социальных сайтах», — подсказал ему товарищ.

«Да, — припадочный бегло закивал, — жене-то сегодня подруга её позвонила, типа, в больницу кладут, и чтоб за евойным сыном присмотрели. Моя и подорвалась в шесть утра. Так что часа два, — он посмотрел на часы, — у нас есть».

Придвинул ноут. На меня с монитора засиял знакомый бело-синий фейсбуковский интерфейс.

«Давай, — горячился он, — давай, ткни мне куда-нибудь, чтоб прочитать, чего она. Нифига ведь не понимаю!» И затрясся, будто бы в припадке ярости.

Я смотрела на главную фотку жены припадочного. Темноволосая женщина сидела по-турецки на полосатом ковре. Ноги у нее были загорелые и гладкие. Майка слезла с одного плеча, и виднелась татуировка – иероглиф, в общем, но как-то уместно. Она мне понравилась, и ногти на руках были короткими и цвета апельсина.

«Что, — сказала я, — там насчет пива говорилось».

Припадочный готовно протянул мне общий стакан.

«Нет, — сказала я капризно, — мне бы отдельно».

«Не можешь без личного стакана?» — уважительно и с ударением на последний слог спросил припадочный. Пошел договариваться с официантом. Официант со вздохом задвигался. Он не спешил.

Я положила чужой ноут на колени. Хорошо, подумала, что это знакомый мне фейсбук, а то в контакте бы провозилась. Открыла сообщения. Верхнее же содержало предосудительные вещи. Кажется, там даже были зайки и сладкие сны. Выбрала в меню «удалить переписку». Удалила. Почтовый ящик был удачно запаролен.

Закрыла ноут, отставила от себя. Припадочный вернулся. Нес в руке мокрый стакан.

«Смотрите, — сказала я, — зря вы о жене так. Она только с девочками. Рецепты обсуждают. Вам же пирога хочет испечь!» Мой голос звенел. Припадочный посмотрел на колонку из милых женских лиц и имен. Там действительно шла речь о пироге-утопленнике, тесто для которого должно подходить под водой и всплывать по готовности.

«Какое же я неблагодарное мурло!» — закричал мужчина. Он и вправду почти так закричал, и даже хлопнул себя по лбу, и даже пошел скакать наружу по снегу, высоко вскидывая ноги, как древний грек на олимпийских играх.

«Давайте, — сказала я местному жителю, — истории про дом. Вы обещали!»

«Дом как дом, — сказал он без интереса, — бывает и хуже. Я с мамой живу, приглядываю за старухой».

Я обрадовалась. «Мама, мама! – закричала. – Поговорим с вашей мамой! Она-то наверняка помнит всякого!»

«Помнит-то помнит, — сказал мужчина, — да только забыла всё. Я ж с ней как с младенцем, с ложечки кормлю. Как зовут, напоминаю. Смешная она у меня. Пойду сейчас. У нас в двенадцать — обед».

Улыбнулся.

«Она у меня, — сказал ещё, — всю жизнь проводницей работала, на поезде. Главный самарский поезд был – «Жигули». Мама-то с косой ходила, красивая такая, на каблуках, веселая, кудри на голове. «Жигулями» всегда знаменитости из Москвы приезжали. Артисты всякие, певцы. Их там кормили хорошо, так мама нам с братом обязательно курицу приносила, или даже жульен. Кто еще ел жульен в семьдесят восьмом?»

Мне стало грустно, что Иванова мама забыла всё это, включая свое имя. С другой стороны, сын кормил её с ложечки и любил. Хоть и не рассказал ничего толком про дом специалистов. Но я его отпустила, раз обед.

А загорелой я потом написала, в фейсбуке же. Такие дела, написала, вы уж там как-то имейте в виду. Хотелось очень закончить так: «а я со своей стороны сделала все, что могла», но это слишком уже. Хватит и того, что сейчас, когда я утром бреду на работу по колено в ледяной каше из снега и песка, меня греет эта история; есть, конечно, вероятность, что ничем хорошим она не закончится, но об этом я подумаю с приходом тепла.

Текст: Андрей Артемов, Наталья Фомина

Обложка

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте и Facebook

Источник

Тайны Дома специалистов

«Швейцар у дверей, выкатив глаза и даже подпрыгивая от удивления, глядел на черную доску, стараясь понять такое чудо: почему это завизжал внезапно список жильцов. А Маргарита в это время уже поднималась стремительно вверх по лестнице, повторяя в каком-то упоении:
— Латунский — восемьдесят четыре! Латунский — восемьдесят четыре…».

Как мы знаем, сам критик Латунский — всего лишь один из тех, кто погубил Мастера — от рук Маргариты не пострадал, поскольку его не было дома. Зато уж его роскошная квартира в построенном специально для писателей (наших писателей) доме Драмлита — подверглась основательному разгрому. Ну а сам дом (в реальности — Дом писателей в Лаврушинском переулке), можно причислить (неофициально) к Домам специалистов, которых в стране было построено 67.

Дом писателей.

Делалось это в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совнаркома 1932 года о том, что нужно строить жилье для специалистов, которые будут создавать новую экономику, заводы, искусство. В Уфе был построен всего один такой дом — на Ленина, 2. Однако он продемонстрировал: наша республика — не заштатная провинция, она может быстро воплощать в жизнь любые новинки, и притом так, чтобы показывать пример другим. Позже появились Дом ИТР «Востокнефти», Дом медиков, Дом старых большевиков и Дом работников искусств.

Наверное, архитекторы Дома специалистов очень удивились бы, увидев, что теперь рядом с ним располагается аллея современной скульптуры ArtTerria. Ведь он появился как отрицание авангарда и возвращение к классике. Налицо все её признаки: огромные пилястры (плоские выступы стены, изображающие колонны) высотой в четыре этажа, цоколь, отделанный массивными рустами — мощная основа, из которой вырастают более легкие верхние этажи. Плюс большой карниз, венчающий пилястры, а над ним — аттиковый этаж, изящно завершающий вверху всю композицию. Всё вместе — выражение постепенного роста от тяжелого низа к легкому и ажурному верху, идущее от античности благоговейное подражание природе, идеальности божественного мира.

Правда, скатная кровля над узким проходом между первым и вторым корпусами в этот триумф логики и стройности как-то не вписывается, и с другой стороны дома таких странностей нет — там прямоугольный классический проезд в цокольном рустованном этаже.

«Машина для жилья» не прошла

— Изначально этот жилой комплекс должен был выглядеть совершенно по-другому: здесь должно было быть выстроено такое конструктивистское каре, — рассказывает заслуженный архитектор РБ, профессор кафедры архитектуры УГНТУ и житель дома Константин Донгузов. — В том же 1932-м архитекторы Георгий Вагин и Алексей Филонов создали свой проект в русле господствовавшего тогда направления — конструктивизма. А это очень лаконичная, минималистская архитектура, которая выявляет в основном каркас и динамику объемов. Никаких классических пилястр — гладкая серая стена с лаконичными проемами, круглыми корабельными окнами, балконами, напоминающими капитанский мостик. Она подражает облику самолетов и кораблей тех лет, ведь это стиль, который построен на поэтизации индустриальной эстетики — и архитекторы охотно заимствуют детали дизайна самолетов и автомобилей. Когда Ле Корбюзье говорил, что «дом — это машина для жилья», он имел в виду не только функцию, но и настоящее сходство со всевозможными машинами.

Еще от первоначального проекта остались вертикальные витражи остекления лестничных клеток и обилие горизонтальных окон. Классическое окно — вертикальное, квадратное, круглое, но как только вы видите «лежачий прямоугольник» — это знак, что сюда проник дух модернизма. Ну и, конечно, никто не собирался отказываться от встроенных помещений для общественных функций. До корпуса с прачечной, общей столовой и солярия, как в знаменитом Доме Наркомфина М.Гинзбурга и И.Милиниса в Москве, дело не дошло, но здесь есть помещение, изначально спроектированное для детей. Когда-то его занимала музыкальная школа, сегодня — подростковый клуб «Прометей». И вообще здесь много встроенных помещений в цоколе, которые по своей высоте, размерам и самое главное — естественному свету были предназначены под общественное использование. Сегодня их занимают парикмахерская, копировальный салон и офисы.

А в целом получившееся гармоничное сочетание модернизированных элементов классики относится к стилю, который называется «постконструктивизм». И дом в этом стиле в Уфе не один: достаточно назвать здания Главпочтамта и «Башпотребсоюза» на той же улице Ленина.

Дворцы — народу

Но почему проект пришлось переделывать? Дело в том, что уже с начала 1930-х в советской архитектуре происходит постепенный разворот от авангарда к неоклассике. Именно она как нельзя лучше подходила для воспитания вкусов новых горожан — вчерашних сельских жителей. Они видели в деревне самый красивый и статусный дом — как правило, барский особняк в классическом стиле XIX века, воплощение того, «как жили они, а теперь будем жить мы». И, в конце концов, классическое искусство не принадлежит исключительно аристократии, ведь когда-то оно было греческим народным искусством; как выразился Фридрих Энгельс, «детством человечества в наиболее совершенных его формах». Во всем этом академик архитектуры Иван Жолтовский сумел убедить Сталина во время ночных экскурсий по Москве — и так был получен ответ на вопрос, как должны выглядеть города для новых — советских людей. Из этого вырос знаменитый архитектурный ансамбль московских высоток и наш градостроительный ансамбль около Восьмиэтажки. Но и это была только часть замысла: классическое реалистическое искусство всячески продвигалось и пропагандировалось, оперы и симфонии постоянно передавали по радио… Ну а в 1934-м Жолтовский сдал свой знаменитый дом на Моховой, разумеется, решенный в классике, а конкретно — в духе Ренессанса. (Кстати, он был построен для сотрудников Моссовета). Архитекторам СССР был продемонстрирован овеществленный образец, как надо строить.

Дом на Моховой И. Жолтовского.

Поэтому в 1935-м Вагин и Филонов переделали свой проект в духе новой направленности советской архитектуры, а Барый Калимуллин, который осуществлял надзор за проектированием, повез его на утверждение в Москву. Там он прошел на ура — и сразу появилось и финансирование, и лимиты на стройматериалы (все то, чего раньше никак не могли добиться). Хотя кирпича по-прежнему не хватало — именно поэтому первый корпус дома, что по Ленина, сложен из кирпичей Воскресенского кафедрального собора. В 1936-м сданный корпус уже начали заселять.

Однако средств все-таки не хватало, и поэтому в 1939-м дом включили в госпрограмму финансирования, связанную с празднованием 20-летия образования БАССР — собственно, поэтому у дома есть еще одно название — «Юбилейный». Правда, третий корпус, что по улице Советской, достроить все равно не успели из-за войны, и его пришлось наскоро заканчивать уже в 1942-м архитекторам Г. Топузу и Плеханову.

Кадры решают все

Специалисты не замедлили вселиться. В разное время здесь проживали писатель Даут Юлтый, автор знаменитого памятника Салавату Сосланбек Тавасиев (он жил в коммуналке, не все квартиры были единоличными хоромами), заслуженный врач РСФСР Нурэльгаян Байтеряков, химик Петр Будников (в эвакуации), ученый-механик Алексей Макаров, народные артисты Гималетдин Мингажев, Арслан Мубаряков и Гюлли Мубарякова, поэты Габдулла Амантай, Рашит Нигмати, Кадир Даян, разработчик госпрограммы «Экологическая безопасность России» академик Геннадий Розенберг. Часть первых жителей дома стали жертвами сталинских репрессий — это видно по мемориальным доскам: Даут Юлтый (участник Гражданской войны) успел прожить здесь всего год — с 1936 по 37-й.

Жила здесь и архитектор Мастюра Сахаутдинова — создатель Госкомитета БАССР по строительству и архитектуре. Она собрала вокруг себя зодчих старой школы: Владимира Чаплица (проекты Центральной электростанции на Непейцевской горе и предприятий, которые она обслуживала), Николая Лермонтова (проекты жилого дома ИТР «Востокнефти», Дома старых большевиков), Бориса Бая (проект реконструкции Дворца Труда и Искусств, то есть Театра оперы и балета). Многих из них (хотя и не всех) это спасло от репрессий. И они построили в городе немало, к тому же выступали экспертами при сооружении, например, таких гигантов, как Крекинг-завод и Моторный завод. Позже Мастюра Низамовна так же принимала, собирала и защищала эвакуированных в Уфу архитекторов — и это тоже отразилось на облике Уфы. Ведь первые зодчие «новой формации» появились только в 1928-29 годах — еще «зеленые», без всякого опыта работы. Хотя что касается архитекторов нашего дома Вагина и Филонова — они, даже не имея высшего образования, закончив на момент строительства курсы повышения квалификации в Ленинграде — отлично справились с задачей. Уловили дух времени.

Многоквартирный идеал

Ну а в результате всех тектонических сдвигов в сознании народа и в архитектурном мышлении появился дом, словно скроенный по мерке человека.

— Во-первых, здесь не применяются бетонные конструкции, — объясняет Константин Донгузов. — Кирпичные стены (порядочной толщины — сантиметров 65) — это естественное тепло и взаимодействие между внутренней и наружной влажностью. Кирпич дышит и этим отличается от бетона. Словом, здесь кирпич и древесина — идеальная для здоровья конструкция. За исключением перекрытий в зоне санузлов: там сделаны монолитные участки, которые предотвращают протечки и разрушения.

Во-вторых, этот дом сделан по образцу жилья таких мировых столиц как Лондон и Париж и реализует важный принцип ансамблевой застройки центра: он фланкирует своими классическими фасадами озелененное общественное пространство, как королевский дворец. И это не только идеальная градостроительная композиция — дворец над каскадом партера, растворяющимся в природной перспективе, но и идеальный вариант размещения жилья, который средний класс уже в середине XIX века скопировал у аристократии для многоквартирных домов.

Высота полков — три метра десять сантиметров — такая в Уфе в советский период только в «сталинках» и встречается. А это кубатура, необходимая для хорошего микроклимата в квартире: чем меньше объем воздуха в жилье, тем он хуже — недаром во дворцах таких высокие потолки. Здесь нет однокомнатных квартир: еще в 1930-е годы это признано неподходящим для нормального жилья форматом. Все квартиры со сквозной ориентацией (что в Уфе встречается нечасто). Дело в том, что если один фасад выходит на одну сторону света, а другой — на другую, возникает перепад давления и естественная вентиляция. Это вещь, которую знает любой житель Средней Азии: когда они строят свои дома, они вентилируют их за счет того, что окна и двери открыты с северной и с южной стороны, и в течение всего жаркого дня непрерывно идет легкая тяга — именно легкая, не сильная. Кондиционер, активная воздушная тяга-сквозняк крайне опасны для здоровья человека.

В чем еще особое значение этого дома? Люди, жившие здесь в мае 1949 года, впервые в Уфе выступили с инициативой благоустройства своего двора с собственным участием — тогда и появились фонтан, спортивная площадка, деревья, клумбы, детская площадка. Это то самое, ради чего теперь создана и работает государственная программа «ЖКХ и Городская среда», то, что и на Западе считается классикой городского самоуправления — благоустройство и развитие территории при активном участии горожан. Позже — в конце 1980-х двор — пережил еще одну реконструкцию в духе отечественной версии постмодернизма — тогда возникли малые архитектурные формы, напоминающие сказочный замок. А еще здесь в каждой ванной комнате есть окно на улицу, что дает естественное освещение! Мелочь, казалось бы, но из этих мелочей и состоит богатство и качество жизни: женщины знают, что наносить макияж нужно именно при том свете, при котором он будет продемонстрирован.

В заключение я хочу подчеркнуть, что этот дом в силу своей истории должен по праву еще раз войти в смету празднования 100-летия республики. Нужно аккуратно и оперативно отремонтировать подъезды, которые не видели ремонта уже 15 лет и сохраняют особый стиль, имеют подлинные элементы дизайна 1930-40-х годов, которые несомненно будет интересно увидеть всем, кому небезразлична история нашего города. Это здание — настоящий музей, памятник советской эпохи, и его можно и нужно включить в юбилейные экскурсионные маршруты и демонстрировать как значительную веху в развитии столицы нашей республики. Как когда-то и писали о нем в «Красной Башкирии».

Екатерина КЛИМОВИЧ. Фото Риты ИШНИЯЗОВОЙ.

Новости Уфы на сайте ufaved.info.

Источник

Читайте также:  Построить дом спб ключ