Когда построили первые каменные дома
Каменное строительство на Руси.
Для скрепления каменных башен и стен применялся известковый раствор, который пришёл к нам из Византии, а саму кладку вели с деревянных лесов. Первый «СНиП» на строительные работы был издан в XI веке и назывался «Строительный устав», к этому времени существовали отдельные мастеровитые люди, которые занимались сооружением городских стен – городники, мостов и переправ – мостники. Мосты поначалу делали тоже из дерева, каменные сооружались возле кремлей.
Первые церкви построенные на Руси были сооружены византийскими строителями, которые отличались от современных гастарбайтеров наличием навыков и обучали в процессе работ русских строителей. По этой причине кладка X и XI веков идёт по византийскому образцу, в которой ряды бутового камня чередовались с плоским квадратным кирпичом-плинфой, швы делались толщиной в кирпич, в известковый раствор примешивали цемянку (толчёный кирпич). Одним из примеров такой кладки выступает Софийский собор в Киеве. Здание стоит на ленточном бутовом фундаменте неглубокого заложения (70 сантиметров), кладка чередующаяся, 4-5 рядов плинфы размером 365х312х45 мм и один ряд камня на известково-песчаном растворе с цемянкой, кирпич через один ряд углублялся в стену, поэтому швы кажутся втрое толще рядов. Арки, своды и купола выполнены из кирпича на известковом растворе, покрытие кровли выполнялось из свинцовых листов. Для облегчения кладки и акустических целей в стенах заложены глиняные горшки-голосники.
С X по XII века стены большинства зданий выполнялись в своего рода опалубке, с двух сторон укладывался камень чередующийся плинфой, а внутрь засыпался битый кирпич и рваный камень, который заливался известковым раствором, такая кладка обрела название бутовой. Здесь прослеживается желание сэкономить на дефицитных материалах и облегчить тяжёлую и кропотливую работу, подтверждением этому служит дальнейшее упрощение и уход от византийских приёмов строительства. Тёсаный камень и кирпич были новыми и редкими материалами, для их производства требовалось время и месторождения, а кладка больших стен требовала огромных затрат труда из-за веса камней и необходимости соблюдать порядовку.
Фото 2. Дмитриевский собор во Владимире. Год постройки 1191.
В XIII веке в Киевском, Полоцком и Черниговском княжествах каменные конструкции из-за недостатка природного камня заменяют на кирпичные, что способствует появлению новых архитектурных элементов кладки. Сам кирпич из квадратного меняют на более удобный прямоугольный, начинается производство фигурного кирпича для фасадов. В Новгороде и Пскове кирпич не получает распространения, всё строительство ведётся из камня. В Ростово-Суздальском княжестве поначалу сохраняется техника времён Киевской Руси, но самые выдающиеся памятники белокаменного строительства это Владимиро-Суздальские церкви и соборы XII века, которые входят в число памятников Золотого кольца России. Так Успенский собор, изображённый в заголовке статьи, построенный во Владимире в 1158-1160 годах, выполнен полубутовой кладкой, наружные стенки сделаны из тщательно отёсаного местного известняка со швами в 2-3 мм, внутреннее пространство заполнено рваным камнем и залито известковым раствором, стены украшены резными орнаментами.
Фото 3. Белокаменная резьба Дмитриевского собора. Видны швы между отдельными камнями наружной кладки.
В то же самое время кроме кирпичной и бутовой кладки появляется кладка «в коробку», когда в ограждённое бревенчатой опалубкой место заливали раствор, это стало прообразом бутобетонных конструкций. В XIII и XIV веках в результате монгольского нашествия, каменное строительство не прекращается только в Новгороде и Пскове, в остальных русских землях имеется промежуток приостановления строительства, а возобновление сопровождается заимствованием лучших образцов Владимиро-Суздальского княжества.
Продолжение истории конструкций здесь: Каменное строительство в России. Часть 1.
Источник
История первого каменного дома на Самотеке
По обе стороны Земляного вала тогда находились дворы чиновников, мещан и купцов с одноэтажными строениями, садами и огородами. На участке современного дома №8 по Садовой-Самотечной улицы в 1778 году появилась усадьба, построенная купцом Н.М. Колмаковым. Тогда на отрезке от Лихова переулка до Самотечной площади, и появилось первое каменное здание, которое расположились по красной линии проезда. Остальные строения усадьбы были деревянными. За основным домом разместились строения хозяйственных корпусов, конюшня, и каретный сарай.
В то время Земляной город представлял собой вал с разрывами для проездов, которые загораживались рогатками, и у которых дежурили таможенники. В районе Самотеки эти проезды были у Лихова и Большого каретного переулков. Генеральный план застройки этого участка еще в 1766 г. подразумевал однотипный архитектурный облик, свойственный пригородным поселениям.
В 1810-е годы усадьбу перестроил новый владелец генерал Я.Е. Вадковский. В центре — флигель, справа главный дом усадьбы. Во время пожара 1812 г. каменная постройка не так сильно пострадала как другие строения. И уже к 1815 г. главный дом был «исправлен починками». Это здание определило архитектурный облик всего строения, и в дальнейшем стал основой будущего вида. Застройка представляет из себя типичную ампирную усадьбу первой четверти XIX века. За свою многолетнюю историю здание неоднократно перестраивалось в той или иной мере. Перестройки фасадов были в 1817 г. и 1834 г., когда особняком владели Клаповский и В. И. Писемская.
В конце XIX века дом 8 по Садовой-Самотечной принадлежал скандально известному директору правления Кредитного общества С.К. Шильдбаху, попавшему на скамью подсудимых по громкому делу о растратах и подлогах. Шильдбах был выслан из Москвы, а в его особняке с начала 1890-х открыли реальное училище. Со временем училище было реорганизовано в женскую гимназию Марии Федоровны Калайдович. С этого момента началась новая история усадьбы, уже более чем столетие как превратившиеся в комплекс учебных заведений.
С целью приспособления имения под учебные надобности были проведены ряд реконструкций. В период с 1898 по 1900 гг. по проекту архитекторов С. Попова и Ф.Н. Кольбе были вновь перестроены дворовый флигель, пристройка к главному дому и заново отделаны интерьеры главного дома. Перед зданием и во внутреннем дворе появились скверы. Следующая реконструкция была в 1905 году по проекту архитектора Г.А. Гельриха. Впоследствии был надстроен третий этаж. Таким образов за несколько лет все владение превратилось в целостный комплекс, совмещающий учебные и жилые нужды.
Учебное заведение имени Калайдович отличалось высоким качеством образования, строгими нравами и дисциплиной. Это проявлялось как в организации учебного процесса, в проведения досуга учениц, так и в их внешнем виде. Последний класс гимназии готовил преподавателей, так как эта профессия считалась самой добродетельной и наиболее подходящей для девочек.
Гимназия существовала до революции 1917 г. в первые годы советской власти в здании была открыта школа рабочей молодежи, а затем курсы по подготовке воспитателей детских садов. Сохранились воспоминания дочери учителя природоведения Михаила Павловича Даева, чья семья жила в помещениях бывшей гимназии. Несмотря на голодные и холодные революционные годы жизнь текла своим чередом, а Муся дочь Михаила Павловича вела дневник из которого мы узнаем о той жизни: «15 мая 1919 г. Сегодня должны были до осени потушить электричество. В городе и во всех районах свет потушили, а в нашем доме еще нет пока.19 ноября 1920 г. Вчера вечером обокрали Цецилию Мироновну. Говорят дочиста. Её действительно, очень обокрали. Украли все даже одеяла, подушки, словом все кроме мебели. Когда мы пришли из школы для отыскания воров приводили известную собаку Трефа».
В 1925 г. по предложению Н. К. Крупской, в здании открыли педагогический техникум, по подготовки учителей разного профиля, который в свою очередь в 1930-х годах превратился в дошкольное педучилище № 7. В годы Великой Отечественной войны многие учащиеся и преподаватели после занятий работали на фабрике по изготовлению противогазов, на строительстве оборонительных сооружений и госпиталях. Многие из них получили ордена и медали.
В 1965 г. училищу присвоили имя Н.К. Крупской. В 1990-е годы училище стало колледжем, а сегодня оно вошло в состав Московского городского педагогического университета. В здании на Садовой-Спасской располагается отделение дошкольного образования и разные административные подразделения университета.
Интересна судьба портика главного дома бывшей усадьбы. В своем более или менее изначальном виде он просуществовал до расширения Садового кольца в середине 1930-х гг. Тогда перед домом еще сохранялся и палисадник. В результате расширения Садового кольца здание лишилось и портика и палисадника. Впоследствии здание было отреставрировано, и портик был восстановлен.Главный дом усадьбы является памятником и его архитектурный ансамбль органично вписывается в общегородскую застройку современного Садового кольца.
калинчев.рф
Источник
От землянки до избы: история славянского жилья
На Руси невозможно было представить ни одного двора без крова. И сегодня человек приходит в свой дом, чтобы набраться сил, укрыться от непогоды, приготовить пищу, остаться наедине с собой и семьей.
Славяне особенно чтили традиции строительства жилья. При возведении землянок, полуземлянок, а с X в. наземных изб они тщательно подходили к выбору материала и никогда не меняли расположение очага. Что и позволило археологам отличать найденные славянские жилища от домов соседствующих народов — тюрков, греков, германцев, сарматов. Кроме того, в качестве оберега славянские семьи использовали смешанный растительно-животный орнамент с геометрической фигурой, на которую наносились символы 4-х стихий.
От землянки до избы: история славянского жилья
Древние русичи тщательно подбирали материал. Для строительства сруба подходила сосна и лиственница, для стропил на крышу употребляли более легкую ель. Славяне, конечно, учитывали особенности древесины, поэтому они предпочитали хвойные породы, пропитанные смолой для лучшей гидроизоляции. Хотя от некоторых деревьев они открещивались. Между стен прокладывали мох, он служил вторичной влагоизоляцией и природным антисептиком.
У славян был культ деревьев. После рубки у их душ просили прощения. После возвращения из леса крестьяне посещали баню, чтобы смыть грехи. Во время порубки наши предки наблюдали за тем, как падает дерево, в какую сторону смотрит верхушка. Если оно зацеплялось ветвями за стоящие рядом деревья, считалось, что лес его не отпускает, в этом случае ствол оставляли в лесу. Не брали деревья с наростами и дуплами, это означало, что в лесном гиганте живет недобрый дух.
Баня по-черному
Перед началом строительства дереву давали вылежаться. Только после того, как из стволов выйдут духи, начинали рубить избу. В славянских избах использовались рубленые бревна и тес. Очень долго наши предки применяли топоры, а не пилы, считая, что с одухотворенным материалом, нужно работать орудием богов. Здесь тоже была своя технология. Удар топора закупоривал поры в месте сруба, и туда меньше попадала естественная влага. После заимствования у германских племен пилы топор все равно оставался долгое время в приоритете.
Первые славянские дома
Первым славянским жильем были землянки и полуземлянки. Для их строительства в земле выкапывалась квадратная яма, полутораметровая — для землянок, метровая — для полуземлянок. После чего на месте стен устанавливался сруб или балки, вкопанные в землю, соединенные с плахами. Пол был глиняный, ко входу вела такая же глиняная или деревянная лестница. Крыша была двускатной. На балки из ели накладывался тес, на него — большой слой соломы, и вся конструкция, в том числе и стены полуземлянки, покрывались толстым слоем земли.
Село, где люди жили в землянках
Дома, сложенные подобным образом, были теплыми, но существовали и минусы. Во время дождя в низину заливалась вода, а при топке печки дым мог выходить только через оборудованный с южной стороны вход, так как в подземных домах не было ни одного окна. Хотя позже стали делать окно, или, скорее, запасной выход под самым потолком.
Ближе к цивилизации
Наземные избы появились в IX-X в. в. сначала в северных широтах, так как почва там была холодной, сырой или болотистой.
Первые деревянные дома состояли из одной комнаты — клети — и сеней — неотапливаемой пристройки. На одной стороне имелось небольшое оконце для проветривания, закрывающееся деревянным щитком. В одной комнате селились все, в том числе народившийся в хозяйстве молодой скот.
В наземных жилищах возводилась печная труба, но некоторые хозяева оставляли избы курными или черными. В дальнем правом конце комнаты стояла печь, по диагонали слева от входа находился «красный угол». Слева от печи под потолком настилались полати, под ними или рядом стоял ящик-голбец. В некоторых избах был нижний этаж — подклет. Крыша выполнялась из дерева или соломы. В окна могли быть вставлены рамы, или же делался простой выруб в стене. Ставни, поручни крыльца, фронтонные доски часто украшали резьбой.
Со временем дома стали расти, появлялись избы-пятистенки, с горницей, отделяемой от основной комнаты дополнительной стеной. На севере рубили и шестистенки, которые состояли из 2-х срубов, покрытых единой крышей. В них имелся пристрой в виде больших сеней. Крыши оставались двускатными, но уже могли варьироваться по типу формы. Покрытия долгое время оставались земляными, с тесом и соломой, в XI в. стали использовать лемех —– прямые или резные деревянные пластины.
Покрытие крыши резным лемехом
В XI в. в южных регионах появились избы-мазанки, когда сруб густо обмазывался глиной. В них уже были достаточно объемные окна, в богатых семьях их закрывали слюдой или даже стеклом.
Наземные постройки были значительно больше подземных. Здесь было светлее, теплее и чище, так как полы выкладывались из дерева.
Важнейшим местом в славянских избах был очаг. Сначала его выкладывали из камня и глины, затем с помощью тех же материалов сооружали закрытые очаги. Первые печки были не пригодны для приготовления еды, особенно, если это были печи по-черному. Некоторое время славяне пекли хлеб в специально оборудованных нежилых помещениях, где стояла хлебная печь. Постепенные модификации очага привели к тому, что у них появилась труба и отверстие для варки и томления пищи. Размер печи стал увеличиваться, вскоре на ней оборудовали спальные места — полати.
Веками складывались славянские традиции возведения жилья. Избу строили семьями, исключительно для себя, поэтому в каждом бревнышке была частица тепла и доброты. Славяне верили, если построить хороший дом по канонам, договариваясь с духами земли и деревьев, то он будет защищать семью от врагов, непогоды и болезней.
Источник
Когда на руси появилось каменное строительство
Автор admin На чтение 9 мин. Просмотров 3 Опубликовано 21 ноября, 2020
Первые каменные постройки на Руси конца X — начала XII в.
С XI века, после крещения Руси, паралельно с деревянным, начинает распространяться и каменное строительство. Сначала этот процесс шел очень медленно, но в последующие столетия он заметно ускорялся. В деревыннях городах начинают строиться каменные церкви и дворцы, а позже, с XVII века — богатые жилые дома. С XIV века из камня возводятся и оборонительные стены городов. Самые ранние монументальные сооружения относятся к эпохе Киевской Руси, за ними следуют замечательные памятники архитектуры Владимира, Суздаля, Новгорода и Пскова и, наконец, величавые соборы и дворцовые комплексы Москвы — собирательницы русских земель.
В каменном светском строительстве, в жилых и дворцовых постройках преобладали асимметричные и очень живописные решения. Сложные сооружения, такие, как дворцы — Большой Кремлевский Ивана III и другие складывались из ряда простых объемов — палат, соединяемых переходами и галереями, в чем просматривается наследие деревянных построек.
В культовом каменном строительстве на века утвердился тип кубического храма, внутреннее пространство которого определялось наличием параллельных нефов с четырьмя, шестью и большим числом опорных крещатых столбов, поддерживающих своды и купола (от одного до пяти куполов). Хотя русские церкви того времени были построены по единому образцу, они были разнообразны по размерам, объемным формам и средствам декоративной обработки. Большинство сооружений до XVI века включительно отличается органичностью и единством объемной композиции и конструктивного решения, их внутренняя структура четко и последовательно выражается во внешних формах.
Однако каменные шатровые храмы являлись все же исключением. Большинство строившихся в XVI и XVII веках церквей возводилось в основном типе кубических сооружений — одноглавых или пятиглавых с куполами луковичной формы. Преобладали церкви средних и небольших размеров. Нередко закомары, отрезаемые карнизом от основной части стены, дополнялись в этих сооружениях вторым и третьим рядами арочек меньших размеров. Благодаря этому церковь в завершающей своей части представляла как бы пирамиду, служившую основанием куполу. К основному объему церкви нередко с западной входной части примыкала низкая и широкая пристройка, перекрытая на два ската,— трапезная. К ней, в свою очередь, примыкала колокольня.
Источник
Каменные храмы на Руси появились задолго до Крещения? Архитектор против историков
Официальная история и сложившееся мнение утверждают, что культура на Руси началась с 9 века – после Крещения. До этого славяне, как известно, были дикие и звероподобные. В предыдущей статье мы уже рассмотрели вопрос, почему иностранные епископы были вынуждены «терпеть» самобытные русские храмы, не похожие на византийские. На этот раз профессиональный архитектор дал свое заключение, могла ли быть развитая архитектура на Руси до 9 века.
Эта статья – часть большого интервью с архитектором и экспертом по православному зодчеству Сергеем Осышным, которое он дал нам для документального фильма «О чем молчат храмы» (телеканал «Культура»). По архитектурным проектам Сергея было построено несколько современных православных храмов.
«Бытует мнение, что первые храмы на Руси были построены в византийских формах. Но если рассматривать кладку Софии Новгородской или кладку Владимиро-Суздальских храмов, можно сделать осторожное заключение, что традиции строительства из камня очень давние на Руси.
Новгородская София лучше всего сохранилась из первых русских храмов. (Прим. редакции: годы постройки 1045-1050, то есть фактически через полвека после Крещения Руси, за такое время выработать особый стиль русские зодчие просто не успели бы). Давайте посмотрим на этот храм повнимательнее. Что мы замечаем?
Первое . Храм пятиглавый. Причём главы собраны в букет, то есть находятся на одном уровне и расположены очень тесно. Для Византии совершенно не характерны пятиглавые храмы. Даже если когда-то эти типы применяли в Византии, главы разносились и находились на разных уровнях.
Второе . Все русские храмы XI века имели закомары. Такого количества закомар не было ни в одной христианской страны того времени. В Новгородской Софии они очень интересны. Они не только, как обычно, полукруглые, но среди них встречаются и треугольные. Они образуют сложный интересный ритм, что говорит об особом артистизме и профессионализме зодчих . То есть они явно сталкивались с этим не в первым раз.
Третье . Очень необычная черта Новгородской Софии, которая её крайне сильно отличает от византийских храмов, — это ассиметричная башня, пристроенная к западному фасаду. Она совершенно не похожа на византийский стиль, но очень напоминает башни хаваны , которые пристраивались к храмам в традиции тех народов, которые поклонялись огню. Эта башня служила для хранения священного огня .
Четвертое . Крестообразные столбы. В Византии были исключительно круглые столбы.
Пятое . Интерьер, состоящий из небольших по площади и высоких ячеек. В Византии мы видим обратную картину. Там, наоборот, интерьер состоит из широких и достаточно низких ячеек. Купол византийский должен был напоминать небо. В русских храмах такого ощущения нет.
Шестое . Кладка Новгородской Софии совершенно не похожа на византийскую кладку. Она выполняется из природных камней местного происхождения. Очень разной формы, размера и цвета. Цвета меняются от голубоватых до красноватых и коричневатых. Связаны они розовато-коричневатой цемянкой. Цемянка – это раствор извести с толчёным кирпичом. Частично эти стены затёрты той же цемянкой. Но, судя по зондажам первоначального периода кладки, эти камни не были скрыты ни штукатуркой, ни затиркой и были видны на фасаде. И возникало ощущение, что это некое гигантское ювелирное изделие с самоцветными камнями в какой-то такой изящной оправе.
Для того чтобы добиться такой артистичной эстетики кладки, можно было только идти путём проб и ошибок. Нужно было работать над этим веками . Ещё более убедительно это показывает владимиро-суздальское зодчество. Для строительства храмов нашли известняк – самый прочный из всех известняков, который в России есть – и вовсе не под Владимиром, а в Мячково, под Подольском. А это достаточно далеко, сотни километров. Естественно, что приезжие зодчие не могли за короткое время их пребывания здесь это месторождение отыскать, при условии той слабой средневековой техники, которая была в их распоряжении.
Но что же все-таки роднит Новгородскую Софию с византийскими храмами? Роднит только крестово-купольный тип здания (в отличии от западноевропейских базилик). Но сама крестово-купольная система не является стопроцентным изобретением Византии. На её сложение повлияла сирийская архитектура, которая, собственно говоря, является арийской архитектурой.
Собственно, когда Русь использовала крестово-купольную систему, она использовала не византийскую систему. Она использовала систему, которая выработалась в арийских странах.
Может быть, отличие форм, применявшихся на Руси, объясняется тем, что они были более практичными, чем византийские? Но вовсе нет. Они как раз менее практичны, потому что они более сложны. А как известно, для того чтобы кровля была практичной, она должна быть более простой.
Что это все значит? Русской архитектуре не одна тысяча лет, как принято считать, а гораздо больше. Нам не следует стесняться того, что у нас была дохристианская традиция. Православные греки не стесняются того, что у них была великая Античность. Нам нужно следовать их примеру».
Источник
Каменное строительство на Руси.
Для скрепления каменных башен и стен применялся известковый раствор, который пришёл к нам из Византии, а саму кладку вели с деревянных лесов. Первый «СНиП» на строительные работы был издан в XI веке и назывался «Строительный устав», к этому времени существовали отдельные мастеровитые люди, которые занимались сооружением городских стен – городники, мостов и переправ – мостники. Мосты поначалу делали тоже из дерева, каменные сооружались возле кремлей.
Первые церкви построенные на Руси были сооружены византийскими строителями, которые отличались от современных гастарбайтеров наличием навыков и обучали в процессе работ русских строителей. По этой причине кладка X и XI веков идёт по византийскому образцу, в которой ряды бутового камня чередовались с плоским квадратным кирпичом-плинфой, швы делались толщиной в кирпич, в известковый раствор примешивали цемянку (толчёный кирпич). Одним из примеров такой кладки выступает Софийский собор в Киеве. Здание стоит на ленточном бутовом фундаменте неглубокого заложения (70 сантиметров), кладка чередующаяся, 4-5 рядов плинфы размером 365х312х45 мм и один ряд камня на известково-песчаном растворе с цемянкой, кирпич через один ряд углублялся в стену, поэтому швы кажутся втрое толще рядов. Арки, своды и купола выполнены из кирпича на известковом растворе, покрытие кровли выполнялось из свинцовых листов. Для облегчения кладки и акустических целей в стенах заложены глиняные горшки-голосники.
С X по XII века стены большинства зданий выполнялись в своего рода опалубке, с двух сторон укладывался камень чередующийся плинфой, а внутрь засыпался битый кирпич и рваный камень, который заливался известковым раствором, такая кладка обрела название бутовой. Здесь прослеживается желание сэкономить на дефицитных материалах и облегчить тяжёлую и кропотливую работу, подтверждением этому служит дальнейшее упрощение и уход от византийских приёмов строительства. Тёсаный камень и кирпич были новыми и редкими материалами, для их производства требовалось время и месторождения, а кладка больших стен требовала огромных затрат труда из-за веса камней и необходимости соблюдать порядовку.
Фото 2. Дмитриевский собор во Владимире. Год постройки 1191.
В XIII веке в Киевском, Полоцком и Черниговском княжествах каменные конструкции из-за недостатка природного камня заменяют на кирпичные, что способствует появлению новых архитектурных элементов кладки. Сам кирпич из квадратного меняют на более удобный прямоугольный, начинается производство фигурного кирпича для фасадов. В Новгороде и Пскове кирпич не получает распространения, всё строительство ведётся из камня. В Ростово-Суздальском княжестве поначалу сохраняется техника времён Киевской Руси, но самые выдающиеся памятники белокаменного строительства это Владимиро-Суздальские церкви и соборы XII века, которые входят в число памятников Золотого кольца России. Так Успенский собор, изображённый в заголовке статьи, построенный во Владимире в 1158-1160 годах, выполнен полубутовой кладкой, наружные стенки сделаны из тщательно отёсаного местного известняка со швами в 2-3 мм, внутреннее пространство заполнено рваным камнем и залито известковым раствором, стены украшены резными орнаментами.
Фото 3. Белокаменная резьба Дмитриевского собора. Видны швы между отдельными камнями наружной кладки.
В то же самое время кроме кирпичной и бутовой кладки появляется кладка «в коробку», когда в ограждённое бревенчатой опалубкой место заливали раствор, это стало прообразом бутобетонных конструкций. В XIII и XIV веках в результате монгольского нашествия, каменное строительство не прекращается только в Новгороде и Пскове, в остальных русских землях имеется промежуток приостановления строительства, а возобновление сопровождается заимствованием лучших образцов Владимиро-Суздальского княжества.
Продолжение истории конструкций здесь: Каменное строительство в России. Часть 1.
Источник
Источник