Когда построят дом тарковского

Дом Андрея Тарковского в Рязанской области

В жизни Андрея Тарковского Рязанская земля занимала особое место. Дом в посёлке Мясной стал для него и источником вдохновения, и местом, где он был по-настоящему счастлив.

Андрей Тарковский родился в 1932 году в старинном селе Завражье Костромской области. Однако при строительстве Горьковского водохранилища часть села оказалась затоплена, под водами Горьковского моря оказался и дом, где появился на свет кинорежиссёр. Большую часть своей жизни Тарковский провёл в Москве, однако мечта о сельском уединении его не покидала никогда.

В приобретении Тарковским дома в Рязанской области важную роль сыграли родственные связи второй жены режиссёра Ларисы Павловны, отец и мать которой, Анна и Павел Егоркины, были родом из деревни Авдотьинки Шиловского района. Начиная с августа 1966 года в Авдотьинку, где жила тётя Ларисы Павловны, регулярно приезжал на отдых Тарковский. Однажды (вероятно, в мае 1968 года), гуляя по окрестностям, Андрей и Лариса неожиданно вышли к незнакомой деревушке, поднялись на холм и увидели… Этот миг режиссер увековечил в своем последнем фильме «Жертвоприношение», где герой рассказывает маленькому сыну: «Мы увидели прекрасный дом, в котором нам захотелось жить. И совершенно случайно оказалось, что он продаётся. Это было чудо».

Потом Тарковский часто приезжал в Мясное, здесь он написал сценарии к фильмам «Зеркало», «Сталкер», «Солярис». Дом Тарковского в Мясном и построенная им баня стоят и по сей день. Сейчас там частный музей. «Международный центр Тарковского» ежегодно проводит на базе этого музея творческие форумы и мастер-классы.

Этот дом с виду совершенно не похож на музей. Но в нем сохранилась подлинная память о великом режиссере. Мечта о жизни в деревне, которой грезил кинематографист, тогда приобрела конкретные очертания. Здесь жила его тёща Анна Семеновна, рос сын Андрей, часто приезжал сам Тарковский. Но в октябре того же года случился пожар, и от дома остались только стены. К восстановлению приложил руку Андрей Арсеньевич. Он строил этот дом под себя и для себя — с тех пор тема дачи в Мясном красной нитью прошла почти через все его картины. В фильме «Ностальгия» он построил декорацию — точную копию дома в Рязанской области — в тумане перед домом стоят женщины, собака, мальчик.

Главное достоинство дома Тарковского в Мясном заключается в том, что там удалось сохранить все так, как было при жизни режиссера. Атмосфера столь любимой загородной дачи до сих пор жива. Жильё большого художника, казалось бы особенной элитарной личности, в то же время близкого по духу всем остальным. Каждый стул, каждый шкаф в доме имеют историю. Вмешательство нового времени погубит всю атмосферу, замечают родственники. Мебель и стены всё еще хранят свет того времени, когда в этом доме шла настоящая жизнь, и когда случалось, как писал сам Тарковский, счастье.

«Что касается самого дома, то главное, что все там осталось так, как было при отце. Удалось сохранить подлинную мебель, его вещи и книги. Все стоит на своих местах – стол, за которым он работал, кровать, на которой спал. Весь этот мир по-прежнему существует. В конец мая я собираюсь поехать туда, ведь надо еще сделать ремонт, привести все в порядок, обеспечить охрану. Думаю, что музей там будет открыт в самом скором времени», — утверждает Тарковский-младший.

Теперь усадьба станет культурным наследием, а на карте региона появится еще одно достопримечательное место.

Источник

Здесь был Андрей: места Тарковского в Москве

17 октября в прокат выходит документальный фильм «Андрей Тарковский. Кино как молитва», снятый сыном режиссера, Андреем Тарковским-младшим. Традиционно местами режиссера считаются Иваново, Плес, Юрьевец, где он родился и находился во время войны. Но и в Москве много адресов, связанных с его жизнью и творчеством. Собрали главные.

Здесь был Андрей: места Тарковского в Москве

Фото: ТАСС/Mary Evans Picture Library

Щипковский переулок

Первый Щипковский переулок, 26, квартира 2 – по этому адресу в Замоскворечье жили три поколения семьи Тарковских. В 2004 году старый двухэтажный дом снесли. В 2015 году Москомэкспертиза пообещала, что его восстановят и откроют там культурный центр «Дом Андрея Тарковского» с мемориальной квартирой и кинозалом, но дальше рытья котлована дело не пошло. Чтобы напомнить о планах, стрит-арт художник Zoom провел акцию «Поминки по дому Тарковских» – установил на пустыре инсталляцию, повторяющую кадр из фильма «Сталкер»: главный герой, писатель и профессор стоят за барным столиком. В марте 2019-го актер Николай Бурляев (снимался в фильмах «Иваново детство» и «Андрей Рублев») предложил все-таки построить дом Тарковского, и сделать это к 2022 году, когда будет отмечаться 90-летие со дня рождения режиссера.

Стремянный переулок

Здесь в доме 33/35 до 1954 года находилась 554 школа (сейчас – номер 1060). Андрей пошел в первый класс в 1939 году. Когда началась война, мать решила уехать в Юрьевец. Вернулись они в 43-м, и Тарковский продолжил учебу. В одном классе с ним учился Андрей Вознесенский. Сейчас на здании установлены памятные доски с их именами.

Малый Казенный переулок

Тарковский продолжал жить в семейном доме, даже когда женился на однокурснице Ирме Рауш. В конце третьего курса ВГИКА они спонтанно расписались в ЗАГСе Замоскворецкого района. Вместо свадебного путешествия отправились на практику к Марлену Хуциеву в Одессу. По приезде в Москву Тарковский вернулся в Щипковский переулок, а его жена осталась жить у дяди (квартира была у Лефортовского парка). В итоге молодожены все-таки решили снять комнату в коммуналке, потом сменили много адресов. В книге «Ностальгия» Ирма вспоминает, что перед тем как получить квартиру они жили в переулке Мечникова – так в 1959–1993 годах назывался Малый Казенный переулок. Правда, номер дома она не указала.

Здесь был Андрей: места Тарковского в Москве

Режиссер Андрей Тарковский на съемках фильма «Жертвоприношение». Фото: ТАСС/Mary Evans Picture Library

Земляной Вал

В 1962 году Тарковским выдали двухкомнатную квартиру на улице Чкалова, 24/32 (тогда так назывался Земляной Вал). Связано это было с победой дебютной картины режиссера «Иваново детство» на кинофестивале в Венеции. Правда, по словам Ирмы, на решение квартирного вопроса не меньше повлияло рождение их сына Арсения. Из комнаты в переулке Мечникова семья перенесла два чемодана – вот и весь переезд. Спустя восемь лет супруги развелись, и Тарковский оставил квартиру жене и ребенку.

Звездный бульвар

Здесь был Андрей: места Тарковского в Москве

Звездный бульвар. Фото: Pastvu

Сценарий фильма «Солярис» Тарковский писал в двушке на Звездном бульваре, 4 (Останкинский район). Своей квартиры у него не было, режиссера пустила к себе семья его будущей жены Ларисы Кизиловой, хотя и без него там жили шесть человек. Места было так мало, что Тарковскому приходилось спать на полу под кухонным столом.

Читайте также:  Как можно из досок построить красивый дом

Орлово-Давыдовский переулок

Андрей, Лариса и ее семья (дочь от первого брака и мама) переехали в 1968 году в трешку недалеко от станции Проспект мира – в Орлово-Давыдовском переулке, 2/5. Там у Тарковского родился сын Андрей. Как потом вспоминал Александр Гордон (муж сестры режиссера), семья жила на последнем этаже, и после дождя с потолка капала вода – по всей квартире стояли тазы. Ходит легенда, что в этой квартире режиссер принимал Карло Понти и Марчелло Мастроянни, когда те приезжали в Москву. Так как мебели не было, обед накрыли на полу, что очень удивило Понти.

Улица Пырьева

Последний адрес Тарковского в Москве, где он жил постоянно, – Пырьева, 4, корпус 2 (до 1988 года – Первый Мосфильмовский переулок), дом для самых важных сотрудников «Мосфильма». Одну квартиру выдали Тарковскому, а вторую, на той же лестничной клетке, купила его теща (со временем их объединили). Впервые режиссер смог выделить комнату под кабинет. Там он работал над «Зеркалом» и «Сталкером». Сейчас на доме установлена памятная доска Тарковскому, а внутри работает гостиница «Мосфильма».

Источник

Зеркальная копия. Дом Тарковского воссоздадут

Зеркальная копия. Дом Тарковского воссоздадут

26.10.2015

Зеркальная копия. Дом Тарковского воссоздадут

Комитет города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов сообщил о согласовании проектной документации для объекта капитального строительства: «Воссоздание с приспособлением для современного использования выявленного объекта культурного наследия: «Дом, в котором в кв.2 в 1934-1962 гг. жил кинорежиссер Тарковский А.А.» по адресу: 1-й Щипковский переулок, д. 26, стр. 1, район Замоскворечье, Центральный административный округ.

Это очередная попытка московских властей построить заново дом Тарковского. В частности, Александр Кибовский, тогда руководитель Мосгорнаследия, уже обещал восстановить его в 2011 и в 2012 годах. 

История жизни и смерти подлинного дома – это хрестоматия эпохи московских «нулевых». Когда даже громкое имя жильцов и мировая известность заступников не помогли спасти здание.

Когда построят дом тарковского

Дом был построен в 1870-х годах мещанином Гавриловым и крестьянином Елохиным. Мемориальная квартира была связана с именами обоих Тарковских, отца и сына: поэт Арсений Александрович Тарковский несколько лет был её хозяином. На рубеже 1980-1990-х годов дом принадлежал Кинофонду, который снял крышу, предполагая начать реставрацию. В 1995 году владельцем дома стал Музей кино. Постановлением Правительства Москвы предполагалось разместить в доме культурно-музейный комплекс с мемориальной квартирой и кинозалом. Здесь же планировалось разместить студию Юрия Норштейна, который передал на реставрацию дома одну из своих премий. Инвестором выступал «Гута-банк»; его внезапный отказ от участия в проекте помешал началу реставрационных работ. В 2001 году город передал здание в аренду ООО «Коммунальная техника» с условием воссоздания мемориальной квартиры.

Несколько лет дом просто разрушался, представляя из себя замечательную Зону для фотографов-сталкеров. На его останках «справляли» 70-летие Андрея Тарковского.

Когда построят дом тарковского

Когда построят дом тарковского

Затем ГУОП (сегодняшнее Мосгорнаследие) выдал инженерное заключение о невозможности сохранить памятник. 27 апреля 2004 года правительство Москвы выпустило постановление, разрешавшее не только реставрационные, но и строительно-монтажные работы на объекте. Арендатор истолковал этот документ как санкцию на снос.

Дом был снесён к 20 июня 2004 года.

После обращения в Правительство Москвы выдающихся деятелей отечественной культуры (А. Вознесенский, Ю. Любимов, Г. Панфилов, И. Чурикова, А. Демидова, М. Захаров, Э. Рязанов, Б. Ахмадулина, С. Соловьев, А. Смирнов, В. Васильев, Е. Максимова, П. Лунгин и другие), 22 июля 2008 года было принято Постановление «О воссоздании и дальнейшем использовании объекта культурного наследия по адресу: 1-й Щипковский пер., д. 26, стр. 1», в соответствии с которым дом Тарковских планировалось восстановить к концу 2011 года. Не сложилось. Сейчас дело, похоже, сдвинулось с мертвой точки.

n_3[1].jpg

Согласно официальному пресс-релизу, после восстановления в доме будет размещен «Культурный центр «Дом А.А. Тарковского». На первом этаже сделают кинозал на 78 мест, а также фондохранилище и технические помещения. На втором этаже разместится многофункциональный зал (с возможностью просмотра кинофильмов во всех форматах, включая 3D со звуковой системой «Dolby») и медиатека с компьютерами на 8 человек. Третий, мансардный этаж включает офисно-служебные и технические помещения. В доме также будет создана мемориальная квартира А.А. Тарковского и музейный отдел.

И воссоздание дома, и обустройство Культурного центра Тарковского не могут не радовать и являются победой творческой интеллигенции. Однако теперь, к сожалению, победа эта не имеет никакого отношения к сохранению архитектурного наследия Москвы. Подлинность, так ценимая самим Андреем Тарковским, утрачена навсегда.

Фото: www.esosedi.ru

Источник

Здесь был Андрей: места Тарковского в Москве

Традиционно местами режиссера считаются Иваново, Плес, Юрьевец, где он родился и находился во время войны. Но и в Москве много адресов, связанных с его жизнью и творчеством. Собрали главные.

Фото: ТАСС/Mary Evans Picture Library

Щипковский переулок

Первый Щипковский переулок, 26, квартира 2 – по этому адресу в Замоскворечье жили три поколения семьи Тарковских. В 2004 году старый двухэтажный дом снесли. В 2015 году Москомэкспертиза пообещала, что его восстановят и откроют там культурный центр «Дом Андрея Тарковского» с мемориальной квартирой и кинозалом, но дальше рытья котлована дело не пошло. Чтобы напомнить о планах, стрит-арт художник Zoom провел акцию «Поминки по дому Тарковских» – установил на пустыре инсталляцию, повторяющую кадр из фильма «Сталкер»: главный герой, писатель и профессор стоят за барным столиком. В марте 2019-го актер Николай Бурляев (снимался в фильмах «Иваново детство» и «Андрей Рублев») предложил все-таки построить дом Тарковского, и сделать это к 2022 году, когда будет отмечаться 90-летие со дня рождения режиссера.

Стремянный переулок

Здесь в доме 33/35 до 1954 года находилась 554 школа (сейчас – номер 1060). Андрей пошел в первый класс в 1939 году. Когда началась война, мать решила уехать в Юрьевец. Вернулись они в 43-м, и Тарковский продолжил учебу. В одном классе с ним учился Андрей Вознесенский. Сейчас на здании установлены памятные доски с их именами.

Малый Казенный переулок

Тарковский продолжал жить в семейном доме, даже когда женился на однокурснице Ирме Рауш. В конце третьего курса ВГИКА они спонтанно расписались в ЗАГСе Замоскворецкого района. Вместо свадебного путешествия отправились на практику к Марлену Хуциеву в Одессу. По приезде в Москву Тарковский вернулся в Щипковский переулок, а его жена осталась жить у дяди (квартира была у Лефортовского парка). В итоге молодожены все-таки решили снять комнату в коммуналке, потом сменили много адресов. В книге «Ностальгия» Ирма вспоминает, что перед тем как получить квартиру они жили в переулке Мечникова – так в 1959–1993 годах назывался Малый Казенный переулок. Правда, номер дома она не указала.

Режиссер Андрей Тарковский на съемках фильма «Жертвоприношение». Фото: ТАСС/Mary Evans Picture Library

Земляной Вал

В 1962 году Тарковским выдали двухкомнатную квартиру на улице Чкалова, 24/32 (тогда так назывался Земляной Вал). Связано это было с победой дебютной картины режиссера «Иваново детство» на кинофестивале в Венеции. Правда, по словам Ирмы, на решение квартирного вопроса не меньше повлияло рождение их сына Арсения. Из комнаты в переулке Мечникова семья перенесла два чемодана – вот и весь переезд. Спустя восемь лет супруги развелись, и Тарковский оставил квартиру жене и ребенку.

Читайте также:  Как построить дом приезжих

Звездный бульвар

Сценарий фильма «Солярис» Тарковский писал в двушке на Звездном бульваре, 4 (Останкинский район). Своей квартиры у него не было, режиссера пустила к себе семья его будущей жены Ларисы Кизиловой, хотя и без него там жили шесть человек. Места было так мало, что Тарковскому приходилось спать на полу под кухонным столом.

Орлово-Давыдовский переулок

Андрей, Лариса и ее семья (дочь от первого брака и мама) переехали в 1968 году в трешку недалеко от станции Проспект мира – в Орлово-Давыдовском переулке, 2/5. Там у Тарковского родился сын Андрей. Как потом вспоминал Александр Гордон (муж сестры режиссера), семья жила на последнем этаже, и после дождя с потолка капала вода – по всей квартире стояли тазы. Ходит легенда, что в этой квартире режиссер принимал Карло Понти и Марчелло Мастроянни, когда те приезжали в Москву. Так как мебели не было, обед накрыли на полу, что очень удивило Понти.

Улица Пырьева

Последний адрес Тарковского в Москве, где он жил постоянно, – Пырьева, 4, корпус 2 (до 1988 года – Первый Мосфильмовский переулок), дом для самых важных сотрудников «Мосфильма». Одну квартиру выдали Тарковскому, а вторую, на той же лестничной клетке, купила его теща (со временем их объединили). Впервые режиссер смог выделить комнату под кабинет. Там он работал над «Зеркалом» и «Сталкером». Сейчас на доме установлена памятная доска Тарковскому, а внутри работает гостиница «Мосфильма».

Источник

Московские квартиры, в которых жил Андрей Тарковский — Строительные СНИПы, ГОСТы, сметы, ЕНиР,

06.04.2017

От Щипковского до Пырьева. Московские квартиры, в которых жил Андрей Тарковский

4 апреля, Андрею Тарковскому исполнилось бы 85 лет. Почти всю свою жизнь режиссер провел в Москве: здесь он дважды был женат и завел двух сыновей, здесь боролся с правками «Мосфильма» по «Андрею Рублеву» и «Солярису», здесь же снимал часть своих фильмов. Несмотря на все это, в столице до сих пор нет посвященного Тарковскому музея. Есть только бульвар в новой Москве около деревни Рассказовка во Внуковском поселении, который не так давно было решено назвать его именем. «Московская перспектива» решила проложить маршрут по местам жизни Андрея Тарковского в Москве в хронологическом порядке.

1 Первый Щипковский переулок, 26, кв. 2

По этому адресу был когда-то расположен уникальный дом, принадлежавший трем поколениям семьи Тарковских. Несколько лет квартиры на первом этаже принадлежали поэту и переводчику Арсению Александровичу Тарковскому, отцу режиссера. Андрей Тарковский прожил там 28 лет (с 1934 по 1962 год), большую часть из которых – с матерью. Когда Андрею было три года, отец ушел к другой женщине. Описание дома можно найти в книге Людмилы Бояджиевой «Андрей Тарковский: Жизнь на кресте»: «Дом напоминал отчасти барак из-за длинного коридора, делящего его на две части. Семье принадлежали две комнаты в коммунальной квартире с окнами, выходящими во двор почти над самой землей. В кухне с оконцем в коридор постоянно горела лампочка, плавающая в клубах пара и дыма. На газовых плитках кипятилось белье в оцинкованных баках и постоянно шипели кастрюли и сковородки».

Дом был построен в 1870-х годах мещанином Гавриловым и крестьянином Елохиным. Нижняя часть оригинального дома была каменной (заложена еще в 1878 году), а верхняя деревянной (надстроена в 1912-м), из-за чего дом неоднократно горел.

На рубеже 1980–1990-х годов дом принадлежал Кинофонду, который снял крышу, предполагая начать реставрацию. В 1987 году после смерти режиссера дом было решено снести, так как он пришел в негодность, но его отстояла комиссия по творческому наследию Тарковского. В доме началась реконструкция, однако комиссия распалась вместе с Советским Союзом, поэтому создание музея на месте дома было приостановлено. В середине 90-х владельцем дома стал Музей кино. Постановлением правительства Москвы предполагалось разместить в доме культурно-музейный комплекс с мемориальной квартирой и кинозалом.

20 июня 2004 года дом снесли полностью, даже не известив об этом родных режиссера, пообещав создать на его месте культурный центр, посвященный Тарковскому, с музеем и кинозалом. Создание проекта затянулось на долгие годы, на месте дома Тарковского существовал лишь вырытый котлован.

В 2015 году уличный художник Zoom установил на месте стройки конструкцию из фанеры под названием «Поминки по дому Тарковских», на которой были изображены главные герои фильма «Сталкер» в исполнении Александра Кайдановского (Сталкер), Николая Гринько (Профессор) и Анатолия Солоницына (Писатель) за столиком в пивной. Но вскоре у «Профессора» украли голову вместе с собакой, лежащей у его ног, поэтому Zoom собственноручно сжег всю инсталляцию. В июле 2016 года российский режиссер Андрей Звягинцев на круглом столе, посвященном воссозданию музея-усадьбы Тарковских, заявил, что в Москве до сих пор нет музея такого гения, как Тарковский. Это позор. «К 85-летию со дня рождения Андрея Арсеньевича (4 апреля 2017 года) дом построить уже не успеют, но будем надеяться, что к 90-летию он появится», – отметил Звягинцев.

2 Улица Чкалова (сейчас Земляной Вал), 24/32, кв. 69

8 сентября 1962 года на очередном международном кинофестивале в Венеции дебютный фильм Тарковского «Иваново детство» получает высшую награду – «Золотого льва». На это незамедлительно реагирует министр культуры СССР Екатерина Фурцева – она поздравляет «Мосфильм» с таким выдающимся достижением: кадр из «Иванова детства» появляется на стене почета студии, а Андрей с женой и маленьким ребенком заселяются в новую квартиру на улице Чкалова (сейчас Земляной Вал). «Последняя комната, которую мы снимали, тоже была недалеко от Курского, в переулке Мечникова. Так что переезд наш на новую квартиру состоял в том, что мы просто перенесли два чемодана», – именно так в интервью для книги «Ностальгия» (автор-составитель Паола Волкова) комментирует переезд семьи Ирма Рауш-Тарковская, первая жена режиссера. И там же добавляет: «Заслуга в получении квартиры принадлежала, правда, не только «Золотому льву», но и маленькому Арсению, который в это время появился на свет».

О самом доме известно сравнительно мало: построен он в 1962 году по индивидуальному проекту, 8 этажей. Первые этажи отведены под разные заведения вроде салона красоты или цветочного магазина, тихий двор, старый фасад. По свидетельствам друзей Тарковского, главной отличительной чертой места была его близость к Курскому вокзалу. Художник Михаил Ромадин так описывает впечатления от своего первого визита в новую квартиру: «В центре комнаты – детский манеж, наполненный книгами, в углу – раскладушка, в другом – стол с кухонными табуретками. Через всю стену – долбленый зигзаг. «Это скрытую проводку искали», – пояснил Андрей».

В 1970 году Ирма и Андрей развелись. Двухкомнатную квартиру Тарковский оставил жене и ребенку. В 1982 году, находясь в Италии, Тарковский пишет в своем дневнике (впоследствии изданном под названием «Мартиролог»): «Сенька прислал телеграмму: «Postupil Ura. Arsenii». Молодец, Сенька, надо отправить ему телеграмму. (Кажется, ул. Чкалова, 24/32, кв. 69. Неужели забыл?)»

Читайте также:  Как построить частный дом совет

3 Звездный бульвар, 4

После «Иванова детства» и «Андрея Рублева», который дождался своей премьеры только спустя 20 лет, Тарковский занялся сценарием «Соляриса» по роману польского писателя-фантаста Станислава Лема. В это время режиссер жил у Тоси, сестры своей будущей жены Ларисы Кизиловой, на Звездном бульваре. В двухкомнатной квартире на тот момент проживало аж семь человек: сама Тося, затем Андрей и Лариса с дочкой Лялей, мама Ларисы Анна Семеновна да еще племянник Ларисы – Сережа, который тогда был женат на Ольге Сурковой (киновед и исследователь творчества Андрея Тарковского, написавшая о нем впоследствии несколько книг). Тарковский спал на полу под кухонным столом. Связь с Ларисой родственники и друзья Андрея не одобряли, считали, что она слишком вмешивается в дела Андрея. Да и сам Андрей с Ларисой вел себя иногда слишком эмоционально, вмешивая в отношения сестру Марину и друга Александра Гордона. Последний рассказывал, как Тарковский уезжал к Кизиловой, а потом звонил из другого места со словами: «Заберите мои вещи со Звездного бульвара!» Марина и Александр ехали и забирали вещи, а потом все повторялось. В то же время специально для работы над сценарием «Соляриса» в Москву на два месяца приехал Станислав Лем, но они с режиссером так и не смогли угодить друг другу, в итоге писатель просто уехал обратно. Позднее Лем сравнивал себя и Тарковского во время написания сценария с двумя лошадьми, которые тянули телегу в разные стороны. Когда он увидел окончательный вариант картины, то совершенно разочаровался и заявил, что это больше похоже на «Преступление и наказание» Достоевского, чем на то, что он писал. В интервью «Московским новостям» в 1995 году Лем скажет: «Солярис» – это книга, из-за которой мы здорово поругались с Тарковским. Я просидел шесть недель в Москве, пока мы спорили о том, как делать фильм, потом обозвал его дураком и уехал домой… Тарковский в фильме хотел показать, что космос очень противен и неприятен, а вот на Земле – прекрасно. Но я-то писал и думал совсем наоборот». С тех пор Лем и Тарковский больше не общались, а Андрей вскоре переехал в дом в Орлово-Давыдовском переулке.

4 Орлово-Давыдовский переулок, 2/5, кв. 108

В 1968 году Андрей, Лариса, ее дочь от первого брака и мама переехали в трехкомнатную квартиру в Орлово-Давыдовском переулке на последнем этаже старого кирпичного дома. В этой же квартире у Тарковского и Кизиловой родился сын, которого отец режиссера Арсений Тарковский увидел только спустя три месяца из-за напряженных отношений с Андреем. Гордон в книге «Не утоливший жажды» рассказывает, что у этой квартиры было одно коварное свойство: во время дождя с потолка капала вода, поэтому по всей квартире были расставлены тазы. «Существует рассказ-легенда, что в этой «протекающей» квартире принимал Андрей высоких итальянских гостей – продюсера Карло Понти и актера Марчелло Мастроянни со свитой. Тарковский узнал, что с ним хотят встретиться в домашней обстановке. Отказать гостям он не мог, но так как в квартире почти не было мебели, придумал от безвыходности прием гостей в восточном стиле: все сидят на полу, на коврах, которые одолжили на время у друзей, с подушками за спиной. Угощение было обильное, русское – водка, икра и прочее. Андрей рассказывал, что Карло Понти смутила эта обстановка. Он говорил, что Тарковский хиппи, у него по всей квартире какие-то тазы расставлены и что иметь дело с ним не стоит. «Мастроянни же всем в Италии потом рассказывал об эксцентричности Тарковского, о чем последний вспоминал с улыбкой. Когда Гордон в очередной раз был в гостях у Андрея в этой квартире, он стал свидетелем звонка из Италии от некого Роберто Камо: «Мы с Фридрихом Горенштейном как раз были у Андрея в гостях, на квартире в Орлово-Давыдовском переулке. Окончив разговор, Андрей сказал, что итальянцы собираются пригласить его на постановку «Иосифа и его братьев». Задумался и сказал: «Положение странное – Висконти будто бы отказался от постановки. Все это нужно обсудить. Смущает одно: не хочется подбирать то, от чего другие отказались». Фридрих стал совестить Тарковского: принять картину после Висконти совсем не стыдно – наоборот, почетно. Тут уж Андрей спор прекратил: он много таких предложений слышал, только все они через некоторое время лопаются, как мыльные пузыри».

5 Улица Пырьева (ранее 1-й Мосфильмовский переулок),дом 4, кор. 2, кв. 150

Квартира в 1-м Мосфильмовском переулке стала последней, в которой режиссер проживал постоянно. На самом деле это была не одна, а сразу две квартиры. Одну он получил от студии, другая досталась его теще в обмен на жилье в Орлово-Давыдовском переулке. Обе располагались на одной лестничной клетке, а позже были и вовсе объединены общим тамбуром. В доме жили только самые важные сотрудники «Мосфильма» – режиссеры, операторы, актеры. В 1988 году улицу переименовали, теперь она носит имя известного советского режиссера Ивана Пырьева.

В 1973 году, начиная работать над легендарным «Зеркалом», Тарковский наконец-то мог позволить себе отдельный кабинет. «Мечтал Андрей устроить из этих просторов нечто красивое, в европейском стиле. Снес встроенные шкафы в холле, расширил и закруглил вход-проем в большую комнату. Но велись эти преобразования медленно и так и не были доведены до конца. В коридоре не было вешалки, паркет на месте снесенной стены не уложен, пол просто прикрыли ковриком. Единственным местом, производившим впечатление завершенности и стабильности, был кабинет Андрея», – резюмирует Александр Гордон, муж сестры режиссера.

Возможно, следующие несколько лет стали определяющими в карьере режиссера. В конце 1974 года он закончил работу над фильмом «Зеркало» и только три года спустя приступил к многострадальному «Сталкеру», первая версия которого, как известно, сгорела в одной из лабораторий «Мосфильма». «Изнурительная борьба с руководством, долгая неопределенность в личной жизни, ночевки по домам друзей, иногда случайных, – все это сильно измотало его. Он изменился, стал жестким, скрытным, недоверчивым до подозрительности», – добавляет Гордон. Фильмы не выпускали в прокат, не позволяли включать их в конкурсные программы ведущих мировых фестивалей (по слухам, если бы фильм «Зеркало» просто оказался в конкурсе Каннского кинофестиваля, он бы получил первую премию), а о многочисленных предложениях работы из-за рубежа Андрей узнал только много лет спустя. В начале 1980-х годов режиссеру предлагают снять документальный фильм об Италии совместно с известным сценаристом Тонино Гуэрра. Существует мнение, что именно настойчивость Тонино стала решающим фактором, благодаря которому Андрей получил возможность выехать за границу.

В квартире на улице Пырьева Тарковский прожил вплоть до своего отъезда в Италию в 1982 году. Сегодня в этом доме располагается гостиница киноконцерна «Мосфильм».

Источник: Правительство Москвы. Еженедельная городская деловая газета «Московская перспектива»

Источник