Композитор дом который построил свифт

Фильм «Дом, который построил Свифт» .

Фильм «Дом, который построил Свифт» — самый неизвестный фильм Марка Захарова. Наверное, не самым известным и самым непопулярным этот фильм стал только по одной причине: фильм самый авангардный и самый экспериментаторский. Я снимаю шляпу перед руководителями советского телевидения по одной простой причине. Ну кто бы сейчас запустил такой фильм в производство? Очень дорого, совсем на непонятную тему, да и сам сюжет очень уж необычен. А тут взяли и запустили. Вроде как в советские годы любили снимать про заграницу, да еще триста лет назад. А тут еще и фильм про Свифта, который, вроде как, передовой писатель. А если не передовой, то просто детский.

Но фильм совсем не имел успеха и приему у публики. Слишком уж необычным был юмор у этого фильма.

При этом сохранились фирменные черты режиссерского стиля Захарова. Много музыкальных номеров, много песен, много пробегов, много отличных и тонких диалогов. Но зрители всего этого не приняли. Слишком уж сложным и неоднозначным получился фильм. И только спустя многие годы фильм находит все новых и новых почитателей. А юмор и сатира этого фильма так и просто на все времена.

Неоднозначна и фигура главного героя Джонотана Свифта — выдающегося английского сатирика, который по злому умыслу, или иронии судьбы, занесен сейчас в детские писатели. И известны два путешествия Гулливера из четырех. Но сам писатель этому очень бы удивился. Его мизантропия и сатира точно не для детей. писатель вообще смотрел на людей, как на источник зла. И это совсем уж вечная тема. Но и на загадочных островах его герой не находил утешения.

По сюжету главного героя хотят объявить сумасшедшим. И в который раз это не получается. Более того, что выясняется, что никакого Свифта и в помине уже нет. А его роль играет актер. Это подчеркивает и то, что роль Свифта исполняет Олег Янковский, который никак не выглядит семидесятилетним человеком, а выглядит на сорок. Актеру здесь досталась очень сложная роль. Ему пришлось играть только глазами и мимикой, поскольку его персонаж заговорил только в самом финале. Финал довольно трагичный, но нет смерти для героя, для него есть только путешествие. А доктор, который должен объявить его сумасшедшим, становиться на сторону героя.

В конечном итоге, сам весь наш мир напоминает бедлам, напоминает сумасшедший дом, и не все ли мы можно сказать сумасшедшие. А уж тем более, сумасшедших можно считать писателей, которые выламываются из привычной картины мира, хотя бы потому что пишут. Это сейчас писать легко, стучи себе по клавишам, и все, а тогда писательство было трудом, в том числе и физическим.

Фильм про то, что проповедовать иногда можно можно и молча. Так даже лучше получается. Что окружающий нас мир иногда совсем не такой, каким он кажется. И тут Горин с этой идеей совсем уж опередил братьев Ноланов, у которых черная дыра находилась за книжным шкафом. А здесь эта черная дыры, можно сказать, находиться по всюду. И ходить нужно осторожно, потому что ненароком можно наступить на лилипутов.

Как всегда, актеры играют блестяще, даже те, кто не стал большой звездой. Но они все классные актеры.

Нужно отметить и работу художника — оформителя. Как всегда у Захарова эта работа выше всяких похвал.

Мне фильм понравился, но не могу сказать, что это кино для всех. И не могу сказать, что это совсем кино. Все же режиссура Захарова имеет ярко выраженную театральную природу, а то, что хорошо на подмостках, не всегда уместно на съемочной площадке. Но в этом Захаров определил того же Триера с его попытками поместить театр в кино. И театральность в данной картине иногда просто выпирает из всех щелей. Да и сам сюжет не выглядит цельно. Он распадается на отдельные номера. Вот номер с лилипутами, вот номер с великаном, вот номер с констеблем. Особенно, это заметно в первой части.

Источник

«Дом, который построил Свифт»: самое фантасмагоричное кино Захарова | Блоги | Мир фантастики и фэнтези

«Дом, который построил Свифт»: самое фантасмагоричное кино Захарова

Этот человек проповедует молча. Даже с амвона. Придет, встанет перед прихожанами… и молчит. И те молчат… И всё! Ирландцам почему-то сразу не нравится губернатор и раздражает нищета.

Ирландское правительство, пристально наблюдая за поведением радикального автора Джонатана Свифта (Олег Янковский), присылает к нему на дом в качестве надсмотрщика молодого врача (Александр Абдулов), идеально подходящего для работы с писателем-сатириком: книжек не читает, чувством юмора не обладает, политических воззрений не имеет. Красота, да и только.

А сам декан Свифт, в окружении верных слуг, влюбленных в него женщин, толпы лицедеев и сумасшедших, притворяющихся нормальными, а также нормальных, притворяющихся сумасшедшими (кто есть кто, разобрать невозможно), готовится к своей кончине. Очередной. Она назначена на пять часов вечера. Как и обычно. Вы тоже приглашены.

«Дом, который построил Свифт»: самое фантасмагоричное кино Захарова 1

Описывать происходящее в этом театрализованном фильме по сценарию Григория Горина или хотя бы его краткое содержание — занятие неблагодарное. Это разумная, добрая и вечная шизофреническая фантазия, во время просмотра которой можно двинуться умом, но это очень хорошо. Все, что надо, сразу встанет в голове на место, и человек узнает о себе, кто он такой: лилипут, великан, среднего роста или даже Гулливер. А, может, вообще какое йеху, фильм неплохо выявляет наличие йеху в организме.

Они, йеху, часто приписывают фильму претензию на глубинный смысл, но это, разумеется, полная чушь. В глубинном смысле нуждаются только неглубокие вещи, так болото, как говорил писатель Андрей Белый, притворяется глубиной.

В фильме же все обстоит предельно просто и ясно (особенно, если немножечко спятить). Речь идет о понимании и непонимании обывателем гениального художника и тех вечно актуальных вещах, которые художник отчаянно пытается до обывателя донести, иногда не без успеха:

Декан перестал пользоваться словами. Они искажают смысл. Особенно в наше время. Мы заврались: думаем одно, говорим другое, пишем вообще непонятно что…

Грустный юморист Горин, по чьей пьесе поставлен фильм, вообще регулярно размышлял о подобных вещах в своих произведениях, экранизированных режиссером Захаровым. О чем еще мог говорить человек, который был интеллигентом, врачом и писателем в Советском Союзе тех времен, когда нужно было выбирать, что держать открытым, — рот или глаза?

«Дом, который построил Свифт»: самое фантасмагоричное кино Захарова 2

Но бог с ним, со ртом или даже с глазами. Периодически вступающий закадровый голос велит нам оторваться от земли и поднять голову к небу, то есть расти над собой:

Подняться к небу, вот работа!

Подняться к небу, вот это труд!

Никаких рецептов, как подняться к звездам, фильм не дает, перед нами, в конце концов, театрализованная фантасмагория, танец над реальностью, а не инструкция по пользованию жизнью. Может быть, нужно не бояться открывать рот. Может быть, решиться открыть глаза. Может, прочитать пару умных книжек или посмотреть хорошее кино. Так или иначе искать свою лестницу в небо, как барон Мюнхгаузен из другой смешной и грустной картины Захарова по сценарию все того же Горина.

Читайте также:  Сколько стоит построить дом под краснодаром

Горин с Захаровым раз за разом предупреждали: если в небо вы подниметесь, окружающие решат, что вы — сумасшедший и для них опасны. Жизнь была трудной, станет еще труднее. Но расти над собой необходимо.

Поняли, да?

Ну, слава богу! Наконец-то… Мисс Джонсон! У нас радость! Доктор тронулся!

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Писатель и журналист. Пишет тексты про людей. Двигает магический реализм и фантастический натурализм в массы.

Показать комментарии

Источник

We’re All Mad Here: «Дом, который построил Свифт» | Lumiere. Журна

Этот человек проповедует молча. Даже с амвона. Придёт, встанет перед прихожанами… и молчит. И те молчат… И всё! Ирландцам почему-то сразу не нравится губернатор и раздражает нищета.

Ирландское правительство, пристально наблюдая за поведением радикального автора Джонатана Свифта (Олег Янковский), присылает к нему на дом в качестве надсмотрщика молодого врача (Александр Абдулов), идеально подходящего для работы с писателем-сатириком: книжек не читает, чувством юмора не обладает, политических воззрений не имеет. Красота, да и только. А сам декан Свифт, в окружении верных слуг, влюблённых в него женщин, толпы лицедеев, сумасшедших, притворяющихся нормальными, и нормальных, притворяющихся сумасшедшими (кто есть кто, разобрать невозможно), готовится к своей кончине. Очередной. Она назначена на пять часов вечера. Как и обычно. Вы тоже приглашены.

Описывать происходящее в этом театрализованном фильме по сценарию Григория Горина или хотя бы его краткое содержание – занятие неблагодарное. Это разумная, добрая и вечная шизофреническая фантазия, во время просмотра которой можно двинуться умом, но это очень хорошо. Всё, что надо, сразу встанет в голове на место, и человек узнает о себе, кто он такой: лилипут, великан, среднего роста или даже Гулливер. А, может, вообще какое йеху, фильм неплохо выявляет наличие йеху в организме.

Они, йеху, часто приписывают фильму претензию на глубинный смысл, но это, разумеется, полная чушь. В глубинном смысле нуждаются только неглубокие вещи – так болото, как отмечал писатель Андрей Белый, притворяется глубиной.

В «Доме, который построил Свифт» же всё обстоит предельно просто и ясно (особенно, если немножечко спятить). Речь идёт о понимании и непонимании обывателем гениального художника и тех вечно актуальных вещах, которые художник отчаянно пытается до обывателя донести, иногда не без успеха: «Декан перестал пользоваться словами. Они искажают смысл. Особенно в наше время. Мы заврались: думаем одно, говорим другое, пишем вообще непонятно что…»

Грустный юморист Григорий Горин, по чьей пьесе поставлен фильм, вообще регулярно размышлял о подобных вещах в своих произведениях, экранизированных режиссёром Марком Захаровым. О чём ещё мог говорить человек, который был интеллигентом, врачом и писателем в Советском Союзе тех времен, когда нужно было выбирать, что держать открытым, – рот или глаза?

Но бог с ним, со ртом или даже с глазами. Периодически вступающий закадровый голос велит нам вообще оторваться от земли или хотя бы иногда поднимать голову к небу, чтобы и самим немного вырасти:
«Подняться к небу, вот работа!
Подняться к небу, вот это труд!»

Никаких рецептов для этого фильм не даёт, перед нами, в конце концов, театрализованная фантасмагория, танец над реальностью, а не инструкция по пользованию жизнью. Может быть, нужно не бояться открывать рот. Может быть, нужно решиться открыть, наконец, глаза. Может быть, прочитать пару умных книжек. Так или иначе искать свою лестницу в небо, как барон Мюнхгаузен из другой постановки Захарова по сценарию все того же Горина.

И, скорее всего, если это произойдёт, окружающие решат, что вы – сумасшедший и для них опасны. Поняли, да? Ну, слава богу! Наконец-то… Мисс Джонсон! У нас радость! Доктор тронулся!

Источник

ильм — Дом, который построи

Дом, который построил Свифт

НазванияDom, kotoryy postroil Svift / House That Swift Built, The
Проголосовало
20 чел. Композитор дом который построил свифт

Доктор Симпсон (Александр Абдулов) из Ноттингемшира, специализирующийся на лечении психических расстройств, прибывает, чтобы официально освидетельствовать душевное здоровье Джонатана Свифта (Олег Янковский) — писателя, прославившегося на весь мир «Путешествиями Гулливера», и декана Собора Святого Патрика в Дублине. Доктор становится свидетелем кричаще странных и возмутительных вещей, делая вывод, что с попустительства хозяина из дома, находящегося в управлении медсестры Ванессы (Марина Игнатова) и слуги Патрика (Владимир Белоусов), устроен непотребный балаган.

© Евгений Нефёдов, World Art

Если знакомиться с фильмами Марка Захарова в хронологическом порядке, то первое впечатление от «Дома, который построил Свифт» будет всё же несопоставимо с теми, что оставили «Обыкновенное чудо» /1978/ и «Тот самый Мюнхгаузен» /1979/. Слишком очевидны самоповторы, допущенные одарённым режиссёром, особенно по сравнению с предыдущей телевизионной адаптацией пьесы современного кинодраматурга Григория Горина. Даже расклад сил тот же самый! Абдуловскому посланнику официальной власти и приверженцу строго рационалистического мышления вновь приходится столкнуться с личностью творческой и ратующей за правду (Олег Янковский бесподобен, как всегда!) в её высшем проявлении. Наличествуют и плутоватый слуга, с деланной невозмутимостью поддерживающий дикие фантазии, и парадоксальный «любовный треугольник», и сложные отношения с представителями политической элиты, олицетворяемой недалёким губернатором в исполнении Семёна Фарады. И, главное, как из рога изобилия сыплются, сбивая с толку, невероятные события, которые на поверку оборачиваются вовсе не плодом расшалившегося воображения, оказываются более реальными, чем сама реальность, искусственно втиснутая в жёстко детерминированные мировоззренческие рамки представлений рубежа XVII–XVIII столетий. Но только первое впечатление…

По-видимому, расчёт авторов как раз подразумевал определённое узнавание зрителем художественных приёмов и драматургических ходов. Узнавание, которое в конечном итоге провоцирует… рефлексию, поскольку схожие предпосылки зачастую приводят к совсем иным выводам. Другими словами, важны не столько (во всяком случае – не только!) сходства, сколько отличия упомянутых «театральных фантазий», с неизменным изяществом, брызжущей выдумкой и неисчерпаемым творческим энтузиазмом перенесённых на плёнку. Конечно, основной пафос, направленный на обличение воинственного обскурантизма и узости мышления, борьбе с которыми посвящено творчество великого сатирика, вновь звучит во всю силу: «Подняться в небо – вот работа… Подняться в небо – вот это труд!»Однако Свифт, избранный для контакта путешественниками из светлого будущего, идёт дальше Мюнхгаузена, практикуя общение без слов, сочиняя события в окружающей действительности не хуже1, чем в вымышленном мире романа, и смело переступая порог смерти – радостно отправляясь туда, где осмелился побывать один лишь Данте. Даже подопечные декана, от тандема лилипутов и великана Глюма, жаждущего сразиться с Ланцелотом, до бессмертного Некто, запросто демонстрируют чудеса, увеличиваясь и уменьшаясь в размерах или открывая заурядному полисмену глаза на явление метемпсихоза – помогая вспомнить себя в прошлых жизнях и прервать замкнутый круг. Мысли материальны, а воображение – обладает мощнейшим созидательным началом. Вот только и пресловутые силы реакции не стоят на месте! По-своему гениальной находкой губернатора стало в ответ на свифтовскую театрализацию собственного бытования, в которой мистификация тесно переплетена с истиной, пригласить… публику. Становится не по себе, когда свежеиспечённые йеху с сытыми и безучастными лицами взрываются аплодисментами в тот момент, когда доктор кричит в отчаянии: «Это же кровь! Настоящая кровь!»

Как всякое талантливое произведение искусства, «Дом, который построил Свифт» затрагивает многие важные темы, провоцирует на размышления2, вызывает самые неожиданные ассоциации. Но сегодня лента Марка Захарова видится особенно ценной3 в свете постыдных событий «перестройки», когда такие вот йеху одержали верх.

__________
1 – Куда там французу Алену Роб-Грийе!
2 – Особенно тех, кто, не в пример Симпсону, не объявляет умные книжки скучными, соглашаясь разве что посмотреть картинки в версии, адаптированной для детей.
3 – И, заметим, куда ценнее поспешных и подчас – безапелляционных выводов, прозвучавших в притче «Убить Дракона» /1988/.

1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».

Наверное, из всех фильмов Марка Захарова, «Дом, коорый построил Свифт» является самым трудным для восприятия. Он местами сумбурен, местами просто непонятен. Но, в общем и целом, фильм представляет собой очередной философский трактат, изложенный языком синематографа.
Это не коммедия. Это далеко не коммедия. Да, под её маской, но это драма. Драма человека, легнды, всего общества.
Приведу пару строк из песенки, звучащей в фильме:
«. Но опять линяет краска, и опять спасает маска, а за ней ещё одна… » — это как описание данного фильма, в общем же о творчестве Марка Захарова может рассказать другая строка из этой песни:
«. никогда не до конца… проступает изначальный чистый замысел творца. «

Выборка фильмов из базы данных:

Источник

Дом, который построил Горин (заметки о фильме «Дом, который построил Свифт»).

Я очень любил (и сейчас люблю) фильм Марка Захарова по сценарию Григория Горина «Тот самый Мюнхгаузен».  Поэтому я не смог смотреть ни «Формулу любви», ни «Дом, который построил Свифт», когда эти фильмы вышли на экран в бывшем СССР: они мне казались очень слабыми по сравнению с «Мюнхгаузеном». «Формулу любви» я выключил ещё в самом начале (но потом, через несколько лет, всё-таки посмотрел), а «Дом…» досмотрел до конца первой серии и больше уже не смотрел ни разу. Должен отметить, что тогда я не интересовался биографией Свифта, и потому многие моменты фильма были мне непонятны. Да и слишком многое меня в нём раздражало: слабая режиссура, затянутость многих сцен, нелепые музыкальные номера и т.д. и т.п. Но один фрагмент из рассыпчатой мозаики фильма мне запомнился: судьба полицейского, которому арестованный актёр помогает «вспомнить» его предыдущие жизни. Оказалось, что и во всех своих предыдущих реинкарнациях он всегда был полицейским-охранником. Огорчённый этим неожиданным открытием, полицейский решает переломить свой рок и выпускает арестованных артистов, за что получает смертельную пулю от своего напарника. Помню, что тогда я оценивал этот сюжет исключительно с точки зрения индивидуальной судьбы этого «вечного» охранника: сюжет был трагически-забавным, но не более.
Недавно я пересмотрел «Дом, который построил Свифт», лучше подготовившись на этот раз: — прочитав краткую биографию Свифта. И хотя я стал лучше понимать запутанные отношения Свифта с двумя юными его воспитанницами, общее моё отношение к фильму не изменилось: всё, что раздражало меня раньше, раздражало и на этот раз. Но тот самый сюжет с полицейским, которым завершается первая серия фильма, снова привлёк моё внимание. Я подумал, что его можно интерпретировать и в более обобщённом виде: как призыв освободить советское искусство (представленное в фильме арестованной актёрской труппой) от уз цензуры, для чего представители власти, держащие его под замком, должны ослушаться вышестоящих инстанций, хоть это и может привести к жертвам (искусство, как известно, требует жертв). Подумав ещё немного, я пришёл к ещё более широкому обобщению: а не хотел ли автор сценария Горин этим эпизодом обрисовать всю историю Российского государства, которое всегда было по сути своей полицейским, и подтолкнуть понимающего зрителя к той простой идее, что изменить судьбу России можно будет только тогда, когда её «сторожевые псы» перестанут нести свою службу и выпустят пленников системы на волю (пусть даже ценой ожидаемых жертв)? Я даже удивился тому факту, что советская цензура не вырезала тогда весь этот эпизод из фильма. Потом вспомнил, что книга Чернышевского «Что делать?» начинается как любовный роман, и что на уроках литературы нам объясняли, что Чернышевский сделал это сознательно, рассчитывая, что цензоры, сочтя роман таковым, не станут читать его дальше и не доберутся до его реального содержания. Не применил ли Горин тот же приём: наполнил сюжет многочисленными деталями взаимоотношений Свифта с женщинами, а самый главный эпизод – с раскаявшимся полицейским – «спрятал» в самой середине фильма? Проиграв в уме все эти варианты, я решил проверить – а есть ли доказательства этому в сценарии, или я всё это придумал сам для себя без всякого на то основания? Ведь, действительно, эпизод этот в фильме довольно краток и вначале идёт точно по написанному сценарию (пропускаю начало их диалога):
    Рыжий констебль. Вспомнить прошлую жизнь… Значит, мы остановились на
том, что я стою на рыночной площади возле тюрьмы…

    Некто. Это уже при короле Георге?

    Рыжий констебль. Да.

    Некто. Ну, и вспоминайте дальше…

    Рыжий  констебль (закрыв  глаза). Потом  мне, стало быть,  тридцать…
Двадцать… Я женюсь на Полли.

    Некто. В прошлой жизни вы тоже женились на Полли?

    Рыжий констебль (мучительно напрягая память). Получается так. Только та
Полли  была  помоложе… И не такая толстая…  Она больше похожа на  Кэтти,
одну девицу, с  которой у меня было кое-что, когда я ездил к родственникам в
Манчестер…

    Некто. Не отвлекайтесь. Вспоминайте сосредоточенно. Вот вам двадцать, и
вы женитесь  на Полли, похожей на Кэтти, потом вам десять, потом вам пять…
четыре…  три… два… один…  Вы в утробе… Назад!  Назад!.. И вот вы в
своей позапрошлой жизни…

    Рыжий констебль. Это еще, значит, уже при короле Эдуарде?

    Некто. Да. Вспомнили что-нибудь?

    Рыжий констебль (испуганно). Вспомнил.

    Некто. Что?

    Рыжий констебль. Стою возле тюрьмы на рыночной площади…

    Некто. Не путаете?

    Рыжий констебль. Нет. Точно… Стою на посту, охраняю тюрьму.

    Некто (печально). Да. Я так и думал.

    Рыжий констебль. Что это значит, сэр?

    Некто. Нет смысла вспоминать дальше, Джек…  Боюсь, что картина будет
одна и та же:  время станет меняться, а  вы  все  будете стоять  на посту на
рыночной площади…

    Рыжий констебль (чуть обиженно). Почему?

    Некто. Очевидно, такова ваша судьба, Джек.

    Рыжий констебль. Это очень обидно, сэр.

    Некто. Что тут поделаешь…

    Рыжий констебль. Это очень обидно,  сэр… Я предполагал, что в прошлой
жизни мне не пришлось быть  каким-нибудь  важным  лордом или деканом,  вроде
нашего Свифта, но с другой стороны… За что ж так со мной?.. Стою и стою, и
ничего не меняется…

А вот теперь – текст сценария, который в фильм не вошёл (и который подтверждает правоту моего первого предположения о более общем характере этого эпизода, чем то, что было оставлено в фильме):

    Некто. Извините, Джек, но в этом вы сами виноваты…

    Рыжий констебль. Я?

    Некто. Разумеется.  Что  вы  сделали  для того,  чтоб  хоть  чуть-чуть
изменить свою судьбу? Был  ли  в  вашей  прошлой жизни хоть один решительный
поступок?.. Вы всегда охраняли тюрьму… И при Георге… И  при Эдуарде… И
при Генрихе…

    Рыжий констебль. Но ведь в тюрьмах сидят разбойники!

    Некто.   Это  как  посмотреть,  Джек.  Робин  Гуд  был  разбойником,  а
впоследствии стал героем. Жанна д’Арк— еретичкой, а через сотню  лет она —
святая… И  только вы, Джек, тупо стережете замки тюрьмы из века в  век, не
раздумывая и не размышляя! Вот и сейчас чем вы заняты?

    Рыжий констебль. В каком смысле?

    Некто. Ну, чем вы сейчас здесь заняты? Для чего поставлены?

    Рыжий констебль. Сторожить…

    Некто. Значит, через  сотню  лет, если вам  вдруг  захочется  освежить
память об этом дне, что вам суждено припомнить? А ничего хорошего.  Вы снова
стоите и сторожите безвинных людей, которых упрятали за решетку…

    Рыжий констебль. А за что они вас посадили?

    Некто. За что сажают  в Ирландии?.. За что угодно… Меня — за то, что
вечно живу… Скажите, Джек, разве это преступление?

    Рыжий констебль угрюмо задумался.

    Доктор (Свифту). Извините, сэр, я вынужден вмешаться… Такие разговоры
опасны… Поверьте, я не новичок в психиатрии…
    — Т-сс!

    Этот  звук раздался  откуда-то  сзади.  Доктор  испуганно  обернулся  и
увидел, что сзади стоят несколько горожан и прикладывают палец к губам.

    — Т-сс!

    Рыжий констебль вновь подошел к решетке фургона.

    Рыжий констебль. Господин Некто.

    Некто. Я здесь, Джек.

    Рыжий констебль. Господин Некто, скажите, как далеко это зашло?

    Некто. Что именно?

    Рыжий констебль. С какого времени я охраняю тюрьмы?

    Некто. Этого я не знаю, Джек. Вспоминайте сами.

    Рыжий констебль. Но ведь вы говорите, что живете несколько тысяч лет.

    Некто. Да.  Это так. Но я не обязательно должен был встречаться с вами.
Что вас волнует? Средние века? Нашествие норманнов?!

    Рыжий констебль. Тридцать третий год…

    Некто. Что?

    Рыжий  констебль. Тридцать  третий  год  от  Рождества, год  распятия!
(Переходя  на  шепот.) Я  набожный  человек, сэр.  Я прощу  себе  все, кроме
этого…  Вспомните. Тридцать третий год.  Иерусалим…  Городская тюрьма…
Стражники выводят Иисуса из тюрьмы…

    Некто. Бог с вами, Джек, я этого не помню…

    Рыжий констебль. Зато другие помнят… У нас в соборе расписан купол…
Там  есть   и  такая  картина…  Его  ведут   связанного…   Рядом  толпа,
легионеры…  А справа  на посту стоит стражник… Рыжие усы…  Веснушки…
Уши торчат… (Заскрежетал зубами.)

    Некто. Образумьтесь, Джек! Это были не вы!

    Рыжий констебль (в отчаянии). А кто же?

    Некто. Уверяю вас. Это был другой человек…

    Рыжий  констебль. Тогда почему я помню, как все было? Явственно помню,
словно  случилось это вчера… Помню, как вывели Его, как  орала толпа, «как
воины, раздевши Его, надели на  Него  багряницу, и, сплетши  венец из терна,
возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку  трость, и, становясь перед
Ним  на колени, насмехались над Ним,  говоря — радуйся…» А я стоял рядом.
Вооруженный. Смотрел… И пальцем не пошевелил, чтоб спасти невинного…

    Некто. Вы ошибаетесь, Джек!..

    Рыжий  констебль. Нет,  сэр! Теперь я понимаю, что  это  был я.  И вот
откуда  началась моя  судьба!!!  И повторяться  ей несчетное количество раз,
если б  вы, сэр,  не  научили меня вспоминать… А  теперь  я должен  что-то
изменить… (Полез за пояс, достал ключ, начал открывать замок решетки.)

Дальше сценарий совпадает с фильмом. Как видно, мои фантазии про обобщённый образ российской истории зашли слишком далеко. Горина понесло совсем в другую сторону – в христианскую апологию. При этом он «перекраивает» историю Вечного Жида в историю Вечного Охранника.

    Доктор (выбежав из укрытия). Что вы делаете, сержант?

    Рыжий констебль (выхватив пистолет, навел на  Доктора). Не подходить!!
Я, сержант Джек, считаю этих людей невиновными и дарую им свободу…

    Вбегает Черный констебль.

    Черный констебль. Джек, что ты делаешь? Рехнулся?!

    Рыжий констебль (наводя на него пистолет). Не подходи! Я, сержант Джек,
выпускаю этих людей…

    Черный констебль. А что я скажу судье?!

    Доктор. Констебль! Вас накажут!! Вас сурово накажут!!

    Черный констебль. Нам грозит трибунал, Джек… Одумайся!

    Рыжий  констебль. Ты сам  одумайся… Вспомни!  Сходи в храм, посмотри
картину — не найдешь ли свою рожу среди легионеров?..

    Черный констебль. Каких легионеров? Он совсем свихнулся!

    Рыжий  констебль (актерам). Я  вас отпускаю! (Вставил  ключ в  замок,
повернул.)

    Черный констебль. Стой!  (Неожиданно  выхватил пистолет,  выстрелил  в
Рыжего констебля.) Извини,  Джек!  Но  это  — мой долг!  Я —  на  службе!
(Кричит.) Тревога! (Убегает.)

    Рыжий констебль пошатнулся, упал на руки Доктора.
    Из фургона вышел Некто, склонился над констеблем.

    Рыжий  констебль. Ну, вот и все,  сэр…Видите, как просто…  Теперь у
меня все будет по-другому?..

    Некто. Конечно,  Джек.  Все по-другому.  Теперь пошел новый  отсчет…
Совсем новый…

    Рыжий констебль (умирая). Нет, сэр… Совсем  новый не обязательно…
Пусть Полли повторится… и Кэтти…

    Некто. Конечно. Пусть повторятся…

    Рыжий констебль. Но финал пусть будет другой.

    Некто. Конечно, Джек.  Другой… Теперь у вас всегда  будет спокойно на
душе… И вы будете всегда видеть такое синее-синее небо… Как сейчас…

Понятно, что тогда вся это прохристианенная часть в фильм войти не могла. Я не знаю, зачем Горин её включил: было ли это естественным проявлением его собственной натуры, или он просто считал, что объяснять что-либо русскому населению про мораль эффективнее всего через образ Христа? Могу только отметить, что этот приём для него не случаен: в фильме «Убить дракона», где он также был сценаристом, рыцарь Ланцелот перед поединком с Драконом вдохновляется образами христианских святых (у Шварца этого, естественно, нет). Меня тогда это очень возмутило, и фильм мне не понравился (по многим параметрам, но в том числе и по этому). Так или иначе, но дом, который строил Горин, был в значительной степени христианским, что, насколько мне известно, гармонировало с его творческим окружением. По счастью, «Мюнгхаузена» это не коснулось.

                                                                                                          Д.Г. 2018

Источник

Читайте также:  Бригада строителей построит дом с нуля