Когда построили дома на новом арбате
Московский «Бродвей»: как появились высотки на Новом Арбате
Фото: пресс-служба Стройкомплекса Москвы
Дома-книжки на Новом Арбате планируют реконструировать под гостиницы к Чемпионату мира по футболу в 2018 году. О том, как в Москве появилось «два километра Бродвея», читайте в материале M24.ru.
Проект магистрали, которая связывала бы центр столицы с новыми кварталами на западе, относится к 30-м годам. Улица на начальном участке должна была пройти параллельно Арбату и поэтому получила рабочее название Новый Арбат. Ее не успели построить до войны, и к идее вернулись лишь в начале 60-х годов.
Участок Нового Арбата (тогда проспект Калинина) от Арбатских ворот до Садового проложили по переулкам и улицам, расположенным между Арбатом и Поварской, в результате этого с карты города исчезли Собачий и Кречетниковский переулки и Собачья площадка.
История вопроса
Собачье площадкой называлась площадь в Москве, расположенная к северу от нынешнего дома № 17 по Новому Арбату между Серебряным, Большим Николопесковским, Малым Николопесковским, Борисоглебским, Кречетниковским переулками и Композиторской улицей. По одной из версий, такое название площадь получила, потому что во времена Ивана Грозного здесь находился «псарный двор», в котором содержались своры собак для царской охоты.
По проекту группы архитекторов, в которую входили Михаил Посохин, Ашот Мдоянц, Борис Тхор, Игорь Покровский и другие, в 1962-68 годах на Калининском решили построить девять высотных зданий. Считается, что идея пришла в голову Никите Хрущеву после поездки в Америку.
Четыре 26-этажных дома с фасадами, напоминающими раскрытые книги, расположились по нечетной стороне улицы. Здания соединили двухъярусным застекленным стилобатом протяженностью 850 метров, в котором в советское время были расположены магазины.
История вопроса
В современной архитектуре стилобатом называют естественную или искусственно созданную возвышенную платформу, на которой возводится сооружение.
Для удобства доставки товаров по всей длине соорудили тоннель длиной 1 километр и шириной 9 метров. Въезды в него расположились с торцов и со стороны двух арбатских переулков. Таким образом, грузовые машины не беспокоили жителей района.
Помимо магазинов, во времена СССР здесь размещались восемь министерств: электротехнической промышленности, энергетического и тяжелого машиностроения, транспортного машиностроения, строительного, дорожного и коммунального машиностроения, угольной промышленности, мясной и молочной промышленности, цветной металлургии, легкой промышленности и пищевой промышленности.
Проспект Калинина. Фото: ИТАР-ТАСС, 1963 год
Сейчас три здания принадлежат Москве, а одно — правительству России. Большинство помещений сдается в аренду.
Возведение панельных высоток посреди исторической застройки города вызвало неодобрение у многих москвичей. Например, писатель Юрий Нагибин назвал этот участок Нового Арбата «вставной челюстью Москвы». Кроме того, здания получили ироничное прозвище «Посохинские сберкнижки» — по фамилии главного архитектора.
Но были и те, кому новая архитектура пришлась по душе. Из-за нарочитой несоветскости Нового Арбата его называли «двумя километрами Бродвея» и «единственной европейской улицей Москвы».
Сейчас, почти полвека спустя, дома-«книжки» стали таким же символом Москвы, как Кремль, Останкинская башня или сталинские высотки.
Источник
Жилые дома на Новом Арбате: почему купить квартиру здесь мало кому захочется?
Для кого изначально предназначались эти дома, какова их #история ?Правда ли, что тут не должно было быть кухонь? Почему площади квартир такие маленькие, а самые большие кухни располагаются в однокомнатных? А также — как и для чего придумали общие лоджии? И как в этих домах живут обычные люди? Об этом и не только расскажу сегодня.
Строительные эксперименты
Южную сторону Нового Арбата отвели под административные здания, а именно — знаменитые дома-книжки. На северной части разместили жильё для советских граждан. Всего получилось пять зданий. Их номера: 6, 10, 16, 22, 26. По конструкции это сдвоенные карскасно-панельные башни высотой в 24 этажа каждая. Они расположились практически по всей длине магистрали.
Жилые дома на Новом Арбате, 2016. Фото отсюда: https://p2beep.livejournal.com/38668.html?view=comments
За основу взяли типовую серию домов 1-МГ-601-Ж. Здания этой модификации не такая уж и редкость в Москве. Однако дома на Новом Арбате всё-таки отличаются от них в силу специфики расположения. Первые два этажа здесь нежилые. Там расположились кафе и магазины. Например, «Ивушка», «Сирень», «Малахитовая шкатулка» и всем известная «Мелодия».
Магазин «Мелодия» в доме №22, 1985.
Построили высотные дома в 1967 году. Они хорошо вписались в индустриальный пейзаж магистрали, которая в годы #СССР именовалась Проспектом Калинина. Они были заметны, но в то же время не так сильно бросались в глаза во время прогулки по Новому Арбату. В том числе благодаря им #архитектура улицы стала узнаваемой.
Жилые дома на Новом Арбате (на фото справа), 1967.
Квартиры без кухонь, это как?
Изначальный проект предполагал строительство домов гостиничного типа. С однокомнатными и двухкомнатными квартирами. Причём собственных кухонь в них не предусматривалось. Вместо этого — только специальная ниша, где можно было лишь разместить небольшой гарнитур. Кроме того, санузлы хотели устроить совмещёнными. Думаю, не стоит говорить, что площади квартир планировали микроскопические.
Строительство жилых домов на Новом Арбате (на фото слева), 1967.
В новые квартиры должны были заселиться молодые семьи. Желательно с одним ребёнком — не больше. Однако впоследствии решили, что идея не слишком хорошая. Коридорную систему расположения квартир оставили, а планировку пересмотрели. Санузлы стали раздельными, а в каждой квартире появилась собственная кухня.
Так выглядела кухня в одной из квартир, 1970-е.
В центре конструкции, там где соединяются обе части дома, разместили лифты: пассажирский и грузовой. От них уже уходили два длинных коридора с квартирами. На каждом этаже расположили по 8 штук. Две однокомнатные (30 кв метров), четыре двухкомнатные (45 кв метров) и две трёхкомнатные (55 кв метров). По сравнению с первоначальными вариантами, площадь, к сожалению, увеличилась незначительно. Радует лишь то, что потолки 2,7 метра.
Планировка квартир в жилых домах на Новом Арбате, 1970-е.
Интересно, что в планировке квартир у архитекторов была определённая логика. Так в однокомнатных апартаментах кухни были площадью аж 9 метров. Сделали это для того, чтобы совместить кухню и столовую. То есть создавалась как бы вторая комната. Первая же оставалась исключительно жилой, без функции столовой или гостиной. В двухкомнатных квартирах были встроенные шкафы. А в трёшках — даже небольшие гардеробные.
Умопомрачительные виды и мучительное существование
Ещё одной особенностью дома являются лоджии. Непосредственно в квартирах их нет, независимо от этажа. Располагаются они в торцевых частях здания. Доступ туда есть у всех жильцов через общий коридор. Говорят, что с них классно смотреть праздничный салют. Да и в принципе вид открывается потрясающий. Особенно, когда наступает ночь и #Москва «одевается» в разноцветные огоньки городской иллюминации. Не зря именно отсюда рассматривал столичные просторы царь Иван Грозный в советском фильме «Иван Васильевич меняет профессию».
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», 1973. Вид с лоджии дома №26 на гостиницу «Украина» и здание СЭВ.
Однако отсутствие хотя бы балкона в самой квартире, скорее, неудобство для жителей. Зато непосредственно на #новый арбат не выходят окна. Они расположены параллельно магистрали. Однако не думаю, что шума и пыли от этого для жильцов меньше. Хотя в советское время считалось, что решение с лоджиями удачное — якобы людей оградили от выхлопных газов и шума Нового Арбата. Но всё-таки нельзя сказать, что квартирные окна выходят во двор. Да, они немного в стороне, но большинство всё-таки очень близко к дороге. Повезло лишь тем, у кого квартиры с видом на Большую Молчановку. Там немного тише. Позаботились архитекторы и о внешнем виде домов. Изначально их отделали белой стеклянной плиткой, а лоджии — золотистой. Конечно, со временем цвета потускнели.
Лоджии.
Жильцы отмечают в качестве главного минуса отсутствие нормального двора. Здесь всё настолько компактно, что нет даже детской площадки. О парковке вообще можно забыть. Кроме того, некомфортно бывает и в самом доме. Некоторые этажи полностью выкупили под хостелы. Поэтому в подъездах нередко встречаются туристы.
Вид на Москву, который открывается с одного из домов.
Несмотря на все вышеперечисленные недостатки, цены буквально кусаются. Однокомнатные квартиры стоят от 15 млн рублей, а за три комнаты придётся выложить аж 26 млн. Не каждая сталинка стоит таких денег. Примеры можете посмотреть на сайтах по продаже недвижимости. Там же современные фотографии квартир. Видимо, дело исключительно в расположении, потому что полностью комфортным это жильё назвать нельзя.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог. Также напоминаю, что у меня есть страница в Instagram, где я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!
Источник
Новый Арбат — симбиоз старины и инноваций
Вид на проспект Калинина. Автор – Б.Томбак. Дата съёмки – 1978 г. Архивный фонд города Москвы
Высокие «книжки», которые сияют по вечерам разноцветными огнями. Знаменитый роддом имени Грауэрмана, на фасаде которого в 1973 году появился первый в стране гигантский видеоэкран. «Дом книги» — некогда самый большой книжный магазин Европы, шутка ли — три километра стеллажей. Всё это Новый Арбат, улица с простым названием и непростой историей.
Исторические перипетии
На бумаге Новый Арбат появился в 1935 году в масштабном плане реконструкции Москвы. Этот проспект должен был слиться с Кутузовским и связать Кремль и Рублёвское шоссе — район правительственных дач.
Однако строительство новой магистрали отложилось почти на 30 лет: сначала помешала война, потом нашлись другие приоритетные объекты, например знаменитые сталинские высотки.
Рабочее название «Новый Арбат» стало народным. Проектировщики предлагали и другие варианты, например Новоарбатский проспект или проспект Конституции. Однако с момента появления улицы в 1963 году она получила название Калининского проспекта, «по наследству» от улицы Калинина (ныне Воздвиженка), которую включили в новую магистраль. И лишь в 1994-м улице вернули народное имя.
Сейчас Новый Арбат простирается от площади Арбатские Ворота до площади Свободной России, иначе говоря — от Бульварного кольца до набережной реки Москвы. Мост к Кутузовскому проспекту также называется Новоарбатским (до 1963 года — Калининский).
«Вставная челюсть» Москвы
Хлёсткое прозвище Новому Арбату дал писатель Юрий Нагибин — и оно тоже пошло в народ. Основа поэтического образа — высотные здания, расположенные почти симметрично с обеих сторон улицы. Считается, что они возникли по инициативе Никиты Хрущёва. На него произвели большое впечатление небоскрёбы во время официального визита в США в 1959 году.
На нечётной (южной) стороне Нового Арбата стоят четыре 26-этажных дома (№ 11, 15, 19, 21). Их фасады похожи на раскрытые фолианты. Они имеют общий двухъярусный цоколь длиной 850 метров. Со стороны он кажется огромной витриной, и неудивительно: в нём размещаются в основном магазины (спросите старожилов, кто не помнит «Весну» и «Юпитер»?) и рестораны. В просторечии эти дома называли «мишкины книжки» или «сберкнижки Посохина» — по имени главного архитектора проекта Михаила Посохина.
«Книжки» возвели по образцу элитного жилого здания Edificio Focsa, построенного американцами в Гаване в 1956 году, ещё до кубинской революции. В советское время в них поселились восемь министерств (от пищевой промышленности до тяжёлого машиностроения), а в 1990-х опустевшие административные помещения стали сдавать в аренду коммерческим организациям.
Противовес «книжкам» на северной (чётной) стороне улицы — четыре 25-этажных жилых здания (№ 6, 10, 16, 22), которые перемежаются двухэтажными торговыми центрами. И если магазина «Хлеб» уже давно нет, вместо «Мелодии» теперь кафе, а вместо «Малахитовой шкатулки» — ювелирный, то центральный «Дом книги» существует и поныне. Остался на своём месте и «Октябрь» — первый советский кинотеатр, в котором показывали стереофильмы.
Перечисленные дома построили в 1963–1970 годах. Их ровесник — 32-этажное здание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ, дом 36). В сооружении оригинального комплекса из трёх корпусов с общим стилобатом наравне с СССР приняли участие страны соцлагеря — Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния и Чехословакия. Сегодня здесь располагается Правительство Москвы.
Хотя высотки казались громоздкими и чужеродными в патриархальной Москве, именно они стали одной из визитных карточек столицы.
Всегда новый, по-прежнему старый
Строители Нового Арбата буквально прорубали магистраль посреди старинного московского района, который некогда заселяли опричники Ивана Грозного, потом дворовые люди — повара, плотники, печники и псари, а ещё позже — мелкие дворяне и интеллигенты. Здесь жил славянофил Хомяков, а в доме Соболевского не раз гостил Пушкин…
Ради широкого проспекта снесли множество обветшавших домов. Исчезли Дурновский, Кречетниковский, Кривоникольский и Собачий переулки, а также знаменитая Собачья площадка — треугольная площадь с заброшенным фонтаном. Не иначе как чудом уцелела церковь Иоанна Столпника, в которой когда-то венчался граф Шереметев со своей возлюбленной Прасковьей Жемчуговой. Остался на месте и ресторан «Прага», успешно пережив реконструкцию и в 1954, и в 1997 годах.
Примечательно, что ни один грандиозный план, касающийся обустройства Нового Арбата, так и не был реализован до конца. Некоторые идеи воплощались с опозданием: например, задуманный Посоховым «переходник» между проспектом и Садовым кольцом построили только в 2008 году — это бизнес-центр (Новинский бульвар, дом 8).
Другие постройки возникали «по велению времени». Так, в 2006-м было снесено историческое здание Института курортологии, а через семь лет на его месте появился гостинично-офисный комплекс «Новый Арбат, 32». В конце улицы с перерывом в 10 лет возникли два элитных жилых комплекса: в 1998 году — «Арбат Тауэр» (№ 29), в 2009-м — «Новый Арбат, 27».
И всё-таки между новомодными высотками тут и там выглядывают старинные здания с богатой историей. Они живая память столицы, каменная связь времён. Наверное, молчаливая усмешка «гения места» то и дело возвращает градостроителей к размышлениям о судьбе Нового Арбата.
Интересно, что в конце 2006 года рассматривали проект создания… Новоарбатского бульвара: магистраль предлагалось убрать в подземный туннель, а наземную часть — озеленить и отдать пешеходам. План получил предварительное одобрение, но экономические факторы помешали его воплотить в жизнь и сохранили одну из главных улиц Москвы в привычном виде.
Источник
Московский хайвэй: как создавался и что символизировал Новый Арбат
Новый Арбат, построенный сразу после полета в космос Юрия Гагарина, символизировал дорогу в будущее, где залогом счастья для всего человечества станет технологический прорыв
Проспект Калинина, 1977 год
(Фото: Анатолий Ковтун / Фотохроника ТАСС)
В этом году исполняется 55 лет с начала строительства первого столичного хайвэя — Нового Арбата (до 1994 года — проспект Калинина), который раз и навсегда изменил облик центра Москвы.
«РБК-Недвижимость» вспоминает историю создания самой интернациональной столичной улицы.
Прокладка центральной городской магистрали, которая соединила бы центр столицы с ее западной частью, где располагались новые жилые микрорайоны и резиденции глав государства, была предусмотрена еще генеральным планом реконструкции Москвы 1935 года. Однако строительство, отложенное войной и трудным послевоенным восстановлением страны, началось лишь в начале 1960-х. Проектированием магистрали занималась группа архитекторов под руководством Михаила Посохина.
Строительство проспекта Калинина в Москве, 1967 год
(Фото: Алексей Стужин / Фотохроника ТАСС)
Улица должна была пролегать параллельно Арбату и потому получила негласное название — Новый Арбат, которое официально закрепилось лишь через три года после распада СССР. В советские годы магистраль носила имя Михаила Калинина. Известно также рабочее название этой улицы, которое использовалось архитекторами при ее проектировании, — Новоарбатский проспект.
Вид на вечерний проспект Калинина, 1969 год
(Фото: репродукция Фотохроники ТАСС)
«У Нового Арбата с самого начала была плохая репутация: его прорубали через старые московские переулки и дворы. Например, в результате строительства была полностью уничтожена знаменитая Собачья площадка — одно из самых красивых мест купеческой Москвы. За это новую магистраль прозвали вставной челюстью столицы, и название закрепилось на долгие годы. Но такой радикализм — не частный случай, а характерная особенность всего московского градостроительства 1960-х годов. Новый Арбат, соединивший центр столицы с западной частью города, стал первым московским хайвэем. До этого Москва была городом, в котором даже просто широких улиц насчитывалось крайне мало, не говоря о хайвэях», — вспоминает историк архитектуры Наталья Самовер.
Проспект Калинина, 1969 год
(Фото: Виктор Великжанин / Фотохроника ТАСС)
В создание Нового Арбата были вложены лучшие силы, ресурсы и технологии, которые имелись в стране на тот момент. «Это показательный проект хрущевского времени, когда объявили мирное соревнование с США. Новый Арбат был призван показать советскую столицу мировым, интернациональным городом. В 1960-е в СССР легализовали культуру потребления, и Новый Арбат стал первой в Москве торговой улицей с обилием магазинов, кафе, ресторанов и зоной для променада. Тщательно продуманный дизайн фасадов, вывесок и малых архитектурных форм, которые сегодня сохранились частично, — все это было абсолютно невиданно для советского уклада жизни», — говорит историк архитектуры и основатель Института модернизма Анна Броновицкая.
Манекенщицы на проспекте Калинина, 1969 год
(Фото: Виктор Великжанин / Фотохроника ТАСС)
В советские годы Новый Арбат стал местом сосредоточения крупных, модных, современных магазинов. Например, там много лет находились единственный в Москве институт красоты, ресторан «Ангара», универмаг «Весна», культовый магазин фотопринадлежностей «Юпитер». А в жилых домах на противоположной стороне располагались известный на всю Москву парфюмерный магазин «Сирень» и магазин грампластинок «Мелодия».
Проспект Калинина, 1970 год
(Фото: репродукция Фотохроники ТАСС)
Новый Арбат, построенный сразу после полета в космос Юрия Гагарина, символизировал дорогу в будущее, где залогом счастья для всего человечества станет технологический прорыв. «Художественный образ, который заложен в этот ансамбль, предполагает прорыв, полет в будущее. Прямое как стрела пространство, на одном конце которого находится Троицкая башня Кремля, а на другом — шпиль гостиницы «Украина». Дальше эта ось продолжается Кутузовским проспектом и уводит в открытое пространство — как в открытое будущее. В этом есть смелость и прямолинейность, очень характерные для восприятия мира 1960-х годов», — указывает Наталья Самовер.
Ночной проспект Калинина, 1970 год
(Фото: Валентин Мастюков / Фотохроника ТАСС)
Подобный символизм нашел отражение в технологии строительства Нового Арбата. В 1960-х в Советском Союзе было очень ограничено применение монолитного железобетона — считалось, что все здания должны строиться из сборных железобетонных элементов. Но в случае с Новым Арбатом архитекторы получили разрешение на использование в каркасе монолитных элементов — иначе возвести столь высокие и довольно тонкие дома было бы невозможно. Еще одной строительной новацией стала прокладка вдоль всей магистрали подземного тоннеля шириной почти 10 м — по нему осуществлялась доставка товаров в магазины и предприятия общепита.
Проспект Калинина в Москве, 1972 год
(Фото: Виктор Янков / Фотохроника ТАСС)
Согласно первоначальному проекту, дома-книжки должны были стать жилыми — предполагалось, что квартиры в них получат молодые семьи. В стилобатной части планировалось разместить всю необходимую инфраструктуру бытового обслуживания: детские сады, магазины, библиотеки, прачечные.
Женская мода, 1975 год
(Фото: Виталий Созинов / Фотохроника ТАСС)
«Самая интересная деталь — стилобатная часть зданий должна была иметь эксплуатируемую кровлю, архитекторы хотели оборудовать там спортивные площадки и места для отдыха, а уровнем ниже — зону для прогулок. Но это все отменили в конце 1963-го — начале 1964 года, еще до отставки Хрущева. Почему — доподлинно не известно, но могу предположить, что столь радикальный пересмотр проекта связан с введением мер повышенной безопасности глав государства после убийства американского президента Джона Кеннеди», — рассуждает Анна Броновицкая.
Проспект Калинина в Москве, 1975 год
(Фото: Альберт Пушкарев / Фотохроника ТАСС)
В результате жилую функцию домов-книжек поменяли на административную — здесь разместились государственные учреждения, а стилобатную часть заняли магазины, кафе и рестораны. Дома на противоположной стороне остались жилыми.
Вид на проспект Калинина с Арбатской площади, 1977 год
(Фото: Борис Корзин / Фотохроника ТАСС)
Интересно, что изначально дома-книжки выглядели совсем не так, как сегодня. «Цвет домов-книжек радикально изменился в результате многолетнего загрязнения выхлопными газами. Если сейчас спросить людей, какого цвета Новый Арбат, все скажут — серый. И это звучит как приговор, потому что серый значит некрасивый. Но в действительности это не так. На торцевых стенах домов-книжек оборудованы пожарные лестницы, которые с самого начала были остеклены. Стекло защищает облицовку зданий от жирной копоти, которая ложится на все остальные поверхности, и там хорошо виден ее изначальный цвет — цвет утренней зари. Стены этих домов покрыты мелкой стеклянной плиткой смешанных цветов: розовых, голубо-палевых с перламутровыми переливами. Если мысленно перекрасим Новый Арбат в эти оттенки, мы его просто не узнаем — настолько контрастны эти ансамбли», — уверена Наталья Самовер.
Вывеска кафе «Валдай» на проспекте Калинина, 1976 год
(Фото: Игорь Зотин / Фотохроника ТАСС)
Однако самым впечатляющим контрастом является соседство новоарбатских высоток с крошечной церковью Симеона Столпника XVII века в начале Поварской улицы. Существует легенда, что при прокладке Нового Арбата городские власти решили снести эту церковь — обветшавшее здание не вписывалось в грандиозный модернистский ансамбль новой магистрали. Когда к церкви подогнали экскаватор, архитектор-реставратор Леонид Антропов залез в ковш и потребовал отменить решение о сносе. Выходка архитектора увенчалась успехом. Церковь не только не снесли, но и восстановили — правда, конечно, без крестов, которые появились там уже в постсоветское время. В советское время в этой церкви был выставочный зал Всероссийского общества охраны природы.
Вид на Москву-реку, Краснопресненскую набережную, здание Совета Экономической Взаимопомощи (слева) и высотные дома на проспекте Калинина, 1977 год
(Фото: Валентин Соболев / Фотохроника ТАСС)
Сохранение церкви стало важным символическим жестом. Контраст старой и современной архитектуры должен был олицетворять прогресс, движение вперед. Не случайно этот прием неоднократно использовался при строительстве крупных модернистских комплексов в Москве. Например, при строительстве гостиницы «Россия» архитекторы сохранили старые церкви Зарядья, которые подчеркивали монструозный масштаб чечулинской постройки.
Польские эстрадные исполнители: Марыля Родович (слева), Чеслав Немен и Здислава Сосницка на Калининском проспекте, 1979 год
(Фото: Валентин Мастюков / Фотохроника ТАСС)
«Именно после строительства Нового Арбата началась систематическая забота об историческом наследии Москвы, — вспоминает Анна Броновицкая. — Тот же Михаил Васильевич Посохин инициировал сплошное обследование исторической застройки центра, чтобы выявить ценные памятники архитектуры. Тогда же было принято решение о выделении в центре города заповедных зон, где строительство может быть очень ограниченным. Надо сказать, что в это же время во всех странах началось мощное движение в защиту исторического наследия. С наступлением космической эры люди думали только о будущем, и казалось, что прошлое совсем неважно. Нужно было напомнить миру, что это не так».
Фотогалерея: Проспект Калинина в 1980-е годы
Витрина польского промышленного объединения «Поллена» на проспекте Калинина, 1980 год
(Фото: Олег Иванов / Фотохроника ТАСС)
Источник