Когда построили первый многоэтажный дом
Когда и в какой стране появились первые многоэтажные дома
Инсула (лат. Insula — буквально переводится как остров) — в Древнеримской архитектуре — многоэтажный жилой дом с комнатами и квартирами, предназначенными для сдачи в наём. Появились не ранее III века до н. э. Имели обычно от трёх до пяти этажей, имеются упоминания о восьмиэтажных инсулах. Составляли массовую застройку древнеримских городов. В инсулах проживали как бедные, так и зажиточные слои римского населения.
Инсулы строились обычным для Древнего Рима способом бутовой кладки. Во времена Республики в качестве строительного материала использовались небольшие туфовые блоки неправильной формы, скреплённые цементом. Позже инсулы начали строить из кирпича. Крыши делались из черепицы.
Первый этаж инсул обычно занимали галереи с небольшими лавками. Оттуда имелся вход в световой дворик, вокруг которого компоновались помещения. Обычно к каждой квартире или комнате вела отдельная лестница: разобрав её, хозяин мог блокировать жильца в его комнате, пока тот не выплатит квартирный долг. Первые этажи инсул обычно снимали состоятельные горожане: в таких квартирах были высокие потолки (до 3,5 м. ) и широкие окна, защищённые плотными ставнями: слюда и стекло использовались редко из-за их дороговизны. Квартиры, начиная с третьего этажа, обычно предназначались для более бедных съёмщиков: окна в них были маленькие, а потолки такие низкие, что жильцам в них приходилось ходить согнувшись. Часто пристраивались деревянные антресоли.
Центральное отопление отсутствовало: тепло в комнатах давали индивидуальные водяные котлы. В инсулы канализация обычно не проводилась: в Риме нечистоты выносились в навозные кучи или просто выбрасывались из окон; воду брали из ближайших источников или фонтанов. В других городах на первом этаже имелась уборная, как, например, показали раскопки в Остии.
Как свидетельствуют источники, арендная плата в инсулах была достаточно высока. Уже во времена Республики годовая плата за квартиру на пятом этаже составляла около 2000 сестерциев. Квартиры на 2 и 3 этажах стоили от 3000 и более сестерциев. На такие деньги можно было купить целый дом в Италии. На верхних этажах в одной комнате селились часто 2 или 3 семьи.
Хозяин инсулы мог в любой момент выселить своих жильцов. Часты были спекуляции, от которых страдали, в первую очередь, квартиросъёмщики. За порядком в доме и за уплатой квартплаты обычно следил доверенный раб — insularius.
Первое упоминание о многоэтажных домах в Риме содержится у Тита Ливия: накануне второй Пунической войны бык, сбежав с рынка, забрался по лестнице на третий этаж, что сочли дурным предзнаменованием. Следует отметить, что те инсулы, которые строились с соблюдением всех норм строительства, были надёжно защищены как от обвалов, так и от быстрого распространения огня в случае пожара. В самом Риме, согласно «Мраморному плану» инсул в Риме насчитывалось 46 тысяч (для сравнения, особняков — 1 790), однако инсул в Риме уцелело немного: активная перестройка города уничтожила старые развалины. Об их устройстве можно судить по археологическим раскопкам в Остии. Инсулы являются примером градостроительного искусства древнего Рима. В Европе, после разрушения Римской Империи, многоквартирные дома начали строить только в эпоху позднего Средневековья.
Источник
История формирования жилищной культуры. От доходного дома до квартиры.
Многоквартирные дома появились ещё в Древнем Риме. Разраставшийся город требовал вместить в себя всё большее количество людей на достаточно ограниченной территории, поэтому жилые здания начали расти ввысь. Как правило, один такой дом занимал целый квартал, имел замкнутую форму и внутренний дворик. Назывались они инсулами (остров) и достигали в высоту до пяти этажей. Каждый этаж был поделён на отдельные квартиры, которые сдавались внаём. Чем выше был этаж, тем меньше была оплата за квартиру.
Второе пришествие многоэтажек началось Европе в 17 веке. Развитие промышленности требовало всё больше и больше рабочих рук и как следствие наличия дешевого жилья.
В Россию данная тенденция пришла только два столетия спустя. В Москве первые доходные дома появились в 1785 – 1790 годах. Первый такой трехэтажный дом был построен по проекту М.Ф. Казакова на Ильинке. Не менее известным архитектором, который строил доходные дома в те времена в Москве был Осип Бове. В 1816 году на Никольской улице Бове построил большой дом высотой в три этажа. Данное строение было предназначено для получения доходов, а его заказчиком стал известный книготорговец И.П. Глазунов. На нижнем этаже дома были расположены лавки с отдельными входами, а на верхних этажах размещались небольшие квартиры. Со стороны двора были сделаны галереи и у каждой квартиры был отдельный вход.
Капитализм, медленно но верно развивавшийся в России, был основной движущей силой равития городов. Потому к концу девятнадцотого века наступил настоящий бум доходных домов, который продолжался вплоть до 1914 года. Благодаря этой тенденции и сформировался исторический центр большинства крупных городов. Заказчиками строительства выступали все сословия: предприниматели среднего звена, купцы, крупные промышленники, учебные заведения, товарищества, акционерные общества и даже церкви и монастрыри. Такая волна строительства доходных домов была обусловлена тем, что требовалось жилье для людей свободных профессий, инженеров, студентов, рабочих, научных работников. С другой стороны появился капитал, который необходимо было во что-то вкладывать. Так, летом 1911 года было построено примерно 3 000 доходных домов высотой 5-7 этажей. Московские власти занимались подготовкой участков, прокладывали электрокабели, канализацию, водопровод. Помимо этого они занимались благоустройством территорий и приводили в порядок улицы. Дальнейшая аренда земли позволяла окупить затраты на все выше перечисленное. Доходные дома были очень выгодны правительству, владельцам и квартиросъёмщикам, поскольку удовлетворяли спрос на жилье со стороны населения и пополнялие городскую казну за счет налогов с владельцев доходных домов. Так, в 1913 году из 47 600 000 рублей городского дохода налоги, уплаченные владельцами доходных домов и другого личного недвижимого имущества, составили 7 000 000 рублей. Так что доходные дома вполне оправдывали свое определение.В России до 1917 года насчитывалось более 600 доходных домов. В Москве в этот период около 40 процентов жилых домов были представлены доходными домами. Причем чем больше был доходный дом, тем меньше стоимость квартир в нем.
В те времена арендовать самую дешевую комнату на ночь можно было за 20 копеек, а койкоместо – всего лишь 5 копеек. Аренда комнаты, рассчитанной на чиновника со средним достатком, обходилась в 10 – 15 рублей в месяц. Люди с достатком могли позволить себе арендовать квартиру в доходном доме в Москве за 30 рублей, наиболее прибыльным тогда считался доходный дом Афремова, который находился по адресу: улица Садовая Спасская, дом 19. Дом высотой в восемь этажей был построен в 1904 году, и его можно было считать небоскребом. Не менее известным был и доходный дом купца Солодовникова, располагавашийся на улице Гиляровского. Арендовать комнаты в этом доме можно было за 10 рублей в месяц. Что касается стоимости аренды элитных квартир в доходных домах, то она могла превышать 100 рублей. К примеру, в наиболее шикарном доходном доме на Сретенском бульваре, который принадлежал страховому обществу, аренда комнаты составляла 500 рублей в месяц.
Расселение несколько семей в одном жилом помещении рассматривалось как вынужденная и временная мера. Однако в начале двадцатого века, после череды революций страна полностью меняет политический и экономический курс. Гражданская война, смута, более поздняя активная индустриализация и ухудшение ситуации в селе привели к более интенсивному росту городского населения. По сути тот же самый принцип доходных домов эволюционировал в коммунальные квартиры. Уплотнение представителей бывших привилегированных классов сопровождалось превращением их больших квартир в коммунальные. В начале первой пятилетки необходимость сохранения коммунальных квартир неожиданно получила идеологическое обоснование. В эти годы в РСФСР активно пропагандировалась идея социалистической перестройки быта. Широко обсуждалась программа его коллективизации, т. е. отказа от семейного хозяйства как основной формы организации частной жизни людей. В связи с этим предполагалось, что индивидуальное жилище городской семьи как наследие капитализма должно быть заменено домами коллективного проживания, в которых будут организованы совместное потребление и коллективный досуг.
Входную дверь в коммунальную квартиру сложно не узнать. Количество звонков, хаотично разбросанных в лучших традициях авангарда, подписаны именами жильцов и количеством нажатий. И не дай Бог вам позвонить трижды, если под фамилией написано звонить два. Вам, конечно, откроют, но будут весьма недовольны.Итак, вы заходите в квартиру, и первое, что видите длинный коридор с большим количеством электросчётчиков на стенах, общий телефон и исписанные рядом с ним обои, велосипеды, санки, график дежурств и мытья полов. Идём дальше и заходим на кухню, пространство которой разделено столами, плитами, шкафчиками и прочими предметами кухонного обихода. Кухня — это центральный узел коммунальной квартиры. Здесь решаются глобальные проблемы быта, гудят примусы и чадят керосинки. От вороватых котов на кастрюли ставят утюги или привязываются намертво крышки.
Однако после ожесточенных дискуссий и принятого 16 мая 1930 постановление ЦК ВКП(б), осудившего левацкие в перестройке быта, основным типом городской застройки все же стали обычные многоквартирные дома. В условиях острого дефицита финансовых и других ресурсов их строили, экономя на всем, в частности, уже тогда вошли в моду низкие потолки и тесные кухни. Заселялись такие дома, как правило, по коммунальному принципу: 1 семье 1 комнату. Отдельные квартиры в 1920-30-х гг. имело не более четверти городских семей. зданий с тесными и неудобными квартирами. После критики подобных проектов застройки на XVII съезде ВКП(б) в 1934 ситуация немного улучшилась: начали строить просторные, с высокими потолками квартиры, воплощавшие мечту рабочего класса о прекрасной жизни при социализме.
Однако на практике недостаток жилья вынуждал городские власти вселять в новые квартиры несколько семей, превращая их обратно в коммунальные. Таким образом, утопические проекты создания нового быта и домов-коммун, получившие в 1919 официальное оформление во 2-й Программе РКП(б), на практике воплотились всё в тех же коммунальных квартирах.
Особую категорию жилья представляли номенклатурные дома. Они имели хорошую планировку с холлами и двумя — четырьмя квартирами большой площади на этаже. Во многих квартирах предусматривались кабинеты и детские, библиотеки и комнаты для прислуги, просторные кухни, раздельные санузлы, изначально большие комнаты — от 15 до 25, а местами даже до 30 м², подсобные помещения, в некоторых домах (Верхняя Масловка, д.1, д.3) — мастерски е для скульпторов и художников.
Традиция заселения одной квартиры несколькими семьями сохранялась в военные годы и первые послевоенное десятилетие. Лишь во второй половине 1950-х гг. в связи с увеличением маштабов жилищного наметился качественно новый подход к распределению жилплощади. На ряде уральских, сибирских и дальневосточных предприятий новоселам стали предоставлять преимущественно отдельные квартиры. В сентябре 1959 в Новосибирске их имели уже 38,8% рабочих и служащих, проживавших в государственных домах. Остальные 61,2% рабочих и служащих размещались в коммунальных квартирах, в каждой из которых проживало в среднем по 3 семьи, насчитывавших 8 человек. В них на 1 жильца приходилось 4,9 кв. м жилплощади.
Крупные программы жилищного строительства, выполненные в 1960-70-е гг., привели к улучшению быта широких слоев городского населения. Большим социальным достижением стало не только массовое переселение горожан из ветхого и неблагоустроенного жилья, но и расселение семей, проживавших в коммунальных квартирах. В начале 1980-х гг. отдельные квартиры в благоустроенных кирпичных и панельных домах имели около 80% жителей уральских, сибирских и дальневосточных городов.В период «перестройки» ставилась задача предоставить к 2000 каждой семье отдельную квартиру, что, скорее, являлось лозунгом, чем реальной перспективой. Согласно постановлению «ЦК КПСС «О развитии жилищного строительства в СССР» был взят курс на посемейно заселение благоустроенных квартир что подкреплялось такими идеологическими и научными пунктами которые гласили, что коммунальная квартира не являлась проектом советской власти а была вынужденной мерой для экономии средств во время индустриализации.
Была создана соответствующая производственная база и инфраструктура: домостроительные комбинаты и заводы ЖБИ. Это позволило ежегодно вводить миллионы квадратных метров жилья. Первые домостроительные комбинаты были созданы в в системе Главленинградстроя, в 1962 году организованы в Москве и в других городах. В частности, за период 1970 годов в Ленинграде 942 тысячи человек получили жилую площадь, причём 809 тысяч вселились в новые дома и 133 тысяч получили площадь в старых домах. Однако при заселении новых квартир нередко применялся принцип «подселенца» (один сосед к каждой семье). К середине число коммунальных квартир в центральных районах Ленинграда составляло 40% от их общего числа.Кроме того, до середины 1980-х годов существовала система служебной (ведомственной) площади, что затрудняло расселение коммунальных квартир.
С началом массового строительства жилья, архитектура окончательно потеряла былую уникальность. Повсеместно возводились стандартные коробки, преимущественно пяти и девятиэтажной высотности. В качестве строительного материала использовался белый кирпич, или бетонные панели.
В конце прошлого столетия прозошёл новый государственный переворот. Социализм сменился рыночной экономикой, которая в корне поменяла отношение и статус многоквартирных домов, теперь заветные квадратные метры стали частной собственностью.
В настоящий момент правила на рынке недвижимости определяет спрос, политика ипотечного кредитования и политика фирм-застройщиков.
Новые технологии и материалы позволяют возводить дома более высокой этажности, хотя по сути они остаются всё теми же безликими коробками, в которых, как в муравейнике, живёт большая часть современного городского общества. Не могу сказать, что данная тенденция плоха, массовость и снижение себестоимости, само собой, ведёт к упрощению того или иного объёкта или процесса. Но когда в городе сносят старинный особняк для возведения очередной безликой многоквартирной башенки, становится как-то грустно.
Использованы материалы:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%81%D1%83%D0%BB%D0%B0
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B4%D0%BE%D0%BC
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0
https://um.mos.ru/houses/tretyakovskie_torgovye_ryady_i_proezd/
Использованы фотографии:
https://karpovka.com/
www.vsedomarossii.ru
https://koveles.livejournal.com/
Источник
Первые небоскрёбы: история строительства знаменитых высоток | Интересно обо всем
Первые небоскребы появились в США более ста лет назад. Между тем о высотных зданиях люди начали мечтать задолго до технического прогресса.
Дотянуться до небес, чтоб возвыситься над суетой. Чтобы вести диалог с Богом на его территории. Вечная мечта и вечное проклятье человечества. Еще в ветхозаветном Вавилоне люди задумали построить башню до самых небес: так простой смертный мог встать вровень с богами. По преданию башню не достроили — человек был наказан за непомерные амбиции.
Люди не вынесли урок из этого наказания — они по-прежнему стремятся вверх. Спустя тысячелетия они не только научились строить башни до небес, но и начали в них жить.
В конце XIX века в центре Парижа выросла трехсотметровая башня. Каморка Гюстава Эйфеля находилась на уровне 80-го этажа. Тогдашние архитекторы возмечтали побить этот рекорд.
Прежде самым престижным этажом считался второй. Выше без лифта жить было сложно. К слову, небоскребом (skyscraper) тогда называли высокую шляпу или верхний парус на корабле.
И вдруг все изменилось — появился лифт, начали стремительно развиваться технологии, упали цены на стальной прокат. Мечта строить высотные здания стала реальностью.
Первые небоскребы в Чикаго
В 1871 году случился пожар, после которого город пришлось отстраивать заново. Именно здесь появились первые небоскребы, и слово skyscraper наконец попало в строительный словарь.
Небоскреб — высотное здание на металлическом каркасе, в котором есть лифт, вращающаяся дверь, электрическое освещение, механическая вентиляция.
В 1885 году архитектор Уильям Ле Барон Дженни возвел в Чикаго первый небоскреб — Хоум-иншурэнс-билдинг, высотой в 42 метра. Он использовал чугунные колонны и стойки, а также балки из бессемеровской стали, благодаря которым легкая и прочная конструкция вырастает вверх.
Хоум-иншурэнс-билдинг
Первые небоскребы были исключительно конторскими. В некоторых наверху имелись смотровые площадки. Внизу располагались магазины. Строительство шло полным ходом, пока в 1883 году власти Чикаго запретили возводить здания выше 39 метров. Бизнес переехал в Нью-Йорк, где впоследствии и были построены самые знаменитые небоскребы в мире.
Вулворт-билдинг
В начале XX века Манхэттен обрел силуэт, который сделал его узнаваемым даже через столетия. Баснословно дорогая земля заставляла делать застройку как можно плотнее, а здания — выше. К 1913 году около пятидесяти построек на Манхэттене имели более двадцати этажей. Среди первых небоскребов самым заметным стал Вулворт-билдинг. Его высота — 241, 4 м.
Вулворт-билдинг
Рекорд по высоте поставил архитектор Касс Гилберт. Небоскреб был построен по заказу владельца пятицентовых магазинов Фрэнка Уинфилда Вулворта. Можно сказать, он воздвиг себе памятник при жизни, что обошлось ему в 13,5 миллионов долларов. Сумасшедшие по тем временам деньги!
Фрэнка Уинфилда Вулворта
Это здание потрясло современников. Его называли «храмом коммерции«. Ему даже посвятил стихотворение Маяковский («Барышня и Вульворт«). Почти каждый посетитель смотровой площадки небоскреба покупал сувенир. Владельцу оставалось лишь подсчитывать прибыль. Но не все так просто… Небоскреб очень дорого обслуживать, поэтому приходилось (и приходится) выжимать из каждого квадратного метра все до цента.
Эквитабл-билдинг
В 1915 году на Манхэттене вырос небоскреб с рекордным количеством офисных помещений для сдачи в аренду. Соседние кварталы оказались в тени трехсотметрового небоскреба.
Эквитабл-билдинг
Первыми пострадали от высотных зданий владельцы небольших офисных зданий, потерпевшие убытки — светлые помещения стали темными и больше не нужны были арендаторам. В Манхэттене даже появилась организация, безуспешно боровшаяся с плотной застройкой города.
От помпезности до минимализма
В 1916 году власти приняли закон о зонировании, ограничивающий не высоту здания, а его объем. Один из авторов закона — архитектор Харви Уайли Корбетт. Еще один — визуализатор Хью Феррис. Они-то и предложили строить здания ступенями. Ступенчатые небоскребы стали фирменным знаком Манхэттена.
Корбетта интересовала практическая сторона. Он думал о том, как сделать город удобным, а не просто красивым. Ферриса же не интересовали детали, он был прежде всего рисовальщиком. Благодаря этому тандему город обрел облик, которым восхищаются сегодня во всем мире.
Строителей и заказчиков первых небоскребов будущее не интересовало. Они руководствовались собственными амбициями и придерживались принципа: чем роскошнее и помпезнее, тем лучше. При этом отдавали предпочтение старым стилям. На Манхэттене начали появляться бесконечно длинные здания, похожие на французские ратуши, готические соборы и античные храмы.
Закон о зонировании в корне все изменил. Главную роль теперь играла форма здания, а не отделка фасада. Так появился стиль, который странным образом отразился в советской архитектуре.
Одно из легендарных фото тех лет.
Простые рабочие. Ни намека на панику и страх.
А вот знаменитый архитектор небоскребов Раймонд Хул панически боялся высоты с самого детства и долго боролся с фобией, которая мешала его профессии.
Он поборол свой страх. К 40 годам Хул уже ничего не боялся и получал самые дорогие заказы.
У него была своя концепция, заключалась она прежде всего в том, что здания должны находиться друг от друга на расстоянии 150 метров. Но это было экономически нецелесообразно. В Нью-Йорке продолжали воздвигать памятники человеческим амбициям.
Крайслер-билдинг
Заказчикам нужны были рекорды высоты. Догнать и перегнать Эйфелеву башню! Благодаря этой гонке в 1930-м на востоке Манхэттена появился Крайслер-билдинг высотой в 320 метров.
Крайслер-билдинг
Небоскреб характеризуется очень высоким качеством ручной работы, которое было утрачено после Второй мировой войны. В отделке здания впервые была использована хромированная сталь.
Эмпайр-стейт-билдинг
Меньше года прошло после окончания строительства Крайслер-билдинга, как был торжественно открыт небоскреб, который сохранял звание самого высокого вплоть до 1970 года.
Эмпайр-стейт-билдинг
Эмпайр-стейт-билдинг возвели всего за 19 месяцев. Фасад и внутренняя отделка гораздо скромнее, чем у Крайслера.
В годы Великой депрессии Эмпайр-стейт-билдинг не приносил прибыли. Само здание приобрело дурную славу. Его стали называть шпилем самоубийц. С момента открытия с небоскреба сбросились более тридцати человек.
Высотные здания в СССР
Советских архитекторов вдохновляли металлические конструкции Эйфелевой башни. Конструктивисты строили рабочие клубы, дома-коммуны и фантазировали о собственных небоскребах и главном здании мирового коммунизма.
Большая стройка сразу после революции, конечно, не могла начаться. Денег, времени, ресурсов, а главное, знаний, не хватало. В 1924 году в США был отправлен архитектор Вячеслав Олтаржевский. Удивительный человек! Выросший в детдоме, он успел сделать карьеру и при царе, и при Ленине.
В Соединенных Штатах провел 11 лет, стал там успешным архитектором. Правда, первое время ему пришлось трудиться на стройке — его диплом в США не котировался, его еще предстояло подтвердить.
Способность власти рушить и храмы, и судьбы людей ради своих целей смогут на собственной шкуре оценить многие. Среди них и Вячеслав Олтаржевский. В США он успел поработать в конторе Корбетта чертежником, издать книгу «Новый Вавилон«, посвященную Нью-Йорку, и построить несколько зданий, в том числе гостиницу в Королевских соснах, так полюбившуюся Аль Капоне.
В 1934 году его отозвали обратно в СССР, но почему-то он тогда не был приобщен к строительству первых московских небоскребов. Работал над архитектурным обликом Всемирной сельскохозяйственной выставки. В 1939-м был арестован. В 1943 году вышел на свободу. Спустя только четыре года начал работать в комитете по строительству высотных зданий.
В январе 1947 года было принято постановление о строительстве в Москве многоэтажных зданий. С градостроительной точки зрения, высотки должны были уравновесить Дворец советов, который, к счастью, так и не был возведен. Но с точки зрения здравого смысла, зачем сразу же после окончания войны затевать эту безумную стройку?
Первые советские небоскребы должны были показать всему миру мощь страны.
Жилой дом на Кудринской площади
Демонстрация возможностей страны советов проходила под флагом американского стиля ар-деко.
Американцы часто сравнивают московские высотки с небоскребами Манхэттена.
Перед инженерами и рабочими ставились практически невыполнимые задачи. Никто из них раньше не работал на подобных стройках.
Главное здание МГУ
Здание МГУ возводили осужденные по бытовым статьям. Прямо на стройплощадке на Котельнической набережной располагался тюремный лагерь ГУЛАГа. По Москве ходили слухи о нечеловеческих условиях труда зеков. Но это было не совсем так. В нечеловеческих условиях трудились и заключенные, и обычные строители. Все без касок, без страховки.
Высотные здание на Котельнической набережной
В 1953 году Вячеслав Олтаржевский издал книгу «Строительство высотных зданий в Москве«, где подробно описаны все сталинские высотки и проанализированы их конструктивные особенности. В СССР это книга никому не понадобилась. Необходимость Советскому Союзу доказывать свою мощь отпала после разработки атомной бомбы и запуска человека в космос. СССР остановился. Америка тем временем продолжала строить небоскребы.
Источник